Меню Рубрики

Прибыль государственное унитарное предприятие. Об обложении налогом на прибыль унитарных предприятий

"Финансовая газета", N 2, 2004

В соответствии с п.п.1 и 2 ст.17 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 08.12.2003) "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" собственник имущества государственного или муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия. Государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Постановлением Правительства РФ от 10.04.2002 N 228 "О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий" утверждены Правила разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий (далее - Правила). В соответствии с указанными нормативными документами руководитель федерального государственного унитарного предприятия представляет ежегодно до 1 августа текущего года в федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится предприятие, проект программы деятельности предприятия на следующий год, разработанный по установленной форме и представляющий собой комплекс мероприятий, связанных между собой по срокам и источникам финансирования. Мероприятия программы должны отражать основные направления деятельности в планируемом периоде по достижению целей, определенных уставом, решениями Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти. Вместе с проектом программы представляется технико-экономическое обоснование планируемых мероприятий, затрат на их реализацию, а также ожидаемого эффекта от их выполнения.

Одновременно проект программы деятельности предприятия на следующий год представляется:

в Минимущество России - если объем выручки предприятия от реализации продукции (работ, услуг) за предыдущий год равен либо превышает 50 млн руб., или балансовая сумма активов предприятия на конец предыдущего года равна либо превышает 20 млн руб.;

в территориальный орган Минимущества России - если предприятие не отвечает ни одному из двух указанных условий.

Федеральный орган исполнительной власти до 1 ноября утверждает программу деятельности предприятий на следующий год. Кроме того, руководитель предприятия ежегодно до 1 апреля вместе с отчетом о деятельности предприятия за прошедший год обязан представлять в федеральный орган исполнительной власти предложения по уточнению размера части прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет в текущем году, а также при необходимости - предложения по уточнению показателей деятельности предприятия, предусмотренных программой деятельности предприятия на текущий год. Одновременно указанные предложения представляются в Минимущество России.

Часть прибыли предприятия за предыдущий год, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется решением федерального органа исполнительной власти не позднее 1 мая на основании отчета о деятельности предприятия за прошедший год и утвержденной программы деятельности предприятия. При этом часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, исчисляется путем уменьшения суммы чистой прибыли (нераспределенной прибыли) предприятия за прошедший год на сумму утвержденных в составе программы деятельности предприятия на текущий год расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, осуществляемых за счет чистой прибыли.

При отсутствии утвержденной программы деятельности предприятия на текущий год (за исключением 2002 г.) часть прибыли предприятия, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется путем уменьшения суммы чистой прибыли (нераспределенной прибыли) предприятия за прошедший год на сумму обязательных отчислений в фонды предприятия, образованные в соответствии с законодательством и уставом предприятия.

Чистая прибыль (нераспределенная прибыль) определяется на основании данных бухгалтерской отчетности.

Перечисление в федеральный бюджет части прибыли осуществляется предприятием до 15 июня, в определенных случаях, установленных Правилами, - до 1 июня. Контроль за перечислением в федеральный бюджет части прибыли предприятия осуществляется федеральным органом исполнительной власти и Минимуществом России в течение года на основании анализа ежеквартальной отчетности предприятий и данных реестра показателей экономической эффективности.

С учетом изложенного нам представляется, что во избежание претензий со стороны собственника унитарного предприятия и соблюдения действующего законодательства руководителю предприятия необходимо выполнять требования Постановления N 228. Все рекомендуемые формы отчетности указаны в Приложении к этому Постановлению. Расходы на премирование сотрудников, техническое оснащение предприятия, социальные гарантии, предоставляемые работникам предприятия, представительские расходы и т.д. должны быть включены в состав программы деятельности предприятия. Кроме того, на наш взгляд, целесообразно не только включать такие расходы в состав программы деятельности предприятия, но и образовывать соответствующие фонды путем внесения в действующий устав предприятия необходимых изменений.

В.Консетова

ООО "АФК-Аудит"

г. Санкт-Петербург

Важнейшим показателем и критерием эффективности финансовой деятельности предприятия является прибыль, представляющая по своей сущности часть добавленной стоимости, созданной в результате реализации продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг. Финансово-правовое значение прибыли государственных и муниципальных предприятий за-ключается в том, что она представляет собой один из источников доходов бюджетной системы. В данном аспекте прибыль унитарных предприятий является источником как налоговых, так и неналоговых доходов бюджетов всех уровней: она подлежит обложению определенными налогами, а свободный остаток прибыли может изыматься в бюджет.

