Меню Рубрики

Туполев: красивые победы нашей авиации. Самолёты-легенды ОКБ Туполева: война и мир Все пассажирские самолеты туполева

Опытное конструкторское бюро Туполева за 95 лет своей работы разработало более 300 летательных аппаратов. Около 50 из них вышли в серийное производство. Наиболее популярными стали стратегические бомбардировщики Ту-160 и Ту-95, легенда гражданской авиации Ту-144, самый массовый советский пассажирский самолёт Ту-154 и его современная замена Ту-204/214.


1. В подмосковном городе Жуковском расположена лётно-испытательная и доводочная база ПАО «Туполев». Здесь находится аэродром «Раменское» с самой большой в Европе взлётно-посадочной полосой длиной 5500 метров. Раз в два года в Жуковском проходит Международный авиационно-космический салон МАКС.

Ту-160

2. Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 был разработан в ОКБ Туполева в конце 1970-х годов. В классификации стран НАТО известен как Blackjack. Отечественные авиаторы называют его «Белый лебедь».

3. Ту-160 является самым тяжёлым (максимальная взлётная масса 275 тонн) и самым скоростным (до 2230 км/ч) серийным бомбардировщиком в мире.

4. Ракетоносец с крылом изменяемой геометрии был задуман как советский ответ проекту американского межконтинентального бомбардировщика B1.

5. Первый полёт опытного образца Ту-160 состоялся на аэродроме «Раменское» 18 декабря 1981 года.

6. В воздух Ту-160 поднимают четыре двигателя НК-32, расположенные попарно с обеих сторон фюзеляжа. Силовая установка Ту-160 (совокупная тяга 100 тысяч кгс) - самая мощная среди всех действующих самолётов мира этого класса.

7. Конкурентами туполевцев в создании нового стратегического бомбардировщика были ОКБ Сухого и Мясищева. Однако проект в итоге был поручен ОКБ Туполева: оно уже имело богатый опыт и пакет решений, отработанных в ходе создания сверхзвукового лайнера Ту-144.

8. Большая часть Ту-160 сегодня имеют собственные имена. Представленный на фото один из первых серийных бортов назван в честь лётчика-испытателя, Героя Советского Союза Бориса Веремея. Именно он в декабре 1981 года поднял в небо самый первый Ту-160.

9. Сегодня на вооружении ВВС РФ состоит полтора десятка Ту-160.

10. Министерство обороны России рассчитывает заказать отечественному авиапрому еще около полусотни модернизированных бомбардировщиков.

11. Максимальная масса боевого груза - 45 тонн, что превышает нагрузку всех самолётов мира аналогичного класса.

12. В июне 2010 года два стратегических бомбардировщика Ту-160 установили рекорд дальности - 18 000 км, в полёте они провели 23 часа с дозаправкой в воздухе.

13. Машины собирают на .

14. В 2016 году здесь начали восстанавливать ключевые технологические линии для возобновления выпуска модернизированных Ту-160.

15. Кабина пилотов. Впервые в истории для управления тяжёлым реактивным самолётом была использована ручка истребительного типа, а не штурвал для обеих рук. Экипаж - 4 человека в двух двухместных кабинах (командир, помощник, штурман, штурман-оператор). Для комфорта экипажа в дальних полётах здесь предусмотрены спальное место, туалет и система разогрева пищи.

16. Первое боевое применение Ту-160 состоялось в ходе российской операции Сирии в ноябре 2015 года. Бомбардировщики нанесли удары по позициям террористов крылатыми ракетами.

17.

Ту-95.

18. Символ стратегической дальней авиации Советского Союза в годы холодной войны. По классификации НАТО - «Медведь».

19. Оснащён четырьмя двигателями НК-12. Это самый мощный турбовинтовой (15 тысяч л.с.) двигатель в мире.

20. Характерная черта облика носовой части Ту-95 - неубираемая штанга топливоприёмника для дозаправки в воздухе.

21. Ту-95 служил эффективным инструментом сдерживания потенциального противника. Советское правительство заказало ОКБ Туполева самолёт, который мог бы долететь до США, сбросить ядерную бомбу и вернуться на базу. Дальность полёта первой модификации Ту-95 превышала 15 000 км и постепенно сокращалась с разрядкой международной напряжённости и развитием межконтинентальных баллистических ракет.

22. Опытный образец Ту-95 совершил первый полёт 12 ноября 1952 года. Серийное производство началось в 1955 году и продолжалось в Куйбышеве (Самаре) до 1992 года. На балансе ВВС России более 50 бомбардировщиков Ту-95.

23. Экипаж Ту-95 - 9 человек (сокращён до 7 человек в модификации Ту-95МС).

24. Диаметр винта двигателя превышает 5 метров. Масса каждой из восьми лопастей - 96 кг.

25. Часть системы оборонительного вооружения - кормовая турель спаренной 23-мм авиационной пушки. Изначально Ту-95 оснащали шестью пушками, в современной модификации оставили только две хвостовые, поскольку ближний бой с использованием стрелкового вооружения в современной воздушной войне явление редкое.

26. Длина Ту-95 и размах его крыльев практически совпадают - около 50 метров.

27. Максимальная боевая нагрузка составляет 15 тонн (превышает 20 тонн в модификации Ту-95МС).

28. Экипаж самолёта попадает в кабину через люк в нише передней стойки шасси. Носовое шасси Ту-95 не имеет тормозной системы. Диаметр колеса - 1,1 метра.

29. Военные эксперты считают, что Ту-95 далеко не устарел. Самолёт успешно применяется в военных конфликтах (в частности, в Сирии). Бомбардировщик атакует цели современными крылатыми ракетами за несколько тысяч километров - вне пределов зоны поражения вражеской ПВО.

