Меню Рубрики

Как открыть фирму по изготовлению прицепов. Свой бизнес производство: прицепов для легковых автомобилей


Предлагаем вам рассмотреть еще один бизнес с минимальными вложениями – производство прицепов для легковых автомобилей . Современные люди предпочитают покупать собственные автомобили, несмотря на пробки, дороговизну топлива и необходимость регулярного ремонта машины. Именно поэтому в нашей стране количество машин растет буквально каждый месяц.

Естественно, предприниматели давно поняли эту тенденцию, и не преминули создать множество различных вариантов заработка в автомобильной сфере, помимо торговли самим транспортом. Это и сервисные услуги, и помощь мастеров, и продажа деталей, а так же тюнинг, акустика, создание различных подсветок и обвесов, и многое другое. Главное, что именно в этой отрасли можно найти , который принесет хороший доход своему организатору. Например, рассмотрим – вещь нужная, востребованная, которая пользуется большим спросом среди владельцев транспорта.

Достаточно установить прицеп на любую, даже небольшую машину, и она уже может выполнить функции фургона, а именно транспортировать груз, достигающий тонного веса. Каждый прицеп имеет свои особенности и грузоподъемность, здесь уже сам автовладелец выбирает товар, в зависимости от его характеристик. Если прицеп нужен дачнику, то покупать слишком вместительный и масштабный товар не придется, а вот строители, монтажники, и прочие работники такого рода профессий, часто нуждаются в перевозке крупногабаритных, тяжелых грузов.

Учитывая, что прицепные устройства пользуются популярностью среди наших граждан еще с давних советских времен, не стоит ожидать, что на рынке новичок не встретится с рядом конкурентов. О том, что могут принести ощутимую прибыль, знают многие бизнесмены, так что за место под солнцем придется побороться.

Производство прицепов для легковых автомобилей


Изготовить автомобильный прицеп в принципе довольно просто, главное – качественно собрать все составляющие конструкции, что касается колес, шасси, тяговых и сцепных устройств, моста с подвесками, а так же электрической проводки. По центру всей сборки находится грузовой кузов, для изготовления которого понадобятся не только трубы с квадратным сечением, но и предварительный чертеж. Производство автомобильных прицепов включает в себя обшивку пола и бортов любыми листовыми материалами, это могут быть и оцинкованные металлические листы, и ДСП. В качестве производственного цеха может подойти простой гараж, а вот к выполнению работ желательно привлечь слесаря и сварщика. Но начинать такой бизнес с минимальными вложениями можно и самому предпринимателю, только вот на изготовление одного прицепа может уйти и месяц.

Очень важным моментов является то, что производство прицепов для легковых авто не может работать без наличия специальной документации, а именно сертифицированных паспортов на каждый продукт, которые заполняются в соответствии с государственными образцами. Объясняется это тем, что каждый прицеп числиться, как часть автомобиля, следовательно, он не может принимать участия в общественном движении, при отсутствии специального разрешения на эксплуатацию. Получить это разрешение можно в местных органах инспекции дорожного движения. Здесь прицепы проходят процедуру регистрации в качестве нового транспортного средства, после чего наделяют отдельным номерным регистрационным знаком. Отсюда следует, что для пользования прицепом, у каждого гражданина должна быть документация на него, а так же государственный регистрационный знак, но как можно обзавестись ими?

Производство прицепов для легковых автомобилей: регистрируем прицеп


Стандартный процесс регистрирования автомобильного прицепа осуществляется в два этапа.
  1. После того, как сборка прицепа будет полностью завершена, предприниматель должен сообщить об этом в органы инспекции дорожного движения, расположенной в районе его проживания. Сотрудники выдадут документ, направляющий владельца прицепа пройти экспертизу на территории специальной лабораторной зоны. Именно здесь будет проведен ряд сертифицированных испытаний, который должен пройти каждый прицеп, прежде чем он станет участником общественного дорожного движения. За испытания придется заплатить определенную сумму. Если производство прицепов для легковых автомобилей осуществляется с использованием готовых деталей, то в органах имеют право запросить сертифицированные документы на каждый такой узел или деталь. Желательно сразу подготовить все бумаги по чертежам и другую документацию, которой могут заинтересоваться работники службы. Полный перечень таких бумаг есть в отделениях дорожно-патрульной службы. Сертификация прицепа распространяется только на новые транспортные средства, которые вводятся в эксплуатацию.
  2. По окончанию всех проверок и экспертиз, предприниматель получить документ о том, что сертификация прицепа прошла успешно, а транспортное средство действительно соответствует всем нормам и требованиям. После того, как у бизнесмена имеется на руках бумага такого рода, он имеет права на постановку своего прицепа на учет в инспекции дорожного движения. Не стоит забывать, что сертификация прицепа – это платная процедура, которая обойдется предпринимателю в пятнадцать-двадцать пять тысяч рублей, а по длительности она не превышает пятнадцати дней.
Именно из этих двух этапов состоит регистрация прицепов, выполненных самостоятельно, причем для каждой единицы необходимо проходить отдельную процедуру апробации, и получать отдельные документы. Некоторые предприниматели так и делают, особенно если за месяц они выполняют более одного заказа на прицеп, и. естественно, регулярно вносят требуемую сумму за регистрацию. Но если производство прицепов для легковых авто планируется поставить на поток, то бизнесмены стараются найти альтернативное решение, минимизировать бюрократические вопросы, и обойти регулярный процесс сертификации. Это вполне возможно, если сертифицированным будет само производство автомобильных прицепов .

Как сертифицировать производство прицепов для легковых авто

На территории нашей страны сертификация прицепов обязательное условие их использования, так как без одобрения транспортных средств они не могут принимать участия в дорожном движении. Все прицепы имеют специальную категорию – О1, именно по ней и будет выдаваться одобрение. После того, как изготовление прицепов будет выполняться на основании полученного документа об одобрении, каждый новый агрегат, комплектующийся на предприятии, будет иметь свой уникальный номер, а так же паспорт изделия. Номера наносятся на рамы прицепов. Главное, чтобы нанесение было надежным и прочным. Некоторые производители предпочитают использовать гравировку, штамповку и другие методики.

