Меню Рубрики

Мамин сибиряк рассказ про зайца. Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост

Данный урок литературного чтения проводился с обучающимися, воспитанниками с ЗПР в количестве 12 человек в возрасте 9 -12 лет.

Урок - знакомства со сказкой Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

Цели урока:

1. Познакомить со сказкой Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; продолжить работу по формированию навыков чтения (правильность, выразительность, осмысленность, беглость);

2. Совершенствовать умение анализировать текст литературной сказки; учить понимать главную мысль и эмоциональный настрой произведения;

3. Развивать умение самостоятельно работать с текстом; речь учащихся, умение сравнивать, выделять главное; эмоциональность, артистичность, обогащать словарь;

4. Воспитывать нравственные качества личности, интерес к чтению; создать творческую атмосферу сотрудничества в классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области

специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат V вида г. Зернограда

Урок литературного чтения

на тему:

Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

Подготовила и провела

Учитель начальных классов, логопед

Половинко О.К.

Зерноград, 2013

Цели урока:

1. Познакомить со сказкой Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; продолжить работу по формированию навыков чтения (правильность, выразительность, осмысленность, беглость);

2. Совершенствовать умение анализировать текст литературной сказки; учить понимать главную мысль и эмоциональный настрой произведения;

3. Развивать умение самостоятельно работать с текстом; речь учащихся, умение сравнивать, выделять главное; эмоциональность, артистичность, обогащать словарь;

4. Воспитывать нравственные качества личности, интерес к чтению; создать творческую атмосферу сотрудничества в классе.

Оборудование:

Ход урока:

  1. Орг. Момент

Прозвенел звонок

Начинаем наш урок

Приготовьтесь, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь!

  1. Повторение ранее изученного материала и проверка домашнего задания.

(Звучит музыка «В гостях у сказки», дети собирают картинки)

У вас на партах конверты. Откройте их и соберите картинку. Подумайте, знаком ли вам сюжет на этой картинке.

- Что изображено на ваших картинках? (сказки). Верно, это иллюстрации к сказкам.

Что вы знаете об этом литературном жанре?

Сказка – фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики.

Назовите их. (проверка по слайдам)

Подумайте и скажите, чем отличаются эти сказки друг от друга?

Какие бывают сказки? Что вы знаете о народных сказках? О литературных?

(Народные сказки появились давным-давно. Их придумывал народ. Долгое время эти сказки рассказывали устно и просто запоминали. А записывать и печатать их стали гораздо позже. В них есть элементы волшебства, волшебные предметы, силы)

Верно, ребята.

волшебные предметы. Но литературная, авторская сказка, она всегда оригинальная, индивидуальная и необычная)

  1. Работа по теме урока.

1. Сообщение темы и целей урока.

Ребята, на протяжении всего урока приготовьтесь работать активно и получать фишки за правильные ответы. Это поможет вам оценить свою работу в конце нашего урока.

Сегодня мы познакомимся с литературной «Сказкой про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

(Портрет писателя)

- Хочу вас познакомить с его биографией.

Настоящая фамилия Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка - Мамин.

Родился он 6 ноября 1852 года в заводском посёлке Пермской губернии (теперь Свердловская область) в семье заводского священника и учительницы местной школы.

Получил начальное домашнее образование, закончил духовную семинарию, потом он учился в Петербургском университете.

Для детей и о детях было написано более 130 произведений различных жанров.

100 лет прошло, а писателя помнят, читают его книги.

Главное произведение Мамина-Сибиряка для детей сборник – “Алёнушкины сказки”.

Сам писатель отзывается о своем сборнике так: “Это моя любимая книжка – её писала сама любовь, и потому она переживёт всё остальное”.

А начинаются “Алёнушкины сказки” с присказки.

Что же такое присказка?

(Присказка – короткий рассказ, прибаутка перед началом сказки)

Верно, ребята.

А для чего нужна присказка? (чтобы слушателей настроить на сказочный лад)

В чем особенность присказки? (с любопытством, в ожидании, настраивает на слушание сказки).

Откройте учебник на с. 182 и послушайте присказку в исполнении Евы. (читает)

Присказку выразительно читает ученик.

2. Работа по учебнику (с. 182)

Прочитайте самостоятельно название сказки.

Как же называется эта сказка? («Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»)

О ком пойдет речь в сказке? (Из названия сказки ясно, что главным героем будет заяц. Даже даётся его подробное описание. Только не понятно, почему сказано, что он храбрый, ведь зайцы обычно трусливые.)

О каком зайце? (о храбром Зайце – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»)

Верно, ребята.

3. Словарная работа (уточнение лексического значения выражений).

В этой сказке встретятся выражения, значение которых, вам уже знакомо, а также новые выражения, значение которых мы сейчас уточним.

Душа в пятки убежала - сильно испугался чего-либо

Отведавшие волчьих зубов - сталкивались с волком

Как вы понимаете выражение «язык у хвастуна точно примёрз» ? (не смог говорить)

Не смел дохнуть - замереть от ужаса, страха; испытывать робость, не осмелиться что-либо сделать.

Задал такого стрекача - убежать стремительно, с большой скоростью

Выскочить из собственной кожи - сильно измениться, стать другим, преодолеть какие-то трудности, из последних сил.

Гонится по пятам – бежит след в след.

Замертво свалился - без признаков жизни (упасть, повалиться)

4. Чтение учителем «Сказки про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

Сядьте удобнее и приготовьтесь слушать «Сказку про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

5. Работа по содержанию прослушанного.

Понравилась ли вам сказка? (Сказка понравилась)

Чем? (веселая, интересная, смешная ситуация)

Почему это сказка, а не рассказ? (звери разговаривают).

Назовите главных героев. (заяц, молодые и старые зайцы, волк).

Кто вам понравился больше всего?

Каким изображен заяц в начале сказки? (трусливым)

Что придавало зайцу силы? (хвастливые слова)

Почему же смеялись над ним молодые и старые зайцы? (они понимали, что волка не одолеть, а заяц просто хвастается)

Какой момент сказки для вас самый интересный?

А почему же волк убежал? (непонятное, неизвестное – страшно стало).

Чем закончилась сказка?

Зачем же писатель придумал эту сказку про храброго зайца и рассказал ее Аленушке? (автор над зайцем посмеялся: не надо хвастаться, а то можно попасть в пасть волку и случай не поможет, зайцу повезло, что волк его не съел).

Верно, ребята, а сейчас немного отдохнем и проведем физминутку.

6. Физминутка.

7. Совершенствование техники чтения.

Что для этого необходимо? (тренироваться)

Возьмите карточки:

1 столбик слов прочитаем хором сначала по слогам, затем слитно:

Со-бра-лись

Хи-хик-ну-ли

За-сме-я-лись

У-лыб-ну-лись

По-бы-вав-шие

От-ве-дав-шие

Ку-выр-кать-ся

Пе-ре-го-нять

2 столбик слов прочитаем по цепочке:

Рас-храб-рив-ший-ся

Про-го-ло-дал-ся

Ра-зыг-рав-шим-ся

Не-о-бык-но-вен-ная

Бес-страш-ный

При-о-бод-рил-ся

В 3 столбике слова, которые различаются на письме и при чтении. Будьте внимательны, сочетание – ТЬСЯ читается как ЦА , сочетание – ОГО читается как - ОВО.

- Прочитайте самостоятельно каждый. Кто прочитает вслух? (читают)

Бо-ять-ся

Ку-выр-кать-ся

Под-кра-ды-вать-ся

Сме-ют-ся

Ве-се-лять-ся

Го-нит-ся

Никого

Ничего

8. Физминутка для глаз.

