Меню Рубрики

По второму кругу: чем новая амнистия капитала будет отличаться от прежней. Второй этап амнистии капитала: что изменится Расширенный период амнистии для валютных операций

Поскольку новые правила улучшают правовое положение декларантов, они ретроспективно распространяются на всех лиц, которые уже воспользовались программой амнистии и подали специальную декларацию.

Изменения ожидались с ноября 2015 года. К тому времени общее число поданных деклараций показало настороженное отношение бизнеса к анонсированным гарантиям. За несколько дней до окончания срока амнистии была принята поправка, продлевающая действие Закона до 30 июня 2016 года.

ПОЛНАЯ ОТМЕНА УСЛОВИЯ О РЕПАТРИАЦИИ

По новым правилам действие гарантий, предусмотренных законом, не предполагает репатриации имущества, находящегося за рубежом.

Ранее из этого общего правила было сделано существенное исключение: гарантии действовали только при условии репатриации движимого имущества, находящегося в странах, которые либо включены в список ФАТФ, либо, по мнению Минфина, не обеспечивают обмен информацией для налоговых целей. Предполагалось, что список таких стран будет утвержден до начала программы амнистии. Однако лишь в марте 2016 года список был утвержден приказом ФНС, зарегистрирован в Минюсте, но до сих пор не опубликован официально. Неопределенность в сфере применения условия об обязательной репатриации оборачивалась риском недействительности гарантий. Кроме этого, было непонятно, как определить место нахождения движимого имущества в виде ценных бумаг. Если определять место нахождения бездокументарных ценных бумаг по месту нахождения их эмитента, репатриация становилась бы невозможной в принципе.

В новой редакции условие о репатриации исключено полностью. Те декларанты, которые отразили в ранее поданной специальной декларации ценные бумаги, могут быть спокойны вне зависимости от содержания списка ФНС.

РАСШИРЕННЫЙ ПЕРИОД АМНИСТИИ ДЛЯ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ

Согласно новой редакции валютные операции, совершенные до момента подачи специальной декларации с нарушениями установленного порядка, не порождают негативных последствий, если счета, используемые для таких операций, раскрыты в декларации. До внесения этой поправки под амнистию подпадали только операции, приходящиеся на период до 1 января 2015 года. Поскольку срок давности привлечения к административной ответственности за подобные нарушения составлял до недавнего времени 1 год, правила амнистии в этой части не вызывали существенного интереса: административный штраф за нарушения, имевшие место до 1 января 2015 года, не мог быть наложен после 1 января 2016 года за давностью события, а операции, совершенные в период 2015 и 2016 годов, под амнистию не подпадали.

Расширение временной сферы амнистии в сфере валютного регулирования имеет значение для физических лиц, которые получали на свои счета в зарубежных банках денежные средства, нарушая правила об обязательном зачислении таких поступлений на счета в российских банках.

Следует, однако, отметить, что изменение, внесенное в закон, обнажило противоречие между частями 3 и 4 статьи 7 закона. В третьей части речь идет о зачислениях денежных средств на зарубежные счета. Применительно к ним Закон сохранил временную границу, которая приходится на 1 января 2015 года. В части 4 говорится о валютных операциях, которые охватывают также и зачисления денежных средств на зарубежные счета. Для таких средств возможность легализации продлена вплоть до момента подачи специальной декларации. По сути, эти положения вступают в конфликт, разрешение которого непредсказуемо в условиях современной практики применения норм публичного порядка. К сожалению, пояснительная записка к данной части Закона отсутствует как таковая, что в случае спора делает невозможным установить волю законодателя.

УТОЧНЕНА СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ ГАРАНТИЙ

В основе Закона лежит некий механизм обмена информацией в виде специальной декларации на гарантии от привлечения к ответственности. Наибольшие затруднения на практике вызывала необходимость устанавливать связь между имуществом, раскрытым в специальной декларации, и деянием, которое должно освобождаться от ответственности. Проблема усугубляется тем, что в декларации формально можно отразить только то имущество, которое принадлежит декларанту на момент подачи декларации. В практической плоскости это приводит к сложно разрешимым вопросам. В строгом смысле гарантия не распространялась на случай, когда декларант получил денежные средства с нарушением закона и профинансировал за счет них приобретение имущества от имени подконтрольной им иностранной компании. Юридически приобретателем имущества является компания, а не декларант, который в этом случае в специальной декларации указывает в качестве имущества только свои доли в иностранной компании, а не имущество, находящееся на ее балансе.