Как производство автомобильных прицепов может получить VIN-номер для своего ТС


И снова вся процедура начинается со сбора документации. У предпринимателя на руках должна быть заявка, составленная согласно установленному образцу, документ, в котором указаны технически характеристики изделия, а так же перечень отмеченных деталей: шин, фар, фото прицепа и чертеж, по которому он был собран. Кроме того, сотрудники наверняка запросят информацию о технических условиях, а так же инструкцию по использованию изделия. Только имея на руках все эти бумаги, есть смысл направляться на испытание и процесс сертификации транспортного средства. Такое испытание называют предшествующим серийному, поэтому и стоит оно в несколько раз больше.

После того как это изделие пройдет апробацию, можно приступать к следующему шагу, но сначала придется снова собирать документацию. Изготовление прицепов должно выполняться на основании международного кода производителя, который получить сможет только юридическое лицо. В противном случае массово производить прицепы, не проходя отдельную процедуру сертификации каждого изделия, не получится. Чтобы получить это международное кодовое значение, понадобится представить:

  • Техническую заявку на то, чтобы оформить международный код для изготовителя транспорта типа О1;
  • Техническую опись производственного цеха, самого процесса изготовления прицепов, системы проверки качественных характеристик, технические условия прицепа;
  • ОГРН и идентификатор производственной организации;
  • Иные бумаги, о которых подробнее смогут рассказать непосредственно в конторе по выдаче кодов. Чаще всего именно такие конторы занимаются целым спектром услуг, и регистрацией, и апробацией, и выдачей документации.
Каждое транспортное средство может быть одобрено на определенный период времени с возможностью последующего продления. Несмотря на то, что производство и продажа прицепов – это бизнес с минимальными вложениями, правильно выстроить саму стратегию ведения дел довольно сложно, а количество документальной работы может по-настоящему расстроить предпринимателя. Начинать работать в статусе индивидуального предпринимателя практически бессмысленно в этой отрасли. Кроме того, производство и продажа прицепов имеет свои ограничения в зависимости от размеров предприятий. Так, на малом предприятие не может быть изготовлено более пятисот единиц на протяжении года, а для того, чтобы бизнес стал рентабельным, придется браться за активные разработки нескольких типов изделий. Каждый из них нуждается в одобрении со стороны контролирующих органов, сертификации и документальной поддержке.

С финансовой стороны сертифицировать изготовление прицепов не так просто, далеко не у каждого предпринимателя с самого начала есть необходимая сумма на руках, поэтому многие стартуют с регулярного прохождения процедуры для каждого транспортного средства.

Продажа прицепов с использованием франчайзинга

Например, у крупного производства уже есть одобрение на изготовление автоприцепов. Тогда компания может заняться продажей необходимых документов на основе франчайзинга тем, кто нуждается в одобрении для легального изготовления транспорта в собственных гаражах. Таким образом, небольшое предприятие будет заниматься выпуском продукции, но пользоваться брендом владельца одобрения. Бизнес с минимальными вложениями , организованный в гаражных условиях, предполагает сборку не более чем двадцати четырех технических единиц за год. Но выгода от использования франчайзинга ощутима обеим сторонам. Предприниматель сможет обойти бюрократические вопросы, избавиться от необходимости ходить по инстанциям и собирать бумаги, а крупный поставщик разгрузит свои производственные мощности. Но как франчайзер, он имеет право на выставление определенных требований к мелким производствам и их изделиям.

Производство и продажа прицепов-конструкторов


За один прицеп потребители готовы отдать довольно крупную сумму – от сорока до ста тысяч рублей, зато изделия являются надежными и имеют высокую грузоподъемность. Продажа прицепов с более низкими характеристиками осуществляется и по менее низким ценам. Но, несмотря на то, что владелец отдает за качественное изделие почти сотню рублей, он зачастую все равно старается адаптировать его согласно собственным потребностям. Некоторые делают рамы более сильными, другие меняют подвеску и вносят изменения в электрическую систему, и так может продолжаться до бесконечности. Для того чтобы облегчить задачу покупателям, современные изготовители решили действовать проще – снизить цену на прицеп до четырнадцати тысяч, но при этом предлагать комплект из рамы и подвески. Все остальное покупатель крепит и создает сам, как ему удобно. Кстати, такая конструкция так же должна быть в обязательном порядке зарегистрирована.

Именно такие конструкции часто приобретают мелкие предприниматели, создавая на их базе полноценные товары, и продавая по полной цене. При этом документация, выданная на конструкторы, вполне подойдет для реализации транспортного средства. Конечно, самому предпринимателю развить бизнес по производству сборных основ будет намного сложнее, чем покупать уже готовую основу, лишь дополняя и собирая ее.

Бизнес с минимальными вложениями на ремонте прицепной техники

Для создания такой ремонтной мастерской, понадобиться гаражное помещение и простые инструменты, а так же желание трудиться. Что касается клиентов, то они в любом случае будут, ведь такие работы не только грязные, но и пыльные. Что заставляет даже самых экономных граждан прибегать к услугам мастеров. Ориентироваться можно на замену бортовых конструкций, правку осей, починку амортизаторов и многое другое, ведь у каждого проблема индивидуальна. После того, как предприниматель проработает определенное время в сфере ремонта, он сможет расширить свою деятельность скупкой старой техники и ее реставрацией. Поломанные прицепы стоят дешево, а вот отреставрированный можно будет выставить на продажу в разы дороже. Но и здесь возникает проблема с документами, без них никак не удастся продать даже отлаженный прицеп. Но обычно именно необходимыми бумагами покупателя обеспечивает продавец, и ему не приходится собирать документы по инстанциям.

Пост был изменен:

Производство прицепов как один из вариантов стартапа

В попытках создать свой стартап, многие заходят в тупик на начальном этапе – поиске интересных идей. Одним из привлекательных вариантов является производство прицепов. Эта ниша на рынке еще не перенасыщена и начинающий предприниматель будет чувствовать себя в ней комфортно, при условии соблюдения ряда правил, о которых речь пойдет ниже.

Краткий анализ бизнеса:
Затраты на организацию бизнеса: 1,2 – 1,6 млн рублей
Актуально для городов с населением: от 50 тысяч
Ситуация в отрасли: сфера производства развита
Сложность организации бизнеса: 3/5
Окупаемость: 8 – 12 месяцев

С чего начать

Изготовление прицепов для автомобилей – один из рентабельных вариантов бизнеса при правильном подходе. При этом заработок можно получать не только от производства, но и от дальнейшего технического обслуживания прицепов и полуприцепов. Это также будет давать ощутимую прибыль даже во время отсутствия необходимых материалов. Поэтому необязательно начинать именно с производства. Ремонт поможет получить стартовый капитал, который можно вкладывать в развитие производственных мощностей.

