Меню Рубрики

Особенности профессии библиографа. Библиографы Профессия библиографа в современном мире

Недавно моя коллега рассуждала о том, каким является современный библиотекарь. Вы, надеюсь, узнали много нового о нашей профессии. Но есть у нас такое страшное-престрашное слово «библиограф». Но не пугайтесь, оно не кусается! А чтобы в этом убедиться, представляю вам небольшую расшифровку его значения.

Сама по себе профессия библиографа обязывает иметь хорошее логическое мышление, быструю реакцию, знать фонд своей библиотеки и, безусловно, любить своё дело!

Библиотека меняется, а с ней и её сотрудники. Так каким же должен быть современный библиограф?
Для начала надо бы выяснить, чем же таким библиографы занимаются в современной библиотеке. Основная их задача - выполнять различного рода справки, подбирать литературу для обзоров и так далее. Честно говоря, работёнка не из лёгких. А ну-ка, попробуйте найти книги, в которых будет упомянута фамилия няни А. С. Пушкина! Сложно? То-то же! А хороший библиограф не просто найдёт вам эту информацию, но и предоставит список источников в красивом, понятном и логически обоснованном виде. Не каждому человеку дано стать библиографом, ведь очень легко запутаться во всех этих описаниях, аннотациях. Ну вот скажите, как за пять минут подобрать десяток документов, которые подойдут читателю разобраться в определённой теме? А библиограф знает как!

Не смотря на все предрассудки (люди ведь думают, что в библиотеке работают исключительно старушенции из прошлого века, у которых совершенно отсутствует чувство стиля) библиограф должен так же прекрасно выглядеть, как и знать своё дело. Ведь в нашей профессии внешний вид тоже имеет значение. Ну какому человеку захочется спрашивать что либо у беззубой бабушки, одетой в шерстяной свитер на два размера больше, чем надо? Красивая улыбка, доброжелательный, весёлый голос - вот он, секрет нашего успеха!

Ещё одно немаловажное качество - позитив и коммуникабельность. Всегда встречаем читателя с улыбкой, даже если в душе ураган, настроения нет, всё рушится в жизни. Ведь, по сути, наше призвание - помогать людям. Да, мы не спасаем их жизни, как милиция и врачи, не кормим их, как повара, но даём что-то важнее физической пищи - пищу духовную. Мы даём людям возможность развиваться, помогаем в учёбе. Разве это не прекрасно?

Библиограф - это «ходячая энциклопедия». Он знает всё обо всём и в любой момент сможет дать ответ на все ваши вопросы. Не столько из-за того, что действительно знают всё (действительно всё знать невозможно), сколько из-за умения быстро реагировать и делать из потока ненужных слов одно предложение, которое действительно попадёт «в яблочко».

В завершении можно сделать вывод о том, что библиографом быть сложно, поскольку не каждый человек в состоянии справиться с этой профессией. Цените и любите ваших библиографов, они уникальные создания!

Человеческий разум испытывает меньше трудностей,
продвигаясь вперед, чем углубляясь в самого себя.
П. Лаплас. Аналитическая теория вероятностей*

Доктор педагогических наук, академик МАИ при ООН и РАЕН, директор Библиотеки РАН Валерий Павлович Леонов подготовил к печати новую книгу о библиографах. Введение к ней мы предлагаем вниманию читателей.

