Меню Рубрики

Тоновая коррекция. Ретушь и художественная обработка фотографий Выберите из списка инструменты тоновой коррекции изображения

Как часто вы бываете удивлены плохим цветом своих фотографий, получив их из печати? Вы мысленно возвращаетесь назад, и не можете вспомнить, чтобы тени были голубыми, а свет в комнате - оранжевым, когда вы фотографировали. Ваши глаза, приспосабливаясь к свету, видят его, как нейтральный, т. е. белый. Камеры и фотоаппараты фиксируют свет таким, какой он на самом деле.

Например, яркими солнечными днями тени будут казаться голубыми, а под лампой дневного света все выглядит зеленым. Такие примеры не ограничены дневным или искусственным светом, ваши старые фотографии тоже с неким отливом от времени.

Да и люди воспринимают цвет каждый по-своему в зависимости от индивидуальных особенностей и
обстановки. В этом уроке вы познакомитесь со средствами и командами цветокоррекции Photoshop, позволяющими добиться наилучших результатов.

Тоновый диапазон изображения

Тоновый (динамический) диапазон изображения определяется распределением пикселов в темных, средних и светлых областях изображения (от черных пикселов до белых). Photoshop способен показывать распределение пикселов в изображении графически, в виде гистограммы. Гистограмма организована в виде отдельной палитры Histogram (Гистограмма) и показывает значения яркости пикселов и их распределение.

На гистограмме пикселы выстраиваются вдоль горизонтальной оси в зависимости от уровня яркости: от 0 (черный цвет) до 255 (белый). Для удобства описания областей гистограммы диапазон тонов делят на три части: тени (области низкой яркости, shadows), света (области высокой яркости, highlights) и средние тона (области средней яркости, midtones).
При выполнении коррекции цвета гистограмма используется как средство контроля оптимальной яркости и контрастности изображения и обязательное условие проверки действия команд для достижения необходимого результата.

Типы изображений

Прежде чем приступить к коррекции цвета, следует обратить внимание на тоновую характеристику исходного изображения. В зависимости от визуального распределения тонов изображения делятся на три типа: темные, средние по тону и светлые.

Это деление применимо не только к чернобелым картинкам, но и к цветным. Темное изображение состоит в основном из темных тонов, светлое - из светлых, а среднее по тону - из средних тонов, темных и светлых гораздо меньше, и представлены они примерно поровну.

Мы откроем три разных по характеру изображения. Гистограмма, показывающая распределение пикселов, поможет определить принадлежность изображения к тому или иному типу.
1. Вызовите палитру Histogram (Гистограмма). Эта палитра показывает тоновый диапазон. Как видите, светлых и темных тонов здесь примерно поровну, следовательно,
данное изображение является средним по тону.
2. Откройте изображение Темное.jpg. Посмотрите, как выглядит теперь палитра Histogram . В данном изображении основная часть пикселов сконцентрирована в темных тонах, поэтому изображение относиться к темным.
3. Откройте изображение Светлое.jpg. Преобладание светлых тонов позволяет отнести это изображение к типу светлых, что и подтверждается гистограммой.

Распределение пикселов в светлом изображении

Обращаю ваше внимание, что во всех изображениях присутствуют пикселы во всем диапазоне, что говорит о наличии деталей.

Команды коррекции

При работе с фотографиями с использованием команд коррекции рекомендуется выбор рабочего пространства Photography (Фотография) в правой верхней части программы. При этом максимально эффективно отображается набор палитр для данных задач.

Палитра Adjustments

Начиная с версии Adobe Photoshop CS4, вы можете использовать команды для коррекции цвета и тона в палитре Adjustments (Коррекция).При щелчке по значку в палитре выбирается соответствующая коррекция и автоматически создается корректирующий слой.

Настройки корректирующего слоя с версии CS6 находятся в палитре Properties (Свойства).

Данное разделение выполнено для удобства работы и отображения. В более ранних версиях настройки и пиктограммы вызова корректирующих слоев находились в одной палитре Adjustments (Коррекция). Коррекция с помощью палитры Adjustments (Коррекция) выполняется с созданием обратимых корректирующих слоев.

Данная палитра только добавляет корректирующие слои. Для удобства пользователя палитра Properties (Свойства) содержит список фиксированных коррекций (наборов), которые применяются для выполнения стандартных операций с изображениями.

Существуют наборы для уровней, кривых, экспозиции, цветового тона/насыщенности, баланса черного и белого, смешивания каналов и выборочной коррекции цвета. Щелчок по набору применяет соответствующую коррекцию к изображению с помощью корректирующего слоя.

Средства тоновой коррекции

Средства тоновой коррекции расположены в разделе главного меню Image | Adjustments (Изображение | Коррекция). Команда Brightness/Contrast В обычном режиме команда Brightness/Contrast (Яркость/Контрастность) применяет к слою изображения пропорциональные (нелинейные) корректировки, как и другие команды тоновой коррекции.

Если установлен флажок Use Legacy (Использовать прежние), то команда Brightness/Contrast при регулировке яркости просто смещает значения всех пикселов выше или ниже. Не рекомендуется применять команду Brightness/Contrast к фотографиям в режиме Use Legacy (Использовать прежние), т. к. это может привести к отсечению или потере деталей изображения в самых светлых или темных областях (однако эта корректировка может быть полезна для редактирования масок или научных изображений).

Примечание Флажок Use Legacy автоматически устанавливается при редактировании кор ректирующих слоев Brightness/Contrast, созданных в предыдущих версиях Photoshop.
1. Вызовите команду Image | Adjustments | Brightness/Contrast (Изображение | Коррекция | Яркость/Контрастность).
2. Перемещение ползунка Brightness (Яркость) на положительные значения одновременно повышает уровень яркости всех пикселов. Установите значение Brightness равным 24.
3. Перемещение ползунка Contrast (Контрастность) на положительные значения на гистограмме отображается растяжкой графика по всему тоновому диапазону. Установите значение Contrast равным 16.


Во всех диалоговых окнах коррекции существует опция Preview (Просмотр), позволяющая оценить результат действия команды. Команда Levels Эта команда служит для регулировки тонового диапазона; может применяться ко всему изображению или к выделенному фрагменту. Вызывается быстрыми клавишами + . Также команда Levels (Уровни) позволяет настраивать гамму.

Гамма - это контраст средних тонов изображения. Причем на светлые и темные тона такая регулировка существенно не влияет. Возможности, предоставляемые этой командой, достаточно широки. Мы рассмотрим основные из них. Настройка тонового диапазона изображения ползунками окна Levels
Большинство отсканированных изображений требует выправления их тонового баланса - только после этого можно переходить к цветокоррекции. Отрегулируем тоновый диапазон документа, используя средства диалогового окна Levels.
1. Вызовите команду Image | Adjustments | Levels + .
2. Открылось диалоговое окно Levels, содержащее гистограмму активного изображения и ползунки для настройки его тонового баланса. Нас интересуют ползунки-треугольники прямо под гистограммой. Белый треугольник воздействует на светлые области изображения (свет), серый - на средние тона, а черный - на темные (тени).


Заметьте: между черным треугольником в левом конце гистограммы и самыми первыми темными пикселами изображения остается пустое пространство. Теперь взгляните на белый полюс в правом конце гистограммы: здесь самые светлые пикселы не доходят до конца шкалы, между ними и белым треугольником также остается пустое место.

Когда пикселы изображения начинаются и заканчиваются, не доходя до краев шкалы, где находятся ползунки, показывающие предельные значения, такое изображение из-за недостатка контраста в свете и тенях выглядит бледноватым (как вид через пыльное окно).

Это справедливо для большинства изображений, получаемых после сканирования. Поэтому в качестве первого шага требуется переопределить в них черную и белую точки и настроить гамму.
3. Переместите черный ползунок вправо до точки, от которой берут начало пикселы на гистограмме, а белый - влево, совместив его с точкой, где кончаются последние пикселы изображения.
4. Переместите ползунок гаммы вправо, чтобы слегка осветлить средние тона. Значение гаммы должно составлять примерно 0,8 но, поскольку яркость мониторов у всехразлична, эта величина может быть другой.
5. Щелкнув по кнопке OK, подтвердите внесенные изменения. Пикселы перераспределятся по всему диапазону от черного к белому и распространяются по всей шкале. Нажимая комбинацию клавиш + , присмотритесь к изображению и отметьте разницу до и после настройки. Эту процедуру рекомендуется выполнять в качестве первого шага при обработке отсканированных изображений.
Во всех окнах коррекции возможен сброс действий. Нажмите клавишу , и вы увидите, как кнопка Cancel превратилась в Reset (Сброс).

