Меню Рубрики

Вербальное и невербальное общение с пациентом. Невербальные аспекты в работе врача: как читать жесты и мимику пациента? Общение руководителя с подчиненными как обмен информацией: коммуникативная сторона общения, основные коммуникативные барьеры в

Каждый, кто хоть раз был на приеме у врача или психотерапевта, знает, что результат визита во многом зависит от обмена невербальными сигналами в ходе самого визита. В этом разделе мы рассмотрим четыре аспекта, связанных с лечением физического или психического недуга, в которых особенно важна невербальная коммуникация.

  1. Распознавание болезни. Как клиницисты-профессионалы распознают разные заболевания, в частности депрессию?
  2. Диагноз. Правильные ли выводы делает клиницист о проблемах, состоянии и перспективах больного?
  3. Терапия. Способен ли клиницист помочь больному решить его/ее проблемы и поддержать его физическое и психологическое состояние на хорошем уровне?
  4. Отношения. Возникли ли между клиницистом и пациентом позитивные и доверительные межличностные отношения?

Для достижения каждой из этих целей невербальные сигналы чрезвычайно важны. Что касается распознавания болезни, изучение невербального поведения и навыков может помочь исследователям в создании теорий о природе данного заболевания. Невербальное поведение может быть одним из симптомов болезни. Например, одним из симптомов депрессии служит выражение печали, а одним из симптомов шизофрении — ненадлежащее невербальное поведение. Точно так же одним из симптомов аутизма является неспособность страдающих им людей делать выводы о том, что происходит в голове другого человека; следовательно, неспособность правильно оценить проявления эмоций будет одним из определяющих симптомов этого недуга. Многие люди с психическими заболеваниями, включая депрессию, шизофрению, алкоголизм (Philippot, Kornreich, & Blairy) и аутизм (McGee & Morrier), оценивают смысл невербальных сигналов менее точно, чем испытуемые из контрольной группы. В настоящее время нет ясности, в какой мере неспособность декодировать невербальные сигналы, столь очевидная у людей, страдающих этими недугами, связана исключительно с природой их заболеваний, а не является следствием других факторов, в частности общего дефицита когнитивных способностей, отсутствия должной мотивации, необходимой для того, чтобы сосредоточиться на выполнении экспериментальных заданий, или результатом приема лекарственных препаратов. Чтобы однозначно ответить на этот вопрос, нужны дополнительные исследования, включающие приемлемые контролируемые задания наряду с тестами невербальной чувствительности.

Невербальные признаки важны также и для диагностирования болезни практикующими врачами. Работа врача и психотерапевта требует специальных знаний и когнитивных навыков, приобретаемых в процессе обучения и тренинга; однако основная часть их работы приходится на межличностное общение. Клиницисты и пациенты преимущественно разговаривают друг с другом, и терапевтическое воздействие осуществляется именно посредством речи. Понятно, что невербальное поведение — критически важный компонент этого взаимодействия.

Обычно врач обращает внимание на невербальные признаки, которые способны пролить свет на проблемы больного и на течение болезни. Во время визита к психотерапевту его способность «читать» признаки эмоций, особенно тех эмоций, которые небыли выражены вербально, которые лишают пациента душевного покоя или отрицаются им, играет главную роль. Принимая больного, врач настроен на восприятие тех поступающих от него эмоциональных и психологических сигналов, которые могут быть причиной или следствием его физического стояния. Например, после инфаркта пациент может оказаться в состоянии депрессии.

Многие исследователи изучали связь разных невербальных проявлений и психических расстройств. Например, была доказана валидность опущенного взгляда и замедленной реакции — стереотипного представления о поведении людей, находящихся в состоянии депрессии. Показано также, что таким больным присущи снижение общей подвижности, пониженная экспрессивность, они менее разговорчивы, меньше жестикулируют и реже улыбаются, избегают зрительного контакта; у них запинающаяся речь и они неспособны выражать эмоции.

Для некоторых форм шизофрении характерен чрезвычайно невыразительный и монотонный голос; по сравнению с испытуемыми из контрольной группы у них наблюдается едва заметная активация лицевой мышцы, вызывающей сморщивание кожи (с этой мышцей связано положение бровей, свидетельствующее о том, что человек испытывает печаль), даже тогда, когда им демонстрируют позитивные стимулы (Krig & Earnst). К другим невербальным признакам шизофрении относятся малоподвижное лицо, неуместные проявления аффекта, частые прикосновения к себе и избегание зрительных контактов с окружающими. Некоторые формы невербального поведения однозначно свидетельствуют об аутизме и о родственном с ним состоянии, которое носит название синдрома Аспергера, в первую очередь это избегание визуальных контактов, а также более редкие улыбки и жесты (McGee & Morrier).

Другой иллюстрацией использования невербальных проявлений в диагностических целях служит выявление боли. Исследователи определили сочетания лицевых признаков, характерные для болевых ощущений разного происхождения как у взрослых, так и у детей (Patrick, Craig, & Prkachin; Prkachin). К распространенным индикаторам боли относятся опущенные брови, сузившиеся глаза, приподнятые щеки, приподнятая верхняя губа и сморщенный нос. Анализ этих признаков может дать информацию, которую невозможно получить от самих пациентов. Например, больные, страдающие хронической или острой формой височно-нижнечелюстных нарушений и испытывающие боль при движении челюсти, творят о том, что страдают от этой боли одинаково, однако лицевые индикаторы свидетельствуют о том, что хроники испытывают более сильную боль и когда предоставлены сами себе и когда им делают болезненные процедуры (LeResche, Dworkin, Wilson, & Ehrlich). Невербальные лицевые признаки позволяют также отличить человека, который действительно испытывает боль, от симулянта (Prkachin).

Известны также формы невербального поведения, которые ассоциируются с личностями типа А (то есть с людьми, более подверженными инфаркту миокарда): громкая и быстрая речь и другие проявления, свидетельствующие об агрессивности. Действительно, результаты многих исследований говорят о том, что агрессивность — предвестник инфаркта. Результаты недавно проведенного исследования показывают, что мимические выражения, закодированные в соответствии с Системой кодирования лицевых движений, связаны с транзиторной ишемией, заболеванием, при котором к сердечной мышце поступает недостаточное количество крови, что может вызвать серьезные и даже фатальные последствия. Интервью со здоровыми мужчинами и с мужчинами, страдающими ишемической болезнью, записывали на видеопленку и выполняли необходимые физиологические измерения. Оказалось, что больные ишемией продемонстрировали больше мимических выражений, свидетельствующих о гневе, и больше неискренних улыбок, чем здоровые мужчины (Rosenberg, Ekman, Jiang, Babyak, Coleman). Результаты, подобные этим, могут повлиять на лечение таких пациентов.

