Меню Рубрики

Профотбор и профориентация. Их значение для обеспечения безопасной деятельности человека

Решение о выборе новой профессии может возникать в течение всей активной трудовой деятельности человека. Но особенно важно это самоопределение в период становления, в пору молодости. Наиболее значимым в этом процессе с точки зрения реализации этого выбора является профориентация, на основе которой осуществляется профессиональный отбор.

Профориентация и профотбор возникли на более поздних ступенях развития профессионального человека, как поиск и обретение новых возможностей и новой информации по раскрытию сущности человека.

Профориентация складывается из усилий, во-первых, общества в лице семьи, учреждений образовательной и профессиональной подготовки, во-вторых, предприятий, заботящихся о подготовке обучении квалифицированных кадров. Эти два аспекта взаимодополняют друг друга, образуют единое целое. Профориентационная работа в обществе направлена (или должна быть направлена) как на информирование людей и особенно подрастающего поколения о существующих профессиях, так и на реальную потребность в этих профессиях. Ее целью является организация информационного пространства, позволяющего получить максимум сведений о мире профессий, и об их потребности в стране, в регионе, в конкретном городе и даже на предприятии. Насколько это важно, еще в 1960-е гг. в своих исследованиях показал В.Н. Шубкин. Он выявил, что отсутствие профориентации привело к удивительным перекосам: реальная потребность народного хозяйства в профессиях в те годы была прямо противоположной жизненным ориентациям молодых людей. Так называемая пирамида профессий и пирамида желаний не совпадали с точностью наоборот: значительное количество молодежи желало получить профессии, в которых потребность общества была минимальна (космонавты, актеры, писатели, ученые), и очень незначительное число хотело бы освоить те профессии, которые требовались производству в массовом масштабе (техники, высококвалифицированные рабочие фабрик и заводов, работники сельского хозяйства и т.д.).

Такую ситуацию можно оценить как драматическую, так как жизнь жестко и неумолимо приводила в соответствие то, что ей реально требовалось, круша надежды и стремления многих тысяч молодых людей. Они нередко испытывали стресс, видя несбыточность своих мечтаний, и не всегда могли правильно сориентироваться для выхода из критической ситуации.

Другой аспект - включение самих предприятий, производственных организаций в профориентационную работу для демонстрации тех возможностей, которыми они располагали. Это была своего рода конкретизация тех реальных потребностей, которые требовалось удовлетворить и к которым мог себя «привязать» каждый желающий выбрать себе профессию. Значительную роль в согласовании личных желаний и общественной потребности, устранении не связанных с жизнью мечтаний, в приземлении профессиональных ориентации играют экскурсии, встречи с представителями различных профессий, средства массовой информации и общественное мнение. Конкретизацией этой формы работы могут быта подшефные школы, любительские профессиональные кружки и другие формы, ориентирующие молодежь на определенные профессии.

Видное место в механизме осуществления профессиональной ориентации занимают профинформация и профконсультация, главная цель которых заключается в оказании помощи в выборе профессии, подборе профиля, переобучении с учетом интересов, возможностей, способностей, состояния здоровья, а также ситуации на рынке труда, потребности производства в соответствующих специалистах.

Профинформация и профконсультация - это важный конкретизирующий этап, который в отличие от профориентации уже определяет не только сферу, в которой человек должен трудиться, но и ту конкретную профессию, тот вид трудовой деятельности, который человек выбрал и которым он соответствует - как по своим физиологическим данным, так и социальным характеристикам.

В связи с усложнением ситуации на рынке труда вследствие нарастания процессов высвобождения работников во многих отраслях национального хозяйства, незащищенности выпускников техникумов и вузов на первый план выступает проблема оказания этим категориям населения социальнопсихологической помощи и их профессионального ориентирования, а также деятельность служб занятости.

Особая потребность в этом проявляется при сравнении российского опыта с опытом других стран. Так, организация профориентационной работы во Франции отличается четкой централизацией и регламентацией, подчинением единой государственной системе. Ответственность за организацию профориентации возложена на Министерство образования, которое руководит Национальной службой информации о разных видах образования и профессиях. Быстрыми темпами развивается профессиональное консультирование, особенно необходимое при переориентации работников на новые профессии. Расширяется сеть профконсультационных пунктов и центров, работающих непосредственно с учащейся молодежью. Во Франции на 1200 учащихся приходится один профконсуль- тант, в Швеции - один на 800.

В странах Западной Европы считается, что уровень подготовки выпускников общеобразовательных школ недостаточен для получения постоянной работы. В Швеции 90% выпускников школ продолжают образование в системе профессиональной подготовки или в учебных заведениях, подготавливающих к поступлению в вуз. В этой стране у молодого человека есть возможность выбора 25 направлений продолжения образования со сроками обучения от двух до четырех лет в зависимости от специальности. Обязательна здесь производственная практика не только для учеников, но и для преподавателей, каждый из которых должен либо отработать три месяца в году на производстве, либо постоянно выполнять производственные задания для обновления своих знаний и навыков.

Реальная жизнь в современной России свидетельствует, что большинство молодых людей определяют свой жизненный путь под влиянием обстоятельств, не имеющих ничего общего с сознательной профориентацией. В результате у них нередко возникают неудовлетворенность трудом, безразличие к его содержанию, желание сменить место работы, профессию и т.п.

Решение проблемы - не в разрозненных мероприятиях, а в создании системы профориентационной работы, объединяющей комплекс мероприятий, направленных на разъяснение смысла каждой профессии, организацию ознакомления со специальностями, обучение в условиях производства (или в соответствующих учебных заведениях) и закрепление молодых работников на предприятии.

Профориентационная работа призвана решать организационные и методические вопросы профессиональной ориентации, в первую очередь молодежи, разъяснять суть профессий, в которых заинтересовано предприятие, определять профессиональную пригодность к тем или иным профессиям, организовывать профессиональную подготовку и продвижение молодых работников, закреплять их на предприятии, устанавливать контакты со школами, профучилищами и др.

Основные формы профориентационной работы на предприятии включают в себя экскурсии, дни открытых дверей на производстве, уроки профориентации в школе, лекции, беседы, конкурсы профессий, читательские конференции, тематические вечера, дни науки и техники.

Эффективность профориентационной работы во многом зависит от умения организаторов учитывать в своей работе влияние семьи на формирование профессиональной направленности молодежи. Возможности же, предоставляемые обществом в соответствии с потребностями национального хозяйства, вносят коррективы в планы молодежи, и далеко не все желающие получить образование сразу после школы реализуют свои планы.

Однако основную нагрузку по подготовке необходимых кадров предприятия несут в процессе профотбора. Еще Тейлор ставил задачу «отыскать смекалистых», ибо только они могли обеспечить высокопроизводительную работу. По сути дела он формулировал свое кредо: отбирать тех, кто имеет больше шансов. Иначе говоря, полагается сочетать требования производства «надо» и желания, мотивы будущего работника, обеспечив их максимальное соответствие.

