Меню Рубрики

Узелковый батик: особенности и техника выполнения. Узелковый батик

Узелковый батик по праву считается самым простым видом росписи тканей. Здесь не требуется особых художественных талантов или предварительной подготовки эскизов, даже резервирующий состав не нужен – только ткань, краситель и различные шнурки, веревочки, камушки, пуговки и прочая мелочь, с помощью которой можно создать узоры на ткани. Сегодня мы сделаем узелковый батик по пошаговому мастер-классу, который будет описан в нашей статье!

Техника выполнения узелкового батика заключается в определенном складывании или завязывании ткани с последующим нанесением красителя, при этом в места перевязанные узлами краситель не попадает и образует причудливые и непредсказуемые узоры и переливы цветов.

Узелковый батик отлично подходит для начинающих рукодельниц, которые только начинают осваивать этот вид искусства, с его помощью можно наглядно увидеть и понять, как смешиваются краски между собой, как ведут себя на различных тканях, чтобы потом применить эти знания в более сложных видах росписи. К тому же не нужно покупать дорогостоящие материалы, инструменты, красители и прочие атрибуты для росписи тканей – для первого раза можно попробовать создать замысловатый узор на футболке или окрасить шарф. Способы складывания ткани в узелковом батике могут быть самые различные – можно просто завязать несколько узлов, можно перевязать часть ткани шнурками, а можно сложить в технике оригами – все, что будет угодно для вашей фантазии. С узелковым батиком очень приятно экспериментировать – каждый раз получается что-то новое и интересное.

В узелковом батике используются анилиновые краски для хлопчатобумажных тканей, которые можно купить в специализированном магазине. Если у вас другая ткань, то и краски выбирайте соответствующие, иначе конечный результат может быть не таким, как описано на тюбике с краской.

Некоторые художники в своих работах совмещают узелковый и холодный батик, окрашивая сначала фон с помощью узлов и перевязок, а затем уже наносят определенные рисунки на готовый фон или с помощью узелков получают определенные рисунки, а затем дорисовывают к ним остальные элементы. Получается очень необычно и оригинально.

Для более подробного ознакомления с технологией узелкового батика, предлагаю вашему вниманию мастер-класс по окрашиванию обычной светлой бязи (можно взять любую другую хлопковую ткань, главное чтобы она была светлого цвета).

Мастер-класс по окрашиванию ткани в технике узелковый батик

Необходимые материалы и инструменты:

  • Кусок хлопковой ткани размером около 40*40см;
  • Простой карандаш;
  • Прочные нитки для прошивания;
  • Красители;
  • Кальцинированная сода (необходима только для краски под запаривание «Гамма» или порционных красителей);
  • Швейная игла;
  • Шприц для инъекций без иглы.

Этапы работы.

Готовим раствор кальцинированной соды в теплой воде в соотношении 1/4 стакана соды на литр воды, хорошо размешиваем до полного растворения соды. На подготовленном кусочке ткани прочерчиваем абсолютно произвольно три геометрические линии.

По размеченным линиям прокладываем разнообразные стежки (не забудьте завязать узелки на конце нити, чтобы строчка не распустилась).

Все прошитые строчки аккуратно стягиваем до предела и закрепляем узелками, чтобы ткань не распускалась, должна получиться вот такая картина

Получившийся узелок погружаем на 30 минут в заранее подготовленный раствор кальцинированной соды.

Через 30 минут вытаскиваем узелок из раствора, отжимаем излишки жидкости и раскладываем ткань на полиэтилене.

Поливаем нашу ткань красителем темного цвета с помощью шприца, затем помещаем ее в полиэтиленовый пакет и оставляем прокрашиваться примерно на сутки.

Когда ткань достаточно прокрасилась, прополаскиваем ее вначале в холодной, затем в теплой воде, затем аккуратно распускаем строчки и простирываем ткань в теплой воде с туалетным мылом. После высыхания разглаживаем утюгом. Работа завершена.

При окрашивании различными красителями и разных тканей необходимо строго соблюдать инструкцию на упаковке, иначе есть риск безвозвратно испортить ткань или вещь, которую решите украсить подобным образом.

Такая технология окрашивания позволяет создавать оригинальные платки, шарфы или салфетки, используя самые простые материалы (например, из старого постельного белья можно сделать комплект кухонных салфеток).

Видео по теме статьи

В заключение предлагаем посмотреть несколько видео сюжетов, из которых вы сможете более наглядно узнать, что же такое узелковый батик и как сделать оригинальные вещи из обычных материалов.

Более 10 столетий насчитывает история самого древнего вида батика – узелкового. Родиной этого искусства считается Индокитай. А само слово «батик» складывается из двух: «ба» – это ткань, а «тик» – точка (термин взят с языка, которым пользовались на острове Ява). Название возникло вследствие уникальной технологии окрашивания материала, основой которой было применение воска. Сейчас же батик – это роспись по ткани, воск фактически не используют, а вот вариации структурирования рисунка всякий раз нового усовершенствовались.

