Меню Рубрики

Электронный аукцион. Электронный аукцион Как действуют участники, незаконно получившие информацию о своих потенциальных конкурентах

«Маленькие хитрости» заказчиков при составлении тендерных заявок, картельные сговоры участников торгов нарушают законы конкуренции, идут в ущерб государству, а, значит, нам с вами.

Однако появляются инструменты, которыми может воспользоваться любой желающий, заинтересованный в чистоте сделок по госзакупкам. Об одном таком инструменте «Аукционному Вестнику» рассказал основатель информационно-аналитической системы ist-budget.ru Олег Абдрашитов.

– Инструмент о котором я хочу рассказать, является «побочным» продуктом нашей деятельности, и это естественно, т. к. наша информационно-аналитическая система в отличие от официального сайта zakupki.gov.ru является не обычной доской объявлений, а мощным инструментарием для всех участников госзакупок, позволяющая делать достоверные прогнозы побед на основе статистической вероятности, отслеживать системные взаимоотношения заказчиков и поставщиков, видеть методы вывода в победители «своих» поставщиков и т. д.

Это в свою очередь дало возможность видеть в сфере госзакупок определённые срезы, которые являются отражением системных процессов, и как гниль, поражают всё вокруг себя, действуя изнутри, разрушая базовые принципы конкуренции, и бросая тень на всю систему.

Остановлюсь на картельных сговорах в госзакупках. Например, если взять сферу информационных технологий (она мне особенно близка), то в регионах на этом рынке редко можно встретить открытую конкуренцию, все заказчики уже работают с кем-то из поставщиков, поставщики знают друг друга в лицо, и участвуют в объявленных аукционах, зная, что проводится этот аукцион под конкретную компании, которая и готовила ТЗ, и поэтому с радостью отдают аукцион за отступные, которые кстати рассчитывают в каждом случае из количества поданных заявок, и размера маржи заложенного в НМЦ, не делая шагов на понижение.

То же самое происходит и в других сферах, поэтому мы имеем массовое явление, которое, как я подозреваю, плавно перейдет в практику и после вступления 44-ФЗ, т. к. процедурных методов борьбы с этим явлением я в новом законе не заметил. А надо бы ввести. Ведь можно сделать пару поправок, способных осложнить реализацию этой схемы. Может быть кто-то, прочтя эти строки, сумеет донести эту идею до законодателей.

Перед тем как перейти к инструменту всё-таки скажу, что я имею ввиду. Сейчас в случаях закупки у единственного поставщика по п. 10 ст. 55 94-ФЗ никто, кроме одного участника, не делает ни ни одного шага на понижение. А ведь все участники допущены к участию, всеми внесено обеспечение заявки, и остается только делать ставки на понижение, но все просто молчат, а нужный заказчику поставщик делает минимальный шаг, и забирает аукцион почти по максимальной цене, откупившись отступными.

У многих возникает вопрос, как в электронных аукционах узнают участников, если они при подаче первой части заявки по закону засекречены? Поверьте это происходит, и природа этого скорее всего банальна донельзя, заказчик идентифицирует поставщиков по разным признакам: свойствам файла, фирменным бланкам, косвенным признакам и т. п., и сообщает это «своему» поставщику. Задача «своего» поставщика прозвонить других участников и договориться об отступных, что в большинстве и происходит. В утечку информации с официальных электронных площадок мне как-то слабо верится, ведь меры безопасности на площадках предпринимаются серьёзные. И хотя периодически кто-то заявляет, что утечка есть, и даже грозятся предоставить сведения, но лично мне достоверные факты не попадались. Кстати, мы опубликовали распределение таких аукционов по электронным площадкам, но мне кажется, если соотнести с общим количеством торгов проведённым на всех площадках, то их количество будет пропорциональным, и явной системы прослеживаться не будет. Если интересно, с этими данными также можно познакомиться в нашем инструменте.

Так вот, то, что происходит потом, после окончания аукциона, и вызывает у меня вопрос. Почему данные о тех компаниях, которые не делали шагов на понижение не открываются потом, по окончании торгов? Ведь, если бы они были доступны таким системам как наша, легко можно было бы отследить любые региональные системные сговоры, сколько кто и когда пересекался в аналогичных ситуациях, какие у кого приоритеты по поставщикам и т. п. Поэтому первое, что я прошу сделать нашу законодательную власть – открыть эти данные и сделать их доступными для анализа.