В процессе обучения будущих врачей и психотерапевтов все более заметное место отводится приобретению ими знаний о коммуникационных факторах. Тем не менее они, как правило, получают явно недостаточную подготовку в том, что касается общения с пациентами, включая и распознавание состояния, в котором находится больной, с помощью посылаемых им невербальных сигналов. Понятно, что врачам нужны такие знания. Однако очень важно, чтобы врачи не только замечали невербальные сигналы, посылаемые пациентами, но и умели правильно интерпретировать их. Известно об исследовании, в котором профессора-хирурги ошибочно делали вывод о недостаточной подготовке студентов, если те во время устного экзамена отводили взгляд в сторону. Важно замечать невербальные сигналы, но еще важнее — правильно интерпретировать их и уметь не обращать на них внимания, если в данный момент наибольшее значение имеет то, что пациент выражает словами.

Невербальные признаки можно также использовать в качестве источника информации о результативности лечения. Так, в результате психотерапевтического воздействия могут измениться звучание голоса, улыбки, движения и другие формы невербального поведения (Ellgring & Scherer; Ostwald).

До сих пор мы говорили о том, как могут использовать невербальные сигналы врачи и психотерапевты. Но пациенты тоже наблюдают за ними, желая увидеть признаки понимания, интереса, симпатии или антипатии или обрести спокойствие.

Невербальное поведение терапевта может способствовать установлению хороших, доверительных отношений и полноценному обмену информацией, то есть так называемого «терапевтического альянса», но может и привести к тому, что пациент почувствует себя обделенным вниманием и непонятым. И пациенты, и врачи могут с определенной, хотя и не очень высокой, точностью судить о том, насколько они симпатичны друг другу, что может иметь далеко идущие последствия (Hall, Ног- gan, Stein, & Roter). Согласно результатам этого исследования, пациенты, к которым врачи относились с меньшей симпатией, были меньше удовлетворены общением и чаще задумывались о том, чтобы сменить врача. Больные больше удовлетворены общением с докторами и считают, что те проявляют к ним симпатию, если они смотрят в глаза, наклоняются к ним, кивают головой, подходят близко и разговаривают участливым, энергичным голосом. Иногда наилучшие результаты приносят некоторые комбинации этих форм невербального поведения. Гак, показано, что более всего пациенты были удовлетворены, когда негативные интонации врача сочетались с его позитивными словами (Hall, Roter, & Rand). Иногда невербальное поведение врачей может свидетельствовать о непростых отношениях с пациентами. У хирургов, на которых чаще подавали в суд, были голоса, позволявшие предположить у них склонность к доминированию.

Пациенты врачей, способных понимать смысл невербальных сигналов, более удовлетворены общением с ними и не пропускают визитов (DiMatteo, Taranta, Friedman, & Prince; DiMatteo, Hays, & Prince). Авторы этих исследований показали также, что у врачей, которые при выполнении постановочного задания более точно продемонстрировали невербальные признаки эмоций, были более удовлетворенные и покладистые пациенты. Пока что мы не знаем, как эти врачи используют свои хорошие невербальные навыки во время общения с пациентами, но можно предположить, что они умеют выразить симпатию, создать доверительную атмосферу и обратить внимание на те проблемы больного, о которых он промолчал.

Сегодня будущие врачи знают, насколько важны хорошие отношения с пациентами. Считать, что врачи и пациенты лишь исполняют хорошо заученные роли или что врачи — это когнитивные машины, «выдающие на гора» профессиональное поведение, не испытывая при этом никаких чувств, — заблуждение. Между клиницистами и пациентами всегда складываются отношения; они могут быть строго официальными, но все равно это отношения. Поэтому все, что нам известно о роли невербального поведения в формировании симпатии, установок, впечатлений, взаимопонимания, эмоций и убеждения, имеет к ним самое непосредственное отношение.

Введение 3
Глава I. Понятие невербальных коммуникаций 6
Глава II. Типы и виды невербальных коммуникаций 9
2.1. Фонационные средства 9
2.2. Оптико-кинетические средства 12
2.3. Знако–символические средства 18
2.4. Тактильные средства 20
2.5. Пространственно–временные средства 23
Глава III. Роль невербальных коммуникаций в медицине 26
3.1. Специфика профессионального общения26
3.2. Специфика межличностной коммуникации в профессиональной деятельности медработника 28
3.3. Наличие коммуникативных барьеров 29
3.4. Феномен коммуникативного влияния 30
3.5. Существование вербального и невербального уровней передачи информации 31
Заключение 35
Библиография 37
Приложение 39

