Меню Рубрики

Этика в современной зарубежной философии. Этика и мораль в современном мире Современная этика кратко

Есть грани нравственности, которые никому не позволено переступать. Особенно это касается здоровья и личных трагедий человека. Но, увы, в нашем мире с его рыночными отношениями предвкушение денежек рушит все моральные устои. Ужасным доказательством этого послужили снимки беспомощного Олега Табакова в больнице, которые облетели весь Интернет. Этот поступок горе-журналиста резко раскритиковал музыкант Александр Розенбаум и другие артисты.

Как известно, несколько дней назад народный любимец Олег Павлович попал в больницу. Знакомые 82-летнего актера и врачи говорят, что состояние тяжелое. Была проведена операция, после чего худрука МХТ им. Чехова поместили в реанимацию. Один из российских телеканалов решил тайком проверить здоровье артиста. Что из этого вышло, расскажет редакция «Так Просто!» . А также поведаем тебе о киберэтике, о которой просто необходимо знать в нашем цифровом мире.

Современная этика

Журналист пробрался в реанимацию к койке беспомощного Олега Павловича Табакова . Он сфотографировал и артиста, окутанного проводами приборов, и показатели его жизнедеятельности, а дальше пустил это всё на просторы Интернета. Когда этот ужас попал на глаза Александру Розенбауму, музыкант не смог сдержать своего возмущения. А также попросил корреспондента «Комсомолки» с ним связаться, чтобы высказать свою точку зрения по поводу таких съемок.

«Я был на гастролях, когда мне прислали эти кадры. Я сразу же позвонил телеведущей Елене Малышевой и сказал, что это катастрофа. Что творится в нашей жизни и с нашей совестью? Это просто за гранью добра и зла! Мы много лет боролись за то, чтобы больных можно было посещать в реанимации. Разрешили. Это хорошо.

Но какой-то человек прошел с телефоном и всё снял: и самого актера, и даже монитор, на котором видны параметры жизнедеятельности Олега Павловича. Обвинять медработников - неправильно. Нехорошие люди, мягко выражаясь, те, кто эти кадры выставил, повесил в Интернет, дал по телевидению.

Когда принцесса Диана попала в смертельную аварию, ни одно издание не опубликовало снимки ее растерзанного тела. А ведь там было много фотографов. То, что Табакова показали в таком виде, - это, с точки зрения человечности, просто преступление. Нужно что-то делать, чтобы такого не было в природе.

Еще раз напоминаю - мы не должны винить тут медучреждения, которые по закону открывают двери для родных больного. А должны винить тех, кто публикует такие фотографии. Великий человек, народный любимец в тяжелейшем состоянии, и в таком виде, в такое время… Это за пределами человеческого понимания».

Мы полностью согласны с тем, что подобные выходки журналистов - это бесчеловечно. Ведь это личная трагедия артиста и его семьи, а не достояние публики. И вообще, существует такое понятие, как киберэтика - философская область этики, которая изучает поведение человека в Интернете и на информационных порталах для выработки определенных правил пользования ими. Во многих странах ей придают огромное значение и контролируют с помощью специализированных органов.

Киберэтика исследует, правомерно ли транслировать личную информацию о других людях в Интернете, например текущее местоположение, нужно ли защищать пользователей от ложной информации, кому принадлежат цифровые данные (музыка, фильмы, книги, веб-страницы) и что пользователи вправе с ними делать, а также является ли доступ в Интернет основным правом каждого.

Доступность, цензура и фильтрация информации поднимают немало этических вопросов, относящихся к киберэтике. Наличие этих вопросов продолжает ставить под сомнение наше понимание конфиденциальности и секретности, а также влияет на наше участие в жизни общества. В основе киберэтики лежит Кодекс справедливого использования информации. Эти требования были введены Министерством здравоохранения и социальных служб США еще в 1973 году.


Очень важно уважать себя и окружающих, а также соблюдать этику как профессиональную, так и любую другую. Да, мы имеем право на свободу слова и доступ к информации. Но наши права ограничиваются там, где мы нарушаем чужие. Нужно понимать, что есть вещи, которые совершенно не предназначены для заработка. Ведь никогда не знаешь, что случится с тобой или твоими близкими.

Нравственность современного общества

Нравственность Современного общества основана на простых принципах:

1) Разрешено все, что не нарушает непосредственно прав других людей.

2) Права всех людей равны.

Поскольку главный лозунг Современного общества - «максимум счастья для максимального числа людей», то моральные нормы не должны быть препятствием для реализации желаний того или иного человека - даже если кому-то эти желания не нравятся. Но только до тех пор, пока они не наносят ущерба другим людям.

Необходимо заметить, что из этих двух принципов проистекает третий: «Будь энергичен, добивайся успеха своими силами». Ведь каждый человек стремится к личному успеху, а наибольшая свобода дает максимум возможностей для этого.

