Меню Рубрики

Угольные разрезы в поселке молодежный. Угольный разрез «Молодёжный

Если говорить честно, я понятия не имел, как и чем сейчас живёт Казахстан и то, что я увидел вызвало у меня двоякие ощущения. Так вышло, что я прилетел в Астану раньше ребят на день и решил не брать в руки фотоаппарат, а просто погулять по столице, проникнуться местной атмосферой. Я прошёл пешком пол города и везде меня встречали чистые улицы, улыбающиеся люди красивые здания, фонтаны, памятники и тд. Мне было приятно гулять по столице Казахстана. К примеру, в России гулять по улицам с удовольствием у меня получалось только в двух городах - в Казани и в Питере.
Астана - столица, она обязана быть красивой. Обратную картину я по привычке ожидал увидеть в периферии - Караганде и тем более уж в рядовом колхозе, куда нам волею случая довелось заглянуть. Но и там я не увидел поваленных заборов, разрушенных коровников и алкоголиков с бутылкой спирта на улице. Что касается Караганды, то она мне напомнила наш шахтёрский городок Прокопьевск (Кузбасс), только чуть лучше облагороженный, что тоже хорошо.
Меня не покидало чувство, что нас обманывают, нас возят специально по тем местам, где все хорошо, а жести не показывают, но сомнения развеивали люди на производствах, с которыми мы общались. Люди были довольны своей работой, рассказывали нам, что государство им помогает.
С одной стороны, я был рад, что в Казахстане всё хорошо и люди живут с уверенностью в своём будущем. С другой - мне обидно, что у нас в России обстановка слегка плачевнее. Наверное, не стоит даже объяснять, в чём заключается эта плачевность. Я знаю, что ЖЖ в Казахстане заблокирован, но вдруг кто-то оттуда читает меня через анонимайзер или еще как-то, скажите - нас обманули, зазомбировали и в Казахстане всё плохо? Или всё так, как я описал? :)

Но вернёмся к угольному разрезу и БелАЗам, которые по нему ездят. Разрез «Молодёжный» - крупнейшее угледобывающее предприятие Карагандинского района. На данный момент на нём добывают 7 000 000 тонн угля в год.

3. Теперь здесь огромный карьер, где уже 30 лет добывают уголь круглые сутки.. Говорят, что угля хватит еще лет на 50.

Угленосная свита месторождения включает три пласта угля суммарной мощностью 44,5 м. Угли пластов высокозольные (свыше 40 % золы), труднообогатимые, теплота сгорания сравнительно невысокая. Основная часть продукции поставляется на энергетические станции, входящие в состав группы Казахмыс.
4. Кстати, вопрос знатокам, высокозольные угли - это ведь угли низкого качества, сжигание которых вредит атмосфере несколько больше, чем сжигание угля с низким показателем зольности? Или сегодня умеют обогащать / фильтровать / сжигать такой уголь без вреда?

5. Проектная мощность разреза 10 000 000 тонн в год

6. Для перевозки угля / породы используются БелАЗы грузоподъемностью до 130 тонн

7. Экскаваторы используются тоже немаленькие. Например, этот ковшом может за раз загрести до 12 тонн породы / угля

9. Человек на фоне выглядит крошечным

10. В кабине

12. Погрузка

13. Детальная разведка месторождения Борлы была проведена Гапеевской экспедицией в 1979 - 1981 годы. Были выявлены три угольных горизонта со средней мощностью пластов 8,8; 22,3 и 26,6 м и угленасыщенностью соответственно 25, 65 и 65%. Средний коэффициент вскрыши составляет 2,0 м3/т. Максимальная глубина залегания пластов составляет 225 м. Угли труднообогатимые с зольностью от 39 до 47%, пригодные к использованию только в качестве энергетического топлива.

14. Сегодня коллектив разреза «Молодежный» состоит из 1150 человек, включая работников социальной сферы. Работают вахтовым способом через 5 дней. Рабочая смена - 11 часов. Около 70 процентов работников - местные, из поселка «Молодежный» и окрестных сел, а 30 процентов приезжают из Караганды и других отдаленных мест. Средняя заработная плата - около 44 тысяч тенге, а машинисты экскаваторов, водители автосамосвалов получают 90 - 100 тысяч тенге. Рассматривается вопрос об увеличении средней зарплаты до 50 тысяч тенге.

18. Экскаватор питается от 6 кВ кабеля

19. Ковш

20. По технологическим дорогам в разрезе постоянно курсируют поливалки, но в жару поливалки не справляются и все равно стоит пыль

21. В кабине БелАЗа, как в кабине любого другого грузовика

22. Отправляемся на разгрузку

23. В день БелАЗисты делают примерно по 35 рейсов

26. Уголь

27. Водитель вахтовки

28. На разрезе также работают шагающие экскаваторы, производительность которых выше, чем у обычных

29. С виду это 5-этажный дом со стрелой

30. Пётр и экскаватор

31. Дмитрий и ковш

Каменноугольное месторождение Борлы расположено в степях Осакаровского района Карагандинской области в 116 километрах от Караганды. Открыто оно давно, еще в конце XIX века. С 1896 года началась в небольших объемах его разработка сначала русским купцом Деровым, затем Управлением Южно-Сибирской железной дороги, в начале 30-х годов - стационарной геологоразведочной партией, и позднее, вплоть до 1949 года - совхозами. Всего из карьера было добыто около 10 тысяч тонн угля.

