Меню Рубрики

Порядок лицензирования транспортной деятельности. Положения о лицензировании транспортных перевозок Какие лицензионные требования предъявляют при осуществлении перевозок

Электронные услуги

Полное название услуги

Выдача разрешения, переоформление разрешения, выдача дубликата разрешения и аннулирование разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории города Москвы

Условия получения услуги на сайте

  • Кто может обратиться за услугой:

    Юридические лица

    Индивидуальный предприниматель

    В качестве заявителей могут выступать юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие на праве собственности, праве хозяйственного ведения либо на основании договора лизинга или договора аренды транспортные средства, предназначенные для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, а также индивидуальные предприниматели в случае использования ими транспортных средств на основании выданной физическим лицом нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортным средством, если указанные транспортные средства соответствуют требованиям, установленным частью 16 статьи 9 Федерального закона от 21 апреля 2011 г. N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статьей 2.1 Закона города Москвы от 11 июня 2008 г. N 22 "О легковом такси в городе Москве".

  • Стоимость услуги и порядок оплаты:

    Бесплатно

  • Перечень необходимых сведений:

    Заявление на получение разрешения на перевозку пассажиров и багажа легковым такси (для юридических лиц) (оригинал, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата

    Заявление на получение разрешения на перевозку пассажиров и багажа легковым такси (для индивидуального предпринимателя) (оригинал, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    Подается в электронном виде через Официальный портал Мэра Москвы сайт.

    Документ, удостоверяющий личность заявителя (копия, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    При обращении за государственной услугой представителя заявителя предоставляется документ, удостоверяющий личность представителя.

    Свидетельство о регистрации транспортного средства (копия, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    Которое предполагается использовать для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.

    Договор лизинга транспортного средства (копия, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    В случае, если транспортное средство предоставлено на основании договора лизинга.

    Договор аренды транспортного средства (копия, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    В случае, если транспортное средство предоставлено на основании договора договора аренды.

    Нотариально заверенная доверенность на право распоряжения транспортным средством (копия, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    Предполагается использовать индивидуальным предпринимателем для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (в случае,если транспортное средство предоставлено на основании выданной физическим лицом нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортным средством).

    Документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае обращения представителя заявителя. (копия, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    Копия с предъявлением оригинала
  • Сроки предоставления услуги

    10 рабочих дней

  • Результат оказания услуги

    Выдается:

    • Уведомление о предоставлении государственной услуги (заверенная копия, 1 шт.)

      Информирование заявителя или представителя заявителя о готовности документов по телефону и через подсистему "личный кабинет" Портала.

    • Разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории города Москвы (оригинал, 1 шт.)

      В случае неявки заявителя за получением разрешения или дубликата разрешения в течение 40 рабочих дней со дня внесения в Реестр сведений о предоставлении соответствующей государственной услуги, данные документы аннулируются на основании правового акта Департамента. Сведения об аннулировании указанного разрешения или дубликата разрешения вносятся в Реестр в течение одного рабочего дня со дня принятия Департаментом такого решения.

  • Формы получения

    На WEB сайте

Вы можете в органы исполнительной власти города Москвы в рамках досудебного обжалования.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений

и (или) действий (бездействия) Департамента, его должностных

лиц, государственных гражданских служащих

(в ред. постановления Правительства Москвы

от 21.05.2015 N 307-ПП)

1. Заявитель имеет право подать в досудебном (внесудебном) порядке жалобу на принятые (совершенные) при предоставлении государственной услуги решения и (или) действия (бездействие) Департамента, его должностных лиц, государственных гражданских служащих.

2. Подача и рассмотрение жалоб осуществляется в порядке, установленном главой 2.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Положением об особенностях подачи и рассмотрения жалоб на нарушение порядка предоставления государственных услуг города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15 ноября 2011 г. N 546-ПП "О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве", настоящим Регламентом.

3. Заявители могут обратиться с жалобами в случаях:

3.1. Нарушения срока регистрации запроса (заявления) и иных документов, необходимых для предоставления государственных услуг, а также порядка оформления и выдачи расписки в получении запроса и иных документов (информации) от заявителя.

3.2. Требования от заявителя:

3.2.1. Документов, представление которых заявителем для предоставления государственной услуги не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, в том числе документов, получаемых с использованием межведомственного информационного взаимодействия.

3.2.2. Обращения за предоставлением услуг, не включенных в утвержденный Правительством Москвы перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг.

3.2.3. Внесения платы за предоставление государственной услуги, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

3.3. Нарушения срока предоставления государственной услуги.

3.4. Отказа заявителю:

3.4.1. В приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы для предоставления государственной услуги, по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

3.4.2. В предоставлении государственной услуги по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

3.4.3. В исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо в случае нарушения установленного срока таких исправлений.

3.5. Иных нарушений порядка предоставления государственной услуги, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

4. Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) должностных лиц, государственных гражданских служащих Департамента рассматриваются руководителем (уполномоченным заместителем руководителя) указанного органа исполнительной власти города Москвы.

Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) руководителя Департамента, в том числе на решения, принятые им или его заместителем по поступившим в досудебном (внесудебном) порядке жалобам, рассматриваются вышестоящим органом исполнительной власти города Москвы в соответствии с пунктами 5.6, 6 приложения 6 к постановлению Правительства Москвы от 15 ноября 2011 г. N 546-ПП "О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве".

5. Жалобы могут быть поданы в органы исполнительной власти города Москвы, уполномоченные на их рассмотрение в соответствии с настоящим Регламентом (далее - органы, уполномоченные на рассмотрение жалоб), в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме одним из следующих способов:

5.1. При личном обращении заявителя (представителя заявителя).

5.2. Почтовым отправлением.

5.3. Утратил силу с 9 декабря 2016 года. - Постановление Правительства Москвы от 06.12.2016 N 814-ПП.

5.4. С использованием официальных сайтов органов, уполномоченных на рассмотрение жалоб, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

6. Жалоба должна содержать:

6.1. Наименование уполномоченного на рассмотрение жалобы органа либо должность и (или) фамилию, имя и отчество (при наличии) соответствующего должностного лица, которому направляется жалоба.