Чтобы глаза отдохнули, проведем разминку.

9. Чтение сказки учащимися.

Продолжим жужжащим чтением на с. 184.

Дочитайте сказку до слов …завалился в ямку.

- Последний абзац мы прочитаем по ролям (Ева – автор, зайцы- Лена, заяц – Владик).

10. Работа по иллюстрациям (выборочное чтение).

Посмотрите на иллюстрацию в учебнике на странице 184. Найдите в тексте предложения, соответствующие ей и зачитайте их. (Начали кувыркаться…а все смеются)

Посмотрите на иллюстрацию в учебнике на странице 185. Найдите в тексте предложения, соответствующие ей и зачитайте их. (Заяц-Хвастун подпрыгнул…из собственной кожи)

Так каким был заяц в сказке? Какие пословицы о трусости и хвастовстве знаете?

Кому что думается, тот того и боится.

Всякий трус о храбрости толкует.

Трусливому зайке и пенек волк.

У страха глаза велики.

Трусливый и таракана принимает за великана.

Нечего тому страшиться, кто ничего не боится.

Какая из этих пословиц подходит к нашей сказке?

  1. Пересказ сказки по иллюстрациям и опорным словам.

А теперь мы с вами перескажем эту сказку с помощью иллюстраций и опорных предложений.

Родился зайчик в лесу…

Собрались старые зайцы…

Это уж выходило забавно. Хихикнули…

4) - Да что тут долго говорить! – кричал…

Кричат зайцы про волка, а волк – тут как тут…

7) Долго бежал несчастный зайчик….

Долго не могли прийти в себя остальные зайцы…..

Да где же он, наш бесстрашный заяц? Начали искать…

Храбрый заяц сразу приободрился…

Кто сможет пересказать всю сказку? (учащийся пересказывает)

IV. Итог урока

С какой сказкой познакомились?

Какая это сказка? (литературная). Почему? (есть автор)

Чему учит сказка? (не надо хвастаться, а то в следующий раз можно и попасть волку в пасть).

Правильно, ребята.

V. Домашнее задание

На подготовке вам необходимо подготовить пересказ сказки и придумать продолжение.

VI. Оценки за уроке.

Посчитайте свои фишки за работу на уроке и запишите их количество на карточке с зайцем.

Если вы считаете, что вы работали активно, получили много фишек за ответы, не допускали ошибок, поставьте карточку напротив оценки отлично.

Если вы считаете, что работали активно, получили фишки, но допускали несколько ошибок при чтении и в ответах, поставьте карточку напротив оценки хорошо.

Если вы заработали мало фишек и допускали много ошибок, поставьте карточку напротив оценки надо поработать.

Спасибо за урок!

Самоанализ урока.

Данный урок литературного чтения проводился с обучающимися, воспитанниками с ЗПР в количестве 12 человек в возрасте 9 -12 лет.

Урок - знакомства со сказкой Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

Цели урока:

1. Познакомить со сказкой Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; продолжить работу по формированию навыков чтения (правильность, выразительность, осмысленность, беглость);

2. Совершенствовать умение анализировать текст литературной сказки; учить понимать главную мысль и эмоциональный настрой произведения;

3. Развивать умение самостоятельно работать с текстом; речь учащихся, умение сравнивать, выделять главное; эмоциональность, артистичность, обогащать словарь;

4. Воспитывать нравственные качества личности, интерес к чтению; создать творческую атмосферу сотрудничества в классе.

Оборудование:

мультимедийный проектор, экран, компьютер, индивидуальные карточки, словарь, презентация к уроку, иллюстрации по сказке, опорные слова для пересказа.

Поставленные цели достигнуты, соответствуют содержанию урока. Для достижения поставленных целей использовала такие методы обучения как: словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый; методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательный материал, поощрения, создание ситуации успеха.

Использовала метод наглядного моделирования: опоры, презентация, карточки.

Форма проведения : урок

Форма обучения: фронтальная

При планировании осуществляла индивидуальный подход к детям, учитывая уровень развития. Выбранная структура урока была рациональна для решения поставленных целей.

Урок был построен от простого к сложному. Речевой материал усложнялся. Была проведена активизация словаря новыми выражениями из сказки. На всех этапах урока старалась осуществлять контроль знаний учащихся. Перегрузка предупреждалась физминуткой, которая была направлена на снятие эмоционального напряжения. В течение урока старалась создать эмоциональную атмосферу, уверенность в собственные силы каждого ученика. В ходе урока цели и задачи выполнены.

По продолжительности урок длился 45 минут.

Занятие мне понравилось, дети работали активно. В результате учащиеся активизировали словарь, осуществляли контроль за своей деятельностью.

Список литературы:

  1. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская.-2-е издание., дораб.-М.: Просвещение, 2011
  2. Родная речь: учебник для 3 класса нач. шк. В 2-х частях/Сост. Л.Ф.Климанова и др.-М.: Просвещение, 2006
  3. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеол. выражений/Российская АН. Ин-т рус. яз.; Российский фонд культуры. – М.: 1992
  4. Уроки литературного чтения: метод. пособие учеб. «Родная речь. 3 класс»/Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова.-М.: Просвещение, 2006

Родился зайчик в лесу и всё боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнёт птица, упадёт с дерева ком снега, – у зайчика душа в пятки.

Боялся зайчик день, боялся два, боялся неделю, боялся год; а потом вырос он большой, и вдруг надоело ему бояться.

– Никого я не боюсь! – крикнул он на весь лес. – Вот не боюсь нисколько, и всё тут!

Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается Заяц – длинные уши, косые глаза, короткий хвост, – слушают и своим собственным ушам не верят. Не было ещё, чтобы заяц не боялся никого.

– Эй ты, косой глаз, ты и волка не боишься?

– И волка не боюсь, и лисицы, и медведя – никого не боюсь!

Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, прикрыв мордочки передними лапками, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы, побывавшие в лапах у лисы и отведавшие волчьих зубов. Очень уж смешной заяц!.. Ах, какой смешной! И всем вдруг сделалось весело. Начали кувыркаться, прыгать, скакать, перегонять друг друга, точно все с ума сошли.

– Да что тут долго говорить! – кричал расхрабрившийся окончательно Заяц. – Ежели мне попадётся волк, так я его сам съем…

– Ах, какой смешной Заяц! Ах, какой он глупый!..

Все видят, что и смешной и глупый, и все смеются.

Кричат зайцы про волка, а волк – тут как тут.

Ходил он, ходил в лесу по своим волчьим делам, проголодался и только подумал: «Вот бы хорошо зайчиком закусить!» – как слышит, что где-то совсем близко зайцы кричат и его, серого Волка, поминают.

Сейчас он остановился, понюхал воздух и начал подкрадываться.

Совсем близко подошёл волк к разыгравшимся зайцам, слышит, как они над ним смеются, а всех больше – хвастун Заяц – косые глаза, длинные уши, короткий хвост.

«Э, брат, погоди, вот тебя-то я и съем!» – подумал серый Волк и начал выглядывать, который заяц хвастается своей храбростью. А зайцы ничего не видят и веселятся пуще прежнего. Кончилось тем, что хвастун Заяц взобрался на пенёк, уселся на задние лапки и заговорил:

– Слушайте вы, трусы! Слушайте и смотрите на меня! Вот я сейчас покажу вам одну штуку. Я… я… я…

Тут язык у хвастуна точно примёрз.

Заяц увидел глядевшего на него Волка. Другие не видели, а он видел и не смел дохнуть.