Установка черной и белой точек вручную

Регулировка светов и теней осуществляется многими способами. Мы рассмотрели настройку ползунков-регуляторов. Однако иногда возникает необходимость более точной установки белой и черной точек, чтобы не потерять детали в осветленных и затененных областях изображения.
Чтобы с помощью гистограммы диалогового окна Levels оценить «потери», необходимо двигать ползунок-регулятор, удерживая клавишу . Установив значения для точек, вы можете быть уверены в том, что самые темные и самые светлые области напечатанного изображения будут содержать полезную информацию - детали.

Когда детали отсутствуют в самых светлых участках, краска на бумагу не попадает. Такие белые пятна бумаги в печатном изображении называют бликами. А когда деталей лишены темные участки, образуются черные пятна.
1. Снова выберите команду Image | Adjustments | Levels (Изображение | Коррекция | Уровни). Теперь гистограмма показывает новый порядок пикселов, образовавшийся после их перераспределения.

2. Вызовите команду Image | Adjustments | Levels (Изображение | Коррекция | Уровни) или нажмите комбинацию клавиш + . Двойной щелчок по пиктограмме белой пипетки в окне Levels вызывает окно выбора цвета. Обычно при печати нормального изображения значения белой точки для CMYK - (5; 3; 3; 0) (для RGB - (244; 244; 244)).
3. Двойным щелчком по пиктограмме черной пипетки в окне Levels (Уровни) зададим цвета для точки черного - CMYK (65; 53; 51; 95) (RGB (10; 10; 10)). Теперь, задав значения для черной и белой точек, мы укажем «пипеткой» самые темные и светлые участки изображения.
4. Не отменяя выделения черной «пипетки» в диалоговом окне Levels, установите курсор в темную область внизу и щелкните. Мы определили эту область как самую темную точку в изображении. Активизируйте белую «пипетку», установите ее на белую шапку в левом верхнем углу и щелкните. Теперь определена самая светлая точка в изображении.

5. Перемещая по шкале в диалоговом окне средний регулятор, подправьте средние тона (гамму).
6. Сравните, что было и что получилось.

Алгоритмы коррекции

Большим достижением Adobe является диалоговое окно (Параметры автоматической цветовой коррекции) , которое можно вызвать из окон Levels (Уровни) и Curves (Кривые) щелчком по кнопке Options (Параметры). В нем сосредоточены различные алгоритмы коррекции. Все эти алгоритмы представлены в виде отдельных команд в разделе Adjustments (Коррекция) главного меню.
Пример 1
1. В нем полностью отсутствуют света на гистограмме изображения.

2. Вызовите команду Image | Adjustments | Levels (Изображение | Коррекция | Уровни) или нажмите комбинацию клавиш + . Переместите ползунок светов влево. Изображение осветлилось, но зеленый отлив сохранился.

3. Щелчком в диалоговом окне Levels (Уровни) по кнопке Options (Параметры) вызывается диалоговое окно Auto Color Correction Options (Параметры автоматической
цветокоррекции).

Данное диалоговое окно включает четыре различных алгоритма коррекции, которые может выбрать пользователь:
Enhance Monochromatic Contrast (Улучшить монохроматический контраст);
Enhance Per Channel Contrast (Улучшить контраст по каналам);
Find Dark & Light Colors (Найти темные и светлые цвета) - аналог;
(Улучшить яркость и контраст).
Enhance Brightness and Contrast (Улучшить яркость и контраст) и Enhance Monochro matic Contrast (Улучшить монохроматический контраст) отсекают значения во всех каналах одинаково. Сохраняют общее отношение между цветами, но делают светлые участки светлее, а тени - темнее. Auto Contrast (Автоконтраст). Enhance Per Channel Contrast (Улучшить контраст по каналам) максимизирует тоновый диапазон в каждом канале, чтобы выполнить более глубокую корректировку. Так как все каналы корректируются по отдельности, данный алгоритм может убрать или создать новые цветовые оттенки.

Этот алгоритм использует команда Auto Tone (Автотон). Find Dark & Light Colors (Найти темные и светлые цвета) находит среди самых светлых и самых темных пикселов изображения пикселы со средними значениями и использует их для максимизации контраста с минимизацией отсечения.

Этот алгоритм использует команда Auto Color (Автоматическая настройка цвета). По умолчанию в версии CS6 установлен четвертый по счету алгоритм Enhance Brightness and Contrast (Улучшить яркость и контраст), он же вызывается щелчком по кнопке Auto (Авто) в диалоговом окне Levels.

Данный алгоритм использует исследования большинства изображений на предмет наилучшего соотношения тоновых параметров. Также вы можете включить флажок параметра Snap Neutral Midtones (Привязать
к нейтральным средним тонам), чтобы команда выполнила поиск среднего нейтрального цвета на изображении и отрегулировала значение гаммы (средних тонов), превратив этот цвет в нейтральный.
4. Для данного изображения Цветы.jpg больше подходит третий по счету алгоритм Find Dark & Light Colors (Найти темные и светлые цвета).


Пример 2
1. Вызовите команду Levels (Уровни), а затем щелкните по кнопке Options (Параметры). Какой алгоритм больше подходит для данного изображения? Верно, алгоритм Enhance Per Channel Contrast (Улучшить контраст по каналам).


Пример 3
1. Старые фотографии имеют тенденцию к выцветанию, бумага становиться зеленой. Исправим за два щелчка этот дефект! В Photoshop предусмотрен алгоритм Auto Color
Correction Options (Автоматическая цветокоррекция) для устранения серой и цветной вуали с изображений.
2. Щелчком в диалоговом окне Levels по кнопке Options (Параметры) вызовите диалоговое окно Auto Color Correction Options (Параметры автоматической цветокоррекции). Выберите в данном окне алгоритм Enhance Per Channel Contrast (Улучшить контраст по каналам). Как вы заметили, изображение несовершенно из-за присутствия зеленого отлива.
3. Используем дополнительные возможности - возьмите пипетку серого цвета (для выбора нейтрального серого цвета) и щелкните по штанам. Суперрезультат!

Пример 4
1. Вызовите команду Levels (Уровни), затем щелкните по кнопке Options (Параметры) и выберите третий алгоритм - Find Dark & Light Colors (Найти темные и светлые
цвета). Согласитесь с коррекцией алгоритма.


Коррекция алгоритмом Find Dark & Light Colors
2. Используем дополнительные возможности - возьмите пипетку серого цвета (для выбора нейтрального серого цвета) и щелкните по стене.

Команда Curves

Curves (Кривые) - наиболее совершенное средство регулировки тонового диапазона. Вызывается быстрыми клавишами + . Кроме установки белой и черной точек, команда позволяет делать тонкую настройку распределения средних тонов и других степеней яркости изображения. Мы воспользуемся диалоговым окном Curves (Кривые) для настройки теней и средних тонов изображения.
1. Вызовите команду Image | Adjustments | Curves (Изображение | Коррекция | Кривые), или нажмите + . Градационная кривая в диалоговом окне Curves (Кривые) отображает исходные и новые значения яркости пикселов изображения. Горизонтальная ось представляет текущие значения пикселов, а вертикальная - новые, скорректированные значения. Пока не внесено никаких изменений, исходные значения пикселов (входные) и новые (выходные) одинаковы, и график имеет вид прямой, пересекающий поле по диагонали.
Диагональ показывает существующее отношение между входными и выходными значениями. Ее нижняя точка представляет тени, верхняя - свет.