Характеристика

Технологию узелкового батика нельзя назвать сложной. Она похожа и на другие направления батика: ткань нужно зарезервировать от попадания на нее красящего состава. Только в конкретной ситуации применим не резервирующий состав, а веревки, нитки, жгуты, с помощью которых можно создавать узлы.

Сначала ткань нужно обмотать, перевязать, сделать на ней узелки, и только потом она опускается в краску. Или же краска наносится на ткань кистью. Когда процесс окраски будет окончен, перемотанные и перевязанные места останутся непрокрашенными. В результате получится интересный узор, его сложность и красота зависят от того, насколько продумана узелковая техника. Узелки, к слову, вяжутся как вручную, так и специальными приспособлениями, напоминающими крючки.

Техника выполнения батика несложная. Ее нередко показывают детям, так как такое ручное творчество им очень нравится: как правило, ребята с помощью узелкового батика делают себе радужные банданы.

Какая ткань нужна?

Чтобы рисунок на ткани получился красивым, ярким, стойким, следует определиться с самой тканью.

  • бязь;
  • ситец;
  • сатин;
  • тонкое простынное полотно.

Оттенки ткани предпочтительнее белые или светлые. Хорошо, если материал будет однотонным, с редким набивным рисунком вроде горошка или полоски. Не секрет, что ручное творчество всегда склоняется к экономии, потому ничего предосудительного в применении тканей, бывших в употреблении, нет. Здорово смотрятся впоследствии работы в технике узелкового батика, ткани которых предварительно выгорели на солнце, утратили свою яркость.

И только когда опыт в технологии окрашивания ткани уверенный, достаточный для усложнения техники, можно приступить к преображению натурального шелка, вискозы, чистой шерсти. А вот синтетическая ткань для батика не используется. Даже ткань с вкраплениями синтетики не подойдет. Эти материалы требуют принципиально иной техники работы, схемы и красители будут другие.

Если не знать этих правил, рисунок может получиться нечетким, размытым. Анилиновые красители не справляются с синтетическими волокнами, отсюда и такой результат.

Красители

Анилиновые красители – вот основной «участник» батика. Они используются для окрашивания х/б тканей. Почти в любом магазине товаров для творчества можно найти довольно широкую палитру этих красителей. Но многие любители батика не ищут легких путей, делают красители самостоятельно.

Это возможно – вспомните, какой оттенок дает луковая шелуха или крапива. Натуральные красители, безусловно, экологичнее, чем и привлекают современных почитателей батика.

Примеры растительных красителей:

  • красный – зверобой, крушина и боярышник;
  • желтый – картофель и орешник;
  • зеленый – крапива и манжетка;
  • оранжевый – чистотел;
  • голубой – голубика;
  • фиолетовый – черника;
  • синий – цветы иван-да-марьи.

Начинать можно и с промышленных красителей, а когда появится уверенность, пробуйте получать краски сами: у вас получится творческий натурпродукт.

Инструменты и вспомогательный состав

Основной инструмент, который помогает сделать узелки – тонкий шнур или прочная, достаточной надежности нить. Они должны подготовить ткань к окраске. Из вспомогательного состава следует отметить:

  • яичную скорлупу;
  • мелкие камушки;
  • древесные щепки;
  • ровные маленькие дощечки;
  • прищепки бельевые;
  • пробки;
  • крышки и другое.

Все эти подручные средства помогают создать на ткани уникальный рисунок. Вы можете не ограничиваться предложенным списком, а придумать свои штампы, авторские. Кто-то использует детские заколки, кто-то колпачки от фломастеров и ручек, кто-то резинки-пружинки.

И также обязательно понадобится вам посуда, где будет осуществляться самое интересное в узелковом батике. Это должна быть емкость из стекла или керамики (в ней будут разводиться краски), эмалированная кастрюля (в ней происходит само окрашивание), емкость для последующего ополаскивания ткани, пластмассовая бутылка для хранения красителя. Нужна и стандартная деревянная лопатка, которой вы будете помешивать ткань.

Технология

Наличие особенных навыков, художественного образования и даже простого умения рисовать – совсем не обязательно. Принцип узелкового батика: каждый кусочек ткани, который не окрасился, завязывается так, чтобы в узелок краска не попала. Для этого и нужны прищепки, зажимы, шнуры. Они и делают то, что в батике называется резервированием ткани. Ткань можно закручивать, складывать, зашивать, подгибать.

Таким способом резервирования и последующего окрашивания можно делать салфетки, скатерти, одежду, платки, банданы, парео.

Следующий этап – окрашивание может быть двух видов.

  • Окрашивание кистью. Заготовку с узелками помещают в не очень глубокую емкость, после чего наносят на нее небольшое количество красителя. Если используете несколько цветов, наносите их поочередно. Но учтите, что соседние цвета часто смешиваются, получается новый оттенок (не всегда красивый). Потому продумывайте, чем и как, в какой последовательности вы красите.
  • Окрашивание погружное. Без кисти вы просто окунаете ткань в емкость с разведенной краской. Так обычно проводят многоцветное окрашивание. Процесс поступательный, небыстрый.