С этих позиций прибыль унитарных и казенных предприятий приобретает статус цели, поскольку ее наличие необходимо как для дальнейшего развития самого хозяйствующего субъекта (выпуска новой продукции и обновления производственных фондов), так и для увеличения финансовых ресурсов государства.

В российской практике финансовой деятельности предприятий образующуюся прибыль подразделяют на валовую, балансовую, чистую, прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия, прибыль в целях налогообложения и т. д.

Нормативное определение прибыли как единой экономико- правовой категории в настоящее время отсутствует. Статья 247 НК РФ дает понятие только прибыли в целях налогообложения, устанавливая различные правовые режимы в зависимости от подданства получивших ее субъектов. Исходя из анализа данной статьи, налогооблагаемой прибылью государственных (муниципальных) предприятий признается полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов.

Валовую прибыль предприятия Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» определял как сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям (ст. 2).

Рыночная форма экономики предполагает невмешательство государства в процесс распоряжения предприятием полученной прибыли. Однако данное правило не распространяется на унитарные предприятия ввиду их особого предназначения. Отно-сительно предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, хотя и установлен режим самостоятельного распоряжения полученной прибылью, но согласно ст. 295 ГК РФ собственник имеет право получать часть их прибыли. Возможность перечисления прибыли в бюджет закрепляется в учредительных документах предприятия, а конкретные условия определяются договором между предприятием и уполномоченным органом исполнительной власти. Кроме этого, законодательно установлен минимальный размер резервного капитала, урегулирован механизм образования резервного фонда по сомнительным долгам и под обесценение ценных бумаг.

Распределяется прибыль государственных предприятий между государством (собственником) и самим хозяйствующим субъектом. При этом размер прибыли унитарных предприятий, подлежащий перечислению в бюджет, собственником заранее не определяется. Соотношение долей и порядок подобного распределения в значительной мере зависят от правового статуса предприятия, заинтересованности государства в получении производимой им продукции, потребностей государства в денежных средствах и т. д. Конкретные формы и методы распределения прибыли устанавливаются в уставе каждого предприятия. Так, Уставом Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании определено, что прибыль, полученная в результате хозяйственной деятельности компании, оставшаяся после уплаты предусмотренных законодательством РФ налогов и других обязательных платежей, остается в распоряжении компании.

Распределению подлежит часть прибыли, оставшаяся на предприятии после уплаты налогов и выплаты дивидендов. Из оставшейся прибыли могут уплачиваться некоторые местные налоги, а также взыскиваться штрафы. Дальнейший процесс распределения прибыли осуществляется, как правило, путем формирования фондов и резервов предприятия, необходимых ему для финансирования своей дальнейшей деятельности.

Конкретные виды, способы создания и расходования фондов предприятий закрепляются во внутренних локальных актах, как правило в учетной политике. Например, федеральное государственное унитарное предприятие «Центральный депозитарий - Центральный фонд хранения и обработки информации фондового рынка» ежегодно создает фонд страхования рисков, возникающих в рамках национальной депозитарной системы.

Практика осуществления финансовой деятельности унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, показывает, что наиболее часто свободная прибыль направляется на образование фондов: накопления, потребления, резервного и социального развития.

В условиях рыночной экономики отчисления в резервные фонды носят первоочередной характер и имеют важное значение для обеспечения финансовой устойчивости не только само-го унитарного предприятия, но и его собственника - государства. Резервные фонды свидетельствуют об увеличении государственной собственности, создают возможность покрытия непредвиденных расходов и убытков, а также выплаты долгов по государственным ценным бумагам.

На некоторых предприятиях обособленные фонды не создаются, но распределение прибыли осуществляется на основе сметы расходов на развитие производства, материальное поощрение, социальную сферу, благотворительную помощь и т. д.

Государство в лице собственника унитарных предприятий оказывает и косвенное влияние на процесс распределения сво-бодной прибыли, например посредством предоставления налоговых льгот, стимулируя ее вложение в уставный капитал, в основные средства, во внебюджетные фонды РФ и т. д.