В начале 80-ых годов по инициативе генерального директора производственного объединения «Карагандауголь» Н.А.Дрижда институтом «Карагандагипрошахт» были сделаны проектные проработки (главный инженер проекта Р.И.Ридель) по увеличению добычи энер-гетического угля открытым способом. При этом рассматривались варианты строительства угольных разрезов на буроугольных мес¬торождениях Верхне-Сокурском и Дубовском, и каменноугольном - Борлы. Несмотря на довольно низкое качество угля, предпочтение было отдано месторождению Борлы, где горно-геологические условия и зна¬чительные запасы позволяли построить карьер большой мощности. Кроме того, месторождение Борлы располагается в освоенном районе, где уже действовал разрез «Куу-Чекинский», были проложены подъездные дороги, построен благо¬устроенный рабочий поселок.
Детальная разведка месторождения Борлы была проведена Гапеевской экспедицией в 1979 - 1981 годы. Были выявлены три угольных горизонта со средней мощностью пластов 8,8; 22,3 и 26,6 м и угленасыщенностью соответственно 25, 65 и 65%. Средний коэффициент вскры¬ши составляет 2,0 м3/т. Максимальная глубина залегания пластов составляет 225 м. Угли труднообогатимые с зольностью от 39 до 47%, пригодные к использованию только в качестве энергетического топлива.
Балансовые запасы угля месторождения Борлы составляли свыше 450 млн. тонн, из них категории А+В - 360 млн. тонн.
По предварительной раскройке, выполненной институтом «Карагандагипрошахт», на место¬рождении возможно строительство угольного разреза мощностью 10 млн. тонн в год. Строительство его первой очереди, названной разрезом «Молодежный», на мощность 5 млн. тонн в год, было начато в конце 1980 года одновременно с проводимой детальной разведкой.
4 февраля 1980 года машинист экскаватора А.Л.Курин вынул и отгрузил первый ковш угля. Этот день считается началом работы разведочно-эксплуатационного участка «Борлы» разреза «Куу-Чекинский». А уже 1 апреля 1980 года на базе этого участка образован угольный разрез «Молодежный», как самостоятельное предприятие, входящее в состав ПО «Карагандауголь». Первым директором разреза «Молодежный» был назначен Г.Х.Цой, главным инженером – И.Л.Зиньковский. Прошло уже немало времени с тех первых дней и месяцев. Но и сегодня здесь продолжают трудиться первостроители разреза. Это машинист буровой установки И.В.Васильев, водитель автомобиля БелАЗ И.Ф.Петерс. Первыми инженерно-техническими работниками участка и разреза были Г.Х.Цой – куратор от ПО «Карагандауголь», Д.М.Омаров - заместитель директора по производству, С.Б.Уразалинов – начальник участка.
Уже в самом первом 1980-м году было добыто 2 миллиона тонн угля. Помимо самого разреза «Молодежный» в сжатые сроки был построен жилой поселок, железная дорога, станция «Борлы», электроподстанция, угольный склад, приемные бункера, очистные сооружения и пр. Проектную мощность разрез освоил в 1988 году, когда было добыто 5011,5 тыс. тонн. Среднемесячная производительность труда рабочего по добыче – 730 тонн. Коэффициент вскрыши – 2,34 м3/т. Зольность добытого угля – 45,1%.
Для дальнейшего поддержания мощности на достигнутом уров¬не в 1991 году был выполнен проект вскрытия и подготовки гори¬зонта +330 м, которым предусматривалось завершение строительства железнодорожного вскрышного комплекса. В перспективе возмож-но расширение разреза до 10 млн. тонн в год.
С начала эксплуатации месторождения «Борлы» здесь добыто более 119 млн. тонн энергетического угля, при этом извлечено и отправлено в отвалы около 200 млн. кубометров вскрышной породы. Коэффициент вскрыши составил – 1,7.
С 1 июля 1997 года разрез «Молодежный» вошел в состав ГАООТ «Борлы» под управлением АО «Корпорация Казахмыс». В настоящее время разрез является структурным подразделением угольного департамента «Борлы» филиала ТОО «Корпорация Казахмыс». С приходом нового инвестора началось обновление техники. И это дало результаты. Если в первый год было добыто 3,7 млн. тонн угля, то в 2005 году добыча угля составила уже 5,7 млн. тонн. С углублением горных работ неизбежно растет и коэффициент вскрыши, значительно возросли объемы вскрышных работ.
Сегодня на разрезе используются современная технология и техника. Для транспортировки угля, породы вскрыши применяются карьерные автосамосвалы САТ-777D производства США, а также белорусские - БелАЗ-7555Д. и БелАЗ-75131. Уже получена и собрана мощной буровой установки ДМЛ канадской фирмы «Ингерсон», которая позволяет бурить на глубину до 50 метров. Осваивать новую буровую установку поручено машинисту с 25-летним стажем Петру Ивановичу Жуку. Он вместе с представителями фирмы «Майнинг Салюшинс» участвовал в сборке буровой установки. Инвестиционной программой 2007 года предусмотрено также приобретение одиннадцатикубового экскаватора ВОNN-16007 (Китай) с обратной лопатой. Также приобретен 40-тонный автокран СКАТ на базе КамАЗа и 3 автобуса для перевозки рабочих. До конца 2007 года на разрез будут поставлены мощный бульдозер Т-35, погрузчик, седельный тягач КамАЗ, вахтовый автомобиль, топливозаправщик и зарядная машина. Применение новой техники позволяет из года в год увеличивать производительность труда рабочего разреза. Если в 1997 году среднемесячная производительность труда рабочего составляла 213,2 тонны, то в 2006 году – 571 тонну. Производительность труда выросла в 2,7 раза.