Что потребуется в первую очередь

Если идти по порядку, то первое, что понадобится при формировании собственного дела независимо от того будет это ремонт или производство, это помещение. Ведь собирать прицеп на территории заказчика совсем не вариант. Наличие собственной производственной площади, на которой будет происходить производство полуприцепов, прицепов или запчастей к ним – несомненный плюс. Здесь же может осуществляться техническое и сервисное обслуживание агрегатов.

Если собственного помещения нет, его можно арендовать, т.к. покупка недвижимости на начальном этапе стартапа не всегда выгодна. Площадь помещения должна быть не менее 50 метров квадратных. Идеально, если это будет большой гараж или ангар, в котором можно проводить работу одновременно над 2-мя или 3-мя единицами техники. В помещении также потребуется дополнительное место для инструментов и вспомогательного оборудования. Без подходящего помещения нет смысла начинать дело. Сборка прицепов – не сезонный заработок, несмотря на периодичность спроса.

Цена недвижимости зависит от многих факторов, в частности, месторасположения и полезной площади, и прочих факторов, которые часто зависят от арендодателя. Помещение в городе естественным образом будет отличаться по цене от того, которое расположено на окраине или в пригороде. При желании можно найти здание не современной застройки, например, склад времен СССР, отремонтировать его и сэкономить массу средств.

Без чего невозможно начать работу

Следующий по необходимости элемент – оборудование для сборки прицепов. Без него невозможно начать работу, т.к. голыми руками получится собрать лишь только какие-то запчасти. Основную массу инструментов можно попытаться найти из собственных запасов. Это могут быть:

  • отвёртки;
  • ключи;
  • молотки;
  • свёрла.

Если же попытаться купить все сразу, из таких мелочей складывается круглая сумма до 1000 долларов. Но не только мелочи важны.

Незаменимым на производстве будет сварочный аппарат. Он обязательно должен быть хорошего качества. Средняя цена на такое оборудование может достигать 500 долларов. В дополнение к нему потребуется качественная шлифмашинка ценой порядка 300 долларов и дрель, желательно электрическая, аналогичной стоимости. Не стоит забывать и о расходных материалах, необходимых для использования инструмента. Это электроды, шлифовальные диски и всё прочее, что может понадобиться мастерам, которых, кстати, нужно найти.

Сырье для производства можно закупать уже после того, как будет готово помещение и оборудование. Большую часть необходимых вспомогательных материалов можно найти на авторынках у оптовых поставщиков либо заказать в интернет-магазинах непосредственно у производителя запчастей. Основу изделия, которую обычно составляет металл, можно изготавливать из вторсырья после его реанимирования. Частично его закупка может проводиться у скупщиков металлолома или на базах строительных и других материалов. Понять, что конкретно станет будущим сырьем, поможет персонал, который знаком с технологией изготовления.

Как искать персонал

Работать самостоятельно можно только на первых стадиях бизнеса, но в дальнейшем осуществлять производство и руководить предприятием будет просто слишком трудоемко, поэтому обязательно понадобится помощник. Им может стать наёмный работник или родственник при организации бизнеса семейного типа. Однако ускорение темпа и наращивание мощностей приведёт к увеличению заказов на производимую продукцию. Поэтому наёмный труд потребуется рано или поздно все равно.

Привлечение нового мастера в производство – большая ответственность, т.к. от того как будет вестись работа зависит успех стартапа. Соответственно, к подбору мастеров и другого персонала нужно подходить особенно тщательно. Лучше если это будут люди с опытом, профессиональные качества которых не вызывают сомнений. Стоит отметить, что при больших темпах сложно обучать сотрудников с нуля. Поэтому попытки начинать работу с обучения сотрудников могут не принести успеха.

Потери на производстве могут быть причиной неквалифицированного труда работников, а они вовсе ни к чему при основании бизнеса по производству прицепов. На первоначальном этапе потребуется как минимум 1 высококвалифицированный специалист, который уже работает, или работал, с прицепами в плане производства или технического обслуживания. Оплата его труда – это тоже часть затрат, которые потянут не мало. Способ оплаты труда лучше выбрать сдельный, т.к. оплачивать посменный на производстве не имеет смысла. Так, сумма зарплаты будет не только компенсироваться за счёт полученной прибыли, но и сможет стимулировать помощника.

Где найти инвесторов

Все затраты, описанные выше, будут складывать основную часть требуемых инвестиций. К ним также добавятся затраты на материалы и текущие расходы, не связанные с производством. Отлично если вся необходимая сумма есть в наличии, но чаще всего на руках имеется лишь её часть. Поэтому требуется искать инвестиции. Часть средств можно взять в банке, однако, проценты, которые придётся выплачивать регулярно, сильно ударят по бюджету стартапа. Как взять банковский кредит на создание бизнеса можно узнать по этой ссылке .

Окупаемость проекта – дело времени. Если весь процесс реализован правильно для выхода в 0 потребуется продать до 20 готовых прицепов. Только после этого стартап начнёт приносить прибыль. В зависимости от темпов производства, это может произойти по разным подсчётам в течение 4-6 месяцев. Не стоит выпускать сразу большую партию прицепов.

В первый месяц желательно выпустить 1-2. После их продажи можно переходить к увеличению партии. После продажи увеличенной партии реализация и производство могут производиться одновременно. Привлечение новых инвестиций и правильная организация процесса поможет ускорить темпы роста предприятия и его развития.

Самое важное

Сбыт продукции – наиболее важный этап. Без возможности сбыта стартап не имеет смысла, и приносить прибыль не сможет. Для сбыта прицепов потребуется площадка для демонстрации товара. На начальном этапе моделей будет немного, но даже их придётся выставлять напоказ.

Демонстрационная площадка может находиться на территории производства. Параллельно выставлять товар можно на интернет-площадках. Качественный товар не будет застаиваться на складе готовой продукции.

Подводные камни

Самостоятельно продвигать товар можно и нужно, но маркетинг и реклама, всё же, дают гораздо большую эффективность. Затраты на рекламу могут быть минимальными, если приложить немного усилий. Для того чтобы прицепы начали покупать, нужно распространить о них информацию. Необязательно крутить ролики на местном телевидении. Для стартапа вполне достаточно продвижения рекламы прицепов в других СМИ.