Прибыль казенных предприятий имеет более жесткий правовой режим, обусловленный особенностями государственного имущества, находящегося в оперативном управлении. ГК РФ (ст. 115) и Порядком планирования и финансирования деятельности казенных заводов определено направление прибыли, полученной от реализации плана-заказа и самостоятельной предпринимательской деятельности на финансирование плана- заказа и плана развития следующего года, на другие производственные цели, а также на социальное развитие. Прибыль на указанные цели распределяется по отдельным фондам, а нормативы ежегодно устанавливаются Минэкономразвития и Минфином России. После обязательных фондовых отчислений свободный остаток прибыли подлежит изъятию в доход федерального бюджета.

Основная задача распределения прибыли казенных предприятий - материальное обеспечение воспроизводственных процессов для дальнейшего выполнения государственных заказов. Следует отметить, что заказанная государством продукция, производимая казенными предприятиями, как правило, не относится к числу прибыльных, поэтому в составе их прибыли редко образуется свободный остаток.

Следовательно, при распределении прибыли унитарных предприятий государство сочетает экономические и админист-ративные методы, в частности используя следующие финансово-правовые способы: налоговый - посредством налогообложения деятельности предприятия; неналоговый - посредством обязательного образования фондов и последующего изъятия остатка прибыли в бюджет.

Качество финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий во многом зависит от планирования прибыли. Поскольку имеются существенные различия в методологии исчисления прибыли и ее налогообложении, то учиты-ваются все факторы, влияющие на величину прибыли. Прогнозирование прибыли является составной частью финансового плана предприятия.

Стабильно функционирующие унитарные предприятия про-гнозируют получение и распределение прибыли на срок от трех до пяти лет, однако в современных российских условиях при нестабильности цен распространено текущее планирование прибыли на один год.

Еще по теме § 4. Прибыль и порядок ее распределения на государственных и муниципальных предприятиях:

  1. §1. Правовая характеристика предприятия как субъекта права
  2. 2.1. Правовое регулирование организационных форм корпоративных отношений в предпринимательской деятельности в рамках одной организации

Министерство Образования РФ

Хабаровский Государственный Технический Университет

Кафедра: «ФК и БУ»

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: «Прибыль государственных и муниципальных унитарных предприятий. Планирование и направления использования»

По дисциплине: «Финансы казенных и муниципальных предприятий»

Работа принята на проверку Работу выполнил: студент

Гр. ФК-91 (п) Джунусов Р.Д.

Оценка:___________________ № зачетной книжки 988010

Дата:_____________________ Работу проверил:

Роспись:__________________ преподаватель Фролова Е.В.

Хабаровск – 2001 г.

Рецензия

стр

Введение…………………………………………………………………………... 2

1.Прибыль – сущность, значение, виды………………………………….. 3

2.Планирование получения прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий…………………………………………………………. 5

2.1.Планирование производства товаров, работ, услуг………….. 9

2.2.Планирование маркетинга……………………………………... 12

3.Использование прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий……………………………………………………………………… 16

3.1.Формирование прибыли……………………………………….. 18

3.2.Отчисления собственнику……………………………………... 20

3.3.Отчисления на собственное развитие………………………… 22

Заключение………………………………………………………………………. 31

Список использованных источников…………………………………………… 32

Введение

В курсовой работе ставится цель рассмотреть теоретические аспекты планирования, формирования и использования прибыли на государственных и муниципальных унитарных предприятиях. На этапе планирования указать планирование производства и сбыта, на этапе использования определить направления распределения денежных средств.

Актуальность данной темы состоит в сегодняшнем неправильном, на мой взгляд, порядке распределения прибыли на государственных предприятиях после её корректировки и уплаты налогов.

Задачи курсовой работы:

Рассмотреть экономическое содержание понятия «прибыль», виды прибыли и их состав;

Показать порядок планирования получения прибыли, а именно планирование производства товаров, работ, услуг и планирование маркетинга, т.е. составление финансовых планов и сбыт продукции;

Разобраться в использовании прибыли, т.е. в порядке и размерах отчислений на собственное развитие и собственнику государственного или муниципального унитарного предприятия.

