Меню Рубрики

Презентация на тему барышня крестьянка. А.С.Пушкин Барышня-крестьянка

Cлайд 1

Портрет в повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка» Рамазанова Ляззат Каппаровна Учитель русского языка и литературы школы-гимназии №95 г.Караганды Казахстан

Cлайд 2

ЦЕЛЬ: научиться видеть роль портрета в раскрытии образов главных героев ЗАДАЧИ: развивать навыки работы с текстом; умение составлять по опорным словам портрет персонажа; развивать исследовательскую, коммуникативную культуру учащихся; Содействовать воспитанию культуры поведения, уважения к чужому мнению.

Cлайд 3

ПРОБЛЕМА: Можно ли через внешний портрет героя увидеть его внутренний мир? ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ Совершенствуют навыки работы с текстом; научатся составлять портретные характеристики героев,

Cлайд 4

Александр Сергеевич Пушкин «Повести Белкина» – это «драгоценный памятник благородного образа мыслей и трогательного дружества» А.С.Пушкин

Cлайд 5

Блицопрос Кто получал «2 тысячи рублей и умирал от скуки в варварской России»? Кто из героев был «…добрый пылкий малый и имел сердце чистое…» Какого цвета был сарафан Акулины? Каково назначение в повести дупла старого дуба? Что носил Алексей Берестов? Во что была обута Акулина? Благодаря кому помирились помещики Муромский и Берестов? На какую службу намеревался вступить Алексей? О ком это «…она была постарше, но столь же ветрена…»?

Cлайд 6

Портре т (фр. portrait, от старофранцузск. portraire - «воспроизводить что-либо черта в черту»; устаревшее парсуна - от лат. persona - «личность; особа»)

Cлайд 7

Портрет- или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности, в том числе средствами: графики, фотографии, а также в литературе. Портрет в литературе - одно из средств характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает характер своих героев и выражает своё отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, одежды, жестов и.

Cлайд 8

Портрет- или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности, в том числе средствами: средствами: , графики, фотографии, а также в литературе. Портрет в литературе - одно из средств характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает характер своих героев и выражает своё отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, одежды, жестов и.

Cлайд 9

Cлайд 10

Cлайд 11

Внутренний мир героя Лиза Балованное дитя Чопорная англичанка Шалунья Смуглая красавица Высокомерная Жизнерадостная Молодая проказница Артистичная Прелесть Юная жеманница Доверчивая Молодая

Cлайд 12

Вопросы: 1)Какие портреты получили предпочтение автора и почему? 2) Меняется сам характер Лизы или только её роли?

Cлайд 13

Распределите эпитеты соответствующие герою Алексей Добрый малый Бескорыстный Высокомерный Удивительно хорош Чёрствый Благородный Верный Англоман Образованный Сердце чистое

Повесть покойного Ивана Петровича Белкина

«Барышня- крестьянка»

Анализ произведения


"Повести Белкина" - это драгоценный памятник благородного образа мыслей и трогательного дружества. А.С. Пушкин.


Барышня - девушка из барской семьи или вообще из интеллигентной среды (толковый словарь С.И. Ожегова)


Крестьянка - сельский обыватель, принадлежщий к низшему податному сословию (толковый словарь В.И. Даля)


Антите́за (от др.-греч. «противопоставление») - риторическое противопоставление, заключающееся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.


Во всех ты, Душенька, нарядах хороша .



Характеристика Алексея Берестова и Лизы

Алексей Берестов

Лиза (Бетси) – Акулина

  • 1 .Характеристика персонажа, портрет :
  • «Он был воспитан в *** университете и намеревался вступить в военную службу, но отец на то не соглашался…Они друг другу не уступали, и молодой Алексей стал жить покамест барином, отпустив усы на всякий случай (атрибут военного).
  • Он был, «в самом деле, молодец…Барышни поглядывали на него, а иные и заглядывались; но Алексей мало ими занимался, а они причиной его нечувствительности полагали любовную связь».
  • «Легко вообразить, какое впечатление Алексей должен был произвести в кругу…барышень. Он первый перед ними явился мрачным и разочарованным, первый говорил им об утраченных радостях и об увядшей своей юности; сверх того носил он черное кольцо с изображением мертвой головы. Все это было чрезвычайно ново в той губернии. Барышни сходили по нем с ума.

