Меню Рубрики

Что такое менеджмент в здравоохранении. Особенности менеджмента в здравоохранении

Тема (1.4.): Менеджмент в здравоохранении.

Менеджмент (управление предприятием) – это организация предпринимательской деятельности и выработка экономической стратегии фирмы, а также организация конкретного управления.

Менеджмент возникает тогда , когда имеется как минимум 2 человека - управляющая и управляемая стороны. Субъект управления - тот кто управляет - люди, в функции которых входят осуществление управления. В системе здравоохранения - начальники комитетов здравоохранения, главные врачи, заместители главных врачей, заведующие отделениями, директора и начальники клиники, руководитель частного предприятия. Объект управления - тем, кем управляют - работники, коллективы.

Менеджер – это человек , который, направляя и координируя усилия множества людей, в состоянии выполнить объем работы. Ясно, что это в полной мере относится, например, к главному врачу или его заместителям, которые по роду своей деятельности планируют, координируют, организуют и контролируют лечебный процесс в подразделении и, значит, выступают в роли менеджеров.

К общим принципам управления относятся:

принцип единства политики и экономики. При этом экономика подчиняется экономическим законам и закономерностям и означает, что при осуществлении хозяйственной деятельности общество должно учитывать политические последствия тех или иных экономических мер на общественное развитие.

научность – базируется на основании данных науки;

системность и комплексность. Системность означает необходимость использования системного анализа и синтеза (процесс соединения или объединения ранее разрозненных вещей или понятий в целое или набор) в каждом управленческом решении.

Комплексность означает необходимость всестороннего охвата всей управляемой системы, учет всех направлений, всех сторон деятельности, всех свойств.;

принцип единоначалия в управлении и коллегиальность в выработке решений

Принцип единоначалия исходит из того, что у каждого подчиненного должен быть один непосредственный начальник, отдающий ему распоряжения, приказы, и отчитывается подчиненный только перед ним.

Любое принимаемое решение должно разрабатываться коллегиально (коллективно). Это означает всесторонность (комплексность) его разработок и учет мнений многих специалистов по различным вопросам;

принцип централизации и децентрализации Централизация это когда люди, власть, ответственность, структуры подчиняются одному центру, одному лицу или какому-либо органу управления.

Децентрализация происходит в результате передачи части власти, полномочий и ответственности, а также права принятия решения в пределах своей компетенции на более низкие уровни управления;

принцип пропорциональности в управлении Актуален при нахождении и соблюдении правильного соотношения между коллегиальностью и единоначалием, организацией и самоорганизацией, централизацией и децентрализацией;

принцип единства распорядительства в управлении Каждый руководитель имеет полную ясность относительно пределов своей компетенции и действует в соответствии с этими представлениями;

принцип экономии времени При этом нужно добиваться уменьшения трудоемкости операций в процессе управления. Это прежде всего относится к информационным операциям по подготовке и реализации решений;

принцип приоритета функций управления над структурой при создании организации и наоборот, приоритет структуры над функциями управления в действующих организациях

Каждая цель реализуется набором задач. Затем эти задачи группируются по общности, для этих групп формируется набор функций, а затем набор производственных и управленческих звеньев и структур.;

принцип делегирования полномочий Принцип делегирования полномочий состоит в передачи руководителем части возложенных на него полномочий, прав и ответственности своим компетентным сотрудникам;

принцип обратной связи - это особая форма устойчивой внутренней связи между субъектом и объектом управления;

принцип экономичности - Определяет, что управление должно осуществляться с наименьшими затратами ресурсов, однако, не в ущерб его рациональности и результативности;

принцип эффективности - обеспечивать высокую результативность (прибыльность) функционирования объекта управления;

принцип мотивации - Стимулирование персонала объекта и субъекта управления, которое осуществляется в двух основных формах – материальной и морально-психологической.

Общие принципы управления по Анри Файолю:

Основатель школы административного управления Анри Файоль создал доктрину административного управления, основные положения которой изложил в своей книге «Общее и промышленное управление» (1916 г.).

В этой доктрине представлена система принципов управления (администрирования):

1. разделение труда (повышает квалификацию и уровень выполнения работы);

2. власть (право давать команды и нести ответственность за результаты);

3. дисциплина (соблюдение рабочими и менеджерами правил и договоренностей, существующих в организации);

4. единство распорядительства, или единоначалие (выполнение распоряжений только одного руководителя и подотчетность только одному руководителю);

5. единство руководства или направления (один руководитель и один план для группы людей, действующих для достижения единой цели);

6. подчинение индивидуальных интересов общим;

7. вознаграждение персонала (оплата должна отражать состояние организации и стимулировать работу персонала);

8. централизация (уровень централизации и децентрализации должен зависеть от ситуации и выбирать его следует так, чтобы он давал наилучшие результаты);

9. скалярная цепь (четкое построение целевой последовательности команд от руководства к подчиненным);

10. порядок (каждый должен знать свое место в организации);

11. справедливость (к рабочим следует относиться справедливо и по-доброму);

12. стабильность персонала (кадры должны находиться в стабильной ситуации);

13. инициатива (менеджеры должны стимулировать выдвижение идей подчиненными);

14. корпоративный дух (следует создавать дух единства и совместных действий, сплачивать коллектив).

Основными функциями менеджмента являются: планирование, организация, мотивация и контроль.

ПЛАНИРОВАНИЕ. Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей. По сути своей функция планирования отвечает на три следующие основные вопроса:

1. Где мы находимся в настоящее время?

2. Куда хотим двигаться?

3. Как мы собираемся сделать это?

Планирование - это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей. Планы необходимо пересматривать, чтобы они согласовывались с реальностью.

ОРГАНИЗАЦИЯ . Организовывать - значит создавать некую структуру. Существует много элементов, которые необходимо структурировать чтобы организация могла выполнять свои планы и тем самым достигать своей цели. Одним из этих элементов является работа, конкретные задания организации. Поскольку работы выполняют люди, другим важным аспектом функции организации является определение, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание из большого количества таких заданий.

МОТИВАЦИЯ . Задача функции мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планом. Раньше считалось, что мотивирование - это простой вопрос, сводящийся к предложению соответствующих денежных вознаграждений в обмен за прилагаемые усилия. Руководители узнали, что мотивация, т.е. создание внутреннего побуждения к действиям, является результатом сложной совокупности потребностей, которые постоянно меняются.

В настоящее время мы понимаем, что для того, чтобы мотивировать своих работников эффективно руководителю следует определить, каковы же на самом деле эти потребности, и обеспечить способ для работников удовлетворять эти потребности через хорошую работу.

КОНТРОЛЬ. Контроль - это процесс обеспечения того, чтобы организация действительно достигает своих целей.

Существуют три аспекта управленческого контроля:

Установление стандартов - это точное определение целей, которые должны быть достигнуты в обозначенный отрезок времени. Оно основывается на планах, разработанных в процессе планирования.

Второй аспект - это измерение того, что было в действительности достигнуто за определенный период, и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами. Если обе эти фазы выполнены правильно, то руководство организации не только знает о том, что в организации существует проблема, но и знает источник этой проблемы.

Третья фаза, а именно, - стадии, на которой предпринимаются действия, если это необходимо, для коррекции серьезных отклонений от первоначального плана.

Одно из возможных действий - пересмотр целей, для того, чтобы они стали более реалистичными и соответствовали ситуации.