1. Прибыль – сущность, значение, виды

В народнохозяйственной практике и экономической литературе денежными накоплениями называют чистый доход общества, реали­зуемый в денежной форме на предприятиях сферы материального производства.

Чистый доход - это категория производства, связанная с процессом деления труда на необходимый и прибавочный.Прибавоч­ный продукт – это продукт, созданный трудом людей на предпри­ятиях, который выступает как чистый доход общества.В любом общественном производстве, подчеркивал К. Маркс, труд всегда делится на две части – необходимый и прибавочный труд, продукт которого всегда служит удовлетворению общих об­щественных потребностей. Прибавочный продукт выступает в двух формах: натурально-вещественной (в виде определенной массы потребительных стоимостей) и стоимости. В условиях товарно-денежных отношений стоимость прибавочного продукта (чистый доход общества) реализуется в денежной форме и обособляется в самостоятельную категорию – денежные накопления. Денежные накопления реализуются в виде прибыли, акцизов, налога на добавленную стоимость, отчислений на социальные и медицинские страхования и прочих. Большая часть денежных накоплений реализуется в форме прибыли.

По экономическому содержанию прибыль есть денежное выражение части стоимости приба­вочного продукта. Как финансовая категория прибыль выполняет функции: воспроизводственную, стимулирующую и контрольную. При осуществлениивоспроизводственной функции она являет­ся одним из основных источников финансирования расширенного воспроизводства, при выполнениистимулирующей функции – источником образования поощрительных фондов и социального развития коллектива предприятия. Черезконтрольную функцию она показывает результативность хозяйственной деятельности пред­приятия. Таким образом, прибыль является важнейшей финансовой категорией, отражающей финансовый результат хозяйственной деятельности.

Виды прибыли и их состав. Принято выделять следующие виды прибыли.

1. Балансовая прибыль состоит из прибыли от реализации, доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

2. Валовая прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

3. Прибыль от реализации состоит из прибыли от реализации товарной продукции (работ, услуг промышленного характера), из прибыли от прочей реализации (работ, услуг непромышленного характера), покупной продукции, материалов.

4. Прибыль от реализации основных фондов и иного имущества предприятия определяется как разница между продажной ценой и первоначальной, или остаточной стоимостью этих видов имущест­ва, увеличенной на индекс инфляции.

5. Внереализационные доходы и расходы доходы от долевого участия в совместном предприятии, от сдачи имущества в аренду, дивиденды по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, при­надлежащим предприятию, другие доходы и расходы от операций, не связанных с производством и реализацией продукции, включая суммы, полученные и уплаченные в виде экономических санкций и возмещения убытка. Реализация части денежных накоплений в форме прибыли связана с хозрасчетным методом ведения хозяйства и обособленностью предприятия. Собственно, происходит обособление части денежных накоплений в виде прибыли предприятия как результата его хозяйственной деятельности, выражающего доходность пред­приятия. В отличие от других форм реализации денежных накоп­лений темпы роста прибыли зависят не только от эффективности затрат живого труда, но и от размера экономии овеществленного труда. Улучшение использования производственных фондов, сы­рья, материалов, топлива, энергии означает увеличение прибыли за счет снижения себестоимости продукции. Прибыль является одним из основных финансовых ресурсов предприятия для осуще­ствления затрат по расширенному воспроизводству и социальному развитию./11/

2. Планирование получения прибыли ГМУП

В организационно-правовой структуре предпринимательства видное место принадлежит государственным имуниципальным унитарным предприятиям./11/

В соответствии с ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия./1,2/

Государственные и муниципальные унитарные предприятия это звенья хозяйственной системы, объ­ективно обусловленные достигнутым уровнем обобществления производства. В структуре административно-командной экономики государственные предприятия занимали место главного и ведущего звена хозяйственной системы; в рыночной же экономике, им предстоит занять место равноправного субъекта в совокупности хозяйствующих образований, действующих на коммерческих принципах. Государственные и муниципальные предприятия - это такие производственные об­разования, которые создаются государством и органами местного самоуправления, наделяются ими необходимыми средствами и на коммерческих принципах действуют в соответствии с теми целями и задачами, которые для них определяют учредители.В унитарной форме могут создаваться только государственные и муниципальные предприятия. Имущество, которым наделяются такие предприятия, находится соответственно в государственной или муници­пальной собственности, и принадлежит предприятиям на праве "хозяйственного ведения" или "оперативного управ­ления".Органом управления унитарного предприятия является руководитель, назначаемый собственником (либо уполномо­ченным собственником органом). Свою деятельность унитарные государственные и муни­ципальные предприятия строят на коммерческих принци­пах, сообразуя доходы с издержками и добиваясь увеличе­ния прибыли, отвечая по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом./11/