30.

31. Ту-144

Гордость и боль ОКБ Туполева и отечественного авиапрома - Ту-144. Самый быстрый пассажирский авиалайнер в мире. Самолёт, опередивший не только звук, но и своё время.

32. Ускорившиеся темпы жизни в 60-е годы XX века озадачили авиаконструкторов проблемой создания сверхзвукового дальнемагистрального лайнера. Работы велись в Советском Союзе (ОКБ Туполева) и в Европе (франко-британский проект «Конкорд»). Победил СССР. Первый полёт Ту-144 состоялся 31 декабря 1968 года, на два месяца раньше «Конкорда».

33. Впервые в истории пассажирской авиации Ту-144 преодолел звуковой барьер в июне 1969 года на высоте 11 км. В два раза скорость звука туполевский лайнер превысил в мае 1970 года.

34. Специально для Ту-144 на Куйбышевском моторном заводе были разработаны турбореактивные двигатели НК-144. Четыре таких установки на каждом лайнере позволяли ему развить максимальную скорость свыше 2400 км/ч.

Ту-144 быстрее «Конкорда» более чем на 150 км/ч. Оборотной стороной скорости был существенный расход топлива (на борт его приходилось брать до 100 тонн). Над экономичностью двигателя его конструкторы работали в последующих модификациях. В 1980 году разработка двигателя НК-144 была прекращена из-за сворачивания проекта.

35. В конструкции Ту-144 создатели применили много технических новинок. Отклонялся угол носового обтекателя кабины экипажа кабины пилотов: для улучшения обзора при взлёте и посадке «нос» опускался, а в крейсерском полёте фиксировался в одной плоскости с фюзеляжем.

36. Убирающееся переднее горизонтальное оперение. «Крылышки» улучшали управляемость почти 200-тонного лайнера на взлёте и посадке. Передний стабилизатор вместе с опускающимся носом позволяли гасить скорость лайнера перед посадкой (в конструкции Ту-144 не предусмотрены закрылки и предкрылки).

37. На момент создания кабина пилотов была оснащена самой современной авионикой. Экипаж лайнера - 4 человека (без учёта бортпроводников).

38. Штурвал командира самого быстрого пассажирского самолёта в истории человечества.

39. Панель бортинженера - комплекс инструментов для управления и контроля силовыми и топливными системами.

40. Некоторые элементы приборных панелей Ту-144 особо подчёркивали его статус дальнемагистрального и межконтинентального лайнера. Переключатели времени «Москва–Гринвич» и системы мер «Английская–Метрическая». По иронии судьбы самолёт так и не вышел на международные авиалинии. За границу попадал лишь для демонстрационных полётов на салонах во французском Ле-Бурже. Первый из которых завершился трагедией. По так и не выясненным причинам Ту-144 разбился 3 июня 1973 года, погибли 6 человек экипажа и 8 человек на земле. Несколько катастроф и авиапроисшествий, а также высокая стоимость эксплуатации привели к закрытию проекта в 1980-х годах.

41. Конструкторы Ту-144 предусмотрели инновационную возможность запуска реактивных двигателей в воздухе. Функция важная, потому что в крейсерском режиме самолёт управлялся изменением тяги двигателей.

42. Всего с 1968 по 1984 годы было построено 16 единиц Ту-144. Сохранилась лишь половина. Несколько бортов используют в качестве музейных экспонатов, другие хранятся в разных городах России. На фото: Ту-144 на учебном аэродроме Самарского национального исследовательского университета им. Королёва.

43. Борт №77107 установлен в учебных целях на территории Казанского авиационного института.

44. Современные технологии изменили систему подготовки кадров для авиации. На фото: пилотажный тренажёр среднемагистрального лайнера Ту-204СМ.

45. Полнофункциональный симулятор «стеклянной» кабины. Проекция картинки за бортом и изменение положения тренажёра в трёх измерениях позволяют реалистично моделировать различные условия и режимы полёта, включая экстремальные.

46. Пульт управления тренажёром с тонкой настройкой вводных условий.

47. Имитация расхождения с бортом-нарушителем.

48. Пассажирские и грузовые модификации самолётов семейства Ту-204 собирают в Ульяновске.
» входит в Объединённую авиастроительную корпорацию.

49. Семейство Ту-204 было разработано ОКБ Туполева в конце 80-х начале 90-х годов XX века. На основе Ту-204 было создано около двух десятков различных модификаций. На фото одна из них - Ту-214.

50. Ту-204 были призваны заменить массовый лайнер Ту-154. Но российские компании выбрали самолёты иностранного производства. За полвека эксплуатации (которая продолжается и сегодня) Ту-154 стал настоящей легендой. На фото: знаменитый «Полтинник» на въезде в новосибирский аэропорт «Толмачёво».

51.

По всем вопросам, касающимся использования фотографий, пишите на электронную почту:

Больше полувека Андрей Николаевич Туполев посвятил созданию самолетов, один вид которых вызывал гордость у соотечественников и вселял ужас во врагов.

Сегодня, в день рождения нашего гениального авиаконструктора (он появился на свет 10 ноября 1888 года в тверском селе Пустомазово), расскажем о самых популярных из его самолетов.

«Белый лебедь» – самый-самый

В Сирии игиловцы на себе почувствовали мощь и силу стратегического бомбардировщика ТУ-160 «Белый лебедь». Этот сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с изменяемой стреловидностью крыла был разработан в ОКБ Туполева в семидесятых годах прошлого века, но до сих пор не имеет аналогов мире.