Заяц-хвастун подпрыгнул кверху, точно мячик, и со страху упал прямо на широкий волчий лоб, кубарем прокатился по волчьей спине, перевернулся ещё раз в воздухе и потом задал такого стрекача, что, кажется, готов был выскочить из собственной кожи.

Долго бежал несчастный Зайчик, бежал, пока совсем не выбился из сил.

Ему всё казалось, что Волк гонится по пятам и вот-вот схватит его своими зубами.

Наконец совсем обессилел бедняга, закрыл глаза и замертво свалился под куст.

А Волк в это время бежал в другую сторону. Когда Заяц упал на него, ему показалось, что кто-то в него выстрелил.

И Волк убежал. Мало ли в лесу других зайцев можно найти, а этот был какой-то бешеный…

Долго не могли прийти в себя остальные зайцы. Кто удрал в кусты, кто спрятался за пенёк, кто завалился в ямку.

Наконец надоело всем прятаться, и начали понемногу выглядывать кто похрабрее.

– А ловко напугал Волка наш Заяц! – решили все. – Если бы не он, так не уйти бы нам живыми… Да где же он, наш бесстрашный Заяц?..

Начали искать.

Ходили, ходили, нет нигде храброго Зайца. Уж не съел ли его другой волк? Наконец таки нашли: лежит в ямке под кустиком и еле жив от страха.

– Молодец, косой! – закричали все зайцы в один голос. – Ай да косой!.. Ловко ты напугал старого Волка. Спасибо, брат! А мы думали, что ты хвастаешь.

Храбрый Заяц сразу приободрился. Вылез из своей ямки, встряхнулся, прищурил глаза и проговорил:

– А вы бы как думали! Эх вы, трусы…

С этого дня храбрый Заяц начал сам верить, что действительно никого не боится.

Александр Сергеевич Пушкин

Стих: Птичка божия не знает...

Птичка божия не знает

Ни заботы, ни труда;

Хлопотливо не свивает

Долговечного гнезда;

В долгу ночь на ветке дремлет;

Солнце красное взойдет,

Птичка гласу бога внемлет,

Встрепенется и поет.

За весной, красой природы,

Лето знойное пройдет -

И туман и непогоды

Осень поздняя несет:

Людям скучно, людям горе;

Птичка в дальные страны,

В теплый край, за сине море

Улетает до весны.

Дмитрий Мамин-Сибиряк

Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост

Родился зайчик в лесу и всё боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнет птица, упадет с дерева ком снега, – у зайчика душа в пятки.

Боялся зайчик день, боялся два, боялся неделю, боялся год; а потом вырос он большой, и вдруг надоело ему бояться.

– Никого я не боюсь! – крикнул он на весь лес. – Вот не боюсь нисколько, и всё тут!

Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается Заяц – длинные уши, косые глаза, короткий хвост, – слушают и своим собственным ушам не верят. Не было еще, чтобы заяц не боялся никого.

– Эй ты, косой глаз, ты и волка не боишься?

– И волка не боюсь, и лисицы, и медведя – никого не боюсь!

Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, прикрыв мордочки передними лапками, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы, побывавшие в лапах у лисы и отведавшие волчьих зубов. Очень уж смешной заяц!.. Ах, какой смешной! И всем вдруг сделалось весело. Начали кувыркаться, прыгать, скакать, перегонять друг друга, точно все с ума сошли.

– Да что тут долго говорить! – кричал расхрабрившийся окончательно Заяц.– Ежели мне попадется волк, так я его сам съем…



– Ах, какой смешной Заяц! Ах, какой он глупый!..

Все видят, что и смешной и глупый, и все смеются. Кричат зайцы про волка, а волк – тут как тут. Ходил он, ходил в лесу по своим волчьим делам, проголодался и только подумал: «Вот бы хорошо зайчиком закусить!» – как слышит, что где-то совсем близко зайцы кричат и его, серого Волка, поминают. Сейчас он остановился, понюхал воздух и начал подкрадываться.

Совсем близко подошел Волк к разыгравшимся зайцам, слышит, как они над ним смеются, а всех больше – хвастун Заяц – косые глаза, длинные уши, короткий хвост.

«Э, брат, погоди, вот тебя-то я и съем!» – подумал серый Волк и начал выглядывать, который заяц хвастается своей храбростью. А зайцы ничего не видят и веселятся пуще прежнего. Кончилось тем, что хвастун Заяц взобрался на пенек, уселся на задние лапки и заговорил:

– Слушайте вы, трусы! Слушайте и смотрите на меня. Вот я сейчас покажу вам одну штуку. Я… я… я…

Тут язык у хвастуна точно примерз.

Заяц увидел глядевшего на него Волка. Другие не видели, а он видел и не смел дохнуть.

Заяц-хвастун подпрыгнул кверху, точно мячик, и со страха упал прямо на широкий волчий лоб, кубарем прокатился по волчьей спине, перевернулся еще раз в воздухе и потом задал такого стрекача, что, кажется, готов был выскочить из собственной кожи.

Долго бежал несчастный Зайчик, бежал, пока совсем не выбился из сил.

Ему всё казалось, что Волк гонится по пятам и вот-вот схватит его своими зубами.

Наконец, совсем обессилел бедняга, закрыл глаза и замертво свалился под куст.

А Волк в это время бежал в другую сторону. Когда Заяц упал на него, ему показалось, что кто-то в него выстрелил.

И Волк убежал. Мало ли в лесу других зайцев можно найти, а этот был какой-то бешеный…

Долго не могли прийти в себя остальные зайцы. Кто удрал в кусты, кто спрятался за пенек, кто завалился в ямку.

Наконец, надоело всем прятаться, и начали понемногу выглядывать, кто похрабрее.

– А ловко напугал Волка наш Заяц! – решили все. – Если бы не он, так не уйти бы нам живыми… Да где же он, наш бесстрашный Заяц?

Начали искать.

Ходили, ходили, нет нигде храброго Зайца. Уж не съел ли его другой волк?

Наконец-таки нашли: лежит в ямке под кустиком и еле жив от страха.

– Молодец, косой! – закричали все зайцы в один голос. – Ай да косой!.. Ловко ты напугал старого Волка. Спасибо, брат! А мы думали, что ты хвастаешь.

Храбрый Заяц сразу приободрился. Вылез из своей ямки, встряхнулся, прищурил глаза и проговорил:

– А вы как бы думали? Эх вы, трусы…

С этого дня храбрый Заяц начал сам верить, что он действительно никого не боится.

Лев Николаевич Толстой

Филипок

Был мальчик, звали его Филипп. Пошли раз все ребята в школу. Филипп взял шапку и хотел тоже идти. Но мать сказала ему: куда ты, Филипок, собрался? - В школу. - Ты еще мал, не ходи, - и мать оставила его дома. Ребята ушли в школу. Отец еще с утра уехал в лес, мать ушла на поденную работу. Остались в избе Филипок да бабушка на печке. Стало Филипку скучно одному, бабушка заснула, а он стал искать шапку. Своей не нашел, взял старую, отцовскую и пошел в школу.

Школа была за селом у церкви. Когда Филипп шел по своей слободе, собаки не трогали его, они его знали. Но когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка, залаяла, а за Жучкой большая собака Волчок. Филипок бросился бежать, собаки за ним. Филипок стал кричать, споткнулся и упал. Вышел мужик, отогнал собак и сказал: куда ты, постреленок, один бежишь? Филипок ничего не сказал, подобрал полы и пустился бежать во весь дух. Прибежал он к школе. На крыльце никого нет, а в школе слышны гудят голоса ребят. На Филипка нашел страх: что, как учитель меня прогонит? И стал он думать, что ему делать. Назад идти - опять собака заест, в школу идти - учителя боится. Шла мимо школы баба с ведром и говорит: все учатся, а ты что тут стоишь? Филипок и пошел в школу. В сенцах снял шапку и отворил дверь. Школа вся была полна ребят. Все кричали свое, и учитель в красном шарфе ходил посередине.