Каждая функция менеджмента представляет собой сферу действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности – это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом .

Схема 1. Цикл управления.

Менеджмент в здравоохранении основан на:

Системном подходе, развитии активно-творческих возможностей личности, формирования специалистов, умеющих предвидеть, планировать, организовывать, координировать и контролировать деятельность среднего медицинского персонала в ЛПУ различного уровня.

Изучении новых направлений функционирования рынка медицинских услуг и стратегия поведения менеджера в конкретных условиях работы ЛПУ, что позволит принимать оптимальные и эффективные управленческие решения.

Задачи менеджмента в здравоохранении заключаются в закреплении и расширении знаний по определению потенциального спроса, предложения, ценообразования и т.п.

Здравоохранение на пороге очередной реформы . Насколько она будет успешной, в немалой степени зависит от способности руководителей здравоохранения эффективно использовать новые возможности и проводить необходимые изменения. Для успешного решения задач рационального распоряжения финансовыми ресурсами, привлечения инвестиций, создания собственной команды руководитель здравоохранения кроме медицинского образования должен овладеть набором управленческих знаний и навыков.

К менеджменту, прежде всего, относятся приемы управления персоналом и организацией.

Так, одна из основных задач, стоящих сегодня перед руководителем здравоохранения, - это оптимизация лечебного процесса с целью предоставления конкурентоспособных по качеству и цене услуг. В условиях жесткого лимита финансирования отрасли со стороны государства необходимы навыки рационального распределения средств между всеми статьями расходов (медикаменты, заработная плата, питание больных, коммунальные услуги и др.). Еще один аспект менеджмента, актуальный для здравоохранения, - создание сплоченного коллектива, своей команды, способной решать задачи различной сложности в меняющихся условиях. Фактически руководителю здравоохранения сегодня необходимо кроме своей основной специальности получить и бизнес-образование.

Для решения поставленных задач именно “Менеджмент в здравоохранении” призван развивать такие навыки, как управление временем, результативное общение, управление информацией, принятие решений, планирование и контроль, умение управлять ресурсами (человеческими, информационными, финансовыми). Важным психологическим умением менеджера считается способность к рефлексии, т.е. анализу собственных ошибок, способность сделать вывод из негативного опыта. Образно говоря, это умение не наступать постоянно на одни и те же грабли.

МЕНЕДЖМЕНТ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ

Сестры-руководители составляют многочисленную категорию работников здравоохранения. В процессе управленческой деятельности сестрам-руководителям делегируются новые профессиональные задачи, и в частности по осуществлению перемен в практической сфере, ответственность за выполнение которых они должны принимать на себя. Важнейшим критерием ценности руководителя становится управленческая компетенция, лидерские качества, хорошие коммуникационные способности. Этот список достоинств не дает гарантий эффективной деятельности в качестве управленца.

Однако некоторые исследования позволили выявить наиболее типичные признаки, мешающие работающим сестрам-руководителям выполнять свои управленческие функции. К ним, в частности, относятся:

1. Недостаточные знания в области экономики и права.

2. Отсутствие ясных целей, неумение их выразить.

3. Отсутствие творческого подхода и способности к инновациям.

4. Недостаточное понимание особенностей управленческого труда.

5. Неумение обучать и мотивировать деятельность других.

6. Отсутствие навыка решать проблемы.

7. Низкая способность формировать коллектив и влиять на людей.

8. Неумение управлять собой.

9. Неумение эффективно общаться и вести переговоры.

В зависимости от характера связей выделяются несколько основных типов организационных структур управления:

Линейная;

Функциональная;

Линейно-функциональная (штабная);

В линейной структуре управления каждый руководитель обеспечивает руководство нижестоящими подразделениями по всем видам деятельности. Достоинство - простота, экономичность, предельное единоначалие. Основной недостаток - высокие требования к квалификации руководителей.

МУЗ «Городская больница» имеет линейную структуру управления. Возглавляется главным врачом, управление осуществляется на принципах единоначалия. В пределах компетенции руководитель издает приказы и дает указания обязательные для выполнения всеми работниками городской больницы.

Функциональная организационная структура - связь административного управления с осуществлением функционального управления.

На рис. административные связи функциональных начальников с исполнителями (И1-И4) такие же, как и для исполнителя И5 (они не показаны в целях обеспечения ясности рисунка).

В этой структуре нарушен принцип единоначалия и затруднена координация. Практически она не используется.

Линейно-функциональная структура - ступенчатая иерархическая. Иногда такую систему называют штабной , так как функциональные руководители соответствующего уровня составляют штаб линейного руководителя (функциональные начальники составляют штаб директора).

При ней линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы. Линейные руководители низших ступеней административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней управления. Она применялась наиболее широко

Д - директор; ФН - функциональные начальники; ФП - функциональные подразделения; ОП - подразделения основного производства

Типы (стили) управления:

Под стилем управления понимается манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, позволяющая влиять на них и заставлять делать то, что в данный момент нужно.

Авторитарный , или директивный, стиль руководства характеризуется высокой централизацией руководства, единоначалием в принятии решений, жестким контролем за деятельностью подчиненных . Интересы сотрудников во внимание не принимаются. В общении с людьми преобладает четкий язык, неприветливый тон, резкость, нетактичность и даже грубость. Основой авторитарного или директивного стиля является сосредоточение всей власти и ответственности в руках руководителя, что дает ему преимущество в установлении целей и выборе средств их достижения.

С одной стороны, авторитарный стиль управления проявляется в порядке, срочности выполнения задания и возможности предсказать результат в условиях максимальной концентрации всех видов ресурсов. С другой - формируются тенденции к сдерживанию индивидуальной инициативы и одностороннему движению потоков информации сверху вниз, отсутствует необходимая обратная связь.

2. Демократический стиль

Демократический, или коллегиальный, стиль характеризуется стремлением руководителя к выработке решений, распределению полномочий и ответственности между руководителем и подчиненными. Руководитель коллегиального стиля обсуждает с заместителями и сотрудниками наиболее важные производственные проблемы, и на основе обсуждения вырабатывается решение. При этом всячески стимулирует инициативу со стороны подчиненных. Регулярно и своевременно информирует коллектив по важным для него вопросам. Общение с подчиненными ведет доброжелательно и вежливо. При таком стиле руководства в коллективе создается благоприятный психологический климат.

Демократический стиль необходим там, где рабочая группа находится на высоком уровне зрелости, где наблюдается устоявшийся темп деятельности, порядок и дисциплина.

3. Либеральный стиль

Либеральный, или попустительский, стиль руководства характеризуется минимальным участием руководителя в управлении коллективом. Подчиненные предоставлены сами себе; их работу контролирует редко. Все вопросы внутригрупповой жизни в этом случае решаются коллективом, мнение которого принимается как закон и ему следуют не только рядовые участники группы, но и лидер.

Общение с подчиненными ведет конфиденциальным тоном, действует уговорами и налаживанием личных контактов. Такой стиль руководства может быть оптимальным только при определенных обстоятельствах: в творческих коллективах, в которых сотрудники отличаются самостоятельностью и творческой индивидуальностью, либо когда в группе есть один - два человека, которые фактически управляют ей.

Либеральный же стиль необходим в том случае, если рабочая группа доросла в своем развитии до того, что может эффективно действовать на началах самоуправления.