Профотбор - это процесс выявления с помощью научно обоснованных методов степени и возможности формирования социальной и психофизиологической пригодности человека на выполнение той или иной работы. Целью профотбора является выбор из общего числа претендентов на определенный вид деятельности тех лиц, которые по своим данным максимально подходят для этого.

В начале XX в., когда наука и практика сделали своей целью осознанную профессиональную подготовку, прежде всего было обращено внимание на отбор людей, предрасположенных к усвоению новой информации и готовых ее использовать в процессе работы. Тейлор подчеркивал важность отбора людей, которые физически и интеллектуально соответствовали бы выполняемой ими работе, и отводил большую роль процессу обучения. Однако он делал это применительно к конкретному виду труда, в конкретной ситуации и своими действиями решал сугубо прикладные, утилитарные задачи.

Применительно к производственной организации профотбор состоит в определении профессиональной пригодности, т.е. совокупности особенностей человека, его способностей и наклонностей, обусловливающих эффективность определенного вида деятельности и удовлетворенность избранной профессией. В качестве примера можно привести операторов, от которых требуется без особых усилий сосредотачивать и переключать внимание, находить оптимальное решение в самое короткое время. Процесс включенности в выполнение профессиональных обязанностей должен быть очень динамичным, а поведение этих работников в сложных ситуациях - эмоционально стойким.

Назначение профотбора состоит в уменьшении потерь из- за возможной удовлетворенности избранной профессией и отсутствия у работника необходимых способностей и наклонностей.

Профессиональный отбор осуществляется в два этапа. На первом этапе на основе материалов наблюдений, опросов, бесед с руководителями, ведущими специалистами составляется профессиограмма. Это разностороннее описание профессии, дающее представление о том, что и как должно выполняться тем или иным специалистом, при помощи каких орудий труда, в каких производственно-технических условиях, а также требований, предъявляемых к личным качествам специалистов.

Профессиограмма включает, как правило, следующие характеристики специальности:

  • - производственно-техническую (перечень основного используемого оборудования, инструмента, приспособлений, материалов, особенности рабочего места, производственного процесса и т.д.);
  • - экономическую (роль и место специальности в производственном процессе, формы и системы оплаты труда, показатели и условия премирования);
  • - социальную (общественное значение профессии, спрос на специальность, виды и формы служебных контактов, перспективы профессионального и должностного роста ит.д.);
  • - социально-биологическую (уровень запыленности, освещенности, температуры, шума, вибрации, профессиональные заболевания, медицинские противопоказания);
  • - педагогическую (перечень необходимых умений, навыков и основных форм и методов их формирования);
  • - психофизиологическую (перечень необходимых психофизиологических качеств и особенностей исполнителя).

На втором этапе профотбора изучаются природные данные и наклонности, социальные, физиологические характеристики поступающего на предприятие человека, на основе чего составляется карта личности. Карта личности характеризует человека следующим образом:

  • - в социальном аспекте: социальная сознательность, мотивы профессиональной деятельности, профессиональные интересы, широта кругозора, удовлетворенность производственной деятельностью;
  • - в психологическом: черты характера, особенности внимания и памяти, быстрота и производительность умственных процессов, эмоциональные особенности, проявление воли;
  • - в физиологическом: тип высшей нервной деятельности, особенности организации мозговых регуляторных систем.

Для составления карты личности используется два основных метода:

  • 1. Система тестов - набор задач, в процессе решения которых определяются психофизиологические особенности и качества человека (внимание, память, темперамент и др.);
  • 2. Личная беседа, анкетирование.

При сопоставлении необходимых (профессиограмма) и наличных (карта личности) качеств определяется профпригодность.

Профотбор также решает следующие задачи: дополнить и усилить практику рационального трудового устройства кадров (с учетом образования работников, их возраста, стажа, здоровья) путем изучения и оценки призвания и профессиональных способностей. Поэтому профотбор на предприятии обычно ведут специализированные подразделения (в большинстве случаев отдел кадров или отдел по работе с персоналом), сотрудники которых должны знать социологию, психологию, физиологию, производственную педагогику. Эти подразделения, как правило, владеют специальной аппаратурой, выявляющей и замеряющей особенности человека в тесной связи с его будущей профессией. С целью исследования всего комплекса особенностей качеств людей используются медико-физиологические приборы, что позволяет быстро и точно определить характеристики, присущие претендентам на ту или иную работу.

Последовательное осуществление рекомендаций социально-психологической службы на Днепропетровском машиностроительном заводе им. В.И. Ленина в конце 1970-х - начале 1980-х гг. позволило добиться следующих результатов: 97% молодых рабочих, имевших рекомендации профотбора, не меняли свою профессию; 85% молодых рабочих получили профессиональное продвижение, сроки производственной адаптации сократились в 2 раза; текучесть уменьшилась с 6 до 3,4%.

После завершения профотбора наступает профессиональное обучение, в процессе которого работник получает определенные знания по содержанию будущей профессии. Для этого применяются различные формы - от индивидуального ученичества до организованной обществом системы профессионального обучения.

Остановимся на этом подробнее.

Психопрофилактика - аутогенная психомышечная тренировка. Среди методов, которые дают возможность защитить психику человека от вредных действий и настроить ее на преодоление трудности, стрессовых состояний, на первом месте стоит психическая саморегуляция.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВОССТАНОВЛЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ

К психологическим средствам восстановления работоспособности принадлежат психотерапия, психопрофилактика и психогигиена.

Различные воздействия на организм через психическую сферу с уче­том терапии, профилактики, гигиены носят информативный характер, сигналы - носители информации, продуцируются психикой непосред­ственно или косвенно. Этим и отличаются данные воздействия от других средств, например, фармакологических. Психотерапия включает мышечную релаксацию, специальные дыхательные упражнения, а также гипнотерапию.

Психическая саморегуляция - это действие человека на самого себя с помощью слов и соответствующих им воображаемых образов. Следова­тельно, слова, речь, воображаемые обиды условно-рефлекторным путем влияют на функциональное состояние различных органов и систем положительно или отрицательно,

В конце XIX - в начале XX ст. в Европе и в Северной Америке усиливается интерес к индийской культуре, в частности - йоги. Возникло мнение перенести на европейскую почву учение йоги, применяя его к меди­цинским потребностям. Первым, кто смог это сделать, был Йоган Генрих Шульц(1886-1970 г. г.), который, начиная в 1909 г., опубликовал много трудов, посвященных аутогенной тренировке, в частности своеобразной модификации приемов йоги.

Аутогенная тренировка построена на учении йоги, самовнушении и в фракционном гипнозе. Это деление искусственное, потому что приемы взаимно переплетаются. При помощи аутогенной тренировки мы сознательно раскрываем в себе резервы, которые преимущественно не используются.