Сегодня коллектив разреза «Молодежный» работает устойчиво и высокопроизводительно. Коллектив общей численностью 1150 человек, включая работников социальной сферы, добудет 7 миллионов тонн угля, объем вскрышных работ составит 13 млн. кубометров. Текучесть кадров небольшая. Работают вахтовым способом через 5 дней. Рабочая смена – 11 часов. Около 70 процентов работников – местные, из поселка «Молодежный» и окрестных сел, а 30 процентов приезжают из Караганды и других отдаленных мест. Средняя заработная плата – около 44 тысяч, а машинисты экскаваторов, водители автосамосвалов получают 90 - 100 тысяч тенге. Рассматривается вопрос об увеличении средней зарплаты до 50 тысяч тенге. Современные подходы ведения горных работ, техническое перевооружение, высокий уровень организации производства – все это создают основу для высокопроизводительного труда горняков разреза, дальнейшего увеличения добычи угля до 8 миллионов тонн в год.
Главным богатством разреза «Молодежный», как впрочем, и на других предприятиях, являются люди. На участке «Техкомплекс» трудится Николай Петрович Сущик - машинист экскаватора ЭКГ-5. Его отец – участник Великой Отечественной войны, работал начальником участка на шахте №20-бис в Караганде, затем горным мастером на Федоровском разрезе, а с 1957 года – в Куу-Чеку. Петр Сущик – один из первостроителей Куу-Чекинского разреза. А его дети стали первостроителями разреза «Молодежный». Его сын Николай Петрович Сущик сегодня отгружает уголь в железнодорожные вагоны. На «Молодежном» он трудится с мая 1980 года, вот уже 27 лет. Сейчас работает в паре с сыном Виталием, машинистом экскаватора с 1996 года. Он в одну смену, а сын – в другую. 22 года изо дня в день отгружает Николай Петрович уголь в вагоны, работая на одном и том же экскаваторе. Работа пыльная, но старенький экскаватор на удивление сверкает чистотой. Чувствуется любовь отца и сына к этой машине. Можно только любоваться виртуозной работой Николая Петровича. Ни одного лишнего движения. Он чувствует машину, а она его. За его плечами большая, наполненная трудовыми свершениями, жизнь. Он – полный кавалер знака «Шахтерская слава», а это о многом говорит. Семейство Сущик известно в Молодежном. Его, ныне покойный, старший брат Петр Петрович Сущик, тоже был машинистом экскаватора, работал с 1979 года сначала в Куу-Чекинском разрезе, а затем - в Борлах. Он – полный кавалер знака «Шахтерская слава». Его два сына – Дмитрий и Валерий Сущики уже многие годы трудятся машинистами экскаватора на разрезе «Молодежный». Вот такая замечательная династия Сущиков трудится на разрезе «Молодежный». Хороших экскаваторщиков здесь немало. Это - Виктор Васильевич Скилов и Игорь Александрович Курин, машинисты экскаватора 6-го разряда, полные кавалеры знака «Шахтерская слава», машинисты экскаватора Владимир Михайлович Захаров, Александр Оскарович Лерх, Анатолий Уренев, Владислав Ригерт, Болат Рахимов и другие.
В разрезе мы увидели красивые и могучие автосамосвалы БелАЗ-75131 грузоподъемностью 131 тонна. Первыми освоила эти желто-оранжевые гигантские машины бригады Сергея Синельникова и Николая Петерса. Помимо бригадиров в них входят многоопытные водители Владимир Атайкин, Алексей Хайбулин, Виктор Рассказов Алексей Богатенко, Василий Ган и Дмитрий Шилов. Мы познакомились с водителем БелАЗ-75131 Алексеем Алексеевичем Богатенко. На этом БелАЗе он работает всего 5 дней. А до того 9 лет трудился на 40-тонном автосамосвале. Алексей Алексеевич похвалил новую машину: «Она, несмотря на большие габариты, очень удобная, комфортная, легкая в управлении». За смену он совершает около 35 рейсов, каждый раз перевозит около ста тонн. С 1993 года на разрезе трудится водитель Владимир Сергеевич Атайкин. Он уроженец поселка «Молодежный». Как говорится, где родился, там и пригодился. Ранее он работал на 75-тонном БелАЗе, затем американским 90-тонном «КАТ-777», и вот теперь самой мощной машиной БелАЗ-75131. Он неизменно выполняет и перевыполняет плановые задания по перевозке грузов, награжден знаками «Шахтерская слава» 2-й и 3-й степеней. С 1998 года в одном и том же составе трудится бригада экипажа Сергея Синельникова. Последние полтора года они работают на американских «Катерпиллерах». Высококлассными водителями славится разрез «Молодежный». Это Сергей Иванович Третьяков, Владимир Николаевич Журавель, Иван Демьянович Елак, Николай Францевич Петерс, Толеген Балташевич Кульбаев, Дюйсенбек Каблжанович Шалбарбаев и многие другие. Большой коллектив автомобилистов возглавляет начальник технологической колонны горно-транспортного цеха Тимур Кудегаевич Панарин.
Известны своим высокопроизводительным трудом машинист буровой установки Николай Алексеевич Васильев, машинисты бульдозера Бауржан Накишевич Лукпанов и Михаил Алексеевич Баркалов, взрывник Калден Мухтаров, наладчики КИПиА Юрий Алексеевич Бегеев и Николай Николаевич Овдиенко, слесари по ремонту горного оборудования Борис Егорович Ломаев, Семен Михайлович Есев, Виктор Алексеевич Широков, Багланбек Нурмухаметов, электрослесарь по ремонту горного оборудования Анатолий Иванович Норенко, электрогазосварщики Валерий Викторович Емашев и Михаил Михайлович Лубочкин, слесари по ремонту автомобилей Николай Павлович Стрекач и Владимир Алексеевич Морозов и многие другие.
На разрезе сложилась сильная управленческая команда во главе с директором Иосифом Леонтьевичем Зиньковским и главным инженером Михаилом Ивановичем Колменцевым которые здесь трудятся уже более двадцати лет. В эту команду входит главный технолог Иван Иванович Гладышев. Он окончил Карагандинский политехнический институт по специальности «Разработка месторождений полезных ископаемых открытым способом». Дипломный проект писал по проектированию горных работ на Борлинском месторождении угля. По окончании вуза работал инженером Госстандарта, горным мастером на проходке капитальных горных выработок большого сечения в Кировском ШСУ в Караганде, а с 1989 года – на разрезе»Молодежный».Здесь он работал мастером горного участка, инженером по технике безопасности, а в последние годы – главным технологом. Он с увлечением рассказывает об обновлении в последние годы на разрезе горного оборудования, о мерах по повышению качества контроля добытого угля, о дренаже, развитии технологии в связи с углублением горных работ и пр. А еще он страстный охотник и рыбак. «Для охотников, рыбаков, грибников и ягодников здесь просто рай», – убежденно утверждает он.
Главного энергетика Виктора Яковлевича Бычкова здесь уважают не только как замечательного специалиста, но и как прошедшего боевую закалку участника войны в Афганистане. На разрезе «Молодежный» он трудится с 1986 года. Тринадцать лет возглавлял энергомеханический участок, а с 2002 года – главный энергетик. Имеет боевые награды, а на разрезе его труд отмечен знаками «Шахтерская слава» 2-й и 3-й степеней.
Начальник участка «Горный» Иван Вениаминович Ригерт окончил Целиноградский инженерно-строительный институт. На разрезе «Молодежный» трудится с 1983 года. Начинал горным мастером дренажных работ, перешел на горный участок. С 1989 года – горный мастер, зам. начальника участка, и.о. начальника участка, начальник участка. Участок под его руководством работает устойчиво, без срывов, ежегодно наращивает добычу угля. Он – Почетный работник угольной промышленности Казахстана. Награжден знаком «Шахтерская слава» 3-й степени.
Одним из первостроителей разреза «Молодежный» является и главный маркшейдер Надежда Александровна Шеховцова. Она окончила Карагандинский горный техникум. С 1972 года работала на Куу-Чекинском разрезе, и с 1983 года – на «Молодежном». Многие годы работала участковым маркшейдером, а с 2001 года – главным маркшейдером. В последние годы добыча угля разрезом возросла, еще более возросли вскрышные работы. На помощь маркшейдерам пришла новая техника. Для них приобретены два теодолита «Дельта», компьютер. Все начинается с плана горных работ. И главному маркшейдеру Надежде Александровне Шеховцовой приходится постоянно изыскивать пути, как обеспечить дальнейшее развитие разреза без существенного роста коэффициента вскрыши. Она с небольшим коллективом маркшейдерского отдела вносит свою лепту в трудовые достижения разреза. Ее профессиональный труд высоко ценят горняки. Она награждена знаком «Шахтерская слава» 3-й степени.
Успешная работа горняков разреза позволяет выделять немалые средства на социальные программы. Этими вопросами каждый день занимается председатель профсоюзного комитета Нурлан Кайдашевич Сулейменов. Он многие годы работал горным мастером, зам. начальника добычного участка, начальником смены. А теперь ему доверили социальный участок. Администрация разреза обеспечивает поселок «Молодежный» теплом, водой, электричеством. Работники разреза платят за коммунальные услуги лишь около половины фактических затрат. Общежития, столовая, медпункт, спортивный комплекс с плавательным бассейном, детский садик, комбинат коммунальных предприятий, который оказывает широкий спектр услуг населению микрорайона «Шахтерский» поселка «Молодежный» - все это находится на балансе угольного разреза. Работники разреза «Молодежный» по льготным путевкам лечатся в санаториях в Минводах и Железноводске, отдыхают в домах отдыха «Шахтер» в горах Каркаралы, «Ак-Булак» в Алматы и «Лучезарный» на юге Украины. Сердечно отмечают свой профессиональный праздник День шахтера горняки разреза в спорткомплексе в поселке «Молодежный». По колдоговору профсоюзной организации с администрацией работники разреза имеют немало различных льгот.
Коллектив горняков разреза «Молодежный» уверенно смотрит в завтрашний день. Порукой тому являются большие запасы энергетического угля, который здесь добывается с использованием высокопроизводительной техники самым дешевым открытым способом.

