Меню Рубрики

Основные направления досуговой деятельности. Субъекты культурно-досуговой деятельности

Понятие "культурно-досуговая деятельность" вошло в научный оборот сравнительно недавно, с начала 80-х гг. Его появление явилось логическим следствием теоретического осмысления проблемы досуга, в частности, подхода к определению его сущности как одно го из видов человеческой деятельности.

Интенсивная разработка деятельностной концепции досуга началась в 50-60-х гг. Этому предшествовало сокращение в середине 30-х гг. в ряде западных стран рабочего дня и начавшееся в связи этим изучение бюджетов времени различных категорий населения.

Определенным импульсом послужило бурное развитие в послевоенные годы средств массовой коммуникации, появление телевидения, перевернувшие традиционные представления людей о досуге и способах своего поведения за пределами профессионального труда. В рамках данной концепции понятие "досуг" чаще всего рассматривается в системе близких по значению категорий "рабочего", "внерабочего" и "свободного времени". Человеческая деятельность является тем общим, что объединяет данные понятия, поскольку именно она выступает в качестве специфической формы проявления времени на уровне общественного бытия. Вместе с тем различия в функциональном отношении того или иного вида деятельности, их конкретное содержание дают основание провести между ними известные границы. "Рабочее время" и часть "внерабочего времени" или "необходимое внерабочее время" идентифицируется с "непреложными занятиями", которые включают в себя трудовую деятельность, дающую человеку необходимые средства к существованию, а также деятельность по организации собственного быта, способствующую восстановлению физических и психических сил человека, затраченных в сфере производства. Оставшееся за вычетом трудовых и бытовых занятий "свободное время" связывается с деятельностью нерегламентированной, добровольной, осуществляемой человеком под влиянием внутренних побуждений, стремлений, желаний. Именно такая деятельность, по мнению большинства ученых, составляет содержание досуга. Таким образом, "досуг", "досуговая деятельность", "свободное время" можно классифицировать как синонимичные, взаимозаменяемые понятия. "Досуг" приобретает реальный смысл лишь в том случае, если его антитезой является деятельность, вызванная необходимостью достижения практического, утилитарного результата, открывающая человеку возможность поддержать свою жизнь как биологического существа. В различных житейских ситуациях трудовая деятельность выражается в формах познавательной, художественной и любой другой деятельности. В качестве труда может выступать и учеба, если она направлена на подготовку человека к выполнению в будущем профессиональных обязанностей (например, обучение детей в школе, студентов в вузах, техникумах, колледжах и других средних специальных учебных заведениях, получение среднего образования в системе вечернего и заочного обучения и т.п.). Следует отметить, что употребление слова "досуг" в значении времени, свободного от работы, имеет глубокие исторические корни: оно было обусловлено особенностями образа жизни древних народов. Однако наиболее четко смысл понятия "досуг" как деятельности, противостоящей труду, проявился лишь в период индустриального и постиндустриального развития человеческих обществ в связи с выделением сферы производства в самостоятельную, жестко отграниченную от всех других область человеческой жизнедеятельности и втягиванием в ее орбиту больших масс людей.


Углубление научных исследований, изучение досуговой сферы на операциональном уровне правомерно выдвинули вопрос о более точной характеристике содержательного аспекта досуговой деятельности. На рубеже 70-80-х гг. в рамках философско-социологического подхода к анализу досуга обозначились альтернативные позиции. Одна из них сводилась к определению досуга как деятельности, предназначенной для интеллектуального, физического, социального развития и активного отдыха людей. В соответствии с другой при выделении параметров досуга следовало учитывать все многообразие занятий, осуществляемых человеком за пределами выполнения обязанностей в сфере труда, семьи и быта. Подчеркивалась разновекторность социальной направленности таких занятий: для одних людей они могут выступать как развивающие личность, для других - не развивающие. Западные социологи особенно фиксировали внимание на том, чтобы при характеристике досуга не выпускать из поля зрения явления антикультуры - различные виды отклоняющегося поведения: преступную деятельность, правонарушения, алкоголизм, наркоманию и т.п. Только при учете всего круга занятий, осуществляемых людьми за пределами рабочего и необходимого внерабочего времени, можно воспроизвести полную картину досуга.

Некоторой попыткой снять возникшее противоречие явился анализ феномена досуга с позиций общесоциологической теории культуры. При рассмотрении всей совокупности потребностей, удовлетворяемых в сфере досуга, делается акцент на культурных потребностях, являющихся побудительной силой для осуществления культурной деятельности, т.е. деятельности человека по производству, распространению, сохранению и потреблению ценностей духовной культуры. Для выделения данного направления досуговой деятельности из совокупности всех возможных в отечественных научных исследованиях стал употребляться термин "культурно-досуговая деятельность". В настоящее время рас ширяются теоретико-методологические исследования культурно-досуговой деятельности, уточняются их методы, отрабатывается понятийный аппарат.

