Меню Рубрики

Перечень профессий и должностей. Общероссийский классификатор профессий

Заполнение формы 57-Т. Код профессии по ОКПДТР

Вопрос: При заполнении Раздела 2 формы 57-Т столкнулась с тем, что директора и зам. директора нет в справочнике профессий. Как быть?Какой код профессии по ОКПДТР соответствует директору организации и Зам.директора образоват.организации. Директор -руководитель образовательной организации. Такого в справочнике нет.

Ответ: Выберете должность руководителя, которая наиболее соответствует профилю заведения:

21341 Директор (заведующий) внешкольного учреждения

21368 Директор (заведующий) дома (детского, отдыха, творчества и др.)

21541 Директор (заведующий) спортивного сооружения

21566 Директор территориального центра профессиональной ориентации молодежи

Для кодирования должности "заместитель директора" к выбранному коду директора добавьте код 03 . В ОКПДТР предусмотрены производные должности. В фасете 11 указан «Заместитель» (код позиции 03 фасета 11 Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94).

Обоснование

Постановление, Классификатор Госстандарта России от 26.12.1994 №№ 367, ОК 016-94

О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 (с изменениями на 1 августа 2012 года)

КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР
ПРОФЕССИЙ РАБОЧИХ, ДОЛЖНОСТЕЙ СЛУЖАЩИХ И ТАРИФНЫХ РАЗРЯДОВ ОК 016-94

Принят и введен в действие
Постановлением Госстандарта России
от 26 декабря 1994 г. № 367
с 1 января 1996 года

ВВЕДЕНИЕ

Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), являющийся составной частью Единой системы классификации и кодирования информации (ЕСКК) Российской Федерации, подготовлен в рамках выполнения государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики.

ОКПДТР разработан взамен Общесоюзного классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) 1 86 016.

Классификатор предназначен для решения задач, связанных с оценкой численности рабочих и служащих, учетом состава и распределением кадров по категориям персонала, уровню квалификации, степени механизации и условиям труда, вопросами обеспечения занятости, организации заработной платы рабочих и служащих, начисления пенсий, определения дополнительной потребности в кадрах и другими на всех уровнях управления народным хозяйством в условиях автоматизированной обработки информации.

Объектами классификации в ОКПДТР являются профессии рабочих и должности служащих.

ОКПДТР состоит из двух разделов:

Профессии рабочих;

Должности служащих.

Второй раздел - должности служащих - разработан на основе Единой номенклатуры должностей служащих, Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, действующих постановлений и других нормативных документов по вопросам оплаты труда с учетом наименований должностей, применяемых в экономике. Наименования должностей государственных служащих приведены в соответствии с Указами Президента Российской Федерации "О государственных должностях Российской Федерации" № 32 и "О реестре государственных должностей федеральных государственных служащих" № 33 от 11 января 1995 г.

Каждая позиция классификатора состоит из трех блоков:

Блока идентификации;

Блока наименования объекта классификации;

Информационного блока.

Блок идентификации построен с использованием серийно-порядковой системы кодирования объектов классификации. Идентификационный блок объекта классификации включает пять цифровых десятичных знаков и контрольное число.

Контрольное число рассчитано в соответствии с действующей Методикой расчета и применения контрольных чисел.

Структура кодового обозначения профессий рабочего (должности служащего) в классификаторе:

Х ХХХХ Х
контрольное число (КЧ)
серийно-порядковый номер объекта классификации
профессия
должность

(в редакции Изменения № 4/2003 ОКПДТР, утв. Госстандартом РФ)

Для кодирования профессии рабочего используются значения кода, соответствующие 1 или 3. Для кодирования должности служащего используются значения кода, соответствующие 2 или 4 (абзац введен Изменением 4/2003 ОКПДТР, утв. Госстандартом РФ, в ред. Изменения 5/2004 ОКПДТР, утв. Ростехрегулированием).

Блок наименования объекта классификации представляет собой унифицированную запись наименования конкретной профессии рабочего или должности служащего.

В каждом разделе наименования объектов классификации расположены в алфавитном порядке.

Информационный блок должностей служащих включает фасетные коды, соответствующие категории должности (один знак) и также определенным позициям ОКЗ (четыре знака). Три фасета характеризуют должности по следующим признакам:

производные должности - два знака, фасет 11;

Особенностью фасетов 11 и 12 является альтернативность их применения для различных должностей, так как в производных должностях не предусмотрены категории квалификации. Таким образом, в зависимости от должности выбирает фасет 11 или 12.