Многоцветное окрашивание будет более сложным. На натянутой ткани мастер ставит кляксы, делает полосы и различные пятна, претендующие на художественность. И после высыхания на ткани завязывают узлы, маленькие и большие, после чего ткань погружают в краску более темного оттенка, нежели использовался до этого. Процедура повторяется несколько раз.

Как закрепить состав?

Есть вариант использования красок «под утюг». Работа сначала высушивается, потом освобождается от узелков, проутюживается с обратной стороны. Затем ее следует хорошенько прополоскать в чистой воде, таким образом удаляются остатки красителя. Если используются парозакрепляемые красители, ткань также освобождается от узелков, роспись фиксируется паром. Изделие также следует прополоскать, высушить, проутюжить.

Если вы применяете анилиновый краситель и погружной способ, есть возможность закрепить краситель сразу. Его разводят горячей водой в посуде, которую можно нагревать. Эта вода должна вся покрывать ткань даже после кипячения, потому воды берется 3-4 л на 100 г ткани (в сухом состоянии). Заготовка кладется в посуду и кипятится на не очень большом огне. Хлопок кипятят минут 20, затем его достают, к раствору добавляют 50 г соли, и снова кипят ткань полчаса.

Если красить шелк, процесс не сильно будет отличаться, но только вместо соли, в ход идет уксус. Ткань нужно оставить в растворе до той поры, пока его температура не опустится до 50 градусов. Затем ткань промывают в теплой воде, потом в холодной. Лишь на этом этапе развязываются узелки, и ткань снова промывается. Утюжат ткань еще влажной, чтобы складки от узлов ушли без проблем. Если вы все сделаете именно так, в повторной фиксации цвета не будет необходимости.

Узелковый батик – не самая капризная техника, она прекрасно сочетается с другими (с холодным и горячим батиком). Зачастую мастера используют ее в качестве основы для цветочного мотива, который далее прорабатывают уже в технике холодного батика. В технике необязательно использовать весь отрез, а лишь его часть. Пока вы кипятите материал, один его край можно оставить непрокрашенным, удобным способом закрепив его над посудой для кипячения. Так, переход от цветной части к неокрашенной будет естественным. А далее можете вручную расписать неокрашенный фрагмент.

Те, кто в советские годы, «варил» джинсы, понимает, как с помощью узелков и кипячения можно добиться уникального дизайна одежды. Попробуйте узелковый батик, вам понравится!

В следующем видео вас ждет мастер-класс по узелковому батику (узор «спираль»).

Технология 5 класс. Урок№ 61-62. 03.05.2018г.

Тема : « Техника узелкового батика. Изготовление набора салфеток.

Цель : Развить интерес у воспитанников к виду искусства – узелковому батику.

Задачи:

Познакомить детей с техникой создания узелкового батика;

Научить создавать декоративные узоры на ткани при помощи завязывания узлов различной сложности;

Самостоятельно выполнять узелковую технику;

Формировать у детей потребность включения в творческую деятельность;

Прививать уважение к традициям декоративно-прикладного творчества России и других стран

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Оборудование: ноутбук. Проектор. Экран. Презентация. технологическая карта изготовления «узелкового батика», пуговицы, краски, перчатки, ножницы, кисти, платочки, клеенки.

Планируемые результаты:

Предметные: Научиться работать в технике « узелковый батик», сформировать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций,

умение выявлять сущность и особенности объектов, умение на основе анализа объектов делать выводы.

Метапредметные: формировать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника,

умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные: Формировать мотивацию к обучению и целенаправленную познавательную деятельность

Ход урока

1.Организационный момент . Проверка готовности к занятию. – Что вы чувствуете в начале урока? (На доске кружки разного цвета: красный- радость, синий- спокойствие, зеленый- тревога)

2.Актуализация знаний. Постановка проблемы

Просмотр работ народных умельцев. (дымковская игрушка, вышивка, макраме, вязание и т.д Что вы увидели на доске? Что можете сказать об этих работах? Кем выполнены все работы? - Все просмотренные работы выполнены народными умельцами, мастерами, рукодельницами.

Сообщение учителем о народных промыслах

Земля русская испокон веков славится мастерами, людьми, способными своими руками создавать и творить настоящую красоту. По широким просторам нашей страны в изобилии разбросаны произведения народного искусства . Все эти люди талантливы, увлечены своим делом и крепко держат нить традиций в своём промысле. Народное искусство многогранно, и гранями его являются художественные промыслы и ремёсла. Все они разные, но преследуют одни и те же цели: украсить быт человека, развивать его художественный вкус. В российских произведениях художественных промыслов живет душа народа. Издавна славится наша родина своими мастерами, своими делами. Где бы мы ни были - везде встретим чудо- мастеров, умеющих превращать природные материалы в удивительные творения.

Учитель: И на сегодняшнем уроке мы совершим путешествие в страну «батика», познакомимся с удивительным и прекрасным искусством художественной росписи ткани. Батик - один из видов декоративно-прикладного искусства. Овладев им, Вы сможете создавать прекрасные панно, для оформления интерьера, предметы быта, а также различны вещи. Это могут быть оригинальные платки, шарфы, платья, блузки, расписанные по вашему замыслу.