В свете современных представлений понятие "культурно-досуговая деятельность" целесообразно рассматривать как видовое по отношению к более общему, родовому понятию "досуговая деятельность" ("досуг") и обладающее в связи с этим всеми присущими ему признаками: обозначаемая им деятельность является результатом свободного выбора занятий, не продиктована "внешней" необходимостью, осуществляется не с целью заработка. Вместе с тем данное понятие заключает в себе и специфические особенности. Культурно-досуговая деятельность направлена на освоение человеком мира культуры. Побудительным моментом для нее являются культурные потребности личности: в познании, творчестве, общении, общественно-политической и религиозной деятельности, спорте, туризме, различного рода игровых занятиях. Как любую человеческую деятельность, ее можно охарактеризовать с точки зрения субъекта, цели, средства, результата, самого процесса, а также механизмов ее осуществления - психологических компонентов, лежащих за пределами собственно деятельности: ценностных установок, ориентаций, мотивов. В культурно-досуговой деятельности проявляется осознанное отношение человека к природе и социальной жизни. Субъектом ее могут выступать слои, социальные и социально-демографические группы населения, отдельные индивиды. Содержание культурно-досуговой деятельности, виды занятий динамичны, изменяются на протяжении жизни поколений по мере накопления людьми опыта в освоении окружающего мира, развития техногенных процессов. Они обусловлены определенным типом культуры, сложившимся в конкретном человеческом сообществе, связаны с традициями, менталитетом, образом жизни отдельных народов.

Культурно-досуговая деятельность проявляется в различных формах. Эти формы могут быть классифицированы по разным основаниям:

1. По субъекту деятельности (культурно-досуговая деятельность в форме массовой, групповой или индивидуальной деятельности);

2. По месту осуществления деятельности (домашние и внедомашние формы культурно-досуговой деятельности);

3. По характеру организации деятельности (институциональные или общественно организованные и неорганизованные формы культурно-досуговой деятельности);

4. По наличию творческого элемента (активные и пассивные формы культурно-досуговой деятельности). Сегодня многие ученые сходятся во мнении о том, что такие виды занятий, как чтение книг, журналов, просмотр телепередач, посещение кинотеатров и др. относятся к пассивным формам культурно-досуговой деятельности, а любительские занятия, занятия художественным и техническим творчеством и т.п. - к активным.

Правомерно говорить о социальной роли культурно-досуговой деятельности. Культурно-досуговая деятельность конструктивна . Она обогащает духовный мир человека, формирует его личность, развивает эстетически, нравственно, физически. Культурно-досуговая деятельность способствует умножению духовной культуры (например, высокие образцы народного художественного творчества), содействует созданию культурной среды, положительно влияет на человеческие взаимоотношения.

Виды деятельности культурно-досугового направления СКД: празднично-обрядовый, повседневный. Объекты: театры, кинотеатры.

Структура досуга состоит из нескольких уровней, которые отмечаются друг от друга своей психологической и культурной значимостью, эмоциональной весомостью, степенью духовной активности.

Самый простой вид досуга - отдых. Он предназначен для восстановления затраченных во время работы сил и подразделяется на активный и пассивный. Пассивный отдых характеризуется состоянием покоя, которое снимает утомление и восстанавливает силы. Чем ты занят - не имеет значения, лишь бы можно было отвлечься, освободиться от напряжения, получить эмоциональную разрядку. Привычная простая деятельность дома вызывает настроение покоя. Это может быть простое соединение или летание, просмотр газет, настольная игра, непринужденная беседа, обмен мнениями, прогулка. Отдых такого рода не ставит перед собой далеко идущих целей он пассивен, индивидуален и содержит лишь зачатки позитивного досуга. И, тем не менее, такой отдых - неотъемлемый элемент жизни человека. Он служит подготовительной степенью к более сложной и творческой деятельности.

Активный отдых, напротив воспроизводит силы человека с превышением исходного уровня. Он дает работу мышцам и психическим функциям, которые не нашли применения в труде. Человек наслаждается движением, быстрой сменой эмоциональных воздействий, общением с друзьями. Активный отдых в отличие от пассивного, требует некоторого минимума свежих сил, волевых усилий и подготовки. К нему относят физкультуру, спорт, физические и психические упражнения, туризм, игры, просмотр кинофильмов, посещение выставок, театров, музеев, прослушивание музыки, чтение, приятельское общение.

Исследователи выделяют три основные функции активного отдыха:

Восстановительную;

Развития;

Гармонизации.

Первая обеспечивает человеку физиологическую норму здоровья и высокую работоспособность, вторая - развитие его духовных и физических сил, третья - гармонию души и тела. В общем, многие стороны личности могут быть развиты и усовершенствованы активным отдыхом, если инвалид обладает хорошо развитым умением отдыхать. Оно есть своего рода искусство, которое состоит в способности знать возможности своего организма и сделать выбор наиболее подходящих в данное время занятий.

Между работой и отдыхом социологи, психологи, экономисты установили прямую взаимосвязь. В культурно-досуговой деятельности также был проведен ряд исследований в этой области. Наиболее точными и плодотворными являются исследования Ю.А. Стрельцова, который считает «что любой вид свободной деятельности несет в себе как функцию восстановления сил, так и функцию развития знаний и способностей человека. Однако одна из этих функций является преобладающей, доминирующей: как вид деятельности, имеет свойство развивать человека либо преимущественно восстанавливать его силы»? конечно отдых и развлечения тесно переплетаются друг с другом, но есть и свои различия.

Традиционно «развлечениями» именуют такие виды деятельности в свободное время, которые дают возможность повеселиться, отвлекают от забот, доставляют удовольствие, т.е. развлечения всегда требуют активности в отличие от отдыха, как говорилось выше, который может быть пассивным или полупассивным. Еще уточним, в процессе отдыха человек восстанавливает свое физиологическое состояние, а развлечения необходимы для снятия психологических стрессов, перегрузок, переутомления. Следовательно, развлечения требуют особой эмоциональной нагрузки.

