Меню Рубрики

Драконы. Чем закончилась история с "мистралями" для франции Вооружение вертолетоносца Мистраль

Правительство Российской Федерации в 2008 году было крайне заинтересовано в приобретении французских универсальных десантных кораблей типа «Мистраль». К сожалению, по причине украинского кризиса сделку пришлось оставить только на бумаге, несмотря на то, что суда уже были построены.

Что из себя представляет «Мистраль»

Корабль французского производства предназначен напрямую для несения авиационной техники, а именно – вертолетов. Также судно полностью подходит для организации десантных операций.

Что же касается технических характеристик, то на авианосце одновременно может находиться:

  • 16 вертолетов;
  • 70 единиц военной техники;

Габариты корабля «Мистраль»:

  • Длина составляет 199 метров;
  • Ширина – 32 метра;
  • Высота полетной палубы от уровня моря – 27 метров;
  • Осадка корабля при водоизмещении 22,6 тыс. тонн – 6,42 метра;
  • Максимальная скорость 18,5 узлов;
  • Экипаж корабля – 177 человек;
  • Численность пассажиров – 481 человек.

Немаловажным фактом является то, что на судне можно расположить полноценный морской госпиталь. Российские военные, которые побывали на одном из «Мистралей», заявили, что здесь есть полный комплект медоборудования – все для стоматологии, хирургии и прочее.

Также стоит отметить комфорт внутри корабля. Простые матросы располагаются в 4-местных каютах, где есть санузел и душ. Офицерский состав среднего и нижнего рангов живет в 2-местных каютах. Старший офицерский состав — в одноместных каютах.

Роль российского флота

Франция и Россия начали активные переговоры о поставках авианосцев «Мистраль» еще в 2009 году. В то же время были достигнуты все условия будущего контракта. Тогда говорилось о постройке 4 кораблей. Два должна была построить Франция на своих верфях, а еще 2 – уже на территории Российской Федерации.

В 2012 был заложен фундамент для первого корабля класса «Мистраль», он имел название «Владивосток». Годом позже стартовала постройка второго корабля – «Севастополь». Общую сумму контракта оценили в 1,2 млрд. евро. Данные корабли должны были направиться на несение службы в Тихоокеанском флоте.

Все постройки проходили согласно планов, и ничего не мешало России получить новые корабли в срок. Однако из-за ситуации в Украине и присоединении Крыма к РФ, Америка и Великобритания стали требовать от Франции остановить передачу «Мистралей».

Ситуация с авианосцами была неопределенной, однако в июле 2015 года правительство Франции объявило о расторжении контракта с Россией.

«Мистраль» у берегов Африки

Большой интерес к кораблям класса «Мистраль» проявили в Египте. Договор между Каиром и Парижем был достигнут в максимально короткие сроки. В июне 2016 года авианосцы направились в Александрию. Стоит отметить, что две страны совместно провели военно-морские учения с новыми судами.

Для двух кораблей власти Египта придумали свои имена, назвав их в честь 2 бывших президентов.

Россия не потерпела убытков в этой сделке. Причина проста – Франция разрабатывала корабли «Мистраль» под российскую технику, поэтому Каиру пришлось у Москвы покупать 50 вертолетов.

В июне 2011 года, во время Петербургского экономического форума, в ряду других интересных событий произошло что-то вовсе уникальное. Впервые после Второй мировой войны представители России подписали с иностранной фирмой масштабный договор на поставку военной техники. Стало известно, что для нужд военно-морского флота закупаются огромные корабли, вертолетоносцы «Мистраль». Это событие стало настоящей сенсацией, до сих пор отечественные судостроительные предприятия как-то управлялись с заказами сами, без иностранной помощи, и научились делать такое, от чего время от времени у наших западных «друзей» начинали шевелиться волосы на голове, например подводные ракетоносцы. Откуда же возникло желание получить корабли именно такого типа?

Для чего создавался «Мистраль»

Мистраль - это средиземноморский ветер, довольно холодный, время от времени обдувающий избалованное и изнеженное мягким климатом южное побережье Франции. Его нельзя сравнить с пронзительными влажными морозными потоками арктического воздуха, к которым давно привыкли и Мурманска, но деликатным галльским носам он кажется верхом дискомфорта. Так же сильно, как и климат, различаются Франции и Российской федерации. Вертолетоносец типа «Мистраль» по своей сути является большим кораблем, практически лишенным самостоятельной системы противолодочной, противокорабельной и противовоздушной защиты, то есть способный действовать лишь в составе эскадры, окруженный эскортом.