Планирование прибыли должно быть нацелено на выявление внутрихозяйственных резервов производства на основе более рационального использования произ­водственных фондов, мощностей, материальных, трудовых, финан­совых ресурсов и природных богатств. Эту работу необходимо строить на глубоком экономическом анализе хозяйственных и фи­нансовых показателей за период, предшествующий планируемому, в целях выявления имеющихся резервов. План прибыли разрабатывается на основе планов производства и реализации продукции, производительности труда, снижения себе­стоимости продукции и повышения ее качества. Поэтому в разработке проекта производственных показателей на планируемый период должны принимать активное участие финан­совые работники предприятия.

Плановая балансовая прибыль предприятия рассчитывается по следующим видам:

1. Прибыль от реализации изделий, работ и услуг промышленного характера (прибыль от реализации товарной продукции).

2. Прибыль от реализации работ и услуг непромышленного ха­рактера (прибыль от прочей реализации).

3. Прибыль от планируемых внереализационных операций.

Прибыль от реализации товарной продукции определяется исходя из выручки от реализации этой продукции (без налога на добав­ленную стоимость и акцизов) и затрат на производство и реализа­цию, включаемых в себестоимость продукции. Превышение выручки от реализации над полной плановой себе­стоимостью реализуемой продукции представляет собой прибыль от реализации товарной продукции. Эта прибыль может быть опреде­лена и методом поассортиментного расчета. Для этого необходимо знать плановый ассортимент продукции, плановую себестоимость единицы изделия и реализационную цену. Этот метод исчисления плановой прибыли носит и другое назва­ние - метод прямого расчета. Он чаще всего применяется при ис­числении прибыли на предприятиях и в отраслях промышленности с небольшим ассортиментом продукции и при условии планирования себестоимости продукции по каждому виду. Прибыль от реализации товарной продукции может быть исчис­лена на планируемый период исходя из базовой рентабельности, сложившейся на предыдущий год. Такой метод расчета называется аналитическим (проверочным). При этом методе полученная при­быль от реализации товарной продукции за истекший год увеличи­вается в планируемом году в соответствии с ростом реализации. К полученной сумме прибавляется экономия от снижения себестои­мости сравнимой продукции. Кроме того, учитывается изменение цен, ассортимента продукции, повышение качества продукции. При расчете плановой прибыли аналитическим методом боль­шое значение имеет правильное определение базовой рентабельно­сти. Для этого в первую очередь необходимо правильно оценить ожидаемую прибыль за текущий год, которая складывается из фак­тической прибыли по последнему бухгалтерскому отчету и плано­вой прибыли за оставшийся до конца года период. Если есть осно­вания считать, что за оставшийся до конца года период предпола­гаемая прибыль будет существенно отклоняться от плановой, то в расчет ожидаемой прибыли за год вносятся соответствующие кор­рективы. Ожидаемая прибыль за оставшийся до конца года период исчис­ляется на основе данных о предполагаемом выполнении производ­ственной программы, плана снижения себестоимости продукции и сведений об изменении остатков нереализованной продукции за оставшийся до конца года период.

О порядке определения размера части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, подлежащей перечислению в бюджет города Ярославля, и о порядке распределения и использования доходов муниципал

МУНИЦИПАЛИТЕТ ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ

О порядке определения размера части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, подлежащей перечислению в бюджет города Ярославля, и о порядке распределения и использования доходов муниципальных казенных предприятий, за исключением доходов от услуг (работ), оказываемых (выполняемых) в соответствии с заказом собственника имущества

от 09.07.2010 N 332 , от 10.03.2011 N 438 , от 28.11.2013 N 214 , от 06.04.2017 N 820 , от 18.05.2018 N 108)

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации , Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Уставом города Ярославля

МУНИЦИПАЛИТЕТ РЕШИЛ

1. Утвердить:

Порядок определения размера части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, подлежащей перечислению в бюджет города Ярославля (приложение 1);

от 18.05.2018 N 108)

Порядок распределения и использования доходов муниципальных казенных предприятий, за исключением доходов от услуг (работ), оказываемых (выполняемых) в соответствии с заказом собственника имущества (приложение 2).