1. Характеристика персонажа, портрет:

  • «Ей было семнадцать лет. Черные глаза оживляли смуглое и очень приятное лицо. Она была единственное и, следственно, балованное дитя. Её резвость и поминутные проказы восхищали отца и приводили в отчаянье ее мадам мисс Жаксон…»
  • «За Лизою ходила Настя, она была постарше, но столь же ветрена, как и ее барышня».

Почему Алексей и Лиза полюбили друг друга?

«…Алексей, несмотря на роковое кольцо, на таинственную переписку и на мрачную разочарованность, был добрый и пылкий малый и имел сердце чистое, способное чувствовать наслаждения невинности». Он собирался жениться на простой крестьянке, ослушавшись воли родителя.

Все это говорит о высоких душевных качествах Алексея

  • Лиза была слишком необычна для простой крестьянки: чувство собственного достоинства (даже самолюбие), незаурядный ум, легкость в общении и в то же время неприступность и принципиальность.
  • «Его сношения с Акулиной имели для него прелесть новизны,… хотя предписания странной крестьянки казались ему тягостными».

Незаурядность Лизы-Акулины вызвала сильные чувства.





Пушкин…унес с собою…великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем. Ф.М. Достоевский


Домашнее задание

  • Выбрать и записать словесные обороты, которыми автор характеризует Берестова и Муромского.

Творческое задание:

1. Иллюстрация понравившегося эпизода (1 группа «Художники)

2. Инсценировка понравившейся сцены из повести (2 группа «Театралы»)

3. Отзыв по произведению «Мое впечатление от повести» (3 группа «Литераторы»)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. Н.В.Гоголь

3 слайд

Описание слайда:

А. С. Пушкин – русский поэт, прозаик, драматург. Родился 6 июня 1799 года в Москве, в семье отставного офицера, помещика Сергея Львовича, происходившего из старинного дворянского рода. Мать, Надежда Осиповна была внучкой арапа Петра Великого- Ганнибала. Александр Сергеевич Пушкин

4 слайд

Описание слайда:

Воспитанием маленького Пушкина занимались бабушка Марья Алексеевна Ганнибал и няня Арина Родионовна. В 1811 году Пушкин поступает в закрытое привилегированное учебное заведение- Царскосельский лицей. Ближайшими друзьями Пушкина стали Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер и Антон Дельвиг. В лицее Пушкин начал всерьез писать стихи. За вольнолюбивые стихи Пушкин был выслан из Петербурга на юг России. В 1824 году Пушкина перевели в село Михайловское. Осенью 1826 года Пушкин вернулся из ссылки. Жил то в Москве, то в Петербурге, то в деревне.

5 слайд

Описание слайда:

Последние годы его жизни были годами напряженной работы и высоких замыслов. Но судьба распорядилась иначе: защищая честь жены, он вызвал на дуэль французского офицера Дантеса. Дуэль состоялась 27 января 1837 года на Черной речке близ Петербурга. Дантес выстрелил первым… 29 января Пушкина не стало. В 1880 году в Москве на Тверском бульваре был открыт памятник Пушкину.

6 слайд

Описание слайда:

Повести Белкина, несмотря на то, что были написаны Болдинской осенью 1830 года, в дни не самые радостные и светлые для поэта, пронизаны насквозь любовью к человеку. Повести Белкина

7 слайд

Описание слайда:

Кроме того, в этих произведениях автор очень доступно показал расхождение между природой человека и ролью, навязанной ему обществом и социальным положением. Каждая из повестей Белкина представляет собою своеобразный спектакль с той или иной точки зрения. Взять хотя бы «Барышню-крестьянку».

8 слайд

Описание слайда:

«Барышня-крестьянка»-пятая, последняя по счету повесь из «Повестей Белкина», рассказанная девицей К.И.Т. В ее основе тайны и переодевания. Пушкин смеется над уловками персонажей и являет действительные лица, сияющие молодостью и здоровьем. Барышня-крестьянка

9 слайд

10 слайд

Описание слайда:

В основе произведения - взаимоотношения двух молодых людей: Лизы Муромцевой и Алексея Берестова. Для того чтобы как-то познакомиться с молодым Берестовым Лиза нарядилась крестьянской девушкой и отправилась рано поутру в лес. Алексей Берестов вскоре появился. Лиза «ведала, какая ненависть существовала между их отцами». Отчаяние Алексея достигло предела после того, как отец его стал настаивать на женитьбе. Вскоре последовала и развязка - Алексей узнает, что Акулина на самом деле не Акулина, а Лиза. Отрицание этих предрассудков, изобличение их, добрый взгляд на жизнь и человека - в этом идея повести «Барышня- крестьянка».