Пример кодирования по ОКПДТР должности заместителя начальника финансово-экономического отдела:

24695 1 1 1231 03,

где: 2 - должность;

4695 - начальник отдела (финансово-экономического и административного);

1 - контрольное число;

1231 - базовая группа по ОКЗ (Руководители финансово-экономических и административных подразделений и служб);

03 - производная должность - заместитель.

ДОЛЖНОСТИ СЛУЖАЩИХ

Код КЧ Наименование должности Код категории Код по ОКЗ

21341
1 Директор (заведующий) внешкольного учреждения 1 1210
<…>
21368 Директор (заведующий) дома (детского, отдыха, творчества и др.) 0 1210
<…>
21541 Директор (заведующий) спортивного сооружения 7 1210
<…>
21566 Директор территориального центра профессиональной ориентации молодежи 7 1210
<…>

ФАСЕТ 11. ПРОИЗВОДНЫЕ ДОЛЖНОСТИ

Код позиции фасета Наименование позиции фасета
01 Вице -
02 Первый заместитель руководителя
03 Заместитель
04 Главный
05 Ведущий
06 Старший
07 Младший
08 Сменный
09 Первый
10 Второй
11 Третий
12 Четвертый
13 Помощник руководителя и специалиста
14 Старший помощник
15 Первый помощник
16 Второй помощник
17 Третий помощник
18 Четвертый помощник
19 Пятый помощник
20 Сменный помощник
21 Групповой
22 Бригадный
23 Районный
24 Участковый
25 Горный

Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (сокращ. ) - составная часть Единой системы классификации и кодирования информации (ЕСКК) Российской Федерации подготовлен в рамках выполнения Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учёта и статистики.

История принятия ОКПДТР

ОКПДТР был принят постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 года № 367) и введён в действие с 1 января 1996.

В ОКПДТР неоднократно вносились изменения (23 декабря 1996 г., 10 июня 1999 г., 29 декабря 2003 г.).

Предназначение

Классификатор предназначен для решения задач, связанных с оценкой численности рабочих и служащих, учётом состава и распределением кадров по категориям персонала, уровню квалификации, степени механизации и условиям труда, вопросами обеспечения занятости, организации заработной платы рабочих и служащих, начисления пенсий, определения дополнительной потребности в кадрах и другими на всех уровнях управления народным хозяйством в условиях автоматизированной обработки информации.

Объектами классификации в ОКПДТР являются профессии рабочих и должности служащих.

Структура

ОКПДТР состоит из двух разделов:

  • профессии рабочих;
  • должности служащих.

Первый раздел - профессии рабочих - включает профессии рабочих в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС), а также профессии рабочих, права и обязанности которых предусмотрены в уставах, специальных положениях и соответствующих постановлениях, регламентирующих состав профессий в отраслях экономики.

Второй раздел - должности служащих - разработан на основе Единой номенклатуры должностей служащих, Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, действующих постановлений и других нормативных документов по вопросам оплаты труда с учётом наименований должностей, применяемых в экономике. Наименования должностей государственных служащих приведены в соответствии с Указами Президента Российской Федерации «О государственных должностях Российской Федерации» № 32 и «О реестре государственных должностей федеральных государственных служащих» № 33 от 11 января 1995 г.

Каждая позиция классификатора состоит из трёх блоков:

  • блока идентификации;
  • блока наименования объекта классификации;
  • информационного блока.

Блок идентификации построен с использованием серийно-порядковой системы кодирования объектов классификации. Идентификационный блок объекта классификации включает пять цифровых десятичных знаков и контрольное число.

Контрольное число рассчитано в соответствии с действующей Методикой расчета и применения контрольных чисел.

Структура кодового обозначения профессии рабочего (должности служащего) в классификаторе:

Блок наименования объекта классификации представляет собой унифицированную запись наименования конкретной профессии рабочего или должности служащего.

В каждом разделе наименования объектов классификации расположены в алфавитном порядке.

Информационный блок профессий рабочих включает фасетные коды, характеризующие соответствие профессии рабочего номеру выпуска ЕТКС (два знака) и определённым позициям Общероссийского классификатора занятий (ОКЗ) ОК 010-93. Последний фасет указывает на базовую группу занятий по ОКЗ и включает четыре знака.