Полутоновая шкала под квадратным полем показывает значения яркости пикселов от черного (0) до белого (255). Чтобы увидеть, как на графике отображаются выбираемые значения яркости, переведите курсор в окно изображения, нажмите кнопку мыши и протяните. На диагонали появляется и начинает перемещаться небольшой кружок. Когда курсор находится в темной области изображения, кружок устанавливается у левого нижнего края линии, а при попадании на светлый участок кружок перемещается к верхнему концу, показывая распределение света и теней на графике.


В этом изображении требуется регулировка средних тонов и теней. Свет здесь нормальный, и трогать его не надо. Чтобы не испортить свет, его нужно изолировать с помощью установки точки на графике. В данном случае мы установим две точки.

1. Щелкните мышью на отметке в четверть тона сверху на градационной кривой (диагонали). Вы зафиксировали света.
2. Щелкните внизу диагонали. Протяните нижнюю точку вертикально вверх. Тени и средние тона изображения становятся светлее. Контрольная точка наверху защищает светлые тона от изменения.

Команда Shadow/Highlight

Довольно часто встречаются фотографии с контровым освещением, когда объект освещен сзади и лицо находится в тени. Получается, солнечный день - это задний план, а лицо не видно из-за теней. Или другая сцена - за окном светло, а на переднем плане объекты не имеют достаточного освещения. Как исправить такую ситуацию?
1. Откройте файл Цветы.jpg.
2. Выполните команду Image | Adjustments | Shadow/Highlight (Изображение | Коррекция | Тени/Света).

Создается впечатление, что в тенях появился свет, необходимый для отображения деталей объекта. В файле Цветы_коррекция.jpg - результат.

Средства цветовой коррекции

Перекрашивание изображений

Команда Hue/Saturation

Сферы действия данной команды очень обширны. Команда перекрашивает изображение целиком или отдельные цвета, используется для колоризации и получения спецэффектов и многого другого. Вызывается быстрыми клавишами + . Изменение составляющих цвета и насыщенности изображения

1. Откройте изображение Мелки.jpg из папки Цветовая коррекция.
2. Примените команду Hue/Saturation (Цветовой тон/Насыщенность), нажав клавиши + .
3. Если в верхней части диалогового окна вы выбрали Master (Все), то перемещение ползунка Hue (Цветовой тон) будет перекрашивать все цвета изображения. Внизу вы видите две цветовые шкалы. Верхняя показывает, какие цвета были до перекрашивания, нижняя - после перекрашивания.

4. Если при выбранном значении Master вы будете изменять Saturation (Насыщенность), то будет изменяться насыщенность во всем изображении. Перетащите ползунок Saturation (Насыщенность) на позицию 100 (левое крайнее положение), и все изображение будет без цветовой компоненты (черно-белое). Верните изображение в исходное состояние.
Перекрашивание заданного диапазона цветов
Выполните следующие действия:
1. Выберите в верхнем выпадающем списке значение Reds (Красные). Мы будем влиять только на красные цвета изображения.
2. Переместите ползунок Hue (Цветовой тон) вправо до значения +89. Красные мелки перекрашиваются в зеленый цвет. Обратите внимание на шкалы перекрашивания.
На них появился фиксированный диапазон с областями спада.

Если требуемых цветов нет в списке Edit, вы можете «стартовать» с любого цвета и пипеткой (активизированной в нижней части диалогового окна) щелкнуть в изображении, указав какой цвет необходимо изменить. Дополнительные щелчки в изображении Пипеткой+ расширяют выбранный диапазон цветов. Колоризация изображения В современном дизайне зачастую многоцветные решения заменяются на одноцветные.

Мы уже рассматривали этот вопрос в теме, посвященной режимам наложения. Способов колоризации много. Один из них - использование опции Colorize (Тонирование) диалогового окна Hue/Saturation (Цветовой тон/Насыщенность).

Однако вы можете и сами задавать настройки колоризации, а также использовать стандартный набор, предлагаемый программой. В наборе использованы все самые востребованные наборы, например сепия (эффект старой пожелтевшей бумаги).
1. Откройте файл Sepia.jpg из папки Цветовая коррекция.
2. Вызовите окно команды Hue/Saturation (Цветовой тон/Насыщенность).
3. В выпадающем списке Preset (Стиль) выберите Sepia (Сепия). Программа создаст заданные настройки и колоризирует ваше изображение.

Команда Replace Color
Данная команда сочетает в себе выделение с помощью цветового диапазона и раздел перекрашивания, поэтому работает не так четко, как Hue/Saturation (Цветовой тон/Насыщенность).
1. Откройте изображение Розы.jpg из папки Цветовая коррекция. Предположим, хочется изменить цвет роз.
2. Вызовите команду Replace Color (Заменить цвет) .
3. Укажите базовый цвет, который хотите изменить, щелчком пипеткой (первая из трех в диалоговом окне) - учитывается только один щелчок.
4. Активизируйте Пипетку+, щелкайте по розам в изображении, расширяя базовый набор цветов. В центральной части белым цветом отображаются выделенные цвета


5. Для перекрашивания воспользуйтесь разделом Replacement (Замена) в нижней части окна, установив ползунки на позиции (–35; 15; 14) - розы станут красными. Для плавности смешивания рекомендуется использование небольших значений параметра Fuzziness (Разброс) (это растушевка краев выделенной области).

Команда Gradient Map

Данная команда перекрашивает цвета, в зависимости от уровня яркости, выбранным градиентом. Очень полезна при перекрашивании части черно-белого изображения.

1. Откройте изображение Просто текст.jpg из папки Цветовая коррекция.
2. Ограничьте круглым выделением часть изображения - коррекция будет распространяться только на выделенный участок.
3. Вызовите команду Image | Adjustments | Gradient Map (Изображение | Коррекция | Карта градиента).
4. В диалоговом окне команды Gradient Map (Карта градиента), используя окно редактора градиента (вызов окна осуществляется щелчком по виду градиента), установите фиолетово-белый градиент.

5. Заметьте, что черный цвет текста перекрашивается в фиолетовый цвет, а белый фон остается без изменений. Таким образом, команда накладывает градиент на цвета со-
поставимо их уровню яркости-гистограмме.

Удаление цветового отлива Команда Color Balance

Color Balance (Цветовой баланс) служит для изменения соотношения цветов, устранения цветового отлива и обеспечивает лишь общую настройку. Вызывается также комбинацией клавиш +.
1. Откройте файл Color Balance.jpg.
2. Выполните команду Image | Adjustments | Color Balance (Изображение | Коррекция | Цветовой баланс). При выполнении команды исчезает пурпурный отлив.

Команда Selective Color

Данная команда - самая популярная для коррекции цвета в выбранном диапазоне цветов. Все совершаемые действия необходимо отслеживать по цветовым координатам в палитре Info (Инфо). При необходимости желательно использовать инструмент Color Simpler (Цветовой эталон).

Данный инструмент позволяет на важных участках изображения отслеживать изменения цвета при помощи специально проставленных «считывателей».
1. Откройте изображение Selective Color.jpg из папки Цветовая коррекция.
2. Активизируйте палитру Info (Инфо). В верхней части находятся пипетки, показывающие текущие координаты цвета пиксела, на котором находится курсор мыши. Настройте левую пипетку на модель CMYK, правую - на модель HSB (для изменения модели отображения щелкните мышью по пипетке и выберите необходимую модель).
3. Активизируйте инструмент Color Simpler (Цветовой эталон) в инструментарии.
4. Щелкните по щеке мальчика - установится «считыватель цвета» (#1). Настройте его на модель CMYK. Максимально возможны четыре считывателя. Координаты цветов данной точки отображает палитра Info (Инфо). (Для того чтобы убрать считыватели, подведите к ним мышь и щелкните с нажатой клавишей .)
5. Таким образом, у нас есть считыватель и отображение текущей координаты.

6. Вызовите команду Image | Adjustments | Selective Color (Изображение | Коррекция | Выборочная коррекция цвета). В нижней части выберите абсолютный метод (для сильных дефектов). В верхней части окна находится выпадающий список выбора цветов, где будет осуществляться коррекция.
7. Цветовой дефект данного изображения - слишком насыщенные пурпурные щечки у мальчика. Обычно за цвет кожи отвечает раздел Reds (Красные).