11 слайд

Описание слайда:

« Лизе было 17 лет. Черные глаза оживляли ее смуглое и очень приятное лицо. Она была единственное и избалованное дитя. Ее резвость и поминутные проказы восхищали отца.» Лиза

12 слайд

Описание слайда:

Героиня предстает в повести в трех обличиях: это - уездная барышня Лиза Муромская, крестьянка Акулина и барышня-англоманка Бетси.

13 слайд

А.С.Пушкин «По страницам
повести «Барышня – крестьянка»

Словарная работа

Де́нди - социально-культурный тип XIX века: мужчина,
подчёркнуто следящий за эстетикой внешнего вида и
поведения, изысканностью речи.
Русофил – человек, который имеет пристрастие ко всему
русскому.

Последняя пятая повесть из
цикла «Повестей покойного
Ивана Петровича Белкина»,
Начата 19 и закончена 20
сентября 1830 и издана
Александром Пушкиным в 1831
году.
Иван Петрович Белкин -
персонаж, вымышленный
Пушкиным
“Повести Белкина” являются
образцом реалистической
прозы XIX века.

Эпиграф

«Во всех ты, Душенька,
нарядах хороша…»
Автор взял в качестве эпиграфа цитату
из поэмы И. Ф. Богдановича «Душенька».
Смысл эпиграфа в том, что не платье
красит человека, что подлинная красота
– это красота Души, и она не зависит от
положения человека в обществе.

Прилучино (имение Муромских)
Первая встреча Лизы и Алексея
Тугилово (имение Берестовых)

Елизавета Муромская

Воспитывалась отцом - Григорием
Ивановичем Муромским
Семнадцать лет
Отец называл ее на английский
манер «Бетси»
Типичная уездная барышня, но
отличалась сообразительностью и
развитой смекалкой
Имя Лиза означает «божья
помощь»
Акулина – что в переводе значит
«орлица»

Алексей Берестов

Не получил благословления от Берестова - старшего
на военную службу
Бездельник, англоман и повеса
«Он был добрый и
пылкий малый и имел
сердце чистое»
Подчиняется только
девушке, в которую
влюблен, остальным
трудно справиться с его
желаниями

Берестов Иван Петрович

Подчёркнутый русофил, в
молодости своей служил в
гвардии
Был женат на бедной
дворянке, которая умерла в
родах
Выстроил дом по
собственному плану, завёл у
себя суконную фабрику
Почитает себя умнейшим человеком во всем
околотке
Он не читает ничего, кроме газеты "Сенатские
ведомости»

Муромский Григорий Иванович

Настоящий русский барин,
транжира и проказник
Англофил по современной
моде
Давно лишившийся жены,
он потакает дочери во всём и
души в ней не чает
Беспечный,
легкомысленный человек
Он постоянно входит в
новые долги. Его хозяйство
не приносит доход

Отношение публики к повести

Публикой и журналами
«Повести» были приняты
довольно холодно.
«Некоторые критики считали
повесть недостойной
пушкинского таланта, осуждали
ее несерьезность».
(В.Г.Белинский)
Сам же автор говорил:
«Точность и краткость – вот
первые достоинства прозы»
Были и те, кто оценил повести
по достоинству.
(В.Кюхельбекер, П.А.Плетнев,
Баратынский, П.А.Катенин)

"Барышня-крестьянка"
представляет собой
опровержение трагедии на
«Ромео и Джульетта»
Многие видели схожесть этой
повести с «Бедной Лизой»
Карамзина

Композиция

Завязка - принятие Лизой
решения под видом
крестьянской девушки
познакомиться с Алексеем и
начало осуществления этого
плана
Кульминация - сцена приезда
Алексея в дом Муромского,
«дабы откровенно с ним
объясниться», встреча с Лизой и
узнавание в ней любимой
Акулины
Развязка - родительское
благословение и дальнейшая
счастливая судьба молодых