Кроме того, в информационный блок ОКПДТР входят семь фасетов, характеризующих профессии рабочих по следующим признакам:

виды производств и работ в соответствии с выпусками ЕТКС - два знака, фасет 01;

тарифные разряды - один знак, фасет 02;

формы и системы оплаты труда - два знака, фасет 04;

условия труда - один знак, фасет 05;

степень механизации труда - один знак, фасет 06;

производные профессии - один знак, фасет 07.

Пример кодирования по ОКПДТР профессии токаря:

19149 6 02 7223 5 12 1 2,

где: 1 - профессия;

9149 - токарь;

6 - контрольное число;

02 - 2-й выпуск ЕТКС;

7223 - базовая группа по ОКЗ (Станочники на металлообрабатывающих станках, наладчики станков и оборудования);

5 - 5-й тарифный разряд;

12 - сдельно-премиальная система оплаты труда;

1 - нормальные условия труда;

2 - рабочий, выполняющий работу при помощи машин и механизмов.

Фасет 07, характеризующий степень квалификации рабочих (старший, помощник), применяют для различных профессий в соответствии с действующими нормативными документами.

Информационный блок должностей служащих включает фасетные коды, соответствующие категории должности (один знак) и также определённым позициям ОКЗ (четыре знака). Три фасета характеризуют должности по следующим признакам:

производные должности - два знака, фасет 11;

Особенностью фасетов 11 и 12 является альтернативность их применения для различных должностей, так как в производных должностях не предусмотрены категории квалификации. Таким образом, в зависимости от должности выбирают фасет 11 или 12.

Пример кодирования по ОКПДТР должности заместителя начальника финансово-экономического отдела:

24695 1 1 1231 03,

где: 2 - должность;

4695 - начальник отдела (финансово-экономического и административного);

1 - контрольное число;

1231 - базовая группа по ОКЗ (Руководители финансово-экономических и административных подразделений и служб);

03 - производная должность - заместитель.

Между объектами классификации ОКПДТР и ОКЗ установлены связи, позволяющие относить каждый объект ОКПДТР к соответствующей группировке ОКЗ. В общем случае каждая профессия рабочего или должность служащего может быть однозначно отнесена к определенной группе занятий. Однако в связи с тем, что понятия «занятие», «профессия», «должность» различны, в отдельных случаях, чтобы установить однозначную связь ОКПДТР с ОКЗ, необходимо использовать пояснения к группировкам ОКЗ. Указанные пояснения следует также использовать при кодировании производных профессий рабочих и должностей служащих.

Состав и последовательность расположения фасетов информационного блока определяются спецификой конкретных задач, решаемых с помощью классификатора.

В информационном блоке в качестве дополнительных признаков могут быть использованы также коды и наименования других общероссийских классификаторов технико-экономической информации.

В ОКПДТР принята следующая форма расположения материала: в разделе «Профессии рабочих»

в разделе «Должности служащих»


4-е издание, дополненное
(утв. постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. N 37)

С изменениями и дополнениями от:

21 января, 4 августа 2000 г., 20 апреля 2001 г., 31 мая, 20 июня 2002 г., 28 июля, 12 ноября 2003 г., 25 июля 2005 г., 7 ноября 2006 г., 17 сентября 2007 г., 29 апреля 2008 г., 14 марта 2011 г., 15 мая 2013 г., 12 февраля 2014 г., 27 марта 2018 г.

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих является нормативным документом, разработанным Институтом труда и утвержденным постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. N 37. В настоящее издание включены дополнения, внесенные постановлениями Минтруда России от 24 декабря 1998 г. N 52 , от 22 февраля 1999 г. N 3 , от 21 января 2000 г. N 7 , от 4 августа 2000 г. N 57 , 20 апреля 2001 г. N 35 , от 31 мая 2002 г. и от 20 июня 2002 г. N 44 . Справочник рекомендован для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики независимо от форм собственности и организационно-правовых форм в целях обеспечения правильного подбора, расстановки и использования кадров.

Новый Квалификационный справочник призван обеспечить рациональное разделение труда, создать действенный механизм разграничения функций, полномочий и ответственности на основе четкой регламентации трудовой деятельности работников в современных условиях. Справочник содержит новые квалификационные характеристики должностей служащих, связанные с развитием рыночных отношений. Все ранее действовавшие квалификационные характеристики пересмотрены, в них внесены существенные изменения в связи с осуществляемыми в стране преобразованиями и с учетом практики применения характеристик.