Благодаря уточнениям, внесенным в Закон, неопределенность в этой части устранена. Новая формулировка позволяет трактовать закон таким образом, что в случае раскрытия иностранной компании в специальной декларации во внимание будет приниматься не только имущество в виде долей (акций), но и в виде иного имущества, принадлежащего подконтрольной иностранной компании.

Поправки привносят определенность в процедуру декларирования. Есть надежда, что, указав в специальной декларации счета в иностранных банках, можно получить освобождение от административной ответственности за нарушения, допущенные при зачислении денежных средств на эти счета. Устранен риск неприменения гарантий в связи с полной отменой обязанности по репатриации –любое имущество теперь может оставаться за границей. Уточнение в части имущества иностранных компаний также снижает риск негативной интерпретации сферы применения гарантий, установленных Законом об амнистии капиталов.

МОСКВА, 19 февраля /ТАСС/. Президент РФ Владимир Путин подписал пакет законов, предусматривающих продление срока амнистии капиталов до 28 февраля 2019 года включительно. Документы опубликованы в понедельник на официальном портале правовой информации. Ранее соответствующие законы были приняты Госдумой и одобрены Советом Федерации.

Поправками в законодательства устанавливается второй этап амнистии капиталов на период с 1 марта 2018 года по 28 февраля 2019 года. При этом в полном объеме сохраняются все гарантии для тех, кто воспользовался амнистией капиталов в ходе первого этапа в 2015-2016 годах, и предусматривается такой же объем гарантий для участников второго этапа. Специальную декларацию в ходе второго этапа добровольного декларирования могут подать как физические лица, ранее не подававшие декларацию, так и те, кто принял участие в первом этапе.

На втором этапе декларирования физическим лицам предоставляется возможность указывать в декларации не только открытые до 1 января 2018 года счета в банках за пределами РФ, но и счета, закрытые на дату предоставления декларации при условии, что такие счета были открыты до 1 января 2018 года. Также закон наделяет Министерство финансов РФ полномочиями давать письменные разъяснения ФНС России по вопросам порядка заполнения специальной декларации.

Одновременно в статью 76.1 Уголовного кодекса РФ вносятся корреспондирующие поправки, распространяющие предусмотренные амнистией капиталов гарантии на лиц, представивших декларации в ходе второго этапа. Кроме того, одобренные законы также продлевают срок "безналоговой ликвидации" контролируемых иностранных компаний (КИК).

Добровольное декларирование активов и счетов в банках осуществлялось в России с 1 июня 2015 года по 30 июня 2016 года. Физические лица имели право представить в налоговый орган по месту жительства или ФНС России специальную декларацию, содержащую сведения об имуществе, о контролируемых иностранных компаниях, счетах в банках, расположенных за пределами РФ. На такую декларацию распространялся режим налоговой тайны.

Выступая 9 февраля на съезде РСПП президент РФ, говоря о продлении амнистии капиталов, выразил надежду, что "этот шаг навстречу российскому бизнесу придаст ему дополнительную устойчивость, создаст новые возможности для тех, кто хочет честно, цивилизованно, в белую работать в России, создавать здесь предприятия и новые рабочие места". "Мы консультировались по этому вопросу и с международными финансовыми организациями, они относятся к этому с пониманием и нас поддерживают в этом решении", - сказал тогда Путин.

Власти готовы изменить условия продленной до 1 июля 2016 года амнистии капиталов. Вчера комитет Госдумы по финансовым рынкам одобрил подготовленные Минфином поправки к закону о декларировании зарубежных счетов и активов физлиц. Они исправляют явные недоработки закона и вопреки обещаниям почти не расширяют рамки не пользующейся спросом у бизнеса амнистии. По оценкам экспертов, наиболее существенным из предложенного является распространение амнистии не только на иностранные компании, но и на имущество, им принадлежащее.


Нынешняя правка была обещана Минфином в декабре прошлого года, когда Госдума спешно переносила срок окончания амнистии капиталов с 1 января на 1 июля 2016 года (см. "Ъ" от 23 декабря 2015 года). Напомним, сейчас все желающие могут подать налоговикам спецдекларацию с информацией о зарубежном имуществе, контролируемых иностранных компаниях и счетах в зарубежных банках. Декларантам обещан режим налоговой тайны и освобождение от ответственности всех видов. В декабре Владимир Путин заявил о продлении кампании на полгода. Позже экс-заместитель главы Минфина Сергей Шаталов сообщил, что участие в ней по состоянию на конец года приняли всего 200 человек.