6.2. Наименование органа исполнительной власти города Москвы либо должность и (или) фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, государственного гражданского служащего, решения и (или) действия (бездействие) которых обжалуются.

6.3. Сведения о заявителе (фамилию, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя либо наименование юридического лица, сведения о месте жительства (месте нахождения) заявителя, номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю).

6.4. Дату подачи и регистрационный номер запроса (заявления) на предоставление государственной услуги (за исключением случаев обжалования отказа в приеме запроса и его регистрации).

6.5. Сведения о решениях и (или) действиях (бездействии), являющихся предметом обжалования.

6.6. Доводы, на основании которых заявитель не согласен с обжалуемыми решениями и (или) действиями (бездействием). Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

6.7. Требования заявителя.

6.8. Перечень прилагаемых к жалобе документов (при наличии).

6.9. Дату составления жалобы.

7. Жалоба должна быть подписана заявителем (его представителем). В случае подачи жалобы при личном обращении заявитель (представитель заявителя) должен представить документ, удостоверяющий личность.

Полномочия представителя на подписание жалобы должны быть подтверждены доверенностью, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Полномочия лица, действующего от имени организации без доверенности на основании закона, иных нормативных правовых актов и учредительных документов, подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение, а также учредительными документами организации.

8. Поступившая жалоба подлежит регистрации в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления.

9. Максимальный срок рассмотрения жалобы составляет 15 рабочих дней со дня ее регистрации. Срок рассмотрения жалобы составляет 5 рабочих дней со дня ее регистрации в случаях обжалования заявителем:

9.1. Отказа в приеме документов.

9.2. Отказа в исправлении опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.

9.3. Нарушения срока исправлений опечаток и ошибок.

10. По результатам рассмотрения жалобы принимается решение об удовлетворении жалобы (полностью или в части) либо об отказе в удовлетворении жалобы.

11. Решение должно содержать:

11.1. Наименование органа, рассмотревшего жалобу, должность, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе.

11.2. Реквизиты решения (номер, дату, место принятия).

11.3. Фамилию, имя, отчество (при наличии) и сведения о месте жительства заявителя - индивидуального предпринимателя либо наименование заявителя - юридического лица и сведения о его месте нахождения.

11.4. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства представителя заявителя, подавшего жалобу от имени заявителя.

11.5. Способ подачи и дату регистрации жалобы, ее регистрационный номер.

11.6. Предмет жалобы (сведения об обжалуемых решениях, действиях, бездействии).

11.7. Установленные при рассмотрении жалобы обстоятельства и доказательства, их подтверждающие.

11.8. Правовые основания для принятия решения по жалобе со ссылкой на подлежащие применению нормативные правовые акты Российской Федерации и города Москвы.

11.9. Принятое по жалобе решение (вывод об удовлетворении жалобы или об отказе в ее удовлетворении).

11.10. Меры по устранению выявленных нарушений и сроки их выполнения (в случае удовлетворения жалобы).

11.11. Порядок обжалования решения.

11.12. Подпись уполномоченного должностного лица.

12. Решение оформляется в письменном виде с использованием официальных бланков.

13. К числу указываемых в решении мер по устранению выявленных нарушений в том числе относятся:

13.1. Отмена ранее принятых решений (полностью или в части).

13.2. Обеспечение приема и регистрации запроса, оформления и выдачи заявителю расписки (при уклонении или необоснованном отказе в приеме документов и их регистрации).

13.3. Обеспечение оформления и выдачи заявителю результата предоставления государственной услуги (при уклонении или необоснованном отказе в предоставлении государственной услуги).

13.4. Исправление опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.

13.5. Возврат заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

14. Орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, отказывает в ее удовлетворении в случаях:

14.1. Признания обжалуемых решений и (или) действий (бездействия) законными, не нарушающими прав и свобод заявителя.

14.2. Подачи жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

14.3. Отсутствия у заявителя права на получение государственной услуги.

14.4. Наличия:

14.4.1. Вступившего в законную силу решения суда по жалобе заявителя с тождественными предметом и основаниями.

14.4.2. Решения по жалобе, принятого ранее в досудебном (внесудебном) порядке в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы (за исключением случаев обжалования ранее принятых решений в вышестоящий орган).

15. Жалоба подлежит оставлению без ответа по существу в случаях:

15.1. Наличия в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностных лиц, а также членов их семей.

15.2. Если текст жалобы (его часть), фамилия, почтовый адрес и адрес электронной почты не поддаются прочтению.

15.3. Если в жалобе не указаны фамилия заявителя (представителя заявителя) или почтовый адрес и адрес электронной почты, по которым должен быть направлен ответ.

15.4. Если в орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, поступило ходатайство заявителя (представителя заявителя) об отзыве жалобы до вынесения решения по жалобе.

16. Решение об удовлетворении жалобы или об отказе в удовлетворении жалобы направляется заявителю (представителю заявителя) в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем его принятия, по почтовому адресу, указанному в жалобе. По желанию заявителя решение также направляется на указанный в жалобе адрес электронной почты (в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного должностного лица). В таком же порядке заявителю (представителю заявителя) направляется решение по жалобе, в которой для ответа указан только адрес электронной почты, а почтовый адрес отсутствует или не поддается прочтению.

17. В случае оставления жалобы без ответа по существу заявителю (его представителю) направляется в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем регистрации жалобы, письменное мотивированное уведомление с указанием оснований (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.

18. Жалоба, поданная с нарушением правил о компетенции, установленных пунктом 5.4 настоящего Регламента, направляется в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем ее регистрации, в орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, с одновременным письменным уведомлением заявителя (его представителя) о переадресации жалобы (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.

19. Подача жалобы в досудебном (внесудебном) порядке не исключает права заявителя (представителя заявителя) на одновременную или последующую подачу жалобы в суд.

20. Информирование заявителей о судебном и досудебном (внесудебном) порядке обжалования решений и (или) действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственной услуги, должно осуществляться путем:

20.1. Размещения соответствующей информации на Портале и стендах в местах предоставления государственной услуги.