Это был ответ советской промышленности американскому межконтинентальному бомбардировщику B1 Lancer. Является самым крупным и самым мощным в истории военной авиации: а) сверхзвуковым самолетом; б) самолетом с изменяемой геометрией крыла. Кроме того, «Белый лебедь» и по сей день – самый тяжелым и самый скоростной серийный бомбардировщик в мире. В июне 2010 года два таких самолета установили рекорд дальности – 18 000 км. Это расстояние экипаж покорил за 23 часа с одной дозаправкой.

В боевых условиях бомбардировщик впервые применили два года назад в сирийской операции. В настоящее время пятнадцать грозных «Белых лебедей» готовы мгновенно взлететь в российское небо, чтобы защитить нашу страну от любого врага.

Крылатый «русский медведь»

Любят американцы страшилки – сами придумают, сами пугаются. Вот и с нашим турбовинтовым стратегическим бомбардировщиком Ту-95 (носителем крылатых ракет) они явно перемудрили, обозвав его «медведем». А он оказался самым скоростным в мире бомбером с винтовыми двигателями. «Медведь» был символом силы и превосходства советской страны в годы холодной войны. Он отличался низким расходом топлива, что позволяло ему оставаться невидимым для спутниковых тепловизоров, плюс он способен работать за пределами зоны действия любого ПВО. Уже больше полувека это бомбардировщик стоит на вооружении наших ВВС и не собирается на пенсию! До сих пор бомбардировщик может реально использоваться при решении стратегических задач

С Ту-95 было связано несколько забавных случаев. Однажды его попытался перехватить британский истребитель, но «медведь» так «качнул» оппонента, что британец потерял управление и разбился. Другой раз над Атлантикой три «Фантома» решили поиграть с «Медведем». Поиграли. В результате у американца был начисто снесен хвост, пилот катапультировался, F4 разбился, а «Медведь» вернулся домой, как ни в чем не бывало.

Из песни слова не выкинешь

В 60-е годы прошлого столетия ОКБ Туполева создало небывалый по тем временам самолет – сверхзвуковой авиалайнер. Сроки создания были максимально короткими: партия поставила задачу обогнать британцев, которые вот-вот должны были выпустить свой «Конкорд». И СССР победил – первый полет Ту-144 состоялся на два месяца раньше, чем у англичан. Ту-144 установил много рекордов, но это не была совершенная машина – хватало и трагических случаев. Да, он был быстрее конкурента на 150 км/ч, в его конструкции было применено много технических новинок, но вместе с этим самолет страдал некоторыми «неизлечимыми болезнями», которые во многом и предопределили его трагическую судьбу. Первое же заграничное появление Ту-144 во французском Ле-Бурже закончилась тем, что самолет разбился. Потом было еще несколько трагических случаев уже на внутренних авиалиниях. Ненадежность, дороговизна в эксплуатации вынудили советское правительство закрыть этот проект в год московской Олимпиады. Но основная вина тут лежит не на конструкторском бюро, а на партийных чиновниках, которые устроили нужную только для абстрактного престижа «гонку реактивщиков».

20 мая 2015 года исполнилось 90 лет со дня рождения Алексея Туполева, известного советского авиаконструктора, который продолжил дело своего отца Андрея Туполева, основателя одноименного конструкторского бюро. Созданию известного во всем мире конструкторского бюро предшествовал бурный рост в нашей стране интереса к авиации и воздухоплаванию. Всего под руководством Андрея Туполева было спроектировано более 100 различных самолетов. При этом на самолетах Туполева было установлено 78 мировых рекордов и выполнено примерно 30 выдающихся перелетов.

Плечом к плечу с отцом трудился и его сын. В 1942 году, окончив в эвакуации среднюю школу в Омске, Алексей начал работать в конструкторском бюро (ЦКБ-29 НКВД СССР) под руководством своего отца. В 1943 году Туполев-младший поступил в Московский авиационный институт имени Серго Орджоникидзе (сегодня это Московский авиационный институт - национальный исследовательский университет), который закончил в 1949 году. После этого он вернулся в КБ Андрея Туполева на должность конструктора. За более чем 90 лет существования в стенах этого конструкторского бюро было разработано более 300 разнообразных летательных аппаратов, аэросаней и малых судов. Примерно 100 проектов были затем построены в металле, а более 50 выпускались серийно. Всего было произведено более 18 тысяч самолетов под маркой Ту. Ниже представлено 5 самых выдающихся самолетов КБ, три боевых и два гражданских. Все пять моделей по-прежнему эксплуатируются.


Ту-22М3

В начале 1960-х годов перед КБ Туполева и всей авиационной промышленностью страны встал вопрос, по какому пути развития следует идти при создании дальнего бомбардировщика. Дилемма состояла в следующем: необходимо создавать однорежимный сверхскоростной самолет, естественно, очень дорогой; или делать многорежимную машину, которая обладала бы умеренной крейсерской скоростью и умеренной ценой, но обладала при этом возможностью прорыва ПВО противника на высокой сверхзвуковой скорости. После детальной проработки нескольких проектов в КБ Туполева решили, что по ряду технических и экономических показателей рационально создать многорежимный самолет, который учел бы в себе новейшие технические достижения в области самолетостроения, в частности планировалось использовать крыло изменяемой в полете стреловидности и мощные и экономичные двухконтурные ТРДДФ. Так в середине 1960-х годов в КБ родился проект самолета «145», который со временем стал Ту-22М и являющийся изначально глубокой модернизацией серийно производимого ракетоносца Ту-22К.