(п. 1 в ред. Решения Муниципалитета г. Ярославля от 28.11.2013 N 214)

2. Контроль за исполнением решения возложить на постоянную комиссию муниципалитета по бюджету, финансам и налоговой политике.

(в ред. Решения Муниципалитета г. Ярославля от 28.11.2013 N 214)

3. Решение вступает в силу с момента официального опубликования.

Мэр
города Ярославля
В.В.ВОЛОНЧУНАС

Приложение 1. Порядок определения размера части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, подлежащей перечислению в бюджет города Ярославля

Приложение 1
к решению
муниципалитета
г. Ярославля
от 25.12.2008 N 49

(в ред. Решений Муниципалитета г. Ярославля от 09.07.2010 N 332 , от 10.03.2011 N 438 , от 28.11.2013 N 214 , от 06.04.2017 N 820 , от 18.05.2018 N 108)

1. Порядок определения размера части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, подлежащей перечислению в бюджет города Ярославля (далее - Порядок), разработан в целях повышения эффективности использования муниципального имущества, закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями (далее - предприятия), и обеспечения поступления дополнительных неналоговых доходов в бюджет города Ярославля.

(в ред. Решения Муниципалитета г. Ярославля от 18.05.2018 N 108)

2. Действие Порядка распространяется на предприятия (кроме муниципальных казенных предприятий), получившие по итогам отчетного финансового года чистую прибыль.

(в ред. Решений Муниципалитета г. Ярославля от 09.07.2010 N 332 , от 28.11.2013 N 214)

3. Главным администратором доходов бюджета города Ярославля от поступлений части чистой прибыли предприятий выступает уполномоченное структурное подразделение мэрии города Ярославля.

4. Часть чистой прибыли, подлежащая перечислению в бюджет города Ярославля, исчисляется предприятиями самостоятельно на основании данных бухгалтерской отчетности. Расчет подлежит согласованию со структурными подразделениями мэрии города Ярославля, осуществляющими координацию деятельности предприятий в соответствующих отраслях, и уполномоченным структурным подразделением мэрии города Ярославля.

(в ред. Решения Муниципалитета г. Ярославля от 10.03.2011 N 438)

5. Размер части прибыли предприятия, подлежащей перечислению в бюджет города Ярославля, рассчитывается по формуле:

РЧП = ЧП - У - РФ - Фчп, где

РЧП - размер части прибыли предприятия, подлежащей перечислению в бюджет города Ярославля;

ЧП - сумма чистой прибыли предприятия, сформированная по итогам отчетного года;

У - сумма чистой прибыли предприятия, направленная на погашение убытков прошлых лет;

РФ - сумма чистой прибыли, направленная в резервный фонд согласно уставу предприятия;

Фчп - сумма чистой прибыли, фактически направленная в отчетном году на выполнение мероприятий программы развития предприятия, утвержденной заместителем мэра, осуществляющим координацию деятельности предприятия в соответствующей отрасли.

При этом часть прибыли муниципального унитарного предприятия, подлежащая перечислению в бюджет города Ярославля, должна составлять не менее 25% прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей.

от 06.04.2017 N 820)

Вновь созданные в отчетном году предприятия, получившие по итогам отчетного года чистую прибыль, в программе развития которых в отчетном году не предусматривались расходы за счет средств чистой прибыли, вправе направить прибыль, оставшуюся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, направления части прибыли в резервный фонд согласно уставу предприятия, а также после перечисления в бюджет города Ярославля 25% чистой прибыли, на выполнение мероприятий программы развития предприятия в году, следующем за отчетным годом.

(абзац введен Решением Муниципалитета г. Ярославля от 18.05.2018 N 108)

(п. 5 в ред. Решения Муниципалитета г. Ярославля от 10.03.2011 N 438)

6. Предприятие в составе отчета о результатах финансово-хозяйственной деятельности за отчетный финансовый год представляет в уполномоченное структурное подразделение мэрии города Ярославля отчет о направлении средств на выполнение программы развития предприятия с учетом участия в реализации муниципальных программ, а также расчет части чистой прибыли, подлежащей перечислению в бюджет города Ярославля.