Есть такая профессия - библиограф. И у этой профессии имеется одна удивительная особенность - общение с накопленным человеческим знанием один на один, без посредников. И не только в качестве обозревателя, но и соучастника. Свобода общения с миром знаний выводит библиографа на события иного масштаба времени; физически ощущаешь, что и Александрийская библиотека, и библиотека Ярослава Мудрого - это не только великое прошлое, но и вероятное настоящее. Восхищает мощь накопленной информации, приоткрывается грандиозность того, что К. Поппер назвал "знанием без субъекта знаний"*. Раскрепощение, чувство свободы библиографа, обострение не только памяти, но прежде всего - интуиции, когда всего лишь несколько строк в энциклопедии или справочнике, набранные петитом, - это и озарение, и подсказка, необходимые для решения задачи. И библиограф выбирает правильный путь...
Особенность библиографии как профессии в том, что в ней пока не существует четко выраженного профессионального научного сообщества, оно для библиографов гораздо более размыто, нежели для физиков, биологов или химиков. Библиографом в принципе может назвать себя каждый. Но это не значит, что нет определенного класса наук, которые занимаются библиографией. Библиография - это вполне конкретная деятельность, даже более конкретная, чем, скажем, изучение природы. Потому что мы не знаем, где границы природы, где она начинается и заканчивается, насколько устойчивы ее законы. А библиография - фиксирует и изучает все, что создано и описано человеком и превращено особым способом в коллективное достояние. Если согласиться с определением библиотеки как космоса, отраженного в текстах*, то библиография в самом общем виде есть путеводитель по космосу текстов, который выступает в данном случае в исходном значении древнегреческого слова. Это миропорядок, установленный от века и регулирующий все отношения во вселенной. Космосу противостоит хаос. Без библиографии, без обзора космос текстов будет безмолвным, ему будет угрожать хаос. Главная задача библиографии видится в том, чтобы представить пользователю обзор накопленного мирового знания, сориентировать и указать пути возможного решения интересующей проблемы.
Библиография тяготеет к общению, к тому, что можно назвать большим разговором эпохи. Наука отходит от разговора, уходит в монолог, а библиография, наоборот, хочет приблизиться к диалогу и вобрать в себя все имеющиеся точки зрения. Здесь никто не может стремиться привести все к общему знаменателю. Может быть поэтому в библиографии едва ли возможна теория в строгом смысле слова; есть много теорий библиографии и все они достаточно равноправны. Библиографическая теория существует как мнения отдельных ученых, которые смогли объединить очень много различных фактов и наблюдений: А. И. Барсук, Э. К. Беспалова, М. А. Брискман, А. А. Гречихин, Ю. С. Зубов, О. П. Коршунов, Н. А. Сляднева, А. В. Соколов, В. А. Фокеев и другие.
Предлагая современное понимание библиографии, я взял в качестве эпиграфа к книге слова П. Лапласа (1749-1827) - выдающегося французского ученого-естествоиспытателя. Следуя его логике, можно полагать, что "продвижение разума вперед" и "углубление разума в самого себя" в какой-то мере были неразрывны на протяжении всей истории развития книжного и библиотечного дела. Но сейчас такая связь усилилась и стала более явной. Сегодня трудности построения теоретических основ библиографии обусловлены необходимостью для разума целенаправленно углубиться в самого себя, чтобы продвинуться вперед по основному руслу уже имеющихся концепций.
Цель книги "Библиография как профессия" - вызвать у читателя сомнения и поставить под вопрос сложившиеся принципы и подходы к изучению феномена библиографии, попытаться увидеть работу библиографа не со стороны, не на расстоянии, а соприкасаясь с ней. Мне представляется важным вернуться к рассмотрению истоков библиографии, способам представления зафиксированного в текстах знания, подходам к его реконструкции. Сформулирую главный тезис книги: библиография для меня - это одновременно и профессия, и класс наук. Здесь в одном термине естественным образом закреплена связь формирования профессионального сообщества с развитием комплекса научных знаний. В перспективе такой подход к библиографии может сыграть важную роль в организации рациональной деятельности человека в целом.
Итак, я буду говорить о библиографии, имея в виду не систему библиографических знаний (как результат конечной работы), не описание процессов библиографической деятельности, как это было раньше, а - профессиональное научное сообщество, принципы организации в нем общения, обмена информацией, научных поисков.
Профессиональное библиографическое сообщество ничем не отличается от любого другого и включает в себя такие характеристики *:
♦ профессиональную ответственность не только за хранение, передачу и использование имеющейся совокупности специальных знаний, но и за ее расширение как в эмпирическом, так и теоретическом направлениях. Обладание такими знаниями отличает профессионалов от "непосвященных", и это обладание, будучи продемонстрировано, получает название "экспертизы";
♦ автономность профессии в привлечении новых членов, их подготовке и контроле профессионального поведения;
♦ установление между профессией и общественным окружением таких отношений, которые обеспечивали бы ей поддержку и охрану от непрофессионального вмешательства;
♦ наличие внутри профессии системы вознаграждений, которые служили бы достаточным стимулом для профессионалов.
Перечисленные характеристики реализуются в информационной среде и облегчают поиск движущих сил, или механизмов профессии. Среда выступает тем окружением, той атмосферой, где происходят получение, обработка и распространение библиографических знаний. А используя механизмы профессии, можно попытаться понять, сколько времени, энергии и сил надо потратить на достижение ожидаемых исследователем практических результатов. Вот что имелось в виду, когда говорилось о роли библиографии в организации рациональной деятельности человека.
Первым шагом в развитии библиографии как профессии стало образование специализированной совокупности знаний. Речь идет не о накоплении профессиональных приемов и практических навыков, а о создании формализованного объема библиографических знаний, пригодных для записи и хранения в письменном виде. Если обратиться к истории, то различие между формальным знанием и практическим умением уходит корнями еще в древность, когда знание умственное (религиозное, правовое) явственным образом отличалось от навыков, которые предполагали физический труд. Библиография была в смысле такого разделения областью, сочетавшей в себе и то, и другое.
На протяжении последних столетий библиография в России неразрывно связана с именами A. И. Богданова, Н. И. Новикова, В. С. Сопикова, B. Г. Анастасевича, Г. Н. Геннади, В. И. Межова и многих других. Труды этих ученых внесли значительный вклад в становление библиографии. В них наша профессия рассматривалась в рамках культуры и определялась как внутренним саморазвитием библиографии, так и влиянием внешних факторов, а творчество библиографа тем самым органично включалось в диалог с эпохой.
Библиография как класс наук реализует себя в междисциплинарном поле. В нем профессия разворачивается как культурно-интеллектуальная деятельность, в исследовательскую сферу которой попадает, помимо ее результатов, изучение форм и средств интеллектуального общения с миром культуры. Можно сказать, что в пространстве мира культуры формируется внутренний мир библиографа.
Мир библиографа - это не метафора, это определенная совокупность культурно-профессиональных ценностей, форм и правил поведения, социальных ролей профессионала, создающего и реконструирующего новое знание. Библиограф как личность находится в постоянных поисках смысла своей деятельности, в поисках сегодня, как и раньше, ответа на мучительный вопрос: "Что такое библиография и для чего нужен библиограф?". Он живет одновременно в нескольких временных и библиотечных пространствах, постоянно сталкиваясь с проблемой соотнесения прошлого и настоящего. Он осознает свою включенность в библиографический процесс, и это составляет основной конфликт его профессии, идущий от непредсказуемости, неожиданности и новизны запросов. Неудовлетворенность собой и достигнутым, внимательный взгляд в будущее - так было вчера, так происходит сегодня и так будет всегда... В чем же причины конфликта библиографа с самим собой? Надо признать, что, несмотря на приверженность библиотечных профессионалов к библиографической работе и предпочтение ее остальным видам деятельности, в общественном сознании библиография занимает весьма скромное место. За ней, по крайней мере в России, прочно закрепился статус вспомогательной, обслуживающей дисциплины, а внедрение новых информационных технологий формирует убеждение, что сегодня уже не может и не должно быть такой профессии. Но это не так.
"Профессии, — аргументировано доказывает в своей книге американский философ Ричард Рорти, — могут пережить парадигмы, породившие их "*. Залог того, что библиографическая деятельность будет существовать столь же долго, сколько будут существовать культура и наука - в необходимости в "учителях", которые в достаточной мере использовали труды ушедших великих библиографов.
Старая библиографическая парадигма, основанная на ресурсном информационном обеспечении, была описательной, функциональной или сервисной. Путь от записи в каталоге, указателе к первичному документу пользователь, как правило, проходил самостоятельно, но он был не в состоянии сам проделать большую работу по разысканию релевантного материала. Полученная в результате ожидания публикация могла вызвать и разочарование. Даже X. Л. Борхес в конце жизни признавался, что "...чувствовал отвращение к библиографиям, отдаляющим студентов от первоисточника "*.