В ходе дальнейших работ над проектом о какой-либо модернизации можно было говорить очень условно. К моменту совершения первого полета созданный бомбардировщик был принципиально новой машиной, которая имело мало общего с прототипом и первоначальным проектом. После периода доработок, который занял 5 лет, этот сложнейший на тот момент времени авиационно-ракетный комплекс в варианте Ту-22М2 был принят на вооружение советских ВВС. А еще через 5 лет в строевые части пошли первые ракетоносцы Ту-22МЗ. При этом летно-тактические характеристики Ту-22М3 существенного превосходили характеристики первых вариантов Ту-22М.

Стоит отметить, что бомбардировщики серии Ту-22М стали передовыми машинами для своего времени, технические наработки по этим самолетам в будущем были использованы при создании как пассажирских, так и боевых машин, по всем авиационным КБ Советского Союза (самолеты 4-го поколения). Впервые в Советском Союзе самолет получил сложный и достаточно эффективный комплекс взаимосвязанных как аналоговых, так и цифровых решающих систем авиационного и радиоэлектронного оборудования.

Самолеты серии Ту-22М были построены по нормальной аэродинамической схеме и обладали низкорасположенным крылом изменяемой в полете стреловидности. При создании самолета широко применялись алюминиевые сплавы, а также жаропрочные и высокопрочные стали, магниевые и титановые сплавы. Крыло самолета состояло из неподвижной части и поворотных консолей. Угол стреловидности реализованных в крыле поворотных консолей находился в даиапазоне от 20° до 65°. Фюзеляж самолета был выполнен по типу полумонокок, самолет имел трехопорное убирающееся шасси с носовой стойкой. Силовая установка машины состояла из двух ТРДДФ (турбореактивный двухконтурный двигатель с форасжной камерой) НК-25. В форкиле самолета была смонтирован вспомогательная силовая установка ТА-6А.

Свой первый полет самолет под индексом Ту-22М0 совершил 30 августа 1969 года. Машину поднял в небо летчик-испытатель В. П. Борисов. Первый опытный образец ракетоносца Ту-22М3 впервые поднялся в небо 20 июня 1977 года. После выполнения обширной программы лётно-доводочных испытаний Ту-22М3 в 1978 году был запущен в серийное производство, но в окончательном виде самолет был принят на вооружение советских ВВС только в марте 1989 года.

Самолеты Ту-22М принимали активное участие в боевых действиях в Афганистане, а также на начальном этапе антитеррористической операции в Чеченской Республике. В настоящее время самолеты Ту-22М3 по-прежнему успешно несут службу в составе авиационных соединений ВВС России. КБ Туполева трудится над дальнейшими вариантами модернизации данного бомбардировщика в соответствии с новыми требованиями, которые выдвигаются сегодня к этому авиационному ударному комплексу. Всего за все время производства на Казанском авиационном производственном объединении было выпущено примерно 500 самолетов Ту-22М разных модификаций.

Летно-технические характеристики Ту-22М3:
Габаритные размеры: длина самолета - 42,46 м, высота самолета - 11,05 метра; размах крыла при стреловидности 20° - 34,28 м (площадь крыла 183,57 м2), при стреловидности 65° - 27,7 м (площадь крыла 175,8 м2).
Максимальная взлетная масса - 124 тонны.
Силовая установка - 2хТРДДФ НК-25, мощностью 2х14500 кгс (без форсажа), 2Х25000 кгс (форсаж).
Максимальная скорость полета - 2000 км/ч.
Тактический радиус действия - 2200 км.

Практический потолок - 14 000 км.
Экипаж - 4 человека.
Вооружение - одна 23-мм пушка ГШ-23Л, боевая нагрузка - до 24 000 кг (максимальная) и 12 000 кг (нормальная).

Ту-95МС

Уже в 1950-е годы было понятно, что будущее принадлежит самолетам турбореактивным или оснащенным турбовинтовыми двигателями. В первой половине 50-х годов, ведя работы в этом направлении, в КБ Туполева был создан стратегический межконтинентальный бомбардировщик и носитель крылатых ракет - Ту-95, который по сей день находится на вооружении российских ВВС. Оснащенный четырьмя самыми мощными турбовинтовыми двигателями в мире, Ту-95 по используемым техническим решениям до сих пор не имеет в мире аналогов. Начиная с 1955 года, данный самолет строится серийно и остается на вооружении дальней авиации страны. Наряду с «мясищевским» М-4 и 3М, Ту-95 до момента принятия на вооружение первых советских межконтинентальных баллистических ракет оставался реальным сдерживающим фактором в ядерном противостоянии Москвы и Вашингтон.

Самолет выпускался в следующих вариантах - бомбардировщика Ту-95, ракетоносца Ту-95К, стратегического разведчика Ту-95МР и самолета разведки и целеуказания для ВМФ Ту-95РЦ. В конце 1960-х годов путем глубокой модернизации машины был разработан дальний самолет противолодочной обороны Ту-142, который прошел сложный путь развития и в настоящее время все еще находится на вооружении авиации российского флота. В конце 1970-х начале 1980-х годов КБ Туполева на основе конструкции самолета Ту-142М спроектировало стратегический бомбардировщик-ракетоносец - носитель крылатых ракет большой дальности, получивший обозначение Ту-95МС. На данный момент именно этот самолет составляет основу авиации ядерного сдерживания РФ. Всего до начала 90-х годов прошлого века в нашей стране было произведено примерно 400 самолетов Ту-95 и Ту-142.

Стоит отметить, что конструкция Ту-95 стала базой для первого отечественного пассажирского самолета, способного совершать межконтинентальные полеты - Ту-114. Также на базе данной машины туполевцы создали специализированный комплекс ДРЛО - Ту-126, который обладал уникальными характеристиками. Данный самолет практически 20 лет успешно отлетал в системе отечественной ПВО.