Аутогенная тренировка, за Щульцом, состоит с двух степеней: низшей и высшей. На низшей степени усваивают формулы, при помощи которых можно научиться руководить своими внутренними органами, сосудами, отдельными функциями печени, сердца и т. д. После этого переходят ко второй степени, в результате чего можно научиться руководить своими чувствами, мыслями, вызывая в себе те или иные ощущения.

Аутогенная психомышечная тренировка преследует цель научить человека сознательно корректировать некоторые автоматические процессы в организме. Ее можно применять с целью восстановления сил перед рабочим днем, в перерывах, а также после рабочего дня. Для снятия чувства тревоги, страха есть определенные формулы, тесты. Для более быстрого восстановления сил после усталости рекомендуется исполь­зовать внушенный сон. Человек должен научиться погружать себя на определенное время в сон и самостоятельно выходить из него бодрым. Длительность внушенного сна от 20 до 40 мин.



Психогигиена включает искусство взаимоотношений между людьми, духовную гармонию Человека и Природы, комфортные условия быта, различные виды отдыха. По Р. Хьюсману и Д. Хетфилду, во взаимо­отношениях между людьми доминирующим является фактор справедли­вости. Трудности, которые возникают в этой сфере можно свести до востребования: как нам удается или не удается сохранить справедливость? Авторы приводят основные причины разрушения взаимоотношений между людьми: 1. Неправильная психологическая «валюта». «Не полу­чить того, что ты хочешь, - почти то же самое, что не получить совсем ничего», - сказал Аристотель. Одной из причин, по которой нам трудно сберечь равновесие в отношениях, является именно то, что мы используем не понятную другим, и не соответствующую к условиям психическую установку.

Существуют определенные трудности в выборе правильной психоло­гической установки и в семейных отношениях. Наиболее высоко в семей­ных отношениях ценятся доверие, любовь, уважение, общение и умение выслушивать партнера.

Очень часто мы пользуемся неправильной психологической уста­новкой, ибо применяем «золотое» правило «Делай для других то, что ты бы хотел, чтобы другие делали для тебя». Но обычно у нас нет никаких доказательств того, что другие хотят того же, что и мы. Для сохранения справедливости во взаимоотношениях и достижения правильной психоло­гической установки желательно следовать несколько модифицированному правилу «Делай для других то, что они хотели бы, чтобы ты сделал для них ».

2. Крах доверия. Доверие является основой взаимоотношений - на работе, в семье, с друзьями и с детьми. К сожалению, доверие - это то, что мы ожидаем от других, но сами весьма неохотно вкладываем в отношения. Одной из причин, мешающей нам доверять другим, является наше предпо­ложение, что все остальные хотят иметь выгоду. Кроме того, доверие в отношениях приходит не сразу. Мы не слишком доверчивы, пока другая сторона не докажет, что ей можно доверять, и, наконец, мы с трудом доверяем другим потому, что доверие - очень хрупкое чувство. В то время как для установления доверительных отношений требуется значительное время, разрушить их ничего не стоит.

3. Скрытые, внутренние ожидания. Часто человек не делает чего-либо только потому, что мы не говорим ему, чего мы хотим. Наши ожидания относительно ее действий являются скрытыми. Весь наш опыт (на работе, дома и в других ситуациях) формирует ожидание, на основании которых мы пытаемся предсказать действия других людей.

Огромный вклад в формирование полноценных взаимоотношений между людьми сделал известный во многих странах мира труд Д. Карнеги «Как находить друзей и влиять на людей».

Духовная гармония Человека и Природы воплощена в учении Порфирия Иванова. Полстолетия своей жизни П.К. Иванов посвятил делу оздоровления, поиску путей к пониманию природы человеческого здоровья. Он оставил нам знание и мудрость, надежду страдающим, методы, которыми он щедро делился со всеми. Стержнем учения Порфирия Иванова является памятка - своеобразная «сердечная просьба» под названием «Детка», в основе ее 12 положений способов человеческой жизни.

1. Дважды на день купайся в холодной природной воде, чтобы тебе было хорошо. Купайся где можешь: в озере, реке, ванне, становись под душ или обливайся. Это твои условия. Горячее купание завершай холод­ным. Важна не длительность купания, а регулярность. Могущественная, но кратковременная доза холодного действия на организм усиливает обменные процессы, повышает защитные силы организма. Вылив на себя одно или два ведра воды, можно согреться. После купания лучше не вытираться, а обсохнуть на воздухе. Можно при этом выполнять физи­ческие упражнения.

2. Перед купанием или после него, а если можно, то и во время с ним выйди на природу, стань босиком на землю, а зимой на снег, хотя бы на 1-2 мин. Вдохни через рот несколько раз воздуха и мысленно пожелай себе и всем людям здоровья.

3. Не употребляй алкоголя и не кури.

4. Пытайся хотя бы раз в неделю обходиться без еды и воды, с пятницы (с 18-20 ч) к воскресению (12 ч). Если тебе тяжело, то держись хотя бы сутки,

Система не предусматривает обязательного голодания. Речь идет о сознательном воздержании от еды и воды после «сытых» дней. За 42 ч. воздержания организм полностью очищается от шлаков, и только - при активном движении, на лоне природы. Люди, которые живут по системе, худеют только тогда, когда имели избыточный вес, и наоборот, добирают веса, если были худыми. Нервная система сама начинает стремиться к гармонии.

5. В 12 ч. дня в воскресенье выйди на природу босиком, подыши и помысли, как написано выше. Это праздник твоего тела. После этого можешь кушать все, что тебе нравится. Относительно еды система не имеет ограничений. Важно только не загружать желудок, кушать без спешки, тщательно пережевывать пищу.

6. Люби окружающую природу. Не плюй кругом и не выплевывай с себя ничего. Привыкни к этому: это твое здоровье.

Не нужно избавляться от мокроты, слюны, ибо вместе с продуктами распада выведешь из организма вещества, необходимые для перева­ривания еды, и антитела - защитные силы в борьбе с болезнью. Целая фабрика иммунитета тратит энергию на образование мокроты. Выбрасы­вать эту энергию неумно.

7. Здоровайся со всеми вокруг и всегда особенно с пожилыми людьми. Хочешь иметь в себе здоровье - здоровайся со всеми. Бездуховный человек превращается в неполноценное создание.

8. Помогай людям чем можешь, особенно бедному, больному, обижен­ному, нищему. Делай это с радостью. Отзовись на его нужду душой и сердцем.

9. Преодолей в себе жадность, лень, самодовольство, корыстолюбие, страх, лицемерие, гордость. Верь людям и люби их. Не говори о них несправедливо и не бери близко к сердцу несправедливмх мыслей. Человеческие недостатки так или иначе влияют на здоровье, ибо физио­логия человека зависит от психики, а все, отрицательное, влияет на нервную систему, содействует заболеванию.

10. Освободи свою голову от мыслей о болезнях, немощи, смерти. Это твоя победа. Постоянные мысли о недомогании развивают в человеке мнительность, ведут к усилению болезней как в физическом, так и в мо­ральном плане.