4. Руководитель административного типа ориентирован всегда (или почти всегда) на требования сверху, на тех, кто его назначал, от отношения которых зависит его карьера. Потребности управляемого коллектива для него имеют значение лишь постольку, поскольку есть указание вышестоящих руководителей быть чутким, заниматься социально-бытовыми и профессиональными нуждами подчинённых. Он проводит линию, быть может, совершенно правильную, не интересуясь или мало интересуясь отношением к ней тех, кем его поставили командовать. Для него все подчинённые - на одно лицо. Он различает их не как личности, а как работников - лишь по степени включённости в решение задач, продиктованных сверху им самим.

Управление охраной здоровья в РФ.

Здоровье как высшая социально-экономическая ценность - это не только отсутствие болезней, но и благополучие граждан в гармонии с окружающей их физической, социальной, экономической и культурной средой.

Охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Государство гарантирует охрану здоровья каждого человека в соответствии с Конституцией Российской Федерации и иными законодательными актами Российской Федерации, Конституциями и иными законодательными актами республик в составе Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Федеральный закон «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» определил основные принципы охраны здоровья граждан в РФ (ст. 2), а именно:

1) соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2) приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан;

3) доступность медико-социальной помощи;

4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Отсюда задачами законодательства РФ об охране здоровья граждан являются (ст. 4):

1. Определение ответственности и компетенции Российской Федерации, субъектов РФ, органов местного самоуправления по вопросам охраны здоровья граждан.

2. Правовое регулирование в области охраны здоровья граждан деятельности предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, а так же государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.

3. Определение прав граждан, отдельных групп населения в области охраны здоровья и установление гарантий их соблюдения.

4. Определение профессиональных прав, обязанностей и ответственности медицинских и фармацевтических работников, установление гарантий их защиты.

  1. Стратегический менеджмент в здравоохранении

    Реферат >> Менеджмент

    Тема: Стратегический менеджмент в здравоохранении . Стратегический менеджмент - область науки и практики управления, ... Приведем наиболее распространенные определения. Стратегический менеджмент - это процесс определения взаимодействия организации...

  2. Новые экономические механизмы здравоохранения и перспективы их развития

    Реферат >> Экономика

    Механизмы в охране здоровья населения. Менеджмент и маркетинг в современном здравоохранении . Маркетинг - это комплексная... в России. Санкт-Петербург, 1995г. Родионова В.Н. Менеджмент в здравоохранении в новых экономических условиях //Экономика и управление...

  3. Выбор наиболее безопасного варианта инвестирования и комплексное планирование в здравоохранении

    Курсовая работа >> Финансовые науки

    КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Менеджмент в здравоохранении» на тему: «Выбор наиболее... работу по дисциплине «Менеджмент в здравоохранении» на тему: «Выбор... планирования и финансирования здравоохранения

Менеджмент - наука об управлении, деятельность, направленная на совершенствование форм управления, повышение эффективности производства с помощью совокупности принципов, методов и средств, активизирующих трудовую деятельность, интеллект и мотивы поведения, как отдельных сотрудников, так и всего коллектива.

Менеджмент возникает тогда, когда имеется как минимум 2 человека - управляющая и управляемая стороны. Субъект управления - тот кто управляет, объект управления - тем, кем управляют. Субъект управления - люди, в функции которых входят осуществление управления. В системе здравоохранения - начальники комитетов здравоохранения, главные врачи, заместители главных врачей, заведующие отделениями, директора и начальники клиники, руководитель частного предприятия.
Объекты управления - работники, коллективы, действующие согласно предписанию и любые хозяйственные и экономические объекты, подвергаемые определенной трансформации по воле объекта (распоряжающегося этим объектом).

Функции менеджмента

· Технические операции - непосредственно производство. Для медицинского учреждения - диагностика, лечение, профилактика, экспертиза, уход за больными и др.

· Коммерческая функция: покупка, продажа, обмен.

· Финансовые операции - привлечение средств и распоряжение ими для осуществления деятельности.

· Страховые - страхование и охрана имущества и лиц.

· Учетные - бухгалтерия, учет, статистика и др.

· Административные - перспективное программно-целевое планирование, организация, координация, распорядительные функции и контроль.

Школы менеджмента:
1. Административно-организационная школа : классический, научный подход: Ф.Тейлор, Файоль. Отец научного менеджмента, Ф. Тейлор (американский инженер и исследователь, основоположник теории менеджмента) рассматривал управление «как искусство знать точно, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом». Он выделил четыре группы управленческих функций:

1.Выбор цели;

2. Выбор средств;

3. Подготовка средств;

4. Контроль результатов.

2. Социально-психологическая (школа человеческих отношений), внимание концентрируется на основном элементе организации – людях: Э. Макгрегор, Э. Макмури, Г. Эмерсон. Они считали, что постоянно «давить» на человека невозможно. Нужно создавать трудовой коллектив, хорошие психологические отношения, чтобы рабочие участвовали в управлении производством.

3. Концепция «системного подхода» - «Ситуационные школы» - они основаны на применении новейшей техники, математики, кибернетики и компьютеризации. Применение технических средств в управлении значительно расширяет возможности анализа полученной информации и возможности вариантности принятия управленческих решений. В основе этого направления лежит предпосылка, что построение организации зависит от ситуации, а организация рассматривается как система с организационными потоками.

Основоположниками «ситуационной школы» являются канадцы. Они критикуют все имеющиеся школы и считают, что все они оторваны от действительности. Представители этой школы ставят эффективность управления в зависимость от трех условий:

1. Способность оценить ситуацию;

2. Применить гибкий стиль руководства;

3. Изменить управление, если того требует ситуация.

Функции управления организацией. Методы управления. Стиль управления

Функции:

§ организация - это совокупность приемов, методов, рационального сочетания методов и звеньев управленческой системы и ее взаимосвязь с управлением объектов и другими управляющими системами во времени и в пространстве

§ нормирование - процесс разработки научно обоснованных расчетных величин, устанавливающих количество и качество оценки развитых элементов, используемых в процессе производства и управления. Эта функция оказывает воздействие на поведение объекта четкими и строгими нормами, дисциплинирует разработку и реализацию производственных заданий, обеспечивая равномерный и ритмичный ход производства, его высокую эффективность. Рассчитываемые по этой функции календарно-плановые нормативы (производственные циклы, размеры партий) служат основой планирования, определяют продолжительность, порядок движения планов в процессе производства.

§ Планирование - центральное место среди всех функций, так как призвана строго регламентировать поведение объекта в процессе реализации поставленных перед ней целей, задач. Функция планирования предусматривает определение конкретных задач каждому подразделению на различные плановые периоды и разработку производственных программ.

§ Координация деятельности организации осуществляется в целях обеспечения согласованной и слаженной работы участвующих в процессе выполнения плановых заданий производственных и функциональных подразделений предприятия и цехов. Эта функция реализуется в форме воздействия на коллектив людей, отдельных работников, занятых в процессе производства, со стороны линейных руководителей и функциональных служб.

§ Мотивация - оказывает влияние на коллектив в форме побудительных мотивов к эффективному труду общественного воздействия, коллективных и индивидуальных поощрительных мер.

§ Контроль проявляется в форме воздействия на коллектив людей посредством выявления, обобщения, учета, анализа результатов производственной деятельности каждого цеха и доведения их до руководителей, подразделений и служб управления с целью подготовки управленческих решений. Эта функция реализуется на основе данных оперативного, статистического, бухгалтерского учета, выявления отклонений от установленных показателей работы и анализа причин отклонений.