С активным отдыхом связана активизация духовных интересов, которые побуждают молодого человека к активным поискам в сфере культуры. Эти поиски стимулируют познавательную деятельность личности, состоящую в систематическом чтении серьезной литературы, посещения музеев, выставок. Если развлечение служит главным образом эмоциональной разрядке, то познание способствует расширению культурного кругозора, воспитанию чувств, и проявлению интеллектуальной активности. Этот вид досуга носит целенаправленный, систематический характер, это овладение миром культурных ценностей, которое раздвигает границы духовного мира молодой личности.

Познавательная деятельность приносит непосредственное удовлетворение и имеет самостоятельную ценность для человека. Здесь набирает силу самый серьезный способ проведения свободного времени, рассчитанный непосредственно не на потребление, а на созидание культурных ценностей - творчество. Потребность в творчестве глубоко свойственна каждому человеку, и тем более молодому. Творчество приносит высшее удовлетворение и одновременно является средством духовного совершенствования. Элемент творчества заключают в себе многие формы досуга, причем возможность творить открывается всем без исключения.

Ведь каждый человек способен к творчеству. Творческой может быть любая деятельность, если она увлекает, вбирает в себя лучшие душевные силы и способности человека. К творчеству относятся декоративно-прикладное, художественное и технические виды досугового творчества. К первому относят рукоделие, выпиливание, выжигание, чеканку, разведение домашних цветов, кулинарное творчество. Художественный вид творчества заключает в себе занятия литературной деятельностью, фольклором, живописью, сочинением музыки, песен, участие в художественной самодеятельности (сценическое творчество). Техническое творчество предполагает изобретательство, конструирование, рационализаторство.

Конечно, досуговое творчество, которое является по преимуществу любительским, не всегда достигает высшего, профессионального уровня, тем не менее, оно, выступая в качестве надежного средства, раскрытия таланта каждого человека, имеет большой общественный эффект.

В настоящее время в структуре современной культуры все большее место занимают увеселительные программы, различные шоу, которым отводится значительная роль в деле идейного, нравственного и художественного воспитания людей, организации их быта и досуга.

Популярными видами комплексных досуговых программ являются шоу-программы, пышное костюмированное сценическое действие с участием «звезд» (в небольших городах - местного значения), динамически яркое, насыщенное спецэффектами, зрелищное, несущее в себе сквозной сюжет с завязкой, кульминацией и развязкой.

Но существуют и другие эксклюзивные культурно-досуговые программы. В настоящее время они начинают пользоваться большой популярностью, и распространяется в следующих сферах:

Туризм и путешествия (занимает первое место по эксклюзивным культурно-досуговым программам);

Развлечения (второе место по эксклюзивным культурно-досуговым программам);

Также эксклюзивные культурно-досуговые программы существуют в сфере общения с природой.

Что касается туризма, путешествий и развлечений, в сотрудничестве с экскурсионными организациями многие туристические фирмы или частные предприниматели организуют различные виды мероприятий развлекательного и познавательного характера, как для индивидуальных туристов, так и группам.

Что касается сферы общения с природой, то здесь также существуют эксклюзивные культурно-досуговые программы, о которые десять лет назад человек мог только мечтать.

В настоящее время они начинают пользоваться большой популярностью, и распространяется в следующих сферах:

Туризм и путешествия;

Развлечения;

Общение с природой.

Жизнь подсказывает, что досуг всегда был интересным и привлекательным в зависимости от того, как он отвечал задачам комплексного воспитания, насколько организация свободного времени детей и подростков соединяла воедино наиболее популярные формы занятий: спорт, техническое и художественное творчество, чтение и кино, развлечения и игру. Сегодня, ввиду возвышения духовных потребностей молодых, роста уровня их образования, культуры, наиболее характерной особенностью детского и подросткового досуга является возрастание в нем доли духовных форм и способов проведения свободного времени, соединяющих развлекательность, насыщенность информацией, возможность творчества и познания нового. Такими «синтетическими» формами организации досуга стали Дома культуры, клубы по интересам, любительские объединения, семейные клубы, кружки художественного и технического творчества, дискотеки, молодежные кафе-клубы.

Организационные формы работы с подростками должны быть направлены на развитие их познавательных процессов и способностей. Важно отметить, что подростковый период развития характеризуется существенными изменениями всех сторон личности - психики, физиологии, взаимоотношений, когда подросток субъективно вступает в отношения с миром взрослых. Поэтому только дифференцированный подход в выборе тех или иных форм сможет обеспечить эффективность их воздействия. Ода из таких форм - художественная форма. Включает в себя сообщения о наиболее активных событиях, которые объединены по степени важности и преподносятся образно при помощи эмоциональных средств воздействия. К данной форме можно отнести - массовые представления, вечера отдыха, шоу - представления, зрелища, литературные вечера, творческие встречи с известными людьми.

Просветительские формы включают в себя лекции, беседы, диспуты, дискуссии. Подросток познаёт не только что-то новое, но и учится формировать свою точку зрения. Так, например, в подростковом возрасте очень волнуют ребёнка проблемы полового развития, и поэтому лекции, беседы на эту тему вызовут большой интерес.

В практике досуговой деятельности встречается такая форма, как познавательно-развлекательная. Она имеет большое значение для подросткового возраста. Именно в этот период меняется характер игровой деятельности, можно сказать, игра теряет свою "сказочность", "таинственность". На первый план выступает познавательная значимость игры.

Большой эффект дают формы, заимствованные с телевизионного экрана, например, познавательно - развлекательные игры "Брей - ринг", "Что? Где? Когда".