(в ред. Решения Муниципалитета г. Ярославля от 18.05.2018 N 108)

7. Предприятия осуществляют перечисление части чистой прибыли в бюджет города Ярославля по итогам отчетного финансового года в срок не позднее 28 апреля текущего финансового года.

(в ред. Решения Муниципалитета г. Ярославля от 06.04.2017 N 820)

8. В случае несвоевременного и (или) не в полном объеме выполнения обязательств по перечислению в бюджет города Ярославля части чистой прибыли в отношении предприятий применяются финансовые санкции в виде взыскания в судебном порядке процентов от неуплаченной суммы платежа. Процентная ставка принимается равной одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации на день платежа за каждый день просрочки.

Приложение 2. Порядок распределения и использования доходов муниципальных казенных предприятий, за исключением доходов от услуг (работ), оказываемых (выполняемых) в соответствии с заказом собственника имущества

Приложение 2
к решению
муниципалитета
г. Ярославля
от 25.12.2008 N 49

(введен Решением Муниципалитета г. Ярославля от 28.11.2013 N 214)

1. Порядок распределения и использования доходов муниципальных казенных предприятий, за исключением доходов от услуг (работ), оказываемых (выполняемых) в соответствии с заказом собственника имущества (далее - Порядок), разработан в соответствии с пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" с целью упорядочения распределения и использования доходов, получаемых муниципальными казенными предприятиями (далее - предприятия), от деятельности, не связанной с оказанием услуг (работ) в соответствии с заказом собственника имущества.

2. Доходы предприятия, полученные в результате его деятельности, используются на финансирование расходов предприятия, предусмотренных сметой доходов и расходов.

3. Чистая прибыль, полученная предприятием от деятельности, не связанной с оказанием услуг (работ) в соответствии с заказом собственника имущества, по итогам отчетного года на основании решения отраслевой балансовой комиссии подлежит распределению в следующем порядке:

3.1. Часть чистой прибыли в размере не менее 25% направляется на уменьшение размера субсидии, предоставляемой из городского бюджета на возмещение затрат предприятия по исполнению заказа собственника имущества.

3.2. Оставшаяся часть чистой прибыли подлежит зачислению в фонды в соответствии с уставом предприятия.

4. Предприятие образует следующие фонды:

4.1. Резервный фонд, средства которого используются для покрытия убытков предприятия путем ежегодных отчислений в размере 5% от чистой прибыли.

4.2. Фонд развития предприятия, средства которого используются на приобретение и обновление основных средств, внедрение инновационных технологий и освоение новой техники в размере не менее 40% от чистой прибыли.

4.3. Социальный фонд, средства которого используются на решение вопросов укрепления здоровья работников предприятия в размере не более 5% от чистой прибыли.

4.4. Фонд материального поощрения, средства которого используются на материальное поощрение работников предприятия в размере не более 25% от чистой прибыли.

5. Неиспользованная чистая прибыль, указанная в пункте 3, аккумулируется на счетах предприятия и подлежит распределению в соответствии с пунктами 3 и 4 Порядка с учетом итогов очередного финансового года.

О порядке определения размера части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, подлежащей перечислению в бюджет города Ярославля, и о порядке распределения и использования доходов муниципальных казенных предприятий, за исключением доходов от услуг (работ), оказываемых (выполняемых) в соответствии с заказом собственника имущества (с изменениями на 18 мая 2018 года)

Название документа: О порядке определения размера части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, подлежащей перечислению в бюджет города Ярославля, и о порядке распределения и использования доходов муниципальных казенных предприятий, за исключением доходов от услуг (работ), оказываемых (выполняемых) в соответствии с заказом собственника имущества (с изменениями на 18 мая 2018 года)
Номер документа: 49
Вид документа: Решение муниципалитета города Ярославля
Принявший орган: Муниципалитет города Ярославля
Статус: Действующий
Дата принятия: 25 декабря 2008
Дата редакции: 18 мая 2018

Важнейшим источником формирования финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий является прибыль. в результате распределения прибыли предприятия образуются внутрихозяйственные фонды предприятия, которые используются на самые различные нужды предприятия.