July 20th, 2013 , 06:00 pm

Разрез «Молодёжный» - крупнейшее угледобывающее предприятие Карагандинского района. На данный момент на нём добывают 7 000 000 тонн угля в год.

Когда-то здесь была степь и ничто не предвещало беды

Теперь здесь огромный карьер, где уже 30 лет добывают уголь круглые сутки. Говорят, что угля хватит еще лет на 50.

Угленосная свита месторождения включает три пласта угля суммарной мощностью 44,5 м. Угли пластов высокозольные (свыше 40% золы), труднообогатимые, теплота сгорания сравнительно невысокая. Основная часть продукции поставляется на энергетические станции, входящие в состав группы Казахмыс.

Проектная мощность разреза - 10 000 000 тонн в год

Для перевозки угля используются БелАЗы грузоподъемностью до 130 тонн

Экскаваторы используются тоже немаленькие. Например, этот ковшом может за раз загрести до 12 тонн угля

Человек на фоне выглядит крошечным

Погрузка

Детальная разведка месторождения Борлы была проведена Гапеевской экспедицией в 1979-1981 годы. Были выявлены три угольных горизонта со средней мощностью пластов 8,8; 22,3 и 26,6 м и угленасыщенностью соответственно 25, 65 и 65%. Средний коэффициент вскрыши составляет 2,0 м 3 /т. Максимальная глубина залегания пластов составляет 225 м. Угли труднообогатимые с зольностью от 39 до 47%, пригодные к использованию только в качестве энергетического топлива.

Сегодня коллектив разреза «Молодежный» состоит из 1150 человек, включая работников социальной сферы. Работают вахтовым способом через 5 дней. Рабочая смена - 11 часов. Около 70 процентов работников - местные, из поселка «Молодежный» и окрестных сел, а 30 процентов приезжают из Караганды и других отдаленных мест. Средняя заработная плата - около 44 тысяч тенге, а машинисты экскаваторов, водители автосамосвалов получают 90-100 тысяч тенге. Рассматривается вопрос об увеличении средней зарплаты до 50 тысяч тенге.

Экскаватор питается от 6 кВ кабеля

По технологическим дорогам в разрезе постоянно курсируют поливалки, но в жару поливалки не справляются и все равно стоит пыль

В кабине БелАЗа, как в кабине любого другого грузовика

Отправляемся на разгрузку

В день БелАЗисты делают примерно по 35 рейсов

Водитель вахтовки

На разрезе также работают шагающие экскаваторы, производительность которых выше, чем у обычных

С виду это 5-этажный дом со стрелой

Пётр и экскаватор

Дмитрий и ковш

Внутри экскаватора

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Сырьевая база угольной промышленности Центрального Казахстана

На государственном балансе по состоянию на 01.01.2004 г. числится 127 месторождений угля с общими запасами 30, 136 млрд. т., из них 23,871 млрд. т. утверждены по категориям А+В+С 1 и С 2. Разведанные запасы сосредоточены в Карагандинском, Экибастузском и Майкубенском бассейнах, а также на месторождениях Шубарколь, Кушокы, Борлы, Самарское, Завьяловское, Жалын, Киякты. Из числящихся на балансе месторождений находятся в отработке 32, 95 месторождений - свободно от недропользования.