8. Выбрав раздел Reds (Красные), необходимо в нем уменьшить составляющую Magenta (Пурпурный) движением ползунка влево. Вы видите, что пурпурный отлив исчез.
9. Палитра Info (Инфо) мгновенно отображает цветовые изменения в изображении. Первый считыватель (#1) показывает цифры до и после коррекции в модели CMYK - мы подавили пурпурную компоненту, о чем говорят вторые цифры (после дроби) в координатах считывателя.

Команда Photo Filter

Вам знакома такая ситуация: вы получаете из печати фотографии и видите, что цвета предметов на них совсем не те, что вы ожидали? Вы пытаетесь вспомнить тот день, когда был сделан снимок, и припоминаете, что реальные цвета действительно были иными.

Профессиональные фотографы, зная о свойстве человеческого глаза приспосабливаться к свету, используют в работе насадки на фотоаппарат - фотофильтры. Команда Photo Filter (Фотофильтр) программно заменяет их. В команде Photo Filter (Фотофильтр) предлагаются различные типы фильтров, такие как Warming (Теплый) и Cooling (Холодный).
1. Откройте изображение Белые медведи.jpg из папки Цветовая коррекция.
2. Вызовите команду Image | Adjustments | Photo Filter (Изображение | Коррекция | Фотофильтр). В верхней части окна в выпадающем списке фильтров выберите Cooling Filter
(LBB) (Холодный фильтр (LLB)). Заметьте, что снег стал голубого цвета.

Иногда только применение этой команды сделает необыкновенно эффектным ваше изображение.

Улучшение насыщенности изображения с помощью команды Vibrance

Команда Vibrance (Вибрация) позволяет корректировать насыщенность, чтобы уменьшить потери от приближения цветов к полному насыщению и невозможности быть выведенными на печать. Эта коррекция увеличивает насыщенность мало насыщенных цветов в большей степени по сравнению с уже насыщенными цветами. Команда Vibrance (Вибрация) также предотвращает избыточное насыщение поверхностных тонов.
1. Откройте изображение Vibrance.jpg из папки Цветовая коррекция.
2. Вызовите команду Image | Adjustments | Vibrance (Изображение | Коррекция | Вибрация). Диалоговое окно состоит из двух ползунков: Vibrance (Вибрация)
и Saturation (Насыщенность). Увеличение значения Vibrance (Вибрация) приведет к мягкому насыщению цвета, в то время как увеличение значения Saturation (Насыщенность) перенасытит цвет.

Подготовка черно-белых изображений

В данной теме можно рассматривать несколько возможностей, выбор которых зависит от ваших целей.
Перевод в Grayscale
В требованиях типографии для черно-белых книг - черно-белые картинки. Первое, что приходит в голову, - выполнить одноименную команду - Image | Mode | Grayscale (Изображение | Режим | Градации серого).
Эта команда хороша тем, что объем файла становится в три раза меньше. Но как результат - отсутствие цветов и иногда потеря тонов.

2. Примените команду Image | Mode | Grayscale .

Команда Desaturate

Команда Image | Adjustments | Desaturate (Изображение | Коррекция | Обесцветить) используется в работе с History Brush (Архивная кисть) в смешивании действий в палитре History (История).
Команда Channel Mixer
Команда (Изображение | Коррекция | Микширование каналов) позволяет создать черно-белый вариант, исходя из информации в цветовых каналах изображения.
1. Откройте файл Розовый куст.jpg из папки Цветовая коррекция.
2. Проанализируем содержимое каналов палитры Channels (Каналы).
3. Как видно красный канал наиболее контрастный. Примените команду Image | Adjustments | Channel Mixer (Изображение | Коррекция | Микширование каналов).

Включите опцию Monochrome (Монохромный). Photoshop по умолчанию взял доли каналов (40%; 40%; 20%) - результат тот же. Преимущество данной команды в том, что мы сами можем устанавливать доли каналов. Вспоминая, что красный канал - самый контрастный, а синий - наоборот, мы сделаем выбор по схеме (80%; 20%; 0%).

Команда Black and White

Новая команда Image | Adjustments | Black and White (Изображение | Коррекция | Черно-белое) в CS6 более расширена, чем команда Channel Mixer (Микширование каналов), что позволит вам создать собственное конвертирование, основанное на информации, содержащейся в каналах RGB-изображения, а также вы сможете контролировать данные CMYK.
Вы также можете создавать различные варианты колоризации изображения с помощью раздела Tint (Оттенок).

Гистограмма изображения

Тоновая коррекция заключается в перераспределении света и тени между пикселями, то есть в регулировке яркости и контрастности изображения. Ее можно выполнять как для полутоновых, так и для цветных изображений, но мы начнем с полутоновых изображений, коррекцию которых проще освоить.
Качество полутонового изображения можно определить по гистограмме яркостей. Так как полутоновое изображение состоит из оттенков одного цвета, то все его пиксели отличаются друг от друга только яркостью. Гистограмма изображения - это график, где по горизонтальной оси отложены уровни яркости от 0 до 255, а по вертикальной оси ­число пикселей изображения. Часть диапазона, которая используется в изображении, называется его тоновым диапазоном.
Крайняя слева точка гистограммы соответствует нулевой, а крайняя справа - максимально возможной яркости. Чем шире тоновый диапазон, тем больше деталей может передать изображение и тем выше го качество. Условно тоновый диапазон делится на три части. Левая часть соответствует темным местам изображения, правая часть - светлым местам, между ними находятся средние тона. В идеальном изображении присутствуют пиксели всех оттенков. В фотографии на рис. 9.1 практически нет ни светлых, ни темных тонов, она слишком серая. Для его коррекции желательно расширить тоновый диапазон.
Для того чтобы увидеть гистограмму изображения и провести коррекцию диапазона, выполните команду Окно ~ Гистограмма . Для того чтобы преобразовать диалоговое окно к более информативному виду (как на рис. 10.1), в меню палитры выберите строчки Расширенный вид и Показать статистику . Под гистограммой выводится следующая информация:

  • Среднее - среднестатистическое значение яркости;
  • Отклонение - среднее отклонение от среднестатистического;
  • Медиана - середина тонового диапазона изображения;
  • Пиксели - число пикселей во всем изображении или в выделенной области..

Справа выводится информация о том месте гистограммы, где вы держите указатель:

  • Уровень - уровень яркости на месте указателя;
  • Число - число пикселей с данным уровнем яркости;
  • Проценты - число пикселей с уровнями не больше текущего в процентах от общего числа пикселей в изображении.

Можно посмотреть статистику для диапазона яркостей. Для этого надо щелкнуть в начальной точке диапазона и протащить указатель вдоль горизонтальной оси. Диапазон по мере продвижения указателя будет выделяться подсветкой. Все это время в правой части табло выводится текущая информация о выделенном диапазоне. В строке Уровень вы видите два значения: начальный и конечный уровни выделенного диапазона.



Рисунок 9.1.Гистограмма яркостей серого изображения

Упражнение 9. 2.

Один из способов тоновой коррекции - растягивание тонового диапазона. Для этого на оси яркости отбрасываются самые светлые и самые темные тона, которые представлены слишком малым количеством пикселей или совсем не представлены. Самый темный из оставшихся тонов (он называется черной точкой) заменяется черным (с нулевой яркостью), самый светлый - белым (он называется белой точкой). Яркости всех промежуточных тонов пересчитываются по старой кривой. Для сохранения деталей изображения требуется вручную подкорректировать средние тона.
Для настройки выполните команду . Перед вами появит­ся диалоговое окно (рис. 9.2, в свитке Канал можно выбрать настраиваемый канал или верхнюю строку с названием цветовой модели (все каналы): RGB, Red, Green, Blue, Luminosity, Color. Рассмотрим настройку на практическом примере.