§ Регулирование деятельности организации непосредственно сочетается с функциями контроля и координации. В результате воздействия внешней и внутренней среды на производственный процесс происходит отклонение от заданных параметров производственного процесса, выявленных в ходе контроля и оперативного учета, что в конечном счете требует регулирования процесса производства.

1

Подготовка менеджеров здравоохранения в России является актуальной, так как это повышает уровень обоснованности принятия управленческих решений при руководстве медицинскими организациями всех форм собственности и увеличивает эффективность их работы. При этом руководят медицинскими организациями врачи, которые, будучи прекрасными специалистами, часто не становятся хорошими руководителями, поскольку в силу специфики профессионального мышления они не формировались как «системники», владеющие управленческими технологиями, необходимыми для руководства. Занимая руководящую должность, человек, по сути, перестает быть врачом, а становится менеджером здравоохранения - наемным профессиональным управляющим, в его деятельности экономические и управленческие знания должны занимать ведущее место. Получение таких знаний руководителем должно быть предметом первостепенным. Однако ряд моментов субъективного и объективного характера не дает полноценно осуществлять этот процесс. Одна из причин такого явления - несовпадение взглядов на обучение со стороны учебных заведений, профильных министерств и обучающихся.

политика в области образования

учебный план

главные врачи и их заместители

директора

заведующие отделениями

заместители главных врачей по работе со средним медицинским персоналом

старшие медицинские сестры

главные медицинские сестры

высшее сестринское образование

менеджер здравоохранения

руководители

рыночная экономика

управление

1. Госсен И.Е., Столяров С.А. Опыт подготовки управленческих кадров здравоохранения // Современные подходы к продвижению здоровья: Материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Гомель, 14–15 мая 2014 г.). Выпуск 5. Гомельский ГМУ. Гомель, 2014. - С. 79

2. Михалевич П.Н., Романова А.П. Подготовка профессиональных руководителей - одно из условий успешного развития здравоохранения на современном этапе // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. - 2009. - № 4. - С. 18–82.

3. Низамов И.Г. Размышления о низкой результативности управления здравоохранением // Проблемы социальной гигиены и история медицины. - 1996. - № 2. - С. 33–35.

4. Столяров С.А. Менеджмент в здравоохранении: учеб. пособие для вузов. - Барнаул. Азбука, 2011. - 523 с.

5. Столяров С.А., Госсен И.Е. Некоторые аспекты подготовки медицинских сестер с высшим образованием как менеджеров здравоохранения (опыт работы) // Менеджмент здравоохранения в XXI веке: организация, право, экономика, образование: Материалы II Междунар. форума. - Новосибирск: Сибмедиздат НГМУ, 2015 - С. 425–429.

6. Хулуп Г.Я., Щавелева М.В., Глинская Т.Н. Основы совершенствования подготовки управленческих кадров для здравоохранения // Инновации и подготовка научных кадров высшей квалификации в Республике Беларусь и за рубежом: Материалы Междунар. науч-практ. конф. - Минск: ГУ «БелИСА», 2008. - 316 с.

Управление любым хозяйствующим субъектом в современных условиях разительно отличается от такового, существовавшего во времена СССР. Переход страны на рельсы рыночной экономики привел к изменению парадигмы управления и в здравоохранении, где руководитель медицинской организацией (МО) уже не может оставаться просто врачом, а должен владеть всем арсеналом методов менеджмента. Однако слабая экономическая и управленческая подготовка ряда руководителей МО обусловливает их невысокую компетентность в принятии управленческих решений, что в свою очередь приводит к снижению эффективности управления здравоохранением.

Обычно к руководству МО привлекают врачей, которые, будучи прекрасными специалистами, часто не становятся хорошими руководителями, поскольку в силу специфики профессионального мышления они не формировались как «системники», владеющие управленческими технологиями, необходимыми для руководства . Прохождение же дальнейшей специализации по общественному здоровью и здравоохранению в большинстве случаев не дает им нужных сведений, так как приоритет в обучении отдается медицинским аспектам в ущерб экономическим и управленческим. Но, занимая руководящую должность, человек, по сути, перестает быть врачом, а становится менеджером здравоохранения — наемным профессиональным управляющим, в его деятельности экономические и управленческие знания должны занимать ведущее место. В ряде работ, посвященных анализу управленческих кадров, говорится, что около 50% руководителей здравоохранения отмечает нехватку знаний по вопросам экономики и управления здравоохранением, а также по правовым вопросам здравоохранения. При этом все респонденты ранее проходили курсы переподготовки или повышения квалификации по организации здравоохранения .

Нужно отметить, что менеджер здравоохранения сегодня — это не только директор, главный врач или заведующий отделением. Старшая и главная медицинские сестры также являются менеджерами здравоохранения, осуществляющими управление на своих уровнях, именно поэтому им необходимы знания по экономике и управлению . Способов получения таких знаний может быть несколько. Во-первых, можно осуществлять подготовку главных врачей и их заместителей на тематическом усовершенствовании по общественному здоровью и здравоохранению, но выделять большее количество часов на изучение вопросов экономики и управления. Во-вторых, руководители МО могут повышать свой образовательный уровень путем получения высшего экономического образования. В-третьих, для медицинских сестер-руководителей необходимо получение высшего образования на факультетах высшего сестринского образования в медицинских вузах. В-четвертых, старшим и главным медицинским сестрам нужно давать комплекс экономических и управленческих знаний на курсах повышения квалификации.

Нужно сказать, что многие действующие и будущие руководители осознают необходимость получения ими новых знаний, поэтому с целью повышения квалификации в вопросах управления не только руководители МО, но и рядовые врачи, а также медицинские сестры, занимающие или планирующие занять в будущем должность руководителя, стали задумываться о получении соответствующей подготовки.

С открытием факультета высшего сестринского образования (ФВСО) в Алтайском государственном медицинском университете на него стали поступать в основном старшие и главные медицинские сестры, а также лица, состоявшие в кадровом резерве на руководящие должности. С 2010 г. число студентов, поступающих на ФВСО, начало сокращаться — это объясняется, в частности, прекращением бюджетного финансирования очного отделения, а также некоторым насыщением медицинских организаций Алтайского края данными специалистами. В дальнейшем, с привлечением обучающихся из других регионов, количество студентов вновь стало возрастать .

Выпускники ФВСО сегодня работают заместителями главных врачей по работе со средним медицинским персоналом, главными и старшими медицинскими сестрами МО, в страховых медицинских компаниях, аптеках, на предприятиях по продаже медицинской техники, в оздоровительных центрах и пр. Выпускник ФВСО, получивший также экономическое образование, сегодня возглавляет центральную районную больницу в одном из районов Алтайского края. Можно сделать вывод о том, что подготовка медицинских сестер с высшим образованием является актуальной в России.