В квалификационных характеристиках проведена унификация нормативов регламентации труда работников для обеспечения единого подхода к подбору персонала соответствующей квалификации и соблюдения единых принципов тарификации работ, основанных на их сложности. В Квалификационных характеристиках учтены новейшие законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации.

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих

Общие положения

1. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (технических исполнителей) предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом на предприятиях*(1) , в учреждениях и организациях различных отраслей экономики независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности.

Квалификационные характеристики, включенные в настоящий выпуск Справочника, являются нормативными документами, предназначенными для обоснования рационального разделения и организации труда, правильного подбора, расстановки и использования кадров, обеспечения единства при определении должностных обязанностей работников и предъявляемых к ним квалификационных требований, а также принимаемых решений о соответствии занимаемым должностям при проведении аттестации руководителей и специалистов.

2. В основу построения Справочника положен должностной признак, поскольку требования к квалификации работников определяются их должностными обязанностями, которые, в свою очередь, обусловливают наименования должностей.

Справочник разработан в соответствии с принятой классификацией служащих на три категории: руководителей, специалистов и других служащих (технических исполнителей). Отнесение служащих к категориям осуществляется в зависимости от характера преимущественно выполняемых работ, составляющих содержание труда работника (организационно-административные, аналитико-конструктивные, информационно-технические).

Наименования должностей служащих, квалификационные характеристики которых включены в Справочник, установлены в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК-016-94 (ОКПДТР), введенным в действие с 1 января 1996 г.

3. Квалификационный справочник содержит два раздела. В первом разделе приводятся квалификационные характеристики общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и других служащих (технических исполнителей), широко распространенных на предприятиях, в учреждениях и организациях, прежде всего производственных отраслей экономики, в том числе находящихся на бюджетном финансировании. Второй раздел содержит квалификационные характеристики должностей работников, занятых в научно-исследовательских учреждениях, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организациях, а также редакционно-издательских подразделениях.

4. Квалификационные характеристики на предприятиях, в учреждениях и организациях могут применяться в качестве нормативных документов прямого действия или служить основой для разработки внутренних организационно-распорядительных документов - должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также их прав и ответственности. При необходимости обязанности, включенные в характеристику определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями.

Поскольку квалификационные характеристики распространяются на работников предприятий, учреждений и организаций независимо от их отраслевой принадлежности и ведомственной подчиненности, в них представлены наиболее характерные для каждой должности работы. Поэтому при разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-технических условиях, и устанавливаются требования к необходимой специальной подготовке работников.

В процессе организационно-технического и экономического развития, освоения современных управленческих технологий, внедрения новейших технических средств, проведения мер по совершенствованию организации и повышению эффективности труда возможно расширение круга обязанностей работников по сравнению с установленными соответствующей характеристикой. В этих случаях без изменения должностного наименования работнику может быть поручено выполнение обязанностей, предусмотренных характеристиками других должностей, близких по содержанию работ, равных по сложности, выполнение которых не требует другой специальности и квалификации.

5. Квалификационная характеристика каждой должности имеет три раздела.

В разделе "Должностные обязанности" установлены основные трудовые функции, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить оптимальную специализацию служащих.

В разделе "Должен знать" содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и нормативных правовых актов, положений, инструкций и других руководящих материалов, методов и средств, которые работник должен применять при выполнении должностных обязанностей.

В разделе "Требования к квалификации" определены уровень профессиональной подготовки работника, необходимой для выполнения предусмотренных должностных обязанностей, и требования к стажу работы. Уровни требуемой профессиональной подготовки приведены в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании".

6. В характеристиках должностей специалистов предусматривается в пределах одной и той же должности без изменения ее наименования внутридолжностное квалификационное категорирование по оплате труда.

Квалификационные категории по оплате труда специалистов устанавливаются руководителем предприятия, учреждения, организации. При этом учитываются степень самостоятельности работника при выполнении должностных обязанностей, его ответственность за принимаемые решения, отношение к работе, эффективность и качество труда, а также профессиональные знания, опыт практической деятельности, определяемый стажем работы по специальности, и др.