Во-вторых, по моему мнению, если компания не делает шагов на понижение получив допуск на аукцион и внеся обеспечение, она должна быть обязана направлять в надзорный орган подробное объяснение о причинах «деятельного неучастия». В случаях же троекратного повторения данного факта, компания должна подвергаться серьёзному штрафу. Я бы предложил 1-5% от начальной цены, в таких пределах как раз варьируются отступные. Думаю, такая мера в значительной степени повлияет на свертывание этой коррупционной схемы.

Итак, наш инструмент, www.roskartel.ru (Роскартель), который мы сделали, видя все эти цифры в статистике, позволил нам вынести все подозрительные аукционы в отдельный список. На первом уровне это список заказчиков, но кликнув на название заказчика можно открыть второй уровень, где представлен список его подозрительных аукционов.

Каждый представитель заказчика может найти подобные аукционы, и дать задание своим ответственным сотрудникам проверить аукционы из этого списка на предмет наличия сговора на торгах. В случае обнаружения таковых, принять меры по предотвращению организации торгов с признаками картельных сговоров у себя в структуре, провести служебное расследование и т. д. Инструмент работает в режиме суточного обновления, поэтому можно по фильтру найти самые последние и обратиться к заказчику с просьбой прокомментировать данный факт. Кстати, если бы была доступна статистика по отказникам-участникам, то активные граждане могли бы и на прямую обратиться к ним с просьбой разъяснить подобную стратегию участия в аукционах. Ну а если кто-то знает наверняка, что был сговор, то можно прямо с сайта Роскартеля отправить жалобу в ФАС

Кроме этого, мы не могли не учесть «путаницу» с латиницей, как способа сокрытия заказчиком своих торгов и, полагаю, сделали полезный сервис, значительно облегчающий поиск таких тендеров любым социально активным гражданином, в котором видны последние закупки с показом заменённых букв.

Система также группирует такие тендерные заявки по заказчику, чтобы проще было увидеть системность этих злоупотреблений. А чтобы исключить ошибки в наличии умысла, вверх списка по каждой дате попадают торги, где было максимально большое количество заменённых букв, т. к. часто замена одной буквы является лишь банальной ошибкой, которая произошла из-за того, что не был переключён язык клавиатуры. Однако особо изощрённые заказчики делают это умышленно, представляя впоследствии как простую ошибку.

Так вот после того, как пользователь получает уверенность в том, что замены были сделаны умышленно, он может прямо с этой же странички, с той же строки, где демонстрируется название с заменами букв отправить жалобу в региональный ФАС, т. к. система автоматически подставляет в форму данные по региону и реквизиты региональной службы.

Таким образом, поиск недобросовестных заявок становится простой задачей, которая доступна любому желающему принять участие в оздоровлении госзакупок. Возможно, что скоро таких закупок не станет совсем, т. к. практика решений ФАС станет обширна и известна большому числу заказчиков, и они перестанут употреблять такие простенькие схемы, и перейдут к более изощрённым способам.

Отвечая на вопрос, задававшийся на встрече в тендеры.ру представителями «НАИЗ» и «Безопасного отечества» о возможности отлова «пробельщиков» и «дефисистов», скажу – это тоже можно автоматизировать, а ещё мы думаем о системе обнаружения заявок под неверными ОКДП и общими названиями, но надеюсь этот вопрос всё-таки окажется более проработанным в новой информационной системе ФКС, которая по последним данным должна прийти на смену действующему сайту zakupki.gov.ru, т. к. проблема номенклатуры в госзакупках одна из самых острых и сложных в решении на сегодняшний день.

В заключение хочу сказать, что обработка открытых данных позволяет создавать действительно полезные сервисы для поставщиков, общественных организаций, правоохранительных органов и других структур, которые заинтересованы в аналитической информации и осуществлении контроля в сфере госзакупок.