20.2. Консультирования заявителей, в том числе по телефону, электронной почте, при личном приеме.

21. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

При выявлении нарушений порядка предоставления государственных услуг города Москвы, ответственность за совершение которых установлена Кодексом города Москвы об административных правонарушениях, должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, также должно направить копии имеющихся материалов в Главное контрольное управление города Москвы в течение двух рабочих дней, следующих за днем вынесения решения по жалобе (но не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного федеральным законодательством срока рассмотрения жалоб на нарушения порядка предоставления государственных услуг).Отказ в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги

Отказ в предоставлении государственной услуги

1. Несоответствие представленного заявления и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги, требованиям, установленным правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами города Москвы, Едиными требованиями, Регламентом.

2. Представление документов, срок действия которых истек на момент подачи заявления.

3. Представление заявителем неполного комплекта документов, необходимых для предоставления государственной услуги.

4. Представление документов, содержащих недостоверные и (или) противоречивые сведения.

5. Подача заявления от имени заявителя не уполномоченным на то лицом.

6. Обращение заявителя за разрешением в случае, если в отношении транспортного средства, которое предполагается использовать для оказания услуги по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, уже выдано разрешение и до окончания срока его действия на момент подачи заявления осталось более 45 рабочих дней.

7. Некорректное заполнение обязательных полей в форме заявления при подаче заявления в электронной форме с использованием Портала.

8. Несоответствие цветовой гаммы кузова транспортного средства, которое предполагается использовать для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, цветовой гамме кузова транспортного средства, установленной статьей 2.1 Закона города Москвы от 11 июня 2008 г. N 22 "О легковом такси в городе Москве".

9. Обращение за предоставлением государственной услуги лица, не являющегося получателем государственной услуги в соответствии с Регламентом.

10. Заявление и иные документы в электронной форме, подписанные с использованием электронной подписи, не принадлежащей заявителю.

11. Обращение заявителя за государственной услугой, не предоставляемой Департаментом.

12. Представленные электронные копии документов, необходимых для представления государственной услуги, не поддаются прочтению и (или) не соответствуют требованиям к форматам их представления.

13. Противоречие документов (информации), полученных с использованием межведомственного информационного взаимодействия, включая использование сведений Базового регистра, представленным заявителем документам.

Предположим, между АО-1(Исполнитель) и АО-2 (Заказчик) заключен договор на оказание услуг по предоставлению транспортных средств. В рамках действия данного договора Исполнитель предоставил Заказчику автобус ПАЗ для перевозки людей от места их фактического проживания к месту работы (строительная площадка) и обратно. Лицензии на осуществление пассажирских перевозок у АО-1 нет.

Является ли деятельность в рамках договора оказания услуг по предоставлению транспортных средств лицензируемой?

Что должно лицензироваться?

В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 49 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии).

Перечень видов деятельности, требующих получения лицензии, установлен Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ ).

В соответствии с подп. 24 п. 1 ст. 12 Закона № 99-ФЗ лицензированию подлежит деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам , либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) .

В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 № 280 (далее - Положение), в состав деятельности по перевозке пассажиров включаются регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении, а так же регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении .

При этом согласно разделу II Постановления Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» под регулярными перевозками пассажиров и багажа понимаются перевозки, осуществляемые по расписаниям, которые в свою очередь составляются для каждого остановочного пункта, входящего в маршрут движения транспортного средства .

Целью лицензируемой деятельности по перевозке пассажиров по публичному договору перевозки пассажиров для перевозчика является оказание пассажиру услуги по перевозке по соответствующему маршруту перевозки за плату за данную услугу на основании публичного договора перевозки пассажиров, а для пассажира - получение платной услуги по перевозке. То есть, плата по данному договору взимается с пассажира перевозчиком за оказываемую публичную услугу перевозки. Сторонами данного договора являются перевозчик и пассажир. Заключение договора удостоверяется билетом (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 мая 2012 г. № 15АП-2773/12) .

В рассматриваемой ситуации, по условиям договора заказчик (АО-2) поручает, а исполнитель (АО-1) оказывает услуги по предоставлению транспортных средств, находящихся в собственности исполнителя для работы обособленного подразделения АО-2. Заказчик обязан своевременно предоставлять заявку на предоставление транспортного средства. В свою очередь, исполнитель на основании полученной заявки обязан передать транспортное средство в технически пригодном состоянии. Кроме того, исполнитель берет на себя расходы по страхованию транспортного средства.

В чем проблема таких ситуаций

К сожалению, исходя только из таких сведений, дать однозначную правовую квалификацию отношениям сторон достаточно сложно.

В первую очередь, напрашивается вывод, согласно которому указанные отношения являются арендными (предмет договора - предоставление транспортных средств собственником во временное пользование другого лица). В то же время, фактически исполнитель по заявке заказчика предоставляет ему транспортное средство (автобус) с водителем, который обеспечивает перевозку сотрудников заказчика к месту работы и обратно. Такой договор может быть квалифицирован как договор аренды транспортного средства с экипажем (т.е. с предоставлением услуг по управлению транспортным средством) либо как договор перевозки.

Отличительной чертой договора аренды транспортного средства с экипажем является то, что транспортное средство в любом случае передается во владение и пользование арендатора на весь срок аренды (ст. 632 ГК РФ). При этом водитель, являющийся работником арендодателя, подчиняется распоряжениям арендатора, касающимся эксплуатации транспортного средства (куда ехать, с какой целью и т.д.). Если же транспортное средство во владение заказчика не передается на весь срок действия договора, используется только для доставки работников заказчика из одной точки в другую, а все остальное время находится во владении исполнителя, то, на наш взгляд, такой договор скорее отвечает признакам договора перевозки, нежели договора аренды транспортного средства с экипажем.

Таким образом, применительно к рассматриваемой ситуации не исключено, что отношения между сторонами будут квалифицированы как отношения, в рамках которых исполнитель оказывает заказчику услуги по перевозки граждан (сотрудников заказчика).