Ими могут стать местные радиостанции и городские газеты бесплатных объявлений. В некоторых случаях можно разместить рекламу в них используя подручные средства – интернет или телефон. Используя собственный компьютер можно сделать нехитрый ролик и выложить его в соцсетях. Реклама на радио должна запомниться покупателю прицепа, поэтому прокрутка должна быть достаточно частой 3-4 раза в день хотя бы первые 2-3 месяца.

Прицепы для легковых автомобилей отдельная мечта многих владельцев автомобилей. Благодаря легковому прицепу обычный автомобиль превращается в маленький грузовичок, способный перевезти до тонны полезного груза, конечно, в зависимости от грузоподъемности тележки. И, как говорится — если есть спрос на такие устройства, будут и предложения от производителей. У многих предпринимателей появляется бизнес идея — производство легковых прицепов . Рассмотрим организацию такого бизнес-производства подробнее.

Бизнес — производство прицепов для легковых автомобилей

Само производство автоприцепов несложно. Оно заключается в надежной сборке готовых элементов: колеса, тягово-сцепное устройство, электропроводки, шасси или мост с подвеской. Всё собирается вокруг, непосредственно, грузового кузова. Грузовой кузов сваривается по предварительному чертежу из труб квадратного сечения. Борта и пол обшивают любым листовым материалом — от ДСП до оцинкованного металлического листа. Технически, такое производство можно организовать в любом гараже силами нескольких слесарей и сварщиков. Даже один человек способен за 20-30 дней собрать нормальный легковой прицеп своими руками.

Однако, само производство автоприцепов это лишь небольшая часть этого объемного бизнеса. Бизнес по изготовлению легковых прицепов не может считаться таковым, если на ваши изделия не будет сертификатов государственного образца (паспортов). И вот почему.

Автомобильный легковой прицеп является частью транспортного средства, а значит он должен быть допущен к эксплуатации на дорогах общего пользования. Таким допуском занимается местное ГИБДД, обладающее такими полномочиями. Прицеп регистрируется как новое транспортное средство и получает номера государственной регистрации. Следовательно у прицепа должно быть документальное обоснование для получения государственных регистрационных знаков и документов. Как их получить?

Что нужно для государственной регистрации самодельных легковых прицепов

Всё сводится к двум простым, но очень емким шагам.

1. Собрав собственный автомобильный прицеп, вы должны обратиться в МРЭО ГИБДД по месту жительства. Где вы получите направление на прохождение экспертизы в специализированной аккредитованной лаборатории, осуществляющей сертификационные испытания конкретных видов продукции в Системе сертификации механических транспортных средств и прицепов. Экспертиза платная.

В случае, если вы используете готовые детали, на экспертизе у вас могут попросить предоставить сертификаты на запчасти, узлы и детали, входящие в состав прицепа. Также могут потребоваться чертежи и прочие документы, список которых вы можете уточнить в ГИБДД или лаборатории. Сертификация проводится только для новых транспортных средств (компонентов) впервые выпускаемых в обращение.

2. После успешного прохождения экспертизы — вы получите акт о проведении экспертизы и сертификат соответствия вашего транспортного устройства.

С этим сертификатом прицепы вашего производства без проблем смогут ставить на учет в ГИБДД.

Средняя стоимость сертификации — 15-25 тысяч рублей. Срок — от 5 до 15 дней.

Описанная выше процедура касается регистрации одного самодельного прицепа . Если вы планируете выпускать 1-2 прицепа в месяц, вы можете проходить процедуру сертификации каждый раз и каждый раз платить 15-25 тысяч рублей. Но, когда речь идет о массовом производстве, которое вы и планируете открыть, то всю бюрократию желательно свести к минимуму. То есть, исключить обязательную сертификацию каждого вашего самодельного прицепа. А сертифицировать производство полностью. Как это сделать?

Сертификация массового производства легковых прицепов для автомобиля

В Российской Федерации и странах членах Таможенного Союза не допускается использование автомобилей техники без ОТТС — одобрение типа транспортного средства . Следовательно, для легковых прицепов также необходимо получить ОТТС. Категория этих прицепов в системе сертификации — О1. По этой категории вы и будете получать ОТТС.

Обладая ОТТС на свое производство легковых прицепов, вы будете комплектовать каждое новое изделие уникальным VIN-номером и паспортом транспортного средства (ПТС). VIN нужно наносить надежным способом на раму прицепа. Это может быть выштамповка, лазерная гравировка и тому подобное.

Что нужно производителю прицепов для получения VIN-номера для прицепа

1. Необходимо собрать пакет документов по следующему списку:

  • заявление установленного образца;
  • техническое описание общего характера прицепа, список маркированных элементов прицепа: шины, фары, сцепное устройство, чертежи, фотографии;
  • подготовить технические условия (ТУ) и руководство по эксплуатации прицепа.

С этими документами нужно пройти лабораторные испытания и сертификацию, о которой мы писали выше. Но, в этом случае испытания проходит предсерийное изделие. Такие исследования будут стоить на порядок дороже.

2. После успешных испытаний предсерийного образца можно идти дальше. И вновь собрать пакет документов. Для массового производства легковых прицепов и присвоению им VIN-кодов с выдачей ПТС нужно, чтобы ваше производство обладало международным кодом изготовителя WMI . WMI может быть присвоено исключительно юридическим лицам (ООО, ОАО и т.п.). Для получения международного кода, нужны:

  • техническая заявка на оформление WMI кода производителя по категории О1;
  • техническое описание вашего производства (либо добровольная СМК-сертификация, система менеджмента качества ) и ТУ для вашего изделия;
  • устав предприятия;
  • ОГРН, ИНН предприятия;
  • прочие документы, список которых вы можете уточнить в организации, проводящей выдачу WMI-кодов. Как правило, такая организация универсальная. То есть, она же проводит испытания, регистрацию по всем пунктам и выдает соответствующие документы.

Следует помнить, что ОТТС выдается на ограниченный срок (возможно последующее продление). То есть, как вы поняли, производство автомобильных прицепов это серьезный бизнес с организацией юридического лица в форме малого предприятия . Не может быть и речи о производстве прицепов в гараже с регистрацией обычного ИП, что обычно описывают источники информации, отличные от сайт.