Наибольший интерес у подростков вызывает такая форма организации досуга, как дискотека-клуб. Существуют два вида дискотеки - просветительно-образовательные (дискотека-клуб) и танцевально- развлекательные (дискотека-танцплощадка). Если в первом случае преследуется чёткая цель, которая сопровождается какой-то тематикой, то вторая не имеет никакой цели. Так, создание диско-клуба способствует развитию музыкального вкуса.

Одним из чрезвычайно важных видов занятости свободного времени детей в современных условиях становится спортивно-оздоровительная деятельность в связи с тем, что состояние их здоровья в России вызывает особую тревогу. Формирование здорового образа жизни, включающего рационально построенный режим учёбы, отдыха, физические упражнения, объединённые в оптимальном режиме, правильное питание, закаливание, проведение гигиенических и психофизических мероприятий должны стать составным элементом деятельности каждого из социальных институтов.

В структуре свободного времени подростков достаточно специфическим видом деятельности является игровая деятельность, которая в содержательном плане рассматривается в части эмоционально- нравственной выраженности отношения личности происходящим событиям, в том числе и к самой себе. Игровой вид деятельности в содержательном отношении предполагает овладение опытом поведения социально активной личности. Именно поэтому, роль игровой деятельности в сфере свободного времени и досуга подростков чрезвычайно велика, так как она органично входит в общую систему деятельностного воспитания в сфере свободного времени. Она хорошо сочетается с другими видами деятельности, часто компенсируя то, что не обеспечивается ими. Обучение, культурный досуг, спорт, труд, игра, общение взаимно проникают друг в друга и составляют содержательную сторону образа жизни детей и подростков и их творческое развитие в сфере свободного времени и досуга.

Набирает силу самый серьезный способ проведения свободного времени, рассчитанный непосредственно не на потребление, а на созидание культурных ценностей - творчество. Элемент творчества заключают в себе многие формы досуга, причем возможности творить открываются всем без исключения. Но если иметь в виду собственно творческие формы досуга, то их суть состоит в том, что свое свободное время человек посвящает созданию чего-то нового.

Социально-культурное творчество - это сознательная, целенаправленная, активная деятельность человека или группы людей, направленная на познание, самосовершенствование и преобразование окружающей действительности, создание самобытных, оригинальных по замыслу духовных и материальных ценностей, полезных и необходимых человеку в его повседневной жизни и воспитании подрастающего поколения. Социально-культурное творчество направлено на самообразование, освоение социально-культурного опыта предшествующих поколений, на формирование культурной среды обитания, а также на совершенствование и создание новых форм общественных отношений. Социально-культурное творчество проявляется в самодеятельной и творческой инициативе личности.

Профессор Салахутдинов Р.Г. в своей книге “Социально-культурное творчество как эффективное средство формирования культурной среды” классифицирует социально-культурное творчество по следующим направлениям:

  • 1. Общественно-политическое самодеятельное творчество:
    • - правово-политической направленности;
    • - историко-культурный и экологической направленности;
    • - интернациональной дружбы;
    • - искусствоведческой, художественно-критической направленности;
    • - антивоенное движение;
    • - движение по защите прав потребителей;
    • - лоббистские организации и группировки;
    • -фанаты спортивные, популярных творческих коллективов и исполнителей;
    • - религиозной и экстремистской направленности и другие.
  • - служат каналом выражения интересов масс;
  • - выступают как школа политического воспитания;
  • - обуславливают сохранение органов государственной власти в сфере контроля общества;
  • - охрана памятников культуры, окружающей среды оказывают влияние на политическую власть.
  • 2. Производственно-техническое самодеятельное творчество :
    • - конструирование - постройка технических объектов с выполнением их проектов;
    • - моделирование, воспроизведение технических объектов по образцам в
    • - изучение устройства, принципов действия и приемов управления техническими объектами;
    • - изобретательство - техническое творчество на производстве, направленное на разработку новых принципов создания и применения техники;
    • - рационализаторство - техническое творчество, направленное на совершенствование используемой техники, технологии;
    • - любительство - техническое творчество, непосредственно не связанное с производством и профессиональной деятельностью человека;
    • - массово-техническое творчество - творческая деятельность народных масс происходящая в свободное время.
  • - ознакомить с достижениями НТП;
  • - развитие творческих способностей человека;
  • - воспитание культуры труда - потребности познания, творчества и созидательного труда;
  • - трудовое воспитание - бережное отношение к результатам своего труда и труда других людей;
  • - воспитание чувства гордости, патриотизма за достижения отечественной науки, техники и производства.
  • 3. Самодеятельное, художественное творчество :
    • - самодеятельность, направленная на фольклор и этнографическую культуру прошлого;
    • - художественная самодеятельность, ориентированная на профессиональное искусство;
    • - массово-художественная самодеятельность (музыкальная, танцевальная, театральная, изобразительная и другие);
    • - народно-художественные промыслы и ремесла;
    • - авторская самодеятельность;
    • - оригинальная самодеятельность, не имеющая аналогов ни в профессиональном искусстве, ни в фольклоре.
  • - общественная организация социокультурной деятельности масс по интересу во время досуга;
  • - реализация эстетических потребностей и художественные способности людей;
  • -организационно-педагогическое - воспитание нравственной и эстетической культуры подрастающего поколения;
  • -возрождение, сохранение и развитие национально-культурных традиций и народного творчества.
  • 4. Естественно-научное самодеятельное творчество :
    • - краеведение, природоведение;
    • - туристско-экскурсионная деятельность следопытов;
    • - садоводы, цветоводы, сбор целебных трав;
    • - изучение живой фауны;
    • - аквариумисты, рыболовы, голубеводы;
    • - любители астрономии, физики, математики, географии и т.д.
  • - экологическое просвещение;
  • - благоустройство, озеленение района, города;
  • - формирование умений и навыков рационального природопользования;
  • - воспитание любви и патриотизма к своему краю.
  • 5. Спортивное, физкультурно-оздоровительное самодеятельное творчество :
    • - туризм, альпинизм;
    • - легкая атлетика (бег, волейбол, баскетбол, футбол, хоккей и т.д.);
    • - гимнастика, фигурное катание, настольный теннис, бадминтон и другие;
    • - тяжелая атлетика (штанга, гири, гантели и прочее);
    • - шахматно-шашечный, нарды;
    • - йоги, оздоровительные клубы Иваново, моржи;
    • - фехтование, стрельба, плавание, водные лыжи.
  • - физкультурно-оздоровительное просвещение, популяризация спорта;
  • - воспитание физической культуры;
  • - пропаганда здорового образа жизни;
  • - подготовка и участие в соревнованиях, конкурсах, спортивных олимпиадах.
  • 6. Неординарные формы самодеятельного творчества :
    • - праздники: семьи, двора, улицы, города, КВНы, брейнринги и другие;
    • - конкурсы “Талантливая семья”, “Папа, мама и я - спортивная семья”;
    • - конкурсы красоты “Мисс Самара”, моделей одежды;
    • - коллекционно-собирательская деятельность (филофонисты, филателисты, нумизматы и другие);
    • - дни национальных культур, декады, выставки-ярмарки.
  • - популяризация культурных ценностей и субъектов культурной деятельности;
  • - вовлечение людей в социально-культурную практику;
  • - превращение пассивных потребителей культуры в активных