7. В Справочник не включены квалификационные характеристики производных должностей (старших и ведущих специалистов, а также заместителей руководителей подразделений). Должностные обязанности этих работников, требования к их знаниям и квалификации определяются на основе содержащихся в Справочнике характеристик соответствующих базовых должностей.

Вопрос о распределении должностных обязанностей заместителей руководителей предприятий, учреждений и организаций решается на основании внутренних организационно-распорядительных документов.

Применение должностного наименования "старший" возможно при условии, если работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями. Должность "старшего" может устанавливаться в виде исключения и при отсутствии исполнителей в непосредственном подчинении работника, если на него возлагаются функции руководства самостоятельным участком работы. Для должностей специалистов, по которым предусматриваются квалификационные категории, должностное наименование "старший" не применяется. В этих случаях функции руководства подчиненными исполнителями возлагаются на специалиста I квалификационной категории.

Должностные обязанности "ведущих" устанавливаются на основе характеристик соответствующих должностей специалистов. Кроме того, на них возлагаются функции руководителя и ответственного исполнителя работ по одному из направлений деятельности предприятия, учреждения, организации или их структурных подразделений либо обязанности по координации и методическому руководству группами исполнителей, создаваемыми в отделах (бюро) с учетом рационального разделения труда в конкретных организационно-технических условиях. Требования к необходимому стажу работы повышаются на 2-3 года по сравнению с предусмотренными для специалистов I квалификационной категории. Должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации заместителей руководителей структурных подразделений определяются на основе характеристик соответствующих должностей руководителей.

Квалификационные характеристики должностей начальников (заведующих) отделов служат основой при определении должностных обязанностей, требований к знаниям и квалификации руководителей соответствующих бюро, когда они создаются вместо функциональных отделов (с учетом отраслевых особенностей).

8. Соответствие фактически выполняемых обязанностей и квалификации работников требованиям должностных характеристик определяется аттестационной комиссией согласно действующему положению о порядке проведения аттестации. При этом особое внимание уделяется качественному и эффективному выполнению работ.

9. Необходимость обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности выдвигает проблемы охраны труда и окружающей среды в число неотложных социальных задач, решение которых непосредственно связано с соблюдением руководителями и каждым работником предприятия, учреждения, организации действующих законодательных, межотраслевых и других нормативных правовых актов по охране труда, экологических стандартов и нормативов.

В связи с этим должностными обязанностями служащих (руководителей, специалистов и технических исполнителей) наряду с выполнением функций, предусмотренных соответствующей квалификационной характеристикой должности, предусмотрено обязательное соблюдение на каждом рабочем месте требований по охране труда, а должностными обязанностями руководителей - обеспечение здоровых и безопасных условий труда для подчиненных исполнителей, а также контроль за соблюдением ими требований законодательных и нормативных правовых актов по охране труда.

При назначении на должность необходимо учитывать требования к знанию работником соответствующих стандартов безопасности труда, экологического законодательства, норм, правил и инструкций по охране труда, средств коллективной и индивидуальной защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов.

10. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных требованиями к квалификации, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

ОКПДТР — Общероссийский классификатор профессий, должностей, тарифных разрядов.

Что такое ОКПДТР

По сути, представляет собой справочник с кодами, определяющий принадлежность трудящегося к какой-либо группе. Введен был в 1994 г. вместо Общесоюзного классификатора специальностей (ОКС). Необходимость замены старого документа обоснована изменениями в экономике, производственной среде. Это послужило средством достижения согласованности стандартов российского учета и статистики с международными.

Код содержит информацию о:

  • принадлежности работника к рабочим или служащим;
  • характере выполняемых им работ;
  • применяемых тарифах;
  • уровне квалификации;
  • способе выплат;
  • степени тяжести и вредности работы;
  • уровне автоматизации рабочего места;
  • категории должности;
  • месте штатной единицы в иерархии.

Задачи классификатора

  1. Сбор и обобщение сведений о всех профессиях и должностях, имеющихся на территории РФ в единую структуру.
  2. Создание статистического отчета о состоянии рынка труда.
  3. Оценка состояния рабочей силы по степени квалификации.
  4. Анализ условий труда и заработной платы.
  5. Учет количества работников, занятых в разных сферах деятельности.
  6. Интеграция в мировую статистическую систему.
  7. Выявление среднего образовательного уровня для создания условий к переподготовке, повышению профессионального уровня кадров.
  8. Обеспечение корректности внесения наименования должностей и профессий в документы при приеме на работу персонала.