Ты что? - закричал он на Филипка. Филипок ухватился за шапку и ничего не говорил. - Да ты кто? - Филипок молчал. - Или ты немой? - Филипок так напугался, что говорить не мог. - Ну так иди домой, коли говорить не хочешь. - А Филипок и рад бы что сказать, да в горле у него от страха пересохло. Он посмотрел на учителя и заплакал. Тогда учителю жалко его стало. Он погладил его по голове и спросил у ребят, кто этот мальчик.

Это Филипок, Костюшкин брат, он давно просится в школу, да мать не пускает его, и он украдкой пришел в школу.

Ну, садись на лавку возле брата, а я твою мать попрошу, чтоб пускала тебя в школу.

Учитель стал показывать Филипку буквы, а Филипок их уж знал и немножко читать умел.

Ну-ка, сложи свое имя. - Филипок сказал: хве-и-хви, ле-и-ли, пе-ок-пок. - Все засмеялись.

Молодец, - сказал учитель. - Кто же тебя учил читать?

Филипок осмелился и сказал: Костюшка. Я бедовый, я сразу все понял. Я страсть какой ловкий! - Учитель засмеялся и сказал: а молитвы ты знаешь? - Филипок сказал; знаю, - и начал говорить Богородицу; но всякое слово говорил не так. Учитель остановил его и сказал: ты погоди хвалиться, а поучись.

С тех пор Филипок стал ходить с ребятами в школу.

Константин Ушинский «Леший»

Жители одной уединённой деревни были в большом беспокойстве, особенно бабы и ребятишки. В ближнем любимом их лесу, куда мальчики и девочки поминутно шныряли то за ягодами, то за грибами, завёлся леший. Как только настанет ночь, так и пойдёт по лесу хохот, свист, мяуканье, а по временам раздаются страшные крики, точно кого-нибудь душат. Как зааукает да захохочет, волосы становятся дыбом. Дети не только ночью, но и днём боялись ходить в свой любимый лес, где прежде только и слышно было что пенье соловьев да протяжные крики иволги. В то же время чаще прежнего стали пропадать по деревне молодые куры, утки и гусята.

Надоело это наконец одному молодому крестьянину Егору.

Погодите, бабы, - сказал он, - я вам лешего живьём принесу.

Дождался Егор вечера, взял мешок, ружьё и отправился в лес, несмотря на просьбы своей трусливой жены. Целую ночь пробродил он в лесу, целую ночь не спала его жена и с ужасом слушала, как до самого света хохотал и аукал леший.

Только уже утром показался Егор из лесу. Он тащил в мешке что-то большое и живое, одна рука у Егора была обмотана тряпкой, а на тряпке видна была кровь. Весь хутор сбежался на двор к отважному крестьянину и не без страха смотрел, как он вытряхивал из мешка какую-то невиданную птицу, мохнатую, с ушами, с красными большими глазами. Она кривым клювом щёлкает, глазищами поводит, острыми когтями землю дерёт; вороны, сороки и галки, как только завидели чудище, так стали над ним носиться, подняли страшный крик и гам.

Филин! - крикнул тут один старик. - Ведь я ж вам, глупые, говорил, что это всё филин проказит.

Нина Артюхова «Подружки»

Галя Серебрякова и Маруся Ильина встретились, как всегда, у ворот и вместе пошли в школу. Синее безоблачное небо над широкой улицей. В садах и в скверах - осеннее золото листьев. Девочки шли, крепко держась за руки; поэтому Маруся Ильина несла портфель в левой руке, а Галя Серебрякова - в правой. А портфели были твёрдые, блестящие, с необмятыми краями - казалось, что их долго и старательно утюжили мамы вместе с коричневыми платьями, белыми воротничками и чёрными фартуками девочек.

Галя Серебрякова громко читала вывески и надписи, которые попадались навстречу:

- «Бу-лоч-ная»... «Стой-те»... «Ки-но»... «Мо-ло- ко»... «Ре-монт о-бу-ви»...

Прошуршал по серому асфальту голубой блестящий троллейбус. Быстро промчался, а всё-таки Галя успела прочесть:

- «Са-до-во-е коль-цо».

Как ты хорошо читаешь! - сказала Маруся.

Галя ответила с гордостью:

Я ещё в прошлом году научилась!

Маруся вздохнула:

А я не умею такое трудное...

Все классы в школе были одинаковые, но самым лучшим, разумеется, был первый «А». Все учительницы в школе были разные. Самой лучшей, разумеется, была Ольга Андреевна.

Вот она вошла в класс, весёлая, молодая, приветливая, и сразу захотелось ответить ей как можно лучше.

Ольга Андреевна заглянула в журнал и сказала:

Читай, Ильина.

Маруся покраснела, раскрыла букварь и начала читать, старательно, по буквам выговаривая каждое слово.

На пятой строчке запнулась и покраснела ещё больше.

Галя подняла руку. Тёмные глаза стали совсем круглыми, как будто выпрыгнуть хотели, и умоляли учительницу: «Меня, меня спросите!»

Ольга Андреевна улыбнулась:

Захлебываясь от удовольствия, Галя прочла всю страницу, от начала до конца, даже то, что ещё не было задано на сегодня.

Ольга Андреевна опять улыбнулась и сказала:

Галя села за парту и радостно подумала: «Пятёрку поставит!»

На следующем уроке девочки писали.

Ольга Андреевна ходила по рядам и заглядывала в тетради.

Ольга Андреевна, - сказала Галя, - вот у неё здесь ошибка. - Она ткнула пальцем в Марусину тетрадь. - Нужно «о», а она написала «а».

Ольга Андреевна посмотрела на Галю, но почему- то не улыбнулась на этот раз.

Конечно, «о», - сказала она. - Поправь, Маруся.

Галя несла портфель в правой руке, и Маруся тоже в правой. Обе левые руки были свободны - девочки шли не за руку, а каждая сама по себе.

Маруся шла грустная, не поднимая глаз. Гале тоже было не весело.

Золотые буквы горели над дверями магазинов - Галя не обращала на них внимания. Проезжали мимо нарядные голубые троллейбусы - Галя не читала номера и надписи.

Девочки молча вошли во двор и повернули - одна направо, другая налево.

Мама спросила Галю:

Ну, как дела?

Пятёрка по чтению, - мрачно ответила Галя.

Утром мама расчёсывала короткие курчавые Галины волосы и завязывала бант потуже, а Галя терпела и морщилась.

Собирайся, Галя, - сказала мама. - Вон подружка твоя уже тебя поджидает.

Галя бросилась к окну.

У ворот мелькнули светлые косички и знакомое серенькое пальто в клетку. Нет, Маруся не ждала. Она поспешно вышла на улицу, даже не взглянув на Галины окна.

Галя сбежала с лестницы.

Не догнать! Маруся уже на углу стоит, собирается улицу переходить.

Галя знала по себе, что переходить улицу одной страшновато: уж очень она широкая. Сегодня, впрочем, Галя беспокоилась не за себя, а за Марусю. Улица такая большая, а Маруся такая маленькая, да ещё торопится.

Когда Галя вошла в класс, Маруся уже сидела за партой и разбирала свои тетрадки.

Здравствуй, - сказала Галя.

Галя сказала: «Здравствуй», а Маруся ясно услышала: «Не сердись».

Здравствуй, - не поднимая глаз, ответила Маруся.