С другой стороны, он отражает модную в последние десятилетия судостроительную концепцию, согласно которой, десанты высаживаются на чужие берега как бы «дистанционно». Происходит это следующим образом: большое судно подходит к враждебному государству на относительно безопасное расстояние в пятнадцать-двадцать миль, затем начинает грузить технику на специальные баржи-катера, а тем временем ударные и транспортные вертолеты со специально подготовленными солдатами вылетают вперед, захватывают плацдарм и обеспечивают отсутствие сопротивления во время всего процесса. Десантного судна с берега даже не видно, а небольшие транспорты приходят неожиданно, если, конечно, у стороны, подвергающейся вторжению, нет средств для загоризонтного обнаружения. Вот примерно тот сценарий, для которого предназначен тип «Мистраль». У этого корабля слишком большая осадка, близко он к берегу подойти не может. Поддержку наступающим войскам он тоже оказать не в состоянии, для этого у него нет достаточного количества пушек или ракет.

Характеристики корабля

Большая полетная палуба сразу бросается в глаза тому, кто взглянет на «Мистраль». Характеристики этого большого корабля впечатляют. Он имеет длину в 200 метров, водоизмещение в 22 тыс. т., правда, способен перемещаться по морю со скоростью лишь 18 узлов. Экипаж, включая пилотов, составляет примерно 170 членов команды. Помимо всего, чем отличается авианесущее судно, то есть палубы и подпалубных ангаров, у него имеются и другие особенности. Например, отсек для перевозки сорока современных танков. «Мистраль» - авианосец, но в первую очередь это десантный корабль.

Но танки мало привезти к побережью неприятельской страны, их нужно еще доставить на сушу и выгрузить на берег. Для этого предусмотрена целая технология. Это наши просто упираются носовой частью в пляж, открывают аппарели, и «вперед за родину!». Армии стран НАТО действуют иначе, намного хитроумнее. Но об этом чуть позже.

Авиакрыло комплектуется в зависимости от задач, которые предстоит решать в боевом походе. Вертолетов на палубе и в ангарах может разместиться от 16 до 32, в зависимости от соотношения противолодочных, ударных и транспортных летательных аппаратов разных геометрических размеров.

Важно и количество живой силы, которую судно берет на борт, - 450 морских пехотинцев. Это батальон.

Возможно и срочное переоборудование судна в плавучий госпиталь. Это может стать необходимым при решении гуманитарных задач или оказании медицинской помощи раненым бойцам в результате боевых действий.

И еще «Мистраль» - это корабль, предназначенный для дальних походов. Его автономный радиус действия - 20 тысяч километров. Это половина экватора. Если нужно наводить порядок в мятежных колониях, то он - то, что надо. А вот над вопросом о том, зачем России «Мистрали», надо еще голову поломать. Заморских территорий у нашей страны нет. Высаживать десанты где-нибудь в Австралии или Аргентине вроде бы никто не планирует, а если бы и возникло такое желание, то кораблей нужно было бы покупать не два, и даже не четыре… К тому же сам процесс высадки очень своеобразен.

Как происходит десантирование по-французски

Французский «Мистраль» стоит себе в сторонке, как уже говорилось, за двадцать от горячего берега, где непонятно что может происходить, и выпускает из своего чрева специальные баржи, на которых и стоит бронетехника. Для этой процедуры у него есть определенный док, в который поочередно заводят упомянутые транспортные средства, грузят на них танки и бронемашины, затем затопляют до уровня окружающего мирового океана, и только после этого они покидают родную плавучую базу. Процесс десантирования проходит степенно и долго, много часов. По нашему штатному расписанию четыре - это усиленный танковый батальон, состоящий из трех рот и командирской единицы, то есть совсем немного. Можно сказать уверенно, что если бы кто-то враждебный нам так попытался высадиться где-нибудь под Анапой, то комплекс береговой защиты «Бастион» пресек бы это быстро…

Вертолеты

У французов свои винтокрылые машины. Они по назначению делятся на классы, два из которых используются в качестве палубных. Многоцелевые NH-90 и ударные «Тигры» составляют примерно равные доли авиакрыла, под их размеры и рассчитаны подъемные устройства, обеспечивавшие перемещение техники на полетную палубу и обратно в трюм, где они укрываются от штормов, брызг морской воды и проходят профилактическое обслуживание. Всего лифтов два с грузоподъемностью в 13 тонн, один на корме, другой рядом с рубкой.