3.Открытие знаний (просмотр презентации.)

Родиной искусства украшения тканей красящими веществами считают Индию – страну, где в изобилии природные красители, благодаря которым и появились разные способы расцвечивания тканей. Так, например в Индии широко распространился способ “ бандхари ”. Перед окрашиванием ткани определённые её участки крепко перевязывались суровой нитью или сама ткань завязывалась узлом. Так на цветном фоне появлялась белая фантазийная узорная линия. Это название изменилось сегодня и звучит – “бандана”, что означает “обвяжи – окрась”.

Уже в самом переводе заложен смысл узелковой техники. К сведению: знаменитая краска “индиго” в Европу была завезена также из Индии. Узелковая техника под названием “планги”, что означает “пробел – пятно”, известна в Малайзии и Индонезии. В России батик появился в ХХ веке и применялся для украшения интерьера: занавески, абажуры, покрывала, скатерти, настенное панно – всё богато украшалось в технике батика.

Например, в 70-е годы в технике узелкового батика молодёжь красила футболки, которые превращались из белых, серо-голубых в многоцветные и были последним “криком моды”, а в последующие годы и джинсы “вываривались” в этой технике. Сегодня снова очень модно носить сарафаны, джинсы, блузки с разноцветными разводами, а также футболки, шарфы, банданы, платки… И батик становится всё более популярным видом искусства во всём мире, в том числе и в России.

Существует несколько видов батика: техника горячего батика (парафин); техника холодного батика (резерв);техника набивного батика (штамп, трафарет); техника узелкового батика (узлы).

Сегодня мы изучим технику узелкового батика Главное – узелковая техника доступна любой возрастной группе, учащиеся вообще могут не иметь художественных навыков и при этом создавать неповторимые узоры на салфетках, платках, футболках, топах и т.д.

Главный секрет узелкового батика – это УЗЕЛ. Красота и своеобразие узора зависят от толщины перевязочного материала, а также от числа, размера и формы завязанных узлов. Узел можно завязывать из самой ткани или с помощью крепких ниток или шнура. Конечный результат будет зависеть от того, насколько крепко был завязан узел.

4. Применение знаний . Рассматривание образцов. Работа с технологическими картами.

1. Чтобы научиться этому способу оформления ткани, создадим для начала самую простую композицию. На ткани завяжем узелок, крепко перетянув его ниткой.
2. Прокрасим складку узелка цветной тушью, чернилами или акварелью. А можно оставить узелок неокрашенным и прокрашивать складки под ниткой - получится цветок с более острыми лепестками.
3. Развяжем узелок и завяжем другой - там, где это требуется. Его складки уже прокрасим другим цветом. Завязывать узелки на ткани можно по-разному: делать их большими и маленькими, помещать два и больше узелков, тогда на ткани выйдут «колесики» и «цветочки». Рисунок будет зависеть и от того, как завязывать саму нить. Если нужно оставить светлые промежутки между кругами ткани, туго перевязываем узелок нитью и широко ее наматываем. Узор из ломаных линий получится, если наматывать нитку наискосок.
4. Фон закрашиваем.
5. Напечатаем листочки с помощью живых листьев, стебельки дорисуем кисточкой. Прогладим лист утюгом через лист бумаги.
6. «Узелковый» батик поможет изготовить оригинальные платочки или повязки на голову.

Подготовительный этап:
- Готовим рабочее место (застилаем клеёнкой, плёнкой; подготавливаем краски, кисть, нитки, перчатки).
- Экипируемся (например: фартуком).
Процесс:
- Ткань связываем (произвольно).
Можно навязать много узелков (нитками на ткани, или саму ткань вязать в узлы), можно в несколько раз сложить ткань и перевязать нитками...)
- Смачиваем связанную ткань в воде, отжимаем;
- Окрашиваем - проводим кистью с краской по влажной ткани, краска расползается, наносим еще краску.
Сначала наносим светлые тона, затем (когда со всех сторон нанесли светлые) - тёмные (их наносим меньше)
Просушиваем феном или утюгом.
Завершающий этап:
Когда ткань подсохла - аккуратно срезаем нитки...
Разворачиваем и смотрим, что же получилось.
Техника безопасности: - При крашении работать в перчатках; Пользоваться посудой с устойчивым дном; Накрывать стол плёнкой;

Не ставить краски на край стола; Волосы убрать под косынку; Осторожно завязывать узлы ниткой, чтобы не поранить пальцы.

Самостоятельная работа

Для работы нужны следующие материалы: Однотонная ткань светлых тонов; Крепкие нитки или шнур; Красители; Резиновые перчатки;

Крупные бусины или камушки, пуговицы (для обвязки шнуром).

1-й этап выполнения узелкового батика: Создать эскиз изделия; Определить и наметить расположение узора на изделии; Определить цвет для окрашивания; Определить способ завязывания узла. Узлы завязывать необходимо очень туго, чтобы краситель не проник в завязанную часть ткани. Итак, салфетки с завязанными узлами готовы, теперь необходимо выбрать цвет красителя, можно несколько цветов. Экспериментируйте, создавайте свой неповторимый узор, чтобы придать своей работе выразительность, гармоничность.