Введение

Человек ведет социальный образ жизни, поэтому его невозможно представить внеобщества. Для любого человека важно наладить контакт с собеседником. Коммуникация - это передача информации от человека к человеку - специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно - трудовой деятельности. Без сомнения, знание законов помогает людям общаться друг с другом. Но не следует забывать, что, по данным антропологов и этологов, информация, передаваемая словами,составляет лишь около 7% от общего объёма информации, получаемой человеком, тогда как на долю невербальных сигналов приходится 93%.
Актуальность данной темы курсовой основана на том, что врач должен хорошо разбираться в психологии пациента. Удовлетворенность больного лечением в большой степени зависит от того, было ли общение с врачом положительным. Пациент всегда будет искать сочувствия и уважения в глазахврача. Он хочет свободно выражать свои мысли и быть уверенным в конфиденциальности беседы. Так как жесты, положение тела и выражение лица наиболее полно отражают состояние, мысли, чувства человека, то врач должен уметь пользоваться языком телодвижений и не только читать своего пациента, но и с помощью инструментов невербального располагать к себе пациента. Например, осанка передает уверенность, направляятело к пациенту, показываем заинтересованность, играет важную роль расстояние: нельзя находиться слишком близко к больному. Многие пациенты из-за боязни или нежелания говоритьо своей болезни скрывают эмоции, но если врач умеет правильно интерпретировать выражения лица и мимику, то он сможет их распознать.
Объект работы - процесс невербального общения между людьми, в частности между медицинскимработником и пациентом.
Предмет курсовой работы - содержание, виды, основные элементы, специфика невербальных коммуникаций.
Цель данной курсовой работы - раскрыть сущность невербальных коммуникаций и их значение для медицинских работников.
Исходя из цели данной курсовой работы, можно выделить следующие задачи:
1. изучить работы ученых, занимающихся исследованиями невербального общения;
2.проанализировать и объяснить значение основных элементов невербальной коммуникации;
3. раскрыть актуальность данной темы.
При написании работы в основном рассмотрены следующие труды: М.Л. Бутовская «Язык тела: природа и культура» (М., 2004), Десмонд Моррис «Библия языка телодвижений» (Пер. с англ. М., 2009) и Г. Крейдлин «Невербальная семиотика: язык тела и естественный язык» (М., 2002).
М.Л. Бутовская всвоей книге впервые и наиболее полно в отечественной научной литературе дает обзор эволюционных основ невербальной коммуникации человека. В книге изложены самые современные теории эволюционной психологии и приведены материалы, полученные в последние годы отечественными и зарубежными специалистами, в том числе и лично автором книги. Значимость этого издания в первую очередь в том, что это фактическиединственная русскоязычная научнодостоверная книга, посвященная этологии человека. Каждая обсуждаемая идей подкрепляется множеством фактов, книга обильно иллюстрирована и снабжена большим списком литературных источников.
Десмонд Моррис, сочетая научный подход с ясным изложением, подробнейшим образом останавливается на каждом из многочисленных типов скрытых знаков тела,...

Цель: познакомиться с вербальными и невербальными средствами общения.

В результате освоения данной темы студент должен

знать: значение речи и языка; функции речи; виды речи;

невербальные средства общения: экстра- и паралингвистические, оптико-кинетические (жестика, мимика, пантомимика), такесика, проксемика, визуальное общение;

уметь : использовать знания в области вербального и невербального общения при организации межличностных отношений, прогнозировать поведение собеседника; применять теоретические знания при выполнении заданий по изучаемой теме; пользоваться психологическими методиками по самодиагностике; применять сформированные компетенции в процессе планирования, организации и осуществления своей будущей профессиональной деятельности.

Информационный материал

Важнейшим достижением человечества, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, является речевое общение.

Когда мы пользуемся языком для передачи информации, то он становится речью. Поэтому речь и язык тесно связаны между собой, это два аспекта единого целого. Речь – это деятельность общения (выражения, воздействия, сообщения) с помощью языка. Речь – это язык в действии, или вербальная коммуникация.

В качестве средств вербальной коммуникации выступают слова. Слова употребляются нами по-разному: мы можем произнести их вслух, про себя, написать, обозначить особым жестом.

Речь может демонстрировать истинное лицо человека порой вопреки его воле. С детства мы усваиваем не только родной язык, но и язык своего времени, своей социальной группы, своей семьи, всего нашего окружения.

В зависимости от того, как мы используем слова, а также от условий, в которых протекает общение, выделяют различные виды речи (рисунок 1).

Внутренняя речь – это речь для себя. Попробуйте проследить за тем, как вы решаете задачу на уроке. Ведь никто не слышит ваших рассуждений. Вы сами с собой размышляете, какой путь решения выбрать, что на что умножить или поделить, а в конце предлагаете себе сравнить то, что получилось, с результатом у товарища или заглянуть в ответ. Отличительная черта этой речи в том, что она не слышна другим и понятна только одному человеку – вам.

Внешняя речь – ее еще называют устной, слышимой речью – это уже речь, предназначенная для людей, находящихся рядом с вами. Обычно собеседники хорошо видят друг друга или находятся на таком расстоянии, что могут услышать сказанные слова, что накладывает отпечаток на характер речи. При изменении условий, например при разговоре по телефону, характеристики речи обычно меняются (она становится более краткой, менее обстоятельной и т.п.), особенно значительно изменяется характер речевого общения при теле- и радиовещании, когда слушающий не имеет возможности подать реплику и получить на нее ответ.

Диалогическая речь , которую также называют разговорной, поддерживается взаимными репликами собеседников. Обычно она не полностью развернута, так как многое или вытекает из того, что было сказано раньше, или заранее известно говорящим, или очевидно из имеющейся ситуации. О разных формах диалога речь пойдет в последующих разделах данного пособия.

Монолог произносится одним человеком при обращении к другому или многим людям. Монологическая речь сложна по своему строению: она продолжается достаточно долго, не перебивается репликами других и требует предварительной подготовки. Здесь необходимо строго придерживаться последовательности, логики и грамматической правильности высказывания. При подготовке такая речь нередко неоднократно проговаривается,отбираются нужные слова и предложения и часто план устной речи письменно фиксируется.

Рисунок 1. Виды речи

Письменная речь появилась намного позднее устной. Под письменной понимают речь с использование письменных знаков. Благодаря письменной речи люди получили возможность хранить накопленные человечеством знания и передавать их новым поколениям.

Речь - это орудие мышления. Ее важнейшей функцией яв­ляется обобщение . Данная функция обусловлена тем, что каждое слово уже обобщает, и это позволяет реализоваться мышлению. Благодаря речи человек может планировать свои действия и решать мыслительные задачи. Степень обобщенности понятий и суждений является значимым элемен­том в мыслительной деятельности и в передаче знаний. Другой функцией речи является общение .

Общение включает вербальные и невербальные каналы передачи информации. Невербальный язык менее контролируем сознанием, чем вербальный, поэтому он и более достоверный. Если информация, поступающая по невербальному каналу, противоречит информации, полученной по каналу вербальному, то верят невербальным средствам общения, поскольку они обусловлены подсознанием.

Выделяются такие виды невербальных средств общения, как:

1) кинесика изучат внешнее появление человеческих чувств и эмоций:

- мимика – движение мышц лица

- жестика – жестовые движения отдельных частей тела

- пантомимика – моторику всего тела: позы, осанку, походку

- визуальный контакт (взгляд)

2) просодика (интонация, темп, тембр речи; сила голоса, его высота, тембр, дикция) и экстралингвистика (пауза, вздох, смех, плач, кашель) – ритмико-интонационное оформление речи

3) такесика – прикосновения в ситуации общения: рукопожатия, поцелуи, дотрагивания, поглаживания, отталкивания и проч.