1.1 Карагандинская область

Карагандинский угольный бассейнявляется уникальным по качеству и запасам коксующихся и бурых углей. Бассейн расположен в пределах центральной части одноименного синклинория и вытянут в широтном направлении на 120 км, ширина 30-60 км, площадь 3000 км 2. Каменноугольные отложения приурочены к трем синклиналям - Карагандинской, Верхнесокурской и Шерубайнуринской, разделенным Майкудукским и Алабасским поднятиями. Общие запасы, числящиеся на балансе, составляют 7,977 млрд. т., в том числе балансовые запасы категорий А+В+С 1 - 7,191 млрд. т., С 2 - 785,9 млн. т. и 3,772 млрд. т. забалансовые. Запасы каменных углей разведаны до глубины 600 м, на отдельных площадях - до 800-1200 м.

Рисунок 1. Карта карагандинского угольного бассейна.

Угли карагандинской свиты на большей части бассейна относятся к коксовым, частично к коксовым жирным и относительно-спекающимся. Угли долинской и тентекской свит газовые, жирные и газовые. Юрские угли бассейна принадлежат к бурым углям.

Все карбоновые угли бассейна относятся к гумусовым с хорошо выраженнойполосчатостью, обусловленной чередованием блестящих и матовых разностей.

Средние показатели качества рядового товарного угля: влажность - 8-10%, зольность - 30%, содержание серы - 0,9-1,0%, удельная теплота сгорания - 21 МДж/кг. Бурые угли юрского возраста относятся также к гумусовым, сложены преимущественно полублестящими и блестящими линотипами, имеют в среднем: влажность - 16%, зольность - 25%, содержание серы - 0,6-1,0%.

В бассейне эксплуатируются 8 шахт, принадлежащие Угольному Департаменту ОАО «Испат-Кармет», 6 шахт - отечественным инвесторам и несколько мелких карьеров. Объем добычи по шахтам ОАО «Испат-Кармет» составил: в 2003 году - 10866 тыс. т. Суммарный объем добычи по остальным предприятиям составляет 600-700 тыс. т. ежегодно, в том числе коксующихся углей 569 тыс. т. По состоянию на 01.01.2004 года на балансе действующих предприятий числится 1558,2 млн. т. угля. Эти запасы обеспечивают стабильную работу предприятий при ежегодных объемах добычи на уровне 10-11 млн. т. на 150 лет. Кроме того, числятся на балансе запасы по неэксплуатируемым участкам по категориям А+В+С 1 в количестве 5429,3 млн. т. и по С 2 - 784,9 млн. т.

В западной части Карагандинского синклинория, в 70-90 км от г. Караганды, находятся Самарское и Завьяловское месторождения, которые не отрабатываются и стоят в резерве. По качеству угли Самарского месторождения близки к карагандинским. Содержание серы в углях карагандинской свиты колеблется в пределах 1,5-2,5%, в углях долинской - 2-3%. Содержание фосфора не превышает 0,1%. Коксуемость углей хорошая. Месторождение характеризуется благоприятными горно-геологическими условиями отработки. Общие запасы углей Самарского месторождения до глубины 1800 м оцениваются в 1305 млн. т., в том числе разведанные и учтенные государственным балансом 307,8 млн. т. Все запасы углей пригодны для коксования. Аналогичными качественными и горно-геологическими условиями отработки характеризуются угли Завьяловского месторождения. Однако пласты месторождения менее выдержаны по мощности и простиранию. Из выявленных разведкой 34 угольных пластов только 5 имеют рабочую мощность от 0,7 до 3,3 м.

Запасы углей Завьяловского месторождения до глубины 1500 м оцениваются в 522 млн. т, государственным балансом учтены 339,3 млн. т, значительная часть которых пригодна для коксования.

В северо-восточной части области находятся два месторождения - Кушокы и Борлы, расположенные соответственно в 55 и 116 км от областного центра. Они характеризуются сходным геологическим строением и условиями залегания угольных пластов. Они сложены карбонатными отложениями фаменского, турнейского и визейского ярусов.

Угленосность на месторождениях связана с отложениями карагандинской и ашлярикской свит. Всего на месторождениях насчитывается до 13 угольных пластов суммарной мощностью 75 м на Борлах и 49 м на месторождении Кушокы.

По качеству угли каменные, гумусовые. Сложены матовыми и полуматовыми разностями. Угли пластов малосернистые и малофосфористые. Угли по качеству близки к экибастузским и используются только как энергетические.

Кроме вышеуказанных месторождений, в Карагандинской области разведаны и числятся на балансе запасы месторождений Жалын и Киякты.

2 . Общие сведения о месторождении

2 .1 Месторождение « Борлы »

Каменноугольное месторождение «Борлы» расположено в степях Осакаровского района Карагандинской области в 116 километрах от Караганды. Разрез является структурным подразделением УД «Борлы», входяшего в состав корпорации «Казахмыс». Месторождения характеризуются благоприятными горно-геологическими условиями. Балансовые запасы на месторождении Борлы составляют 408,8 млн. т., большая часть из которых находятся в проектных контурах отработки. Достигнутая производительность разреза в 2003 году составила 5,17 млн. т., обеспеченность запасами промышленных категорий 70 лет.

Обеспеченность запасами в контурах действующего кушокинского разреза незначительна - 27,5 млн. т, срок службы не превышает 10 лет. Его можно продлить за счет ввода в эксплуатацию резервных участков №3-5, по которым числятся балансовые запасы углей в количестве 84,4 млн. т. и забалансовые - 146,9 млн. т. Кроме того, на площади месторождения имеются забалансовые запасы угольных пластов в количестве 417,0 млн. т.

На разрезе добываются энергетические угли со средней зольностью по месторождению - 46%, показатель теплотворности - 3472 ккал/кг нат. топлива.

В месторождение «Борлы» входит два разреза - «Молодежный» и «Куучекинский». Месторождение, на котором добывается энергетический уголь, разрабатывается с 1984 года. Проектная мощность более крупного разреза «Молодежный» - 10 млн тонн угля в год. В 1997 - начале 1998 года управляющая компания Samsung довела добычу угля на месторождении до 6 млн тонн.