Самолет-ракетоносец Ту-95МС представляет собой моноплан цельнометаллической конструкции, обладающий среднерасположенным стреловидным крылом и однокилевым оперением. Использование данной аэродинамической компоновки позволяет добиться высоких аэродинамических характеристик на высоких скоростях полета машины. Улучшения ТТХ также удалось добиться за счет большого удлинения крыла, а также соответствующего выбора угла его стреловидности и используемого набора профилей вдоль его размаха. Самолеты Ту-95МС оснащены мощной силовой установкой из четырех ТВД НК-12МП, обладающих соосными четырехлопостными винтами. Запас топлива хранится в 8 герметичных отсеках кессонной части крыла (так называемые кессон-баки), а также в трех мягких баках, находящихся в центроплане и задней части фюзеляжа самолета. На самолете имеется «штанга», которая позволяет проводить дозаправку машины в воздухе.

На данный момент времени Ту-95МС остаются одним из значительных элементов российских стратегических сил. Самолет обладает большим модернизационным потенциалом, что позволяет авиационно-ракетному комплексу до сих пор оставаться на вооружении. В основном это касается установки нового оборудования и адаптации под использование более эффективных ракет.

Летно-технические характеристики Ту-95МС:
Габаритные размеры: длина - 49,13 м, высота - 13,3 м, размах крыла - 50,4 м, площадь крыла - 295 кв. м.
Максимальная взлетная масса - 185 тонн.
Силовая установка - 4хНК-12МП, мощностью 15 000 л.с. каждый.
Максимальная скорость полета - 830 км/ч.
Боевая дальность - 6500 км.
Практический потолок - 10 500 км.
Экипаж - 7 человек.
Вооружение - две 23-мм пушки ГШ-23 или ГШ-23Л, боевая нагрузка нормальная - 9000 кг, максимальная - 20 000 кг.

Ту-160

Как и в случае с дальними сверхзвуковыми бомбардировщиками Ту-22М, общий ход проектных работ и анализ зарубежного и отечественного опыта привел КБ к идее создания многорежимного межконтинентального «стратега». Конструкторами был выбран путь по созданию четырехдвигательного стратегического бомбардировщика, оснащенного крылом изменяемой стреловидности с компоновкой фюзеляжа и крыла, выполненными по интегральной схеме. При создании нового самолета Ту-160 туполевцы максимально использовали весь накопленный опыт, который имелся в КБ к 1970-м годам и был получен в ходе создания Ту-22М и сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144. В частности в области силовых установок, аэродинамики, вооружения и оборудования. Опытный экземпляр новой машины приступил к полетам в 1981 году, а в 1987 году первые Ту-160 начали поступать в боевые части. Всего было построено более 30 подобных самолетов, 15 из которых в настоящее время находятся на вооружении ВВС России.

Стратегический бомбардировщик Ту-160, вооруженный крылатыми ракетами большой дальности, представляет собой систему, которая в состоянии наносить мощные удары по объектам противника, расположенным на межконтинентальных дальностях от места базирования бомбардировщика. При этом самолет обладает большим потенциалом развития. В частности, в КБ Туполева совместно с другими предприятиями и организациями проводятся работы по разработке на базе Ту-160 авиационно-космической системы, а также по расширению тактических возможностей стратегического бомбардировщика. В 1980-е годы в КБ Туполева рассматривались возможности разработки нескольких целевых модификаций самолета разного назначения.

Бомбардировщик был выполнен по схеме интегрального низкоплана, обладающего крылом изменяемой стреловидности. Самолет оснащен цельноповоротным стабилизатором и килем и трехопорным шасси. Механизация крыла Ту-160 состоит из предкрылков, двухщелевых закрылок, для управления по крену используются флапероны и интерцепторы. Четыре двигателя были смонтированы попарно в мотогондолах, размещенных в нижней части фюзеляжа. В качестве автономного энергоузла на самолете используется ВСУ ТА-12.

Самолет обладает двумя отсеками размещения полезной нагрузки, которые расположены тандемом (один за другим). Основные материалы конструкции планера - титан, алюминиевые термообработанные сплавы, стальные сплавы, а также композиционные материалы. Учитывая дальность полета, бомбардировщик получил туалет, кухню и спальное место. Для осуществления дозаправки Ту-160 в воздухе на нем была смонтирована дозаправочная система типа «шланг-конус». При организации серийного производства машины фюзеляж, центроплан и узлы поворота консолей крыла производил Казанский авиазавод, оперение и воздухозаборники - Иркутский авиазавод, крылья и мотоотсеки - Воронежский авиазавод, шасси - Куйбышевский агрегатный завод.

В конструкции крыла самолета были широко применены моноблочные кессоны, которые собрали из монолитных профилей и панелей длиной 20 метров. Фюзеляж самолета собирался из крупногабаритных листов, штамповок и профилей с применением специальной клепки. Механизация крыла и агрегаты управления (киль, стабилизатор, закрылки, флапероны и т.д.) производились с широким использованием композиционных и металлических клееных панелей с сотовым заполнителем. По информации официального сайта КБ Туполева, Ту-160 является самым крупным в военной авиации сверхзвуковым самолетом, а также самолетом с изменяемой геометрией крыла. Помимо этого он является самым тяжелым боевым самолетом в мире, обладающим наибольшей среди всех бомбардировщиков максимальной взлетную массой.