Рис. 1. Динамика поступления и выпуска на ФВСО

Однако полноценному обучению студентов на ФВСО мешает невнятная политика вышестоящих органов управления образованием. Так, в 2012 г. было не рекомендовано обучение в заочной форме, так как появилось мнение, что в медицинском вузе должно быть только очное обучение, поэтому было набрано всего 36 человек. В 2015 г. тенденция повторилась, и набор на обучение не проводился, хотя спрос на него имеется. Принятие решения о том, что обучение в медицинских вузах будет осуществляться только в очной форме, грозит, по сути, возможным закрытием ФВСО во всех медицинских вузах. Нужно понимать, что большинство работающих медицинских сестер не смогут получить высшее образование в очной форме (по таким причинам, как работа, дом, дети, хозяйство). Даже если предположить, что обучаться на очную форму пойдут выпускники медицинских колледжей (без стажа работы), то их дальнейшая карьера, вероятно, будет печальной. Ни один вменяемый главный врач не возьмет на руководящую должность медицинскую сестру без опыта работы, а делать инъекции или клизмы работник с высшим образованием едва ли захочет, что приведет к его неудовлетворенности трудом. Выпускники ФВСО получают, по сути, управленческое образование, о чем говорит принятый еще в 2000 г. Государственный образовательный стандарт специальности 040600 «Сестринское дело», где прямо указана квалификация выпускника — «Менеджер», что дает право обучать специалистов в заочной форме, поскольку специальность не чисто медицинская, а управленческая. В Федеральном Государственном образовательном стандарте по направлению подготовки 040500 «Сестринское дело», принятом в 2011 г., также говорится о том, что возможно проведение обучения по данному направлению в очно-заочной и заочной формах. Поэтому получение высшего сестринского образования в заочной форме должно быть сохранено .

Открытие факультета экономики и управления здравоохранением (ФЭиУЗ) в Алтайском государственном медицинском университете вызвало интерес к обучению у лиц, работающих в МО (врачей, заведующих отделениями, директоров, главных врачей и их заместителей). Учебный план подготовки менеджеров здравоохранения формируют ведущие дисциплины, такие как: базовые экономические (экономическая теория, экономика предприятия, и пр.); административно-управленческие (менеджмент, маркетинг, управление качеством услуг, управление персоналом и пр.); бухгалтерские (бухгалтерский, финансовый и налоговый учет, анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия и пр.); финансовые (финансы и кредит, оценка инвестиций; бизнес-планирование и пр.); правовые (правоведение, коммерческое право, финансовое право и пр.). Динамика поступления и выпуска на ФЭиУЗ приведена на рисунке 2.

Получив диплом о высшем экономическом образовании, выпускники ФЭиУЗ могут работать экономистами, менеджерами, маркетологами в различных сферах народного хозяйства, в первую очередь в МО, где они могут занимать должности: главного врача, директора или управляющего предприятием, заместителя главного врача по экономике (коммерческой работе), возглавлять службы материально-технического снабжения, маркетинга, управления персоналом и пр. Сегодня выпускники ФЭиУЗ трудятся в Главном управлении Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности, Территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Алтайскому краю, а также на должностях руководителей и их заместителей в государственных (муниципальных) и частных МО, страховых медицинских компаниях, аптеках, на предприятиях по продаже медицинской техники, в оздоровительных центрах и пр.

Рис. 2. Динамика поступления и выпуска на ФЭиУЗ

Количество лиц, желающих обучаться на ФЭиУЗ, имело тенденцию к дальнейшему росту, однако в 2015 г. данный факультет был закрыт как непрофильный. Это привело к тому, что вуз недополучил 12-14 млн руб. ежегодного дохода от внебюджетной деятельности. Студенты перешли в другие вузы г. Барнаула, имеющие в своем составе экономический факультет (Алтайский государственный университет и Алтайский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ), в которых было открыто направление «Менеджмент», профиль — здравоохранение. Получив квалификацию «бакалавр», выпускники продолжат свою деятельность уже в новом качестве — как грамотные руководители здравоохранения.

Получение подготовки по экономике и управлению в здравоохранении:

  • повышает высокий уровень обоснованности принятия управленческих решений при руководстве МО всех форм собственности;
  • увеличивает конкурентоспособность персонала в современном мире, где работодателю нужны инициативные, разносторонние, целеустремленные, заинтересованные в самореализации профессионалы, обладающие гибкостью и адаптивностью, высокой степенью самоорганизации;
  • содействует профессиональной мобильности и социальной защищенности специалистов с высшим образованием;
  • расширяет возможности реализации личных образовательно-профессиональных интересов;
  • обеспечивает высокий уровень качества образования, поскольку человек сам заинтересован в своем образовании.

Можно сделать вывод о том, что подготовка менеджеров здравоохранения является очень актуальной в современных экономических условиях, однако полноценно реализовать ее в медицинском вузе довольно сложно из-за неопределенной политики вышестоящих органов, определяющих условия обучения.

Рецензенты:

Колядо В.Б., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения Алтайского государственного медицинского университета, г. Барнаул;

Шарахова Е.Ф., д.ф.н., профессор, заведующая кафедрой управления и экономики фармации Алтайского государственного медицинского университета, г. Барнаул.

Библиографическая ссылка

Столяров С.А., Госсен И.Е. МЕНЕДЖМЕНТ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ - АКТУАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОВРЕМЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=22473 (дата обращения: 22.12.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство здравоохранения Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Первый Московский Государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения

По дисциплине «Основы менеджмента»

На тему:

«Миссия, цели и задачи менеджмента медицинской организации в сфере охраны здоровья населения»

Выполнил: студент 3 курса 9 группы

Медико-профилактического факультета

очного отделение

Смолянов Александр Игоревич

Преподаватель:

Ассистент

Якушина Ирина Ивановна

Москва 2014

Введение

Функции менеджмента

Цель менеджмента и его задачи

Менеджмент в современном здравоохранении

Заключение

Размещено на Allbest.ru

Введение

В современном обществе успешное развитие любой сферы человеческой деятельности немыслимо без эффективного менеджмента. Менеджмент в здравоохранении - это деятельность, направленная на повышение эффективности с помощью совокупности принципов, методов и средств, активизирующих трудовую деятельность, интеллект и мотивы поведения, как отдельных медицинских работников, так и всего коллектива.

Здравоохранение в системе социально-экономических отношений занимает особое по важности и сложности положение, что обусловлено объективно существующими особенностями основного объекта медицинской деятельности - человека. Среди этих особенностей в качестве главной выделяется неопределенность, которой пронизана вся медицинская деятельность: неопределенность динамики здоровья человека, неопределенность результата медицинского вмешательства.

Первостепенное значение в здравоохранении приобретает проблема качества медицинского обслуживания, которую трудно переоценить, так как она связана со здоровьем, а подчас и с жизнью человека. Решить проблему качества можно только при условии оптимизации управления системой медицинского обслуживания на всех уровнях. В решении этих вопросах приоритет отдается менеджерскому персоналу учреждений здравоохранения. Развитие и совершенствование менеджмента, приспособление его к конкретной обстановке является одним из главных рычагов улучшения результатов деятельности медицинских учреждений.

Риски менеджмента - это его естественное внутреннее состояние. Проблема состоит в том, чтобы их изучить, разработать способы преодоления и адаптирования к той области, где менеджер работает.

Целью реферативной работы является приобретение навыков работы с литературой, обобщение литературных источников и практического материала по теме, способности грамотно излагать вопросы темы, делать выводы.