Сегодня описательный подход в библиографии себя изживает. На смену приходит другая парадигма — когнитивная, или знаниевая. Когнитивная перспектива предполагает изучение внутренней структуры и представления знания в библиографических системах с целью повышения интеллектуального потенциала пользователя. Уже есть библиографы, которые этим занимаются, правда, пока их мало. Зато тот, кто сегодня работает над библиографической трансформацией знания, подготавливает себя к новым задачам.
Когда я начал работать над книгой, стало ясно, что она, чтобы быть актуальной, должна позволить заглянуть в будущее. Поэтому в ней очень мало того, что я писал о библиографии раньше.
У читателя, разумеется, тут же возникает вопрос: а как же сегодняшние проблемы библиографии, связанные с новыми технологиями, менеджментом? Действительно, это ключевые проблемы сегодня и они решаются, - именно поэтому о них говорится очень сжато. Вместо этого речь пойдет о проблемах, которые станут актуальными завтра. Их можно наблюдать, анализировать, пытаться решать.
Современная ситуация в библиографии уникальна. Профессиональное сообщество библиографов вынуждено адаптироваться к кардинальным изменениям, к современному варианту российского общества. И одним из основных механизмов адаптации является профессиональная мобильность в самых разнообразных формах. Интернет позволяет библиографу вступать в отношения с коллегами вне рамок конкретной библиотеки или информационной службы. Отношения эти не ограничиваются и рубежами государств. Все изменения в профессиональной жизни, происшедшие в конце XX в., могут пересекаться, образуя корпоративные формы сообщества. Конечно, наивно было бы идеализировать компьютер и считать, что он уводит нас в идеальный мир. Нынешний мир не становится лучше или хуже. Он просто становится другим. Разрешаются одни проблемы и возникают новые. Библиограф строит свою работу на том, что большая часть искомых решений уже где-то отражена в мировой литературе. Их надо найти и приспособить к текущим проблемам. Поэтому можно сказать, что моя книга — призыв к действию. В ней обсуждаются задачи, которые сообща могут решить только библиографы и информационные специалисты. И тем не менее в главном — это книга о библиографии как профессии и ее будущем.
Для критики моих рассуждений предлагаю читателю два возможных пути и, соответственно, два критерия оценки. Первый - критерий внешней доказуемости библиографических событий разных эпох и объяснения их через "систему присоединения" . Имеется в виду проверка достоверности авторских рассуждений путем интерпретации оппонентами привлекаемых мною документов. Но одного этого недостаточно. Ключевая роль в первом критерии принадлежит словосочетанию "система присоединения". А оно требует специального пояснения.
Известно, что исторические события и эпохи поддаются конструктивному описанию и объяснению, если профессионал сумел обнаружить в тексте сущность изучаемого явления, показать его в динамике и взаимосвязи с другими текстами. Сущность может быть выражена или одним словом, или словосочетанием, или предложением. В них сконцентрирована, как в математической формуле, некая эвристика, дающая ключ к пониманию происходившего и возможность идти дальше и дальше. Тезис об исходной ценности "формулы движения", своего рода путеводной звезды, очень важен, но ее не всегда удается сразу распознать в научных публикациях. Приведу в качестве примера одну из таких прогностических формул, предложенную в XIX в. немецким историком Теодором Моммзеном (1817-1903), автором "Римской истории". Первые три тома этого сочинения вышли в свет в 1854-1857 гг.
Читая "Бесхребетную Испанию" X. Ортеги-и-Гассета, поймал себя на том, что и мне передалось ощущение испанца от впечатления, произведенного на него первыми главами "Римской истории". Предлагаю читателю текст Ортеги:
«Итак, момент, когда Моммзен приступает к рассказу о сложном и трудном пути, пройденном римским народом, исполнен самого высокого драматизма. Великий историк уже занес перо над листом бумаги, готовясь написать первую фразу, призванную задать тон в этой подлинно героической симфонии. Перед его внутренним взором стремительно проносится величественная процессия важнейших событий. Так умирающий в свой последний час вспоминает мгновенно всю прожитую жизнь. Моммзен, лучше любого римлянина знавший перипетии имперской судьбы, вновь и вновь просматривает эту "историческую киноленту" . Богатство интуитивных прозрений готово выпасть золотым дождем в одной лаконичной фразе. И вот, обмакнутое в чернила перо выводит гениальные строки: "История любой нации, и прежде всего римской, представляет собой развитие системы присоединения "».
Красиво, правда? Есть над чем задуматься. Если история нации представляет собой "развитие системы присоединения", то эта система может распространяться и на социальные институты, которые формируются внутри нее, в процессе развития нации? Тогда что такое процессы присоединения?
После этой фразы-формулы мне захотелось прочесть ее не в переводе с испанского, а в оригинале. Добавлю, что за этот многотомный труд Теодор Моммзен получил в 1902 г. Нобелевскую премию по литературе в следующей формулировке: «Одному из величайших исторических писателей, перу которого принадлежит такой монументальный труд, как "Римская история"» *. Вот что в результате разысканий у меня получилось.
Шестая глава первого тома "Неграждане и реформа государственного строя" в берлинском издании 1861 г. начинается так*:
"Die Geschichte einer jeden Nation, deritalis-chen aber vox alien ist ein grosser Synoekismus: schon das alteste Rom, von dem wir Kunde habem, ist ein dreieiniges und erst mit der volli-gen Erstarrung des Romerthums endigen die ahnlichen Incorporationen".
В русском переводе сочинение Т. Моммзена озаглавлено уже не "Римская история", а "История Рима". Впервые оно было опубликовано в 1936 г. и с тех пор постоянно воспроизводится по этому изданию. Вот русский перевод фразы-формулы*:
"История каждой нации, а в особенности италийской, представляет собой великий синойкизм: уже тот очень древний Рим, о котором до нас дошли сведения, был триединым, а включение новых частей прекратилось лишь тогда, когда римский быт достиг полного окостенения".
Что означает термин "синойкизм"? Нахожу объяснение. "Синойкизм (греч.) - совместное проживание, сожительство. В Др. Греции: слияние, объединение нескольких ранее обособленных поселений или городов в единое политическое целое"*. А где же "система", "присоединение"?
Обращаюсь к французскому изданию 1863 г., которое редактировал сам Т. Моммзен*:
"L"histoire de toute nation, et surtout de la nation latine, est un vaste systeme d"incorpora-tion. Rome dans les tempslts plus anciens dont le souvenir nous soit parvenu, est une unite tripartite, et de semblables incorporations ne cesserent qu"avec I"energie vitale des Romains".
Во французском переводе, как можно видеть, первое предложение, данное на немецком языке, разбито на два самостоятельных. Вместо "синойкизма" (в немецком тексте) во французском появляется термин "система инкорпорации", т. е. включения, взаимопроникновения*. Другими словами, редактируя французское издание, Т. Моммзен избрал для читателя более понятное словосочетание, чем "синойкизм". Его, видимо, и цитировал X. Ортега-и-Гассет.
Таким образом, сравнив прижизненные немецкий и французский тексты с русским переводом, ключевой тезис Т. Моммзена, поразивший испанца, можно перевести как: "История любой нации, и особенно нации италийской, представляет собой великую систему присоединения ". Из этой формулы следует, что развитие нации, ее подъем, рост и могущество обуславливаются взаимопроникновением и взаимосвязью с другими нациями. Если система присоединения разрушается, наступают стагнация, затем упадок, и государство распадается на части, которые снова начинают жить по отдельности...
Я считаю, что применение формулы Моммзена "система присоединения" справедливо и для объяснения ключевых периодов библиотечной истории. Библиотечная история - это не просто хронология событий, в центре ее человеческая жизнь. Независимого от человека не существует проекта или плана толкования событий. Нужно усилие разума и воображения, чтобы воспроизвести прошлое в настоящем, а затем настоящее перевести в прошлое. Теодору Моммзену, благодаря творческому вдохновению и воображению, удалось блестяще соединить казалось бы внешне бессвязные факты и события в осмысленный поток исторической жизни, увидеть в потоке развитие "великой системы присоединения".
Возвращаясь к критериям оценки читателем позиции автора, второй критерий я бы сформулировал как "внутреннее согласие ". Под "внутренним согласием", если объяснять кратко, подразумевается доказательность моих теоретических построений при отсутствии произвольного толкования уже имеющихся концепций других авторов. Итак, выдвигаются два критерия для критики и обоснования библиографии как класса наук и профессионального сообщества: 1) "внешняя доказуемость" и 2)"внутреннее согласие".
...Завершая введение, подчеркну, что библиография как особая интеллектуальная деятельность доступна не всем. Действия библиографа по разысканию, трансформации и реконструкции знаний подобны деятельности детектива. Библиограф, задавая вопросы и обращая внимание на детали, путем нестандартных размышлений ведет пользователя к искомому результату. Романы Агаты Кристи и рассказы Эдгара По гораздо ближе к библиографии, чем это может показаться на первый взгляд.