Летно-технические характеристики Ту-160:
Габаритные размеры: длина - 54,1 м, высота - 13,2 м, размах крыла (стреловидность 20°) - 55,7 м, размах крыла (стреловидность 65°) - 13,6 м, площадь крыла - 360 кв. м.
Максимальная взлетная масса - 275 тонн.
Силовая установка - 4 ТРДДФ НК-32, мощностью 4х18000 кгс, 4х25000 кгс (форсаж).
Максимальная скорость полета - 1800 км/ч.
Практическая дальность полета с нормальной бомбовой нагрузкой - 14 000 км.
Практический потолок - 15 000 м.
Экипаж - 4 человека.
Вооружение: различная целевая нагрузка общей массой стандартно - 22 500 кг, максимальная - 40 000 кг (стратегические и тактические крылатые ракеты, УР малой дальности с ядерными и неядерными БЧ, различные типы КАБ и обычные бомбы).

Ту-154

Самолет Ту-154 наряду с Ту-134 стали одним из самых успешных проектов КБ Туполева в области создания пассажирских авиалайнеров. Работы по созданию этого среднемагистрального пассажирского самолета были начаты еще в 1963 году. Проектирование было направлено на создание максимально экономичной и эффективной машины в своем классе. Первый полет пассажирский лайнер совершил 3 октября 1968 года. Машину поднял в небо летчик-испытатель Ю. В. Сухов. Первый серийный самолет поднялся в небо в 1970 году.

Вскоре за обычным Ту-154 последовал Ту-154А, отличающийся более мощными двигателями и выросшей дальностью полета. Максимальный взлетный вес данной машины составлял 94 тонны. Первый регулярный рейс с пассажирами на борту Ту-154 совершил 9 февраля 1972 года. В конце 1975 года в КБ Туполева был создан новый вариант Ту-154Б, обладавший максимальной взлетной массой 98 тонн. Ту-154Б получил усиленную конструкцию планера, доработанную систему управления и топливную систему, а также улучшенное оборудование. По данной программе, помимо базовой модели, были созданы самолеты Ту-154Б-1 и Ту-154Б-2, рассчитанные на 160 и 180 пассажиров соответственно. В 1980-е годы небольшой серией был выпущен грузовой вариант самолета Ту-154С, также выпускались «салонные» варианты лайнера и летающие лаборатории, созданные для работ по проекту «Буран».

Наиболее совершенным и массовым среди всех вариантов Ту-154 стал самолет Ту-154М, в котором конструкторам удалось за счет использования новых, более экономичных двигателей и улучшения аэродинамики планера самолета и его силовой установки существенно увеличить экономические показатели машины, а также поднять конкурентоспособность самолета на мировом рынке гражданской авиации. Изготовителем самолетов Ту-154 был Куйбышевский авиационный завод, в настоящее время носящий название ОАО «Авиакор-авиационный завод» (Самара). Всего здесь было собрано 930 самолетов Ту-154 различных типов, из них 166 самолетов было продано за границу, в основном модификация Ту-154М. В настоящее время сотни самолетов данного типа все еще эксплуатируются в гражданской авиации России и других стран.

С учетом этого туполевцы продолжают уделять данному самолету внимание, работая над поддержанием парка Ту-154, а также возможными путями модернизации самолета. Данные работы сегодня более чем оправданы. В современных реалиях России и состоянии авиационной промышленности, Ту-154 еще как минимум на десять лет в той или иной форме будет находиться в активной эксплуатации до тех пор, пока его окончательно не вытеснят новые машины.

В целом установленный на Ту-154М пилотажный комплекс удовлетворяет не только всем действующим, но и перспективным требованиям ИКАО и EUROCONTROL. Комплекс включает в себя систему предупреждения столкновения самолетов в воздухе TCAS, спутниковую навигационную систему, сопряженную с АБСУ, систему раннего предупреждения приближения к земле TAWS и другую современную аппаратуру.

Летно-технические характеристики Ту-154М:
Габаритные размеры: длина - 47,9 м, высота - 11,4 м, размах крыла - 37,55 м, площадь крыла - 202 кв. м.
Максимальная взлетная масса - 104 тонны.
Силовая установка - 3хД-30КУ-154, тяга 3х11000 кгс.
Крейсерская скорость полета - 900 км/ч.
Практическая дальность полета - 3900 км.

Экипаж - 3 человека.
Число пассажиров - 164-175.

Ту-214ПУ

Еще в первой половине 70-х годов прошлого века в КБ Туполева задумались над перспективной комплексной программой развития пассажирской авиации. В рамках данной программы планировалось создать открытую унифицированную базовую конструкцию магистрального самолета, на базе которого со временем можно было бы получить всю линейку магистральных пассажирских авиалайнеров: от ближнемагистральных до дальнемагистральных от самолетов относительно небольшой вместимости до гигантских аэробусов, предназначенных для транспортировки сотен людей. После нескольких лет исследовательских работ в этом направлении туполевцы решили сосредоточиться на создании базовой концепции современного среднемагистрального самолета Ту-204. Этот самолет должен был отвечать всем требованиям, которые предъявляются к пассажирским самолетам конца XX и начала XXI века.

В настоящее время на рынке представлена модель Ту-214 (Ту-204-200), которая является дальнейшим развитием самолета Ту-204-100, с увеличенной до 110 тонн взлетной массой и новыми двигателями ПС-90А, а также усиленной конструкцией фюзеляжа и крыла. Данный лайнер рассчитан на эксплуатацию на средних и дальних магистральных линиях. Сертификация самолета прошла в 2001 году, в настоящее время машина находится в эксплуатации и выпускается серийно. Ту-214 - это современные эффективные узкофюзеляжные магистральные самолеты с двумя двигателями. Они отличаются высокими уровнем комфорта и показателями топливной эффективности. Самолет, равно как и двигатель ПС-90А, были сертифицированы АР МАК и полностью соответствуют международным требованиям по шуму на местности, а также эмиссии вредных веществ в земную атмосферу.