Основными палубными вертолетами у нас служат противолодочные Ка-27М и Ка-226, но для осуществления ударов по наземным или морским целям необходим и «Аллигатор» Ка-52. Размеры этих машин отличаются от французских аналогов, притом в большую сторону. «Мистрали» для ВМФ России строились с учетом необходимых корректировок.

Детали договора

Французы торговались отчаянно. Российская сторона настаивала на строительстве трех из четырех запланированных вертолетоносцев на собственных верфях с использованием импортной технической документации. Сошлись на половине. Кроме того, кормовая часть изготовлялась на Балтийском заводе судостроения, что тоже удешевило проект. Следует особо отметить высокое качество работы отечественных корабелов и полную стыковку всех узлов при окончательной сборке в Сен-Назере.

Сразу было оговорено условие о том, что французская сторона установит на «Мистрали» для России часть высокотехнологичного навигационного оборудования, а под вооружения подготовит лишь установочные площадки и проложит кабельные коммуникации. Все ракетные и артиллерийские системы россияне поставят сами и свои.

Немаловажным фактором при подписании контракта могла стать возможность овладения новейшими технологиями кораблестроения, если, конечно, у французов есть чему поучиться. В основном они касаются методов сборки крупнотоннажных корпусов, хотя Балтзавод и Объединенная судостроительная корпорация тут же получили заказ на атомные ледоколы, не менее сложные, чем «Мистраль». Стоимость двух военных судов составила 1,2-1,5 миллиарда евро плюс 2,5 миллиарда рублей за работы, которые предстояло выполнить российским корабелам.

Системы вооружения и оповещения

Главный радиолокатор, устанавливаемый на «Мистрали» для России, которому предстоит быть их «глазами», - это французский «Талес». Особенности конструкции корпуса затрудняли установку отечественных аналогов.

Изначальная скудность оборонительных систем вызвала дополнительные требования военно-морского командования по дооснащению кораблей пятью ЗРК «Гибка», рассчитанных на использование «Игл» и пары шестиствольных скорострельных установок артиллерийского огня АК-630 калибра 30 мм для поражения низколетящих скоростных целей. Противокорабельная защита осуществляется комплексами сверхзвуковых крылатых ракет, способных «работать» и по береговым целям. Противолодочная оборона включает в себя все возможные аппаратные средства гидроакустического направления.

Детали дооснащения широко не разглашаются, но известно, что каждый российский «Мистраль» - корабль управления, а не только вертолетоносец и десантный транспорт, поэтому насыщенность информационной техникой бортового вычислительного комплекса также весьма серьезная.

Балансировка

Вертолетоносец типа «Мистраль» - корабль большой, крупнотоннажный и нуждается в балансировке, обеспечивающей его устойчивость в условиях сильных штормов. Три судна, состоящие на вооружении оборудованы автоматической системой норвежского производства «L3Marin», которая отвечает за равновесие. Намерение заменить ее на строящихся для России судах французским балансером, опробованным на куда более легких корветах и фрегатах, вызвало возражения у заказчика. К тому же у «Рособоронэкспорта» есть прямой интерес к этой системе, коль скоро контракт столь дорог. Навигационная безопасность российских вертолетоносцев слишком важна, чтобы на ней экономить.

Проблемы и решения

Возникли проблемы и с комплектованием корабля челночными транспортными средствами. Французские двухкорпусные катера-катамараны с самого начала были отвергнуты, а отечественные скоростные транспорты на воздушной подушке в грузовой отсек не помещались. Сошлись на том, что оптимальным решением станет все же приобретение отечественных танко-десантных катеров «Дюгонь» и «Серна», имеющих длину 45 и 26 метров соответственно.

Повышен и ледовый класс корпуса, так как подрядчик получил заказ исходя из возможных районов базирования новых кораблей. В отличие от их французских собратьев, их зона ответственности не исчерпывается тропическими водами, а в порту, к примеру, Петропавловска-Камчатского бывает очень морозно. Впрочем, и российское флотское командование в момент подписания договора не было уверено в том, где предстоит базироваться вертолетоносцам. Это решили позже.