11. Мысли не отделяй от дела. Прочитал - хорошо, но самое главное - делай.

12. Рассказывай и передавай опыт этого дела, но не хвастайся и не возвеличивайся в этом. Будь скромным.

Нужно выполнять все правила: только комплексное соблюдение системы гарантирует полное выздоровление. Знаниями с людьми нужно делиться искренне. Став здоровым, помоги другому. Только взаимо­помощь способна возвратить здоровье людям.

Для безопасного труда важным является выбор человеком такой профессии, которая лучше всего отвечала бы его психофизиологическим возможностям. В различных отраслях производства люди часто не могут овладеть некоторыми профессиями, хотя успешно овладевают другими, технологически не менее сложными. Один работник в течение многих лет ни одного раза не был травмирован, а другой при этих же условиях несколько раз в течение года. Это объясняется антропологическими, физиологическими или психологическими особенностями или недостатка ми человека, которые в отдельных ситуациях могут приводить к возникно­вению опасности. Они являются постоянными или временными (ухудше­ние слуха и зрения, притупление реакции и ориентации, неумение сосредоточиться, плохая координация движений, плохая память и тому подобное). Для безопасного труда, повышения его эффективности и успешного подбора кадров необходимый профессиональный отбор, базирующийся на научно-обоснованных требованиях, которые предъяв­ляются к человеку различными профессиями.

Например, отбор и дальнейший контроль профессиональной пригод­ности для таких специальностей как монтажники и машинисты башенных кранов, желательно проводить с помощью медицинских тестов, таких как в авиации и на железнодорожном транспорте. Для этих профессий необходимо, чтобы зрительно-двигательные реакции были устойчивыми, вестибулярный аппарат был в норме. Работники, психофизиологические особенности которых не отвечают требованиям той или иной профессии, на практике постоянно будут сами подвергаться опасности и создавать опасные ситуации для других. Поэтому умение определить склонность людей к той или другой профессии является необходимым для обеспечения жизнедеятельности.

Каждый человек должен понять значение правильного выбора профессии, осознать необходимость согласования его с интересами обще­ства. В то же время каждый человек имеет право на выбор профессии, рода занятий и труда в соответствии с призванием, способностью, профес­сиональной подготовкой, образованием и с учетом потребностей общества. Отсюда вытекает, что выбор профессии должен быть не только свобод­ным, но и в полной мере осознанным, отвечать как интересам личности, так и интересам общества.

Если выбор профессии оказался случайным, то в дальнейшей трудо­вой деятельности реализуется, по обыкновению, нетипичные и несуще­ственные для данной личности возможности, в результате чего наступает неудовлетворенность или апатия к работе. Если в процессе труда человек может реализовать и активизировать наиболее четкие и характерные для нее черты, наступает духовная гармония. Последнее возможное только в том случае, если требования профессии, содержание труда совпадают с индивидуальными особенностями и возможностями личности.

Полное раскрытие задатков человека возможно, если он правильно подготовится к будущей деятельности, выберет профессию, оценит свои способности, определит свою пригодность, глубоко осознает возможности профессионального роста в определенной сфере, учитывая потребности общества и свои интересы.

Помочь людям выбрать жизненный путь, адаптироваться к профес­сии, повлиять на рациональное распределение трудовых ресурсов призва­на система профориентации.

Профессиональная ориентация - это целостная система, состоящая из взаимосвязанных компонентов, объединенных общностью цели и един­ством управления: профессиональное просвещение; профессиональная активизация, профессиональная психодиагностика, профессиональный отбор (подбор), профессиональная адаптация и профессиональное воспитание.

Профессиональное просвещение предусматривает вооружение совокупностью знаний об особенностях различных профессий, условиях правильного выбора одной из них; воспитание положительного отношения к различным видам профессиональной и общественной деятельности; формирования мотивированных профессиональных намерений, в основе которых лежит осознание социально-экономических потребностей общества и психофизиологических особенностей личности.

Профессиональное образование объединяет профессиональную информацию, профессиональную пропаганду и профессиональную агитацию. Цель их - сообщение человеку определенного круга сведений о наиболее массовых профессиях народного хозяйства, информирование о способах и условиях овладевания ими, пропаганда общественной значи­мости наиболее необходимых на данное время профессий.

Не менее значимым компонентом профориентации является развитие интересов и склонностей людей в различных видах профес­сиональной деятельности. Оно складывается из таких важных элементов, как формирование и воспитание профессиональных интересов, воспи­тание уважения к определенной профессии, любви к труду.

Целью профессиональной психодиагностики является изучение личности с целью профориентации. В процессе профдиагностики изучают характерные особенности личности: интересы, потребности, склонности, способности, профессиональные намерения, профессиональную напра­вленность, черты характера, темперамент, состояние здоровья.

Профессиональная консультация имеет целью установление соответ­ствия индивидуальных психологических и личностных особенностей специфическим требованиям той или иной профессии. Различают такие виды консультаций: справочные, в ходе которых выясняют пути трудо­устройства, требования к приему на работу, возможности овладения различных профессий, сроки подготовки, систему оплаты, перспективы профессионального роста; формирующие, цель которых осуществлять руководство, коррекцию выбора профессии; медицинские, имеющие целью выявление состояния здоровья человека, его психофизиоло­гических свойств в отношении к избираемой профессии, если необходимо, переориентацию в другую или близкую к избираемой сферу деятельности.

Профессиональный отбор осуществляется в специальных лабора­ториях и по преимуществу к тем профессиям, которые связаны с усло­виями труда максимальной трудности. Цель профессионального отбора - выявление пригодности человека к конкретному виду труда. Если у претендента обнаруживают отсутствие хотя бы одного профессионально важного качества, ему отказывают в трудоустройстве. Такой шаг нужен, чтобы оградить человека от нежелательных, возможно серьезных послед­ствий стихийного отбора. При осуществлении профотбора предпочтение оказывается тем претендентам, которые имеют более высокий уровень профессионально важных качеств, свойств и благоприятные перспективы их развития.

Следует отличать профотбор от профподбора. При проведении профотбора подбирают наиболее соответствующую данной профессии личность, т.е. идут от профессии к личности, а при профподборе подбирают соответствующую данной личности профессию, т.е. идут от личности к профессии.

Завершающим компонентом профориентации является профессиональная адаптация, представляющая собой активный процесс приспо­собления человека к производству, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности. Успешность профессиональной адаптации - один из главных критериев правильного выбора профессии, оценкой эффективности всей профориентационной работы. Успешная профессиональная адаптация характеризуется сохра­нением и дальнейшим развитием склонностей к конкретной профес­сиональной деятельности, совпадением общественной и личной мотива­ции труда. Профессиональная адаптация осуществляется в единстве с социальной.


ТЕМА: ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА И БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА (ПРИРОДНЫЕ СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ)

План: 1.Классификация стихийных бедствий и этапы борьбы с ними.