2 .2 История освоения месторождения « Борлы »

Открыто месторождение еще в конце XIX века. С 1896 года началась в небольших объемах его разработка сначала русским купцом Деровым, затем Управлением Южно-Сибирской железной дороги, в начале 30-х годов - стационарной геологоразведочной партией, и позднее, вплоть до 1949 года - совхозами. Всего из карьера было добыто около 10 тысяч тонн угля.

В начале 80-ых годов по инициативе генерального директора производственного объединения «Карагандауголь» Н.А. Дрижда институтом «Карагандагипрошахт» были сделаны проектные проработки (главный инженер проекта Р.И. Ридель) по увеличению добычи энергетического угля открытым способом. При этом рассматривались варианты строительства угольных разрезов на буроугольных месторождениях Верхне-Сокурском и Дубовском, и каменноугольном - Борлы. Несмотря на довольно низкое качество угля, предпочтение было отдано месторождению Борлы, где горно-геологические условия и значительные запасы позволяли построить карьер большой мощности. Кроме того, месторождение Борлы располагается в освоенном районе, где уже действовал разрез «Куу-Чекинский», были проложены подъездные дороги, построен благоустроенный рабочий поселок.

Детальная разведка месторождения «Борлы» была проведена Гапеевской экспедицией в 1979-1981 годы. Были выявлены три угольных горизонта со средней мощностью пластов 8,8; 22,3 и 26,6 м и угленасыщенностью соответственно 25, 65 и 65%. Средний коэффициент вскрыши составляет 2,0 мі/т. Максимальная глубина залегания пластов составляет 225 м. Угли труднообогатимые с зольностью от 39 до 47% пригодные к использованию только в качестве энергетического топлива.
Балансовые запасы угля месторождения «Борлы» составляли свыше 450 млн. тонн.

4 февраля 1980 года машинист экскаватора А.Л. Курин вынул и отгрузил первый ковш угля. Этот день считается началом работы разведочно-эксплуатационного участка «Борлы». С начала эксплуатации месторождения «Борлы» здесь добыто более 119 млн. тонн энергетического угля, при этом извлечено и отправлено в отвалы около 200 млн. кубометров вскрышной породы. Коэффициент вскрыши составил - 1,7.

2 .3 Исторические сведения о разрезе « Молодежный » месторождения « Борлы »

По предварительной раскройке 1979-1981 годов, выполненной институтом «Карагандагипрошахт», на месторождении возможно строительство угольного разреза мощностью 10 млн. тонн в год. Строительство его первой очереди, названной разрезом «Молодежный», на мощность 5 млн. тонн в год, было начато в конце 1980 года одновременно с проводимой детальной разведкой.

1 апреля 1980 года на базе месторождения «Борлы» образован угольный разрез «Молодежный», как самостоятельное предприятие, входящее в состав ПО «Карагандауголь». Первым директором разреза «Молодежный» был назначен Г.Х. Цой, главным инженером - И.Л. Зиньковский.

Уже в 1981-м году было добыто 2 миллиона тонн угля. Помимо самого разреза «Молодежный» в сжатые сроки был построен жилой поселок, железная дорога, станция «Борлы», электроподстанция, угольный склад, приемные бункера, очистные сооружения и пр. Проектную мощность разрез освоил в 1988 году, когда было добыто 5011,5 тыс. тонн. Среднемесячная производительность труда рабочего по добыче - 730 тонн. Коэффициент вскрыши - 2,34 мі/т. Зольность добытого угля - 45,1%.

В 1991 году для дальнейшего поддержания мощности на достигнутом уровне был выполнен проект вскрытия и подготовки горизонта +330 м, которым предусматривалось завершение строительства железнодорожного вскрышного комплекса. В перспективе возможно расширение разреза до 10 млн. тонн в год.

С 1 июля 1997 года разрез «Молодежный» вошел в состав ГАООТ «Борлы» под управлением АО «Корпорация Казахмыс». Объемы добычи угля в 2010 году составили 1 232 тыс. тонн.

2 .4 Общие сведения о разрезе « Молодежный »

Бассейн расположен в широтной, вытянутой впадине, заполненной триасово-юрским, и перекрытой кайнозойскими отложениями. Триасово-юрские отложения представлены грубообломочными породами, песчаниками, алевритами, углями и аргиллитами, расчленёнными на свиты: ащыкольскую (мощность 200-750 м), талдыкольскую (170-340 м), шоптыкольскую (260-290 м), жиренкольскую (до 100 м). Угленосные отложения образуют крупную синклинальную структуру, вытянутую в широтном направлении на 70 км, при максимальной ширине 20 км, осложнённую двумя системами разрывных нарушений и рядом складок второго и третьего порядков.

Залегание угольных пластов пологое (3-5°, полого погружаются в северном направлении), в местах осложнения до 10°. Основная угленосность связана с отложениями шоптыкольской и жиренкольской свит (горизонты II-III и I-III, пласты Ж-1 и Ж-2), мощность пластов 2 - 48 м, средняя - 5-12,5 м. Общий коэффициент угленосности 6,5%, промышленный - 4,5%. Угли Шоптыкольское месторождение разрабатывают с 1934. Добыча 0,19 млн. т (1984). Уголь используется предприятиями Минцветмета CCCP и совхозами Павлодарской области. На месторождении освоен участок для строительства углеразреза на 20 млн. т в год.

В таблице 1 представлены основные показатели добываемого угля на разрезе «Молодежный» месторождения «Борлы».