Опыт эксплуатации вертолетоносцев

ВМФ СССР уже имел на вооружении крупные авианесущие противолодочные крейсера - «Ленинград» и «Москву». Вертолетное крыло этих боевых кораблей предназначалось для обнаружения субмарин вероятного противника. После морального устаревания и технического износа они были выведены из состава ВМФ, замена им не планировалась, так как в общем и целом они оказались не намного эффективнее, чем БПК меньшего водоизмещения и, соответственно, намного более дешевые как в производстве, так и в эксплуатации. Способствовал устареванию и низкий модификационный потенциал, что выражалось в невозможности переоборудования ангаров под современные вертолеты. Вообще, мировой опыт показывает, что на авианосцах экономить не стоит, их следует строить с запасом, с учетом возможности их дооснастки в процессе совершенствования систем управления, вооружения, связи, навигации и обнаружения. В этом случае дорогостоящие корабли могут служить десятилетиями. Насколько вертолетоносец типа «Мистраль» соответствует этому критерию, большой вопрос.

«Адмирал Кузнецов» по своей конструкции не является аналогом «Мистраля». Этот корабль выполняет совсем другие функции, сил для десантирования не несет и имеет совсем другие ходовые характеристики.

Международная реакция

Корабли еще не были достроены, а уже было объявлено о том, что главная дальневосточная военная гавань станет местом базирования новейшего российского вертолетоносца «Владивосток», построенного по проекту «Мистраль». Это известие вызвало дежурную озабоченность правительства Японии, углядевшего в усилении состава Тихоокеанского флота РФ некие агрессивные намерения. Разумеется, дипломатические маневры нашего восточного соседа имеют исключительно политическую мотивацию и вписываются в общий формат претензий на «северные территории», вопрос о которых поднимается периодически, в преддверии очередных выборов. Предполагать, что российская морская пехота станет несколько часов высаживать танковый батальон где-нибудь на острове Хоккайдо, не могут даже самые смелые патриотически настроенные японские фантасты. На фото «Мистраль» выглядит внушительно, но даже после оснащения этого корабля крылатыми ракетами в ракетный крейсер он не превратится, очень уж тихоходен, и вообще, не для того он строился и покупался. А для чего?

Военспец Сердюков

Правильнее будет спросить о том, не для чего, а зачем и почему. Бывший министр обороны А.Э. Сердюков в стратегических вопросах, очевидно, понимал немного. Куда богаче он был одарен природным артистизмом (безусловно, у него есть задатки неплохого кинорежиссера). Возможно, ему сразу привиделось, как будут смотреться на океанских просторах грозные и огромные транспортно-десантные суда под А помимо художественных достоинств, г-н Сердюков, по-видимому, обладает и определенной коммерческой хваткой. Но это лишь предположения.

Признать ошибочность затеи с «Мистралями» российскому правительству, вполне возможно, просто по-человечески неудобно. Два корабля («Севастополь» и «Владивосток») уже, можно считать, приняты командованием ВМФ, а в пользу их ненужности говорит тот факт, что от постройки еще пары российская сторона практически отказалась, хотя прямо об этом заявлено пока не было. Просто решили повременить.

Страшного, собственно, ничего не случилось. Десантные вертолетонесущие корабли докового типа не совсем согласуются с российской военной доктриной, но время от времени возникают международные осложнения, которые вынуждают менять ранее выработанные подходы. Про такие суда можно сказать, что они «на всякий пожарный случай».

На военные корабли потрачены деньги, это сделано не лучшим образом, но использовать вертолетоносцы можно в миротворческих операциях, которые, как показали события последних месяцев, вполне вероятны.

Сами французы классифицируют корабли класса «Мистраль» (Mistral) не как традиционные в нашем понимании десантные вертолётоносцы-доки, а как десантно-командные корабли. Примерно так и можно перевести оригинальное французское обозначение подкласса «Мистраля» – Batiment de Projection et de Commandement. Отсюда и его две главные задачи – производить высадку сил и средств десанта и осуществлять управление группой, соединением и объединением кораблей или разнородных сил.