2. Лучистая энергия Солнца и жизнедеятельность человека.

3. Сильные ветры.

4. Атмосферные разряды.

1. КЛАССИФИКАЦИЯ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ И ЭТАПЫ БОРЬБЫ С НИМИ

Согласно номенклатуре аварий и катастроф, предложенной ВОЗ, различают:

а) стихийные бедствия - метеорологические бури (ураганы, смерчи, циклоны, бураны), морозы, засуха и т. п.; топологические (наводнения, снежные обвалы, оползни и т. п.; теллурические и тектонические (земле­трясения, извержения вулканов).

б) аварии - выход из строя технических сооружений (плотин, туннелей, зданий, шахт), пожары, кораблекрушения, крушения поездов, отравление воды в системах водоснабжения и т. п.

Только аварии являются антропогенными катастрофами, а все осталь­ные - стихийными бедствиями. По определению ВОЗ, катастрофа - это ситуация, представляющая неожиданную, серьезную и непредвиденную угрозу для здоровья людей. Комитет ВОЗ по проблемам современного общества определяет катастрофы как явления природы или акции человека, представляющие и несущие угрозу для человеческой жизни в такой степени, что вынуждает их обратиться за помощью извне. Есть и другие, более краткие формулировки: «Катастрофа - это непредвиденная и неожиданная ситуация, с которой пострадавшее население не способно справиться самостоятельно».

В зависимости от характера действия стихийные бедствия подразде­ляются на мгновенно распространяющиеся (землетрясение) и постепенно распространяющиеся (ураганы, бури, наводнения, пожары). Если при последних имеется возможность провести достаточно широкий комплекс предупредительных работ не только в период до непосредственной угрозы возникновения стихийного бедствия, но и за время от предупреждения до воздействия сил стихии, то при первых речь может идти о восстанови­тельных работах или о постоянных работах профилактического порядка не в конкретном месте землетрясения, а в достаточно широкой сейсми­ческой зоне.

Существует градация стихийных бедствий и по возможности их локализации. К постепенно локализуемым стихийным бедствиям можно отнести, например, пожары, наводнения, солевые потоки, к нелокализуемым - ураганы, бури, цунами.

Как правило, борьба со стихийными бедствиями имеет три этапа:

Первый этап - проведение профилактических работ, главной целью которых является не допустить возникновения стихийного бедствия, если это возможно, или уменьшить его последствия, если беда неминуемая. Такие работы проводятся задолго до начала воздействия сил стихии и могут охватывать весьма продолжительный отрезок времени.

Второй этап - работы с локализации, а в ряде случаев и по ликви­дации стихийного бедствия в период его воздействия. Цель этих работ - максимально уменьшить зоны наиболее тяжелых последствий, свести их к минимуму, оказать своевременную помощь пострадавшим, срочно ликвидировать наиболее опасные аварии.

Третий этап - ликвидация последствий стихийного бедствия после того, как силы стихии успокоились. На этом этапе продолжают оказывать помощь пострадавшему населению и проводят обширный комплекс восстановительных работ. Продолжительность этапа зависит от объема возникших разрушений, и в большинстве случаев он длится значительное время, иногда несколько лет. Наиболее сложен и ответственен второй этап, так как приходится работать в условиях непосредственного воздействия разбушевавшихся сил. Наиболее трудоемок третий этап.

Опыт показывает, что наиболее тяжелая обстановка возникает там, где царят благодушие, неорганизованность, отсутствие необходимых знаний у людей, оказавшихся в зоне стихийного бедствия.

При определенных обстоятельствах разбушевавшаяся стихия становится неподвластна человеку, на продолжительное время своим разрушающим действием охватывает огромные пространства, опустошая все вокруг, неся людям горе и страдание. Стихийное бедствие - явление природы, носящее чрезвычайный характер и приводящее к резкому нару­шению нормального образа жизни больших групп людей, к повреждению, а иногда к уничтожению значительных материальных ценностей. В ряде случаев стихийные бедствия вызывают гибель людей или наносят суще­ственный ущерб их здоровью.

Так, за данными Международного общества Красного Креста, стихийные бедствия за 100 последних лет забрали более 11 млн. чело­веческих жизней, в том числе от наводнений - 9, от ураганов - 1, от землетрясений - 1. В последние годы наблюдается тенденция роста чи­сленности пострадавших от стихийных бедствий, определяемая в первую очередь общим ростом численности населения Земли и освоением ранее нежилых районов, наиболее часто подвергающихся воздействию сил стихии. Картины после некоторых стихийных бедствий может быть сра­внима лишь с последствиями современной войны, и для ликвидации их прилагаются усилия многих стран мира. И хотя человечество не может мириться с последствиями разбушевавшихся сил стихии, на сегодня оно вынужденно в большинстве случаев выполнять пассивную роль, проводя лишь комплекс работ по ликвидации таких последствий.

Профессиональный отбор - процедура вероятностной оценки профессиональной пригодности человека, изучение возможности овладения им определенной специальностью, достижения требуемого уровня мастерства и эффективного выполнения профессиональных обязанностей. В профессиональном отборе выделяют 4 компонента: медицинский, физиологический, педагогический и психологический. По своей сути и критериям профотбор является социально-экономическим мероприятием, а по методам - медико-биологическим и психологическим.

Основная цель отбора - привлечение работников с нужной квалификацией и необходимыми личностными качествами, способных решать поставленные перед ними задачи максимально эффективно. Следует отметить, что в широком смысле под эффективностью деятельности сотрудника понимается мера достижения не только производственных целей, но и социально-личностных, включая сохранение здоровья работника и его развития как личности.

Результатом профессионального отбора должен стать выбор наиболее профпригодного работника (т.е. не самого наилучшего, а наиболее профессионально соответствующего данной деятельности). При нормальном (без специальных протекций) отборе предпочтение отдается соискателю, который более других кандидатов соответствует предъявляемым требованиям.

Профессиональная ориентация - это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.

Профессиональная ориентация включает в себя:

1) Профессиональное просвещение - ознакомление учащихся и выпускников учебных заведений с современными видами трудовой деятельности, социально-экономическими и психофизиологическими особенностями различных профессий, потребностями в квалифицированных кадрах, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности. Профессиональное просвещение формирует у молодежи мотивированные профессиональные намерения, в основе которых лежит осознание ими социально-экономических потребностей и своих психофизиологических возможностей.

2) Профессиональное консультирование - оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении и предоставление рекомендаций учащимся о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики;

3) психологическую поддержку - методы, способствующие снижению психологической напряженности, формированию позитивного настроя и уверенности в будущем.