1. L"esprit humain eprouve moins (de difficultes) a se porter en avant, qu"a se replier sur luimene. Laplace. Theorie analytique des probabilites.
2. Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. - 2-е изд., доп. - М.: Рус. яз., 2000. - С. 643.
3. Лекции и речи нобелевских лауреатов в русских переводах. 1901-2002: Биобиблиогр. указ. /СПб. НЦ РАН. БАН; Отв. сост. Н. А. Сидоренко; Отв. ред. В. П. Леонов. - СПб.: Библиотека РАН, 2003. - С. 13.
4. Леонов В. П. Пространство библиотеки: Библиотечная симфония. - М.: Наука, 2003. - С. 7, 85.
5. Моммзен Т. История Рима. I. До битвы при Пидне. - СПб.: Наука: Ювента, 1994. - С. 82;
6. Моммзен Т. История Рима. Т. I, кн. 1, 2. До битвы при Пидне. - М.: Фолио, 2001. - С. 92.
7. Парсонс Т., Сторер Н. Научная дисциплина и дифференциация науки // Научная деятельность: Структура и институты: Сб. пер. - М.: Прогресс, 1980. - С. 27—55.
8. Поппер К. Р. Объективное знание. Эволюционный подход / Пер. с англ. Д. Г. Лахути; Отв. ред. В. Н. Садовский. - М.: Эдиториал УРСС, 2002. - 381 с.
9. Рорти Р. Философия и зеркало природы / Науч. ред. В. В. Целищев. - Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1997. - С. 291.
10. Тейтельбойм В. Два Борхеса: Жизнь, сновидения, загадки / Пер. с исп. Ю. Ванникова. - СПб.: Азбука, 2003. - С. 400.
11. Mommsen T. Romische Geschichte. Erster band. Bis zur schlacht von Pudna. Dritte Auflage. - Berlin: Weidmannsche Buchhandlung, 1861. - S. 83.
12. Mommsen Т. Histoire Romaine. - Т. I. Bruxelles. Leipzig, 1863. - P. 99.