Тогда Минфин обещал, что поправки по процедуре амнистии будут приняты "в январе-феврале", однако поступили они в Госдуму лишь сейчас, когда до окончания кампании остается три месяца. Отметим, что в нижней палате поправок вовсе не ждали. Соавтор закона об амнистии глава бюджетного комитета палаты Андрей Макаров заявлял, что документ трогать не следует: по его мнению, президент ждал от Белого дома вовсе не этого, а разъясняющих консультаций с правоохранителями и бизнесом.

В итоговом виде поправки обсуждались на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова 18 марта, и с уже привычным нарушением думского регламента их внесли сразу ко второму чтению не имеющего отношения к амнистии законопроекта банковской тематики. В результате их вчера одобрял не бюджетный, а финансовый комитет Госдумы.

Согласно имеющемуся у "Ъ" тексту поправок, меняется статься закона о репатриации имущества. Сейчас она обещает декларантам защиту от преследования вне зависимости от того, станут ли они возвращать в РФ движимое имущество (прежде всего речь идет об акциях). Но норма не будет применяться, если имущество находится в государстве из списка FATF или в стране, уклоняющейся от обмена налоговой информацией. Эта конструкция вызвала много вопросов. Непонятно, что имеется в виду под репатриацией: физическое перемещение акций, выпущенных офшорной компанией, их перевод на хранение у российского регистратора или признание такой организации налоговым резидентом РФ. Кроме того, непонятно, какой из трех списков FATF использовать. Все эти вопросы, делающие норму нерабочей, в итоге решено снять, убрав саму обязанность возврата "движимости" из офшоров. Теперь декларируется, что гарантии от преследования "покаявшихся" представляются вне зависимости от факта возврата имущества на территорию РФ.

Вторая новация — снятие неясности, на что именно распространяются гарантии: только на задекларированную компанию или еще и на принадлежащее ей имущество (к примеру, на записанную на иностранную фирму квартиру). Уточнено, что гарантии будут предоставлены и на "операции по формированию (в том числе приобретению и распоряжению) активов контролируемых иностранных компаний". Наконец, третья поправка касается валютных операций. Сейчас, как и для других деяний, предельный срок, по которому они амнистируются,— 1 января 2015 года. "В части валютного регулирования мы предлагаем амнистировать до момента подачи декларации,— пояснил вчера заместитель директора налогового департамента Минфина Андрей Кизимов.— Если лицо подает декларацию, например, 1 апреля, то амнистируется до этой даты". Эта поправка также вынужденная — ведь показывать налоговикам счет, операции по которому автоматически были бы признаны нарушением валютного законодательства, бессмысленно.

Отметим, изначально Минфин говорил о более существенной корректировке амнистии. Речь, в частности, шла (см. "Ъ" от 10 ноября 2015 года) о расширении перечня декларируемых активов и о том, что для расчистки "кредитной истории" декларантам разрешат заявлять об уже проданном имуществе: поправки защищают лишь имущество, принадлежащее заявителям на дату представления декларации. Депутат Андрей Макаров минимализм изменений объясняет тем, что никакие поправки не способны установить доверие бизнеса к деятельности правоохранителей — ключевой для амнистии фактор. Глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина ранее отмечала, что правка правил не должна создать лазеек для незаконного вывода капитала.

Консультанты, впрочем, довольны и тем, что получилось. "Многие наши клиенты ждали поправок в отношении валютных правонарушений и теперь воспользуются амнистией, легализовав иностранные счета",— сказал "Ъ" партнер PwC в России Михаил Филинов. Важна, по его словам, и поправка об имуществе КИК. "Это дает надежду на то, что амнистия будет применяться не только к действиям физического лица, но и ко всей цепочке, приведшей к созданию его состояния,— даже если некоторые из этих действий совершались не физлицом, а его компаниями".

Вадим Вислогузов

В череде «предвыборных подарков» есть кое-что не только для граждан, но и для среднего и даже крупного бизнеса. Наряду с прощением долгов по транспортному и имущественному налогам Госдума оперативно выполнила поручение президента и приняла закон о новой амнистии капиталов, который позволяет в упрощенном порядке задекларировать зарубежные активы и иностранные компании без уплаты налогов и риска привлечения к ответственности.

Закон о предыдущей амнистии был принят в июне 2015 года, а сама амнистия проходила первоначально в срок до 31 декабря 2015 года включительно, но потом была продлена до июля 2016 года. Даже за этот недолгий период закон успел претерпеть две правки, причем последние изменения были внесены уже в апреле 2016 года. Только после этого многие юристы сочли амнистию более-менее продуманной.