потребителей; активных - в распространителей; распространителей - в созидателей;

Формирование культуры быта.

Таким образом, достигается несколько результатов, которые Салахутдинов Р.Г. назвал предметными и воспитательными:

  • 1. Предметные - это культурные ценности, к которым относятся достижения в области художественного творчества, спорта и т.д.; культурная среда, т.е. культура быта, труда, производства.
  • 2. Питательные - это культура личности. Под ней подразумевают нравственную, эстетическую, физическую, экологическую, экономическую, правовую культуры и культуру общения.

Оба эти результата дополняют друг друга, делая процесс социализации более эффективным.

Анализ работы профессора Салахутдинова Р.Г. показал, что в нашей стране существует множество различных способов организации детского и подросткового досуга. Культурные центры здесь выступают как место концентрации социально-культурной деятельности личности в сфере досуга, где человек приобретает навыки самореализации, самоутверждения в творчестве, опыт досугового поведения. В настоящее время включены в практику новые, нетрадиционные формы развлечения, просвещения, общения и творчества детей и подростков, заложены основы для дальнейшего развития данной сферы деятельности.

Культурно-досуговая деятельность – это социально-культурологический процесс, способствующий свободному духовному и физическому совершенствованию личности на основе самодеятельного творчества, освоения ценностей культуры, общественно значимого общения, разумного и полноценного отдыха. Культура досуга личности – интегральное качество, отражающее потребность и умение индивида творчески, социально значимо реализовывать в условиях свободного времени собственные сущностные силы.

Признаки КДД:

1. Всякая досуговая деятельность протекает в свободное от обязательного труда время.

2. Продукты досуговой деятельности не могут иметь коммерческого характера, т. е. не могут быть включены в товарно-денежные отношения. Возможны случаи, когда продукты КДД продаются, хотя единичные акты купли-продажи не изменяют сути КДД. Но если подобные акты примут систематический характер, то КДД потеряет свою досуговую сущность и превратится в индивидуальную или групповую трудовую деятельность, которая, в отличие от деятельности досуговой, должна по закону облагаться налогом.

3. КДД, как правило, носит не профессиональный, а любительский характер, но иногда человек и на досуге продолжает заниматься своей профессиональной деятельностью, хотя и бесплатно, ради удовольствия. Профессия поглощает досуг. Иногда происходит обратное – досуговая деятельность (хобби) превращается в профессию.

4. КДД носит самоуправляемый характер, свободна от какого бы то ни было внешнего вмешательства в виде социального, педагогического или иного руководства и контроля. Здесь человек (или группа) сам должен быть полноценным и единственным субъектом своей деятельности и ее организации.

Уровни КДД:

l. Отдых, физическая активность.

2. Развлечения, игры.

3. Просвещение (самообразование).

    Творчество.

    Созерцание.

6. Праздники.

Функции КДД: информационно-просветительная, рекреационная, культурно-творческая, коммуникативная, развивающая, общения.

Таким образом, культурно-досуговая деятельность – это вид культурной деятельности, которая реализуется, как правило, в форме любительства в свободное время, является полностью самоуправляемой, а ее продукты имеют некоммерческий характер.

4. Сущность культурно-досуговой деятельности

Современная цивилизация достигла той степени развития, когда дальнейшее ее движение вперед стало полностью зависеть от проблемы совершенствования человека.

Деятельность учреждений культуры сегодня обретает особую актуальность и выдвигает их на ответственные рубежи организации досуга населения. Учреждение культуры может обеспечить широкий диапазон и универсальность содержания этой деятельности, создает условия развития личности. Гуманистическая направленность культурно-досуговой деятельности, воспитание потребности индивида во всестороннем развитии вступает в противоречие с рыночными отношениями, особенно в выборе форм проведения досуга и его содержании.