Очевидно, что из этих принципов следует и необходимость порядочности. Например, обман другого человека - это, как правило, причинение ему ущерба, а значит осуждается Современной нравственностью.

Нравственность Современного общества в легком и веселом тоне описал Александр Никонов в соответствующей главе книги «Апгрейд обезьяны»:

«От всей сегодняшней морали завтра останется одно-единственное правило: можно делать все что угодно, непосредственно не ущемляя чужих интересов. Здесь ключевое слово - «непосредственно».

Если человек расхаживает голым по улице или занимается сексом в общественном месте, то, с точки зрения современности, он аморален. А с точки зрения завтрашнего дня, аморален тот, кто пристает к нему с требованием «вести себя прилично». Голый человек непосредственно не покушается ни на чьи интересы, он просто идет по своим делам, то есть он в своем праве. Вот если бы он насильно раздевал других, то непосредственно покушался бы на их интересы. А то, что вам неприятно видеть голого человека на улице - это проблема ваших комплексов, боритесь с ними. Он же не приказывает вам раздеться, почему же вы к нему пристаете с требованием одеться?

Нельзя непосредственно покушаться на чужие: жизнь, здоровье, имущество, свободу - вот минимум требований.

Живи, как знаешь, и не суйся в чужую жизнь, если не просят - вот главное правило морали завтрашнего дня. Его можно еще сформулировать так: «Нельзя решать за других. Решай за себя». Это во многом работает в самых прогрессивных странах уже сейчас. Где-то это правило крайнего индивидуализма работает больше (Нидерланды, Дания, Швеция), где-то меньше. В продвинутых странах разрешены «аморальные» браки между гомосексуалистами, легализованы проституция, курение марихуаны и пр. Там человек имеет право распоряжаться собственной жизнью, как ему заблагорассудится. В этом же направлении развивается и юриспруденция. Законы дрейфуют в направлении, который указывает тезис «нет пострадавших - нет преступления».»

Все вышеприведенные рассуждения фактически направлены на расширение индивидуального выбора людей, но не учитывают возможных отрицательных общественных последствий такого выбора.

Увеличение свободы всегда приводит к тому, что некоторые люди употребляют ее себе во вред. Например, возможность приобретать водку ведет к появлению алкоголиков, свобода выбирать образ жизни приводит к появлению бомжей, сексуальная свобода увеличивает число заболевших венерическими болезнями. Поэтому более свободные общества всегда обвиняются в «загнивании», «нравственном разложении» и т.п. Однако большинство людей достаточно рациональны и употребляют свободу себе во благо. В результате общество становится более эффективным, развивается быстрее.

Если говорить о приоритетности ценностей, то главное для Современного общества - это свобода человека и осуждение насилия и нетерпимости. В отличие от религии, где возможно оправдание насилия во имя Бога, современная мораль отвергает любое насилие и нетерпимость (хотя и может применять государственное насилие в ответ на насилие). С точки зрения Современной нравственности, традиционное общество просто переполнено безнравственностью и бездуховностью, включая жесткое насилие по отношению к женщинам и детям (когда они отказываются подчиняться), ко всем инакомыслящим и «нарушителям традиций» (зачастую нелепых), высокий градус нетерпимости по отношению к иноверцам и т.п.

Важным нравственным императивом Современного общества является уважение к закону и праву, т.к. только закон может защитить свободу человека, обеспечить равенство и безопасность людей. И, напротив, желание подчинить другого, унизить чье-либо достоинство являются самыми постыдными вещами.

Значение этических учений для современной этики

Неадекватное (не соответствующее важности предмета) отношение современного общества к проблемам морали, можно проиллюстрировать на том, как мы относимся к учебной дисциплине этике.

Какое место в нашем образовании уделяют этике, все мы знаем.

В лучшем случае, её углублённо изучают на профильных гуманитарных факультетах, и то - изучают как теоретический материал, как предмет для дальнейшего преподавания и научной деятельности, но вовсе не как первейшее руководство в своей жизни.

И не зря слово «этика» породило слово «этикет», а от него пошло - «этикетка». Этикет - это этикетка светского человека, но вовсе не высоконравственного, добродетельного.

Таким образом, наука этика, входящая в триаду основных дисциплин философии, призванная исследовать вопросы добра и зла и отыскивать истоки высшей справедливости, оставаясь «нормативной», т.е. - «наукой без научных законов», со временем превратилась в служанку светского общества…

Покажем, что такое «этическая нормативность» на деле. Это похоже на то, как если бы мы были представлены к управлению некого технологического процесса и нас снабдили бы нормами его управления, не объяснив принципа самого процесса. При этом мы очень смутно представляли бы, что будет, если мы будем нарушать эти нормы. Мы почти бы не видели, или видели в очень искаженном виде, результаты этого процесса, его «готовую продукцию». Т.е. мы бы не знали ни самих принципов технологического процесса, ни цели этого процесса. Более того, нам дали бы не один свод нормативных документов, а целый их ворох, сказав: выбирай сам - какие правила покажутся тебе ближе, те и используй.