Профориентационная работа должна включать в себя разнообразные, взаимодополняющие формы и методы:

1) курсы, посвященные планированию профессиональных и жизненных перспектив, где школьников должны научить как это лучше (грамотнее) сделать, как ориентироваться в различных ситуациях жизненного и профессионального выбора;

2) работу с подгруппами и микрогруппами (в 2-4 человека), где в более интимной ситуации обсуждаются конкретные проблемы профессионального самоопределения;

3) индивидуальная работа с подростками, требующими особого отношения и внимания;

Методы работы должны чередоваться и взаимодополнять друг друга. В психологии профконсультирования уже накоплен определенный опыт использования тестов и опросников, профориентационных игр, различных активизирующих процедур индивидуальной и групповой работы (специально организованных дискуссий по наиболее острым вопросам, карточных консультационных методов, бланковых технологий, использование различных схем анализа и самоанализа ситуаций самоопределения и др.)

Важным компонентом системы профессиональной ориентации является профессиональное просвещение, которое понимается большинством авторов, как сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их значении для народного хозяйства, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях их получения, оплате труда.

Профессиональная ориентация и профессиональный отбор (отбор) работников

Высокая эффективность труда в основном зависит от того, соответствует ли выполняемая работа индивидуальным психофизиологическим характеристикам, свойствам работников, их способностям и склонностям. Выявление и правильная оценка индивидуальных особенностей человека позволяет более обоснованно определить тот участок работы, на которой она сможет достичь наибольших успехов. Решению этой задачи способствует профессиональная ориентация.

Под профессиональной ориентацией понимают систему научно обоснованных мероприятий, обеспечивающих сознательный выбор каждым человеком определенного вида трудовой деятельности, а также своевременное привлечение к различным отраслям народного хозяйства, различных предприятий и организаций соответствующих работников, их рациональную расстановку и эффективное использование с учетом индивидуальных свойств.

Главные направления профориентационной работы:

o профинформации;

o профпропаганда;

o профконсультация;

o профотбор (отбор).

Профинформации - это широкое ознакомление населения, отношение в первую очередь молодежи, с существующими профессиями, их содержанием, значимости в рыночных условиях хозяйствования.

Профпропаганда - плотно повязанная с профинформации и имеет целью формирование у молодежи и временно безработных людей позитивного отношения к труду определенных видов, исходя из потребностей предприятий, в частности роз "объяснения престижности рабочих профессий, воспитание уважения ко всем без исключения профессий.

Профконсультация. Ее задача состоит в том, чтобы после получения представления о профессии, помочь человеку выбрать род трудовой деятельности с учетом его желаний, запросов, амбиций, индивидуальных возможностей, а также потребностей народного хозяйства в кадрах, посоветовать, где и как можно получить соответствующую подготовку (обучение).

Профотбор (отбор) призван определить круг профессий, наиболее приемлемых для определенного лица, помочь ей подобрать профессию с учетом ее психофизиологических и лица-стисних данных, установленных объективного с помощью научно обоснованных методик. При этом надо различать готовность и пригодность. Профессиональная готовность определяется исходя из уровня образования, опыта и подготовки будущего исполнителя. Профессиональная пригодность устанавливается с учетом степени соответствия индивидуальных психофизиологических данных определенного лица конкретном виде деятельности.

В отличие от профконсультации, профотбор (отбор) является специально организованным исследованием, которое базируется на четких качественных и количественных оценках с помощью ранжированных шкал, позволяющие не только обнаружить, и измерить присущи человеку свойства, с тем, чтобы сопоставить их с нормативами, которые определяют пригодность лица к данной профессии. Для изучения профессионально важных качеств используют следующие методы:

o анкетный;

o аппаратурный;

o тестовый.

Анкетный метод заключается в том, что с помощью определенным образом сформулированных и сгруппированных по получают информацию о профессиональных интересов, способностей и склонностей человека, некоторых ее специфических свойств. Анкеты могут быть самооциночнимы, если она сама дает оценку своих качеств, и внешне оценочными, если оценку дает дослиджувач на основе обобщения данных, полученных от лиц, которые длительное время наблюдали за исследуемым.

Аппаратурный метод заключается в том, что отдельные психофизиологические факторы проявляют и оценивают с помощью специальных приборов и аппаратуры, которые исследуют и имитируют те или иные трудовые процессы. Во-первых, эта аппаратура обнаруживает необходимые для определенной работы качества, а во-вторых, используется как тренажеры при обучении соответствующей профессии.

Тестовый метод обладает набором тестов, которые предлагаются испытуемому, в процессе решения которых проявляются те или иные психофизиологические качества и особенности человека.

Тесты делятся на следующие группы:

o тесты определения способностей и общего уровня интеллекта, пространственного воображения, точности восприятия, психомоторных способностей;

o тесты проверки зрения и слуха;

o личностные тесты для оценки таких качеств, как импульсивность, активность, предприимчивость, стрессоустойчивость, лидерские качества, конфликтность, чувство ответственности, уравновешенность, осторожность, склонность к риску, уверенность в себе, оригинальность мышления, общительность

o тесты, определяющие уровень квалификации и профессиональные навыки.

Исходным материалом для проведения работы по профессиональному отбора (отбора) является профессиограммы, которые представляют собой описание профессионально важных свойств и качеств. Они состоят на соответствующие профессии на основе всестороннего изучения определенного трудового процесса, проведение необходимых исследований, опрос самих работников, использование литературных и справочных и нормативных источников. В них объективные особенности определенного трудового процесса - технические, технологические, организационные отражаются в физиологических, психических и социально-психологических показателях. После установления качеств, которым должен отвечать лицо для успешного выполнения работы по данной профессии, задача сводится к определению того, соответствует ли исследуемый этим качествам и принятия решения о пригодности его выполнять определенную работу или по переводу на другую. Рассмотрим профессиограмму на примере должности менеджера организации.

Профессиограмме МЕНЕДЖЕРА

И. Социально-экономическая характеристика профессии

1. Область народного хозяйства

Все отрасли народного хозяйства, сфера бизнеса

2. Потребность в кадрах

Постоянная

3. География профессии

Распространена повсеместно

4. Тип предприятия или организации

Государственные, акционерные, частные предприятия, кооперативы, малые предприятия, учреждения, организации, другие коммерческие структуры

5. Вид организации труда

Индивидуальная

II в. Производственная характеристика профессии

1. Место работы

В помещении, а также за его пределами

2. Орудия труда

Компьютеры, оргтехника

3. Предметы труда

Мастерские и трудовые ресурсы, нормативные документы, способы коммуникации и информации, экономические и статистические отчеты, справочники

4. Цель работы

Формирование профессионального управления в условиях развития рыночных отношений

5. Основные производственные операции

Планирование и прогнозирование деятельности предприятия (фирмы, организации); управления персоналом; регулирование отношений между работниками и предприятиями; оценка работы структурного подразделения и способностей каждого работника; организация отбора, подготовки и расстановки кадров; правовое обеспечение проведения организационно-экономической политики, свободного найма; внедрение передовой информационной технологии, принятия самостоятельных, нестандартных решений