Существует также ограничение в количестве производства: малое предприятие не может произвести более 500 прицепов одного типа в год. Чтобы полностью нагрузить ваше предприятие и выйти в прибыль вам придется производить несколько типов легковых прицепов. То есть, на каждый тип необходимо получать ОТТС. Лучше его получить «оптом» , то есть, пройти сертификацию одновременно со всеми изделиями.

Если вы всё же хотите открыть бизнес по изготовлению легковых прицепов, но не можете по финансовым причинам получить ОТТС, вы можете каждый раз проходить сертификацию самодельных прицепов. В этом случае из вашей прибыли от продажи такого прицепа нужно будет вычитать до 25 тысяч рублей, что съест большую часть конечной стоимости готового изделия. Либо изучить другие бизнес-идеи по производству автоприцепов.

1. Продажа документов производителям по франшизе

Крупная фирма получает ОТТС на производство прицепов. И продает все необходимые документы по франшизе тем, кто хочет легально производить автомобильные прицепы, например, как вы у себя в гараже. Таким образом мелкосерийный производитель может выпускать свои прицепы под брендом крупного, без прохождения процедур по сертификации. Ваше гаражное производство позволит собрать не более 24 прицепов в год, что выгодно и владельцу бренда и вам. Вы избавляете себя от бюрократии, фирма разгружает производство. Но, в этом случае, ваша производственная база должна отвечать требованиям головной фирмы.

2. Производство конструкторов с документами

Современные хорошие автоприцепы стоят довольно дорого (40-100 тысяч за прицеп). Они отличаются надежностью и высокой грузоподъемностью. Прицепы попроще — стоят дешевле. Но, и в первом, и во втором случае автовладельцы часто переделывают прицепы под свои нужды. Так как нет предела совершенству. Усиливают рамы, переделывают подвеску и электрику. Поэтому, некоторые производители прицепов пошли по более простому пути.

Они снизили стоимость прицепа до 10-14 тысяч рублей, включив в неё только раму и подвеску. В итоге получился так называемый, прицеп-конструктор. Все остальное к такому прицепу добавляет уже новый владелец. Несмотря на низкую стоимость, у такого конструктора есть все необходимые документы для без проблемной регистрации прицепа в ГИБДД.

Суть этой бизнес-идеи в том, что можно выкупать такие конструкторы и делать на их базе прицепы, опять же в форме гаражного бизнеса. И продавать всем желающим полноценные прицепы с документами от конструктора.

Сложный вариант реализации этой бизнес-идеи — самостоятельно освоить выпуск подобных конструкторов. Но, обязательно придется получать ОТТС и проходить сертификацию изделий, о чем написано выше.

Также, помимо этих серьезных типов бизнеса, существует другой, менее затратный и доступный бизнес на автомобильных прицепах .

3. Бизнес — ремонт прицепов для легковых автомобилей

Имея гараж, умелые руки и простой инструмент, вы можете заняться ремонтов автомобильных прицепов. В данной нише есть стабильный клиент. Как любая техника, прицепы выходят из строя, ломаются, требуют модернизации. Работа довольно грязная и пыльная, поэтому большинство владельцев готовы заплатить мастеру, чем проводить ремонт самостоятельно. Замена цепных устройств, замена бортов, правка оси или ремонт амортизаторов — вот небольшой список оказываемых услуг.

Также, набив руку на ремонте, вы можете самостоятельно скупать старые и сломанные прицепы по низкой стоимости. С одним условием — у прицепа должны быть в наличие все документы . После покупки, вам потребуется привести ремонт, восстановить прицеп и продать его по более хорошей цене.

Преимущество такого бизнеса: вы обходите стороной всю бюрократию по сертификации прицепов, то есть, не тратите время, а работаете и получаете прибыль.

4. Прочие бизнес-идеи, связанные с изготовлением леговых прицепов

Помимо автомобильных, существуют и другие типы прицепов — для квадроциклов, мини-тракторов, мотоблоков и прочей техники. Производство прицепов к этой техники менее бюрократично, многие не требуют сертификации (например, мотоблок не является транспортным средством), а спрос также высокий. Да и цены на заводские изделия высокие, что также повышает спрос на услуги частника.

Про то, что можно из ПВХ-ткани изготавливать тенты на любую прицепную технику мы умолчим. Это тоже бизнес. И довольно прибыльный. Но и у него есть много нюансов, которые мы рассмотрим в следующих бизнес-идеях. Подписывайтесь , чтобы не пропустить!

Производство прицепов: требования по ГОСТу + какое нужно помещение + оборудование для производства прицепов + подбор рабочих + рентабельность и дополнительные услуги + прибыльность производства и траты на старте.

Автомобильный бизнес с момента своего возникновения пережил некоторые трансформации. Теперь под этой сферой подразумевают совокупность всего, что связано с транспортными средствами – начиная от изготовления автомобильных наклеек, заканчивая производством бензина и обслуживанием в сервисных центрах.

Если вы думали над тем, чтобы , стоит попробовать себя в таком бизнесе, как производство прицепов для легковых автомобилей.

Сегодня на дорогах России можно увидеть тысячи автомобильных прицепов. Но так ли много мест, где их можно приобрести?

По статистике, это один из самых низкоконкурентных автобизнесов в РФ. Но с ростом количества автомобилей, растёт и спрос на производство автоприцепов.

Статистика и динамика продаж автомобильных прицепов в РФ

Если вы заинтересованы и планируете работать в этом направлении – сейчас наилучшее время для того, чтобы вложиться в бизнес. Но, как и у всякое предпринимательское начинание, производство легковых трейлеров имеет свои плюсы, минусы и особые требования. Давайте рассмотрим их.

Требования ОСТ и ГОСТ к производству автоприцепов

Прежде, чем приступить к изготовлению автомобильных прицепов, стоит внимательно изучить, какие требования необходимо соблюдать при их производстве.

Законодательством РФ, в особенности в отраслевом стандарте 37.001.220-93, указаны все необходимые требования к автомобильным трейлерам. К примеру, общий вес прицепа не должен превышать 50% от веса снаряженного автомобиля. Автоприцепы, оборудованные тормозной системой, не могут иметь вес свыше 1,8 тонны.

Четко регламентированы и предельные нагрузки, которые должен испытывать вертикальный сцепной механизм автотрейлера:

  • Минимальное значение не должно быть ниже 250 ньютонов, максимальное – 1000 Н.
  • Обязательно наличие аварийного механизма сцепления – будь то трос или дополнительные карабины, сцепные механизмы.
  • Дышло прицепа должно быть двухлучевым, поворот должен осуществляться в радиусе 160°.
  • Сцепной механизм должен иметь дорожный просвет минимум в 24 см.