Однако, как мы отметили выше, не любая деятельность, в рамках которой владелец транспортного средства оказывает другому лицу (другим лицам) услуги по перевозке пассажиров, подлежит лицензированию. Для этого необходимо, чтобы перевозки осуществлялись не по заказам других лиц, а регулярно, т.е. осуществлялись по расписаниям, которые составляются для каждого остановочного пункта, входящего в маршрут движения транспортного средства . Кроме того, данная деятельность должна осуществляться со взиманием платы с пассажиров.

Между тем, в данном случае исполнитель оказывает услугу по перевозке именно по заявкам заказчика. Какое-либо заранее утвержденное расписание движения транспортных средств для каждого остановочного пункта отсутствует. Плата за оказание услуг по перевозке вносится исполнителем, а не пассажирами.

Исходя из этого, по нашему мнению, даже при квалификации отношений сторон как отношений по оказанию услуг по перевозке пассажиров, данная деятельность АО-1 в соответствии с законом лицензированию не подлежит.

Транспортная деятельность — это важная сфера обслуживания, заключающаяся в перевозке грузов и пассажиров. Подобный род занятий, тесно связанный с , а также влияющий на экологию и на , требует в соответствующих госорганах. Осуществлять транспортную деятельность можно только после обучения сотрудников, прохождения специфических проверок и получения разрешения.

В каких случаях требуется лицензирование транспортной деятельности

Для начала давайте узнаем, какие виды перевозок подлежат лицензированию. Перечень видов деятельности в транспортной сфере, на которые требуется лицензирование, постоянно изменяется и пополняется новыми пунктами. На сегодняшний день обязательно получить разрешение (пройти лицензирование) потребуется, если организация планирует заниматься:

  • Перевозкой автомобильным транспортом более 8 пассажиров (кроме служебных нужд и );
  • перевозкой пассажиров и грузов железнодорожным, морским и речным транспортом;
  • коммерческой перевозкой пассажиров на легковом транспорте;
  • перевозкой грузов свыше 3,5 тонн (кроме служебных нужд ИП и юрлиц);
  • погрузкой и разгрузкой опасных грузов в портах и на железной дороге;
  • воздушной перевозкой грузов и пассажиров;
  • буксировкой на водном транспорте.

И хотя лицензирование пассажирских перевозок автомобильным транспортом (автотранспортных), автобусных, морских и железнодорожных — важная тема для обсуждения, но мы рассмотрим порядок лицензирования видов деятельности, которые связаны с автомобильными транспортными услугами в сфере грузовых и пассажирских перевозок.

О понятии и особенностях лицензирования пассажирских перевозок расскажет специалист в видео ниже:

Как происходит выдача лицензий

Чтобы получить необходимую лицензию, организации следует пройти несколько шагов и обеспечить соблюдение важных условий, которые выдвигаются государством к юридическим лицам, планирующим заниматься транспортной деятельностью.

Ответственные органы

Лицензированием транспортной деятельности занимается Ространснадзор. Именно в эту государственную структуру организации следует подавать документы, если вы планируете осуществлять коммерческую перевозку пассажиров и грузов.

Помимо согласования и выдачи лицензий Ространснадзор занимается и контролем за деятельностью тех организаций, которым она была разрешена. , транспорта организации приведут к проверке инспекторами данной госструктуры и — возможно — аннулированию лицензии.

Условия лицензирования деятельности по перевозке пассажиров и грузов описаны ниже.

Условия

Лицензия на транспортную деятельность выдается организациям, только если ими будут соблюдены определенные условия. Подобная строгость в контроле юрлиц обусловлена важностью их работы.

Итак, вы можете подать заявление на лицензирование, если:

  • У вас есть собственные или арендованные помещения, в которых будет производиться обслуживание и ремонт транспортных средств, или же у вас заключен договор с организацией, которая будет этим заниматься;
  • у вас в штате числятся аттестованные квалифицированные опытные водители, прошедшие ;
  • у вас в штате числится лицензированный медработник, который будет проводить пред- и послерейсовую проверку водителей (или заключен договор со специализированной организацией);
  • у вас есть необходимый автотранспорт и технические средства, прошедшие и допущенные к и пассажирским перевозкам;
  • на автотранспорте установлены средства по контролю режима движения, труда и отдыха;
  • автотранспорт оснащен сертифицированной аппаратурой спутниковой навигации;
  • автотранспорт .

О лицензировании детских перевозок речь пойдет в этом видеоролике:

Необходимые документы

Чтобы запустить процедуру возможности предоставления вашей организации лицензии, вам следует собрать для Ространснадзора пакет документов.

  1. Заявление по установленной форме.
  2. Копии свидетельств ИНН, постановке на налоговый учет и о внесении организации в . Для ИП вместо последнего документа потребуется .
  3. Копии квалификационных и аттестационных удостоверений штатных водителей.
  4. Копии последних медосмотров штатных водителей.
  5. Сведения о ТС ( , и ).
  6. Свидетельство собственности на указанные ТС или .
  7. Свидетельство собственности или договор аренды на помещения, в которых будет осуществляться техобслуживание и ремонт ТС.
  8. Диплом об образовании и лицензия медработника или договор с организацией, которая будет проводить пред- и послерейсовые осмотры штатных водителей.
  9. Уведомление о включении ТС организации в Реестр категорированной транспортной инфраструктуры.
  10. Квитанция на 7500 рублей.

Заявление

Бланк заявления на получение лицензии вы можете найти на госуслугах в разделе, посвященном деятельности Ространснадзора. Там же можно сверить и список необходимых для подачи заявки документов.

В заявлении указывается наименование организации или ИП, а также прочие реквизиты, важные для сверки и заполнения документации. На каждый род услуг, которые планирует осуществлять организация, требуется заполнить свой бланк заявления, собрать пакет копий документов, а также оплатить госпошлину.

Бланк заявления на получение лицензии на перевозки вы можете скачать .