Где и кем применяется

Используется в производственной среде, везде, где принимаются в штат рабочие и служащие. Присваивают его сразу при приеме на работу. Код отражается в документах бухгалтерии и отдела кадров. Наиболее часто используют его в таких случаях:

  1. При составлении документов: трудового договора, личной карточки Т-2, приказа на увольнение, вступление в должность. В них вносится ОКПДТР.
  2. Для принятия решений о выплате компенсаций, применении льгот.
  3. Определение наименования будущей должности, исходя из ее характеристик.
  4. Занесение должности в штатное расписание.
  5. Предоставление отчетов о начислениях в пенсионный фонд.
  6. Назначение пенсии за выслугу.

Из каких разделов и блоков состоит

Классификатор разделен на два основных раздела:

  • по рабочим;
  • по служащим.

К рабочим относятся сотрудники, занятые непосредственно в производстве. Они выполняют работу, результатом которой является реальный продукт. Местом работы может быть цех, мастерская, строящийся дом и т. п. Оно обычно оборудовано большим количеством технических средств, инвентаря, предназначенных для работы с материалами. Главный ресурс в труде рабочего – физическая сила и крепкое здоровье. Оплата для многих профессий сдельная. Рабочее время зависит от характера деятельности. Может устанавливаться в любое время суток. Например, строительство дорог проводится в ночное время. Наличие высшего образования для таких работ не требуется.

Служащие – это административный персонал. К ним относятся бухгалтера, менеджеры, секретари, любые другие специалисты офиса и руководящий состав. Они работают с информацией. Главные ресурсы служащего – интеллект, знания, профильное образование. Рабочее место оборудовано телефоном, компьютером, факсом на столе. График работы четко оговоренный, устанавливается один раз, при приеме на работу, фиксируется в трудовом договоре. Время работы дневное. На должности служащих принимают после окончания вуза.

Три блока в позициях классификатора

  1. Идентифицирующий. Представляет собой составной код, включающий в себя пять цифр подряд, составляющих номер и одну отдельно – контрольное число. В первой зашифрована информация о профессии или должности. Последующие четыре – просто порядковый номер в реестре. Контрольное число определяется исходя из унифицированной методики для его расчета.
  2. С названием объекта. Каждому коду соответствует наименование должности или профессии. Оно подлежит использованию именно в таком виде, в котором дано, и не может изменяться в организации, его использующей по желанию. Названия расположены по алфавиту.
  3. Информационный. В нем находятся коды, называемые фасетными. Они обозначают соответствие кода профессии кодам тарифов по ЕТКС и кодам старого классификатора ОКЗ.

Фасетные коды отражают такие признаки и особенности профессий:

  • 01 – разновидности работ и производственной деятельности;
  • 02 – разряды тарифов;
  • 03 – уровни квалификации;
  • 04 – условия выплат за труд;
  • 05 – трудовые условия;
  • 06 – оснащение оборудованием;
  • 07 – профессии в производстве.

Обязательно ли применять ОКПДТР

Необходимость применения классификатора относительно конкретной штатной единицы находится в прямой зависимости от условий, закрепленных в трудовом договоре. А обязательные составляющие этого вида договора регулируются нормами ст. 57 ТК РФ. В соответствии со статьей он должен включать сведения о трудовой функции работника:

  • перечень конкретных задач, обязательных к выполнению на должности;
  • работу, ;
  • специальность;
  • профессию;
  • квалификацию.

Если нормы федерального законодательства предусматривают льготные условия, компенсационные выплаты, ограничивающие факторы для определенной должности или профессии, их наименования должны использоваться в неизменном виде, в соответствии с ОКПДТР или иными справочниками и положениями Правительства РФ, содержащими стандарты. Обязательными условиями, например, могут быть:

  • пенсия;
  • наличие вредности или тяжелых работ;
  • дополнительный отпуск;
  • включение разряда по тарифам в отношении работников;
  • применение тарифов относительно работ.