К габаритам каждого автоприцепа определены четкие критерии. Высота любого вида трейлера не должна превышать 3-х метров, при этом в обязательном порядке должно соблюдаться соотношение высоты к ширине колеи 1,8 к 1, максимальная ширина прицепа – 2,3 метра.

При этом в технически обоснованных случаях автоприцеп может иметь высоту в 435 мм.

Пример чертежа по изготовлению одноосного прицепа

Длина автоприцепа не должна превышать 8 метров, при этом максимально допустимое соотношение – 1,5 от длины авто.

Желательно, чтобы высота дорожного просвета трейлера была равна таковой у тягового автомобиля. Ни в коем случае не допускается, чтобы дорожный просвет прицепа был ниже автомобильного.

К каждому прицепу при регистрации должен быть приписан его тип. Всего их три вида:

  • одноосный;
  • двухосный;
  • трехосный.

Одноосный автоприцеп, исходя из названия, имеет одну пару колёс. При этом он должен выдерживать максимальную нагрузку до 700 кг. Двухосный выдерживает куда большие нагрузки, но и по затратности такой автотрейлер будет превосходить предыдущий тип.

Четкого регламента по трехосному нет, но в документах ГИБДД для легковых автомобилей он проходит как двухосный. Требования к нему также соответствуют двухосному.

Чтобы не проходить сертифицирование каждого автоприцепа, произведенного вами, нужно получить сертификат на все производство. Для этого следует либо ООО, после чего обратиться в ГИБДД России и пройти все необходимые тесты на соблюдение норм производства трейлеров.

После этого бумажной волокиты можно избежать, и более не нужно сертифицировать каждый прицеп.

Оформление прицепа и требование к материалам

При сборке грузового кузова автоприцепа используются металлические профильные трубы квадратного сечения, при этом материал труб должен выдерживать высокие нагрузки. При обшивке корпуса используются металлические листы из стали или алюминия.

При этом для большей прочности конструкции при обшивке внешнего корпуса используется гофрированная сталь. Качество материалов должны быть соответствующими. Минимальный ресурс эксплуатации автотрейлера – 50 тыс. км до капитального ремонта при нормальных условиях эксплуатации.

При оформлении прицепов должны соблюдаться следующие требования:

  • наличие брызговиков,
  • на автоприцеп в обязательном порядке должны быть установлены габаритные огни,
  • наличие светоотражающих наклеек,
  • устанавливается автоматический сцепной механизм.

При этом себестоимость двухосного трейлера оценивается в 400-650 долларов. Большая часть этой суммы уходит на материал, остальная – плата за работу сотрудникам.

Конечно же, можно обойтись и без них, собирая автоприцепы самостоятельно. Но в таком случае данный бизнес будет отнимать значительное количество времени, а ежемесячный объем производства автоприцепов сократится до минимума.

Помещение под производство прицепов для легковых автомобилей

Как и любой другой бизнес, производство прицепов требует наличия отдельного рабочего пространства.

Подбор помещения для производства должен проходить, исходя из нескольких параметров:

  • общая площадь рабочего помещения должна составлять более 80 кв. метров;
  • удобная транспортная развилка, возможность изготавливать и обслуживать от 3-4-х единиц автотрейлеров и полуприцепов;
  • наличие всех необходимых коммуникаций.

Для такого типа производства прекрасно подойдут ангарные помещения, большие боксы, бывшие складские помещения. В зависимости от расположения здания, арендная плата будет варьироваться.

Стоит учитывать и то, что в выбранном вами помещении должно быть место для отдыха персонала, место для хранения готовой продукции и материалов, использующихся для изготовления прицепов.

Если вы планируете в дальнейшем не только расширять объем производства, но и оказывать дополнительные услуги, в том числе и по ремонту, стоит подбирать помещения от 140 кв. м.

Такого пространства будет достаточно и для размещения дополнительного оборудования, и для работы над 5-6 прицепами сразу.

Оборудование для изготовления легковых прицепов

Без необходимого оборудования свою работу не сможет выполнить ни одно предприятие. Если у вас есть уже какие-то нужные инструменты, будь то молоток или отвертка – это хорошо. Однако, очевидно, этого недостаточно для того, чтобы собирать качественные и надёжные прицепы.

Необходимое оборудование для начала работы:

Сварочный аппарат. Для работы подойдет либо профессиональный, либо мощный промышленный.
Без него качественная сборка прицепа невозможна.

Шлифовальная машина – обеспечит финишную отделку поверхности, также позволит отрезать части деталей в размер по разметке.


Дрель – позволяет сверлить и бурить отверстия для крепления болтов, делать точечную токарную работу. Для производства трейлеров подойдет и бытовая, мощностью от 700 Вт.

Ящик с инструментами – необходимая вещь. Содержит в себе всё то, что может пригодиться при изготовлении прицепов.

Закупка качественного оборудования для производства – одно из основных затрат при старте. Если же вы испытываете трудности в покупке полного комплекта, стоит попробовать подыскать б/у инструменты, цена таких может быть вдвое ниже, чем на новые.

Новый комплект оборудования обойдётся вам в такую стоимость:

  1. Профессиональный аргонодуговой сварочный аппарат – от 10 до 30 тыс. рублей. При этом промышленный обойдётся дороже.
  2. Шлифовальная машинка – от 2000 до 10000 рублей.
  3. Ударная дрель – от 20 тыс. рублей.
  4. Набор инструментов – минимальный набор качественного инструментария обойдется в 10-12 тыс. рублей.

Итого, минимальные затраты на профессиональное оборудование – от 42 тыс. рублей .

Стоит иметь в виду: если вы не планируете работать один, то некоторые комплекты оборудования нужно будет продублировать.

Подбор персонала на производство прицепов

Производство прицепов для легковых автомобилей можно начать самостоятельно. Однако при масштабировании бизнеса или обработке более 2-х заказов в месяц вы в любом случае станете перед выбором – нанимать новый персонал и расширяться, или же продолжать работать самостоятельно.

Рабочие помогут вам не только сэкономить время, но и ускорить процесс изготовления новых трейлеров, а также разгрузят от выполнения ежедневных обязанностей.