А Галя в этом «здравствуй» услышала совсем другие слова: «Обидела ты меня».

В самом начале урока Ольга Андреевна спросила:

Ну-ка, девочки, кто сегодня выучил хорошо и может прочесть до конца всю страницу?

Галина рука сама взлетела над партой и сама сейчас же опустилась. Галя увидела, что Маруся тоже поднимает руку, правда, совсем ещё не высоко, робко и нерешительно. Изо всех рук в классе Ольга Андреевна выбрала именно эту, самую медленную руку. Маруся читала гораздо лучше, чем вчера, прямо, должно быть, наизусть выучила. Только она слишком торопилась, как будто боялась, что её перебьют, не дадут договорить. От этой спешки перепутала строчки в самом конце - вместо одного слова прочла другое - и остановилась, смущённая.

Гале так хотелось поправить, что она обеими ладонями зажала себе рот. Удержалась всё-таки.

Ольга Андреевна улыбнулась чуть-чуть и сказала:

Не спеши, Маруся, подумай и скажешь правильно.

Маруся подумала и очень хорошо, с выражением даже, прочитала последние две строчки.

Молодец! - похвалила Ольга Андреевна.

А Галя зашептала:

Пятёрку тебе поставила, пятёрку, я видела!

Девочки возвращались домой, крепко держась за руки.

Это был удивительный день. Совсем не жалко и не грустно было смотреть, как облетают осенние листья.

Осень - это конец года, но ведь для девочек эта осень была только началом.

Маруся и Галя шли медленно и останавливались около каждой вывески.

Сначала Маруся называла буквы, потом Галя говорила всё слово целиком.

А когда дошли до угла и остановились у перехода, Маруся посмотрела на загоревшиеся маленькие зелёные буквы, пошевелила губами... И вдруг прочитала, громко и радостно, не по буквам уже, а сразу все слово:

- «Иди-те!»

Латка

… Таня слушала, замерев от страха.

Но стук копыт бабы-яги - костяной ноги, приблизившись, вдруг стал отдаляться, отдаляться и затих вдали. Страх отпустил Таню.

И вдруг что-то холодное, мокрое ткнулось Тане в руки: собачий нос!

Латка, Латочка! - прошептала Таня. - Собачушка моя!. И к Тане в один миг вернулась вся её смелость.

А ну, ребятишки, побежали! - весело скомандовала она мальчикам. - Латка нас живо выведет!

И правда: они прошли совсем немножко по всё редевшему лесу - и вышли в поля. Тут было гораздо светлее. К тому же и снег перестал падать. На белом поле хорошо были видны чёрные «заплатки» на боках у бежавшей впереди Латки: чёрное на белом даже в потёмках видно.

Прямиком через поля и добежала Таня с мальчиками до своего дома. Утки услыхали её из курятника и громко закрякали: «Квяк! квяк! квяк!» А из-за угла улицы раздалось вдруг: «Цок-цук! Цок-цук! Цок!» - будто баба-яга - костяная нога идёт, по мёрзлой земле клюкой постукивает.

Тпру-у! - крикнула мать. - Никак, ты, Танюша?

Я, я, и с мальчиками! Нас Латка довела!

Ну, как узнали про всё это ребятишки- сразу зауважали Латку, собачку испанской породы, коротконожку, уши до полу, хвост культяпочкой, сама белая, а по бокам и на глазу - чёрные пятна, как заплатки.

Пантелеев Алексей Иванович

Стихотворение Маршака С. Я.

«Весёлый счёт»

"Весёлый счёт"

От одного до десяти

Вот один иль единица,

Очень тонкая, как спица,

А вот это цифра два.

Полюбуйся, какова:

Выгибает двойка шею,

Волочится хвост за нею.

А за двойкой - посмотри -

Выступает цифра три.

Тройка - третий из значков -

Состоит из двух крючков.

За тремя идут четыре,

Острый локоть оттопыря.

А потом пошла плясать

По бумаге цифра пять.

Руку вправо протянула,

Ножку круто изогнула.

Цифра шесть - дверной замочек:

Сверху крюк, внизу кружочек.

Вот семёрка - кочерга.

У неё одна нога.

У восьмёрки два кольца

Без начала и конца.

Цифра девять иль девятка -

Цирковая акробатка:

Если на голову встанет,

Цифрой шесть девятка станет.

Цифра вроде буквы О -

Это ноль иль ничего.

Круглый ноль такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки!

Если ж слева, рядом с ним

Единицу примостим,

Он побольше станет весить,

Потому что это - десять.

Эти цифры по порядку

Запиши в свою тетрадку.

Я про каждую сейчас

Сочиню тебе рассказ.

В задачнике жили

Один да один.

Пошли они драться

Один на один.

Но скоро один

Зачеркнул одного.

И вот не осталось

От них ничего.

А если б дружили

Они меж собою,

То долго бы жили

И было б их двое!

Две сестрицы - две руки

Рубят, строят, роют,

Рвут на грядке сорняки

И друг дружку моют.

Месят тесто две руки -

Левая и правая,

Воду моря и реки

Загребают, плавая.

Три цвета есть у светофора,

Они понятны для шофера:

Красный свет -

Проезда нет.

Будь готов к пути,

А зелёный свет - кати!

Четыре в комнате угла.

Четыре ножки у стола.

И по четыре ножки

У мышки и у кошки.

Бегут четыре колеса,

Резиною обуты.

Что ты пройдёшь за два часа,

Они - за две минуты.

Пред тобой - пятёрка братьев.

Дома все они без платьев.

А на улице зато

Нужно каждому пальто.

Дай им каши с молоком.

Пусть лакают языком,

Потому что кошки

Не едят из ложки.

Семь ночей и дней в неделе.

Семь вещей у вас в портфеле:

Промокашка и тетрадь,

И перо, чтобы писать,

И резинка, чтобы пятна

Подчищала аккуратно,

И пенал, и карандаш,

И букварь - приятель ваш.

Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут.

Всех Матрёшками зовут.

Кукла первая толста,

А внутри она пуста.

Разнимается она

На две половинки.

В ней живет ещё одна

Кукла в серединке.

Эту куколку открой -

Будет третья во второй.

Половинку отвинти,

Плотную, притёртую, -

И сумеешь ты найти

Куколку четвёртую.

Вынь её да посмотри,

Кто в ней прячется внутри.

Прячется в ней пятая

Куколка пузатая,

А внутри пустая.

В ней живёт шестая.

А в шестой -

А в седьмой -

Эта кукла меньше всех,

Чуть побольше, чем орех.

Вот, поставленные в ряд,

Сёстры-куколки стоят.

Сколько вас? - у них мы спросим,

И ответят куклы: - Восемь!

К девяти без десяти,

К девяти без десяти,

К девяти без десяти

Надо в школу вам идти.

В девять слышится звонок.

Начинается урок.

К девяти без десяти

Детям спать пора идти.

А не ляжете в кровать -

Носом будете клевать!

Вот это ноль иль ничего.

Послушай сказку про него.

Сказал весёлый, круглый ноль

Соседке-единице:

С тобою рядышком позволь

Стоять мне на странице!

Она окинула его

Сердитым, гордым взглядом:

Ты, ноль, не стоишь ничего.

Не стой со мною рядом!

Ответил ноль: - Я признаю,

Что ничего не стою,

Но можешь стать ты десятью,

Коль буду я с тобою.

Так одинока ты сейчас,

Мала и худощава,

Но будешь больше в десять раз,

Когда я стану справа.

Напрасно думают, что ноль

Играет маленькую роль.

Мы двойку в двадцать превратим.