По разным оценкам, в ходе первой амнистии было подано всего от 3500 до 7000 деклараций, что ничтожно мало. Этот неуспех объяснялся как весьма скромным освещением самой инициативы на государственном уровне, так и юридическими проблемами. Фактически полноценно амнистия работала в апреле, мае и июне 2016 года, то есть всего три месяца.

Тем не менее после всех доработок закон получился достаточно сбалансированным, и при принятии новой амнистии капиталов Госдума ограничилась внесением еще нескольких уточнений в уже существующий документ 2015 года и продлением сроков его действия.

Итак, что же получилось в преддверии марта 2018 года?

Срок действия

Сначала о сроках. Декларация в ходе «второго этапа декларирования», как это названо официально, может быть подана с 1 марта 2018 по 28 февраля 2019 года. Таким образом, на декларирование отводится год.

Что можно задекларировать?

Во-первых, широкий круг имущества: земельные участки, любая недвижимость, транспорт, ценные бумаги, акции и доли участия в капиталах российских и иностранных компаний.

Во-вторых, счета в банках, в том числе и закрытые счета. Также можно задекларировать счета, которые открыты не на имя декларанта, но он при этом является их бенефициаром.

В-третьих, можно задекларировать владение контролируемыми иностранными компаниями, не принадлежащими напрямую декларанту.

К сожалению, изменения в закон в отношении движимого имущества так и не были внесены. Еще во время первой декларационной компании Минфин разъяснял, что термин «имущество» должен пониматься так, как он определен в Гражданском кодексе, то есть включать в себя в том числе и движимое имущество, но сам закон в этой части остался прежним.

К слову, важной особенностью стало внесение в текст уточнения, что именно Минфин дает официальные разъяснения по вопросу применения закона.

Пожалуй, с учетом последних тенденций стоит ожидать, что один из первых вопросов, который зададут министерству, будет касаться возможности декларирования криптовалют.

Надо ли возвращать имущество в Россию?

Нет. Самая первая версия закона содержала требование о возврате имущества и капиталов из офшоров, но впоследствии эти положения были исключены и в новой версии закона также не появились.

Надо ли раскрывать источники приобретения имущества?

Опять-таки, нет. Этот вопрос возникал, так как законом предусмотрено право раскрыть источники формирования имущества. Более того, в законе о второй амнистии прямо указано, что предоставление предусмотренных законом гарантий не зависит от того, раскрыты ли в ходе декларирования данные о происхождении активов или нет.

Однако надо отметить, что указание источников приобретения имущества распространит гарантии, предоставленные законом, и на такие источники в том числе.

Что гарантирует закон?

Освобождение от уголовной ответственности в части налоговых преступлений, а также преступлений, связанных с валютным и таможенным контролем. Освобождение от административной ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность.

Отдельная статья закона устанавливает, что все операции, совершенные по зарубежным счетам, признаются совершенными без нарушения положений о валютном контроле. Новым законом действие этой оговорки распространено также и на уже закрытые счета, если они включены в декларацию.

Следует учесть, что если индульгенция относительно валютных нарушений выдается в отношении всех операций, совершенных до даты представления декларации, то все прочие прегрешения прощаются только в том случае, если они совершены до 1 января 2018 года.

Можно ли участвовать в амнистии повторно?

Закон прямо устанавливает, что даже лица, которые подали декларацию в ходе первой кампании, могут сделать это еще раз. Надо только помнить, что сама декларация представляется в ходе одной амнистии только один раз. То есть нельзя подавать декларацию в течение года несколько раз, постоянно уточняя и дополняя ее новыми данными.

Каковы последствия?

Если вы все-таки решили принять участие в амнистии, то не лишнем будет сразу подумать и о дальнейших шагах.

В настоящее время российское законодательство налагает разнообразные обязательства, связанные с владением иностранными активами. В частности, по счетам, открытым в иностранных банках, требуется предоставлять ежегодные отчеты о движении средств, а в отношении контролируемых иностранных компаний - предоставлять отчетность и уплачивать налог, если их прибыль составила более 10 млн рублей.

Также надо помнить, что амнистия не распространяется на 2018 год, то есть при получении в текущем году доходов надо будет не забыть в 2019 году задекларировать их в обычном порядке.

Участвовать в амнистии или нет?

Сама по себе повторная амнистия в такой короткий срок является крайне редким явлением и, очевидно, вызвана совокупностью как политических, так и экономических причин. Нет оснований полагать, что это превратится в «ежегодный праздник».