4) проксемика – расположение людей в пространстве при общении. Основатель проксемики Э. Холл предложил особую методику оценки интимности общения на основе изучения организации его пространства:

интимная зона (до 45 см) соответствует отношениям близких друг другу людей, в эту зону разрешается проникнуть тем, кто находится в тесном эмоциональном контакте (дети, родители, влюбленные, близкие друзья и родственники). Может встречаться в спорте, балете, где имеет место соприкосновение тел партнеров;

личная зона (от 45 до 120 см) – для обыденного общения с хорошо знакомыми людьми, разговоров друзей с соприкосновением и без него;

социальная зона (от 120 до 400 см) – такое расстояние принято с людьми, которых мы не очень хорошо знаем, при официальных встречах с посторонними людьми;

публичная зона (более 4 м) – при общении с большими группами людей, например, лектор и слушатели.

Правильно выбранная дистанция задает тон дальнейшему общению.

С помощью зрения человек воспринимает больше информации, чем с помощью слуха. Большая часть информации – до 75% передается невербальными средствами общения. Многие жесты человека не фиксируются сознанием, но достоверно передают мысли, настроение, отношение человека к кому-либо или чему-либо.

Альберт Мерабиан, известный исследователь в области языка тела, утверждает, что важнейшую роль в общении играют три основных фактора, степень участия которых распределяется таким образом: что мы говорим – 7%, как мы говорим – 38%, язык тела – 55%.

Первый контакт с больным (цит. по Н.А. Магазанник «Искусство общения с больным». – М., 1991). Диагностический процесс для врача начинается уже с момента появления больного: его внешнего вида, походки, особенностей речи и т.п. Однако нельзя забывать, что и больной с первых мгновений оценивает врача. Разница в том, что если врач видит каждого пациента на фоне бесконечной вереницы больных, то для больного врач – человек необычный, уникальный, которому он вверяет свое благополучие, а то и жизнь. Поэтому он пытливо и с особым пристрастием изучает врача. Создающееся у него впечатление является фундаментом будущего психотерапевтического влияния. Вспомним известное изречение: «Если больному не стало легче после первой же встречи с врачом, то он был не у врача» (В.М. Бехтерев).

Как же вести себя, чтобы выдержать этот придирчивый экзамен с честью? Пожилому врачу в этом отношении легче, на него «работают» его стаж, седина, известность, звание: больной заранее готов отнестись к нему с доверием. Молодому врачу труднее, он должен преодолеть естественное подозрение в неопытности. Но не надо падать духом. Ведь больной не может оценить нашу компетентность, особенно при кратком общении; это доступно лишь профессионалу. Больной изучает своего врача прежде всего как человека: добр ли он, внимателен ли, участлив, спокоен или суетлив (ведь в любом деле мастера видно по его уверенности и неторопливости). Стало быть, оказать первоначальное благоприятное впечатление под силу и молодому врачу, если только он будет вести себя должным образом и помнить, что он подобен артисту на сцене: его внешность, жесты и слова постоянно, придирчиво анализируются и оцениваются больным.

Начнем с внешнего вида «по одежке встречают...». Больной, как правило, считает, что хороший врач целиком отдает себя профессии, у него нет времени и интереса следить за новинками моды; врач, по его мнению, должен быть одет скромно и просто. Кроме того, медицина всегда ассоциируется с чистотой да и вообще можно ли представить себе неряху мастером своего дела. Вот почему врач обязательно должен быть опрятен и чистоплотен. Это касается и одежды, и прически, и рабочего места. Еще Гиппократ советовал: «Мудрость должно усматривать следующим образом: если у кого нет изысканного и тщеславного украшения, ибо из одеяния – приличного и простого, сделанного не для излишнего хвастовства. а для доброй славы – вытекает серьезность и соответствие с самим собой как в мыслях, так и в походке. Каковы они по внешнему виду, таковы они и в действительности: не склонны к развлечениям, дельны, в собраниях людей серьезны...» Если молодой врач хочет ослабить недоверие больного к своей неопытности, он не должен потакать невинному желанию юности принарядиться. Все кричащее, бросающееся в глаза неуместно и должно остаться за стенами больницы....


Даже если вы торопитесь, ни в коем случае нельзя допустить, чтобы больной почувствовал это: на часы посмотрите при подсчете пульса, незаметно сократите расспрос и обследование до самых важных в данном случае пунктов, договоритесь с больным о повторном обследовании в более удобное время. Но если ситуация по-настоящему тревожна, то надо либо передать больного коллеге, либо полностью заняться больным, отказавшись от ранее намеченных визитов, отказавшись от ранее намеченных планов. Нельзя показывать больному своей усталости или недомогания, даже если усталость – результат бессонного дежурства, когда вы спасали жизнь не одному больному. Ведь теперешний ваш пациент также хочет получить не менее полноценную помощь, чем другие.

Во-вторых (см. материалы для дискуссии на практическом занятии), невербальные характеристики общения (поведения) могут помочь определить акцентуацию характера пациента, дать достаточно развернутую характеристику (прогноз) особенностей его поведения.

В – третьих , невербальные сигналы могут дать информацию о культурной среде и образе жизни, которые оказали формирующее влияние на личность пациента.

В-четвертых , ориентировка в сигналах невербальной коммуникации позволяет более надежно ориентироваться в состояниях пациента, фиксировать признаки скрываемого волнения, пессимизм в отношении перспектив лечения, неверие в свои силы и проч.

Среди выразительных движений различают непосредственные (первичные) и опосредованные (вторичные). Первичные движения связаны с рефлекторной реакцией непосредственно на физическое раздражение. Так, например, при взгляде на яркое солнце у нас обязательно сузится зрачок и сомкнутся веки. То же произойдет с глазами если мы станем припоминать, как в точности происходило какое-то важное событие. Во втором случае проявляются уже вторичные движения глазных мышц. ... Не принимайте реакции мимики на внешние раздражители за проявление внутренних психологических состояний.