· Определить основные функции менеджмента, его цель и задачи

· Выяснить роль менеджмента в современном здравоохранении

· Изучить актуальные проблемы здоровья в современных условиях

Функции менеджмента

При всем многообразии задач, решаемых менеджерами, управление можно рассматривать как непрерывный процесс реализации нескольких взаимосвязанных функций. Функция - это роль, которую выполняет субъект или объект в определенной сфере деятельности. Другими словами, функция - это то, за что отвечает субъект или объект в данном случае. В точных науках функция - это отношение между объектами, когда изменение одного из них ведет к изменению другого..

Такие функции называют основными (базовыми) функциями менеджмента, поскольку их выполняют менеджеры всех уровней, независимо от специфики управленческой деятельности.

Эти функции называются:

· планирование;

· организация;

· мотивация;

· контроль;

· координация.

Что означает каждая из этих функций? И как они связаны между собой?

Планирование - это процесс составления планов организации, т.е. такой этап управления, на котором определяются:

1) цели деятельности организации;

2) ресурсы, необходимые для достижения этих целей;

3) способы достижения поставленных целей.

Планирование представляет собой начальный этап управления, т.к. без четкого представления о целях деятельности не имеет смысла приступать к работе. Кроме того важно понимать, какие ресурсы (оборудование, деньги, специалисты, технологии и т.п.) выделяются для достижения этой цели и как они буду использоваться. Пожалуй, одним из главнейших элементов любого плана является указание на сроки выполнения каждого его пункта (сроки достижения целей).

Наличие правильно составленного плана позволяет перейти к следующему этапу управления - организации (иначе говоря - организовыванию) работы. Термин «организация» в менеджменте используется в двух значениях:

1) организация как объект управления - компания, предприятие;

2) организация как функция менеджмента - процесс организационной деятельности.

Здесь мы будем употреблять это слово в его втором значении.

Организация - это функция, заключающаяся в правильном распределении задач, полномочий, ответственности и ресурсов между исполнителями и обеспечение их совместной работы.

Когда организационные задачи касаются всего предприятия в целом (или его крупных частей), то говорят, что менеджмент формирует организационную структуру управления (ОСУ) компанией. Поэтому функция организации - это еще и процесс разработки организационной структуры предприятия.

Выбор правильной организационной структуры и рациональное распределение между сотрудниками задач, полномочий и ресурсов позволяют приступать к работе. Однако эта работа будет результативной и эффективной, только в том случае, если исполнители (да и руководители тоже) будут понимать свою выгоду от успешной работы, видеть перспективы своего развития, соглашаться с установленными в компании порядками и принимать ее нравственные ценности. Обеспечить выполнение этих сложных условий в коллективе можно только путем специальной работы, которая называется мотивированием или стимулированием персонала, или просто мотивацией.

Мотивация - это активизация деятельности персонала и побуждение его к эффективному труду для достижения целей организации.

С помощью этой функции менеджмент создает условия работы на предприятии, в которых становится выгодно и удобно работать всему коллективу.

Строго говоря, слово «мотивация» означает особое внутреннее (психологическое) состояние человека, побуждающее его действовать определенным образом. Однако в менеджменте этим термином обозначается одна из функций управления - действия руководителя, направленные на формирование таких мотивов поведения сотрудников, которые побуждали бы их действовать не только в своих интересах, но и в интересах компании.

Если сотрудники осознают свою выгоду, понимают и принимают цели и ценности своей компании, то значительно повышается их сознательность и производительность труда. Производительность труда - это эффективность труда в процессе производства. Она измеряется количеством продукции, произведенным работником за единицу рабочего времени (смену, месяц, год), или количеством времени, затраченным на производство единицы продукции.

Тем не менее, нормальная работа любого предприятия или подразделения невозможна без осуществления контроля.

Контроль - это процесс, в ходе которого менеджмент определяет, во-первых, достигнуты или нет цели организации, а, во-вторых, верными ли были решения и не нуждаются ли они в корректировке.

Другими словами, контроль - это оценивание результатов труда в организации и формирование на их основе соответствующих выводов и решений. Что менеджерам приходится контролировать? Соблюдение сотрудниками трудовой дисциплины, количество и качество производимой продукции, соблюдение графиков отгрузки товаров, выполнение заданий и многое другое.

В современном менеджменте крайне важна роль еще одной, пятой функции, - координации. Иногда специалисты полагают, что координация «растворена» в четырех других функциях. Но на практике координационная деятельность менеджера зачастую приобретает вполне специфический характер, требуя много времени, сил, специальных навыков, владения специальными инструментами координации. Что же такое координация?

Координация - это обеспечение согласованности действий всех звеньев управления, и поддержание устойчивого режима работы компании.

Целью координации является установление взаимодействия в работе различных подразделений компании, руководителей, специалистов, а также устранение помех и отклонений от заданного режима работы.

Современное производство невозможно без разделения труда, а это требует усиления координации деятельности руководителей, специалистов и отдельных звеньев системы менеджмента. При нарушении координации руководители лишаются информации о работе друг друга и действуют обособленно. Это приводит к уменьшению или даже отсутствию необходимого сотрудничества менеджеров.

Координация осуществляется с помощью личных контактов между руководителями, совещаний, согласования рабочих планов и графиков разных подразделений, внесения в них корректив и согласования работы между исполнителями.

Помимо основных, менеджерам приходится выполнять множество так называемых специальных функций менеджмента. Это название условно, т.к. все специальные функции связаны с основными, являются их частью. Вот некоторые из таких функций:

разработка и принятие управленческих решений;

создание команд и работа в них, управление корпоративной культурой компании, анализ рынка (отрасли, мнений клиентов и т.п.);

управление качеством продукции;

обработка информации (в том числе, с использованием информационных технологий);

прогнозирование развития событий;

организация внешних контактов (с партнерами, клиентами, представителями государственных органов и т.п.);

проведение переговоров, совещаний и деловых бесед;

ведение документации и многое другое.

Цель менеджмента и его задачи

Цель менеджмента в здравоохранении - снижение потерь общества от заболеваний, инвалидности и смертности населения при имеющихся ресурсах.

Задача менеджмента - это наиболее эффективное достижение цели путём повышения качества лечебных, диагностических и профилактических мероприятий и рационального использования ресурсов здравоохранения.

Актуальные проблемы здоровья в современных условиях

Важные документы:

1993 г. приняты «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» - один основных стратегических документов развития здравоохранения. Состоит из 12 разделов:

Общие положения: 4 статьи. Основное - охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, научно-медицинского и санитарно-гигиенического характера, направленного на сохранение здоровья граждан РФ. 2 статья - основные принципы: приоритет профилактических мер по охране здоровья граждан, доступность медико-социальной помощи, защищенность граждан в связи с утратой трудоспособности, ответственность органов власти, за обеспечение прав граждан.

Компетенция в области охраны здоровья граждан РФ, республик в составе РФ, автономных округов, и пр. в этом разделе 5 статей, среди них: защита среды обитания, традиционного образа жизни, охрана детей, материнства, отцовства, детства; лицензирование медицинской и фармакологической службы; формирование целевых и региональных бюджетов здравоохранения.

Организация охраны здоровья граждан РФ: полномочия высших органов, статья о финансировании охраны здоровья граждан; о муниципальном управлении.

Права граждан в области охраны здоровья: гарантированный медицинский объем в рамках ОМС;

Права отдельных группа населения: права семьи, беременных, несовершеннолетних, военнослужащих, инвалидов, заключенных. Статья о согласии на медицинского вмешательство.

Права граждан при оказании медико-социальной помощи: право на информацию о состоянии здоровья.