Вертолетоносцы Мистраль - видео

По большому счету, французские специалисты достаточно удачно предприняли попытку сделать некий «гибрид» универсального десантного корабля, способного обеспечивать проведение морских десантных операций, и командно-штабного корабля. Изначально история проекта, на основе которого позднее создали «Мистраль», была намного прозаичнее. В начале 90-х гг., когда распался Советский Союз, военные ведущих стран НАТО столкнулись с нежеланием своих правительств и дальше выделять огромные средства на оборону от внешнего врага, коего тогда – в лице Советского Союза – более не стало. Руководство французского кораблестроительного гиганта DCN, также оказавшегося перед лицом сократившегося национального бюджета на оборону, не без оснований пришло к выводу о том, что в ближнесрочной перспективе у ВМС разных стран мира могут быть востребованы десантные вертолётоносцы-доки и корабли, совмещающие в себе достоинства легкого авианосца с носовым трамплином и универсального десантного корабля, имеющего достаточно большую вместимость и оснащенного доковой камерой – тем более, что наработки в данном направлении у французов уже были.

В соответствии с достаточно широким кругом задач, решение которых предполагалось возложить на перспективный корабль, он должен был иметь большую вместимость по личному составу десанта и ВВСТ, обладать способностью принимать на борт и выпускать десантные катера на воздушной подушке (ДКАВП), обеспечивать постоянное базирование на борту боевых и транспортных вертолетов (в т.ч. располагать крытым ангаром для их размещения), а также иметь стационарный госпиталь, хорошо оснащенный пункт управления (флагманский командный пункт командира отряда или соединения кораблей) и т.д.
В итоге, в 1992 г. на очередной выставке «Евронаваль», которая проходит в Ле-Бурже в том же выставочном центре, что и международный аэрокосмический салон, но по четным годам, компания DCN представила проект перспективного десантного корабля водоизмещением около 15 000 т, названного BIP-15 (от Batiment D’Intervention Polyvalent, т.е. «многоцелевой ударный корабль») и представлявшего собой некий симбиоз легкого авианосца и десантного вертолётоносца-дока. Основу его ударной мощи должна была составить достаточно большая авиагруппа – шесть тяжелых вертолетов различного типа и восемь СВВП, которые могли использовать для взлета носовой трамплин. Кроме того, на корабле имелась кормовая док-камера на два ДКАВП размерности LCAC или на четыре обычных водоизмещающих ДКА размерности LCM (последние еще часто называют «десантная баржа»).

Наконец, в середине 2000 г. было официально объявлено решение командования ВМС Франции – создавать новый корабль на базе проекта BIP-19, а в июне был объявлен тендер, участвовать в котором пригласили две крупнейшие французские судостроительные компании: DCN и «Шантье де Атлантик» (Chantier de l’Atlantique). Победитель объявился достаточно быстро – к концу года DCN получила контракт на постройку двух кораблей нового типа, второй же участник – статус субподрядчика и поставщика отдельных элементов корпусных конструкций. Однако по вопросу о разделении объемов работ между двумя компаниями возникли серьезные разногласия, и окончательный контракт между заказчиком и исполнителями был подписан только в январе 2001 г., поэтому пришлось сдвинуть вправо и сроки ввода кораблей в боевой состав национальных ВМС – на 2005 и 2006 гг. соответственно.
В результате всех этих перипетий, команда на закладку головного корабля поступила лишь в июле, а «резать металл» начали в ноябре 2001 г. Головному кораблю было присвоено имя «Мистраль» (Mistral) – по названию сильного ветра, дующего в районе долины Роны с севера и севера-запада по направлению к морю (некий аналог черноморской боры). Это провансальское слово стало употребляться с 1519 г., в более широком понимании сейчас оно означает и просто сильный ветер.

В отличие от базового проекта – BIP-19 – на кораблях типа «Мистраль» уже нет носового трамплина и не предусмотрено базирование СВВП, хотя теоретически такой вариант не исключен – полетная палуба корабля позволяет взлетать и садиться на нее подобным ЛА. Имея полное водоизмещение около 21 300 т, корабль в длину достигает 210 м (при длине полетной палубы 199 м), а в ширину – почти 32 м. Общая грузовместимость бронетехники достигает 1000 т, например, французские военные считают типовым вариантом 60 легких боевых бронированных машин и 13 основных боевых танков «Леклерк» (при условии отсутствия вертолетов в подпалубном ангаре). Вместимость для десанта – 450 военнослужащих в полном снаряжении и с личным оружием, либо 700–900 человек «налегке», на короткий период времени.
На протяжении практически всей верхней палубы, исключая надстройку, находится полетная палуба площадью 5200 м2 (по другим данным – 6400 м2), на которой расположены шесть взлетно-посадочных площадок для одновременного выпуска и приема вертолетов (их легко узнать по соответствующей маркировке). Под полетной палубой, в кормовой части корабля расположен вертолетный ангар полезной площадью около 1800 м2. Для перевода вертолетов на полетную палубу из ангара и обратно в кормовой части имеются два подъемника. Высадка личного состава и бронетехники десанта может производиться либо в оборудованном порту на причал, либо прямо в море с использованием катеров: корабли оборудованы внутренним доком общей площадью около 2650 м2, в котором могут размещаться два 95-тонных ДКАВП типа LCAC или четыре ДКА типа LCM меньшего водоизмещения.