Сегодня мы продвигаем на рынке новый стиль работы в госзакупках, который строится на Системном подходе и видим, как рынок медленно, но разворачивается в эту сторону. Проходит время бездумного участия в торгах, расточительства времени и ресурсов компаний-участников. Используя Системный подход, участники госзакупок делают просчитанные и верные шаги, приводящие к победе на основе известных данных о лояльном отношении заказчиков к конкуренции, отсутствии у заказчика коррупционных схем. При этом, мы видим – количество таких заказчиков растёт, вовлечение новых игроков в госзакупки происходит с систематическим постоянством и это говорит, о том, что инициативы в сфере госзакупок подобные нашей в состоянии медленно, с годами оздоровить сложившуюся ситуацию вокруг госзаказа.

Но сразу после публикации статьи, я узнал способ, с помощью которого можно узнавать на Сбербанк-Аст кто уже подал заявки на участи.

И выяснилось что на несколько часов до рассылки, кто-то зарегистрировался и подал документы.

По случаю решил записать видео, в котором рассказал:

Как пройти регистрацию на «сбербанке»?

Как узнать что заявку уже кто-то подал?

Смотрите видео:

По сути, нужно:

  • пройти регистрацию на площадке
  • зарегистрироваться в секции банкротство
  • зайти в раздел «торги» далее «для участников» (на рисунке ниже)
  • найти нужный лот
  • зайти в карточку торгов

Как узнать о поданных заявках на Фабриканте?

На площадке вверху есть раздел «Претенденты»

Там есть две цифры.

Слева — сколько подали заявок.

Справа — сколько заявок рассмотрел конкурсный управляющий

Пример, 1/0 — заявку, кто-то подал но ее не рассмотрели.

1/1 — заявку подали и рассмотрели.

2/1 — две заявки подали одну рассмотрели.

1 — выбрали победителя.

Поэтому обращайте внимание на эти цифры, чтобы не тратить попусту свое драгоценное время на лоты, которые уже заняты.

Как посмотреть на площадке Lot-online ?

Здесь все понятно.

С площадками разобрались, теперь хочу рассказать немного о вчерашнем вечере.

Мои мысли:

Вчера поехал ночью на машине по городу. Машин почти не было, ночью было не так темно как обычно. Я ехал и поймал себя на мысли, что начал получать удовольствие от вождения. Обычно едешь и в напряжении находишься. А здесь наоборот.

Думаю, никого почти нет, ни кто не мешает, просто еду в свое удовольствие. Обычно все какие-то дела, то по работе, то родственников возишь, то друзей, то к девушке, а тут просто еду для себя. Понимаю что мне никуда не нужно, я никуда не спешу. И все внимание на вождении, даже музыку не включал.

И понял что обычно стремишься к чему-то, работаешь, покупаешь себе крутые вещи, «игрушки» и т.д. Но все никак не найдешь времени чтобы насладиться этим. Все для других делаешь, а про себя забываешь.

Так получилось что весь путь, который занимал около часа, получал радость от вождения автомобиля, хотя казалось делаю это почти каждый день и не замечаю обычно, как приятно ехать на машине.

Плюс вышел из круга повседневности, иногда хочется просто взять и сделать что-то не рациональное, не разумное, не обычное.

Поехать по «длинной» дороге, купить что-то не логичное, каждый добавит свое…

Даже сделал фотку из машины

Поэтому сделал выводы:

1. Не нужно забывать получать радость.

2. Иногда полезно сделать что-то не логичное и не рациональное. (поехать ночью кататься на машине)

На сегодня это все.

С вами был Сергей.

До встречи на страницах этого сайта.

Под сроком электронного аукциона по 44-ФЗ подразумевают период времени, отведенный на каждый этап закупки. Рассмотрим подробнее, сколько всего этапов существует и в какие сроки согласно закону они должны проходить.

Сроки проведения аукциона по 44 фз в таблице

Если НМЦК менее и равна 300 млн руб (а в случае с работами по строительству, реконструкции, кап. ремонту объектов капитального строительства менее или равна 2 млрд рублей), то минимальное время проведения закупки и заключения контракта 19 дней.

Если НМЦК более 300 млн руб (а в случае с работами по строительству, реконструкции, кап. ремонту объектов капитального строительства более 2 млрд рублей), то минимальное время проведения закупки и заключения контракта 26 дней.