Бланк заявления на получение лицензии на перевозки

Бланк заявления на получение лицензии на перевозки — 1

Бланк заявления на получение лицензии на перевозки — 2

Бланк заявления на получение лицензии на перевозки — 3

Бланк заявления на получение лицензии на перевозки — 4

Бланк заявления на получение лицензии на перевозки — 5

Бланк заявления на получение лицензии на перевозки — 6

Этапы оформления разрешения

Для оформления лицензии на транспортную деятельность вам нужно собрать указанный пакет документов и отнести его в управление Ространснадзора по своему городу.

  1. Поданный пакет просматривается инспектором и принимается.
  2. В течение двух недель Ространснадзор должен ответить вам на ваше заявление. Если вашей организацией не были соблюдены условия лицензирования, или в документах содержатся ошибки, вам в письменном виде откажут в выдаче разрешения. В ином случае процедура получения пойдет дальше.
  3. В течение трех дней после принятия положительного решения Ространснадзор должен предоставить в адрес организации соответствующее уведомление.
  4. При необходимости будет назначена экспертиза соответствия вашей организации условиям лицензирования. Вы либо привезете оригиналы документов в управление Ространснадзора, либо комиссия приедет непосредственно к вам для осмотра и бесед с руководством, медработником и водителями.

Готовая лицензия на транспортную деятельность выдается Ространснадзором не позднее 45-ого рабочего дня с момента подачи пакета документов.

Чем чреваты перевозки без лицензии, расскажет это видео:

Лицензирование транспортной деятельности направлено на повышение безопасности дорожного движения и предотвращение различных аварий и несчастных случаев на дороге. Чтобы получить разрешение, предпринимателю нужно будет максимально улучшить уровень предоставляемых услуг (требования предъявляются к водителям, к транспорту и его техническим характеристикам).

Лицензия на право перевозки пассажиров – это документ, дающий предпринимателям право осуществлять на своем транспорте коммерческие перевозки. Причем получение этого документа необходимо не всегда. Случаи, в которых он нужен, а также подробные условия по его получению будут рассмотрены далее.

В каких случаях нужно оформление документа?

Пассажирские перевозки могут происходить по регулярным маршрутам как городского и пригородного типа, так и между городами. Получить специальное разрешение на такие перевозки нужно только если:

Количество перевозимых пассажиров составляет больше восьми человек – для автобусов, микроавтобусов. Например, для услуг такси оформляют другую лицензию.

Транспортное средство используется не для личных или организационных целей предпринимателя (предприятия). В случае если осуществляются перевозки работников организации (к месту работы или на отдых), оформлять разрешение не нужно.

Деятельность по перевозкам происходит по конкретному маршруту. Если это услуги на заказ, то лицензия также не требуется, предприниматель просто уведомляет об этом соответствующий орган Ространснадзора (по территории деятельности).

Также лицензия нужна, если перевозки осуществляются на международном уровне, то есть с выездом транспорта за пределы страны.

Разница между лицензией на такси и лицензией на перевозку пассажиров

Помимо автобусов и микроавтобусов на восемь и больше пассажиров, лицензированию также подлежит и работа такси. Этот вид транспорта выделяется отдельно, и для него не нужно получение транспортной лицензии. Его деятельность регламентируется своими документами (в частности, требуется получение специального разрешения на такси).

Разница между этими двумя документами состоит, прежде всего, в виде транспорта, на который они оформляются и в условиях их получения.

Основные требования для оформления и лицензии на перевозку пассажиров:

Вид транспорта, на который получается разрешение – легковой автомобиль для первого случая или ТС вместительностью более восьми человек (н-р, микроавтобус) для второго.

Срок действия – 5 лет для такси и неограниченный для автобусов и микроавтобусов.

Требования к оформлению транспорта. Такси должно содержать элементы внешнего отличия – цветографическую отметку, шашечки на крыше машины, таксометр. К транспорту по перевозке 8 и более пассажиров таких требований нет, он просто должен быть пригоден для перевозки людей и соответствовать техническим требованиям.

Права собственности. Транспортное средство для услуг такси должно находиться в полной собственности лицензиата. Лизинговая или кредитная форма приобретения не допускаются. Во втором случае можно использовать любой автомобиль, принадлежащий соискателю на законных основаниях (доверенность, лизинг, кредит).

Также отличается и сумма штрафа за нелицензионную деятельность. Для такси она намного меньше — максимум 50 000, в то время как за отсутствие транспортной лицензии могут оштрафовать на сумму до 400 000.

Процедура получения

Для получения разрешения нужно сначала оплатить госпошлину и принести заявление в лицензирующий орган. Заполняется такое заявление по определенной форме, причем для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей она разная. К нему нужно приложить все необходимые документы. Подавать их можно как лично, так и при помощи заказного почтового отправления или электронной почты (подробные условия уточняются в конкретном органе).

После этого, при условии соответствия физического или юридического лица предъявляемым требованиям, ему будет выдана лицензия.

Максимальный срок рассмотрения заявки – 45 дней. В среднем решение принимается в течение месяца.

Если документы были поданы не в полном объеме или оформлены неверно, то в течение трех дней лицензирующий орган уведомляет об этом соискателя. После этого ему дается тридцать дней на исправление обнаруженных ошибок или нарушений.

Требования к соискателю

Выдается лицензия юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, которые собираются осуществлять перевозки более восьми пассажиров на соответствующем для этого транспорте.

Кроме этого, должны выполняться следующие условия:

Перед началом рейсов водителей должен осматривать специалист, у которого есть соответствующее медицинское образование (высшее или среднее). Кроме образования, он должен пройти обучение по дополнительной программе – по осмотру водителей рейсовых автобусов. Такой человек может либо состоять в штате предприятия, либо быть сотрудником медицинской организации, с которой у соискателя заключен договор.

Для проведения техобслуживания транспорта должны быть специальные помещения и оборудование. В качестве альтернативы этого требования может выступать заключение договора с другой организацией на оказание таких услуг.

У предпринимателя должен быть заключен договор (трудовой или об оказании услуг) с водителями, которые соответствуют таким требованиям:

  • квалификация (водительские права категории D) и стаж работы (не менее 5 лет);
  • отсутствие медицинских противопоказаний к осуществлению деятельности по перевозке пассажиров (что подтверждается справкой утвержденной формы).