1. Откройте изображение Дворец.jрg из папки Урок 9 (рис. 9.2) и выполните команду Изображение ~ Коррекция ~ Уровни . Поскольку это изображение в серой гамме, канал выбирать не надо.
2. В полях Входные уровни вы видите значения входных уровней, то есть граничных уровней яркости. В начале настройки они равны 0 и 255. В среднем поле – яркость среднего тона, она измеряется в условных единицах и может меняться от 0 до 10. По умолчанию она равна 1.
3. Установите флажок Предварительный просмотр , чтобы увидеть происходящие изменения.
4. Сначала зададим черную точку изображения. Щелкните по ле­вому ползунку (он черного цвета) и перетащите его вправо, в то место, где уже есть заметное количество пикселей до входного уровня - 25 . Все изображение слегка потемнело. Можно не двигать ползунок, а ввести нужное значение в левое поле Входные уровни .
5. Теперь задайте белую точку изображения, передвинув правый белый ползунок влево, как на рис. 10.2 слева, до значения входного уровня - 220 . Изображение снова посветлело и стало более контрастным, чем раньше.
6. Теперь можно немного подрегулировать средние тона, не трогая больше границы диапазона. Для этого подвигайте в разные стороны средний серый ползунок и выберите оптимальное его положение.
7. Щелкните по кнопке ОК. Снова откройте окно Уровни и посмотрите, какой стала гистограмма изображения после коррекции (она растянулась на весь диапазон).
8. Сохраните под именем Растягивание тонового диапазона и закройте.



Рисунок 9.2. Коррекция тонового диапазона

Можно растянуть диапазон автоматически, для этого надо щелкнуть по кнопке Авто окна Уровни. Автоматическая коррекция всегда выполняется в средних тонах, то есть диапазон обрезается с обеих сторон. Для цветных изображений этот вид коррекции выполняется для каждого канала. При этом остальные каналы автоматически подстраиваются, чтобы цвет изображения не изменился.
Автоматическую коррекцию можно выполнить и не заходя в это окно. Для этого выберите команду Изображение ~ Коррекция ~ Автоуровни .
В правой части окна уровней вы видите три cnopki. С их помощью можно указать белую, черную и серую точки прямо на изображении. Для этого надо сначала щелкнуть по соответствующей кнопке, а затем - в самом темном или самом светлом месте изображения. Средняя кнопка (серая точка) работает только в цветных изображениях. Она позволяет указать нейтральный серый тон.
Чтобы отменить всю настройку и вернуться к ее началу, нажмите клавишу Alt . Кнопка Отменить , которую вы используете, заменится кнопкой Восстановить . При значительном растя­гивании тонового диапазона в гистограмме могут появиться провалы (гистограмма становится похожа на гребенку). Ничего страшного в этом нет, если только они не слишком большие.

Упражнение 9.3. Сужение тонового диапазона

Растягивая диапазон, мы увеличивали контрастность изображения. Иногда перед вами встает обратная задача - уменьшить контрастность. Особенно это бывает нужно, если изображение предназначено для печати. В этом случае очень темные и очень светлые места на изображениях получаются плохо. Для корректировки тона можно также использовать нижний движок Выходные уровни окна Уровни .

1. Откройте изображение На6ережная.jрg из папки Урок 9 (рис. 9.3) и выберите команду Изображение ~ Коррекция ~ Уровни .
2. Изображение достаточно контрастное из-за черного контура памятника. Чтобы осветлить самые темные места изображения и затемнить самые светлые, передвиньте черный и белый ползунки Выходные уровни , как в диалоговом окне на рис. 9.3 (33 и 236).
3. Изображение стало менее контрастным. Подрегулируйте средние тона промежуточным ползунком, чтобы рельеф памятника стал более отчетливым. Щелкните по кнопке ОК.
4. Сохраните под именем Сужение тонового диапазона и закройте.



Рисунок 9.3. Сужение тонового диапазона

Упражнение 9.4.

Для правильной настройки важно точно определить черную и белую точки изображения. Определить черную и белую точки можно в окне Изображение ~ Коррекция ~ Уровни .
Двигайте правый белый ползунок влево, пока все изображение не станет белым, кроме самых темных деталей изображения. Запомните эти места. Это черная точка изображения. Далее передвиньте левый черный ползунок вправо, пока почти все изображение не станет черным, кроме самых светлых деталей. Запомните и эти места, это белая точка изображения.

1. Откройте документ Дворец.jрg из папки Урок 9. Он вам уже знаком. Мы скорректируем это изображение еще раз с помо­щью опорных точек
2. Для этого выполните команду Изображение ~ Коррекция ~ Уровни . Определите черные и белые точки. Черная точка находится в ветках дерева, а белая ­на дорожной полоске переднего фона. Запомните эти места.
3. Выберите черную пипетку и укажите черную точку, белой пипеткой выберите белую точку. Вы получите (почти) тот же результат, что в упражнении 9.1.
4. У вас получатся интересные варианты, если выберете другие места в качестве черной и белой точек (щелкая просто наугад в разных местах).
5. Сохраните под именем Коррекция с определением черной и белой точек и закройте.

Упражнение 9.5. Коррекция уровней яркости с помощью тоновой кривой

Еще одним способом изменения характеристик полутоновых изобра­жений является настройка тоновой кривой. Работая в окне Уровни , вы могли влиять только на расположение темных, светлых и средних тонов. В окне Кривые можно выборочно менять яркость в отдельных точках гистограммы (рис. 9.4).
Для вызова этого окна выберите команду . В этом окне находится тоновая кривая. По горизонтальной оси отложены входные уровни яркости (исходные), а по вертикальной - выходные (после коррекции). По умолчанию график представляет собой прямую Х = У, то есть выходной уровень во всех точках равен входному. Для показа расширенного режима необходимо щелкнуть по кнопке Параметры отображения кривой
Если водить указателем по графику, то внизу отражаются координаты указателя на графике: Входной уровень и Вы­ходной уровень . Под кривой и сбоку от нее находятся шкалы яркостей, которые показывают расположение темных и светлых тонов на графике. Для цветовой модели RGB темные находятся внизу слева (яркость 0 ), а светлые (яркость 255 ) - наверху справа. Для модели СМУК используется обратное расположение, переключать режимы можно с помощью флажков Свет , Пигмент ~ Чернила под шкалой в расширенном режиме.
Поле, в котором нарисован график, размечено сеткой. Чтобы сделать ее мельче, щелкните по ней при нажатой клавише Alt или нажмите на соответствующие cnopki показа сетки под шкалой. В диа­логовом окне по умолчанию на шкалу с кривой наложена гистограм­ма изображения. Внизу диалогового окна можно убрать режим нало­жения гистограммы.
Для цветных изображений в свитке Канал можно выбрать настраиваемый канал или верхнюю строку с названием цвето­вой модели. В последнем случае будет корректироваться суммарная яркость всех каналов. При настройке одного цветового канала ос­тальные подстраиваются автоматически, чтобы цвет изображения не изменился.
Вверху диалогового окна в свитке Заготовки можно выбрать стандартные заготовки тоновой коррекции. При выборе отдельных режимов происходит автоматическая коррекция тонов изображения.

1. Откройте изображение Коррекция кривой.jpg из папки Урок 9.
2. Выберите команду Изображение ~ Коррекция ~ Кривые . Включите расширенный режим кнопкой Параметры отображения кривой . Включите режим шкалы яркости, характерной для RGB, как на рисунке 9.4.
3. Повторим операции в прошлых упражнениях. Сначала расширим тоновой диапазон. Для этого щелкните по верхней правой точке прямой (темные тона должны находиться внизу). Указатель превратится в перекрещенные стрелочки. Перенесите точку влево на одну клетку. Изображение становится светлее.
4. Щелкните по нижней левой точке прямой и перенесите точку вправо тоже на одну клетку. Контрастность изображения воз­растает, так как прямая становится круче.
5. Теперь сузим тоновый диапазон, отрезав самые темные и самые светлые места. Для этого перенесите верхнюю точку вниз, а нижнюю - вверх. Наклон прямой при этом уменьшился и, как и следовало ожидать, контрастность тоже уменьшилась.
6. Не закрывайте и изображение и не закрывайте окно Кривые.