Порядок распределения прибыли на государственных и муниципальных унитарных предприятиях различен.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения распределяют прибыль, исходя из ст. 295 ГК РФ, самостоятельно. Однако собственник (государство или муниципальное образование) имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

Законодательством не устанавливается режим распределения государственного или муниципального предприятия на праве хозяйственного ведения. Как правило, в вышена

званных предприятий, утвержденных собственником, отмечается, что предприятие самостоятельно распоряжается частью полученной в результате его деятельности прибыли после уплаты налогов и перечисления в соответствующий бюджет доли, устанавливаемой собственником1.

На практике государственные и муниципальные унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения наиболее часто распределяют прибыль на фонд потребления и фонд накопления. Финансовые фонды, по которым распределяется прибыль предприятия, а также нормативы их образования определяются финансовым планом предприятия или распоряжением руководите-

См., например: постановление Правительства РФ «Вопросы федерального государственного унитарного предприятия «Российские технологии» от 26 июля 1998 г. // Российская газета. 1998. 15июля.

ля предприятия. Фонд накопления используется предприятием на производственные нужды, а фонд потребления - на предоставление работникам предприятия трудовых и социальных льгот, включая материальную помощь. При этом жестких границ между фондами не существует, поэтому предприятие может свободно перераспределять средства фондов и использовать их на первостепенные нужды.

Основные направления использования финансовых фондов предприятия, образованных за счет прибыли, обусловлены действующим законодательством. Так, Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке фи-нансирования результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (1992 г.), определены расходы предприятия, относящиеся на себестоимость и на финансовые результаты деятельности предприятия. Следовательно, все остальные расходы предприятия должна осуществляться за счет прибыли или иных источников финансовых ресурсов предприятия.

выплата единовременных пособий уходящим на пенсию ветеранам труда;

оплата проезда к месту работы транспортом общего пользо-вания за исключением сумм, подлежащих отнесению на себестои-мость продукции;

оплата путевок на лечение и отдых (п. 7);

платежи за превышение предельно допустимых норм выбросов загрязняющих веществ в природную среду (п. 2 «з»);

представительские расходы при превышении установленных законодательством норм;

расходы, связанные с содержанием учебных заведений (п. 2 «и»);

плата за воду, забираемую промышленными предприятиями сверх установленных пределов (п. 2 «б»);

затраты на проведение модернизации оборудования, а также реконструкции объектов основных фондов (п. 2 «д»);

затраты по капитальным вложениям, не относимые к освоению новых производств (п. 2 «в»);

отчисления в негосударственные пенсионные фонды, на добровольное медицинское страхование (п. 2 «р»); и др.

Государственные предприятия на праве оперативного управления (казенные предприятия) распределяют полученную ими прибыль по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномоченным государством органом. В соответствии с п. 14 постановления Правительства РФ «О порядке планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств)» от 6 октября 1994 г. из этой прибыли формируется фонд для выполнения плана-заказа и плана развития завода, а также фонд социального развития. После формирования названных фондов по нормативам у казенного предприятия образуется свободный остаток прибыли, который подлежит изъятию в доход федерального бюджета.

Контрольные вопросы и задания

Что такое валовая прибыль предприятия? Из чего она складывается?

Что такое себестоимость продукции?

Какие затраты предприятия включаются в себестоимость продукции, работ, услуг?

Каковы особенности затрат, включенных в себестоимость услуг банков, страховых организаций?

Определите источники образования финансовых ресурсов предприятия.

Каков порядок формирования валютной прибыли предприятия?

Каков порядок начисления амортизации на предприятии? Что такое норма амортизации?

Перечислите все финансовые отношения, имеют место на государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

Перечислите финансовые правоотношения, которые дываются на казенных предприятиях.

Перечислите все финансовые правоотношения, которые складываются на государственных и муниципальных унитарных предприятиях на праве хозяйственного ведения.

Еще по теме § 4. Правовые требования к распределению и использованию прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий:

  1. § 2. Основные направлении непосредственного публично-правового воздействия в отношении управления акционерными обществами
  2. Недействительность сделки, связанная с правоспособностью юридических лиц
  3. 4. Преступления, нарушающие общие правила безопасности. Характеристика отдельных видов преступлений против общественной безопасности