Идея повести
Счастье человека в
простом народном его
понимании
Отрицать
предрассудки, иметь
добрый взгляд на жизнь и
человека, а главное,
показать нам, на что
способна настоящая,
искренняя любовь-
основная идеяДавняя вражда
соседей
Приезд Алексея
Берестова в своё
имение
Авантюрный план
Лизы Муромцевой
Первая встреча
«Акулины» и
Алексея.
Встречи в роще.
Примирение давних
врагов, помещиков
Муромцева и Берестова
Неудачное знакомство
Алексея и Лизы.
Лиза и Акулина - одно
лицо

Как вы думаете, в чем главная идея повести?

Главной темой повести является тема любви и ее
безграничности. Ради любви человек готов без
сомнений преодолеть все предрассудки. Основная
идея - показать нам, на что способна настоящая,
искренняя любовь.
Авторская позиция видна также и в эпиграфе,
предваряющем повесть. «Во всех ты, душенька,
нарядах хороша». Любят человека не за
положение в обществе, не за что-либо, а просто
так. Несмотря на то, что Акулина была
крестьянкой, Алексей предпочёл её, а не богатую
наследницу Лизу.

Викторина

1. Как вы поняли главную идею повести?
2. Зачем Алексей приехал в деревню к отцу?
3. Каково значение эпиграфа?
4. Почему Лиза переоделась крестьянкой и
представилась Акулиной, а не барышней Лизой?
5. Кто такая Настя и какова её роль в произведении?
6. Кратко расскажите про отца Лизы.
7. Как повела себя Лиза, узнав о том, что Алексей и
его отец придут к ним на обед?
8. Почему враждовали отцы Лизы и Алексея?
9. Каким образом они помирились?
10. Чем заканчивается произведение?

Слайд 2

Работу выполнила: Квардакова Ольга Павловна, учитель русского языка и литературы I квалификационной категории

Слайд 3

А.С.ПУШКИН Повесть БАРЫШНЯ-КРЕСТЬЯНКА

Слайд 4

1. Выявить жанровые особенности повести; 2. Проверить внимательность учащихся в чтении большого произведения; 3. Развивать умение анализировать характер персонажа художественного произведения. ЦЕЛЬ УРОКА:

Слайд 5

Вот из моря вылез старый Бес:«Зачем ты, Балда, к нам залез?»-«Да вот веревкой хочу море морщитьДа вас, проклятое племя, корчить». Жил старик со своею старухой У самого синего моря; Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года. Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льет печально свет она.

Слайд 6

«Повести Белкина» ВЫСТРЕЛ БАРЫШНЯ-КРЕСТЬЯНКА МЕТЕЛЬ СТАНЦИОННЫЙСМОТРИТЕЛЬ ГРОБОВЩИК

Слайд 7

Повести Белкина»-первое законченное произведение А.С. Пушкина. Цикл создан в знаменитую Болдинскую осень 1830 года. Роль издателя Пушкин взял на себя. Авторство же приписал провинциальному помещику Ивану Петровичу Белкину. Благодаря его голосу, повести отличает необыкновенная простота, безыскусность изложения, достоверность. Белкин не сочиняет свои истории, а лишь излагает то, что услышал от разных лиц. Образ повествователя

Слайд 8

«Барышня-крестьянка»

ПРИЛУЧИНО ТУГИЛОВО Григорий Иванович Муромский Лиза-Бетси-Акулина МиссЖаксонНастя ИванПетровичБерестов Алексей Крепостныепомещиков

Слайд 9

Происходит много событий в жизни главного героя; Много действующих лиц, а главных героев 2; Одна сюжетная линия, связанная с главными героями; Характеры героев не меняются; Важен образ повествователя. "Барышня-крестьянка "- повесть (жанровые особенности)

Слайд 10

Средства раскрытия характера ПОРТРЕТ Черные глаза оживляли ее смуглое и очень приятное лицо.

Слайд 11

ПОСТУПКИ Ее резвость и поминутные проказы восхищали отца. «Ах, Настя! Наряжусь я крестьянкою!» РЕЧЬ Да как же барина с слугой не распознать? И одет-то не так, и баишь иначе, и собаку-то кличешь не по-нашему.