6. Профессиональные знания, умения, навыки

Должен знать: определенную отрасль менеджмента, экономики, организации производства и управления, право, социологию, психологию совершенстве владеть: знаниями и практическими навыками в различных направлениях формирования и рационализации структуры и психологии процессов управления кадрами; социально-экономической и рекламной информации; искусством управления людьми и способами повышения эффективности производства

Должен иметь: высокие организаторские способности, эрудицию, компетентность, широкий кругозор

ИИИ. Санитарно-гигиеническая характеристика профессии

1. Степень тяжести и напряженности труда

Напряженная умственная работа

2. Ограничение по полу или возрасту

Ограничений нет

3. Режим труда и отдыха

Ненормированный рабочий день

4. Загруженность анализаторов

Двигательный, зрительный и слуховой анализаторы

5. Неблагоприятные факторы

Напряженные мышления, воля, память, внимание

6. Медицинские противопоказания

Заболевания, связанные с нарушением психики

IV. Требования профессии к индивидуально-психологических особенностей специалиста

1. Нейродинамика

Преимущество имеют лица с сильной, лабильной, подвижной нервной системой, хорошим тонусом

2. Психомоторика

Скорость реакции, хорошая сенсорно-моторная координация движений

3. сенсорно-перцептивная сфера

Скорость восприятия и оценки ситуаций

Оперативная, кратковременная и длительная

5. Внимание

Объем, распределение, устойчивость и переключение внимания

6. Мышление и речь

Словесно-логическое мышление, умение общаться, хорошая дикция, грамотность речи

7. Интеллект

Высокий уровень общего интеллекта, преимущество имеют лица с высоким уровнем вербальных способностей

8. Эмоционально-волевая сфера

Эмоциональная устойчивость, организаторские способности, склонность к риску

9. Черты характера

Активность, самоконтроль, ответственность, настойчивость, самообладание, контактность, решительность, честность, потребность в достижениях, терпение, корректность

V. Подготовка кадров

1. учебного заведения

Экономические институты, ВУЗы с подготовкой бакалавров и магистров по экономико-предпринимательского направления, школа деловой администрации и бизнеса

2. Срок обучения

Зависит от типа учебного заведения

3. Необходимые знания по общеобразовательным предметам

Иностранные языки, информатика и вычислительная техника, география, законодательство

4. Перспективы роста

Руководитель предприятия, коммерческой структуры

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Раскрыть сущность научной организации труда на современном этапе.

2. Охарактеризовать задачи научной организации труда.

3. Осветить основные принципы научной организации труда.

4. Определить и охарактеризовать направления научной организации труда.

5. Обосновать необходимость распределения и кооперации управленческого труда.

6. Описать методы профессиональной ориентации и профессионального отбора работников.

Профориентация – это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в осознанном выборе профессии, наиболее соответствующей его индивидуальным возможностям. Профконсультация – это процесс оказания психологической помощи в виде совета, в ходе которого осуществляется профориентация.

В системе профориентации выделяют следующие функции (Л.Д. Столяренко):

а) социальную – усвоение определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих осуществлять социально-профессиональную деятельность в качестве полноправного и полноценного члена общества;
б) экономическую – улучшение качественного состава работников, повышение профессиональной активности, квалификации и производительности труда;
в) психолого-педагогическую – выявление, формирование и учет индивидуальных особенностей каждого выбирающего профессию;
г) медико-физиологическую – учет требований к здоровью и отдельным физиологическим качествам, необходимым для выполнения той или иной профессиональной деятельности.

Основными направлениями профессионального сопровождения в связи с выбором профессии являются:

а) профессиональное просвещение, построенное на популяризации совокупности знаний о социально-психологических и других аспектах выбираемой профессии; этой деятельностью охватывается весь контингент выбирающих профессию, поэтому качество работы данной системы определяет уровень информированности, а также способность выбирающих профессию оперировать информацией о мире профессий, учитывая условия правильного выбора, и осознавать ситуации выбора;
б) профессиональное консультирование, выполняющее справочно-информационную, диагностическую и формирующую цели.

Е.А. Климовым описаны наиболее часто встречающиеся ситуации профконсультационной практики.

1. Выбирающий профессию хорошо ориентируется в мире профессий, выбрал свою профессию в соответствии со своими интересами, склонностями, способностями, имеет представление о путях получения профессии и обращается в профконсультацию для подтверждения правильности своего выбора.

2. Выбирающий профессию имеет сразу несколько вариантов профессионального плана и не знает, какое учебное заведение предпочесть.

3. Конфликтная ситуация, когда профессиональный план вызывает разногласия либо внутренние (недооценка себя, завышенный уровень притязаний), либо внешние (конфликт с родителями, учителями).

4. Выбирающий профессию не имеет профессионального плана, не уверен в себе, однако проявляет выраженные склонности к определенному виду деятельности.

5. Выпускник не имеет ни четко выраженного профессионального плана, ни склонностей к какому-то виду деятельности.

Важную роль в психологическом сопровождении, связанном с профессиональным самоопределением, выполняет психологическая диагностика, имеющая целью изучение индивидуально-психологических особенностей как учащихся школ, так и тех, кто уже выбрал профессию и обучается в учреждениях профессионального образования. Профессиональная пригодность при этом диагностируется как изначально присущее человеку качество, которое подкрепляется интересами, способностями субъекта, его профессиональными намерениями. Наиболее распространенными психодиагностическими методиками, направленными на выявление общей профессиональной направленности, являются «Карта интересов», методика «Ценностные ориентации» Рокича, методика ДДО (дифференциально-диагностический опросник), опросник Холланда.

Профотбор – это система мероприятий, позволяющая выявить людей, которые по своим индивидуальным личностным качествам наиболее пригодны к обучению и дальнейшей профессиональной деятельности по определенной специальности. Основным компонентом профотбора является определение профессиональной пригодности. Профессиональная пригодность – это вероятностная характеристика, отражающая возможности человека по овладению какой-либо профессиональной деятельностью.

Основными структурными компонентами пригодности человека к работе являются (Л.Д. Столяренко):

а) гражданские качества (моральный облик, отношение к обществу); в некоторых профессиях недостаточное развитие именно этих качеств делает человека профессионально непригодным (учитель, воспитатель, судья, руководитель);
б) отношение к труду, к профессии, интересы, склонности к данной области труда, так называемая профессионально-трудовая направленность личности;
в) общая дееспособность – физическая и умственная (широта и глубина ума, самодисциплина, развитый самоконтроль, бескорыстная инициатива, активность);
г) единичные, частные, специальные способности, т.е. качества, необходимые в определенных видах деятельности (память на ароматы для кулинара, звуковысотный слух для музыканта, пространственное мышление для конструктора и т.п.); сами по себе эти качества не делают из человека аса, но необходимы в общей структуре профпригодности;
д) знания, навыки, опыт, выучка в данной профессиональной области.