Культурно-досуговая деятельность всегда складывается в процессе активного освоения личностью общественных и производственных отношений и зависит от интересов и потребностей человека.

Понятие "досуг"" связано с достижением , способностью, возможностью человека проявить себя в свободное от работы время.

Досуг рассматривается как цель и способ удо­влетворения разнообразных потребностей, в том числе эстетических и художественных.

Если рассматривать досуг с позиций жизни общества, то он важен для стабилизации, снятия напряженности, предотвращения общественных конфликтов, укрепления солидарности, взаимосвязи поколений, общения, удовлетворения потребности личности в радости, удовольствии и т.д.

Культурно-досуговая деятельность является одним из важнейших средств реализации сущностных сил человека и оптимизации социаль­но-культурной среды, окружающей его. В культурно-досуговой деятель­ности, как правило, слитно присутствуют моменты преобразования, познания и оценки, так определяет это понятие В. Я. Суртаев.

Профессор Н.Ф. Максютин отмечает, что культурно-досуговая деятельность есть процесс создания, распро­странения и умножения духовных ценностей. Культурно-досуговая деятельность специализированная подсистема духовно-культурной жизни об­щества, функционально объединяющая социальные институты, "при­знанные обеспечить распространение духовно-культурных ценностей, их активное творческое освоение людьми в сфере досуга в целях формирования гармонично развитой, творчески активной личности.

Культурно-досуговая деятельность дополняет, гармонизирует жизнь человека с точки зрения физической, так и духовной.

Культурно-досуговая деятельность влияет на содержание общественного сознания как целостного отражения общественной жизни, ее материальных и духовных аспектов.

Только с учетом психологии личности и психологии групп, коллективов и массы людей можно говорить о содержательности культурно­-досуговой Объектом деятельности.

Культурно-досуговая деятельность имеет свое содержание, формы, средства, методы и инструменты интеллектуально­го и эмоционального воздействия на личность, группу или массу людей, стабильную и нестабильную аудиторию, разные социальные общности . Процесс функционирования культурно-досуговой деятельности в этом плане можно представить как взаимодействие двух тенденций: социализации и индивидуализации. Если первая состоит в присвоении индивидом своей социальной сущности, то вторая - в выработке у него индивидуального способа жизнедеятельности, благодаря которому он получает возможность развиваться согласно собственным природным задаткам и потребностям..

Современная теория рассматривает культурно-досуговую деятель­ность как

процесс, имеющий собственные функции, цели, средства, результат.

Культурно-досуговая деятельность как процесс, выражая суть и логику педагогического воздействия, выступает как связь объекта и субъ­екта.

Самым эффективным институтом в культурно-досуговой деятельности является учреждение культуры. В учреждениях культуры культурно-досуговая деятельность становится систематической и приобретает творческий характер.

С 50-х годов прошлого столетия начинается рост мемориальных праздников, праздников профессий, прославляющий труд, фестивали искусств, а так же новые достижения советского государства (покорение космоса, освоение целины и т.п.). Рост этот продолжался в период 60-80 годов, и достиг своей кульминации во время открытия Московской Олимпиады в 1980 году главный режиссер – И.М. Туманов, который в своей работе собрал все достижения сценарной культуры того времени.

Необходимо сказать еще и о том, что в 70-е годы появляются публикации, дающие определение сценарию как сложном образовании, требующее специальных умений и навыков.

В 80-х годах 20 века характеризуются большим количеством богатых. Ярких, талантливых и массовых постановок: 60-летия образования СССР, 40-летия Победы, Всемирный фестиваль молодежи и студентов.

На смену им в 90-х годах наблюдается повышенный интерес к традиционным, народным гуляниям, к церковным праздникам и фольклорным обрядам. Переходный период, слом советского государственного строя, духовная пустота отразились и на досуговой деятельности.

Известный исследователь Е.Г. Соколов пишет: «Во всех отношениях массовая культура для России ХХ – ХХI вв. – великое благо, может быть, величайшее из всех, когда-либо ниспосланных Богом на эту землю. Культурное напряжение, существующее сейчас в российском обществе, чревато последствиями. Необходимы страхующие системы разрядки, амортизаторы, механизмы снятия или переориентации импульсов противления. Масскульт – один из таких очень эффектных и прекрасно зарекомендовавших себя механизмов «социальной гармонизации». Он – гарант спокойствия и мира, довольства и благополучия, потому что «заботится о населении». И это правда. Приглядывается к человеку, руководит и направляет его каждый шаг, страхуя от неудач и подавленности. За мир приходится платить».

1.2 Виды и типы культурно-досуговой деятельности

Изучая виды и типы культурно-досуговой деятельности необходимо раскрыть основные понятия, которые будут необходимы в дальнейшем.

Свободное время – доля суток, которая остается в распоряжении человека после ночного сна, оздоровительные и санитарно-гигиенические нужды, трудовые функции, проезда к месту работы и обратно, приготовление пищи и ее употребления, приобретение вещей, воспитательные процессы.

Досуг – время, свободное от необходимого труда в сфере общественного производства и воспроизводства человеком жизненных функций.

Рекреация – восстановление.

Рекреационная активность – активность человека, соответствующая его потребностям, традициям культуры, поведенческим и оценочным стандартам социального окружения.

Рекреационный эффект – эффект, проявляющийся в чувстве бодрости и удовлетворения от проведенного отдыха в результате физиологического и психологического оздоровления, достижения душевного равновесия.