Сроки подачи заявок на электронный аукцион по 44-ФЗ

1. Самый первый шаг в организации электронного аукциона — это размещение извещения о его проведении и тендерной документации. Срок подачи заявок на электронный аукцион варьируются в зависимости от суммы НМЦК: если она превышает 300 млн. руб. (а в случае с работами по строительству, реконструкции, кап. ремонту объектов капитального строительства превышает 2 млрд рублей), то извещение должно быть размещено за 15 дней (или более) до дня окончания приема заявок. Если сумма начальной цены 300 млн. руб. и меньше (или менее 2 млрд руб в случае с работами по строительству) — то за 7 дней (или более).

2. Бывают случаи, когда необходимо внести изменения в само извещение или документацию. Для этого в электронных аукционах по 44-ФЗ предусмотрены следующие сроки проведения: не позже, чем за 2 дня до окончания приема заявок.

А если будут внесены изменения, то время на подачу должно быть увеличено соответственно пункту 1 нашей статьи, т.е. до 15 дней и до 7 дней соответственно.

3. Если заказчик решил отказаться от проведения аукциона, то он может это сделать не позже 5 дней до окончания приема заявок.

4. Участник может отправить запрос на разъяснение аукционной документации, но не позже, чем за 3 дня до окончания приема заявок. Ответ заказчик обязан опубликовать в течение 2-х дней с момента поступления этого запроса.

5. Изменить или отозвать свою заявку участник электронного аукциона может в любой момент до окончания срока приема. Если он не успеет этого сделать в установленный период, его первая часть заявки будет рассмотрена и, в случае ее соответствия, участник будет допущен до аукциона, однако он вправе не подавать ценовых предложений.

6. Следующим этапом является рассмотрение первых частей заявок, поданных участниками. Он составляет 1 рабочий день после окончания срока подачи, если цена контракта меньше или равна 300 000 000 руб. (в случае с работами по строительству 2 млрд рублей и меньше).

Во всех остальных случаях срок рассмотрения первых частей заявок - 3 рабочих дня . В этот период отсеиваются заявки, которые не подходят под требования к составу первой части заявки, указанные в документации.

В это же время отправляется протокол рассмотрения первых частей заявки оператору ЭТП, на которой проходят закупки, и размещаются данные в ЕИС.

Однако, если в составе документации имеется проектная документация, то срок окончания подачи заявок является и сроком рассмотрения первых частей заявок. Иными словами, если участник подал заявку на участие в таком аукционе, она автоматически считается принятой.

7. Затем наступает срок проведения аукциона по 44-ФЗ, это рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения первых частей.

Например, если рассмотрели заявки в пятницу, то электронный аукцион будет в понедельник, т.к. после пятницы следующий рабочий день - понедельник.

Если в составе документации приложена проектная документация, то аукцион проходит через 4 часа после окончания подачи заявок.

8. После этого необходимо огласить протокол проведения аукциона. На электронной площадке закупки эта информация размещается в течение 30 минут после завершения последней фазы торгов, а заказчику протокол направляется в течение 1 часа, вместе со вторыми частями заявок, после публикации на ЭТП.

9. Рассмотрение 2-х частей заявки должно проходить в срок не более 3-х рабочих дней , с момента размещения протокола о проведении электронного аукциона на площадке. Итоговый протокол, оформляемый после рассмотрения вторых частей заявок, будет определять победителя закупки.

10. В течение 5 календарных дней , с даты размещения итогового протокола, в котором определяется победитель, заказчик в личном кабинете победителя направляет ему проект контракта.

Сроки подписания контракта по 44-ФЗ в электронном аукционе

11. В течение 5 календарных дней после получения проекта контракта от заказчика, победитель должен подписать контракт со своей стороны, приложив документ об обеспечении исполнения контракта, либо направить заказчику протокол разногласий.

12. Если был направлен протокол разногласий, то заказчику дается 3 дня на его изучение и публикацию измененной версии контракта. Если договор будет размещаться без изменений, то заказчику необходимо обосновать отказ от предложенных изменений участника.

13. В течение следующих 3-х рабочих дней, после публикации доработанной (или той же) версии контракта, победитель обязан подписать контракт со своей стороны, приложив документ об обеспечении исполнения контракта.

14. Заказчик же должен подписать контракт в течение 3-х рабочих дней после того, как это сделает победитель. С этого момента контракт считается заключенным.

Обращаем внимание, что контракт не может быть заключен ранее 10 дней с даты определения победителя, т.е. размещения итогового протокола.