Из троек и четвёрок

Мы можем, если захотим,

Составить тридцать, сорок.

Пусть говорят, что мы ничто, -

С двумя нолями вместе

Из единицы выйдет сто,

Из двойки - целых двести!

Стихотворение Маршака С. Я.

«Багаж»

Дама сдавала в багаж

Картонку

И маленькую собачонку.

Выдали даме на станции

Четыре зелёных квитанции

О том, что получен багаж:

Картонка

И маленькая собачонка.

Вещи везут на перрон.

Кидают в открытый вагон.

Готово. Уложен багаж:

Картонка

И маленькая собачонка.

Но только раздался звонок,

Удрал из вагона щенок.

Хватились на станции Дно:

Потеряно место одно.

В испуге считают багаж:

Картонка...

Товарищи! Где собачонка?

Вдруг видят: стоит у колёс

Огромный взъерошенный пёс.

Поймали его - и в багаж,

Туда, где лежал саквояж,

Картонка,

Где прежде была собачонка.

Приехали в город Житомир.

Носильщик пятнадцатый номер

Везёт на тележке багаж:

Картонку,

А сзади ведут собачонку.

Собака-то как зарычит,

А барыня как закричит:

Разбойники! Воры! Уроды!

Собака - не той породы!

Швырнула она чемодан,

Ногой отпихнула диван,

Картонку...

Отдайте мою собачонку!

Позвольте, мамаша! На станции,

Согласно багажной квитанции,

От вас получили багаж:

Картонку

И маленькую собачонку.

За время пути

Могла подрасти!

Андрей Усачев

Умная собачка Соня

Королевская дворняжка

В одном городе, на одной улице, в одном доме, в квартире номер шестьдесят шесть, жила-была маленькая, но очень умная собачка Соня. У Сони были чёрные блестящие глаза и длинные, как у принцессы, ресницы и ещё аккуратный хвостик, которым она обмахивалась, как веером.

А ещё у неё был хозяин, которого звали Иван Иваныч Королёв.

Поэтому живший в соседней квартире поэт Тим Собакин и прозвал её королевской дворняжкой.

А остальные подумали, что это такая порода.

И собачка Соня тоже так подумала.

И другие собаки тоже так подумали.

И даже Иван Иваныч Королёв тоже так подумал. Хотя знал свою фамилию лучше остальных.

Каждый день Иван Иваныч уходил на работу, а собачка Соня сидела одна в своей шестьдесят шестой королевской квартире и ужасно скучала.

Наверное, поэтому с ней и случались всякие интересные истории.

Ведь когда становится очень скучно, всегда хочется сделать что-нибудь интересное.

А когда хочешь сделать что-нибудь интересное, что-нибудь обязательно да получится.

А когда что-нибудь получается, всегда начинаешь думать: как же это получилось?

А когда начинаешь думать, почему-то становишься умнее.

А почему – никому не известно!

Поэтому собачка Соня и была очень умной собачкой.

Кто сделал лужу?

Когда маленькая собачка Соня ещё не была умной собачкой Соней, а была маленьким умным щенком, она часто писала в коридоре.

Хозяин Иван Иваныч очень сердился, тыкал Соню носом и говорил:

– Кто сделал лужу? Это кто сделал лужу?!

– Воспитанные собаки, – добавлял он при этом, – должны терпеть и не делать луж в квартире.

Собачке Соне это, конечно, ужасно не нравилось. И вместо того, чтобы терпеть, она старалась незаметно делать это дело на ковре, потому что на ковре луж не остаётся.

Но однажды они вышли гулять на улицу. И маленькая Соня увидела перед подъездом ОГРОМНУЮ ЛУЖУ.

– Кто сделал такую огромную лужу? – удивилась Соня.

А за ней она увидела вторую лужу, ещё больше первой. А за ней – третью…

«Это, наверное, СЛОН!» – догадалась умная собачка Соня.

«Сколько же он терпел!» – подумала она с уважением…

И с тех пор перестала писать в квартире.

Здравствуйте, спасибо и до свидания!

Как-то на лестнице маленькую собачку Соню остановила пожилая незнакомая такса.

– Все воспитанные собачки, – строго сказала такса, – при встрече должны здороваться. Здороваться – это значит говорить: «Здравствуйте!», «Привет» или «Добрый день» – и вилять хвостиком.

– Здравствуйте! – сказала Соня, которой, конечно, очень хотелось быть воспитанной собачкой, и, вильнув хвостиком, побежала дальше.

Но не успела она добежать и до середины таксы, оказавшейся невероятно длинной, как её снова окликнули.

– Все воспитанные собачки, – произнесла такса, – должны быть вежливыми и, если им дают косточку, конфетку или полезный совет, говорить: «Спасибо!»

– Спасибо! – сказала Соня, которой, конечно же, очень хотелось быть вежливой и воспитанной собачкой, и побежала дальше.

Но только она добежала до таксиного хвоста, как сзади послышалось:

– Все воспитанные собачки должны знать правила хорошего тона и при расставании говорить: «До свидания!».

– До свидания! – крикнула Соня и, довольная тем, что знает теперь правила хорошего тона, бросилась догонять хозяина.

С этого дня собачка Соня стала ужасно вежливой и, пробегая мимо незнакомых собак, всегда говорила:

– Здравствуйте, спасибо и до свидания!

Жаль, что собаки ей попадались самые обыкновенные. И многие кончались раньше, чем она успевала всё сказать.

Что лучше?

Собачка Соня сидела возле детской площадки и думала: что лучше – быть большой или маленькой?..

«С одной стороны, – думала собачка Соня, – большой быть значительно лучше: и кошки тебя боятся, и собаки тебя боятся, и даже прохожие тебя опасаются…

Но с другой стороны, – думала Соня, – маленькой тоже быть лучше. Потому что никто тебя не боится и не опасается, и все с тобой играют. А если ты большой, тебя обязательно водят на поводке и надевают на тебя намордник…»

Как раз в это время мимо площадки проходил огромный и злющий бульдог Макс.

– Скажите, – вежливо спросила его Соня, – а это очень неприятно, когда на вас надевают намордник?

Макса этот вопрос почему-то страшно разозлил. Он грозно зарычал, рванулся с поводка… и, опрокинув хозяйку, погнался за Соней.

«Ой-ой-ой! – думала собачка Соня, слыша за спиной грозное сопение. – Всё-таки большой быть лучше!»

К счастью, по дороге им встретился детский сад. Соня увидела дыру в заборе – и быстро юркнула в неё.

Бульдог же никак не мог пролезть в дыру – и только громко пыхтел с той стороны, как паровоз…

«Всё-таки хорошо быть маленькой, – подумала собачка Соня. – Если бы я была большой, я бы ни за что не проскочила в такую маленькую щель…

Но если бы я была большой, – подумала она, – зачем бы я вообще полезла сюда?..»

Но так как Соня была маленькой собачкой, то она всё-таки решила, что лучше БЫТЬ МАЛЕНЬКОЙ.

А большие собаки пусть решают сами!

Как Соня научилась разговаривать

Как-то собачка Соня сидела у телевизора, смотрела свою любимую передачу «В мире животных» и думала.

«Интересно, – думала она, – почему люди умеют разговаривать, а животные – нет?»

И вдруг её осенило!

«А ведь телевизор тоже разговаривает, – подумала Соня, – когда его включают в розетку…

Значит, – подумала умная Соня, – если меня включить в розетку, я тоже научусь разговаривать!»

Взяла собачка Соня и сунула хвост в розетку. А там кто-то как вцепится в него зубами!..

– Ай-ай-ай! – закричала Соня. – Отпустите! Больно!