Физкультминутка . Снятие усталости с глаз: Быстро и сильно потереть ладони друг о друга так, чтобы они стали горячими. Затем приложить ладони к глазам и подержать минуту. Снятие напряжения со спины: Откинуться на спинку стула, медленно поднять руки вверх, делая глубокий вдох и медленно опуская руки – глубокий выдох. Повторить несколько раз.

Фронтальный опрос . -В чём секрет техники узелкового батика? -Где и когда появилась техника узелкового батика? -Чем можно дополнять узелковый узор? -Техника безопасности при работе с нитками во время окрашивания изделия?

5. Итог урока- Рефлексия: Я узнала…; Я научилась…; Мне понравилось… Молодцы! Сегодня вы все активно, заинтересованно и результативно поработали! И самое главное – рационально использовали рабочее время. Выставление оценок за урок.

Сегодня мы поговорим об одном из древнейших способов окраски ткани. Наверняка Вы часто видели одежду и аксессуары из ярко окрашенной ткани с причудливыми узорами. Они бывают многоцветные, однотонные, яркие, приглушенные по цвету.

Узоры часто представляют собой спирали, “ракушки”, ромбы. Вещи, созданные в этой технике, отличаются яркостью, самобытностью и неповторимостью.

Существует метод окраски ткани после складывания материала определенным образом. Различные варианты сложения создают неповторимые рисунки. Это техника узелкового батика. При работе в ней могут использоваться камни, пуговицы, пробки — все что угодно.

Узелковая техника отлично подходит тем, кто любит интересные абстрактные узоры или сомневается в своих способностях рисовать, а создать оригинальную вещь своими руками ой как хочется!

Именно в ней можно, последовательно сделав ряд несложных действий, развернуть ткань и ахнуть от изумления, восхищаясь полученным результатом.

Из несомненных плюсов узелковой техники могу отметить простоту в исполнении. То есть никаких художественных навыков здесь не требуется, рисовать мы не будем, строить композицию, делать эскизы и переводить их на ткань не нужно.

Получается всегда интересный, непредсказуемый результат, вызывающий бурю восторга. Ещё плюс — доступность. Нам понадобятся только хорошая ткань, краски, внимание и терпение.

Ну что? Любопытство, интерес и желание попробовать есть? Тогда идем дальше!

Суть действий проста. Ткань завязывают в узлы в произвольном порядке или по определенной схеме — выбор за мастером. Хаотически обматывают нитками, иногда заворачивают в материал камешки разной величины.

После перекрученную ткань окрашивают. В места, туго перетянутые нитками или завязанные узлами, не попадает краска — таким образом и получается оригинальный рисунок.


Красить ткань таким образом начали в далекой древности. Даже самая простая ткань после такой обработки становится оригинальной и неповторимой. Можно разделить процесс на несколько этапов, перевязывая по-новому уже окрашенную ткань.

После 2-3-х разового повторения действий получается более интересный рисунок. Так можно красить, переходя от светлого к темному, добиваясь цветовых растяжек.

Для узелкового батика подходят различные ткани, но лучший эффект получается на натуральном материале. Важно брать сочетаемые ткани и краски.

В Индии этот вид окрашивания ткани называется “бандан”. Мастера завязывают узелки в определенном порядке, создавая сложные узоры. После окрашивания ткань не проглаживают, сохраняя гофрированный эффект. Таким образом в Индии оформляют праздничную одежду.

В Японию эта техника попала из Китая и получила название “шибори”. В наше время одежда и аксессуары, окрашенные в технике шибори, пользуются большой популярностью.

Итак, подробнее про технику выполнения. Для работы нам понадобятся: материал, краски, кисти, нитки, поверхность, которую не жалко испортить, емкости для просушивания ткани, ну, и средства для оперативного устранения всяких неожиданных казусов (бумажные полотенца или салфетки вполне подойдут).

Сначала нужно постирать и высушить ткань. Затем подготовим наше рабочее место — накроем стол полиэтиленом или любым другим материалом, который защитит поверхность от краски.

Начинаем работу. Ткань можно складывать в любом направлении, завязывать в узелки в определенном порядке или хаотично, можно обмотать нитками или перевязать резинками.

После того, как материал связан, погружаем его в воду, вынимаем и отжимаем. Начинается следующий этап — окрашивание. Тут есть свои нюансы. Если у Вас краска парозакрепляемая, то после окончания работы материал нужно будет запаривать. Если термозакрепляемая, то проглаживания утюгом будет достаточно для фиксации красок.

У термозакрепляемых есть одна особенность. Если ими злоупотреблять и наносить в 3 и более слоев, то есть шанс получить в итоге неприятные уплотнения.

Окрасить подготовленную ткань можно в разные цвета, но не забываем, что они должны сочетаться друг с другом. Берем кисточку и наносим на влажную ткань краски.
Работа всегда ведется от светлого к темному.