Производство прицепов – один из немногих бизнесов, который не требует каких-то специальных навыков. Если вы нанимаете рабочего, то он должен уметь обращаться с дрелью, сварочным аппаратом и иметь какой-то опыт сборки металлоконструкций.

В целом, расширяя бизнес, вам необходимо будет нанять следующий персонал:

  • Рабочие для сборки и ремонта. Это «костяк» вашего предприятия, люди, которые будут собирать и обслуживать прицепы.
  • Бухгалтер. Человек, который возьмет на себя учёт бумаг и всех расходов, а также, по возможности, учёт поступающих материалов.
  • Менеджер по поставкам/маркетолог. Это важный человек, который будет заниматься размещением товара на различных площадках, подыскивать рынок сбыта и так далее.

Для рабочих можно установить примерную зарплату в размере 300-360 долларов, бухгалтеру и маркетологу – 500. Соответственно, при штате в 4 человека, расходы на зарплату, в среднем, составят 100 тыс. рублей .

Конечно же, на начальных этапах можно обойтись и одним помощником.

Сбыт продукции и рекламная кампания

Самое важное в собственном деле – найти стабильные каналы реализации изготовленной продукции.

Автомобильный прицеп – не тот товар, который приобретается каждый день. Стоит уделить значительное внимание рекламе вашей продукции, ведь без неё никто и не узнает, что вы изготавливаете прицепы, какими бы хорошими они ни были.

Способов размещения рекламы несколько, и все они существуют параллельно друг другу. Например, можно без проблем рекламировать свою продукцию на радио в и газетных объявлениях – часто издатели предоставляют колонку для бесплатных объявлений. Не лишним будет и реклама при помощи подручных средств – доска объявлений всё так же пользуется популярностью.

Помимо этого, существует местное телевидение и интернет. В первом случае реклама будет платной, но упускать такую возможность не стоит. Реклама через СМИ – один из самых популярных и эффективных способов.

Реклама через сеть имеет свои плюсы – она не только популярна, но и функциональна. К примеру, можно добавить ссылку на собственный интернет-магазин, где будущий заказчик сразу же просмотрит весь доступный ассортимент.

Если вы планируете реализовывать свою продукцию не только через интернет, стоит позаботиться о том, чтобы у вашего производства была демонстрационная площадка. Желательно, чтобы на ней можно было просмотреть весь доступный ассортимент прицепов. Если некоторых из них нет, либо изготавливаются только под заказ – желательно наличие «живых» фото.

Рентабельность и дополнительные услуги по обслуживанию

Перед началом производства важно изучить рынок сбыта и наличие конкурирующих предприятий. Вы должны понять, какой тип трейлеров будет пользоваться наибольшим спросом. Это могут быть и тентовые прицепы, рефрижераторные, автоцистерны, а также автоприцепы-киоски.

После исследования рынка необходимо составить производственный план. В нём должны охватываться все сферы производства – от количества сотрудников до ежемесячных поставок прицепов на рынок. Туда же будет входить и расчет стартовых инвестиций, необходимых для начала производства.

При средней стоимости трейлера в 60-120 тыс. руб. затраты на их производство составят до 40 тыс., включая арендную плату за помещение, зарплаты сотрудникам и траты на расходные материалы.

К слову, процесс можно упростить, если покупать уже готовые шасси для автоприцепов. Такие «скелеты» собираются для того, чтобы будущий владелец мог самостоятельно установить на них все необходимые конструкции. Если вы не собираетесь изготавливать шасси, можно использовать вариант эрзац-прицепа.

Покупка «конструктора» обойдётся в 10-15 тыс. рублей. Соответственно, с установкой дополнительного оборудования стоимость трейлера упадёт до 30 тыс. К тому же использование заготовок может в значительной степени сэкономить время, что будет полезно на начальных этапах производства.

Помимо прочего, в деле возможна реализация дополнительного производства прицепов. Например, если размеры вашего помещения позволяют, то можно попробовать изготавливать автоприцепы для сельскохозяйственной и прочей рабочей техники. Сюда же входят и спецприцепы – это ещё одна возможность получения дополнительного дохода.

Изменение сортамента трейлеров в 2014 году

Автобизнес. Производство прицепов, продажа и аренда.

Как наладить свое производство? Советы начинающим бизнесменам.

Прибыльность производства легковых прицепов и расходы на запуск

стронг Производство легковых прицепов – крайне востребованное и прибыльное дело. Готовый товар редко подолгу задерживается на складе, само производство прицепов быстро окупается. При средней стоимость продукта в 25 тыс.руб. вы отобьете вложения уже после продажи 20-25 автоприцепов, на что уйдет до 18 месяцев.

С предоставлением дополнительных услуг по техобслуживанию (например, по ремонту или замене ходовых элементов) окупаемость произойдет даже быстрее.

Но, как и у любого другого бизнеса, здесь сесть свои нюансы и проблемы. Например, самое сложное здесь – сертификация производства и получение лицензии, так как требования к процессу производства и окончательному продукту четко регулируются законодательством.

Чтобы избежать этого, следует обратиться за помощью к юристам. Хороший специалист поможет ускорить процесс подготовки всех необходимых документов. Конечно же, для этого потребуются дополнительные вложения. Но, как уже говорилось ранее, кроме этих проблем, развитию бизнеса ничего не препятствует.

Итого, на начальном этапе предстоят такие траты:

  • Расходы на аренду – 20 000 рублей.
  • Закупка оборудования для производства – 42 тыс. руб.
  • Сертификация ИП или ООО – от 12 тыс. рублей.
  • Расходы на персонал – минимум 20 тыс.
  • Изначальная стоимость материала для одного прицепа – 16 тыс. рублей.
  • Расходы на рекламу – 30 тыс. рублей.

Итого, организация дела обойдется в 210 тыс. рублей вместе со страховочной суммой (30-50% от стартового капитала). Рассчитывая окупаемость предприятия, необходимо учитывать ежемесячные расходы на зарплату, коммунальные платежи, а также налоги и расходы на закупку сырья.

Производство прицепов – высокорентабельный бизнес, доходы здесь зависят от количества изготовленного и проданного товара. При этом присутствует возможность изготовления продукции «под заказ».