Особый интерес представляет модель Ту-214ПУ - летающий командный пункт. Именно этой специальной модификации машины сегодня принадлежит звание «личного самолета российского президента». Данная модель существенно отличается от серийной: на самолете была установлена спецтехника, а интерьер создавался по оригинальному дизайну. Авиационный пункт управления Ту-214ПУ подходит для организации каналов телефонной, телекодовой и документальной связи, а также обеспечения наиболее комфортных условий для отдыха и работы пассажиров и членов экипажа на протяжении всего полета.

Свой первый полет Ту-214ПУ совершил 11 мая 2010 года. В настоящее время в составе специального летного отряда «Россия» находится два таких самолета, которые могут использоваться для перевозки президента страны. Самолет используется для осуществления перелетов средней дальности по России и во время зарубежных визитов президента и председателя правительства РФ. Для дальних визитов используются самолеты Ил-96-300ПУ(М1).

Летно-технические характеристики Ту-214:
Габаритные размеры: длина - 46,2 м, высота - 13,9 м, размах крыла - 42 м, площадь крыла - 182,4 кв. м.
Максимальная взлетная масса - 110,75 тонн.
Силовая установка - 2 ТРДД ПС-90А, тяга 2х16140 кгс.
Крейсерская скорость - 810-850 км/ч.
Практическая дальность полета - 6500 км.
Практический потолок - 12 100 м.
Экипаж - 3 человека.
Максимальная коммерческая нагрузка - 25 200 кг.
Пассажировместимость - 210 человек.

Источники информации:
http://tass.ru/armiya-i-opk
http://www.airwar.ru
http://www.tupolev.ru
Материалы из свободных источников

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

22 октября 1922 года принято считать днем основания Конструкторского бюро Туполева. Сложно перечислить все заслуги легендарного КБ, ставшего позже крупнейшим разработчиком авиатехники. Поэтому мы просто выбрали для вас самые интересные и необычные факты об Андрее Туполеве и его работах.

За годы существования КБ было разработано более 300 проектов различных летательных аппаратов, заводы выпустили более 18 тысяч самолетов, созданных в конструкторском бюро.


На самолетах А.Н.Туполева установлено 78 мировых рекордов, выполнено 28 уникальных перелетов, в том числе перелет Чкалова через Северный полюс.


В.П.Чкалов, Г. Ф. Байдуков (второй пилот), А. В. Беляков (штурман) и самолет АНТ-25

Первым дизайнером конструкторского бюро можно считать супругу Туполева. Андрей Николаевич часто привлекал ее к оформлению пассажирских самолетов Ту-70 и Ту-104 . Юлия Николаевна выбирала ткани, расцветку материала для салона и кресел.


26 мая 1924 года в воздух поднялся первый цельнометаллический самолет АНТ-2 . Сам А.Н.Туполев так писал об этом: «День 26 мая 1924 года должен быть по справедливости отмечен в истории советской авиации. В этот день на Центральном аэродроме совершил свой первый вылет первый советский цельнометаллический самолет».

Первым пассажирским самолетом Туполева стал трехмоторный АНТ-9 , который был рассчитан на перевозку девяти пассажиров. На одном из серийных АНТ-9 , названном «Крылья Советов», был совершен перелет с восемью пассажирами по маршруту Москва-Берлин-Париж-Рим-Марсель-Лондон- Париж-Берлин-Москва.


Один из лучших бомбардировщиков Великой Отечественной войны — самолет Ту-2 — создавался Андреем Туполевым уже после ареста. Изначально перед конструктором стояла задача спроектировать тяжелый самолет с четырьмя двигателями, но Туполев считал, что армии больше нужен двухдвигательный пикирующий бомбардировщик. Производство Ту-2 продолжалось до 1952 года. Всего было выпущено 2649 машин.

Ту-95 стал одним из символов «холодной войны». В 1952 году Андрей Туполев создал турбовинтовой стратегический бомбардировщик, который стал первым серийным межконтинентальным ударным самолетом СССР. Он мог преодолевать расстояние в 12 тысяч километров, а этого было достаточно, чтобы долететь до Америки, сбросить бомбы и вернуться назад.


Фото: Greg Bishop

В России его называют «Белым лебедем» за красоту и элегантность. Ту-160 — крупнейший в мире сверхзвуковой стратегический бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла. Дальность полета без дозаправки составляет почти 14 тысяч километров, максимальная скорость достигает 2 тысяч километров в час. На его борту могут находиться 24 ядерные ракеты или 40 тонн различных бомб. Ни один самолет в мире до сих пор не может похвастать подобными характеристиками. Сейчас на вооружении российских ВВС есть 13 Ту-160 . Все они сосредоточены на военной базе в Энгельсе, и каждый самолет имеет свое собственное имя.


Фото: cryogenic666

С появлением Ту-104 в гражданской авиации СССР наступила эпоха реактивных самолетов. 15 сентября 1956 года Ту-104 отправился в свой первый рейс из Москвы в Иркутск и долетел туда втрое быстрее самолетов прежнего поколения. С 1956 по 1958 годы Ту-104 был единственным в мире реактивным авиалайнером.

Андрей Туполев сделал пассажирский самолет Ту-104 из бомбардировщика. За основу был взят Ту-16 . Конструктор увеличил фюзеляж, а крылья взял с военной машины. В разных модификациях Ту-104 мог перевозить от 50 до 114 пассажиров.


Стало известно, что конструкторское бюро имени Туполева завершило проектирование перспективного бомбардировщика, который в будущем заменит несколько моделей, состоящих сейчас на вооружении российской армии. Это будет очередное детище легендарного КБ, выпустившего множество удачных самолетов военного назначения, без которых невозможно представить себе ВВС нашей страны. И сегодня мы расскажем про 10 лучших бомбардировщиков от Туполева и его бюро.