Закончив действие, оставляем ткань до полного высыхания. Затем освобождаем от ниток, резинок и узелков, разворачиваем и проглаживаем утюгом, выбрав подходящий температурный режим.

Экспериментируйте, пробуйте. Существуют определенные схемы складывания для получения определенных узоров. Эта техника идеально подходит для создания оригинальных вещей, аксессуаров. Можно расписать платки и палантины, банданы, салфетки и дарить их друзьям и близким.


Сейчас пользуются большой популярностью вещи с яркими, необычными узорами, а если изделие рукотворное, то цена его возрастает в разы. Начните, может это станет Вашим первым шагом в новой увлекательной профессии.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЯНАУЛЬСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ПИОНЕРОВ И ШКОЛЬНИКОВ Г. ЯНАУЛ

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЯНАУЛЬСКИЙ РАЙОН

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Методическая разработка

«Узелковый батик»

(комплект занятий 4 часа)

г. Янаул:

Татьяна Ефимовна Бигильдина

2015

Тема: «Узелковый батик». (4ч.).

Цель: Научить детей выполнять узелковый батик.

Задачи:

Обучающие:

Познакомить детей с одним из методов выполнения батика – «узелковый батик».

Познакомить детей с изобразительным искусством эпохи палеолита.

Научить детей выполнять декоративные композиции в стиле наскальных рисунков первобытного человека и применять их в сочетании с узелковым батиком;

Развивающие:

Развитие художественного вкуса;

Развитие фантазии, творческих способностей обучающихся;

Воспитательные:

Воспитывать интерес к творчеству и изобразительной деятельности;

Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени, помогать детям в их желании сделать свои работы практически значимыми;

Воспитывать усидчивость, аккуратность, прививать умение организовать своё рабочее место.

Обогащать внутренний мир детей через их знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства.

Актуальность: Не смотря на то, что человек в наши дни живёт в огромном мегаполисе, он, так же как и первобытный человек ощущает связь с природой и пытается изображать её. Если древнему человеку не приходилось выбирать изобразительные средства для своего творчества (камень и природные красители), то сегодня таких средств огромное множество. Даже в батике существует множество методов и приёмов. Один из них «узелковый батик». Узелковый батик намного быстрее приводит к конечному результату, что не может не заинтересовать детей. Кроме того, он непредсказуем, сохраняет загадку до конца выполнения работы.

Новизна: Мы изучили технику холодного батика - приёма довольно трудоёмкого. Узелковый батик – это ещё не знакомая детям техника, которая выполняется довольно просто и быстро. С её помощью можно расписывать большие площади, намного превышающие площадь рабочей рамки для батика, такие, как шарфы, платки, юбки и кофточки.

Занятие 1 (2ч)

Тема занятия: « Узелковый батик «Розетка» в тёплых тонах. Выполнение композиции в стиле наскальных рисунков эпохи палеолита»

Тип занятия: Учебная работа с элементами творчества.

Цель занятия: Научить узелковому методу выполнения батика.

Задачи занятия : расширить кругозор обучающихся в области древнего искусства, развить фантазию, творческий потенциал, эстетические представления и художественный вкус. Воспитание любознательности, любви к истории родного края.

Зрительный ряд:

1.Презентация:

  • Этапы работы в технике «узелковый батик»;
  • Репродукции наскальных рисунков пещер: Альтамира, Ласко, Капова пещера, и африканских наскальных рисунков.
  • Работы художников в технике «батик» в стиле наскальных рисунков.

2.Репродукции наскальных рисунков;

3.Шаблоны изображений в стиле наскальных рисунков.

Материалы:

1. Ткань капроновая, размер 30х40 см.;

2. Краски тёплых цветов, разведённые водой 1:2;

3. Кисти беличьи № 3-4.

4. Баночки с водой;

5. Нитки шёлковые;

6. Фен;

7. Шаблоны изображений наскальных рисунков древнего человека;

8. Простой карандаш;

9. Рамки для батика, формат А-3;

10. Кнопки канцелярские;

11. Резервирующий состав чёрного цвета;

12. Трубочки стеклянные для нанесения крнтура.

План занятия:

2. Теоретическая часть………….………..……………………………….10мин.

3. Выполнение узелкового батика………………………………….…….30мин.

4. Натяжение ткани на подрамник, рассказы о пещерах………………..10мин.

5. Составление композиции, нанесение резерва…………………………30мин.

6. Завершение занятия …………………………………………………….5мин.

1.Приветствие:

Это очень лёгкий метод!

Им что хочешь, распиши.
В узел завяжу монетку,
Не на счастье – для души!

День-деньской по льну и хлопку,
навожу я кракелюр.
Развяжу я узел крепкий

И получится ажур.

О чём это стихотворение? (о батике) О каком?

Сегодня мы изучим новый метод росписи ткани «узелковый батик». Он интересен тем, что выполняется быстро и с его помощью можно расписывать большие площади.

2. Теоретическая часть (слайды 1-7)

Узелковый батик - вид художественной росписи ткани, заключается в том, что участок ткани, который должен остаться неокрашенным, перевязывают навощённой нитью или шпагатом, завязывают ткань узлами, ограничивая доступ краски. В ткань завязывают стеклянные шарики, пуговицы, монеты.