// Мир библиографии. - 2005. - № 1. - С. 2-6 .

Цель профессиональной деятельности библиографа - подготовка информации о документах и их содержании для реальных и потенциальных потребителей. Осуществляя библиографический поиск в соответствии с конкретной задачей, библиограф стремится к выявлению релевантной информации независимо от собственных политических, философских, эстетических, научных и иных взглядов. Эффективность труда библиографа зависит от знания их потребностей в библиографической информации, от уровня информационной культуры и психологического состояния потребителей, а также от соблюдения профессиональной этики в процессе делового общения. Профессиональная деятельность библиографа оценивается путем экспертизы подготовленной им продукции потребителям и коллегам.

Современному библиографу необходимы мобильность системного и ассоциативного мышления, широкий кругозор, хорошая память на документы, имена авторов и деятелей, явления и факты истории и современности, привычка видеть мир отраженным в документах. Знания библиографа должны быть основательными, широкими, постоянно обновляться (44). Причем библиографу нужны не только базовые профессиональные знания, но и знания многих областей, поскольку он профессионально связан с другими сферами деятельности через постоянно изменяющийся документальный поток (57). Для этого требуется высшее и послевузовское (непрерывное) образование, постоянное профессиональное общение (44, с. 34.). Профессия библиографа - одна из тех, в которой невозможно достичь профессионализма без активной самостоятельной работы над собой, без постоянного расширения профессионального кругозора и повышения уровня информированности. Библиографы ощущают потребность в постоянном информировании. При самоинформировании специалисты пользуются как исходной (непосредственно первичные документы) информацией, так и переработанной (вторичные документы: аннотации, рефераты, рецензии, обзоры) информацией.

Самообразование - деятельность сугубо личная, добровольная, но для многих профессий, а для библиографов (специалистов профессионально осуществляющих информационную деятельность) в особенности, это необходимость. Одним из источников постоянного пополнения теоретических знаний и ознакомления с опытом своих коллег для библиографов является профессиональная печать, в частности периодические издания (45). При этом библиографу важно следить не только за публикациями по специальности, но и за изданиями по многим смежным отраслям (культурологии, психологии, социологии, науковедению, информатике). Для ориентации в соответствующих отраслях (при отраслевой специализации библиографов) привлекается научно-популярная, учебная и справочная литература (69, с. 551).

Профессиональные требования к библиотечным специалистам определяются, в первую очередь, целями и характером их реальной деятельности. Вместе с тем они должны учитывать тенденции развития профессии в целом, ее отдельных специальностей, опираться на перспективные разработки научных основ сходных видов труда.

Будущее библиотечной профессии формируется под влиянием:

Постоянного усложнения ежедневного труда библиотекарей в его информационных, социальных, культурных, образовательных сегментах профессионального пространства;

Информатизации библиотеки на основе развивающейся системы, определяющей радикально новое содержание и формы организации знаний и информации.

С укреплением профессионального положения в сфере информатизации, библиографы реально расширяют объем компетенции в социально-педагогической сфере, развивающейся в результате гуманизации общества (17, с.22-23). Термин "компетентный" имеет латинские корни и образован от латинского "competer", что в переводе означает "быть способным". Компетентный человек - это, прежде всего, человек знающий, хорошо обученный, обладающий основательным багажом информации в какой-либо области (37, с. 81). Компетентность рассматривается и как готовность к эффективной, чаще всего профессиональной, деятельности. В частности, компетентность "связана с потенциальной готовностью решать проблемы, исходя из имеющихся знаний и опыта" (37, с. 109).

В педагогической науке "профессиональная компетентность" рассматривается: как совокупность знаний и умений, определяющих результативность труда; объем навыков выполнения задачи; комбинация личностных качеств; единство теоретической и практической готовности к труду и т.п. (37, с. 109). Психологи трактуют понятие компетентности как специфическую способность, необходимую для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающие узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия (17, с. 27). По мнению видного исследователя Э.Ф. Зеера, профессиональная компетенция - это интегральное единство профессиональной компетентности, субъективного опыта и профессионально-важных качеств работника. Среди профессиональных компетенций он выделяет следующие:

* специальную компетенцию, которая включает в себя подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных производственных заданий, умение оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения;

* социальную компетенцию, которая представляет собой способность к групповой деятельности, к сотрудничеству с другими работниками, готовность к принятию на себя ответственности за результаты своего труда, окружающую среду и другие истинные ценности;

* индивидуальную компетенцию, включающую готовность к постоянному повышению квалификации, способность к самомотивированию, рефлексии, саморазвитию личности в профессиональном труде (30, с. 24-25).

Профессиональную компетентность библиографа С.Ю. Семенюк определяет как уровень осведомленности, авторитетности библиографа, позволяющий ему продуктивно решать производственно-практические задачи, возникающие в процессе работы. В структуру профессиональной компетентности входят: общественно-политическая осведомленность, психолого-педагогическая эрудиция, библиотечно-библиографическая подготовка, в некоторой степени, педагогическая техника, умения и навыки по профессии в целом и др. (64).

Г.Б. Паршукова говорит о модели профессиональной компетентности библиотечного специалиста, которая представляет собой определение и описание ряда личностных характеристик, а также особенностей мотивации, которые связываются с высокопрофессиональной информационно-библиотечной деятельностью. Это ряд свойств, которые могут быть установлены в результате практических исследований профессиональных качеств специалистов библиотек (54).

Профессиональные компетенции специалистов по работе с информационными ресурсами, работающих в библиотечных системах, по мнению Котенко, Т.В., представляются следующим образом:

* проведение системного анализа прикладной области, формулирование требований к автоматизации и информатизации решения прикладных задач и их реализации с помощью специфических для библиографоведения информационно-коммуникационных технологий;

* управление информационными ресурсами и знаниями для информатизации библиотек;

* проектная, организационно-управленческая, производственно-технологическая и аналитическая работа на различных стадиях эксплуатации АБИС;

* проведение инсталляции АБИС, техническое сопровождение, адаптация и настройка параметров информационной системы;

* осуществление технической обработки информационного содержания, участие в разработке информационного содержания системы (работа с офисной техникой, работа со специализированным оборудованием и программным обеспечением);

* создание и информационное наполнение Интернет-сайтов библиотек (40).

Компетентностный подход к подготовке специалистов в высшей школе предполагает формирование профессиональных компетенций, означающих способность и готовность специалиста выполнять те или иные функции. Готовность означает не только интеллектуальную, практическую составляющую, но и психофизическую связанную с развитием определенных качеств уже на стадии обучения. Психофизические качества играют решающую роль в осуществлении эффективного взаимодействия библиотечного специалиста и пользователя информации (37, с. 29).