Тем более добровольное декларирование и так становится актуальным в свете новостей о том, что Россия уже настроила автоматический обмен информацией с 48 странами, в том числе с такими популярными юрисдикциями, как Великобритания и Швейцария.

Так что если у вас есть какие-то активы, которые хотелось бы «обелить», - пожалуй, новая амнистия капиталов - это последний такой шанс на ближайшее десятилетие.

13:58 — REGNUM Пакет законопроектов о запуске второго этапа амнистии выведенного за рубеж капитала внесла в Госдуму группа депутатов во главе с председателем комитета Госдумы по бюджету и налогами Андреем Макаровым, передает корреспондент ИА REGNUM 31 января.

Речь идет об амнистировании средств, которые предприниматели получили в ходе ведения бизнеса, но не задекларировали, а также об освобождении от уплаты подоходного налога от деятельности контролируемой иностранной компании. Предполагается, под амнистию попадут зарубежные активы, задекларированные до 1 марта 2019 года.

Не принесла результатов

Амнистия капитала действовала в РФ с 1 июля 2015 года по 30 июня 2016 года в рамках программы по деофшоризации экономики. Граждане РФ могли в этот срок в добровольном порядке задекларировать свое имущество и активы за рубежом, а также сообщить об открытых счетах в зарубежных банках и контролируемых иностранных компаниях. В таком случае все доходы, операции и сделки, которые связаны с зарубежными активами граждан РФ, освобождались от налоговой, административной и уголовной ответственности.

Впрочем, президент РФ Владимир Путин на встрече с представителями бизнеса в декабре 2017 года заявил, что действие программы следует продлить. Тогда же глава министерства финансов РФ Антон Силуанов сообщил, что результаты программы амнистии капитала в 2016 году не достигли своих целей. Так, по разным оценкам, количество человек, подавших декларации, не превысило 2,5 тыс. человек.

«Амнистия, которая проводилась в 2016 году не дала, честно говоря, тех ожидаемых результатов, на которые мы рассчитывали», — заявил Силуанов.

По его словам, предложение продлить амнистию капитала для тех, кто ею еще не воспользовался, может коснуться среднего бизнеса и предпринимателей, которые ранее побоялись вернуть свои средства в РФ в рамках программы деофшоризации.

«Сейчас не надо бояться заявлять о своих счетах на Западе, можно возвращать вполне легально деньги в РФ и работать с этими деньгами на вполне законных основаниях», — отмечал ранее Силуанов.

Новые срок и правила

Депутаты предлагают провести второй этап амнистии капитала — задекларировать свои зарубежные счета и активы теперь можно будет в срок с 1 марта 2018 года по 29 февраля 2019 года. При этом все гарантии и права для тех граждан, которые ранее воспользовались амнистией капитала, также будут сохранены. Более того, таким гражданам позволено участвовать и во втором этапе программы, повторно подав декларацию об амнистии своих средств.

Доработали депутаты и процедуру декларирования — так, если в ходе первого этапа предполагалось, что декларация может быть представлены в центральный аппарат Федеральной налоговой службы РФ либо по месту учета физлица. В рамках второго этапа амнистии капитала депутаты предлагают разрешить подавать декларацию в любой налоговый орган. Минфин, в свою очередь, также получит полномочия разъяснять порядок заполнения специальной декларации.

В рамках программы деофшоризации также предлагается продлить сроки переходного периода, в рамках которого в случае ликвидация КИК до 31 декабря 2017 года ее собственник освобождался от обложения НДФЛ (13%) в отношении имущества этой КИК. При этом такое освобождение касалось любых получаемых при ликвидации КИК активов, кроме денежных средств. Кроме того, в случае, если контролирующее лицо выкупит активы своей КИК и затем ее ликвидирует, то такие доходы также не будут облагаться налогами. Депутаты предлагают продлить разрешенные сроки ликвидации контролируемых иностранных компаний до 1 марта 2019 года. Так, по предложению депутатов, задекларированные доходы и иное имущество КИК не будут облагаться налогами. Под новые правила попадут все доходы в денежной и натуральной форме, которые получает физическое лицо при ликвидации КИК.

Как ранее сообщало ИА REGNUM , Совет Думы 31 января соберется на внеочередное заседание, чтобы направить документ в профильный комитет Госдумы и в рассылку. Предполагается, что в первом чтении законопроекты будут рассмотрены уже на ближайшем пленарном заседании Госдумы 7 февраля.