15. В случае, если заявку участника отклонили по первой / второй части или в процессе аукциона были выявлены нарушения со стороны заказчика или оператора электронной площадки, у участника есть 5 дней с даты итогового протокола (т.е. с момента определения победителя), чтобы направить жалобу в ФАС.

Обо всех сроках проведения электронного аукциона и его особенностях Вы можете узнать в нашем обучающем курсе "Госзаказ ". Сотрудники РусТендер специально собрали всю необходимую информацию, подкрепленную собственным опытом участия, благодаря которой Вы сможете успешно участвовать в госзакупках и получать контракты.

Это основные этапы и сроки аукциона по 44-ФЗ, проходящего в электронной форме на ЭТП федеральных операторов. Все временные характеристики, приведенные в тексте, актуальны на момент написания статьи. Чтобы всегда быть в курсе последних изменений следите за нормами законодательства РФ.

Это основные этапы и сроки электронного аукциона по 44-ФЗ, отраженные в табличном схематичном виде. Все временные характеристики, приведенные в тексте, актуальны на момент написания статьи. Чтобы всегда быть в курсе последних изменений следите за статьями на нашем сайте и подписывайтесь на наши новости!

ООО МКК "РусТендер"

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Тех поставщиков, кто только собирается принять участие в аукционе, волнуют многие вопросы. Как узнать количество конкурентов? Как определяется шаг цены? Можно ли для начала последить за процедурой со стороны, не принимая в ней участия? Попробуем ответить на эти и другие вопросы.

Моей заявке присвоен номер 10. Это значит, что кроме меня уже зарегистрировалось 9 участников?

Совсем не обязательно. Ведь заявки могут отзываться и подаваться вновь. При этом нумерация будет продолжаться. Точное количество участников аукциона до торгов известно заказчику.

Можно ли наблюдать за ходом аукциона, если не принимаешь в нем участие?

Да, это возможно в открытом разделе электронной торговой площадки. Например, если это «Сбербанк-АСТ», то нужно в меню «Аукционы» выбрать «Аукционный зал». Выйдет список всех активных процедур. Можно войти в интересующую и понаблюдать за ходом торгов.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

Интересует история аукционов определенного заказчика. Где ее можно посмотреть?

Это доступно на официальном сайте ЕИС. Здесь размещены итоги всех электронных аукционов. По интересующим процедурам можно посмотреть протоколы торгов и подведения итогов, а также информацию о контракте.

Как подается первое ценовое предложение? Может ли оно быть равным НМЦК?

Первое предложение должно быть подано в течение 10-ти минут после начала аукциона. Если этого не последовало, он будет признан несостоявшимся. Предложение должно быть меньше начальной цены контракта - соответствовать ей оно не может. При этом оно должно отличаться от НМЦК на шаг цены.

Как определяется шаг цены?

Диапазон шага цены установлен законом - это 0,5-5% от НМЦК. Чтобы улучшить текущую цену аукциона, участник должен подать предложение с шагом в этом диапазоне.

Можно ли подавать предложение вне шага цены?

Первое предложение должно быть в любом случае в шаге цены. Далее участники могут предлагать цену вне шага. Правда, нужно учесть, что такое предложение не улучшит цену аукциона.

Раз предложение вне шага не учитывается, зачем тогда его подавать?

У участника, сделавшего такое предложение, могут быть свои резоны. Например, он борется за второе место. Такая тактика имеет место. Ведь после торгов оцениваются вторые части заявок, и если на этом этапе победителя отклонят, то контракт будет заключен с участником №2.

Цена второго и последующего предложений уменьшается на шаг от цены лидера или от НМЦК?

Шаг цены, то есть процент ее снижения, рассчитывается от НМЦК. Полученное значение вычитается из цены лидера.

Участник подает предложение, уменьшающее цену лидера на значение меньше шага цены. Кто будет признан победителем в этой ситуации?

Победит участник, подавший лучшее предложение в шаге цены. Предложение вне шага учитываться не будет и не уменьшит цену лидера. Это предложение может улучшить только текущее предложение самого участника и никак не повлияет на лидера торгов.

Можно ли подать предложение, равное цене лидера?

Да, это уместно в конце аукциона. Участник, который первым подаст предложения по той же цене, что и лидер, станет вторым в Протоколе аукциона.