Профессиональные компетентность является показателем профессиональной зрелости современного человека как субъекта труда (37, с. 106).

Библиотечная профессия в целом как динамическое единство составляющих ее направлений имеет общую социально-гуманитарную основу. Сохраняя древнейшую функцию, обозначенную в литературе как мемориальная, современная библиотека сочетает ее с информационной, обеспечивающей целенаправленное использование книжных богатств (17, с. 22-23).

Сущность библиотечно-информационной деятельности двуедина: сбор, обработка, хранение документов и их предоставление разными способами. Такую деятельность можно назвать мемориально-информационной, имея в виду, что подобно памяти библиотека собирает, перерабатывает, хранит информацию и распространяет ее, предоставляя эти объекты. Библиотечно-информационный специалист изоморфно (т.е. неизменяемо) отражает функции библиотеки (прил. 2).

Ценностные аспекты библиотечного труда становятся определяющими. Функции библиотеки усложняются, требуя от работников более интеллектуального труда. Частью комплексной проблемы деятельности библиотек являются вопросы научного обоснования того, насколько соответствуют библиотечные специалисты уровню и характеру выполняемых ими работ. Решение их требует изучения психологических особенностей труда, поскольку подбор и расстановка кадров предполагают не только учет квалифицированного уровня специалиста, но и знание его индивидуальных, психофизических особенностей, иногда выступающих в качестве определяющих критериев.

Профессионально важными качествами для специалистов библиотечно-информационной сферы являются общая выносливость, физическая сила, быстрота реакции (17, с. 26). Значимость эрудиции в библиотечной профессии подчеркнута многими выдающимися людьми: библиотековедом, библиографом А. Рубакиным; теоретиками и практиками библиотечного дела Л.Б. Хавкиной и т.д.

Постоянную включенность в процесс принятия решений в ходе обслуживания читателя, предвидение, проницательность в удовлетворении читательских потребностей, личностные притязания, мотивацию достижения, саморегуляцию и т.д. Все перечисленные элементы профессионализма - комплекс знаний, навыков, умений, психологические качества, профессиональные позиции - должны проявляться в самой высшей степени. "Планкой", определяющей степень этой высоты, выступают способы, средства и нормы, на которые ориентируется библиотечный специалист в обслуживании читателей (17, с. 49). Знания, умения и навыки, которыми должны обладать библиотекари-библиографы с высшим образованием, отражены в государственном стандарте на специальность 0527000 "Библиотековедение и библиографоведение". Если их конкретизировать, исходя из специфики библиографического труда, то к числу обязательных следует отнести следующие (прил. 3) (69). Компетентность специалиста формируется непосредственно на практике и совершенствуется посредством реальной деятельности (37, с. 117). Термин "профессиональная компетентность" в большинстве случаев употребляется интуитивно для выражения достаточного уровня квалификации и профессионализма библиотечно-информационного специалиста. Тем не менее, термин имеет ряд существенных достоинств. Он выражает значение традиционной триады "знания, умения, навыки" и служит связующим звеном между ее компонентами (17).

Компетентность предполагает постоянное обновление знания, владение новой информацией, способность к актуальному выполнению деятельности и включает в себя содержательный (знание) и процессуальный (умение) компоненты. То есть компонентный специалист не только знает существо проблемы, но и умеет решить ее практически, обладает методом (знание плюс умение) решения, наиболее подходящим к данным условиям. Таким образом, библиотечная профессия в силу своей полуфункциональности предъявляет целый комплекс требований к специалисту, которые в процессе обучения реализуются как компетенции (37, с.117).

Сложным видом деятельности является работа библиографа. Это объясняется содержанием труда: отбор, поиск, анализ изданий, их характеристика, структурирование. Умственное напряжение связано с оперативными задачами и специфическими условиями работы библиографа справочной службы, который в подавляющем большинстве случаев выполняет устные запросы пользователей в реальном масштабе времени, переключается с темы на тему, с запроса на запрос. Вместе с тем, другие виды библиографического труда утомляют однообразием, повторяемостью (раскладка карточек, их вливание в каталоги и картотеки, просмотр текущих библиографических изданий и т.п.). Постоянный просмотр библиографических и справочных изданий, а также внедрение компьютерных технологий увеличили число специалистов в библиотеке получающих большие нагрузки на зрение. Библиографам, занятым процессами библиографирования, составлением текущих библиографических пособий, характерны спокойствие, усидчивость, основательность. Основой библиографического общения в библиотеке является справочно-библиографическое обслуживание пользователей. Специалистам, занимающимся этим видом профессиональной деятельности, в большей степени требуется физическая выносливость, быстрота реакций. Исследование, проводимое на базе ЦСМБ г. Омска в 2011 году, показало, что для организации справочно-библиографического обслуживания на высоком уровне (по мнению библиографов), должна присутствовать высокая информационная культура библиографа (55% респондентов поставили этот фактор на 1 место); на втором месте, (40% библиографов) - наличие электронных информационных ресурсов (Интернет, БД) и на третьем месте, (по мнению 36% опрошенных), - регулярно обновляемый фонд печатных изданий. Таким образом, во главе библиографической деятельности поставлен сам библиограф (прил. 4) (31).

Умственная деятельность библиотечных специалистов опирается на сложную систему специальных знаний и умений, она включена в практические трудовые действия и протекает в неразрывной связи с ними. Требования к темпу и интенсивности умственной деятельности не стабильны: имеет место состояние ожидания, перемежающееся интенсивной умственной нагрузкой, требующей подвижности и гибкости мышления. К повышенной эмоциональной напряженности приводит и перегрузка сенсорных каналов сигналами различного рода и влияния (люди, их жесты, поведение, буквы, печатный и рукописный тексты и т.д.).

Нервно-психическая напряженность в работе как эмоциональный фон трудовой деятельности обусловлена комплексом факторов: широкими контактами с людьми; избытком информации; дефицитом времени; значительными волевыми усилиями при выполнении регламентированных действий; нестабильностью темпа и ритма работы.