Одно и тоже мышечное движение может иметь совершенно разные истоки. Любое суждение не должно быть сделано на понимании всего лишь одной отдельно взятой детали. Вывод можно строить только исходя из целостной ситуации, анализируя манеры, способы поведения человека в их совокупности. Не учитывать это правило – самая большая опасность в практическом применении полученных знаний о невербальной стороне общения. Не делайте выводов на основании одной детали, а рассматривайте проявления человеческого тела только в системе.

Понимание различных выразительных движений часто осложняется тем, что у большинства из нас сформировались определенные привычки, которые проявляются вместо «истинных» реакций. Например, если человек привык в кругу своих друзей сидеть закинув ногу на ногу, то он ведет себя так и в других ситуациях. Эта поза в данном случае не может служить показателем его внутреннего состояния. Не принимайте проявления, сформированные привычкой, за показатель состояния человека в данной ситуации.

Часто случается, что люди подсознательно демонстрируют движения, которые выражают состояние, обратное переживаемому ими в данный момент. То есть происходит защитная реакция в виде внешней компенсации. Так, бросающаяся в глаза агрессивность часто лишь маскирует известную беспомощность. Чем больше человек утверждает, что у него есть определенное качество, или пытается его продемонстрировать, тем меньше оно ему присуще в действительности.

Физические недостатки человека также могут осложнять понимание его те осложнять понимание его телесных проявлений. Прищуривание может быть обусловлено близорукостью, а вовсе не презрительностью; отворачивание лица при сообщении – стремлением повернуть здоровое ухо к собеседнику при ослабленном слухе, а не высокомерие. Не путать последствия физических недостатков с внешними проявлениями психических состояний.

Чрезвычайно важное значение в языке тела имеют и так называемые «мелочи», то есть малозаметные, почти невидимые проявления. Поскольку такие движения наименее поддаются контролю и сознательному подавлению, то именно они становятся самой ценной наградой внимательному наблюдателю. Например, мы беседуем с человеком, он проявляет, казалось бы, максимум заинтересованности, утвердительно кивает головой, и тут наш взгляд падает на его ноги. Хотя все тело обращено к нам, но носки ног (которые он абсолютно не контролирует), уже тихонечко повернулись к двери, – значит он на самом деле уже «вышел» из разговора с нами.

Поскольку мимика, жесты и т.д. «читаются» нами лишь подсознательно, то и выводы из них делаются тоже подсознательно.

Однако как сознательные существа мы можем и должны приобрести способность оценивать большинство жестов окружающих, прежде, чем на них отвечать. Тогда мы смогли бы не только лучше понимать людей, но сознательно пользоваться своими собственными сигналами тела, вызывая у других желаемую реакцию.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ ВРАЧА : НЕОБХОДИМОСТЬ ВЫНУЖДЕННАЯ ИЛИ ОСОЗНАННАЯ? Специальность врача относится к разряду публичных профессий, которые прежде всего связаны с авторитетом среди населения, их профессиональная успешность определяется привлекательным имиджем. Блез Паскаль писал о том, что есть два способа воздействия на людей: «способ убеждать» и «способ понравиться», отмечая при этом, что наиболее эффективный - последний. Эффект личного обаяния и влияние, которое врач оказывает на людей, являются...

2255 Слова | 10 Стр.

  • Методы общения

    Введение Общение в сестринском деле - одно из важных умений, необходимых для качественной деятельности медицинской сестры. Общение общение медицинской сестры с пациентом пациентов могут быть самые различные потребности...

    5489 Слова | 22 Стр.

  • 5 Психологические методы воздействия в психотерапии включают в первую очередь языковое общение

    методы воздействия в психотерапии включают в первую очередь языковое общение , которое, как правило, реализуется во время специально организованной встречи психотерапевта с пациентом или группой пациентов . Большое значение уделяется и средствам невербальной коммуникации. В общем виде в психологический инструментарий психотерапии входят такие средства и формы воздействия, которые могут влиять на интеллектуальную деятельность пациента , на его эмоциональное состояние и поведение. Классификация методов...

    2999 Слова | 12 Стр.

  • Культура речи врача

    Введение…………………………………………………………………………..3 1. Речь врача как показатель личностной культуры…………………………...4 2. Коммуникативная сторона профессионального общения врача с пациентом ………………………………………………………………………6 3. Речь врача как способ влияния на пациента ………………………………12 Вывод……………………………………………………………………………13 Список использованной литературы………………………………………14 Введение Самый конфронтационный вопрос, касающийся практикующих врачей - это их способность эффективно общаться с пациентами . Как и всякий этикет...

    2518 Слова | 11 Стр.

  • Общение как эффективное средство помощи пациентам в адаптации к изменении в жизни и в связи с имеющимися заболеваниями»

    ООАУСПО «Елецкий медицинский колледж» Специальности «сестринское дело» Тема: Общение как эффективное средство помощи пациентам в адаптации к изменении в жизни и в связи с имеющимися заболеваниями» Выполнили: Студент(ки)2курса...

    5209 Слова | 21 Стр.

  • Невербальные коммуникации в медицине

    Содержание Введение 3 Глава I. Понятие невербальных коммуникаций 6 Глава II. Типы и виды невербальных коммуникаций 9 2.1. Фонационные средства 9 2.2. Оптико-кинетические средства 12 2.3. Знако–символические средства 18 2.4. Тактильные средства 20 2.5. Пространственно–временные средства 23 Глава III. Роль невербальных коммуникаций в медицине 26 3.1. Специфика профессионального общения 26 3.2. Специфика межличностной коммуникации в профессиональной деятельности медработника 28 3.3. Наличие...

    7570 Слова | 31 Стр.

  • эффективное общение

    представление: -об общении , как средстве сестринской помощи Студент должен знать: − стили общения ; − виды общения ; − средства общения ; − факторы, способствующие или препятствующие общению ; − поддержание связи с пациентами , неспособными к вербальному общению . − страдающим снижением слуха, зрения; − критерии эффективного общения ; − шесть правил эффективного общения ; − 10 «да» и 10 «нет» терапевтического общения Самостоятельная работа: 1.Отработать организацию терапевтического общения . 2.Составить план...

    4442 Слова | 18 Стр.