И, выдернув хвост, отскочила от розетки.

Тут из кухни прибежал удивлённый Иван Иваныч.

– Глупенькая, ведь там же ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. Будь осторожней!

«Интересно, какой он из себя, этот ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК? – думала собачка Соня, с опаской поглядывая на розетку. – Маленький, а какой злой… Хорошо бы его приручить!»

Она принесла из кухни косточку и положила её перед розеткой.

Но ТОК из розетки не высунулся.

«Может быть, он не ест косточек или не хочет, чтобы его видели?» – подумала Соня.

Она положила рядом с косточкой шоколадную конфетку и ушла гулять. Но когда она вернулась, всё оказалось нетронутым.

«Этот ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК не ест вкусных косточек!..

Этот ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК не ест шоколадных конфеток!!..

СТРАННЫЙ ОН КАКОЙ-ТО!!!» – подумала умная собачка Соня. И с этого дня решила держаться от розетки подальше.

Как собачка Соня нюхала цветы

Больше всего на свете собачка Соня любила нюхать цветы. Цветы были такие душистые и так приятно щекотали в носу, что, понюхав их, Соня сразу же начинала чихать. Чихала она прямо в цветы, отчего они пахли и щекотали ещё сильнее… и так продолжалось до тех пор, пока у Сони не начинала кружиться голова или не облетали все цветы.

– Ну вот, – сердился Иван Иваныч. – Опять распотрошила весь букет!

Соня с грустью смотрела на осыпавшиеся лепестки, тяжело вздыхала… Но ничего поделать с собой не могла.

К разным цветам Соня относилась по-разному. Кактусы, например, она не любила. Потому что хотя они и не облетают, но, когда чихаешь в кактусы, они больно вонзаются в нос. Очень нравились ей сирень, пионы и георгины.

Больше же всего собачка Соня любила чихать на одуванчики. Набрав их побольше, она усаживалась где-нибудь на скамейке – и пушинки летели по двору, как снег.

Это было необыкновенно красиво: лето на дворе – и снег идёт!

Биссет Дональд

Сказка Король-Дроздовик

Братья Гримм

Была у одного короля дочь; она была необычайно красивая, но притом такая гордая и надменная, что ни один из женихов не казался для нее достаточно хорош. Она отказывала одному за другим, да притом над каждым еще смеялась.

Велел однажды король устроить большой пир и созвал отовсюду, из ближних и дальних мест, женихов, которые хотели бы за нее посвататься. Расставил их всех в ряд по порядку, по чину и званию; впереди стояли короли, потом герцоги, князья, графы и бароны и, наконец, дворяне.

И повели королевну по рядам, но в каждом из женихов она находила какой-нибудь изъян. Один был слишком толст. "Да этот, как винный бочонок!" - сказала она. Другой был слишком длинного роста. "Долговязый, слишком тонкий, да и статной нет походки!" - сказала она. Третий был слишком низкого роста; "Ну, какая в нем удача, если мал и толст в придачу?" Четвертый был слишком бледен: "Этот выглядит как смерть". Пятый был слишком румян: "Этот прямо какой-то индюк!" Шестой был слишком молод: "Этот юн и больно зелен, он, как дерево сырое, не загорится".

И так находила она в каждом, к чему можно было бы придраться, но особенно посмеялась она над одним добрым королем, что был выше других и чей подбородок был чуть кривоват.

Ого, - сказала она и рассмеялась, - да у этого подбородок словно клюв у дрозда!

И с той поры прозвали его Дроздовиком.

Как увидел старый король, что дочка его только одно и знает, что над людьми насмехается, и всем собравшимся женихам отказала, он разгневался и поклялся, что она должна будет взять себе в мужья первого встречного нищего, что к нему в дверь постучится.

Спустя несколько дней явился какой-то музыкант и начал петь под окном, чтобы заработать себе милостыню. Услыхал это король и говорит:

Пропустите его наверх.

Вошел музыкант в своей грязной, оборванной одежде и начал петь перед королем и его дочерью песню; и, когда кончил, он попросил подать ему милостыню.

Король сказал:

Мне твое пение так понравилось, что я отдам тебе свою дочь в жены.

Испугалась королевна, но король сказал:

Я дал клятву выдать тебя за первого попавшегося нищего, и клятву свою я должен сдержать.

И не помогли никакие уговоры; позвали священника, и пришлось ей тотчас обвенчаться с музыкантом. Когда это сделали, король сказал:

Теперь тебе, как жене нищего, в моем замке оставаться не подобает, можешь отправляться со своим мужем куда угодно.

Вывел ее нищий за руку из замка, и пришлось ей идти с ним пешком. Пришли они в дремучий лес, и спрашивает она:

Это чьи леса и луга?

Это всё короля-Дроздовика. Не прогнала бы его, было б все тогда твое.

Ах, как жалко, что нельзя мне вернуть Дроздовика! Проходили они по полям, и спросила она опять:

Это чьи поля и река?

Это всё короля-Дроздовика! Не прогнала бы его, было б все тогда твое.

Ах, как жалко, что нельзя мне вернуть Дроздовика! Проходили они затем по большому городу, и спросила она опять:

Чей прекрасный этот город?

Короля-Дроздовика с давних пор он. Не прогнала бы его, было б все тогда твое.

Ах, как жалко, что нельзя мне вернуть Дроздовика!

Мне вовсе не нравится, - сказал музыкант, - что ты все хочешь себе в мужья кого-то другого: разве я тебе не мил?

Подошли они наконец к маленькой избушке, и она сказала:

Боже мой, а домишко-то какой! Чей же он, такой плохой?

И музыкант ответил:

Этот дом мой да и твой, мы будем жить здесь с тобой вместе.

И пришлось ей нагнуться, чтобы войти в низкую дверь.

А где же слуги? - спросила королевна.

Какие такие слуги? - ответил нищий. -Ты должна все делать сама, если хочешь, чтоб было что-нибудь сделано. Ну-ка, живей растапливай печь и ставь воду, чтоб мне приготовить обед, я очень устал.

Но разводить огонь и стряпать королевна совсем не умела, и пришлось нищему самому приняться за работу; и дело кое-как обошлось. Поели они кое-чего впроголодь и легли спать.

Но только стало светать, он согнал ее с постели, и ей пришлось заняться домашней работой. Так прожили они несколько дней, ни плохо, ни хорошо, и все свои запасы поели. Тогда муж говорит:

Жена, этак у нас ничего не получится, мы вот едим, а ничего не зарабатываем. Принимайся-ка ты за плетенье корзин.

Он пошел, нарезал ивовых прутьев, принес их домой, и начала она плести, но жесткие прутья изранили ее нежные руки.

Я вижу, дело это у тебя не пойдет, - сказал муж, - возьмись-ка ты лучше за пряжу, - пожалуй, ты с этим управишься.

Она села и попробовала было прясть пряжу; но грубые нитки врезались в ее нежные пальцы, и из них потекла кровь.

Видишь, - сказал муж, -ты ни на какую работу не годишься, трудненько мне с тобой придется. Попробую-ка я приняться за торговлю горшками и глиняной посудой. Ты должна будешь ходить на рынок и продавать товар.

"Ах, - подумала она, - еще, чего доброго, придут на рынок люди из нашего королевства и увидят, что я сижу и продаю горшки, то-то они надо мной посмеются!"

Но что было делать? Она должна была подчиниться, а не то пришлось бы им пропадать с голоду.

В первый раз дело пошло хорошо - люди покупали у нее товар, так как была она красивая, и платили ей то, что она запрашивала; даже многие платили ей деньги, а горшки ей оставляли. Вот так и жили они на это.