Культурно-досуговая деятельность – специфическая активность людей во время досуга, направленная на создание, воспроизведение, приумножение, передачу культурных ценностей.

Культурно-досугоая деятельность – целесообразно организованная и содержательно наполненная активность массы людей или конретной личности в свободное время.

Культура – целостный, устойчивый способ жизнедеятельности многих поколений конкретного сообщества.

Культура – высокий уровень владения людьми нормами, стандартами деятельности, закрепленной в той или иной области социальной практики

Культура – активное направление деятельности, аспект государственно практики, объект правого регулирования и т.д.

Досуговая деятельность – деятельность, развивающаяся в рамках культуры данного сообщества, организующаяся на основе общественно значимых норм и представлениях о художественно-эстетической активности и творчества в целом.

Культура досуга – проведение человеком свободного времени, сбалансированного по разным видам рекреационной, развивающей и развлекательной активности, наполненного социально-значимым смыслом и согласованно с традициями данного общества и его современными требованиями.

Цель досуга – представления о совокупном результате, которого хочет добиться человек в тех или иных досуговых занятиях.

Мотив досуга - не осознанная желание участвовать в той или иной досуговой деятельности, синтезирующее в себе потребности, рациональные цели, бессознательные влечения, неявные желания и комплексы человека.

Функции досуга – целостное предназначение и место в жизни.(компенсаторные, воспитательные, образовательные, рекреационно-оздоровительные, терапевтические

Культурный продукт – завершенная единица культурно-досугового производства (вещественные – книги, компакт-диски, кинофильмы и т.д., невещественные – нематериальные усилия, духовно-ценностные аспекты деятельности творческих работников).

Компоненты КДД:

1. субъекты деятельности:

· основные (самодеятельные, организованные)

· организаторы (руководящий состав профессиональных организаторов, профессионально-творческий состав работников искусства и СМИ, специалисты, исполнители производители услуг, вспомогательный персонал. Представители власти, предприниматели в области КДД)

2. культурно-исторические, художественные, духовные ценности.

3. товары культурного назначения.

4. природно-ландшафтные, биорастительные комплексы.

5. материально-технические средства.

Направления культурно-досуговой деятельности:

1. КДД, реализуемая человеком или группой лиц на основе этнонациональных традиций (участие в праздниках, гуляниях и т.п.)

2. Специально организованная КДД (с помощью организаторов, творческой группы, бизнес-структур, общественных организаций и т.д.)

Главные ценности культурно-досуговой деятельности:

1. воплощенные в прошлой культуре (народое искусство, фольклор, нравственные формы) в произведениях профессионального искусства, представляющие культурное наследие общества. – общенациональный уровень культурных ценностей, принадлежит всему народу, выступает источником духовного обогащения исторических поколений, нередко нуждается в правовой защите государства;

2. тяготеющие к государственным и общественным формам собственности, общественно значимы, часто коммерчески не выгодны, развивают личность, обеспечивают нормы общественного потребления культурных услуг всем слоям населения;

3. объекты негосударственной частной собственности коммерческого типа, выходят за пределы гарантированных культурных стандартов, основаны на коммерции, потребляются как индивидуально, так и массово, интегрируются в безубыточные виды культурно-досугового производства;

4. привлекательные и ценные для отдельных культурных или общественно-политических групп населения, значимы для отдельных этносов, религиозных сообществ, выступают объектами частной общественной собственности (авторское право, предметы личных коллекций и т.п.).

Типы КДД:

· Культурно-художественная.

· Образовательно-развивающая.

· Природно-рекреационная.

· Санаторно-оздоровительная и туристическая.

· Спортивно-зрелищная.

· Самодеятельно-любительская

· Зрелищно-развлекательная.

Все выше перечисленное определяет функции учреждений культуры и особенности их деятельности, определяющие и основную характеристику учреждения.

1.3 Основные направления и виды деятельности учреждений культуры

Субъектом и объектом деятельности учреждений культуры является личность. Деятельность учреждений должна быть направлена на процесс реализации сущностных сил личности, удовлетворения ее духовных потребностей.

Направления деятельности учреждений культуры:

1. Деятельность, связанная с гражданским воспитанием.

2. Деятельность, связанная с трудовым воспитанием.

3. Деятельность, связанная с дополнительным образованием.

4. Деятельность, связанная с эстетическим воспитанием.

5. Деятельность, связанная с рекреационной функцией.

6. Деятельность, связанная с экологическим воспитанием.

7. Деятельность, связанная с укреплением здорового образа жизни.

В досуговой деятельности человек реализует первичные, социальные и культурные потребности в той или иной доминантной постановке, поэтому содержание деятельности учреждений культуры должно включать в себя: непосредственные переживания, впечатления и состояния в конкретном досуговом занятии, осмысление субъектом и объектом воспринимаемой информации, художественных образов, оценку качества услуг.

Успешная деятельность определяется и реализацией человеком своих устремлений, воплощения жизненной позиции.

Одно из главных направлений деятельности учреждений культуры связанно с обращением и осмыслением профессионального искусства и народной культуры, знакомством с историческими памятниками и художественными шедеврами культуры народов мира.

Досуговая деятельность учреждений культуры должна формироваться на основе позитивных социально-психологических и межличностных контактов.

Типы учреждений культуры.

1. Дома и дворцы культуры. Проводит широкую культурно-досуговую деятельность среди населения, ведет большую работу по оказанию методической помощи всем учреждениям культуры района. Универсальное учреждение в организации досуга народа.