Способы складывания самые разнообразные. Каждый художник изобретает свои способы и получает новые виды рисунка. Завязывать можно тоже по-разному.

Затем ткань смачивают водой и окрашивают. При этом заранее подбирают гармоничное сочетание цветов для окрашивания.

После высыхания, нитки аккуратно разрезают, скрутку разворачивают

В зависимости от способа завязывания, получаются различные виды рисунка

Чем сложнее узлы, тем интереснее рисунок.

Скажите, как можно использовать узелковую роспись?

(для росписи одежды, драпировок и занавесов)

А ещё узелковый батик может служить фоном для других видов росписи. Нам сегодня предстоит выполнить работу в стиле наскальных рисунков первобытного человека. Посмотрите примеры работ на эту тему, выполненные в различных техниках батика (слайды 8-15) Для их выполнения понадобилось бы не менее четырёх занятий. Мы сделаем эту работу за полтора занятия.

3. Выполнение фона для рисунка: (слайды 16-18)

  1. Для этого сделаем скрутку «розетка». Розетку можно выполнить по разному: можно расположить её симметрично, можно нарушить симметрию, сдвинув центр скрутки вверх или в сторону. Можно вообще сделать её из угла ткани.
  2. Обычно скрутку смачивают водой и хорошенько отжимают. Мы этого делать не будем потому, что работаем c капроновой тканью. А она очень быстро пропитывается красками и без дополнительного смачивания.

(Дети сворачивают и перевязывают ткань, педагог показывает, как это делать на примере).

Физкультминутка:

Быстро встали, улыбнулись

Выше-выше потянулись

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Сели, встали. Сели встали.

И на месте побежали.

  1. Теперь окрасим нашу скрутку в тёплые цвета. Краски я подготовила заранее. Так как это будет фон, то он не должен получиться слишком ярким. Для этого я развела их в пропорции 1:2. Последовательность цветов выбирайте самостоятельно, чтобы каждая работа была индивидуальной. Получится рисунок «Солнышко». Не переувлажняйте работу. Иначе она будет слишком долго сохнуть.
  2. Складываем раскрашенные скрутки на блюдо и идём на перемену.

(Во время перемены педагог сушит работы феном).

4.Натяжение ткани на подрамник, рассказы о пещерах

Мы продолжаем работу над композицией. Разрежем скрутки ножницами.

Техника безопасности:

Не берите ножницы в руки без надобности;

Ножницами нужно работать аккуратно, чтобы не порезать ткань;

Не размахивайте ножницами и не направляйте остиё в сторону товарищей или к себе;

Передавайте ножницы друг другу только вперёд кольцами;

После окончания работы нужно положить ножницы на стол;

После разрезания ниток, ткань расправляем и натягиваем на подрамник.

А пока мы готовим ткань к работе девочки расскажут нам о местах, где встречаются наскальные рисунки:

  1. докладчик - Пещера Альтамира; (слайды 19 -24)
  2. докладчик - Пещера Ласко; (слайды 25 -29)
  3. докладчик – Капова пещера; (слайды 30-33)
  4. докладчик – африканские наскальные рисунки; (слайды 34 -39)

5.Составление композиции.

Теперь, когда мы познакомились с изобразительным искусством эпохи палеолита, приступим к выполнению рисунков контурами сразу на ткань. При этом надо помнить, что стереть неудавшийся рисунок не получится. Представьте, что у первобытного человека тоже не было такой возможности. Природный краситель так въедается в камень, что сохраняется на десятки тысячелетий до наших дней. Для тех, кому трудно выполнять рисунок контуром, можете сделать предварительный рисунок карандашом и только в крайнем случае воспользоваться шаблонами.

Последовательность нанесения резерва:

- Резервирующий состав в трубочку набирает педагог;

Для предотвращения вытекания резервирующего состава, трубочку необходимо держать под наклоном, тонким концом вниз, крючком вверх;

Непосредственно в момент работы крючок трубочки переворачивается вниз и соприкасается с тканью под прямым углом;

Наносит контур надо сверху, идя постепенно вниз;

Для предотвращения образования утолщений на рисунке и клякс, необходимо пользоваться ветошью для удаления образовавшихся на конце трубочки капелек резерва.

Резерв наносится не спеша. При нанесении резерва необходимо следить, чтобы контур не прерывался и был достаточно толстым;

Чтобы рука не дрожала, необходимо зафиксировать предплечье упором на раму.

(Дети рисуют на ткани контуром, педагог заполняет трубочки резервом, следит за ходом работы, помогает исправлять ошибки).

6.Завершение занятия.

Наше занятие заканчивается, а работа над композицией ещё не завершена. Для высыхания контура понадобится не менее суток. Поэтому роспись рисунков красителями мы сделаем в следующий раз.

Скажите, какова была цель этого занятия? (научиться выполнять узелковый батик).

Рефлексия: Перед вами картина и наклейки солнышек и туч.

Кто считает, что научился узелковому батику, приклеивает солнышко на картину; кто считает, что не научился – тучку.