Понятно, что в качестве «готовой продукции» техпроцесса в данном примере является сам человек и его общество. Также понятен и прогнозируем сам результат такого «управления»…

Мы должны признать, что изучая современную этику, на самом деле мы изучаем не законы в моральной сфере, а «мертвые слепки» с них, если можно так выразиться. Мы не видим всей причинно-следственной цепочки жизненных процессов человека и общества, но выхватываем из реального динамического процесса лишь статическую картинку, более-менее правдоподобно его отражающую. Вот что такое «нормативность».

Вернемся к вопросу, с которого начали. Если человек спросит - зачем ему быть нравственным, современная этика не даст вразумительного ответа. Но если бы она ясно видела механизмы природы и объясняла как они работают в отношении безнравственных людей, совершающих, по сути, саморазрушение, то вопрос бы отпал сам собой.

По мере увеличения сложности мира увеличивается взаимозависимость людей в обществе, возрастают роль и значение нравственных ценностей, в том числе таких, как солидарность, ответственность, честность, доверие, способность к сотрудничеству, взаимопомощь, коммунитаризм (современный синоним коллективизма).

Именно моральные ценности (потребность в смысле, в социальном признании и уважении со стороны окружающих, в творческой самореализации и общественно полезной деятельности) все больше выступают в качестве важнейших потребностей и мотивов социальной деятельности современного человека (ученого, менеджера, предпринимателя, врача или учителя).

Уже в 70-х гг. XX в. в странах благополучного Запада был достигнут очень высокий уровень жизни, улучшилось качество жизни населения, что привело к ценностному сдвигу к постматериальным потребностям: многие люди в странах Запада почувствовали, например, потребность приносить пользу людям, чувствовать одобрение окружающих. Этот качественный сдвиг был осознан как ценностный сдвиг постмодерна.

С этим культурным сдвигом постмодерна связана актуализация роли этики в жизни человека и общества, осознание необходимости развития социального капитала и обеспечения социального и экономического порядка (причем не только в рамках отдельных сообществ, но и человечества в целом). Эти тенденции еще более усилились в наше время.

В начале XXI в. в связи с процессами глобализации возрастают взаимосвязи, контакты и увеличивается взаимозависимость людей, а также появляются новые опасности, угрозы и риски, поэтому актуальность этики многократно возрастает. Меняется мир, меняется и расширяется предмет этики.

Ориентация на развитие индивидуального самосознания является основной и для современной этики во всех ее видах (социальная, прикладная, профессиональная, экологическая).

В разных культурах в ходе их исторического развития в силу самобытных традиций и обычаев сформировались свои системы ценностей и норм, мифов и преданий. Моральные и религиозные ценности разных культур не совпадают, что является причиной противоречий и конфликтов. Эти противоречия могут принимать глобальный характер, но главной ареной борьбы остается внутренний мир человека.

Теоретическая, прикладная, профессиональная этика

Традиционная этика существовала в двух формах - религиозной и философской. Религиозная этика, например этика христианства, содержит значительный нормативный контекст в виде заповедей, запретов и практических норм поведения, в том числе ритуального (соблюдение постов, праздников, выполнение обрядов и ритуалов разного рода - календарных, свадебных и пр.) Религиозная этика содержит также теоретическую часть, состоящую из догматов, учений, мифов, символов и преданий, обучение которым составляет основу религиозного воспитания и образования. Религиозная этика рассматривает те же проблемы, что и философская, но в контексте веры.

Собственно теоретическая этика возникла в античном обществе вместе с философией как сферой рационального мышления о мире и человеке. Специфика этики как науки в том, что она говорит о должном, т.е. о том, как должен поступать человек (о нравственных ценностях как целях бытия), каким должно быть общество, какими должны быть правила поведения (нормы).

Уже Аристотель понимал, что этика существенно отличается от физики или мтематики. Этика - знание особого рода. Он выделял три вида знания: теоретическое, практическое и этическое.

Теоретическое знание (эпистеме, или форма "созерцания вечных идей") характеризует такие науки, как математика, физика, биология.

Практическое знание (технэ) выступает в виде умения (строитель умеет строить дом, художник умеет писать картины, артист умеет изображать различные чувства, ремесленник умеет изготавливать товар, сапожник - шить сапоги и Т.Д.).