Наличие дополнительных ниш для расширения, в частности, производство прицепов для сельскохозяйственной

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

Мы решили предложить сотрудничество для всех желающих, кто хочет освоить этот необъятный рынок производства легковых прицепов, увеличивающийся с каждым годом! Единоразовый платеж: 400.000 рублей. Наше предприятие зарегистрировано 9.09.1999 года. В 2003 году мы стали конвейерными поставщиками Горьковского Автомобильного Завода(ГАЗа). На его торговые площадки по всей России и СНГ ежемесячно изготавливали и отгружали около 400-500 единиц специальных кузовов-фургонов и других надстроек. Сотрудничество продолжалось по 2008г включительно. Кроме этого мы производили надстройки для Камазов, Мерседесов, Вольво, Ивеко и других марок. С 2005 года было сертифицировано производство прицепов категории О1(полная масса до 750кг) и получено ОТТС (Одобрение Типа Транспортного Средства) на их выпуск. В 2009 году модельный ряд был дополнен категорией О2(оборудованные тормозами с полной массой до 3,5 тонн). В 2010 и 2011 году мы получили разрешение на производство прицепов категории О3 (полная масса до 10 тонн) и Сертификат на Тракторные. Упор был сделан не на серию, а изготовление транспортных средств под требования заказчика. И на сегодняшний день мы производим прицепы индивидуального и коммерческого назначения небольшими партиями. Это и оставляет за собой. А имеющаяся разрешительная документация позволяет выпускать неограниченное количество! Поэтому мы решили предложить сотрудничество для всех желающих, кто хочет освоить этот необъятный рынок, увеличивающийся с каждым годом! При этом мы не помогаем со сбытом выпущенной вашей продукции напрямую, а лишь косвенно, осуществляя техническую, сертификационную и рекламную поддержку! Комплектующие и материалы Вы покупаете сами. Здесь хотелось бы уточнить, что на рынке присутствуют несколько крупных предприятий специализирующихся на выпуске только прицепов (и делают их по несколько тысяч в месяц!!!), и есть универсальные, где прицепы являются неосновным видом продукции, а дополнительным(их выпуск составляет от десятков до нескольких сотен в месяц). Серийные прицепы делаются партиями, где оптимизированы типоразмеры и комплектация, материалы и затраты. За счет большого объема и отлаженных договорных связей с дилерами-продавцами они имеют почти постоянный сбыт. Весной и летом - больше идут лодочные. Осенью и зимой - бортовые с тентом. За счет объема при конвейерной сборке - прибыль минимальна (1-8 тысяч рублей), но это позволяет уверенно стоять на ногах и вкладываться в постоянное развитие. Но самое главное здесь, не большой объем, а постоянные заказчики! Это важно. Под стабильный спрос можно подстроить любой производственный процесс, с получением хоть и небольшой, но прибыли!. Это предложение по производству прицепов - уникально! Аналогов на сегодняшний день в России НЕТ! Если у вас есть отдел продаж/сбыта - здорово! Своя производственная база - супер! Опыт работы с металлоконструкциями - отлично! Вы хотите загрузить свои производственные площади выпуском востребованной продукцией или Вам надоело торговать по каким-либо причинам чужими прицепами, и при этом вы не хотите начинать производственный бизнес с нуля или выкладывать большие денежные средства не понимая рынка и рисков - наше предложение для ВАС! А умельцы, самостоятельно изготавливающие прицепы в своих гаражах и сараях, могут смело выйти из "подполья" под нашим брендом, "опериться" и далее принять решение о самостоятельной сертификации. В большей степени это предложение актуально для тех, кто имеет опыт продажи прицепов, знает потребности покупателей по ассортименту продукции, комплектации прицепа, его себестоимости и желает начать производство с минимальных вложений на сертификацию и чертежи. У нас большой ассортимент моделей и их модификаций (лодочные, тентованные, специальные) с размерами в рамках ПДД (т.е. от минимального до максимально возможного, разрешенного ПДД России (например в длину до 11-12 метров, ширину до 2,55м, высоту до 4 метров). Вам будет необходим минимальный комплект оборудования: Сварочный стол Отрезной станок(абразивный или ленточная ножовка, хотя можете резать болгаркой или ножовкой) Желательно, воздушный компрессор Сверлильный или дрель, болгарка, гайковерт(электрический или пневмо) или рожковые ключи Сварочный аппарат в среде углекислого газа Место для покраски, в случае если будете красить сами, а не цинковать на стороне, хранения материалов и готовых прицепов. Технологические подставки для сборки Также вам могут потребоваться г/п механизмы Если у вас всё это есть - здорово! Первоначальный единоразовый платеж(паушальная сумма) необходимый для покупки франшизы на прицепы категории О1 (полная масса до 750кг без тормозов)- 400.000 руб. (оборудованных тормозами и с полной массой до 3500кг – 600.000 руб). Паушальную сумму можно разделить на 2 платежа-этапа. Этот платеж распространяется на весь срок действия ОТТС - 3 года. Далее мы продляем его на новый срок для вас бесплатно, при условии что вы выбираете-изготавливаете не менее 40 прицепов в год. Кроме единоразового платежа в размере 400 или 600т руб соответственно, вы платите роялти - 500 рублей с одного прицепа выпущенного вами. Делаете нам предварительный заказ на определенное количество выпущенных прицепов в каждом месяце. Мы получаем ПТС, оформляем и высылаем в ваш адрес за наш счет. ВИН вы наносите сами. Периодически мы осуществляем выезд на ваше производство для осуществления контроля за выпускаемой продукцией под нашим брендом, так как мы несем за это ответственность. В случае нарушения согласованной с нами технологии производства или внесение в конструкцию несогласованных изменений, мы можем отказать в продолжении сотрудничества и потребовать возмещения убытков, если таковые будут иметь место. Ожидаемая окупаемость - в течение 1 года при производстве от 10 прицепов в месяц категории О1(полная масса до 750кг), О2 - от 5 прицепов в месяц. После оплаты франшизы мы вносим Вас в число сборочных заводов нашего предприятия и вы будете прописаны в ОТТС(Одобрение Типа Транспортного Средства) как сборочное производство. Мы предоставляем право наносить наш ВИН-код и использовать наш бренд. Под этим ОТТС могут выпускаться следующие модели: Для перевозка лодок, катеров и квадроциклов; для перевозки мототехники; электроосветительная установка; компрессор; генератор; торговый; дом на колесах; для ремонта и обслуживания дорог; биотуалет; ритуальный; для перевозки воды; промтоварный; для перевозки мотопомпы; для перевозки животных; для перевозки живой рыбы.