Соискатель должен иметь в наличии транспортные средства, принадлежащие ему на законном основании. Это может быть и купля-продажа, и аренда, и лизинг. По своей конструкции и назначению они должны быть пригодными для перевозки людей (с приложением постановления соответствующего территориального органа). Свидетельством о регистрации ТС должны допускаться к участию в дорожном движении.

Соблюдение каждого из этих условий подкрепляется документами.

Если владелец предприятия одновременно является и водителем своего коммерческого транспортного средства, то он также должен документально подтвердить свою пригодность к этой работе.

Кто выдает лицензию?

Лицензия на осуществление перевозки пассажиров выдается в соответствующем органе Ространснадзора (или его территориальные представительства) по месту государственной регистрации предприятия. Для юрлиц это юридический адрес, по которому они зарегистрированы, для индивидуальных предпринимателей это может быть их домашний адрес.

С полным перечнем всех территориальных органов можно ознакомиться на сайте Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Также стоит учесть, что требования к документам и их оформлению могут немного отличаться, в зависимости от территории расположения лицензирующего органа.

Необходимые документы

Чтобы получить лицензию на перевозку пассажиров, к заявлению нужно приложить опись всех предоставляемых документов.

Кроме этого, требуется документально подтвердить выполнение соискателем предъявляемых условий:

Владение транспортными средствами и их соответствие требованиям:

  • договора купли-продажи, аренды, лизинга на владение транспортным средством;
  • технический паспорт автомобиля;
  • документы, подтверждающие прохождение технического осмотра.

В сфере обеспечения ремонта и техосмотра транспорта:

  • документы о праве собственности на помещения и оборудование, подходящие для такой деятельности (договора купли-продажи, аренды, лизинга);
  • сертификаты соответствия этих помещений определенным требованиям;
  • копия договора на проведение техосмотра.

Наличие квалифицированных водителей (прилагаются копии документов):

  • трудовая книжка (для определения стажа);
  • удостоверение водителя, подтверждающее наличие категории «D»;
  • медсправка о разрешении управлять ТС.

Наличие специалиста в сфере оказания медицинских услуг и предрейсового осмотра:

  • если привлекается сторонний человек или организация – копия договора об оказании данных услуг;
  • если в штате имеется свой работник, то нужна копия его диплома и удостоверения о прохождении дополнительной программы обучения.

Также в конкретном территориальном органе могут потребовать предоставления других дополнительных документов. Поэтому их полный перечень лучше уточнять заранее, по месту получения документа.

Сколько стоит лицензия на перевозку пассажиров автобусом и сроки действия

На данный момент стоимость равна 7500 рублям (сумма госпошлины). Оплатить ее нужно перед подачей всех документов. Узнать реквизиты для оплаты можно в лицензирующих органах – либо на стендах внутри помещения, либо на интернет-сайтах.

Подтверждение оплаты – квитанция (в случае наличного расчета) или платежное поручение (расчет по безналу). Прилагать эти документы к основному пакету необязательно, информация об оплате размещается в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах.

Дополнительные расходы могут возникнуть на оплату услуг нотариуса и в том случае, если получение лицензии на перевозку пассажиров вы доверяете юридической компании. За определенную сумму (в каждой компании ее размер отличается) она возьмет на себя все хлопоты по оформлению документов.

Лицензия на автобусные перевозки пассажиров, выдаваемая в настоящее время, действительна на протяжении неограниченного срока. Ее переоформление может потребоваться только в случае, если:

  • произошли перемены в видах осуществляемых работ;
  • изменился юридический адрес предприятия;
  • было изменено его название;
  • произошло преобразование в организационной форме– например, слияние или разделение предприятия.

Если разрешение было оформлено до 3 ноября 2011 года, то это также дополнительное основание для переоформления документа. Именно с этого дня в силу вступил новый закон о лицензировании. До этого документы выдавались на срок до пяти лет. Поэтому старые лицензии нужно переоформлять по новому образцу.

Переоформление лицензии

Если имеются основания для переоформления, то в лицензирующий орган нужно предъявить:

Заявление, заполненное по установленной форме, с прилагаемыми к нему документами. Перечень документов и требования к ним такие же, как и в случае с оформлением нового разрешения. Помимо этого, нужно указать данные, которые изменяются (новое название или юридический адрес, перечень изменяемых работ и т.п.).

Оригинал действующей лицензии.

Госпошлину нужно будет оплатить еще раз, в размере 750 рублей. Ее сумма может быть повышена до 3500, если изменяемые сведения касаются адреса или вида деятельности организации.

Случаи, в которых могут отказать в выдаче документа

Законных оснований для отказа всего два:

  1. Если соискатель не соответствует предъявляемым требованиям.
  2. Если информация в документах или заявлении недостоверная.

Эти моменты выясняются в ходе проверки лицензирующим органом как документации лицензиата, так и его имущества (транспорта и помещений).

Отказ оформляется приказом или распоряжением, с содержанием подробной аргументации причин, после чего вручается соискателю (в течение трех дней со дня принятия решения). Причины отказа должны подкрепляться нормативно-правовыми актами или другими документами. При обнаруженных несоответствиях требованиям это может акт проверки.

В случае несогласия соискателя с таким решением он может обжаловать его в арбитражном суде, на протяжении трех месяцев со дня отказа.

Наказание за деятельность без лицензии

За нарушение закона и осуществление деятельности без наличия лицензии предусмотрена ответственность — административная и уголовная.

За перевозку пассажиров без лицензии налагается штраф, а при повторном нарушении может применяться и конфискация транспортного средства. Сумма штрафа разная для каждой категории нарушителей и составляет:

  1. 50 тысяч рублей. Эту сумму заплатят граждане и должностные лица (руководители, административные работники).
  2. 100 тысяч – индивидуальные предприниматели.
  3. 400 тысяч – самая большая сумма предусмотрена для юридических лиц.

Если нарушение происходит не в первый раз, то в дополнение к сумме штрафа у граждан и индивидуальных предпринимателей могут конфисковать автомобиль, а юридическим лицам еще и приостановить предпринимательскую деятельность (до 90 дней).