Этическое знание (фронесис) - это знание совершенно особого рода, которое заключается не столько в рассуждениях или умениях, сколько в правильном поведении, совершении добродетельных поступков, нравственном отношении к другому человеку, включающем милосердие и благожелательность. Например, юрист, вынося приговор, руководствуется не только знанием о совершенном преступлении, но также пониманием ситуации, способностью поставить себя на место другого человека (и преступника, и жертвы, и других людей), чувствами справедливости, милосердия, сопереживания и сострадания. Он знает, как надо было правильно поступить, т.е. он обладает не только знанием фактов, но также этическим знанием и пониманием ситуации.

Предметом традиционной этики является человек как нравственный индивид, проблемы борьбы добра и зла, добродетелей и пороков в его душе. Основная цель традиционной философской этики - развитие самосознания отдельного индивида, формирование его способности к нравственному и духовному самосовершенствованию. Как утверждает предание, еще Конфуций говорил, что человек, если он не развивается как культурное, нравственное существо, становится хуже животного; по отношению к таким людям государство имеет право применять самые жестокие наказания. Таким образом, уже конфуцианской этикой задавалось пространство формирования смысложизненных ориентиров и духовного развития: нижняя планка - неотвратимое жестокое наказание, верхняя планка - уважение, почет, высокий социальный статус благородного мужа.

Традиционная этика носила не только теоретический, но прежде всего нормативный (предписывающий) характер, так как теоретическое обоснование ценностей человеческого существования выступало одновременно и предписанием, нравственным требованием, нормой, например, теоретическое определение добродетели предполагало ее распространение, теории благодеяния способствуют распространению благотворительности. Ценность добра в том, чтобы стать добрым, счастья - чтобы стать счастливым, любви - чтобы научиться любить и быть любимым, справедливости - в ее практической реализации.

Главные достижения традиционной этики выражаются в ее нормативных программах. Выделяются такие программы, как этика удовольствия (гедонизм), этика счастья (эвдемонизм), этика опрощения (кинизм), этика созерцания, этика долга (стоики, Кант), этика любви и милосердия, этика сострадания (А. Шопенгауэр), этика пользы (утилитаризм), этика героизма, этика разумного эгоизма (утилитаризм), этика ненасилия (Л. Толстой, М. Ганди), этика благоговения перед жизнью (А. Швейцер) и др.

Не случайно этика как особый вид знания получила у Канта название практической философии. Если теоретический разум запутывается в противоречиях и антиномиях (что является, по мнению Канта, свидетельством его несовершенства), то практический разум достаточно легко эти антиномии разрешает, а именно: признает необходимость свободы воли, бессмертия души и существование Бога как необходимых условий существования морали.

Тем не менее традиционная этика содержит значительную теоретическую часть, включающую рассуждения о происхождении и природе нравственности, ее исторических формах и сущности, рассмотрение специфики морали, ее роли в жизни общества и индивида, структуры морального сознания, категории добра и зла, счастья, долга, верности, чести, справедливости, смысла жизни. Специфика этики заключается в том, что она никогда не была чистой теорией, но всегда содержала в равной пропорции теоретическую и практическую (нормативную) части.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Происхождение терминов "этика", "мораль", "нравственность". Особенности этических учений античной эпохи. Мораль как сфера общественной жизни. Развитие норм человеческого поведения в процессе развития общества. Духовная и практическая стороны морали.

    реферат , добавлен 07.12.2009

    Для чего нужна мораль? Религиозная мораль. Нравственные аспекты общественного поведения и активность личности. Становление морали и ее развитие. Сознание общественного долга, чувство ответственности, вера в справедливость.

    реферат , добавлен 03.10.2006

    Предмет этики. Функционирование морали. Этика - наука о морали и нравственности. Структура морали и ее элементы. Этические учения в истории религий. Этические представления в философии. Развитие этики в XX веке. Этические проблемы современности.

    книга , добавлен 10.10.2008

    Этика, мораль и нравственность. Моральное измерение личности и общества. Особенности функционирования морали. Ненасилие как категорический моральный запрет. Единство морали и многообразие нравов. Парадокс моральной оценки и морального поведения.

    курсовая работа , добавлен 20.05.2008

    Добро как этическая категория. Изучение основных принципов гуманистической этики. Справедливость в истории культуры и общества. Мораль - основной нормативный регулятор действий человека во всех сферах жизнедеятельности. Влияние морали на поведение людей.

    контрольная работа , добавлен 10.06.2015

    Предмет изучения этики. Происхождение и содержание понятий "этика", "мораль", "нравственность". Структура этического знания. Взаимосвязь этики с другими науками, изучающими мораль. Этические идеи Древнего мира. История этической мысли в Украине.

    шпаргалка , добавлен 06.12.2009

    Этика замкнутых и профессиональных систем. Основные категории профессиональной морали. Изучение норм профессиональной морали и определение на этой основе нравственных принципов деятельности сотрудников органах внутренних дел с учетом ее специфики.