Mistral и Tonnerre BPC (bâtiment de projection et de commandment) новые французские 21300-тонные десантные корабли управления и проецирования силы. Корабли были построены DCN в партнерстве с компанией Thales и Chantiers de l"Atlantique. Каждый корабль имеет грузоподъемность и универсальность, достаточную для перевозки до 16 тяжелых вертолетов и одной трети механизированного полка, а также двух катеров на воздушной подушке LCAC или до четырех десантных катеров. В апреле 2007 года DCN стало DCNS. Это стало возможным после соглашения, в котором Thales стал владельцем 25% акций новой компании, а DCN приобрела военно-морской бизнес компании Thales во Франции (за исключением военно-морского оборудования). Mistral оснащен высокопроизводительным центром связи, что позволяет использовать его в качестве корабля управления. Корабль также способен вместить комбинированные (многонациональные) многоцелевые силы.
Контракт на два корабля был размещен в январе 2001 года. Киль FS Mistral (L9013) был заложен в июле 2003 года, он был спущен на воду на Брестской верфи в октябре 2004 года. Mistral был введен в состав ВМС Франции в феврале 2006 года. Tonnerre (L 9014) был заложен в августе 2003 года и спущен в июле 2005 года, был включён в состав ВМС в феврале 2007 года. ВМС Франции разместили заказ на третий корабль, Dixmude, в апреле 2009 года. Киль корабля был заложен в январе 2010 года. Он был спущен в конце 2010 года, должен войти в эксплуатацию в 2012 году.

В июне 2011 года российское агентство по экспорту вооружений Рособоронэкспорт подписало контракт с DCNS на поставку двух кораблей класса Mistral/BPC и связанных с ними услуг. Сделка является частью межправительственного соглашения между Францией и Россией на поставку четырех кораблей класса Mistral. Поставка первого и второго корабля планировались на 2014 и 2015 годы соответственно. В июле 2006 года Mistral принимал участие у берегов Ливана в операции французского флота по эвакуации французских граждан во время конфликта с участием Израиля и Ливана. Mistral и Tonnerre заменили корабли L9021 Ouragan и L9022 Orage, которые были построены на судоверфи Brest Naval Dockyard и поступили на вооружение в 1965 и 1968 гг.

Управление и контроль

Класс Mistral оснащен боевой системой обработки данных DCN Senit 8 и будет совместим с командной системой французского флота для проведения совместных операций SIC 21, которая была разработана компанией Thales. Высокопроизводительный центр связи включает в себя систему спутниковой связи Thales Syracuse III.

Авиавозможности и ангары

Корабль имеет возможность перевозить до 16 средних или тяжелых вертолетов под палубой, например NH90, SA 330 Puma, AS 532 U2 Cougar AS 665 или вертолеты AS 665 Tiger. Полетная палуба имеет шесть мест посадки и 1800-метровый² ангар. 5000-метровая² полетная палуба может принимать до шести вертолетов одновременно.

Амфибийные возможности кораблей класса Mistral

Мистраль будет нести либо четыре десантных катера (LCU), либо два десантных катера на воздушной подушке (LCACs). ВМС Франции заказали новые высокоскоростные десантные катера, engins de débarquement amphibie rapide (EDA-R), которые могут быть размещены на Мистрале.

Экипаж корабля состоит из 160 моряков, включая 20 офицеров. Оперативный поход, связанный с перевозкой войск и техники, как правило занимает от двух до трех недель. Mistral и Tonnerre несут достаточно запасов для обеспечения экипажа и 450 военнослужащих в течение 45 дней. Максимальная скорость составляет 19 узлов, дальность при скорости в 14 узлов составляет 11000 миль. 750-метровый² госпиталь на 69 коек оснащен двумя операционными. Если же потребуется дополнительный госпиталь или дополнительные санитарные места, то ангар может быть преобразован в модульный полевой госпиталь.