  • Умение слушать – обязательное условие построения взаимоотношений с пациентом

    нерушимо связана с процессами и проблемами общения , как бы то ни было пронизывает профессиональную деятельность медработников на любом уровне. Индивидуальные особенности психики, эмоций пациента , в условиях лечебных взаимоотношений и взаимодействий приходят в соприкосновение с психологическими свойствами медицинского работника. Целью такого контакта является помощь, оказываемая пациенту . Как у пациента , так и медработника существуют собственные мотивы взаимодействия , медперсоналу при этом принадлежит роль...

    2496 Слова | 10 Стр.

  • Общение в сестринском деле

    Содержание: 1. Введение………………………………………………………………………3 2. Цель общения ………………………………………………………………...4 3. Средства общения ……………………………………………………………4 4. Виды общения ………………………………………………………………..4 5. Функции общения ……………………………………………………………5 6. Формы общения ……………………………………………………………...5 7. Структура общения в сестринском деле…………………………………...7 8. Уровни общения в сестринском деле……………………………………….8 9. Заключение…………………………………………………………………...

    2644 Слова | 11 Стр.

  • Общение в сестринском деле

    Специальность «Лечебное дело» Дисциплина «Теория и практика сестринского дела» (Тема) Общение в сестринском деле. Реферат Выполнил: студент группы ЛД – 141 Андрюшкина А. С. Проверил: Преподаватель...

    3736 Слова | 15 Стр.

  • Взаимоотношение врач-родственники пациента-пациент

    «Взаимоотношения: врач – родственники пациента пациент ». Выполнила:студентка 1 курса факультета общей медицины Группы: 140 ОМ Белгожина Айсулу Проверила: Шалабаева К.А. Астана, 2013 г План: Проблема взаимоотношений врача и родственников пациента Долг врача , как основная этическая категория Основные модели построения взаимоотношений: «врач пациент – родственники пациента » ...

    2817 Слова | 12 Стр.

  • уровни общения медсестры с пациентом при осуществлении ухода при онкологических заболеваниях

     Уровни общения медсестры и пациента в процессе осуществления ухода при онкологических заболеваниях. Содержание Введение………………………………………………………………….. 1.Теория общения в сестринском деле…………………………………. 2.Уровни общения медсестры и пациента в процессе осуществления ухода при онкологических заболеваниях……………………………………… 2.1 Уход за больными после брюшно-промежностных операций……. 2.2 Уход за больными с колостомой и двуствольным анусом………… 2.3 Уход за больными...

    6099 Слова | 25 Стр.

  • Общение в сестринском деле

    Реферат На тему: « Общение в сестинском деле» Выполнила: студентка группы - С111В Хашкулова Алена Мусовна Проверила: СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………………. 3 1.Особенности взаимодействия в лечебной деятельности………….... 5 1.2. Виды общения …………………………………………… …...

    3445 Слова | 14 Стр.

  • Психологические приемы врача. Умение вести беседу

    Оглавление Введение……………………………………………………..2-4 Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы психологических приемов врача ………………………………………………………….4-12 .1 Исторический подход к изучению личностных и профессиональных особенностей врача ………………………………………….4-6 .2 Специфика взаимоотношений больного и врача ……….7-12 Глава 2. Умение вести беседу………………………………12-20 Заключение…………………………………………………..20-21 Библиографический список………………………………...22 Введение В настоящее время состояние здоровья и нездоровья...

    3862 Слова | 16 Стр.

  • эффективное общение

     Реферат на тему: «Эффективное общение в сестринском деле» Выполнила студентка отделения «сестринское дело» Курс 1 группа 12(2) Медицинского колледжа (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «КФУ» им. Вернадского Маджарова Юлия Эффективное общение в сестринском деле Профессиональные отношения общения между медсестрой и пациентом - это отношения сотрудничества, основной задачей которых является достижение клиентом максимально хорошей способности управлять своей жизненной ситуацией и преодолеть...

    2022 Слова | 9 Стр.

  • общение с пациентами

    Введение…………………………………………………………………………………………………….….2 1.Общение с пациентом ………………………………………………………………………………..3 2.Конфиденциальность медицинской информации, полученной от пациента ………………………………………..………………………………………………………………5 3.Техника общения в медицине…………………………..…………………………………………………………………………6 Заключение……………………………………………………………………………………………..……16 Список литературы………………………………………………………………………………..……..17 Введение Данный реферат посвящен общению с пациентами . "Психологические врачевания, - говорит академик...

    1270 Слова | 6 Стр.

  • Взаимодействие вербальных и невербальных средств в передаче информации

    Введение 1. Общение как средство передачи информации 2. Вербальное общение 3. Невербальное общение 4. Взаимодействие вербальных и невербальных средств коммуникации 4.1. Фонационные средства 4.2. Кинесические средства 4.3. Социальная дифференциация и варьирование невербальных коммуникаций - Заключение - Список используемой литературы Введение. Говоря о взаимодействии вербальных и невербальных средств коммуникации, мы подразумеваем их использование в процессе общения , обмена информацией. Общение является...

    3020 Слова | 13 Стр.

  • МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ СОТРУДНИКА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ КОМПАНИИ В СИСТЕМЕ ОТНОШЕНИЙ ПРОВИЗОР-ПАЦИЕНТ

    характерные особенности 1.2. Коммуникация как процесс Глава 2. КОММУНИКАЦИИ В АПТЕЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 2.1. Определение коммуникативной функции 2.2. Особенности коммуникаций в аптечной организации 2.3. Результаты проведённого опроса 2.4. Модели общения провизора (фармацевта) с посетителями аптек ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЕ Введение Среди проблем теоретической медицины и практического здравоохранения, связанных с профессиональной деятельностью провизоров и...

    9319 Слова | 38 Стр.

  • Психология. Невербальная коммуникация

    РЯЛ_14) Понятие невербальной коммуникации. Общая характеристика основных структур (видов) невербального поведения. Пространственно-временная организация общения . Работа по курсу«Социальная психология» Научный руководитель доктор филологических наук, профессор А.В.ПузырёвОрехово-Зуево, 2016 г. Содержание: Введение………………………………………………………………………………..3 Актуальность темы невербальная коммуникация…………………………………...3 Определение понятия невербальной коммуникации. Средства невербальной коммуникации…………………………………………………………………………...

    2004 Слова | 9 Стр.