Таблица 1. Показатели Разрез «Молодежный»

Класс, мм

Зольность(средняя), %

Влага (предельная), %

Сера (предельная), %

Теплота сгорания(средняя), ккал/кг

Выход летучих веществ, %

Толщина пластического слоя, мм

Пластометрическая усадка, мм

Коэффициент размолоспособности

Температура плавления золы, С

Химический состав золы, %

2.5 Применяемое оборудование

В настоящее время разрез является структурным подразделением угольного департамента «Борлы» филиала ТОО «Корпорация Казахмыс». С приходом нового инвестора началось обновление техники. И это дало результаты. Если в первый год было добыто 3,7 млн. тонн угля, то в 2005 году добыча угля составила уже 5,7 млн. тонн. С углублением горных работ неизбежно растет и коэффициент вскрыши, значительно возросли объемы вскрышных работ. Для нарезки траншей и уступов применялись одноковшовые экскаваторы ЭКГ-5а, ЭКГ-8И, вывозку породы и угля производили автомобилями «БелАЗ» грузоподъемностью 27; 40 и 120 тонн

Сегодня на разрезе используются современная технология и техника. Для транспортировки угля, породы вскрыши применяются карьерные автосамосвалы САТ-777D производства США, а также белорусские - БелАЗ-7555Д. и БелАЗ-75131. Уже получена и собрана мощной буровой установки ДМЛ канадской фирмы «Ингерсон», которая позволяет бурить на глубину до 50 метров.

Инвестиционной программой 2007 года предусмотрено также приобретение одиннадцатикубового экскаватора ВОNN-16007 (Китай) с обратной лопатой.

Приобретен 40-тонный автокран СКАТ на базе КамАЗа и 3 автобуса для перевозки рабочих. Также используются автосамосвалы БелАЗ-75131 грузоподъемностью 131 тонна.

В конце 2007 года на разрез поставлены мощный бульдозер Т-35, погрузчик, седельный тягач КамАЗ, вахтовый автомобиль, топливозаправщик и зарядная машина.

Применение новой техники позволяет из года в год увеличивать производительность труда рабочего разреза. Если в 1997 году среднемесячная производительность труда рабочего составляла 213,2 тонны, то в 2006 году - 571 тонну. Производительность труда выросла в 2,7 раза.

3 . Экспериментальная часть

Для выявления качественных характеристик углей месторождения «Борлы» разреза «Молодежный» марки КЖ были проведены следующие лабораторные опыты:

Определение влаги углей;

Определение зольности углей;

Определение выхода летучих веществ;

Ускоренное определение удельного веса углей.

3.1 Определение влаги углей

Сущность метода определения содержания влаги заключается в высушивании (при температуре 102-105 0 С) навески топлива в сушильном шкафу до постоянного веса и вычислении потери в весе взятой навески топлива. Весовые стаканчики должны быть с плотно притертыми крышками.

Стаканчики с навесками топлива помещают в предварительно нагретый сушильный шкаф и сушат в течение 1-2 часа. Затем стаканчики с топливом вынимают из шкафа, охлаждают сначала на воздухе в течение 2 мин, а затем в эксикаторе до комнатной температуры и взвешивают.

Во время сушки в шкафу стаканчики с топливом должны быть с полуоткрытыми крышками, а при охлаждении и взвешивании закрытыми.

:

Убыль в весе при высушивании топлива находят по формуле:

G 1 = m 1 - mІ, где (1)

m 1 - масса начальной навески топлива, г;

mІ - масса топлива после высушивания.

G 1 - убыль в весе при высушивании топлива, г;

G - навеска топлива, г.

Уголь марки К Ж : G=m 1 = 1,8 г

По формуле (1) рассчитываем убыль в весе при высушивании топлива:

G 1 = 1,8 - 1,65= 0,15 г.

По формуле (2) рассчитываем содержание всей влаги в топливе в процентах:

3.2 Определение зольности углей

Для определения зольности углей использовали метод быстрого озоления. Сущность метода быстрого озоления заключается в том, что разогревают муфельную печь до температуры 800+25 0 , помещают фарфоровые лодочки с навесками топлива. Прокаливают в течение 40 минут. По окончании прокаливания лодочки с зольным остатком вынимают из муфельной печи, охлаждают на воздухе, затем в эксикаторе до комнатной температуры и взвешивают.

Вычисление результатов испытания :

Зольность аналитической пробы топлива вычисляется в процентах по формуле:

G 1 - вес зольного остатка, г;

G - навеска топлива.

Уголь марки К : G=0,9305 г.

По формуле (3) рассчитываем зольность топлива:

3.3 Определение выхода летучих веществ

Сущность метода заключается в нагревании 2г навески топлива в закрытом крышкой фарфоровом тигле при температуре 850+25 0 С в муфельной печи в течение 7 минут.

Вычисление результатов испытания :

Убыль в весе тигля с навеской рассчитывается по формуле:

G 1 =m 1 -mІ, где (4)

m 1 - масса навески топлива до испытания, г;

mІ - масса навески топлива после испытания, г.

Выход летучих веществ в аналитической пробе топлива в процентах вычисляют по формулам:

V a =() - W а, где (5)

G 1 - убыль в весе тигля с навеской топлива;

G - навеска топлива, г;

Уголь марки К : G=m 1 =1,9995 г.

Убыль в весе тигля рассчитываем по формуле (4):

G 1 =1,9995 - 0,9993= 1,0002 г.

Выход летучих веществ рассчитываем по формуле (5):

3.4 Ускоренное определение удельного веса углей

Опыт проводили в волюменометре - стеклянный сосуд с длинной шейкой, которая градуируется с точностью до 0,1 мл.

Сущность метода заключается в следующем: в волюменометр заливается жидкость (керосин, бензол) и насыпается навеска угля. Выдерживается в термостате в течение 20 минут. Отмеряем уровень жидкости в шейке волюменометра. По разности уровня жидкости до засыпания навески и после определяют объем плотной массы навески топлива. Делением веса навески на ее объем получают удельный вес угля испытываемой пробы.

Вычисление результатов испытания :

Убыль в объеме вычисляется по формуле:

V= V 2 - V 1 , где (6)

V1 - объем жидкости до отстаивания, мл;

V2 - объем жидкости после отстаивания, мл;

Удельную плотность рассчитываем по формуле:

с= , где (7)

m - масса навески, г;

V - объем жидкости, мл;

Уголь марки К : m=1 г;

V 2 =20,78 мл;

Рассчитываем по формуле (6) убыль в объеме:

V = 20,78 - 20 = 0,78 (мл)

Удельную плотность рассчитываем по формуле (7):

с = 1,29 г./мл

Заключение

Таблица 2. Сравнительная таблица качественных характеристик углей

угольный месторождение промышленность

Проведя сравнительный анализ между результатами полученными в ходе экспериментов и литературными данными можно сделать вывод что, показатели влаги, зольности и выхода летучих веществ не совпадают с литературными данными.