Уголовная ответственность наступает в том случае, если нелицензионная деятельность:

  • причинила крупный ущерб – гражданам, предприятиям, организациям или государству;
  • связана с незаконным получением доходов в больших размерах.

Наказание в таких случаях будет следующим:

  1. До 480 часов обязательных работ.
  2. До шести месяцев ареста.
  3. До 300 тысяч рублей штрафа (либо же зарплата или другой доход нарушителя за период до двух лет).

Если преступление совершается впервые, то уголовная ответственность может не применяться, но при определенных условиях:

  1. Полное возмещение причиненного другим субъектам ущерба и перечисление в бюджет денежного возмещения (в 5 раз больше от суммы причиненного ущерба).
  2. Перечисление в бюджет того дохода, который был получен от незаконной деятельности и его пятикратное денежное возмещение.

Если полученный доход относится к особо крупному или нарушение числится за организованной группой людей, то наказание следующее:

  1. Штраф – либо от 100 до 500 тысяч рублей, либо в размере зарплаты (за период от года до трех лет).
  2. Штраф до 80 тысяч рублей и лишение свободы (до 5 лет).
  3. До пяти лет принудительных работ.

К ответственности привлекается руководитель организации или лицо, выполняющее его функции и обязанности.

Наличие лицензии является обязательным условием для коммерческих перевозок пассажиров на автобусах и микроавтобусах, как по территории РФ, так и при выезде за ее пределы. Новые условия ее получения обозначены в законодательных актах, основной из которых – Постановление о лицензировании перевозок пассажиров.

Один раз оплатив госпошлину и собрав все необходимые документы, можно обезопасить себя от возможных штрафов, конфискаций имущества и даже лишения свободы. А выполнение требований, предъявляемых к транспорту и персоналу, повысит безопасность перевозок и убережет от потенциальных аварий или ДТП.

Вся статья подытоживается в небольшой видео-инструкции.

Лицензирование перевозок производится по правилам, установленным законом «О лицензировании…» от 04.05.2011 № 99-ФЗ (далее - закон № 99-ФЗ) и другими нормативными актами. В этой статье рассказывается, как получить лицензию на осуществление перевозок всеми видами транспорта.

Лицензирование пассажирских автомобильных перевозок

Лицензирование автомобильных перевозок пассажиров производится в силу п. 24 ч. 1 ст. 12 закона № 99-ФЗ в порядке, изложенном в положении о лицензировании перевозок автомобильным транспортом, утв. постановлением Правительства РФ от т 27.02.2019 N 195 (далее — Положение).

Обратите внимание! Положение действует с 01.03.2019 до 01.01.2021 г.

Положением установлено, что:

  1. Лицензированию подлежит любая деятельность по перевозке пассажиров и других лиц автобусами, даже в том случае, когда перевозка осуществляется для собственных нужд или по заказам.
  2. Лицензия не нужна, если перевозки людей осуществляются автобусами специальных служб (полиции, скорой помощи, спасателей и т.п.).
  3. Разрешение на регулярные перевозки пассажиров между городами или внутри города с пригородом выдается территориальными органами Ространснадзора — управлениями Госавтодорнадзора по субъекту РФ или межрегиональными управлениями.

В разделе II Положения перечислены требования для соискателя лицензии:

  • назначение ответственного лица за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию;
  • наличие лицензии для организации и проведения их предрейсового/послерейсового медосмотра или договора, оформленного со специализированной организацией;
  • владение автобусами.

Как получить лицензию на перевозку автомобильным транспортом

Чтобы получить лицензию на перевозку пассажиров, нужно отправить заявление в орган, осуществляющий деятельность по лицензированию автотранспортных перевозок.

К заявлению прикладываются копии следующих документов:

  • приказа о назначении ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения;
  • договора с медорганизацией на проведение предрейсового/послерейсового осмотра;
  • свидетельств о регистрации транспортных средств на все автобусы;
  • документов, подтверждающих право владения автобусами, если они не являются собственностью соискателя.

А также опись прилагаемых документов.

Важно! Сведения об автобусах включаются в реестр лицензий. Использовать для перевозки людей автобусы, не включенные в реестр, запрещено.

Правила перевозки пассажиров автомобильным и городским электротранспортом

Для получения лицензии и ведения деятельности по перевозке пассажиров и грузов авто- и электротранспортом перевозчик должен учитывать требования:

  • устава, утв. законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ;
  • конкретизирующих его положений (см. выше требование о соответствии заявителя иным нормативным акта, содержащееся в п. 4 положения о лицензировании).

При несоблюдении данных требований лицензирующий орган может отказать в выдаче лицензии или приостановить действие уже выданной (ч. 1 ст. 20 закона № 99-ФЗ).

Порядок перевозки пассажиров, в т. ч. с багажом, автобусами и легковыми такси, в т. ч. по заказу, а также трамваями и троллейбусами, подробно регламентируется Правилами, утв. постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 (далее — Правила № 112).

В Правилах также утверждены формы и реквизиты билетов, квитанции на провоз ручной клади и багажной квитанции.

Итак, при перевозках пассажиров перевозчик должен:

  • соблюдать расписание поездок;
  • сажать и высаживать пассажиров на остановочных пунктах;
  • оборудовать ТС указателями и схемами маршрута;
  • оформлять путевые листы и т. д.

Перевозка грузов автобусами и городским электротранспортом

Подробный регламент осуществления грузоперевозок АТС изложен в Правилах, утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 (далее — Правила № 272).

  1. Заключение договора на перевозку груза подтверждается транспортной накладной, врученной грузоотправителем.
  2. Форма транспортной накладной утверждена в приложении 4 к Правилам № 272.
  3. На рассмотрение заявки заказчика перевозчику дается 3 дня.
  4. В оговоренный срок перевозчик передает грузоотправителю ТС под погрузку.
  5. Если поданное ТС окажется неисправным, это считается неподачей (п. 24 Правил № 272).
  6. Груз должен иметь основные, дополнительные, информационные надписи, манипуляционные знаки. По умолчанию маркировкой груза занимается грузоотправитель, но стороны могут договориться о том, чтобы все эти надписи сделал фрахтовщик.
  7. Если груз загружается/выгружается путем снятия контейнера с ТС, то оформляется сопроводительная ведомость и т. д.