АНТ-4 (ТБ-1)

Уже самые первые самолеты, разработанные под руководством конструктора Андрея Туполева, носили военное предназначение. А АНТ-4 (он же ТБ-1 и Р-1) стал первым в мире серийным цельнометаллическим тяжелым двухмоторным бомбардировщиком-монопланом.



Этот самолет был разработан в рекордно короткие сроки – всего за 9 месяцев 1925 года. А за период 1929-1932 на советских заводах было произведено 212 его экземпляров. Самый известный АНТ-4 получил имя «Страна Советов» и участвовал в рекордном трансконтинентальном полете по маршруту Москва – Омск – Хабаровск – Петропавловск-Камчатский – остров Атту – Сиэтл – Сан-Франциско – Нью-Йорк. Впрочем, летел он без бомб – это была экспедиция дружбы.

АНТ-6 (ТБ-3)

А уже в 1926 году Туполев начал работу над тяжелым бомбардировщиком АНТ-6 (ТБ-3), и в декабре 1930 года новый самолет впервые поднялся в небо. Конструкция этого летательного аппарата оказалась не очень удачной, тем не менее, за шесть лет производства было изготовлено 818 его экземпляров.



АНТ-6 стал одним из основных советских бомбардировщиков во время Второй Мировой войны. Также он выполнял роль транспортного самолета. Планировалось участие ТБ-3 в легендарном Параде Победы в 1945 году, но все полеты в тот день отменили из-за погодных условий.

Ту-2

Еще одним легендарным советским бомбардировщиком времен Великой Отечественной войны стал Ту-2 – первый серийный самолет, выпущенный под маркой «Ту». Его испытательные полеты начались 29 января 1941 года менее чем за пять месяцев до нападения Германии на СССР, так что массовое производство этого пикирующего бомбардировщика наша страна вынуждена была развертывать уже в условиях военного времени.



Но из 2527 произведенных пикирующих бомбардировщиков Ту-2, лишь около 800 были произведены непосредственно во время войны – остальные сходили с конвейера до 1950 года. Этот самолет попал на вооружение многих стран, ставших после Второй Мировой союзниками СССР. А в Китае он был на вооружении до 1981.

Ту-4

Советский стратегический бомбардировщик Ту-4 (прозвище – «Бык») является не оригинальным детище команды Туполева, а точной копией американского самолета , построенным по принципу обратной разработки.



Но в процессе работы над этим самолетом советскими конструкторами был получен неоценимый опыт в разработке тяжелых бомбардировщиков, за которым последовало создание собственных удачных моделей.

Ту-16

Собственная удачная военная модель от конструкторского бюро Туполева появилась 1952 году. Речь идет о Ту-16 – реактивном многоцелевом самолете, который мог нести ракеты, быть воздушным дозаправщиком, самолетом радиоэлектронной борьбы, но, в основном, использовался в качестве реактивного бомбардировщика.



В Советском Союзе за десять лет производство было создано 1507 самолетов Ту-16, которые поступили на вооружение многих стран, где оставались в эксплуатации до середины девяностых годов. А в Китае до сих пор производится его модернизированная лицензированная копия Xian H-6.

Ту-22

Советский дальний сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22 впервые поднялся в воздух в 1958 году. Этот самолет разрабатывался в качестве замены Ту-16, но затем долгое время две этих модели успешно сосуществовали.



Ту-22 считается самым аварийным советским бомбардировщиком, за что он получил прозвища «людоед» и «стратегический дефектоносец».

Ту-22М

Ту-22 известен, в первую очередь, в успешной модификации Ту-22М, имеющей существенные отличия от оригинального самолета. В принципе, это два разных летательных аппарата, которые получили одно имя из-за того, что лидер СССР Хрущев фактически запретил разработку военных самолетов, приказав сделать ставку на ракетное оружие. Чтобы обойти этот запрет, в КБ Туполева было принято решение назвать новый бомбардировщик модификацией старого.



Ту-22М был настолько удачным, что породил множество модификаций, выпускавшихся до 1997 года. Он до сих пор находится в эксплуатации разных стран, в том числе, России.

Ту-95

Ту-95 стал последним в мире серийных турбовинтовым бомбардировщиков. Ведь он появился в 1952 году, когда уже начиналась эра реактивной авиации. Тем не менее, этот, казалось бы, «устаревший» самолет до сих пор находится на вооружении ВВС России.



Ту-95 имел восхитительные летные характеристики, высокую адаптивность к модификациям, в зависимости от текущих задач, и стал одним из символов «Холодной войны».

Ту-160

Ту-160 является основным стратегическим бомбардировщиком нынешней российской армии. Он был разработан в конце семидесятых годов и впервые поднялся в небо в 1981. Этот летательный аппарат является самым крупным и мощным в истории сверхзвуковым самолетом, а также самым тяжелым в мире боевым самолетом.



За красоту и изящность форм сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 получил от летчиков поэтичное название «Белый лебедь».

ПАК ДА

О том, что в КБ Туполева началась работа над принципиально новым стратегическим бомбардировщиком-ракетоносцем, появилась еще несколько лет назад. И теперь стало известно, что проектирование ПАК ДА (перспективного авиационного комплекса дальней авиации) закончено, а проект утвержден.

Согласно официальным заявлениям, это будет принципиально новый летательный аппарат, не основанный на предыдущих самолетах от КБ Туполева. Летные испытания этого бомбардировщика начнутся в 2019 году, а на вооружение он поступит в 2025, и со временем полностью заменит эксплуатирующиеся сейчас Ту-22М, Ту-95 и Ту-160.