    контрольная работа , добавлен 14.04.2014

    Этика - наука, изучающая нравственность и мораль – понятия близкие по значению, однако не являющиеся синонимами и имеющие различные значения, функции и выполняют отличные друг от друга задачи. Соотношение понятий "этика", "мораль", "нравственность".


    План
    ВВЕДЕНИЕ 3
    1. ЭТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ, НРАВСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В УПРАВЛЕНИИ И
    МЕНЕДЖМЕНТЕ. 4
    2. УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ, МЕНЕДЖЕРСКАЯ ЭТИКА: ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ. 7
    3. НРАВСТВЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА. ЦЕННОСТИ И НОРМЫ ЭТИКИ УПРАВЛЯЮЩЕГО.
    10
    4. ВЗАИМОСВЯЗЬ МОРАЛИ И ПРАВА В МЕНЕДЖМЕНТЕ. 14
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
    ЛИТЕРАТУРА 17
    Введение
    Этика - большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности,
    морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в
    соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности - в
    области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой
    целесообразности - в области культуры материальной.
    Можно привести массу примеров полного неуважения к окружающим, допускаемого
    людьми:
    сосед в театре или концертном зале широко и “навечно” положивший
    свои руки на оба подлокотника;
    человек в музее или на выставке, который спиной загораживает
    экспонаты от других посетителей;
    бесцеремонные сослуживцы, прерывающие важные деловые переговоры.
    Каждый из нас ежедневно встречается с десятками людей, имеет с ними самые
    разные, порою совсем непростые отношения. И подчас найти правильные, разумные
    и этичные по отношению к другому человеку решения возникающих конфликтов - не
    так-то легко.
    Этика же помогает изучать нравственное значение действий, мотивов,
    характеров. Этика, оставаясь серьёзной философской наукой, становится
    одновременно жизненной позицией как общества в целом, так и отдельных его
    членов.
    В настоящее время уделяется большое внимание изучению этики деловых
    отношений, бизнеса и управления с целью повышения уровня культуры этих
    отношений. Она занимается анализом взаимоотношений деловых партнёров с
    позиции толкования нравственных оценок причин успехов или неудач в какой-либо
    деятельности, в частности, в коммерческой и управленческой.
    Есть комплекс причин, вызвавших появление интереса к деловой этике и этике
    менеджмента в частности. Главная среди них - суммарный вред неэтичного,
    нечестного делового поведения, ощущаемый не только потребителями, но и
    производителями, деловыми партнёрами, сотрудниками, обществом в целом,
    превышение этого общественного вреда над индивидуальной или групповой
    выгодой.
    Российские и зарубежные исследователи сходятся во мнении о том, что
    современная Россия представляет собой систему, в которой одновременно
    происходит становление важнейших общественных подсистем: социально-
    экономической, политической, социокультурной. Все вместе они образуют особую
    переходную модель. Соответственно этому те этические нормы и принципы,
    которые имеют место в современной российской предпринимательской среде, также
    находятся в процессе становления и могут рассматриваться как переходные. Они
    представляют собой своеобразный синтез стереотипов поведения, перешедших из
    эпохи тоталитарной и авторитарной экономики, заимствований из западной
    деловой культуры и не вполне сформировавшихся правил, еще только
    складывающихся в процессе перехода к рыночной экономике.
    1. Этическое содержание, нравственные отношения в управлении и
    менеджменте.
    Хотя некоторые деловые люди придерживаются строгих моральных ценностей в
    повседневной жизни, динамика деловой жизни требует от них иметь
    дополнительные крепкие моральные принципы.
    В каждой профессии рождаются свои моральные «искушения», моральные «доблести»
    и «потери», возникают определенные противоречия, вырабатываются своеобразные
    способы их разрешения.
    Необходимость повышения качества этического сознания особенно очевидна в
    свете изменений в организации современного бизнеса:
    1. роста уровня корпоративности в настоящее время;
    2. информационной революции.
    Потребность введения современных производственных технологий часто
    равнозначна необходимости значительных экономических нововведений в работе
    крупных корпораций.
    Одним из недостатков невероятного роста современных корпораций является
    неизбежный рост бюрократических организационных структур внутри них. При этом
    возникает тенденция, типичная для бюрократических структур, ответственных за
    принятие решений, которая заключается в беспрекословном подчинении лицу,
    стоящему выше на иерархической лестнице. Эта тенденция приводит к тому, что
    серьезным образом подавляется инициатива. А это ставит массу этических
    проблем для лиц, ответственных за принятие решений внутри таких
    организационных структур, что также приводит к возникновению ситуаций, когда
    даже хорошие и честные люди совершают плохие и бесчестные поступки, хотя это
    делается для блага корпорации.