Лицензирование воздушных пассажирских и грузовых перевозок

Порядок лицензирования воздушных перевозок пассажиров установлен положением, утв. постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 № 457:

  1. Лицензированием транспортных перевозок занимается Росавиация.
  2. Лицензированию перевозки подлежат как чартерные, так и регулярные.
  3. Для подачи заявления на получение разрешения нужно иметь воздушное судно, сертификат эксплуатанта и соблюдать правила воздушных перевозок.

Лицензированием перевозок грузов воздушным транспортом занимается та же Росавиация.

Лицензионные требования на перевозку груза аналогичны требованиям лицензирования перевозок пассажиров:

  • у заявителя должно быть собственное или арендованное воздушное судно с сертификатом летной годности и сертификатом эксплуатанта;
  • заявитель должен соблюдать правила воздушных перевозок.

Лицензирование железнодорожных перевозок

Лицензированием железнодорожных перевозок занимается структурное подразделение Ространснадзора — Госжелдорнадзор.

Он выдает разрешение:

  • на перевозки пассажиров в пригородном и дальнем сообщении;
  • перевозки опасных грузов.

При этом для дальнего следования пассажирские перевозки лицензируются по видам поездов: пассажирским, скоростным и скорым.

Лицензионные требования перечислены в п. 4 положения, утв. постановлением Правительства РФ от 21.03.2012 № 221. Это:

  1. Соблюдение правил перевозок пассажиров, установленных рядом нормативных актов.
  2. Наличие собственного или арендованного ж/д подвижного состава и оборудования.
  3. Создание в структуре организации-заявителя отдела по ликвидации ЧС или заключение соответствующего договора со сторонней организацией.
  4. Обязательное присутствие в штате организатора перевозок пассажиров, соблюдающего квалификационные требования, ответственного за безопасность движения и эксплуатацию поезда лица, машинистов.

Для получения разрешения отправляется заявление с документами, подтверждающими соблюдение лицензионных требований.

Обратите внимание! Порядок лицензирования перевозок опасных грузов ж/д транспортом аналогичен порядку выдачи разрешения на перевозку пассажиров.

Лицензирование водных/морских перевозок

Положение о лицензировании перевозок пассажиров и грузов, в т. ч. опасных, внутренним водным и морским транспортом утверждено постановлением Правительства РФ от 06.03.2012 № 193:

  1. Лицензия выдается Ространснадзором по документам, полученным из Госморречнадзора.
  2. Лицензионные требования для получения разрешения на любой вид деятельности одинаковы, предъявляемые документы тоже.
  3. Как и во всех других случаях, информация о начале и прекращении осуществления деятельности перевозчика публикуется в СМИ (ст. 21 закона № 99-ФЗ).

Обратите внимание! Порядок лицензирования международных перевозок морем ничем не отличается от порядка получения разрешения на ведение деятельности перевозчика на территории РФ.

Лицензионные требования и список документов одинаковы.

Общие правила выдачи и получения лицензии для ведения перевозок, в т. ч. международных

В этом разделе, подытоживая вышесказанное, расскажем о порядке выдачи и получения лицензии на осуществление перевозок:

  1. Общие правила оформления разрешения установлены ст. 13, 14 закона № 99-ФЗ.
  2. Заявитель отправляет в лицензирующий орган заявление с документами, подтверждающими соблюдение лицензионных требований. Они могут быть оформлены на бумажном носителе или в электронном виде.
  3. Список необходимых документов указан в положении о лицензировании автомобильных перевозок и подобных ему нормативных актах по каждому виду транспорта.
  4. Лицензирующий орган не вправе требовать документы вне утвержденного списка.
  5. Документы сдаются по описи, копия которой возвращается заявителю с предварительной отметкой о дате получения заявления.
  6. В течение 3 дней лицензирующий орган решает, рассматривать полученное заявление или нет.
  7. Решение о выдаче либо отказе в выдаче лицензии выносится в течение 45 дней со дня получения заявления (п. 1 ст. 14 закона № 99-ФЗ).
  8. Если лицензирующий орган решил выдать лицензию, то сразу же издается приказ о его выдаче, который вместе с лицензией регистрируется в реестре.
  9. Лицензия отправляется заявителю в течение 3 рабочих дней после регистрации.
  10. Выданная лицензия действует бессрочно.
  11. В период действия лицензии лицензирующий орган проводит документарные, плановые и внеплановые проверки.
  12. Если в результате проверки обнаруживаются нарушения, перевозчик привлекается к административной ответственности, а действие лицензии приостанавливается.
  13. Лицензия может быть аннулирована по причине прекращения деятельности лицензиатом либо судом.

Ответственность за перевозки без лицензии или с нарушением ее требований

Законодательство о лицензировании собственно мер ответственности не содержит, а только указывает на такие неприятные последствия нарушения лицензионных требований, как:

  • приостановление лицензии (совершается лицензирующим органом при наличии в отношении субъекта вступившего в законную силу постановления о нарушении требований лицензии);
  • аннулирование (совершается судом по заявлению лицензирующего органа, если лицензиат повторно грубо нарушил требования лицензии) и последующее прекращение (по решению суда об аннулировании производится лицензирующим органом).

Как было указано, приостановление наступает только при условии привлечения лицензиата к административной ответственности. Последняя предусмотрена пп. 2, 3,4 ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Важно! Мера ответственности за несоблюдение правил пассажирских перевозок устанавливается федеральным органом, у субъекта РФ такого права нет (определение ВС РФ от 15.07.2015 № 33-АПГ15-13).

Таким образом, общий порядок лицензирования пассажирских перевозок и перевозок опасных грузов авто-, воздушным, ж/д и водным/морским транспортом установлен законом № 99-ФЗ и подробно регламентируется положениями, утвержденными Правительством РФ, ведомственными актами.