В профотборе профессиональная пригодность может оцениваться по нескольким критериям:

  1. по медицинским показателям (внимание обращается на ряд противопоказаний, которые могут предопределить снижение надежности в работе и способствовать развитию заболеваний, связанных с профессиональной деятельностью);
  2. по данным образовательного ценза, конкурсным экзаменам (выделяют тех лиц, знания которых обеспечивают успешное овладение или выполнение данных профессиональных обязанностей);
  3. на основе психологического отбора (предназначен для выявления лиц, которые по своим способностям и индивидуальным психофизиологическим возможностям соответствуют требованиям, предъявляемым спецификой обучения и деятельности по конкретной специальности).

Этапы профессионального отбора. В процессе отбора можно выделить несколько этапов. Первый из них включает психологическое изучение профессии с целью выявления требований к человеку. При этом должна быть раскрыта внутренняя структура деятельности и дан не просто перечень психических процессов, которые необходимы для выполнения конкретной деятельности, а показана целостная картина их взаимосвязи. Информация о профессиональной деятельности может быть получена из разных источников, таких как изучение инструкций, документов, в которых регламентируется деятельность; наблюдение за деятельностью соответствующих специалистов; беседа со специалистами об особенностях профессии, фотографирование, киносъемка, хронометраж профессиональной деятельности. Информация о профессии обобщается в профессиограмме.

Второй этап отбора включает выбор психодиагностических методов исследования, в том числе тестов, в наибольшей степени характеризующих те психические процессы и профессиональные действия, в отношении которых надлежит оценивать профессиональную пригодность. К психодиагностическим методикам и тестам предъявляются следующие требования:

  1. прогностическая ценность методики – характеризует возможность методики, теста выявлять различия в психофизиологических функциях у лиц с разным уровнем профессиональной подготовленности;
  2. надежность методики – характеризует стабильность результатов, получаемых с ее помощью при повторных исследованиях одного и того же человека;
  3. дифференцированность и валидность методики – означает, что каждая методика должна оценивать строго определенную функцию психики человека и именно ту функцию, которую предполагается измерить, а не другую.

Третий этап отбора предполагает психологический прогноз успешности обучения и последующей деятельности на основе сопоставления сведений:

а) о требованиях профессии к человеку и полученных психодиагностических данных с акцентом на оценку личностных характеристик;
б) о возможности целенаправленного совершенствования и компенсации ПВК (с учетом времени, отводимого на обучение), а также вероятности адаптации к профессии, возможности появления экстремальных ситуаций и воздействий.

Профотбор в конкретной организации предполагает следующие основные этапы:

1) на предварительных этапах создания новой организации или подразделения необходимо провести планирование структуры организации, определить сам тип структуры и основные отношения организации и персонала;

2) на этапе проектирования организации определяются цели и результаты деятельности, связи с внешней средой; разделяются процессы (по стадиям, иерархическим уровням); группируются функции и выделяются основания для объединения отдельных этапов работ в более обобщенные цепочки; на основе этого формируется структура (конкретные подразделения и рабочие группы) организации;

3) осуществляется общая оценка потребности в персонале;

4) реализуется поиск и организация потока;

5) проводится работа с самими претендентами, предполагающая следующие подэтапы: на основании предварительного собеседования – сбор базы данных о претендентах, подготовка списка кандидатов на вакантные должности; сбор предварительной информации от кандидатов; проверка информации, полученной от кандидатов; тестирование кандидатов; при необходимости медицинское обследование; серия последовательных интервью со специалистами организации; окончательное решение о зачислении на работу (принимается либо решением руководства, либо специальной комиссией).

При оценке кандидатов возможны типичные ошибки, описанные Н.С. Пряжниковым: ошибка центральной тенденции (когда часть кандидатов оценивается средним баллом, т.е. всех подгоняют под «норму», хотя можно ожидать, что кто-то из кандидатов лучше, а кто-то хуже); ошибка снисходительности (когда большинство кандидатов оцениваются высоким баллом, что может привести к приему на работу неподходящих работников); ошибка завышенной требовательности (большинство получает очень низкие оценки, что приводит к отсеиванию потенциально пригодных работников); эффект ореола (когда интервьюер оценивает кандидата, ориентируясь лишь на какую-то одну, самую «главную», его характеристику, т.е. теряется комплексность оценки); ошибка контраста (когда средний кандидат оценивается высоко, если он идет после нескольких довольно слабых кандидатов, или, наоборот, оценивается низко, если идет после сильных кандидатов); стереотипизация в оценке (тенденция сравнивать кандидата со стереотипом «идеального работника», который у каждого свой и может сильно отличаться от реальных требований работы).

В ходе последующей профессионализации субъект труда, прошедший профотбор, адаптируется к условиям деятельности, коллективу, системе конкретных требований к нему как к работнику и личности. В среднем профессиональная адаптация длится примерно 1 – 1,5 года. В последующие годы, если процесс профессионализации идет прогрессивно, человек претендует на изменение своего должностного статуса в организации. Перед службой управления персоналом в связи с этим возникают следующие задачи:

а) изучение работника в целях продвижения по службе;
б) выяснение возможностей продвижения на другие виды работ;
в) определение уровня заработной платы и премий;
г) установление оснований при понижении в должности;
д) решение вопроса о прекращении трудового договора в связи с увольнением или выходом на пенсию;
е) принятие решения о зачислении в штат и др. Данные задачи решаются в процессе профаттестации.

Аттестация – это специальный вид оценивания работника и реально выполненных им работ, направленный на выявление уровня квалификации в целях определения степени эффективности. Аттестация выполняет следующие функции: служит основанием для принятия административных решений по управлению персоналом; информирует сотрудников об относительном уровне их работы; является средством мотивации поведения работников.

Оценка работников по основным параметрам деятельности может быть комплексной, локальной, пролонгированной, экспрессивной (О.Л. Разумовская).

Комплексная оценка – наиболее сложный вид оценки, адресуемый деятельности в целом, складывающийся из исследования выполнения отдельных функций. Цель комплексной оценки состоит в получении общего впечатления о деятельности работника.

Локальное оценивание производится на основании результатов выполнения какой-либо одной функции или даже ее части. Констатируется выполнение или невыполнение функции и устанавливаются причины.

Пролонгированная оценка осуществляется на основе изучения длительного периода трудовой деятельности в форме анализа отдельных документов, мнений и представлений людей о прошлой и текущей деятельности. Определяется проекция прошлой деятельности на деятельность настоящую, выясняются совпадающие и различающиеся компоненты. Выявленные совпадения являются информативным материалом, позволяющим составить мнение о стабильных и динамических характеристиках деятельности.

Экспрессивное оценивание относится к анализу текущей деятельности. Трудности данного вида оценки заключаются в необходимости преодолевать эффекты непосредственного наблюдения и включения в деятельность, проявляющиеся во влиянии эмоционально окрашенных отношений.

В ходе аттестации применяются такие приемы получения информации о работнике, как изучение письменных источников, собеседование, изучение работника в искусственно созданных условиях или ситуациях, изучение кандидата в период временного исполнения должности, экспертные оценки и др.