    Второе изменение в организации современного бизнеса – это информационная
    революция. Компьютер сконцентрировал информацию и сделал ее гораздо более
    доступной. С одной стороны, значительно больше людей во всем мире в настоящее
    время имеют самый широкий доступ к источникам информации. С другой –
    использование компьютера допускает массовую концентрацию сугубо личной
    информации о людях и об их привычках. Такой сбор и централизация подобной
    информации могут быть использованы, например, для лучшего осознания запросов
    и потребностей людей, или же узурпироваться узкими группами для использования
    этой важной информации в личных целях.
    Этические стандарты на рабочем месте существенно отличаются от общепринятых
    стандартов в обычной жизни.
    В процессе служебной деятельности люди часто вынуждены делать такие вещи,
    которые бы никогда не делали в обычных, бытовых условиях. Например,
    большинство никогда бы даже не подумали красть материалы для письма из чьего-
    либо дома. Однако очень часто уносят различные материалы со своего рабочего
    места для дальнейшего их использования в личных целях или отдают их членам
    своей семьи или друзьям.
    Но в организации, в которой мелкие хищения являются обычным делом, становится
    трудно провести границу между нормальным поведением сотрудников и такими
    сомнительными поступками, как, например, личные переговоры по телефону,
    предназначенному для деловых контактов, частные поездки работников за счет
    бюджета организации и т. д. Именно потому, что мелкие кражи кажутся всем
    столь тривиальными, крайне неудобным кажется всем и бороться с ними. Но как
    только такой порядок оказывается общепринятым, более трудной оказывается и
    борьба с проступками, которые по степени наносимого вреда оказываются гораздо
    более тяжкими. Со временем работники оказываются в таком положении, что уже
    не могут противостоять крупным растратам фондов, которые могли бы пойти на
    прибыль акционерам или же возвращены людям, на чьи деньги функционирует
    организация. Сокрытие истины является еще одним примером поведения, которое
    считается неправильным, но только не на рабочем месте.
    Некоторые неправильные поступки совершаются людьми в результате работы в
    деловой конкурентной среде. Часто работа в организации может заставить вести
    их себя таким образом, что в обычных условиях они бы сочли такое поведение
    неправильным. Например, критика результатов чужого труда приводит к
    многочисленным обидам, которых в обычных условиях стараются избежать. На
    работе, это, однако, может входить в служебные обязанности – критиковать,
    разбирать недостатки. Люди вынуждены скрывать какие-либо факты,
    выкручиваться, искать преимущества, причинять вред или игнорировать вред,
    причиняемый другим, или же молчать, когда видят различные несправедливые
    действия в отношении других людей.
    Ведение бизнеса в основном означает куплю и продажу товара с односторонней
    выгодой. Когда появляется возможность дать ложную информацию об объекте
    продажи, продавец не обязательно воспользуется этой возможностью, опасаясь
    санкций, заложенных в законодательстве. Однако сокрытие всей правды, в
    особенности той информации о продаваемом товаре, которая может заставить
    покупателя искать такой же товар в другом месте, просто не учитывается в
    такой «игре», как торговля. Из вышесказанного следует, что работа человека
    создает ситуации с необычными правилами поведения, которые существенно
    отличаются от правил, которые действуют при любых других контактах человека в
    обществе. Люди могут скрывать какие-либо факты и вне своего рабочего места,
    считая это правильным, например, скрыть какие-либо факты от знакомых для их
    же благополучия – чтобы не ставить их в неловкую ситуацию. Но при этом будут
    чувствовать себя в этой ситуации смущенными, если сделают это для достижения
    какой-то выгоды для себя.
    В отличие от этого, любой продавец будет чувствовать себя удовлетворенным,
    видя своего покупателя, который уезжает на бывшем в употреблении автомобиле,
    но проданном в качестве нового.
    Особенность бизнеса часто заключается в безразличии к нанесению вреда другим
    людям, что является нетипичным в обычных условиях. Продукция, производимая и
    продаваемая предпринимателями в условиях рыночной экономики, часто
    оказывается просто опасной для жизни и здоровья людей. Часто отмечалось, что
    в силу различных обстоятельств публика стремится приобрести такую продукцию,
    даже когда осознает этот риск. Но производители и продавцы отнюдь не
    стремятся предупреждать потенциальных покупателей о грозящей опасности, если
    их к этому не принуждает закон.
    Безразличие к нанесению вреда другим людям часто проявляется и при обращении
    с сотрудниками организации. По отношению к человеку, которого увольняют с
    работы, понижают в должности или которому снижают заработную плату,
    сочувствие со стороны исполнительного лица является просто непозволительной
    роскошью. В некоторых случаях такие действия выполняются с чувством
    неоспоримой уверенности и превосходства, без предоставления каких-либо