Вооружение: вооружен двумя пусковыми установками французских ракет ПВО MBDA Simbad с инфракрасным наведением и дальностью до 6 км. Корабль также имеет две морских 30-мм пушки Breda Mauser и четыре 12,7-мм пулемета. Средства электронной поддержки корабля включают РЛС приемник Thales ARBR 21, многоцелевой обзорный радиолокатор MMR-3D NG G-диапазона от Thales Naval France. МРТ-3D имеет антенну с легкой фазированной решеткой и работает как радар радиолокационного наблюдения и как датчик системы самообороны с автоматическим переключением режима. В поверхностном режиме наблюдения МРТ-3D NG может обнаружить цели на малых и средних высотах на дальности до 140 км и в дальнем 3D-режиме наблюдения воздушные цели до 180 км. В режиме самообороны он может обнаруживать и отслеживать любые угрозы в радиусе 60 км. Навигационный радар Sperry Marine Bridgemaster работает в I-диапазоне.

Мистраль - это первый французский корабль, оснащенный двумя 7 МВт электрическими поворотными приводами. Электрогенерирующая система состоит из трех 16V32 и одного 18V200 дизель-генераторов Wartsila, обеспечивающих 20.8 MВт. По праву гордясь своим «произведением», французская компания DCNS называет «Мистраль» в рекламных материалах не иначе как «Хамелеон» Мирового океана». В настоящее время корабли типа «Мистраль» находятся на вооружении только ВМС Франции, в боевом составе флота имеется два таких корабля, «Мистраль» и «Тоннер» (Tonnerre – «гром»). Попытки осуществить их поставки за рубеж успехом не увенчались, хотя практически одновременно с получением подряда от французских ВМС, международное отделение компании-разработчика, DCN International, стало активно продвигать на мировой рынок военно-морской техники целое семейство таких кораблей: BPC 140 (водоизмещение 13 500 т), BPC 160 (16 700 т) и BPC 250 (24 500 т). Вначале к кораблю был проявлен высокий интерес со стороны многих стран мира, в частности – проект BPC 250 попал в «шорт-лист» тендера, объявленного Минобороны Австралии на закупку перспективных универсальных десантных кораблей. Однако австралийцы отдали предпочтение другому претенденту – испанской компании «Навантия» (бывшая «Изар»), предложившей на тендер проект корабля типа BPE (Buque de Proyeccion Estrategica). Фактически это универсальный десантный корабль, отличительной особенностью которого является наличие носового трамплина для обеспечения взлета самолетов с укороченным взлетом и вертикальной посадкой.

Тактико-технические характеристики вертолетоносцев Мистраль

Изготовители: DCNS (кормовая часть, сборкa), Брест; Alstom (носовая часть), Сен-Назер; Балтийский завод (кормовая часть для двух корпусов во Франции)

Водоизмещение вертолетоносца Мистраль

21300 т (полное); 32300 т (предельное)

Размеры вертолетоносца Мистраль

Длина: 199 м (наибольшая)
- Ширина: 32 м (по ватерлинии)
- Высота: 64,3 м
- Осадка: 6,3 м (с ГАС)

Двигатели вертолетоносца Мистраль

3 дизель-генератора Wärtsilä 16V32 (6,2 МВт),
- 1 дизель-генератор Wärtsilä 18V200 (3,3 MВт),
- 2 винторулевые колонки Alstom Mermaid (7 MВт)

Мощность: 20400 л. с. (15 MВт)
- Движитель: два пятилопастных гребных винта
- Скорость хода: 19 узлов (максимальная); 18 узлов (крейсерская)
- Дальность плавания: 5800 миль (10800 км) на 18 узлах (33 км/ч); 10700 миль (19800 км) на 15 узлах (28 км/ч)
- Автономность плавания: 30 суток

Экипаж вертолетоносца Мистраль

160 человек (20 офицеров) + 450 человек морской пехоты (900 человек морской пехоты на небольшую дальность)

Вооружение вертолетоносца Мистраль

Радиолокационное вооружение: 2 навигационные РЛС DRBN-38A Decca Bridgemaster E250, РЛС обнаружения целей MRR-3D NG
- Артиллерия: АК-630
- Зенитная артиллерия: 2 × 30-мм артустановки Breda-Mauser, 4 × 12,7-мм пулемёта «Браунинг»; «3М47» Гибка
- Ракетное вооружение: 2 × 2 - ПУ ЗРК Simbad

Авиационная группа

16 тяжёлых вертолётов или 32 лёгких вертолёта;
- Численность авиагрупп на российских ДВКД 30 вертолётов Ка-52К и Ка-29 или Ка-27М

Фото вертолетоносца Мистраль

МИСТРАЛЬ

Холодный северный или северо-западный ветер, дующий в зимнее и весеннее время на южном побережье Франции.