Упражнение 9.6. Изменение формы тоновой кривой

В этом окне практически те же cnopki, что и в окне Уровни . С помощью cnopki Авто можно автоматически растянуть диапазон в обе стороны. cnopki с пипетками позволяют указать черную, белую и серую точки (последняя только для цветных изображений) прямо на самом изображении. При нажатой клавише Alt появляется кнопкаВосстановить для возврата в исходное состояние.
Далее перейдем к коррекции, которую невозможно выполнить с помощью настройки уровней. В каждом изображении есть отдельные места, где особенно важно изменить контрастность или яркость. Чтобы добиться этого, надо перемещать отдельные точки кривой, меняя яркость для конкретного диапазона тонов.
Это можно делать в двух режимах, переключаясь между ними при помощи кнопок: режим гладкой кривой, в котором перемещаются только отдельные точки, кривая между ними автоматически искривляется так, чтобы остаться гладкой; режим рисования кривой от руки, в котором вся кривая или ее участок рисуется карандашом. Кривая в этом случае может быть произвольной формы.
Рассмотрим первый режим, так как он является более щадящим. Чтобы зафиксировать яркость какого-то участка кривой, щелкните в этом месте на графике. На нем появится точка, и при дальнейших автоматических изменениях кривой это место будет закреплено.
Чтобы изменить яркость какого-либо интервала, щелкните в его середине и перетащите созданную точку вверх или вниз. Всего на кривой можно создать до 16 точек, их положение в дальнейшем мож­но корректировать. Можно активизировать сразу несколько точек, щелкая по ним при нажатой клавише Shift . Это позволит целиком перетащить целый сегмент кривой.
Для удаления ненужной точки щелкните по клавише Del . Конечные точки тоновой кривой удалить нельзя. Для определения местоположения отдельных тонов на кривой щелкните и поводите указа­телем по изображению - по графику будет двигаться круглая точка. Она отмечает диапазон кривой, в котором находятся яркости, соот­ветствующие этой детали. А теперь применим эти приемы на практике.

1. Возвращаемся к изображению Коррекция крuвой.jрg с открытым окном Кривые - рис.9.4.
2. Поводите указателем в виде пипетки по понравившимся вам местам, например по лицу модели. Оно лежит в диапазоне 160 -255. Щелкните в этих точках кривой, чтобы зафиксировать их.
3. После этого можете передвигать остальные участки кривой, изменения не будут особо касаться лица.
4. Можете попробовать другие варианты, например, как на рис. 9.4, - результат будет также неплохим.




Рисунок 9.4. Настройка тоновой кривой


Перейдя в режим рисования кривой от руки, вы можете от руки нарисовать кривую на любом участке. Делается это так же, как при рисовании инструментом Карандаш , то есть перемещением указателя с нажатой кнопкой мыши. Старый кусок кривой на этом месте стирается. Можно вообще всю кривую нарисовать от руки. Чтобы затем сгладить полученную кривую, щелкните по кнопке Сгладить .

Самостоятельная работа

Попробуйте нарисовать кривую с помощью режима рисования от руки с разными горбами и впадинами и проследить, как интересно при этом может измениться изображение. Проверьте различные режимы стандартной коррекции тоновой кривой в свитке 3аготовки диалогового окна. Сохраните под именем Самостоятельная работа..

Контрольные вопросы:

  1. Что такое гистограмма изображения?
  2. Что такое тоновый диапазон? Для чего необходимо расширять, сужать тоновый диапазон?
  3. Что такое черная, серая, белая точка изображения? Для чего необходимо их определять?
  4. Что такое тоновая кривая? Для чего она используется?

Практически каждое изображение, с которым приходится работать, имеет некоторые недостатки. Хорошая фотография отличается от плохой, прежде всего правильным балансом света и теней, хорошей прорисовкой изображения, если же такой баланс отсутствует – это называется теневой погрешностью.

9.1 Уровни яркости изображения

Каждый пиксель, составляющий изображение, имеет определенное значение яркости (от 0 –черный, до 255 – белый).

Тоновый диапазон - диапазон яркости, который использован в изображении.

Чем шире тоновой диапазон, тем «глубже» цвета. Тоновой диапазон делится на 3 части:

1) свет – яркость от 255 до 200;

2) средние тона (гамма) – от 200 до 50;

3) тени – от 50 до 0.

9.2 Гистограмма яркости

В Photoshop есть специальная команда, позволяющая проанализировать распределение значений яркости в изображении – Window → Histogram.

Гистограмма (Histogram) - график, отображающий соотношение значений тона и количества пикселов каждого тона, и тем самым - распределение тонов в изображении.

4) Pixels (пиксели) – общее кол-во точек изображения или выделенной области;

5) Level (уровни) – значения яркости выбранной точки;

6) Count (счетчик) – Кол-во точек имеющих яркость, выбранную на шкале градации серого;

7) Percentile(проценталь) – процентное соотношение точек в изображении, имеющих яркость ниже уровня, отображенного параметром Level.

9.3 Теневой баланс

Для настройки теневого баланса в Photoshop есть 3 команды: Levels (уровни), Curves (кривые) И Brightness/ Contrast (Яркость/Контрастность). Последняя работает довольно плохо и успешно может использоваться только при обработке каналов изображения.

Гамма (Gamma) - коэффициент контраста в средних тонах изображения.

9.3.1 Levels

Команда Levels Использует абсолютные значения яркости пикселей, а команда Curves – относительные, поэтому с ее помощью можно изменять все цветовые и тоновые значения точек изображения (эта команда считается самой мощной в Photoshop).

Команда Levels вызывается Image Adjustments Levels или Ctrl+L.

3) Определение черной и белой точек в изображении – При определении белой точки значения яркости остальных точек изображения пересчитывается относительно ее и в результате изображение осветляется, становиться контрастнее, лучше просматриваются детали и очищаются цвета. Как правило, черную точку не определяют, так как это слишком резко затемняет изображение;

4) Настройка гаммы – осуществляется после установки белой точки (для осветления – передвигают влево средний движок под гистограммой, для затемнения – вправо). Оптимальные результаты обычно получаются при значении гаммы 1,20;

5) Настройка контраста – Перемещая черный движок, изменяем количество черных точек в изображении, перемещая белый – белых (если смещаем их по направлению друг к другу – возрастает контрастность) и задает крайние значения яркости белой и черной точек изображения. То есть в изображении не будет существовать более ярких точек и более темных точек, чем указано.

9.3.2 Использование команды Curves(Кривые)

Для быстрого вызова команды используется Ctrl+M. Окно Curves в отличие от Levels Не имеет гистограммы, основную его часть занимает график значений яркости всех точек изображения.

Кроме того, можно изменять положения ее конечных точек:

1) смещение нижней крайней точки вправо приводит к присвоению всем пикселям, значение яркости которых меньше заданного – 0;

2) смещение правой верхней точки влево – значение яркости больше заданного – 255;

3) смещение крайних точек графика по горизонтали друг к другу приводит к повышению контрастности;

4) смещение крайних точек графика по вертикали друг к другу снижает контраст и обрезает выходные уровни как и Levels.

Существует немало средств для тоновой коррекции изображения, большинство из них собрано в меню Изображение > Коррекция. Некоторые инструменты тоновой коррекции можно найти и на панели инструментов. Коррекцию изображений (не только тоновую) можно производить с помощью корректирующих слоев. Для того, чтобы добавить к изображению такой слой, можно воспользоваться командами меню Слои > Новый корректирующий слой или командами соответствующей кнопки, расположенной в нижней части палитры слоев.

Если вы воспользуетесь инструментом с палитры слоев или из меню слоев – будет создан корректирующий слой, который можно легко удалить в случае, если коррекция вас не устроила. Это удобно, особенно если после коррекции вы выполняли еще какие-то действия с изображением. Однако, использование инструментов, которые прямо воздействуют на изображение так же довольно удобно, главное – не забывайте создавать архивные копии (командой Файл > Сохранить как) для того, чтобы в случае неудачной коррекции вы могли бы гарантированно вернуться к более раннему варианту.

Пожалуй, самый простой и понятный инструмент тоновой коррекции – это средство для настройки яркости и контрастности изображения. Найти его можно в меню Изображение > Коррекция > Яркость/Контрастность. При работе с этим средством мы настраиваем лишь два параметра изображения – Яркость и Контрастность. На рис. 3.4. вы можете видеть результат обработки слишком темного снимка этим инструментом. Мы значительно повысили яркость снимка и немного увеличили контраст.