    объяснений, с осознанием того, что одного авторитета начальника достаточно
    для согласия подчиненного с любым действием шефа. Возможно, по закону этого и
    на самом деле достаточно, но по другим соображениям закон в этом случае не
    является абсолютно совершенным. С моральной точки зрения пренебрежение к
    вреду, причиняемому другим людям, является типом поведения, которое мы в
    обычных условиях называется неправильным.
    В рабочих условиях льстивость и интриганство могут считаться «умением
    работать с людьми». В обычных условиях, к человеку, который лестью
    располагает к себе других людей, чтобы потом использовать их для достижения
    своих целей, будут относиться как к человеку неискреннему. На рабочем же
    месте его назовут «способным маневрировать».
    Существование подобных явлений в мире бизнеса никто не будет оспаривать.
    2. Управленческая, менеджерская этика: понятие, значение и функции.
    Современный уровень развития науки и техники предъявляет высокие требования к
    уровню профессиональной подготовленности менеджера, специализирующегося в той
    или иной области. Кроме этого, любому менеджеру, независимо от сферы
    деятельности, будь то производство, коммерция, финансовое дело или шоу-
    бизнес, необходимо обладать навыками работы с персоналом, постоянно учитывать
    человеческий фактор в решении управленческих задач:
    - предвидеть, прогнозировать дальнейшее развитие, определять цели и
    разрабатывать стратегию и тактику их достижения;
    - организовывать деятельность предприятия (отдела, подразделения) в
    соответствии с его целями и предназначением, учитывая (согласовывая)
    материальные и социальные аспекты;
    - распоряжаться персоналом; - согласовывать (связывать, объединять, сочетать)
    все действия и усилия; - контролировать выполнение управленческих решений и
    распоряжений.
    Таковы функциональные задачи менеджмента в целом. А в частности, каждый
    уважающий себя менеджер обязан четко соблюдать нормы этики, принятые на
    фирме, в которой он работает. Приведем некоторые из них:
    при поступлении на работу, менеджер принимает на себя этическое и
    правовое обязательство не разглашать конфиденциальную или представляющую
    коммерческую тайну информацию, даже если в дальнейшем он примет решение уйти
    из фирмы. Аналогичным образом, если он ранее работал в иной организации, то
    должен осознавать, что не имеет права разглашать конфиденциальную информацию
    предыдущего работодателя.
    менеджер фирмы должен с полной отдачей работать на ее благо.
    Неэтично иметь посторонние деловые интересы, которые отвлекали бы
    существенную часть времени или внимания от выполнения должностных
    обязанностей в фирме или каким-либо иным образом отрицательно сказывались на
    деятельности фирмы.
    каждый менеджер обязан избегать внешних финансовых или иных
    связей, которые могли бы отрицательно сказаться на интересах фирмы, создать
    раздвоенность в его отношении к компании или ее интересам и препятствовать
    эффективному выполнению им служебных обязанностей, а также стать причиной
    возникновения конфликта интересов.
    ни при каких обстоятельствах не допускается принимать в связи с
    работой какие-либо приглашения на развлечения, путешествия, спортивные
    мероприятия, а также принимать подарки, билеты, оплаченный отдых, личные
    подношения в денежной форме и т. д. Действия такого рода могут быть расценены
    другими лицами как принятие определенного обязательства со стороны компании и
    вовлечь вас в конфликт интересов.
    менеджеры должны знать законы, которые регламентируют их
    деятельность, и выполнять их, используя все надлежащие средства, имеющиеся в
    распоряжении компании.
    Главные этические проблемы, которые при этом возникают следующие:
    сокрытие фактов и неверная информация в отчетах и при проведении
    проверок;
    неразумное завышение цен и прямой обман при проведении деловых
    переговоров;
    безоговорочное подчинение руководству, каким бы неэтичным и
    несправедливым оно ни оказалось;
    сознательное преувеличение преимуществ своего плана работы для
    получения поддержки;
    обман клиентов с целью получения выгоды для компании;
    перемещение по служебной лестнице по головам сослуживцев;
    принесение в жертву интересов других работников фирмы ради
    выполнения той или иной работы;
    производство продукции с сомнительными характеристиками по
    безопасности;
    создание союзов с сомнительными партнерами в надежде на счастливую
    случайность.
    Для того, чтобы соответствовать этим требованиям, менеджеру необходимо
    развивать ряд способностей и личностных черт руководителя, среди которых
    наиболее важными являются интеллект, уверенность в себе, честность,
    ответственность и здравый смысл.
    Сумма этих качеств позволяет в работе опираться не только на властные
    полномочия, положенные руководителю по должности, но и на неформальный
    авторитет, способный сыграть более важную роль в работе с людьми, особенно в
    налаживании атмосферы сотрудничества и формировании здорового морально-
    психологического климата в коллективе.