Профессиональная пригодность означает полное соответствие работоспособности, личных качеств и возможностей библиографа требованиям, предъявляемым конкретной работой. Состояние физического и психического здоровья позволяет установить, до каких пределов можно нагружать специалиста физически, какую работу он может выполнить, а какую не может по состоянию здоровья, в какой сфере производственной деятельности он может быть подвержен профессиональным заболеваниям. Состояние психического здоровья определяет: какую нагрузку на психику, нервное напряжение, темп работы может выдержать библиограф без ущерба для качества работы и своего здоровья.

Среди специалистов библиотечно-информационной сферы наблюдаются заболевания скелетно-мышечной системы. Сюда относятся артриты, остеохондрозы, сколиоз. Сохранение сидячей позы долгое время неблагополучно отражается на состоянии мышечной системы и внутренних органов (17, с. 54-55).

Организация труда библиографов строится по двум вариантам. Первый характерен для большинства общедоступных и небольших специальных библиотек, в штате которых обычно один-два библиографа, работающих, как правило, в методико-библиографическом отделе (что характерно для ЦБС, где значительную долю в рабочем времени библиографов занимает организационно-методическая помощь подразделениям и филиалам) либо в читальном зале (что характерно для филиалов). У библиографов ограничено межбиблиотечное профессиональное общение, им очень редко удается выезжать на курсы повышения квалификации. Многие ЦБС и небольшие библиотеки не выписывают такие профессиональные журналы, как "Библиография" и "Мир библиографии". Поскольку у библиографов общедоступных библиотек в небольших городах и сельской местности нет перспектив роста по должности и тарифной сетке, наблюдается текучесть кадров, а должности библиографов зачастую занимают лица со средним специальным либо высшим неспециальным образованием.

При втором варианте, присущем научным универсальным и крупным специальным, вузовским библиотекам, библиографы сосредоточены преимущественно в библиографических подразделениях, которые в зависимости от выполняемых функций, характера и содержания работы именуются информационно-библиографическими, научно-библиографическими, справочно-библиографическими либо краеведческими. Штаты их могут достигать несколько десятков человек. Для библиографической службы таких библиотек характерна специализация библиографов (по областям знания и видам документов, по выполняемым функциям, по технологическим процессам). У сотрудников крупных библиотек больше возможностей для профессионального общения и непрерывного профессионального образования (69, с. 547-548).

Библиограф становится профессионалом только тогда, когда он в совершенстве усвоит правила, овладеет методикой и секретами библиографического поиска (51, с. 49.).

Еще одной важной составляющей профессионализма является профессиональное сознание библиографа. Повышенный интерес к проблеме профессионального сознания, впервые отрефлексированного как важнейшая составляющая библиотечной методологии, приходится на начало 1990-х гг. В годы советской власти библиотечная идеология рассматривалась как производное от партийной: система профессиональных ценностей определялась пропагандистскими целями и задачами. Приоритет в изучении проблемы следует признать за Московской библиотечной ассоциацией. На ее конференциях были впервые поставлены вопросы об изучении профессионального библиотечного сознания, осуществлены его замеры (47, с. 330-331).

По мнению Матлиной, С.Г. кризис библиотечного дела, считающийся производственным от состояния общества, можно оценить, прежде всего, как глубокую неадекватность профессионального сознания происходящими событиями. Наряду с негативными тенденциями: закрытием библиотек, трудностями их финансирования, коммерциализацией и пр., налицо появление новых, перспективных моделей библиотек, рост числа их пользователей, расширение нетрадиционных форм обслуживания и ассортимента услуг.

Профессиональное сознание оказалось не в состоянии осмыслить эту противоречивую картину. Изначально отличаясь слабой рефлексией, сознание практических работников большей частью заземлено на решение текущих конкретных задач, чему в немалой степени способствует неразвитая система межрегиональных коммуникаций. Профессиональное сознание теоретиков привычно дистанцировано от практики (47, с. 321-323).

Собирая, накапливая, сберегая в течение длительного времени информационные ресурсы, библиотека выступает хранителем социальной памяти, воплощает преемственность культуры, соответствующие традиции. В этом качестве она остается стабильной, устойчивой, а значит консервативной структурой. Ее консерватизм обусловлен медленным обновлением ресурсов, достаточно постоянной читательской аудиторией с большей частью типизированными запросами, ритуализированным характером библиотечного обслуживания, включающего ряд повторяющихся действий, операций, церемоний.

Это обстоятельство неоднозначно влияет на библиотечное сознание. С одной стороны, оно обеспечивает благоприятные возможности "вхождения" в профессию, освоения и закрепления первоначальных профессиональных навыков. В то же время здесь таится опасность рутинизации, нежелание менять привычное представление.

Профессиональное сознание является частью общественного сознания, оно во многом покоится на особенностях национального характера, менталитета. Другая его составляющая связана с профессиональными особенностями, характером и условиями труда, сложившимися традициями деятельности (47, с. 332). Здесь важно учитывать тот факт, что профессиональное сознание необходимо формировать еще на стадии обучения в вузах и средних учебных заведениях.

Для выявления статуса профессии в рамках написания работы было проведено исследование на тему "Факторы привлекательности профессии библиографа" (прил. 5), на базе Омского государственного университета филологического факультета кафедры библиотечно-информационной деятельности. В анкетировании приняли участие студенты 1-го, 3-го и 4-го курсов в возрасте от 17-22 лет. Методика изучения факторов привлекательности профессии впервые была предложена В. А. Ядовым. В работе приводится модифицированный вариант методики (модификация И. Кузьминой, А. Реана), который использовался во многих социально-педагогических и психолого-педагогических исследованиях (48). Для определения статуса и значимости библиотечной профессии среди современной молодежи, обучающейся на данной специальности, респондентам предлагалось отметить факторы, которые привлекают и не привлекают их в избранной профессии (прил. 6).