2. Парки культуры и отдыха – природные объекты познавательного и просветительского характера, имеющие возможности развлечений для эмоциональной разрядки и снятия утомления. Деятельность основана на платной основе, что дает возможность для самостоятельного хозяйственного развития.

3. Библиотеки – тип учреждений культуры, осуществляющих собирание книг и других печатных изданий, их специальную обработку, пропаганду и организующую массовую работу с читателями (сельские, районные, городские, областные, краевые, республиканские). Областная библиотека помимо названных функций выполняет разработку теоретических и методических вопросов библиотековедения и библиографии, осуществление научно-методического руководства всеми массовыми библиотеками.

Лекция 1.

ДОСУГ - часть внерабочего времени, которая остается после непреложных занятий (сон, питание, дорога на работу или учебу и обратно, бытовое самообслуживание и т. п.) и неразрывно связана с физическим и духовным развитием человека . Досуг охватывает учебу и самообразование, приобщение к культуре (чтение, посещение театра, музея, кино и т. п.), общественно-политическую активность, научно-техническое любительское творчество, художественно-эстетическую самодеятельность, занятия с детьми, общение по интересам и др. Досугом называется также деятельность, отношения, состояние ума. Определение досуга распадается на четыре основных группы.
1. Досуг как созерцание, связанное с высоким уровнем культуры и интеллекта; это состояние ума и души. В этой концепции досуг обычно рассматривается с точки зрения эффективности, с какой человек делает что-либо.
2. Досуг как деятельность - обычно характеризуется как деятельность не связанная с работой. Это определение досуга включает ценности самореализации.
3. Досуг, как свободное время, время выбора. Это время может быть использовано различным образом, причем оно может быть использовано для деятельности связанной с работой или не связанно с ней. Досуг рассматривается как время, когда человек занимается тем, что не является его обязанностью.

4. Досуг интегрирует три предыдущих концепции, стирает грань между «работой» и «не работой» и оценивает досуг в терминах описывающих человеческое поведение. Включает в себя понятия времени и отношения к времени.

Социальная ценность досуга в конкретно-исторической обстановке определенного общественного строя определяется его величиной (объемом), структурой и содержанием. В структуре и содержании досуга решающую роль играет соотношение “возвышенных” и “низменных” занятий. Плодотворное использование досуга человеком – важная задача общества, ибо, когда он осуществляет процесс своего досугового общения с искусством, техникой, спортом, природой, а так же с другими людьми, важно, чтобы делал он это рационально, продуктивно и творчески.
Так что же такое детский досуг ? До сих пор нет общепринятого определения этого понятия. Более того, в специальной литературе досуг имеет самые разнообразные определения и толкования. Досуг часто отождествляется со свободным временем, но свободное время есть у всех, а досугом обладает не каждый. Досуг способен объединить и отдых и труд. Большая часть досуга в современном обществе занята разными видами отдыха, хотя понятие «досуг» включает в себя и такие виды деятельности, как продолжение образования, общественная работа на добровольных началах. Досуг следует понимать как центральный элемент культуры, имеющий глубокие и сложные связи с общими проблемами работы, семьи, политики. Досуг является благоприятной почвой для испытания детьми, подростками и юношеством фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Досуг в существенной степени ответственен в части формирования характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и др. Досуг при известных обстоятельствах может стать важным фактором физического развития детей. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье. Досуг способствует выходу из стрессов и мелких беспокойств, и, наконец, досуг признается значительным орудием в предупреждении умственной отсталости и реабилитации умственно больных детей. Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь ребенку, подростку, юноше реализовать то лучшее, что в нем есть. Можно выделить реальный досуг (общественно полезный) и мнимый (асоциальный, личностно значимый) досуг. Реальный досуг никогда не находится в разрыве как с самой личностью, так и с обществом. Наоборот, это состояние деятельности, создание свободы из необходимых повседневных дел, время для отдыха, самоактуализации, развлечения.
Мнимый досуг-это, прежде всего насилие, любо над собой, либо над обществом, и как результат разрушение себя и общества. Мнимый досуг обусловлен неумением проводить свое время, это бесцельное времяпрепровождение, приводящее к асоциальным поступкам.
Можно вывести следующие основные характеристики досуга детей, подростков и юношества:

Досуг имеет ярко выраженные физиологический, психологический и социальный аспекты;

Досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;

Досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;
- досуг формирует и развивает личность;

Досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;

Досуг формирует потребность детей в свободе и независимости;

Досуг способствует раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков;

Досуг стимулирует творческую инициативу детей;

Досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности;

Досуг способствует формированию ценностных ориентаций;

Досуг детерминирован внутренне и внешне;

Досуг выступает как своеобразная «зона ограниченного вмешательства взрослых»;

Досуг способствует объективной самооценке детей;

Досуг формирует позитивную «Я- концепцию»;

Досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие;

Досуг способствует самовоспитанию личности;

Досуг формирует социально значимые потребности личности и нормы поведения в обществе;

Досуг- активность, контрастирующая с полным отдыхом;

Природе детского досуга чужда оппозиция «учебное время» - досуг (как часть внеучебного времени);

Детский досуг подразделяется на собственно досуг и полудосуг;

Детский досуг широк в своем понимании.

Таким образом, можно констатировать, что сущностью детско-юношеского досуга является творческое поведение (взаимодействие с окружающей средой) детей, подростков и юношества в свободной для выбора рода занятий и степени активности пространственно-временной среде, детерминированный внутренне(потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения) и внешне (факторами, порождающими поведение).