  • невербальное общение м/с

    Общение в сестринском деле Общение в сестринском деле - одно из важных умений, необходимых для качественной деятельности медицинской сестры. Общение между людьми - важная составляющая повседневной жизни. «Сестринское дело, наряду с доброжелательным, технически грамотным выполнением лечебных процедур и манипуляций, подразумевает общение медицинской сестры с пациентом , испытывающим порой физические и психологические трудности, подавленным, испуганным или агрессивным. У пациентов могут быть самые различные...

    3080 Слова | 13 Стр.

  • Общение как межличностное взаимодействие

    по дисциплине: «Основы этики» Тема: «Общение как межличностное взаимодействие » Выполнила: студентка 2 курса 206 группы Мхитарян А.А. Проверила: Лаппо Л.Ф. Челябинск, 2012 год. Содержание Введение………………………………………………………………………..….3 Общение : определение и структура……………………………………...………4 Функции общения ………………………………………………………..……….5 Классификация видов общения ……………………………………………...…..7 Средства общения ……………………………………………………………….10 Основные стили общения ……………………………………………………….12 Заключение………………………………………………………………………...

    2892 Слова | 12 Стр.

  • Сущность и виды общения

    имени К.Г.Разумовского» в г.Твери КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ: ДЕЛОВАЯ ЭТИКА ТЕМА: «СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ОБЩЕНИЯ » Выполнил: студент I курса специальности «Менеджмент» СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 2 1. СУЩНОСТЬ ОБЩЕНИЯ 3 1.1. Особенности общения 5 1.2. Структура общения 7 2. ВИДЫ ОБЩЕНИЯ 9 3. ЗНАЧЕНИЕ ОБЩЕНИЯ 17 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 21 ВВЕДЕНИЕ Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми...

    5403 Слова | 22 Стр.

  • Межличностные отношения в деятельности врача

    источников Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8 Приложение 9 Приложение 10 Введение Актуальность темы. Факт изменений в организации, а также степень их эффективности зависят от ряда социально-психологических явлений, характерных для организации в целом и ее сотрудников в частности, а значит, эти явления могут рассматриваться как факторы организационных изменений. К одному из важнейших факторов относятся межличностные...

    19449 Слова | 78 Стр.

  • как сделать общение медсестры эффективным

    План: 1 Общение в сестринском деле 2 2 Техника общения в сестринском деле 3 3 Элементы эффективного общения в сестринском деле. 4 4 Способы коммуникации в сестринском деле………………………………5-9 5 Зоны комфорта в общении в сестринском деле……………………….. 10-11 6 Общение - неотъемлемый компонент сестринского дела………………….12 7 Список литературы…………………………………………………………....13 Общение в сестринском деле Общение в сестринском деле - одно из важных умений, необходимых для качественной...

    1924 Слова | 8 Стр.

  • Психологические особенности отношений доктор-пациент: эмпатия в медицине»

    Соглашение об использовании Материалы данного файла могут быть использованы без ограничений для написания собственных работ с целью последующей сдачи в учебных заведениях. Во всех остальных случаях полное или частичное воспроизведение, размножение или распространение материалов данного файла допускается только с письменного разрешения администрации проекта www.5ballov.ru. Ó РосБизнесКонсалтинг Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального...

    8142 Слова | 33 Стр.

  • Как сделать общение эффективным

    сделать общение эффективным » Выполнила студентка 203 группы Медсестринского отделения Проверила: Бутурлиновка, 2014 Понятие и функции общения . Общение -это сложный социально-психологический процесс взаимопонимания между людьми, происходящий с помощью словесной(вербальной )и бессловесной(невербальной )информации. В последние годы в науке используется вместо слова «общение » термин «коммуникация». Вербальная информация...

    1506 Слова | 7 Стр.

  • Тренинг общения

    деловому общению в большей степени носил стихийный («естественный») характер. Человек приобретал паттерны делового общения исключительно самостоятельно. Этот «естественный» путь совершенствования коммуникативной компетентности идет через накопление коммуникативного опыта на основе непосредственного участия в общении с другими людьми. Предлагаемый социально-психологический тренинг может быть назван СПТ партнерского общения . Именно стратегия партнерского общения представляется наиболее эффективной для...

    2069 Слова | 9 Стр.

  • Психология общения

    проблемы общения 3 РАЗДЕЛ I Психология общения 3 ГЛАВА 1 Характеристика общения 4 1.1. Понятие «общение » 4 1.2. С кем мы общаемся. 6 1.3. Потребность в общении . 8 Некоторые ученые признают врожденность потребности в общении (С. Л. Рубинштейн, 1946; Ф. Т. Михайлов, 1976; А. Н. Леонтьев, 1983). М. И. Лисина тоже считает, что эта потребность формируется прижизненно, как результат контакта ребенка со взрослыми. 8 1.4. Общение как ценность 9 1.5. Функции и цели общения 10 1.6. Виды общения 11 1...

    11009 Слова | 45 Стр.

  • Общение как обмен информации

    дисциплине Психология СМИ Тема: Общение как обмен информации. Содержание Введение ……………………………….……………………………………… 3 1. Понятие общения ………………………………………………………….. 5 2. Уровни общения и его особенности в различных условиях……………. 6 3. Общение как обмен информацией……………………………………….. 10 3.1. Средства коммуникации……………………………………………… 11 3.2. Вербальная и невербальная коммуникация…………………………. 15 4. Характеристики общения ………………………………………………… 19 4.1. Интерактивная сторона общения ……………………………………. 19 4.2. ...

    6182 Слова | 25 Стр.

  • деонтологические аспекты взаимоотношений врача и фармацевта в процессе лекарственной терапии

    взаимоотношений врача и фармацевта в процессе лекарственной терапии. План работы: Введение 1. Историческое становление этики и деонтологии 2. Особенности и проблемы фармацевтической деонтологии 3. Деонтология в системе отношений фармацевт - больной - общество 4. Взаимоотношения в фармацевтическом коллективе (фармацевт - фармацевт) 5. Взаимоотношения фармацевтического работника и врача (фармацевт - врач ) Заключение...

    5736 Слова | 23 Стр.

  • Педагогическое общение

    ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ Содержание Введение 3 1. Понятие педагогического общения 4 2. Структура педагогического общения 8 3. Стили педагогического общения 14 Заключение 21 Литература 22 Введение Педагогическое общение – одна из самых обсуждаемых проблем современной педагогики и педагогической психологии. С конца 60-х годов и по настоящее время этой тематике посвящены тысячи работ. Такой неуклонный рост исследовательского интереса к проблеме педагогического общения связан...