Если имеются тучки на картине, выявляем причины, обсуждаем результат.

Уборка рабочих мест.

Занятие 2 (2ч.)

Тема занятия: Завершение композиции в стиле наскальных рисунков эпохи палеолита»

Тип занятия: Практическая творческая работа.

Цель занятия: Закрепить навыки росписи текстильными красителями.

Задачи занятия : развитие художественного вкуса, воспитание усидчивости, внимания, добросовестного отношения к выполняемому делу.

Зрительный ряд: Репродукции наскальных рисунков эпохи палеолита.

Материалы:

1. Ткань капроновая, с нанесённым контуром рисунка, натянутая на подрамник А-3;

2. Краски: черная, коричневая, красная, оранжевая;

3. Кисти беличьи № 2.

4. Баночки с водой;

План занятия:

1. Приветствие. Сообщение темы занятия...…………………………….5мин.

2. Роспись красителями силуэтов рисунков…………...………………..80мин.

3. Завершение занятия. Выставка работ. Уборка рабочих мест…………5мин.

1.Приветствие.

Ах, этот батик - штрих по шёлку,
В прозрачность ткани - капли краски...
Улыбка, вздох... Поправив чёлку,
Я уношусь в реальность сказки.

Сегодня мы заканчиваем композицию в стиле наскальных рисунков эпохи палеолита.

2. Роспись красителями силуэтов рисунков . Хотя мы будем расписывать фигуры в виде силуэта. Но это будет не чисто чёрный силуэт, а силуэт с добавлением коричневой, красной и охристо-оранжевой краски. Это сблизит наши изображения с наскальными рисунками и сделает их более объёмными.

(Дети раскрашивают фигурки красителями, педагог следит и помогает исправлять ошибки).

Техника безопасности:

  1. Хотя красители «decola» считаются безопасными для детей, нельзя допускать их попадания в рот и на слизистые оболочки;
  2. Пользоваться красками можно только из блюдечка, предварительно набрав их из баночек;
  3. Крышки на баночках необходимо каждый раз закручивать и ставить в коробку.

Физкультминутка в середине занятия:

1,2,3,4,5

Надо нам присесть и встать.

Руки развести пошире,

Наклониться-3,4

И на месте поскакать:

На носок, потом на пятку.

Так мы делаем зарядку!

3.Завершение занятия. Выставка работ. Уборка рабочих мест.

Примеры работ

Приложение 1

Пещера Альтамира. Находится в Испании. В г. археолог -любитель Марселино Санс де Саутуола вместе с 9-летней дочерью случайно открыли пещеру с рисунками. Пещера длиной 270 м состоит из серии двойных коридоров и залов. Рисунки представляют изображения бизонов , лошадей, кабанов, отпечатки ладоней и др. Они выполнены углем , охрой , гематитом и другими естественными красками. Рисунки расположены на потолке и стенах не только главного зала, но и в главном коридоре и других залах. Древние художники использовали естественные контуры стены для создания трёхмерного эффекта. Пещеру Альтамира называют «Сикстинской капеллой» эпохи палеолита.

2. Пещера Ласко. Находится во Франции. Её в 1940 году обнаружили 4 мальчика, которые, играя забрались в яму, открывшуюся под корнями упавшего после бури дерева. Живопись пещеры Ласко – изображения быков, диких лошадей, северных оленей, бизонов, баранов, медведей и других животных – самое совершенное художественное произведение из тех, которые были созданы в эпоху палеолита.

3. Капова пещера. Иначе её называют пещера Шульган-Таш, находится в Бурзянском районе Башкирии. Известна наскальными рисунками эпохи палеолита. «Капова» происходит от слова «Капище», то есть в доисторические времена использовалась как храм.

Рисунки были открыты в 1959 году зоологом заповедника А. В. Рюминым. Рисунки выполнены в основном охрой - природным пигментом на основе животного жира, возраст их около 18 тыс. лет, изображены мамонты .

  1. Африканская наскальная живопись.

Африка считается колыбелью человечества, ведь именно на этом материке был найден скелет нашего предка. Черный континент богат наскальной живописью, которую также оставили наши предки. Древние люди Африки жили, охотились, проводили свои обряды. Они позаботились о том, чтобы их знания не исчезли в сыпучих песках времени, поэтому старательно нанесли на скальную породу самое важное по их мнению. Множество петроглифов по всей Африке говорят об одном, работа древних людей не была напрасной, послание успешно прошло сквозь тысячелетия. Множество неглубоких гротов и пещер испещрены петроглифами, которые описывают жизнь древних африканцев. Как и наскальные рисунки из других регионов мира, на африканских можно полностью проследить историю людей того времени. Сцены охоты достаточно точно передают весь процесс в мельчайших деталях.

Тассили-н-Ажер в Алжире, что означает "Плато Рек" - один из самых известных в Северной Африке, горных массивов с наскальной живописью. Рисунки, найденные там, показывают зеленую Сахару, изобилующую жизнью, которая выглядит абсолютно контрастно по отношению к той засушливой пустыне, которой с тех пор стал этот регион.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: