Меню Рубрики

Управление численностью сотрудников. Планирование численности управленческого персонала и специалистов Трудозатраты за полугодие

"Кадровик. Кадровый менеджмент", 2007, N 10

К проблемам функционирования организационных структур управления предприятием 51,3% руководителей из 200 опрошенных относят нерациональную численность административно-управленческого персонала. С этой целью представляется необходимым определение оптимальной численности административно-управленческих работников и рациональное распределение их по структурным подразделениям.

Реструктуризация предприятия представляет собой сложный процесс, при котором для достижения поставленных целей требуется изменение организационного строения предприятия. В качестве объекта организационной реструктуризации предприятия выступает организационная структура управления предприятием, представляющая один из элементов внутренней среды функционирования строительного предприятия и являющаяся тем механизмом, с помощью которого достигается согласованная и скоординированная деятельность всех сотрудников и структурных подразделений в направлении достижения поставленных целей и реализации выбранной стратегии. Организационная структура оказывает существенное влияние на возможности проведения изменений в ключевых для строительного предприятия сферах деятельности, выступая фактором, стимулирующим либо сдерживающим достижение намеченных целей.

В связи с этим в условиях перехода к рыночной экономике роль реструктуризации как важного резерва улучшения основных показателей строительного производства возрастает.

Для выявления проблем функционирования предприятий строительного комплекса Пензенского региона и развития организационных структур управления был проведен анкетный опрос 200 респондентов строительных организаций - в основном это высшие руководители и руководители среднего звена, занимающие должности директора, заместителя директора, начальника отдела, главного инженера, главного бухгалтера, начальника участка, мастера, специалиста и другие. По мере возможности анкетный опрос дополнялся интервьюированием, что позволило получить более полные ответы на вопросы анкеты и повысить достоверность их оценки. Первый блок разработанной анкеты включал в себя вопросы, посвященные статусу, типу предприятия и организационной структуре управления. Второй содержал вопросы о положении респондента в структуре организации и его взаимодействии с подчиненными. Следующий блок отражал вопросы оценки трудоемкости руководства и использования рабочего времени руководителей. Завершающий блок - личные сведения респондентов.

Распределение организаций, участвовавших в опросе, по статусу и типу выглядит следующим образом (табл. 1).

Таблица 1

Распределение организаций, участвовавших в опросе,

по статусу и типу

Распределение опрашиваемых респондентов по руководящим должностям представлено в таблице 2.

Таблица 2

Распределение опрашиваемых руководящих работников

по должностям

В результате анкетного опроса выявлен позитивный факт, что 56,3% опрошенных руководящих работников ясно представляют себе общую организационную структуру управления своей организацией, информацию о которой они получают из документов, распространяемых в организации. По мнению 45% опрошенных, основным документом, регламентирующим построение организационной структуры управления, является устав, хотя в идеале это не совсем так.

При оценке сложившейся на предприятиях организационной структуры 37,5% респондентов обнаружили, что их структуру нельзя назвать оптимальной, так как она недостаточно эффективна в реально существующих рыночных условиях. Респонденты отмечают, что возможности для ее перестройки на данный момент вполне реальны и оправданны (55% опрошенных). Следует отметить, что в 60 случаях из ста за время функционирования предприятий изменения в организационной структуре проводились в сторону ее усложнения. 37% респондентов отметили, что данные изменения не привели к повышению результатов работы предприятия и недостаточно эффективны, так как проводились собственными силами, т.е. внешние консультанты по управлению не привлекались.

К основной проблеме неэффективного функционирования организационной структуры 51,3% руководителей относят нерациональную численность административно-управленческого персонала вследствие отсутствия кадров нужной квалификации и нехватки специалистов необходимого профиля, обладающих достаточным уровнем знаний. Большинство респондентов сошлось во мнении, что вместе с увеличением численности административно-управленческого персонала растут затраты на его содержание, ухудшается качество выполняемых работ, сокращается производительность труда. Неоправданное увеличение штата управленцев при недостаточном количестве рабочих свидетельствует о довольно нестабильном управленческом кадровом составе, текучести кадров, что является следствием недостаточно высокого уровня трудовой мотивации, служит причиной нерациональной организации труда, приводит к неправильному распределению и централизации управленческих функций, повышает звенность и многоступенчатость структуры управления.

Словарь управления персоналом. Административно-управленческий персонал - работники аппарата управления, служащие, входящие в администрацию фирмы, предприятия, организации, конторские работники, дирекция предприятий и учреждений.

Необходимым условием создания экономичного аппарата управления является установление оптимальной численности административно-управленческих работников и рациональное распределение их по структурным подразделениям, осуществляющим определенные функции управления на основе нормирования административно-управленческого труда, которое позволит избежать как необоснованного увеличения, так и произвольного сокращения аппарата управления, улучшить использование рабочего времени и сократить управленческие расходы.

Наиболее разработанным методом нормирования административно-управленческого труда является метод укрупненных нормативов, устанавливающих зависимость затрат труда не от прямых факторов (объема перерабатываемой информации, уровня организации и механизации труда), а от косвенных факторов, которые находятся в корреляционной зависимости с прямыми, но являются более стабильными и легче поддаются учету. В качестве таких факторов принимаются, как правило, технико-экономические показатели деятельности организации.

Для определения факторов, влияющих на численность административно-управленческого персонала, был применен метод экспертных оценок.

В качестве экспертов были привлечены 18 руководителей. Среди них: директора, руководители отделов и служб предприятий строительного профиля, главные бухгалтера и другие управленческие работники. На рассмотрение экспертам было представлено 13 факторов, приведенных в таблице 3, влияющих на численность АУП по 10 наименованиям подсистем управления.

Таблица 3

Перечень факторов, определяющих численность

административно-управленческого персонала по подсистемам

управления

Обозначение

Годовой объем работ, выполняемых собственными
силами

Годовой объем работ, выполняемых субподрядными
организациями

Годовое число строящихся объектов

Численность работающих в строительстве

Численность рабочих в строительстве

Число заказчиков

Стоимость активной части основных
производственных фондов

Количество функциональных и производственных
подразделений

Количество уровней управления

Среднесписочная численность персонала

Количество рабочих мест в основном производстве

Среднесписочная численность управленческого
персонала

При определении факторов исходили из следующих основных положений: целесообразно использовать факторы, числовая величина которых формализуется; рекомендуется использовать факторы, отражающие специфику подсистемы управления; при выборе факторов целесообразно в качестве основных принимать те из них, числовую величину которых можно точно определить из учетной документации.

На основании данных о фактической численности работников по функциям управления H и численных значений факторов в базовых организациях методом регрессионного анализа были получены приведенные ниже зависимости численности управленческого персонала по подсистемам управления от влияющих факторов:

1. Общее (административное) руководство:

H = 6,023 + 0,011x - 0,0012x ,

x - годовой объем работ, выполняемых субподрядными

организациями.

2. Планирование производственно-хозяйственной деятельности:

H = 1,45 + 0,0004x + 0,065x ,

где x - годовой объем работ, выполняемых собственными силами;

3. Организация труда и заработной платы:

H = 3,147 + 0,059x + 0,00001x ,

где x - годовое число строящихся объектов;

4. Техническая подготовка строительного производства:

H = 2,668 + 0,022x - 0,005x ,

где x - годовой объем работ, выполненных собственными силами;

x - годовое число строящихся объектов.

5. Охрана труда и техника безопасности:

H = - 3,415 + 0,279x + 0,045x ,

где x - численность работающих в строительстве;

x - среднесписочная численность персонала.

6. Комплектование и подготовка кадров:

H = - 0,747 + 0,166x + 0,246x ,

подразделений;

7. Управление материально-техническим снабжением:

H = 2,85 + 0,015x + 0,014x ,

где x - годовой объем работ, выполняемых собственными силами;

x - годовое число строящихся объектов.

8. Механизация строительно-монтажных работ и руководство энергетическим обслуживанием:

H = 8,169 - 0,047x + 0,042x ,

МЕХиЭО 1 2

где x - число заказчиков;

x - стоимость активной части основных производственных

9. Хозяйственное обслуживание и общее делопроизводство:

H = - 10,239 + 0,654x + 2,97x ,

где x - количество функциональных и производственных

подразделений;

x - количество уровней управления.

10. Бухгалтерский учет и финансовая деятельность:

H = - 0,104 + 0,21x + 0,016x ,

где x - количество функциональных и производственных

подразделений;

x - среднесписочная численность персонала.

Общая численность административно-управленческого персонала может быть получена как сумма численностей работников по подсистемам управления:

H = H + H + H + H + H + H + H +

общ Адм План ОТиЗП Тех ОТиТБ КиПК УМТС

МЕХиЭО ХОиОД БУиФД

Сравнение нормативной и фактической численности управленческого персонала по подсистемам управления по целому ряду предприятий (табл. 4) позволило выявить значительные отклонения в этих величинах. Мы расцениваем этот факт как доказательство необходимости проведения комплекса мер по реструктуризации этих предприятий.

Таблица 4

Итоги расчета рациональной численности работников

по подсистемам управления

Наименование
организации

Численность административно-управленческого персонала по подсистемам управления

Общее
(административное)
руководство

Планирование
производственно-
хозяйственной
деятельности

Техническая
подготовка
строительного
производства

Организация труда
и заработной
платы

Охрана труда
и техника
безопасности

Комплектование
и подготовка
кадров

Управление
материально -
техническим
снабжением

Механизация СМР
и руководство
энергетическим
обслуживанием

Хозяйственное
обслуживание
и общее
делопроизводство

Бухгалтерский
учет и финансовая
деятельность

норматив

норматив

норматив

норматив

норматив

норматив

норматив

норматив

норматив

норматив

МП ЖСКХ
г. Заречный

ООО
"Пензенское
управление
строительства"

ООО "Кедр"

ООО "Ремстрой"

ООО
"Зареченский
строительный
сервис"

ООО "Кедр-2"

ООО "Стандарт"

ООО
"Строительное
управление
N 2"

Очевидно, что этот процесс не тождественен механическому увеличению или уменьшению штатов организаций, а подразумевает мероприятия по совершенствованию систем управления в целом путем разработки и последующего внедрения организационных проектов.

Приведенные уравнения могут быть использованы не только для определения потребной численности административно-управленческого персонала. Анализ параметров уравнений дает возможность вскрыть влияние различных причин на формирование аппарата управления и изменение его численности, может быть использован для проведения экономического анализа организационных структур.

Это обеспечит рациональную организацию труда управленческого аппарата, способствующую выработке оптимальных управленческих решений с точки зрения надежности, а также будет способствовать эффективному распределению рабочего времени. Повышение производительности труда за счет улучшения коммуникационных процессов и обмена информацией, повышения квалификации, а также улучшения общей результативности работы структуры управления предприятием позволит выполнять существующие объемы работ силами меньшего количества работников, что позволит сократить затраты на трудовые ресурсы предприятий и себестоимость строительной продукции и услуг.

Литература

1. Иванов Ю.В., Колесникова С.В., Холодова Л.Н. Рационализация численности персонала государственного предприятия // Управление персоналом. 2007. N 4. С. 50 - 52.

2. Кибанов А.Я., Мамед-Заде Г.А., Родкина Т.А. Управление персоналом. Регламентация труда / Под редакцией д. э. н., профессора Кибанова А.Я. - М.: Экзамен, 1999.

1 -1

Система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности может применяться в том числе в отношении оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств (пп. 3 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Согласно п. 3 ст. 346.29 НК РФ для исчисления суммы единого налога по данному виду предпринимательской деятельности используется физический показатель «количество работников, включая индивидуального предпринимателя».

Если организация применяет наряду с «вмененкой» иной режим налогообложения или осуществляет несколько видов деятельности, облагаемых ЕНВД, то она обязана вести раздельный учет показателей, а также имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении «вмененной», а также иной предпринимательской деятельности. При этом порядок распределения численности работников административно-управленческого персонала (АУП) Налоговым кодексом не установлен.

Как следует определять физический показатель «количество работников, включая индивидуального предпринимателя» при совмещении режимов? Ответим на этот вопрос в данной статье.

Что понимается под количеством работников?

В целях применения гл. 26.3 НК РФ под количеством работников понимается средняя за каждый календарный месяц налогового периода численность работающих с учетом всех работников, в том числе работающих по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера (ст. 346.27 НК РФ ).

Средняя численность работников рассчитывается в соответствии с Указаниями по заполнению форм федерального статистического наблюдения (далее - Указания ). Так, согласно п. 77 названного документа при определении средней численности суммируется среднесписочная численность:

  • сотрудников;
  • внешних совместителей;
  • лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера.
К сведению

В силу п. 83 Указаний в среднюю численность работников, выполнявших работу по договорам гражданско-правового характера, не включаются в том числе индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, заключившие с организацией договор гражданско-правового характера и получившие вознаграждение за выполненные работы и оказанные услуги.

Среднесписочная численность работников за месяц исчисляется путем суммирования списочной численности работников за каждый календарный день месяца, то есть с 1-го по 30-е или 31-е число (для февраля - по 28-е или 29-е число), включая праздничные (нерабочие) и выходные дни, и деления полученной суммы на число календарных дней месяца.

Следует иметь в виду, что при определении величины данного физического показателя базовой доходности не учитывается численность наемных работников хозяйствующих субъектов, заключивших с плательщиками ЕНВД договоры гражданско-правового характера на выполнение (оказание) для них работ (услуг). То есть в расчет не принимаются работники сторонних организаций, являющихся соисполнителями выполняемых «вмененщиком» работ (оказываемых услуг) (Письмо ФНС России от 30.05.2014 №  ГД-4-3/10384 ).

Когда требуется ведение раздельного учета?

В силу п. 6 ст. 346.26 НК РФ если «вмененщик» осуществляет несколько видов предпринимательской деятельности, облагаемых ЕНВД, то учет показателей, необходимых для исчисления налога, ведется раздельно по каждому виду деятельности.

Если наряду с предпринимательской деятельностью, в отношении которой налогоплательщик применяет спецрежим в виде ЕНВД, осуществляются им также и иные виды деятельности, то в соответствии с п. 7 ст. 346.26 НК РФ он обязан:

  • вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей обложению единым налогом, и предпринимательской деятельности, облагаемой в соответствии с иным режимом налогообложения;
  • исчислять и уплачивать налоги в отношении иных видов деятельности в соответствии с иными режимами налогообложения.
Какова методика расчета физического показателя базовой доходности «количество работников, включая индивидуального предпринимателя» в названных ситуациях? Как распределяется при этом численность работников АУП?

О порядке распределения численности работников АУП

…при осуществлении нескольких «вмененных» видов деятельности

Порядок распределения численности работников АУП при осуществлении нескольких видов предпринимательской деятельности в рамках системы налогообложения в виде ЕНВД, по одному из которых используется физический показатель «количество работников, включая индивидуального предпринимателя», в НК РФ не содержится.

Согласно официальной позиции, выраженной в Письме Минфина России от 25.10.2013 №  03-11-06/3/45218 , при осуществлении «вмененной» деятельности с использованием данного физического показателя и видов предпринимательской деятельности, облагаемых ЕНВД, с применением иных физических показателей общая численность АУП распределяется исходя из средней численности АУП, приходящейся на одного работника, непосредственно занятого в предпринимательской деятельности (включая ИП), и средней численности работников, занятых в деятельности, по которой при исчислении ЕНВД используется физический показатель базовой доходности «количество работников, включая индивидуального предпринимателя».

Для распределения общей численности АУП пропорционально средней численности остальных работников чиновники предлагают воспользоваться следующей формулой:

Кро1 = ((Кауп / Кро) x Кр1) + Кр1 , где:

Кро1 - общая численность работников с учетом распределенного АУП по виду деятельности, в отношении которого физическим показателем является «количество работников, включая ИП»;

Кауп - общая численность АУП;

Кро - общая численность работников по всем видам деятельности, включая индивидуального предпринимателя и не учитывая АУП;

Кр1 - численность работников (включая ИП и не учитывая АУП) по виду деятельности, в отношении которого физическим показателем является «количество работников, включая ИП».

На цифрах это будет выглядеть следующим образом.

ООО «Шестеренка» применяет систему налогообложения в виде ЕНВД в отношении двух видов предпринимательской деятельности:

  • оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств;
  • розничная торговля, осуществляемая через магазины с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли.
База по ЕНВД в отношении первого вида деятельности определяется исходя из количества работников, по второму - исходя из площади торгового зала.

Каков порядок расчета физического показателя «количество работников, включая ИП» для целей исчисления ЕНВД, если в ООО работают 11 человек: директор, бухгалтер, 4 автослесаря, 2 электрика и 3 продавца?

Согласно разъяснениям Минфина данный физический показатель определяется как отношение численности АУП к численности работников без учета АУП, умноженное на количество работников, оказывающих услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств. Полученный результат суммируется с численностью работников, занятых в названном виде деятельности.

Рассчитаем долю АУП, приходящуюся на вид деятельности «услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств». Для этого численность работников АУП (2 чел.) делим на численность всех работников ООО по всем видам деятельности без учета АУП
(9 чел.) и умножаем на численность работников, не учитывая АУП, оказывающих услуги населению (6 чел.):

(2 чел. / 9 чел.) х 6 чел. = 1,3 ед.

Рассчитанную долю работников АУП прибавляем к числу работников, оказывающих услуги:

1,3 + 6 чел. = 7,3 ед.

Соответственно, значение физического показателя «количество работников, включая ИП» равно 7 единицам (напомним, значения физических показателей указываются в целых единицах (п. 11 ст. 346.29 НК РФ )).

Аналогичная точка зрения в отношении методики расчета физического показателя также выражена в письмах Минфина России от 23.11.2012 №  03-11-06/3/80 , от 25.10.2011 №  03-11-11/265 .

…при совмещении режимов

Порядок распределения численности работников АУП при осуществлении нескольких видов предпринимательской деятельности, по одному из которых применяется система налогообложения в виде ЕНВД с физическим показателем «количество работников, включая индивидуального предпринимателя», Налоговым кодексом также не определен.

Согласно официальной позиции «вмененщики», ведущие предпринимательскую деятельность в сфере оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств, при осуществлении предпринимательской деятельности, облагаемой налогами в рамках иного режима налогообложения, для расчета суммы единого налога обязаны учитывать общее количество работников, занятых оказанием данных услуг, включая численность работников АУП (письма Минфина России от 23.11.2012 №  03-11-06/3/80 , от 26.07.2012 №  03-11-06/3/55 , от 28.08.2012 №  03-11-06/3/63 , от 07.10.2010 №  03-11-06/3/139 ).

Пример 2

Воспользуемся условиями примера 1. Уточним, что в отношении второго вида предпринимательской деятельности ООО применяет ОСНО.

Каким образом будет рассчитываться физический показатель «количество работников, включая ИП» для целей исчисления ЕНВД, если во «вмененной» деятельности занято 6 человек, а АУП составляет 2 человека?

В данном случае физический показатель - 8 чел. (2 чел. + 6 чел.).

Мнение судебных органов

Арбитры на протяжении долгого времени не могли выработать единого подхода к разрешению обозначенной проблемы.

Некоторые суды, признавая вышеназванную позицию контролирующих органов правомерной, отмечали, что без сотрудников управленческого персонала невозможно получение дохода налогоплательщиком, рассчитываемого с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение указанного дохода. Поэтому при расчете ЕНВД в составе физического показателя «количество работников, включая индивидуального предпринимателя» необходимо учесть руководителя, его заместителя и главного бухгалтера (см. постановления ФАС ЗСО от 09.12.2008 № Ф04-7728/2008 , ФАС ВСО от 11.08.2008 № А33-7538/07-Ф02-3350/08 по делу № А33-7538/07 ).

Однако имеется судебное дело (Постановление ФАС УО от 24.06.2010 № А07-18263/2009-А-ВКВ ), в котором был сделан вывод о том, что, поскольку используемый физический показатель характеризует определенный вид предпринимательской деятельности, при его расчете следует учитывать только тех работников, которые непосредственно заняты при осуществлении «вмененного» вида деятельности. Соответственно, АУП, не участвующий в деятельности, подлежащей обложению ЕНВД, не должен учитываться при определении среднесписочной численности работников.

На практике порой встречаются ситуации, когда налогоплательщик считает необходимым распределять работников АУП пропорционально выручке, полученной от конкретного вида деятельности, в общей выручке. Рассмотрим сказанное на примере.

Пример 3

Воспользуемся условиями примера 2.

Каким образом будет рассчитываться физический показатель «количество работников, включая ИП» для целей исчисления ЕНВД, если выручка от оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств за I квартал составила 70% от общей выручки ООО?

Доля АУП пропорционально выручке равна 1,4 ед. (2 чел. x 70 / 100).

Физический показатель «количество работников, включая ИП» для исчисления ЕНВД - 7 чел. (1,4 ед. + 6 чел.).

Имеется ряд судебных дел (см., к примеру, постановления ФАС ПО от 07.07.2006 №  А65-25565/2005 , ФАС УО от 26.07.2007 №  Ф09-5876/07-С3 ), в которых арбитры, встав на сторону организации, признали названный способ расчета верным.

Однако недавнее Определение ВС РФ от 25.02.2015 №  307-КГ15-318 , полагаем, расставило все на свои места, показав, как следует действовать налогоплательщику при расчете физического показателя.

Суть дела такова. Кроме осуществления основной предпринимательской деятельности по продаже автомобилей и их гарантийному обслуживанию, по которой применяется ОСНО, организация оказывает услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств, в отношении которых уплачивается ЕНВД.

По мнению налогоплательщика, при определении физического показателя «количество работников, включая ИП» для целей исчисления единого налога следует учитывать только тех работников, которые непосредственно оказывают данные услуги, суммируя их со среднесписочной численностью управленческого персонала и рассчитывая указанный показатель пропорционально размеру выручки, полученной от «вмененной» деятельности, в общей выручке от реализации продукции (работ, услуг).

В ходе налоговой проверки контролеры не согласились с таким расчетом и признали его неправомерным.

Суды всех инстанций поддержали позицию ИФНС (Постановление АС СЗО от 12.11.2014 по делу №  А26-7013/2013 ). По мнению арбитров, примененная организацией методика определения физического показателя не предусмотрена гл. 26.3 НК РФ и не может использоваться в силу того, что база по ЕНВД не связана с экономическими результатами деятельности налогоплательщика. Расчет физического показателя пропорционально выручке не соответствует принципу вмененного дохода, исчисление которого согласно положениям названной главы должно базироваться на постоянных показателях.

Верховный суд в Определении №  307-КГ15-318 отказал налогоплательщику в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда, указав, что в случае осуществления нескольких видов предпринимательской деятельности, по одному из которых применяется система налогообложения в виде ЕНВД с физическим показателем базовой доходности «количество работников, включая индивидуального предпринимателя», при расчете данного физического показателя следует учитывать общее количество работников, занятых оказанием данных услуг, включая общую численность АУП, без ее распределения.

Отметим, что это первое судебное решение по рассматриваемой ситуации, принятое на высшем судейском уровне. Как можно заметить, позиция ВС РФ совпадает с официальной позицией контролирующих органов.

Для исчисления суммы единого налога при совмещении системы налогообложения в виде ЕНВД с другими налоговыми режимами в расчете физического показателя «количество работников, включая индивидуального предпринимателя» необходимо учитывать общую численность работников АУП.

При осуществлении нескольких видов «вмененной» деятельности (с применением разных физических показателей) общая численность АУП распределяется исходя из средней численности АУП, приходящейся на одного работника, непосредственно занятого в предпринимательской деятельности (включая ИП), и средней численности работников, занятых в деятельности, по которой при исчислении ЕНВД используется физический показатель базовой доходности «количество работников, включая индивидуального предпринимателя».

По характеру сложности и ответственности функций управление персоналом делится на 3 группы:

1) руководители

2) специалисты

3) другие служащие.

Нормирование труда руководителей осуществляется с помощью нормы управляемости, под которой понимается число работников или подразделений, которыми должен руководить 1 руководитель.
Для директора завода нормой управляемости является число его заместителей, а также число структурных подразделений, находящихся в его непосредственном подчинении; для мастера – число рабочих или число бригадиров.

Внутри служб и подразделений организации для расстановки людей применяются нормы соотношений, которые являются разновидность норм управляемости.

Под нормой соотношения понимается число работников той или иной квалификации или должности, которое должно приходиться на 1 работника другой квалификации или должности. С помощью норм соотношения устанавливаются, прежде всего, оптимальные соотношения между численностью управленческого персонала, руководителей, специалистов и служащих.

Для того, чтобы подвести какую-либо научную основу под расчеты численности управленческого персонала, разработаны отраслевые нормативы численности управленцев по функциям управления (экономическое планирование, бухгалтерский учет и т.д.).

Одним из перспективных направления дальнейшего совершенствования нормирования труда и расчета численности
персонала является применение метода микроэлементного нормирования.
Его сущность заключается в том, что все многообразие трудовых действий можно свести к ограниченному количеству простейших движений и на каждое из них установить время выполнения.

При расстановке персонала по подразделениям и службам организации необходимо учитывать различия в численности явочного, списочного и среднесписочного состава рабочих.

В явочный состав персонала включаются как работники, явившиеся на работу, так и работники, находящиеся в отпуске, командировке, не явившиеся по болезни и т.д.

Списочная численность персонала в связи с приемом на работу и увольнением постоянно меняется и может быть дана только на определенную дату. Поэтому для характеристики численности персонала за месяц, квартал, год при планировании и учете определяют среднесписочную численность. Она определяется (за месяц) путем суммирования списочного состава персонала за все дни месяца и деления результата на число календарных дней в месяце.

Списочная численность превышает явочную, т.к. в ней учитываются планируемые невыходы на работу во время отпуска, болезни и т.д.

Чтобы определить списочную численность (Ч с), необходимо умножить явочную численность (Ч я) на коэффициент, учитывающий планируемые невыходы на работу.



К = 1 + % планируемых невыходов/ 100%

Таким образом, списочная численность работников данной профессии и квалификации рассчитывается по формуле:

Ч с = Q*K/ Ф*K 1

Q – объем работ данного вида (чел/час)

Ф – фонд времени работника, за который был выполнен объем Q (часы)

K – коэффициент, учитывающий невыходы на работу

K 1 - коэффициент, учитывающий уровень выполнения норм

Должностная инструкция - организационно-правовой документ, определяющий функции, задачи, основные права, обязанности и ответственность работника при осуществлении служебной деятельности согласно занимаемой должности.

Задачи – система целей, реализацию которых данный работник должен обеспечить в рамках достижения общей цели общества.

Должностные обязанности – совокупность действий, реализуемых работником для выполнения предписанных задач.

Для расчета необходимой численности работников по отдельным профессиям используют укрупненные нормативы времени по операциям, рекомендованными отраслевыми НИИ.

Пример расчета численности инструкторов по кадрам

Исходные данные:

Списочная численность 1887 чел.

В сборочное производство входят 6подразделений.

Вид выполняемых операций Единицы измерения объема работ № карты Норма времени на единицу измерения трудоемкости работ (чел/час) Коэффициент организационно-технического обслуживания Штуч-ное время на едини-цу измерения Объем работы за квартал Тру-доем-кость норми-руемых работ в чел/час Примечания
1. Оформление документов при приеме на работу рабочих 1 рабочий 0,46 1, 08 0,5 207,5 Списочная численность работников 1887 чел.
2. Оформление документов при увольнении рабочих 1 рабочий 0, 39 1,08 0, 42
3. Оформление перевода в другое подразделе-ние 1 рабочий 0,8 1,08 0,41
4. Оформление отпусков 1 рабочий 0,11 1,08 0,12 22,8
5. Оформление листа нетрудоспо-собности 1 лист 0,05 1,08 0,054 15,3
6. Заполнение и выдача справок с места работы 1 справка 0,05 1,08 0,054 10,8
7. Оформление документов работнику, уходящему на пенсию по возрасту 1 работник 3,3 1,08 3,56 53,4
8. Составление статистической отчетности о численности работников по полу, возрасту и образова-нию 1 отчет 18,8 1,08 20,3 20,3
9. И т.д. в соответст-вии с должностными инструкциями - - - - - - 418,17
918,3

Трудоемкость работ, нормирование которых предусмотрено сборником, составляет 278 чел/час.

Общая трудоемкость за месяц Т шт = 918,3+287 = 1196,3 чел/час.

Коэффициент, учитывающий невыходы: К = 1,1

Коэффициент, учитывающий переработку норм: К 1 = 1,05

Фонд времени на месяц принят равным 500 ч. (Ф в).

Списочная нормативная численность инструкторов по кадрам определяется по формуле:

Ч с = Т шт *К / Ф в * К 1 = 1196,3*1,1/500*1,05 = 2,51

Следовательно, необходимы 3 инспектора отдела кадров.

Это процесс непрерывного обеспечения оптимальной численности человеческих ресурсов для решения задач, стоящих перед бизнесом в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Многие авторы считают, что управление численностью персонала на предприятии - это уменьшение количества сотрудников до минимума, при котором предприятие осуществляет свои функции. Это не всегда так. Кроме количественных показателей необходимо учитывать и качественные, а также перспективу развития предприятия. Предприятие, которое постоянно производит увольнения и набор сотрудников, через не слишком большой промежуток времени может стать нежелательным работодателем для высококвалифицированных сотрудников и сотрудников, которые привязаны к своей профессии и любимому делу, у которых одним из факторов выбора работодателя является стабильность и социальная защищенность.

Тем не менее, при определении необходимой численности сотрудников в любом случае необходимо считать, что оптимальная численность - это численность, близкая к минимальной, но учитывающая динамику и перспективы развития предприятия.

Как определить оптимальную численность сотрудников на предприятии? Для этого необходимо взять за основу несколько утверждений:

  • Прибыль предприятию приносят только основные рабочие
  • Любое уменьшение численности неосновного персонала приводит к росту производительности труда и эффективности бизнеса
  • Вспомогательный персонал отвечает за процессы жизнеобеспечения производства - их сокращение может привести к ухудшению качества обслуживания оборудования и сокращению срока его службы
  • Наличие административно-управленческого персонала позволяет эффективнее управлять бизнесом
  • Чрезмерная численность управленческого персонала приводит к ухудшению управляемости и неоправданному росту затрат

Как определить численность сотрудников

Для начала необходимо выполнить базовые экономические расчеты.

Расчет 1 . Определим теоретическую предельную численность при существующей ситуации. Для этого возьмем среднюю заработную плату по отрасли и учтем структуру затрат по предприятию.
Например: Средняя заработная плата в промышленности в Украине в марте 2010 года составила 2508 гривен. Коэффициент начислений на заработную плату на предприятии составляет 1,385. Доля заработной платы в себестоимости продукции - 19%, норма прибыли при продаже - 10%.
Таким образом, расходы на оплату труда составят 2 508 * 1,385 = 3 473,58
Плановая выработка на одного сотрудника составит 3 473,58 / 0,19 * 1,1 = 20 110,20

Расчет 2 . Определяем нормативный объем продаж, умножая полученное значение выработки на фактическую численность сотрудников.

Полученные цифры - нормативный и фактический объем продаж, фактическая средняя заработная плата и средняя по отрасли сравниваются между собой и на основании этого делаются выводы о необходимой численности персонала.

После этого производится проверка структуры предприятия на адекватность потребностям бизнеса.
Большинство руководителей подразделений не сталкиваются напрямую ни с экономикой предприятия, ни с финансами. Если на предприятии не применяются современные системы стимулирования, которые так или иначе завязаны на финансовый результат предприятия, то рано или поздно для решения стоящих перед подразделением задач будут делаться попытки создания новых должностей, увеличения количества персонала. Этот процесс может идти с разной интенсивностью и принимать различные формы. В значительной мере это зависит даже не от потребностей бизнеса, а от личности и стиля управления руководителя.

Например, если с начальника цеха основного производства требовать исключительно выпуска продукции в необходимых объемах, то постепенно в цехе начнет увеличиваться количество не только основных, но и вспомогательных рабочих, потом потребуется дополнительный управленческих персонал и т.д. Насколько это отвечает потребностям конкретной ситуации часто сказать невозможно. Поэтому для удержания структуры персонала под контролем может применяться нормативный метод.

Нормативный метод управления численностью персонала на предприятии предполагает, что на предприятии определяются "нормы обслуживания" и нормативные соотношения работников различных профессий, специальностей и должностей, основываясь на отраслевых особенностях предприятия. Например, на сколько работников предприятия нужен один бухгалтер, экономист, юрист. Каково должно быть соотношение основных и вспомогательных рабочих. Каково соотношение АУП и работников производственного подразделения и т.д.

В качестве базы для нормативного метода управления численностью персонала принимается численность основных рабочих. При этом специалист, проводящий анализ численности в соответствии с нормативами должен предварительно убедиться в правильности существующих норм времени и расчетной численности основного персонала. Убедиться в том, что коэффициент переработки норм времени находится в допустимых пределах. И только потом приступать к процедуре анализа и делать на ее основании определенные выводы.

Важным аспектом приведения структуры персонала в систему является необходимость тщательно выверить свои действия. Непродуманными решениями можно нарушить важные бизнес-процессы или повлиять на качество продукции.



генеральный директор
Института труда и экономического анализа,
к.э.н.

Нормативы численности управленческого персонала предприятия по основным подразделениям базируются на статистическом анализе фактической численности работников и ее зависимости от таких факторов, как сложность работ, их разнообразие, соответствие квалификации работника сложности выполняемых работ, использование современных средств обработки информации, объективно влияющих на трудоемкость выполнения работ и реализации функций, закрепленных за структурными подразделениями с учетом сложившихся на предприятии экономических и организационно-технических условий.
При разработке методики расчета нормативной численности специалистов и служащих структурных подразделений предприятия может быть использован следующий порядок.

Первый этап

Готовятся анкеты для сбора необходимой информации по содержанию выполняемых работ, сложившихся трудозатратах отдельных операций, объемным показателям, отражающим количественный аспект результатов труда. При этом необходимо предусмотреть дифференциацию работ по временным периодам, исходя из степени повторяемости работ в течение года. Можно выделить следующие периоды: рабочий день, месяц, квартал, год.
Заполнение анкет производится специалистами и служащими предприятия с использованием методов самофотографии рабочего времени и экспертной оценки руководителя подразделения (отдела, сектора и т.п.).

Второй этап

Следующий этап работы по созданию нормативов численности работников структурных подразделений включает:

Третий этап

На базе полученных результатов разрабатываются математические модели расчета нормативной численности служащих дифференцированно по структурным подразделениям предприятия.
В основу построения предлагаемых Институтом труда и экономического анализа математических моделей положен принципиально новый методический подход. Его суть состоит в том, что нормативная численность работников устанавливается в зависимости от степени их загрузки выполнением работ по соответствующим функциям, наиболее свойственным исследуемым группам работников и определяемым в соответствии с положениями о структурных подразделениях и должностными инструкциями.
При подобном подходе, во-первых, достигается максимальная сквозная реализация функций, возложенных на структурные подразделения, во-вторых, обеспечивается наиболее полный учет работ, необходимых для реализации конкретных функций. Это в свою очередь, ведет к повышению точности и обоснованности трудозатрат на выполнение функций и, следовательно, оптимизации численности работников.
Методологический подход к определению нормативной численности работников по нагрузке (нормативу на 1-го служащего) основывается на том, что каждая трудовая функция подразделяется на подфункции и работы, которые в соответствии с процедурами можно расчленить на операции. Степень дифференциации трудовых функций определяется на базе изученного материала, представленного в анкетах, положениях о структурных подразделениях и должностных инструкциях.
Норматив управляемости для руководителей высшего звена определяется из расчета 5—7 управляемых звеньев. Для генерального директора — 6 заместителей, для заместителя — 6 самостоятельных подразделений.