    4663 Слова | 19 Стр.

  • Виды общения

    Виды общения по средствам : 1) вербальное общение – осуществляется посредством речи и является прерогативой человека. Оно предоставляет человеку широкие коммуникативные возможности и гораздо богаче всех видов и форм невербального общения , хотя в жизни не может полностью его заменить; 2) невербальное общение происходит с помощью мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты (тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого...

    1568 Слова | 7 Стр.

  • Социальные проблемы общения

    лаборанта) 2012г. Содержание Введение I. Понятие «общение » и его функции II. Структура общения II.1 Коммуникативная составляющая общения II.2 Интерактивная сторона общения II.3 Перцептивная сторона общения III Способы организации групповой деятельности и общения III.1 Методические приемы Заключение Список использованной литературы Введение Итак, вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ интеграции людей и вместе с...

    3612 Слова | 15 Стр.

  • курсовая общение акушерки в практической деятельности

    Оглавление Введение………………………………………………………………….. …..3 Глава 1. Теоретическая часть………………………………………….….......4 Общение . Понятие об общении . Структура общения …………………..4 Общение акушерки с врачом ……………………………………………..8 Общение акушерки с акушеркой…………………………………………9 Общение акушерки с роженицей при поступлении в стационар……...10 Общение акушерки с роженицей во время родов………………………11 Общение акушерки с роженицей в послеродовой период……………..12 Глава 2. Практическая часть…………………………………………….. . 14 2.1...

    3269 Слова | 14 Стр.

  • Деловое общение

    Общение Общение - это чрезвычайно тонкий и деликатный процесс взаимодействия людей. В общении наиболее разнообразно раскрываются индивидуальные особенности всех участников этого процесса. Общение имеет свои функции, средства , виды и типы, каналы, фазы. Функции общения . Наиболее очевидной является передача каких-то сведений, какого-то содержания и смысла. Это - семантическая (смысловая) сторона общения . Но эта передача в конечном счете влияет (в широком смысле управляет) на поведение человека...

    9466 Слова | 38 Стр.

  • динамика речевого стандарта современной вербальной коммуникации

    СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3 ГЛАВА I. Теоретические аспекты современной вербальной коммуникации…………………………………………………………………………5 1.1. Понятие вербальной коммуникации, характеристика её средств …………………………………………………………………….…………5 1.2. Функции вербальной коммуникации…………………………..……………….11 1.3.Эффективность вербальной коммуникации…………………………………….16 Выводы по первой главе…………………………………………………………....27 ГЛАВА II. Обучение говорению на уроках иностранного языка…………………………………………………………………………………...

    10640 Слова | 43 Стр.

  • Основные виды человеческой деятельности: труд, игра, учение, общение

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 4 КОНИРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРЕДМЕТУ ПСИХОЛОГИЯ На тему «Основные виды человеческой деятельности: труд, игра, учение, общение » Выполнила: студентка гр. 301 СД Отделения заочной формы обучения Яценко Тамара Викторовна Омск - 2007 г. Содержание Введение Глава 1. Виды человеческой деятельности Глава2 . Общение Глава 3. Игра Глав 4. Учение Глава 5. Труд Заключение Список использованной литературы Введение Деятельность можно определить как специфический...

    3899 Слова | 16 Стр.

  • общение как вид деятельности

    Теоретическое исследование общения как вида деятельности 5 1.1 Характеристика процесса общения в отечественных и зарубежных исследованиях. Роль коммуникативности в жизнедеятельности человека 5 1.2 Общение как вид деятельности 13 Заключение 22 Список литературы 24 Библиография 1.Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 2000; 2.Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. -М.: Аспект Пресс, 1998. -376с. 3.Ахутина Т.В. Теория речевого общения в трудах М.М. Бахтина...

    21847 Слова | 88 Стр.

  • Образ врача

    "Здоровья", 1990. Содержания. Введение. ГЛАВА I. Теоретические аспекты изучения проблемы портрета врача . 1.1 Исторический подход к изучению проблемы личностных и профессиональных особенностей врача . 1.2 Специфика взаимоотношений больного и врача . 1.3. Психологический портрет врача . Введение. В настоящее время состояние здоровья и нездоровья человека...

    1888 Слова | 8 Стр.

  • Эффективность коммуникации и факторы, влияющие на нее

    ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПЯТИГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Институт лингвистики, коммуникационного менеджмента и информационных технологий Кафедра межкультурной коммуникации Хегай Инна Львовна ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОММУНИКАЦИИ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА НЕЕ Курсовая работа по МК Специальность: 031203.65 Теория и практика межкультурной коммуникации Научный руководитель: доц. кафедры...

    7005 Слова | 29 Стр.

  • Общение руководителя с подчиненными как обмен информацией: коммуникативная сторона общения, основные коммуникативные барьеры в

    задачи повышения эффективности своей деятельности. Успешное их решение во многом зависит от уровня управления работой персонала. В связи с этим назрела необходимость совершенствования управления, приведения его в соответствие с условиями и целями деятельности. Руководитель должен понимать, что чем лучше у него сложатся отношения с подчинёнными, тем эффективнее будет производство, а основной характеристикой отношений между руководителем и подчинённым является их непосредственное общение . Предметом анализа...

    8352 Слова | 34 Стр.

  • Реферат «Вербальное и невербальное общение » Хабаровск 2014 Содержание Введение 1.Вербальные средства общения Невербальные средства общения невербальное общение 2.3 Обмен невербальной информацией...

    2997 Слова | 12 Стр.

  • Вербальное и невербальное общение

    Тема: «Вербальные и невербальные средства общения » Студент: Серебряков А.С. Группа: Работу принял(а): Тюмень 2011 Содержание Введение 1.Вербальные средства общения 1.1Устная речь по-прежнему остается самым распространенным способом коммуникации 1.2Совершенствование навыков письменной речи 1.3Денотаты и коннотации 1.4Структура речевой коммуникации 2. Невербальные средства общения 2.1 Межличностное пространство. Взгляд. Язык поз и жестов 2.2 Подсистемы невербальное общение 2.3...