Из числа опрошенных (общее количество - 40 человек): для 70% респондентов важным положительным фактором профессии библиографа стало общение с людьми; 32,5% отметили тот факт, что профессия соответствует их способностям; 27, 5% отвечающих признали, что в процессе трудовой деятельности существует возможность самосовершенствоваться. Среди отрицательных факторов на первом месте - небольшая зарплата (87,5%); низкая оценка важности труда (72,5%); невозможность достичь социального признания, уважения - 45% (прил. 7).

Что касается коэффициента значимости (КЗ) каждого из факторов, можно сделать следующий вывод: если посмотреть на результаты опрашиваемых, самый высокий КЗ = 0, 94, но этот фактор ("Мало оценивается важность труда") говорит о негативном значении для профессии, так как находится в колонке "Б" и на него ответили 72,5 % опрашиваемых. На втором месте КЗ=0,86, который также говорит о негативном отношении к этому фактору ("Небольшая зарплата"). Напротив, положительным респонденты посчитали фактор "Работа с людьми", в данном случае КЗ=0, 83 (прил 8).

Изменение ценностных ориентаций в обществе привело к изменению моральных норм и, как следствие, к деформации профессионального сознания. Идет утверждение новой модели "идеальной личности", достигающей экономического успеха не ценой большей отдачи сил, более эффективного труда (47, с. 321-323).

Библиограф – специалист в области библиотечно-информационных ресурсов. Библиографы занимаются систематизацией информационных материалов: составлением информационных карточек и ведением каталогов.

Для многих библиография – это загадочная и непонятная область. Однако все, кто сталкивался с научной работой, прекрасно понимают, как важна роль библиографа в быстром и качественном поиске информации. Библиографы являются сотрудниками информационных библиографических структур, а труд их преимущественно интеллектуальный.

Обучение

Для подготовки квалифицированных библиографов существуют специальное направление обучения – «Библиотечно-информационная деятельность». Встречается оно, как правило, в профильных библиотечных или культурологических вузах, например в Санкт-Петербургском и Московском государственных университетах культуры и искусств.

Особенности профессии

Спектр обязанностей библиографа на самом деле достаточно широк. Именно этим профессионалам мы обязаны тем, что нужную информацию можно искать по автору, по тематике, по изданию и другим параметрам. Все это возможно благодаря кропотливому составлению каталогов.

Каталог, в свою очередь, состоит из карточек, включающих в себя библиографические описания. На все материалы, уже существующие или поступающие в библиотеку, библиограф заводит карточки по принятым стандартам и включает их во все необходимые каталоги.

Также библиограф может заниматься разработкой информационных дайджестов, справочных фондов, составлением различных подборок литературы. Изучает он и читательский спрос на материалы, в дальнейшем это помогает сделать более простым доступ к самым востребованным из них. В ходе своей деятельности он также ведет соответствующую документацию.

Стоит уточнить, что работа библиографа связана не только с книгами. Структура и принципы работы современных библиотек и информационных фондов претерпевают значительные изменения с развитием технологий. Поэтому библиографы сейчас работают не только с печатными изданиями, но и с электронными, и даже с интернет-ресурсами. Материалы могут быть самые разные: книги, научные работы, периодика, карты и многое другое. Современный библиограф – это специалист, прекрасно владеющий современными технологиями и легко ориентирующийся в базах данных и больших объемах информации.

Трудоустройство

Библиографов сейчас выпускают крайне немного, поэтому большой конкуренции при трудоустройстве нет. Работать можно как в библиотеках, так и в различных научно-информационных фондах.

Межрегиональная академия строительного и промышленного комплекса проводит набор на курсы переподготовки и повышения квалификации . Обучение проходит в дистанционной форме, график занятий подбирается индивидуально.

Библиограф – специалист в области библиотечно-информационных ресурсов. Библиографы занимаются систематизацией информационных материалов: составлением информационных карточек и ведением каталогов.

Для многих библиография – это загадочная и непонятная область. Однако все, кто сталкивался с научной работой, прекрасно понимают, как важна роль библиографа в быстром и качественном поиске информации. Библиографы являются сотрудниками информационных библиографических структур, а труд их преимущественно интеллектуальный.

Обучение

Для подготовки квалифицированных библиографов существуют специальное направление обучения – «Библиотечно-информационная деятельность». Встречается оно, как правило, в профильных библиотечных или культурологических вузах, например в Санкт-Петербургском и Московском государственных университетах культуры и искусств.

Особенности профессии

Спектр обязанностей библиографа на самом деле достаточно широк. Именно этим профессионалам мы обязаны тем, что нужную информацию можно искать по автору, по тематике, по изданию и другим параметрам. Все это возможно благодаря кропотливому составлению каталогов.

Каталог, в свою очередь, состоит из карточек, включающих в себя библиографические описания. На все материалы, уже существующие или поступающие в библиотеку, библиограф заводит карточки по принятым стандартам и включает их во все необходимые каталоги.

Также библиограф может заниматься разработкой информационных дайджестов, справочных фондов, составлением различных подборок литературы. Изучает он и читательский спрос на материалы, в дальнейшем это помогает сделать более простым доступ к самым востребованным из них. В ходе своей деятельности он также ведет соответствующую документацию.

Стоит уточнить, что работа библиографа связана не только с книгами. Структура и принципы работы современных библиотек и информационных фондов претерпевают значительные изменения с развитием технологий. Поэтому библиографы сейчас работают не только с печатными изданиями, но и с электронными, и даже с интернет-ресурсами. Материалы могут быть самые разные: книги, научные работы, периодика, карты и многое другое. Современный библиограф – это специалист, прекрасно владеющий современными технологиями и легко ориентирующийся в базах данных и больших объемах информации.

Трудоустройство

Библиографов сейчас выпускают крайне немного, поэтому большой конкуренции при трудоустройстве нет. Работать можно как в библиотеках, так и в различных научно-информационных фондах.

Межрегиональная академия строительного и промышленного комплекса проводит набор на курсы переподготовки и повышения квалификации . Обучение проходит в дистанционной форме, график занятий подбирается индивидуально.