Случай из судебной практики

Господин Н. работал по трудовому договору механиком. В фирме произошли изменения, и по решению руководства отдел Н. переименовали, договоры с сотрудниками перезаключили. Н. был ознакомлен с новой должностной инструкцией под роспись, но не был согласен с нововведениями, касающимися его должности. Не устраивало то, что работая механиком, кроме прежних обязанностей, от него требовали выполнять еще и функции уборщика, охранника. Документально требования были зафиксированы в должностной инструкции. Выражал недовольство в устной форме. Начальство не приняло его точку зрения. Н. подал иск в суд, так как считал, что требования руководства не соответствуют установленным в ОКПДТР характеристикам по должности механика.

Суд не удовлетворил иск, объяснив это тем, что ст. 8 ТК РФ позволяет организациям самостоятельно разрабатывать внутренние нормативные документы.

Должностная инструкция относится к внутренним нормативным актам. Есть правила Госстандарта, на которые стоит опираться при создании документа. Но законодательством не установлено жестких правил ее разработки. Поэтому работодатель имеет право вносить нормы на свое усмотрение, с учетом специфики деятельности фирмы и требований к должности.

Стандарты ОКПДТР в ряде случаев имеют рекомендательный характер. Если исходя из особенностей деятельности нет в них необходимости, за неиспользование наказаний не предусмотрено. Моменты, при которых положения классификатора должны быть учтены обязательно, установлены законодательно на федеральном уровне.

В законодательстве РФ принят ряд нормативных актов, устанавливающих порядок классификации рабочих профессий, а также должностей служащих. В чем заключается предназначение данных источников права? Какие из них относятся к самым востребованным на российских предприятиях?

9149 — данная цифра показывает, что речь идет о профессии токаря;

6 — данная цифра представляет собой контрольное число;

02 — соответствующий показатель обозначает, что профессия соотносится с 2-м выпуском Единого квалификационного справочника;

7223 — данная цифра отражает соответствие профессии базовой группе, имеющей отношение к Классификатору занятий;

5 — соответствующий показатель отражает тот факт, что человеку необходимо иметь 5-й тарифный разряд;

12 — данная цифра показывает, что применяется сдельно-премиальная схема начисления зарплаты сотрудникам;

1 — соответствующий показатель отражает, что для рабочей профессии характерны нормальные условия труда;

2 — данная цифра обозначает, что человек осуществляет свою трудовую деятельность посредством машин и механизмов.

Получается, что код профессии токаря, формируемый исходя из критериев, которые отражены в Классификаторе, будет выглядеть как 19149602722351212.

Аналогично фасетные коды перечень профессий РФ также предусматривает и при классификации позиций служащих. Рассмотрим их.

Фасетные коды для служащих по Классификатору

В данном случае речь идет о кодах, отражающих категорию должности — в них присутствует 1 знак, а также указывающих на конкретную позицию по Классификатору занятий, в котором фиксируется 4 знака.

Посредством 3 фасетов отражаются должности по таким признакам, как:

Производные позиции (фасет 11, представлен 2 знаками);

Можно отметить, что фасеты 11 и 12 выбираются исходя из специфики конкретной должности. Так, в производных позициях квалификация не фиксируется. Поэтому по соответствующим должностям выбирается только фасет 11.

Код должности служащего: пример

Например, такая должность, как заместитель начальника финансово-экономического департамента предприятия будет иметь код, складывающийся из таких показателей, как:

2 — обозначающего должность;

4695 — отражающего тот факт, что речь идет о должности начальника департамента;

1 — используемого в качестве контрольного числа;

1 — отражающего тот факт, что речь идет о категории руководителей на предприятии;

1231 — указывающего на связь позиции с соответствующей базовой группой в Классификаторе занятий;

03 — отражающего тот факт, что речь идет о производной позиции.

Взаимосвязь ОК 016-94 и Классификатора занятий

Можно отметить, что между объектами Классификатора, который был введен Постановлением Госстандарта об утверждении перечня профессий и должностей, и теми, что присутствуют в Классификаторе занятий, предполагается наличие связей, которые позволяют относить первые к той или иной группировке в рамках перечня, к которому принадлежат вторые. То есть, каждая позиция — рабочего или же служащего, как правило, может быть отнесена к определенной категории занятий.

Однако следует отметить: с учетом того, что такие понятия, как «занятие», «профессия», а также «должность» существенно различаются между собой, то сотруднику кадровой службы предприятия, который использует Классификатор, о котором идет речь, может потребоваться задействовать пояснения к отдельным группировкам Классификатора занятий — в целях определения однозначной связи с его объектами тех позиций, что предусмотрены рассматриваемым официальным перечнем профессий и должностей.