Большой современный толковый словарь русского языка. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое МИСТРАЛЬ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • МИСТРАЛЬ в Литературной энциклопедии:
    Фредери — провансальский поэт, крупнейший представитель новой провансальской литературы (см.), один из основоположников и вождь …
  • МИСТРАЛЬ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Mistral) Габриела (наст. имя Годой Алькаяга Godoy Alcayaga) (1889-1957), чилийская поэтесса. В 1924-46 на дипломатической работе. Лирика соединила традиции испанской …
  • МИСТРАЛЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Мистраль (Фредерик Mistral) - новопровансальсий поэт, род. в 1830 г.после ряда небольших пьес на провонсальск. диалекте он дал сельскуюпоэму "Mireio" …
  • МИСТРАЛЬ в Современном энциклопедическом словаре:
  • МИСТРАЛЬ
    (Mistral) Габриела (1889 - 1957), чилийская поэтесса. Лирика (сборники "Сонеты смерти", 1914, "Отчаяние", 1922, "Тала", 1938, "Давильня", 1954) соединила традиции …
  • МИСТРАЛЬ в Энциклопедическом словарике:
    я, м. Сильный и холодный северный или северо-западный ветер, дующий с гор в Юж. Франции.||Ср. БОРА, БОРЕЙ, БРИЗ …
  • МИСТРАЛЬ в Энциклопедическом словаре:
    , -я, м. На юге Франции: сильный северо-западный …
  • МИСТРАЛЬ
    МИСТР́АЛЬ (франц. mistral), сильный и холодный местный сев.-зап. ветер на Ю. Франции. Имеет сходство с борой …
  • МИСТРАЛЬ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИСТР́АЛЬ (Mistral) Фредерик (1830-1914), прованс. поэт, глава движения фелибров. Поэма "Мирейо" (1859), сб-ки "Золотые острова" (1876), "Сбор олив" (1912) …
  • МИСТРАЛЬ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИСТР́АЛЬ (Mistral) Габриела (наст. имя и фам. Лусила Годой Алькаяга, Godoy Alcayaga) (1889-1957), чил. поэтесса. В 1924-46 на дипл. работе; …
  • МИСТРАЛЬ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    мистра"ль, мистра"ли, мистра"ля, мистра"лей, мистра"лю, мистра"лям, мистра"ль, мистра"ли, мистра"лем, мистра"лями, мистра"ле, …
  • МИСТРАЛЬ в Новом словаре иностранных слов:
    (фр. mistral) сильный и холодный северный или северо-западный ветер, дующий с гор в юж. …
  • МИСТРАЛЬ в Словаре иностранных выражений:
    [фр. mistral] сильный и холодный северный или северо-западный ветер, дующий с гор в юж. …
  • МИСТРАЛЬ в словаре Синонимов русского языка.
  • МИСТРАЛЬ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
  • МИСТРАЛЬ в Словаре русского языка Лопатина:
    мистр`аль, …
  • МИСТРАЛЬ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    мистраль, …
  • МИСТРАЛЬ в Орфографическом словаре:
    мистр`аль, …
  • МИСТРАЛЬ в Словаре русского языка Ожегова:
    На юге Франции: сильный северо-западный …
  • МИСТРАЛЬ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (франц. mistral), сильный и холодный местный северо-западный ветер на юге Франции. Имеет сходство с борой. - (Mistral) Габриела (наст. имя …
  • МИСТРАЛЬ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    мистраля, м. (фр. mistral) (геогр.). Северо-западный сухой и холодный ветер в южной …
  • МИСТРАЛЬ в Толковом словаре Ефремовой:
    мистраль м. Холодный северный или северо-западный ветер, дующий в зимнее и весеннее время на южном побережье …
  • МИСТРАЛЬ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    м. Холодный северный или северо-западный ветер, дующий в зимнее и весеннее время на южном побережье …