Медицинская деятельность по планированию семьи и регулированию репродукции человека.

Обеспечение населения лекарствами и фармацевтическими препаратами.

Экспертиза;

Права и социальная защита медицинских работников; о врачебной тайне, право на занятие народной медициной и целительством, о сертификации деятельности; семейный врач.

Международное сотрудничество.

Ответственность за причинение вреда здоровью граждан: право на обжалование, на возмещение затрат и т.д.

Менеджмент в современном здравоохранении

Менеджмент - это деятельность, направленная на совершенствование форм управления, повышение эффективности производства с помощью совокупности принципов, методов и средств, активизирующих трудовую деятельность, интеллект и мотивы поведения, как отдельных сотрудников, так и всего коллектива.

Управление возникает тогда, когда происходит объединение людей для совместного выполнения какой-либо деятельности. Управляющая сторона (субъект управления), управляемые - объекты управления (коллективы, отдельные работники). Основу управленческой деятельности составляет способы воздействия управляющих на объекты управления. Анализ управления определяется принципами, методами, функциями и целями управления.

Выделяют следующие принципы управления:

Организационные, координационные и оперативные, которые направлены на активизацию и усиление мотивации деятельности каждого сотрудника и всего коллектива. Среди них: власть и ответственность; единоначалие; единство руководства; централизация; линейное управление; порядок; стабильность; инициатива.

Принципы развития, направленные на оптимизацию взаимоотношений и повышение эффективности коллективной деятельности. Это - дисциплина, справедливость, подчинение индивидуальных интересов общим, кооперативный дух, постоянство персонала, вознаграждения и др.

Принципы повышения имиджа, авторитета, представительства учреждения.

Методы управления бывают организационно-распорядительные, экономико-хозяйственные, правовые и социально-психологические.

К методам управления относят:

методы подкрепления и стимулирования;

методы регулирования поведения;

методы по оптимизации трудового процесса и роста ответственности сотрудников;

развитие инициативы сотрудников и повышение индивидуального мастерства.

Функции управления определяются уровнем системы управления. Система управления любого объекта имеет 3 уровня - стратегический, тактический и оперативный. На стратегическом уровне определяются цели и возможные результаты в перспективе. Тактический уровень позволяет оптимально определить конкретные задачи, организацию, поэтапное выполнение и контроль результатов. Оперативный уровень обеспечивает эффективное выполнение производственных процессов с оптимальным использованием имеющихся ресурсов. К этому уровню можно отнести учет, контроль и анализ деятельности уже функционирующих структур.

Среди функций управления главными являются следующие:

Технические операции - производство. Для медицинских учреждений к производственным функциям относятся диагностика, экспертиза, реабилитация, меры профилактики и др.

Коммерческие - покупка, продажа, обмен; для медицинских учреждений - это продажа отдельных видов медицинских услуг.

Финансовые операции - привлечение средств и распоряжение ими для осуществления деятельности.

Страховые - страхование и охрана имущества и лиц.

Учетные - бухгалтерия, учет, статистика и др.

Административные - перспективное программно-целевое планирование, организация, координация, распорядительные функции и контроль.

Целями управления могут быть: новаторские, решение, проблем, реализация конкретных обязанностей, самосовершенствование.

Целям и функциям управления соответствует определенная установка (техническая, коммерческая, административная, финансовая, учетная, страховая). Каждая установка ориентируется на группу качеств и знаний, определяемых такими параметрами, как физическое здоровье, умственные способности (рассудительность, гибкость ума, уровень кругозора), нравственные качества (энергия, сознание ответственности, чувство долга, чувство достоинства, доброта, тактичность, честность), специальные (профессиональные) знания и опыт работы.

Процесс управления включает: планирование, организацию, распорядительность, координацию, контроль, анализ, оценку эффективности, принятие решения, подбор персонала, мотивацию и оптимизацию индивидуальной деятельности, представительство и ведение переговоров и сделок.

Алгоритм (последовательность управленческих решений:

Постановка цели и задачи (программно-целевое планирование).

Сбор необходимой информации.

Моделирование и предварительная экспертиза возможных решений;

Принятие управленческого решения;

Организация исполнения;

Контроль исполнения;

Оценка эффективности и корректировка результатов;

На эффективность управленческих решений влияет ряд факторов, среди которых компетентность, информационное обеспечение, взвешенность решения, своевременность акта управления.

Менеджмент рассматривается в виде оптимизации технологических решений и психологических установок.

Для эффективного управления важны мотивация (заинтересованная деятельность и приверженность персонала), сочетание производственных, физиологических и психологических ориентиров. Среди качественных способов воздействия на коллектив в менеджменте важную роль играет стиль лидерства (совокупность методов управления и психология управления).

Успешно лидерство руководителя возможно при использовании различных стилей руководства.

Проблемы интеллектуального и кадрового менеджмента здравоохранения

Любая социальная система в своем закономерном развитии в определенное время достигает такого наивысшего уровня, при котором существующие формы и методы управления такой системой исчерпывают адекватные ресурсы интеллектуального и кадрового потенциалов.

Наступает момент, требующий поиска новых форм и методов менеджмента. Причем не в рамках количественного изменения этих форм и методов управления - их интенсивного развития, а в форме качественного преобразования как интеллектуальной составляющей функции принятия решений так самых форм, приемов и методов менеджмента.

В последнее десятилетие во всём мире и в России в частности заметно вырос интерес к проблемам организации и менеджмента в здравоохранении. Одной из причин подобного внимания исследователей и практиков в области общественного здоровья является закономерные интеграционные процессы, происходящие в системах здравоохранения, некая консолидация структур, в той либо иной степени обеспечивающих сохранение и улучшение здоровья населения: больниц, поликлиник, страховых и фармацевтических компаний, органов управления, учреждений социальной защиты и т.п. Отмечаемые процессы характерны как на уровне национальных систем здравоохранения, так и в международной сфере.

В условиях приоритетности экономических составляющих развития государств, уникальный характер здравоохранения, как части социальной структуры общества, проявляется еще и в том, что учреждения и субъекты системы здравоохранения, являясь крупнейшими работодателями, обеспечивают экономическую стабильность населения, и, как медицинские структуры, несут немаловажную долю ответственности за производительность труда, здоровье нации, обороноспособность государства.

Современные системы здравоохранения, функционируя и развиваясь в условиях либерального устройства общества, в условиях существования цивилизованных рынков и специфических маркетинговых отношений, неминуемо ощущают влияние процессов, характеризующих такие отношения. Вместе с тем, эти процесс взаимовлияния, безусловно, двухсторонние: системы здравоохранения во всём мире всё больше подвергаются влиянию флуктуаций рынка и интеграции маркетинговых и политических структур.

Сегодня ни одна страна в мире, включая Россию, не может управлять системой здравоохранения не принимая во внимание того влияния, которое может оказать организация и деятельность этой системы государственного устройства, как на внутренний, так и на мировые рынки, как на внутренний, так и на мировой статус здоровья населения.