Практически все окна средств коррекции изображений имеют флаг Просмотр. Если он установлен – изменения параметров в окнах тут же приводят к изменениям изображения. Если после правки нажать на кнопку OK – изображение будет изменено, если нажать на кнопку Отмена – оно останется в прежнем состоянии. Очень удобно, устанавливая и снимая флаг Просмотр, оценивать прежнее и новое состояние изображения.

Еще проще, чем работа со средством настройки яркости и контрастности, работа со средством для автоматической тоновой коррекции. Проще, но результат зависит от автоматического анализа изображения. Для этого достаточно воспользоваться командой меню Изображение > Автотон. Программа выполняет коррекцию автоматически, без вмешательства пользователя. Если речь идет об изображении, у которого имеются лишь незначительные тональные проблемы, эта команда позволяет добиваться неплохих результатов, однако, так бывает далеко не всегда, собственно говоря, поэтому и существует множество инструментов тоновой коррекции.

Настройка яркости и контрастности изображения

В частности, для того, чтобы осветлить или затемнить лишь отдельные участки изображения (или отдельный участок, возможно – в художественных целях), можно использовать инструменты Осветлитель и Затемнитель. Их кнопки находятся на панели инструментов. С помощью панели свойств этих инструментов можно регулировать тональный диапазон, на который они будут воздействовать (параметр Диапазон) – в частности, его можно устанавливать в значение Тени, Средние тона, Подсветка. Если на темном изображении, которое мы настраивали с помощью средства работы с яркостью и контрастностью, нам было бы нужно осветлить лишь отдельный его участок, мы могли бы воспользоваться инструментом Осветлитель, на рис. 3.5. с помощью этого инструмента осветлена фигура голубя.

Рис. 3.5. Работа с

изображением с помощью инструмента Осветлитель

Кроме того, обратите внимание на то, что в правой части экрана присутствует палитра История. Она особенно полезна в тех случаях, когда нужно быстро отменить некоторое количество изменений. Так, если мы работали с изображением с помощью инструмента Осветлитель и оказалось, что результат работы нас не устроил, мы хотели бы вернуться к исходному изображению, это можно сделать либо многократно выполняя команду Редактирование > Шаг назад, либо – щелкнув по первой записи (с миниатюрой изображения) в палитре История. В палитре История можно отменять сразу несколько шагов изменений, и, при необходимости, возвращать отмененные изменения. Нужно учитывать, что объем хранимой истории действий можно настраивать. По умолчанию он установлен в значение 20, если это значение увеличить (это можно сделать в окне, доступное по команде Редактирование > Установки > Производительность), возрастет количество операций, которые можно отменять, но возрастет и нагрузка на систему.

В деле тоновой коррекции изображений весьма полезно средство, которое можно вызвать командой Изображение > Коррекция > Уровни. Центральную часть окна средства (рис. 3.6.) занимает уже знакомая вам гистограмма распределения яркостей. Она принадлежит тусклому изображению.

Редактирование изображения с помощью средства Уровни

Список Канал служит для выбора канала изображения, который мы будем редактировать. Редактирование отдельных каналов – это задача, решаемая цветокоррекцией, а нас интересует правка изображения целиком – именно в таком режиме (в нашем случае выбраны все три канала цветовой модели RGB) инструмент работает по умолчанию.

Правое и левое поля Входные значения устанавливают входные уровни черного и белого цветов – это 0 и 255. Центральное поле определяет гамму изображения или серые тона.

Под гистограммой расположены три ползунка, которые используются для настройки уровней черного, белого и серого. Их модификация вызывает изменения в полях Входные значения и изменения изображения.

Поля Выходные значения содержат параметры выходных уровней для черного и белого цветов, а градиентная полоска под ними и пара ползунков служат для изменения этих параметров.

Для правки тусклого изображения нужно «растянуть» динамический диапазон изображения – сдвинуть ближе к центру черный и белый ползунки под гистограммой, изменив входные уровни цветов. Причем, если «холм» в центре гистограммы имеет еще более ярко выраженные края, чем у нас – ползунки надо подводить к самым «склонам» этого холма. Для улучшения изображения можно поэкспериментировать с центральным ползунком. Его сдвиг влево делает изображение светлее, вправо – темнее. На рис. 3.7. показан процесс правки изображения. С него будто «стерли пыль».

Обратите внимание на изменения, произошедшие в гистограмме яркости на палитре Гистограмма. Новая гистограмма сдвинулась влево и показывает небольшую потерю данных (пробелы в гистограмме), однако в целом изображение лишь выиграло от правки.

Теперь давайте попытаемся отредактировать с помощью этого же средства слишком темное изображение. Только теперь воспользуемся новым корректирующим слоем, добавим его к изображению командой Слои > Новый корректирующий слой > Уровни.

Процесс правки вы можете увидеть на рис. 3.8.

Рис. 3.7. Правка изображения с помощью средства Уровни

Рис. 3.8. Правка

темного изображения

Обратите внимание на то, что в палитре Слои появился новый корректирующий слой с именем Уровни 1, а настройка свойств слоя производится в палитре Свойства, которая автоматически открывается после создания нового корректирующего слоя. Состав средств настройки такого корректирующего слоя совпадает с теми средствами, которые мы описали выше.

Здесь мы оперируем, преимущественно, серым ползунком – сдвигаем его в сторону теней, для того, чтобы сильнее осветлить изображение, используем и белый ползунок.

Гистограмма распределения яркостей выглядит сильно пострадавшей, но изображение получилось неплохим.

Преимущество корректирующего слоя перед непосредственным воздействием на изображение заключается в том, что им можно гибко управлять. Например, включать и выключать его видимость (если корректирующий слой не видим, он не воздействует на изображение), что гораздо удобнее, чем пытаться, если это будет нужно, отменить коррекцию, пользуясь палитрой История.

Слишком светлое изображение можно отредактировать теми же способами, основное отличие заключается в том, что серый ползунок перемещается в другом направлении.

Как видите, средство Уровни неплохо справляется с некоторыми видами тональных проблем фотоснимков. Однако некоторые фотографии – например те, где одновременно сочетаются очень темные и очень светлые места, с его помощью править крайне сложно. Но это не значит, что такие снимки невозможно улучшить. Это можно сделать с помощью средства, которое можно открыть, выполнив команду меню Изображение > Коррекция > Тени/Света. Это средство предназначено для коррекции изображений, которые имеют очень светлые и очень темные участки. Например – темных портретов, снятых на фоне яркого неба или фотографий, где объект хорошо освещен вспышкой, а фон вышел слишком темным и так далее.

По умолчанию окно инструмента содержит лишь два ползунка, которые служат для настройки теней и светов. Но мы сразу же после выполнения команды установили флаг Дополнительные параметры для того, чтобы рассмотреть особенности настройки параметров средства Тени/ Света, рис. 3.9.

Редактирование снимка с помощью средства Тени/Света

Главная проблема снимка, который мы редактируем (исходный вариант можно увидеть на рис. 3.3.), заключается в том, что объект съемки, расположенный на переднем плане, вышел слишком темным. Так как светлые участки снимка вопросов не вызывают, нам нужно увеличить яркость темных участков (то есть – объекта съемки), не затронув при

этом светлые участки.

Рассматриваемое средство раздельно работает с темными и светлыми частями изображения, позволяет улучшать контрастность фотографий а так же – настраивать, если нужно, цвета областей, подвергшихся тоновой коррекции. Рассмотрим устройство окна программы.

Группа параметров Тени отвечает за коррекцию яркости в области теней, группа Света за коррекцию в области светов. Эти группы содержат следующие параметры.

Эффект – определяет насколько сильно будут осветлены соответствующие участки тени и затемнены участки света на изображении. Перемещение ползунка параметра вправо увеличивает яркость теней и уменьшает яркость светов.

Ширина тонового диапазона – позволяет задавать диапазон модифицируемых светов или теней. Чем этот параметр меньше – тем меньший тональный диапазон будет затронут. Например, если установить ширину тонового диапазона в группе Тени на 100% – коррекция затронет все самые темные участки изображения и часть участков средних тонов. Аналогично, установив его на 100% для светов, мы затронем все светлые участки и часть участков средних тонов. Это может привести к ухудшению качества изображения, к появлению цветовых ореолов и так далее. Данный параметр выставлен по умолчанию в 50% – эта установка подходит для большинства изображений. Однако каждое конкретное изображение может нуждаться в точной настройке ширины тонового диапазона как для светов, так и для теней. В любом случае, вы можете поэкспериментировать с этим параметром, наблюдая за эффектом, который изменения оказывают на изображения.