    Как отмечает известный специалист Джон Честара, любая деятельность человека
    требует использования его профессиональных, специальных знаний (ноу-хау) и
    умения контактировать с людьми, однако "для деятельности обычного рабочего
    необходимо, чтобы девяносто процентов приходилось на его ноу-хау и десять
    процентов на умение ладить с людьми. Для начальника среднего звена ноу-хау
    составляет семьдесят пять процентов деятельности, а умение ладить с людьми
    двадцать пять процентов.
    Начальство же, стоящее еще выше, в своей деятельности использует ноу-хау
    всего на двадцать процентов, зато на умение ладить с людьми здесь приходится
    уже восемьдесят процентов. Это означает, что чем выше мы поднимаемся по
    служебной лестнице, тем больше мы должны принимать во внимание ориентацию на
    людей и тем выше должно быть наше умение общаться с ними".
    Любой менеджер часто сталкивается с необходимостью принимать такие решения,
    которые ставят перед ним сложные этические проблемы, и в таких ситуациях
    менеджер не властен изменить что-либо: он вынужден принимать решения, в
    результате выполнения которых неизбежно пострадают люди; ему приходится идти
    на сделки, в которых приходится выбирать между равно необходимыми
    материальными ценностями и следованием устоявшимся моральным принципам; он
    оказывается в таком положении, что интересы его организации и цели работы
    входят в противоречие с личными нуждами конкретных служащих или потребителей.
    Примером этого может служить злоупотребление инвестициями, используя доходы и
    ресурсы для личного обогащения. Менеджеры, применяют много способов
    косвенного получения денег, которые по праву принадлежат акционерам. Наиболее
    часто употребляемый способ – мошеннические операции со статьями расходов.
    Другой общепринятый ход – завышение счета с последующей дележкой разницы
    между завышенной и реальной суммой счета с поставщиком. Наконец, существует
    практика продажи секретов фирмы конкуренту или использования внутрифирменной
    информации для игры на фондовой бирже.
    Менеджер должен помнить, что несет личную ответственность перед коллегами и
    компанией за содействие в устранении причин и обстоятельств, подрывающих
    такие условия и отрицательно сказывающихся на обстановке в коллективе.
    Можно привести некоторые нормы этичного поведения менеджера:
    не подавать и тени сомнения в своей добропорядочности, честности и
    добросовестности, особенно когда речь идет о повышении по служебной лестнице,
    премиях, достижении своих целей в карьере;
    относится с уважением к своему руководству, следуя тем
    общественным ценностям, которым служит;
    взять за правило относиться к людям так, как бы вы хотели, чтобы
    относились к вам;
    не хвастаться своими талантами, пусть ваша работа выявит их сама;
    беречь общественные деньги так же, как свои;
    ясно выражать свои взгляды на права других людей. Признавая данные
    права, не выходить за их границы;
    открыто извиниться перед всеми, если совершил ошибку;
    стараться, чтобы личные незначительные цели не главенствовали над
    профессиональными.
    Достаточное число людей, оказавшихся в двусмысленной деловой ситуации,
    сделают вывод, что то, что не запрещено, считается правильным – особенно если
    за определенные поступки их награждают. Высшие руководители, как правило,
    редко просят своих подчиненных делать то, что как знают обе стороны, является
    незаконным или неосторожным. Однако руководители компаний дают понять, что
    кое о чем они бы предпочли не знать.
    Иными словами, может показаться, что они случайно или преднамеренно
    дистанцируются от тактических решений, которые принимают их подчиненные,
    чтобы сохранить чистые руку в случае, если что-то пойдет насмарку. Зачастую
    они соблазняют амбициозных менеджеров намеками на то, то тех, кто достигнет
    желаемых результатов, ожидает хорошее вознаграждение, а способы, которыми им
    удастся достичь желаемой цели, не будут рассматриваться слишком строго.
    Служащие не должны предпринимать шагов, которые противоречат или могут
    рассматриваться как противоречие профессиональным обязанностям.
    3. Нравственные принципы менеджмента. Ценности и нормы этики управляющего.
    В деловом общении «сверху - вниз», т. е. в отношении руководителя к
    подчиненному, золотое правило этики можно сформулировать следующим образом:
    «Относитесь к своему подчиненному так, как вы хотели бы, чтобы к вам
    относился руководитель». Искусство и успех делового общения во многом
    определяются теми этическими нормативами и принципами, которые использует
    руководитель по отношению к своим подчиненным. Под нормами и принципами
    имеется в виду то, какое поведение на службе этически приемлемо, а какое –
    нет. Эти нормы касаются прежде всего, как и на основе чего отдаются
    распоряжения в процессе управления, в чем выражается служебная дисциплина,
    определяющая деловое общение.
    Без соблюдения этики делового общения между руководителем и подчиненным
    большинство людей чувствуют себя в коллективе дискомфортно, нравственно
    незащищено. Отношение руководителя к подчиненным влияет на весь характер
    и т.д.................