Дорога к повышению эффективности здравоохранения как системы проходит в первую очередь через улучшение качества менеджмента. Безусловно, реформы любой страны зависят от истории этой страны, от экономической и социальной инфраструктур, но даже первичное обдумывание реформ, не говоря уже о создании их и претворении в жизнь, следует начинать с переосмысления роли и функций менеджмента. Конструктивный менеджмент, подкреплённый знанием экономики - центр любой реформы в здравоохранении, включающей в себя всё необходимое для улучшения здоровья населения без повышения стоимости услуг

Несмотря на всеобщее понимание и принятие того факта, что эффективный менеджмент является краеугольным камнем как индустриального, так и социального процветания общества, к сожалению, до сих пор остаётся крайне актуальным вопрос о построение эффективной системы образования и качественного производства менеджеров в области здравоохранения. В последнее время на страницах научных изданиях проблеме подготовки менеджеров здравоохранения предается особое внимание.

При обсуждении вопросов, связанных с ухудшением состояния здоровья населения России, отдельные критики, наряду с прочим выделяют следующие, часто цитируемые, причины такого неблагополучного положения:

- низкий жизненный уровень основной массы населения страны

- халатное отношение к своему здоровью со стороны большей части населения;

- крайне неудовлетворительные условия техники безопасности на производстве;

- витаминный дефицит, связанный с неадекватным качеством продуктов и пониженной покупательной способностью населения;

- несовершенство правовых механизмов, обеспечивающих контроль за качеством отечественных и импортируемых продуктов;

- низкое качество воды.

Указанные причины по праву могут быть отнесены к факторам в той или иной степени влияющим на состояние и уровень здоровья населения. Стала довольно тривиальной мысль о том, что разрешение проблем, порожденных подобными факторами, не обязательно относится к вопросам здравоохранения и медицинской помощи. Более того, по результатам исследований Всемирной Организации Здравоохранения, медицинская помощь и система ее организации оказывают решающее влияние на ход течения болезни только в 10-15% случаев. В остальных 85-90% случаев при обеспечении сохранения общественного здоровья необходимо принимать во внимание такие факторы как эпидемиологические, социальные, экологические, правила и нормы личной гигиены, санитарная образованность населения, санитарно-гигиенические условия в быту и на производстве, общий стрессовый фон жизни, доступность и качество медицинской помощи и пр. Степень и глубина всех этих факторов, как правило, определяются политико-экономическим климатом государства.

Размещено на Allbest.ru

Заключение

Здоровье населения - важнейший показатель благополучия нации. Постоянное воздействие на население химических, биологических и физических факторов окружающей среды, как результат неудовлетворительной хозяйственной деятельности, психоэмоциональные нагрузки, низкое качество жизни, привели к снижению адаптационных возможностей человеческого организма и его способностей к сопротивляемости и как следствие этого - плохое состояние здоровья населения и неблагоприятный прогноз. Основными причинами нарастания стрессорных нагрузок явились неуверенность людей в правильности проводимых реформ, обнищание значительной части населения, рост преступности, социальная незащищенность, промышленные и экологические катастрофы, военные и этнические конфликты и др. В свою очередь, стресс в общественных популяциях усугубляет социальные конфликты. Стрессогенная ситуация в России явилась ведущей причиной кризиса здоровья населения. Материалы исследований, проведенных ведущими российскими научными центрами в 1994-1998 гг., показали, что неблагоприятная динамика здоровья населения в России представляет уже реальную угрозу национальной безопасности, предопределяет снижение современного и будущего трудового и оборонного потенциала общества. Деградирует с реда обитания и жизнедеятельности населения, подрываются механизмы воспроизводства здорового потомств . В настоящее время, пожалуй, нет страны, которая была бы окончательно удовлетворена состоянием своего здравоохранения, финансированием научных исследований и оплатой труда, механизмами распределения ресурсов между отраслями здравоохранения, обеспечением доступности медицинской помощи. Неудивительно, что практически в каждой стране осуществляется коррекция системы здравоохранения, проводятся различные преобразования, реформы. Тем не менее в большинстве стран мира не вызывает сомнение одна из основных задач этих преобразований - справедливость и равенство для всех граждан в доступности медицинской помощи высокого качества.

Размещено на Allbest.ru

Список используемой литературы

1. Ануфриев С.А. Особенности менеджмента в медицинских клиниках // Менеджмент в медицине. - 2010. - №4. - С. 12-16.

1. Блинов А., Василевская О. Искусство управления персоналом. - М.: Гелан, 2011.

2. Кисилев С.В., Сабитов Н.Х., Вахитов Ш.М. и др. Специфика экономики и управления здравоохранения. - Казань: Медицина, 1998.

3. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. - СПб.: Питер, 2009.

4. Кривокора Е.И., Кривокора Ю.Н. Проблемы оценки результатов труда управленческого персонала // Экономика. - 2011. - №11. - С. 19-23.

5. Решетников А.В. Экономика Здравоохранения. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2009.

6. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. - М.: Дело, 2011.

7. 8.Интернет ресурсы

8. .Интернет ресурсы

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Иерархия менеджмента. Новые функции менеджмента в современных условиях. Условия осуществления управленческой деятельности. Планирование, как функция менеджмента. Принципы и виды планирования. Цели и организация менеджмента. Классификация целей.

    реферат , добавлен 21.12.2008

    Исследование контроля и мониторинга воздействия производственной деятельности на персонал. Характеристика результатов мероприятий по обеспечению охраны здоровья и безопасности труда. Изучение внедрения и сертификации интегрированных систем менеджмента.

    презентация , добавлен 26.11.2011

    Понятие, задачи и основные функции менеджмента. Ведущие тенденции развития менеджмента на современном этапе. Классификация методов менеджмента. Эволюция концепций менеджмента. Внутренняя и внешняя среда организации. Понятие и сущность планирования.

    методичка , добавлен 25.05.2015

    Менеджмент как интеграционный процесс, специфический орган современных организаций, как коммерческих, так и некоммерческих. Цели и задачи менеджмента. Характерные черты и стадии менеджмента. Миссия и стратегия организации фирмы. Бизнес-планирование.

    реферат , добавлен 06.11.2008

    Понятие, цели и задачи менеджмента, его современные парадигмы. Концепции и принципы менеджмента, научные подходы. Определение сущности и роли управления и менеджмента в условиях рыночной экономики. Составные, аспекты и цели менеджмента прибыли.

    реферат , добавлен 29.09.2009

    Понятие риск-менеджмента, его сущность и особенности, роль и значение в современных методах управления. История возникновения и развития риск-менеджмента, его основные цели и задачи, состояние на современном этапе, аксиомы, законы и основные принципы.

    книга , добавлен 08.04.2009

    История развития менеджмента в туризме. Роль и особенности менеджмента в сфере экскурсионной деятельности. Основные функции внутрифирменного управления. Анализ экскурсионной деятельности предприятия ЗАО "Ланта-Тур вояж". Основные цели и задачи фирмы.

    курсовая работа , добавлен 08.01.2014

    Сущность, цели и задачи, принципы, механизм, методические и правовые основы банковского менеджмента. Функциональные области деятельности банка. Направления финансового менеджмента. Организация банковского менеджмента в России, проблемы развития.

    курсовая работа , добавлен 20.01.2012

    Основные особенности управления персоналом организации. Задачи и проблемы кадрового менеджмента. Знакомство с трудностями внедрения социального партнёрства в России. Анализ социально-экономических управленческих отношений в сфере кадрового менеджмента.

    реферат , добавлен 24.03.2012

    Особенности содержания менеджмента применительно к сфере здравоохранения на примере медицинских клиник в виде оптимизации технологических решений и психологических установок. Система управления поведением медицинских работников и всем коллектива.