Радиус – устанавливает расстояние от изменяемого пикселя до других, на основании анализа информации о которых делается вывод о том, принадлежит ли этот пиксель к теням или светам. Если вас не устраивают настройки по умолчанию – поэкспериментируйте с этим параметром. Например, увеличение его для теней приводит к тому, что осветляться будет большее количество пикселей.

Группа параметров Коррекция позволяет корректировать цвета измененных участков и осуществлять настройку контраста средних тонов.

В частности, параметр Цветокоррекция позволяет изменять насыщенность цвета измененных областей – увеличение его – то есть перетаскивание ползунка вправо, делает цвета насыщеннее, а уменьшение – бледнее, приближая их вид к черно-белому изображению.

Параметр Контрастность средних тонов нужен для настройки контраста изображений. Уменьшение параметра снижает контраст, увеличение – увеличивает.

Параметры Усечение теней и Усечение светов определяют тональный диапазон цветов, которые превратятся после коррекции в абсолютно черные или абсолютно белые. Чем больше эти значения – тем выше контраст изображения, однако слишком завышать их не следует.

Как видите, перед нами мощный инструмент, который позволяет бороться со сложными тональными неприятностями изображений.

Продолжим разговор о коррекции изображений темой работы с цветом.

Билет № 16.

Для анализа тонового наполнения изображения используется палитра Гистограмма в меню Окно.

Гистограмма - график специального вида, который показывает распределение пикселов по яркости, от белого к черному. Вертикальные линии показывают количество пикселей, имеющих одинаковую яркость, от самых темных (слева) до самых светлых (справа). Если гистограмма смещена влево, это темное малоконтрастное изображение, и почти все пикселы темные. Если гистограмма смещена вправо - это светлое малоконтрастное изображение, и почти все пикселы светлые. Гистограмма с пиком в центре означает, что основная масса пикселей имеет среднюю яркость. Это значит, что рисунок недостаточно контрастен. Если изображение контрастное, гистограмма имеет пики в темной и светлой областях и низкую плотность пикселов в средних тонах. Если изображение сбалансированное, оно достаточно контрастно, пикселы распределяются по яркости более или менее равномерно. Автоматическая коррекция уровней. Желательно, чтобы гистограмма содержала полный диапазон - от темных до светлых тонов. В Photoshop есть возможность автоматической коррекции уровней: Изображение - Коррекция - Автоматическая тоновая коррекция (Shift+Ctrl+L). При этом программа сама изменяет яркость и контрастность изображения так, чтобы улучшить гистограмму. Ручная коррекция уровней. Если автоматичесая коррекция дает плохой результат, можно корректировать уровни вручную: Изображение - Коррекция - Уровни (Ctrl+L). В поле «Входные уровни» регулировка выполняется тремя движками - черным (предельный темный тон), серым (средние тона) и белым (самый светлый тон). Если сдвигать черный движок вправо, всем пикселям, расположенным слева от него, присваивается самый темный тон. Белый движок "обрезает" гистограмму справа - все пиксели справа от него становятся предельно яркими. Обычно можно отбросить таким образом "хвосты" в левой и правой частях гистограммы, если в них попадает небольшое количество пикселов, при этом качество изображения улучшается. Перемещая серый движок, можно затемнять или осветлять средние тона. Не забывайте установить флажок Предварительный просмотр - это позволяет сразу видеть, как будет изменяться изображение. Так редактируют сразу общую яркость (канал RGB). Обычно лучшие результаты получаются, если корректировать отдельно каждый из каналов: красный (R), зеленый (G) и синий (B). Для этого надо выбрать в списке «Каналы» нужную составляющую и выполнить коррекцию с помощью трех движков. Затем переходим к следующему каналу и т.д. Контраст и яркость. Настройка многих приборов, имеющих экран (телевизоров, мониторов), выполняется двумя регуляторами, которые изменяют яркость и контраст изображения. В Photoshop также есть возможность менять эти характеристики рисунка.



Автоконтраст. Автоматическая настройка контраста выполняется с помощью пункта меню Изображение - Коррекция - Автоконтраст (Alt+Shift+Ctrl+L). Ручная коррекция.

Для ручной коррекции надо вызвать окно Изображение - Коррекция - Яркость/Контраст, которое содержит два движка-регулятора. Кривые. Это изображение в целом очень темное, но светлые тона хорошо проработаны, их не надо менять. Однако надо осветлить темные и средние тона. Такую сложную корректировку удобно выполнять с помощью кривых (меню Изображение - Коррекция - Кривые, клавиши Ctrl+M). На горизонтальной оси откладывается яркость до преобразования, на вертикальной - после преобразования. В начале кривая представляет собой диагональ квадрата - яркости пикселей не изменяются. Щелчком мыши можно установить точки на кривой, которые затем перетаскиваются в нужное положение. Для удаления ненужной точки надо вытащить ее за пределы графика. Удобно сразу наблюдать вносимые изменения на гистограмме, для этого надо расположить окна так, чтобы видеть окно Гистограмма.

Если кривая в каком-то месте идет выше диагонали, эти тона осветляются, если ниже - затемняются. Крутой наклон кривой говорит о повышении контраста, пологая кривая соответствует уменьшению контраста. Например, кривая, показанная на рисунке, вносит следующие изменения: яркость и контраст светлых тонов оставлен без изменений, для этого на кривой установлена правая контрольная точка на диагонали; яркость темных и средних тонов увеличена (кривая выше диагонали); контраст темных тонов увеличен (наклон кривой больше, чем наклон диагонали); контраст средних тонов уменьшен (наклон кривой меньше, чем наклон диагонали). Так же, как и для уровней, коррекцию кривых можно делать отдельно для каждого цветового канала (красного, зеленого и синего). Свет и тени. Если изображение имеет повышенный контраст, это видно по гистограмме. В таких случаях полезно использовать команду Света и тени, которая позволяет отдельно регулировать светлые и темные области, а также контраст изображения. Автоматически устанавливаются режимы корректировки для случая съемки против света или со вспышкой. Иногда использование ручной настройки позволяет улучшить результат. Коррекция отдельных участков. Все предыдущие способы позволяли изменить яркость и контраст всего изображения целиком. Однако иногда требуется исправить только отдельные участки изображения, не затрагивая оставшуюся часть. Для этой цели используются три инструмента, которые связаны с одной кнопкой в палитре инструментов и клавишей O: Осветлитель осветляет области, через которые проходит кисть, Затемнитель затеняет области, Губка позволяет увеличивать или уменьшать насыщенность цвета. Эти инструменты используются для выделения важных объектов, повышения или понижения контраста в некоторых частях рисунка, а также для того, чтобы добавить свет или тень, направляя внимание зрителя к нужному объекту. В отличие от команды Яркость/Контрастность, их можно настроить так, чтобы воздействовать только на светлые, темные или средние тона. Для этого в выпадающем списке Диапазон на панели свойств инструмента надо выбрать нужный вариант. Например, для того, чтобы повысить контраст, надо осветлить светлые тона и затемнить темные. Второй важный параметр - Экспозиция - определяет силу воздействия инструмента на изображение. Профессионалы рекомендуют работать с экспозицией не более 10%, так чтобы вносимые изменения были плавными и результат выглядел естественно. Для осветления или затемнения используется кисть. Ее основные параметры - диаметр (в пикселях) и жесткость (от 0 до 100%) устанавливаются в специальном окне, которое появляется при нажатии на кнопку. Обычно выбирают мягкую кисть с жесткостью меньше 50%. Надо отметить, что инструменты Осветлитель и Затемнитель лучше подходят для редактирования черно-белых (полутоновых) изображений. При коррекции цветных изображений Осветлитель (при чрезмерном использовании) "вымывает" светлые цвета, делая их белыми. Напротив, Затемнитель может приводить к серым пятнам на изображении.



© rynkimoskva.ru, 2024 | Все права защищены