где П — нормативная численность по группам работников структурного подразделения управления (от 1 до n), чел.;
Ну — норматив управляемости для руководителей, освобожденных от основной деятельности и осуществляющих функциональное руководство (начальники управлений, отделов и их заместители), чел.:
Ну = 1 + Чрук,
где 1 — начальник управления (отдела), чел.;
Чрук — численность освобожденных заместителей начальника управления (отдела), чел., которая определяется по таблице 1.

Таблица 1

Численность служащих управления (отдела), чел.

Численность заместителей, чел.

Возможна 1 единица в зависимости от объема внешних связей

Примечание: В случае если в структурном подразделении присутствуют штатные единицы рабочих, численность заместителей руководителя подразделения может быть установлена исходя из общей численности сотрудников подразделения.

Методы расчета нормативной численности по группам работников структурных подразделений обладают некоторыми особенностями.
Во-первых, каждое подразделение характеризуется конкретной работой, осуществляемой группой исполнителей, что должно найти отражение в выборе объемных показателей, применяемых при расчете нормативов численности и нагрузке на 1 служащего.
Во-вторых, учитывая разнообразие работ, выполняемых служащими, и сложность использования для их учета объемных показателей, предусмотрены два вида коэффициентов: дополнительный коэффициент (Кдоп. ) и поправочный коэффициент (Кпопр. ).
Кдоп. >= 1 , так как использование этого коэффициента связано с увеличением времени основных работ, выраженных объемными показателями, на долю ненормируемых работ, времени на отдых и личные надобности и т.п.
Кдоп . определяется по формуле:

Кдоп. = 1 + Vнен. / (1 - Vнен.) ,

где Vнен . — удельный вес ненормируемых работ, времени на отдых и личные надобности и т.п. в годовом фонде рабочего времени, Vнен = % / 100.

Кпопр . <= 0,5, так как этот коэффициент является понижающим и применяется только к дополнительным работам, которые не могут составлять более 50 % от фонда рабочего времени и отражаться объемными показателями.
Кпопр . определяется по формуле:

Кпопр. = 0,5 - Vдоп. / (1 + Vдоп.) ,

где Vдоп . — удельный вес дополнительных работ, Vдоп. = % / 100.

На основе предложенного методического подхода разработана унифицированная формула для расчета нормативной численности работников по основным структурным подразделениям управления предприятия (производства) (Чстр.подр .), которая имеет следующий вид:

Чстр.подр . = Hy + [(

) х (1 + Кпопр.)] х Кдоп. ,

где Ну — норматив управляемости, определяемый по таблице 1, чел.;
N1, N2, Nn — объемные показатели, отражающие работы, наиболее свойственные для конкретных функций, ед. В данном случае все объемные показатели, используемые в расчетах, взяты по статистическим данным в среднем за предыдущий год;
Н1, Н2, Нn — норматив на 1 служащего (нагрузка) по выполнению работ, наиболее свойственных для конкретных функций, пересчитанный на 100-процентную нагрузку, ед. В расчет норматива (нагрузки) должны входить затраты времени на весь комплекс работ, связанных с используемыми объемными показателями.
Кпопр — поправочный коэффициент, учитывающий работы не отраженные используемыми при расчете объемными показателями по каждой функции. К данным работам относятся вспомогательные работы, выполнение которых необходимо для реализации функций конкретного структурного подразделения. Данный коэффициент учитывает работы, оказывающие меньшую значимость на процесс выполнения основных работ (отраженных объемными показателями), но необходимые при их осуществлении;
Кдоп. — дополнительный коэффициент, учитывающий выполнение ненормируемых и разовых работ по периодам (месяц, квартал, год) при условии незначительного их удельного веса затрат времени в общей структуре годового фонда рабочего времени, а также время на отдых и личные надобности (в некоторых случаях Кдоп . может несколько раз применяться в одной расчетной формуле; это объясняется тем, что существуют отдельные виды работ, которые значительно отличаются от основных работ, выполняемых в конкретном структурном подразделении, поэтому есть смысл их выделить (соответственно: Кдоп.1, Кдоп.2 и т.д.).

Нормативная численность работников в целом по предприятию определяют путем суммирования полученных нормативов по подразделениям и норматива управляемости для руководителей, осуществляющих общее руководство, при этом производят округление до целого числа.
При расчете общей численности персонала предприятия следует иметь в виду, что численность начальников секторов, лабораторий, бюро, а также заместителей начальников отделов, занятых основной деятельностью, должна быть учтена в расчетах нормативной численности по соответствующим подразделениям.

Также по этой теме.