I казка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост

Родился зайчик в лесу и всё боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнет птица, упадет с дерева ком снега, - у зайчика душа в пятки.

Боялся зайчик день, боялся два, боялся неделю, боялся год; а потом вырос он большой, и вдруг надоело ему бояться.

Никого я не боюсь! - крикнул он на весь лес. - Вот не боюсь нисколько, и всё тут!

Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи, - все слушают, как хвастается Заяц - длинные уши, косые глаза, короткий хвост, - слушают и своим собственным ушам не верят. Не бывало еще, чтобы заяц не боялся никого.

Эй, ты, косой глаз, ты и волка не боишься?

И волка не боюсь и лисицы, и медведя, - никого не боюсь!

Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, прикрыв мордочки передними лапками, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы, побывавшие в лапках у лисы и отведавшие волчьих зубов. Очень уж смешной заяц!.. Ах, какой смешной!.. И всем вдруг сделалось весело. Начали кувыркаться прыгать, скакать, перегонять друг друга, точно все с ума сошли.

Да что тут долго говорить! - кричал расхрабрившийся окончательно Заяц. - Ежели мне попадется волк, так я его сам съем…

Ах, какой смешной Заяц! Ах, какой он глупый!..

Все видят, что и смешной, и глупый, и все смеются.

Кричат зайцы про волка, а волк - тут как тут.

Ходил он, ходил в лесу по своим волчьим делам, проголодался и только подумал: «Вот бы хорошо зайчиком закусить!» - как слышит, что где-то совсем близко зайцы кричат и его, серого Волка, поминают. Сейчас он остановился, понюхал воздух и начал подкрадываться.

Совсем близко подошел Волк к разыгравшимся зайцам, слышит, как они над ним смеются, а всех больше - хвастун Заяц - косые глаза, длинные уши, короткий хвост.

«Э, брат, погоди, вот тебя-то я и съем!» - подумал серый Волк и начал выглядывать, который заяц хвастается своей храбростью.

А зайцы ничего не видят и веселятся пуще прежнего. Кончилось тем, что хвастун Заяц взобрался на пенек, уселся на задние лапки и заговорил:

Слушайте вы, трусы! Слушайте и смотрите на меня. Вот я сейчас покажу вам одну штуку… Я… я… я…

Тут язык у хвастуна точно примерз. Заяц увидел глядевшего на него волка.

Другие не видели, а он видел и не смел дохнуть.

Заяц-хвастун подпрыгнул кверху, точно мячик, и со страха упал прямо на широкий волчий лоб, кубарем прокатился по

волчьей спине, перевернулся еще раз в воздухе и потом задал такого стрекача, что, кажется, готов был выскочить из собственной кожи.

Долго бежал несчастный зайчик, бежал, пока совсем не выбился из сил.

Ему всё казалось, что волк гонится по пятам и вот-вот схватит его своими зубами.

Наконец совсем обессилел бедняга, закрыл глаза и замертво свалился под куст.

А Волк в это время бежал в другую сторону. Когда Заяц упал на него, ему показалось, что кто-то в него выстрелил.

И Волк убежал. Мало ли в лесу других зайцев можно найти, а это был какой-то бешеный…

Долго не могли прийти в себя остальные зайцы. Кто удрал в кусты, кто спрятался за пенек, кто завалился в ямку.

Наконец надоело всем прятаться, и начали понемногу выглядывать, кто похрабрее.

А ловко напугал волка наш заяц! - решили все. - Если бы не он, так не уйти бы нам живыми… Да где же он, наш бесстрашный Заяц?..

Родился зайчик в лесу и всё боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнет птица, упадет с дерева ком снега, - у зайчика душа в пятки.

Боялся зайчик день, боялся два, боялся неделю, боялся год; а потом вырос он большой, и вдруг надоело ему бояться.

Никого я не боюсь! - крикнул он на весь лес. - Вот не боюсь нисколько, и всё тут!

Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи, - все слушают, как хвастается Заяц - длинные уши, косые глаза, короткий хвост, - слушают и своим собственным ушам не верят. Не бывало еще, чтобы заяц не боялся никого.

Эй, ты, косой глаз, ты и волка не боишься?

И волка не боюсь и лисицы, и медведя, - никого не боюсь!

Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, прикрыв мордочки передними лапками, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы, побывавшие в лапках у лисы и отведавшие волчьих зубов. Очень уж смешной заяц!.. Ах, какой смешной!.. И всем вдруг сделалось весело. Начали кувыркаться прыгать, скакать, перегонять друг друга, точно все с ума сошли.

Да что тут долго говорить! - кричал расхрабрившийся окончательно Заяц. - Ежели мне попадется волк, так я его сам съем…

Ах, какой смешной Заяц! Ах, какой он глупый!..

Все видят, что и смешной, и глупый, и все смеются.

Кричат зайцы про волка, а волк - тут как тут.

Ходил он, ходил в лесу по своим волчьим делам, проголодался и только подумал: «Вот бы хорошо зайчиком закусить!» - как слышит, что где-то совсем близко зайцы кричат и его, серого Волка, поминают. Сейчас он остановился, понюхал воздух и начал подкрадываться.

Совсем близко подошел Волк к разыгравшимся зайцам, слышит, как они над ним смеются, а всех больше - хвастун Заяц - косые глаза, длинные уши, короткий хвост.

«Э, брат, погоди, вот тебя-то я и съем!» - подумал серый Волк и начал выглядывать, который заяц хвастается своей храбростью.

А зайцы ничего не видят и веселятся пуще прежнего. Кончилось тем, что хвастун Заяц взобрался на пенек, уселся на задние лапки и заговорил:

Слушайте вы, трусы! Слушайте и смотрите на меня. Вот я сейчас покажу вам одну штуку… Я… я… я…

Тут язык у хвастуна точно примерз. Заяц увидел глядевшего на него волка.

Другие не видели, а он видел и не смел дохнуть.

Заяц-хвастун подпрыгнул кверху, точно мячик, и со страха упал прямо на широкий волчий лоб, кубарем прокатился по волчьей спине, перевернулся еще раз в воздухе и потом задал такого стрекача, что, кажется, готов был выскочить из собственной кожи.

Долго бежал несчастный зайчик, бежал, пока совсем не выбился из сил.

Ему всё казалось, что волк гонится по пятам и вот-вот схватит его своими зубами.

Наконец совсем обессилел бедняга, закрыл глаза и замертво свалился под куст.

А Волк в это время бежал в другую сторону. Когда Заяц упал на него, ему показалось, что кто-то в него выстрелил.

И Волк убежал. Мало ли в лесу других зайцев можно найти, а это был какой-то бешеный…

Долго не могли прийти в себя остальные зайцы. Кто удрал в кусты, кто спрятался за пенек, кто завалился в ямку.

Наконец надоело всем прятаться, и начали понемногу выглядывать, кто похрабрее.

А ловко напугал волка наш заяц! - решили все. - Если бы не он, так не уйти бы нам живыми… Да где же он, наш бесстрашный Заяц?..

Начали искать.

Ходили, ходили, нет нигде храброго Зайца. Уж не съел ли его другой волк? Наконец-таки нашли: лежит в ямке под кустиком и еле жив от страха.

Молодец, косой! - закричали все зайцы в один голос. - Ай, да косой… Ловко ты напугал старого Волка. Спасибо, брат! А мы думали, что ты хвастаешь.

Храбрый Заяц сразу приободрился. Вылез из своей ямки, встряхнулся, прищурил глаза и проговорил:

А вы бы как думали? Эх, вы, трусы!..

С этого дня храбрый Заяц начал сам верить, что он действительно никого не боится.