Полученные результаты по определению влаги угля марки КЖ отличаются от литературных, в которых влажность составляет 9%, а эксперементальные составляют 8,34%. Различие может быть вызвано недопросушиванием угля в сушильном шкафу, соответственно навеска не до конца просушилась. Возможно условия хранения в лаборатории не сответсвуют условиям хранения в масштабах добычи угля при определении его влаги.

Сравнивая полученные результаты в ходе вычисления показателя зольности для углей марки КЖ с литературными данными, которые составляют 46% и отличаются от полученных данных на 2%, следует вывод, что показатель экспериментальных данных для угля марки КЖ не совпадает с литературными данными. Это может объясняться несоблюдением технологии эксперимента. Уголь мог не догореть в муфельной печи. Также минеральные примеси могли попасть в навеску при измельчении угля.

Из сравнительных характеристик углей, приведенных в таблице 2 так же видно, что при сравнении экспериментальных значений показателей выхода летучих веществ с литературными данными наблюдается несоответствие. Различие может быть вызвано неправильными условиями хранения, которое могло вызвать его окисление, или не точным соблюдением методики эксперимента.

Экспериментальные данные в ходе определения удельного веса углей соответствуют показателям, приведенным в литературных источниках. Это объясняется полным соответствием методики проведения опыта, точным взвешиванием навески топлива, точно отмерен объем керосина.

В итоге, при сравнении экспериментальных показателей определения качественных характеристик углей с литературными данными, в большинстве случаев, они не соответствуют литературным данным. Отклонения могли быть вызваны неполным следованиям технологии проведения экспериментов, неточностями измерения, взвешивания, загрязнением проб углей, неверными условиями хранения. По полученным данным в полной мере нельзя судить о качестве угля марки КЖ месторождения «Борлы» разреза «Молодежный».

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Общие сведения о Штокмановском газоконденсатном месторождении, история его открытия и газоносность. Геологические условия, акустическая и плотностная модели среды. Ориентировочный проект разработки данного месторождения, технические трудности освоения.

    реферат , добавлен 26.11.2013

    Общие сведения о Барсуковском месторождении: геолого-эксплуатационная характеристика, тектоника, нефтегазоносность, свойства нефти, воды и газа. История проектирования месторождения. Состояние фонда скважин. Построение характеристик обводнения пласта.

    дипломная работа , добавлен 21.09.2012

    Геолого-физическая характеристика продуктивных пластов и общие сведения о запасах. История освоения месторождения. Анализ показателей работы фонда скважин. Основные методы для увеличения нефтеотдачи и вовлечения в разработку остаточных запасов нефти.

    курсовая работа , добавлен 22.01.2015

    Сведения о месторождении Амангельды: структура и геологический разрез, газоносность. Система разработки месторождения. Подсчет запасов газа и конденсата. Оценка и эксплуатация скважин. Технико-экономические показатели разработки газоносного месторождения.

    дипломная работа , добавлен 02.05.2013

    Понятие и виды каменного угля, способы его добычи и направления использования. Исторические аспекты разработки Черемховского каменноугольного месторождения. Анализ экологических проблем города. Перспективы развития угольной промышленности в г. Черемхово.

    реферат , добавлен 05.11.2013

    Общие сведения о месторождении. Геологическое строение и другие данные по ачимовскому отложению. Физико-химическая характеристика газа и конденсата. Поставляемые и используемые в производстве реагенты. Анализ разработки Уренгойского месторождения.

    курсовая работа , добавлен 21.04.2015

    Общие сведения о месторождении. Основные параметры горизонтов. Физико-химические свойства и состав пластового газа, воды. Запасы свободного газа. Обоснование конструкций фонтанных подъёмников и устьевого оборудования скважин месторождения Южно-Луговское.

    дипломная работа , добавлен 29.09.2014

    Общие сведения о районе месторождения, особенности геологического строения трубки. Морфология кимберлитовых тел "Юбилейная" и "Отторженец". Алмазоносность и подсчет объемов руды месторождения, его вскрытие и подготовка, проведение буровзрывных работ.

    отчет по практике , добавлен 09.01.2015

    Географическое расположение и история освоения месторождения. Геолого-физическая характеристика продуктивных пластов. Сведения о запасах и свойства пластовых флюидов. Анализ показателей разработки и фонда Талаканского месторождения, размещение скважин.

    отчет по практике , добавлен 21.09.2015

    Краткое описание и общая характеристика Татауровского буроугольного месторождения. Его степень разведанности, история освоения и современное состояние горных работ. Особенности геометрии и статистических характеристик мощности и содержания пласта.

Угольный разрез «Молодежный» находится недалеко от Караганды. На нем добывают 7 млн тонн угля в год. Огромный карьер, огромные машины БелАЗы...

Если говорить честно, я понятия не имел, как и чем сейчас живёт Казахстан и то, что я увидел вызвало у меня двоякие ощущения. Так вышло, что я прилетел в Астану и решил не брать в руки фотоаппарат, а просто погулять по столице, проникнуться местной атмосферой. Я прошёл пешком пол города и везде меня встречали чистые улицы, улыбающиеся люди красивые здания, фонтаны, памятники и тд. Мне было приятно гулять по столице Казахстана. К примеру, в России гулять по улицам с удовольствием у меня получалось только в двух городах - в Казани и в Питере.

Астана - столица, она обязана быть красивой. Обратную картину я по привычке ожидал увидеть в периферии - Караганде и тем более уж в рядовом колхозе, куда нам волею случая довелось заглянуть. Но и там я не увидел поваленных заборов, разрушенных коровников и алкоголиков с бутылкой спирта на улице. Что касается Караганды, то она мне напомнила наш шахтёрский городок Прокопьевск (Кузбасс), только чуть лучше облагороженный, что тоже хорошо.

Меня не покидало чувство, что нас обманывают, нас возят специально по тем местам, где все хорошо, а жести не показывают, но сомнения развеивали люди на производствах, с которыми мы общались. Люди были довольны своей работой, рассказывали нам, что государство им помогает.

С одной стороны, я был рад, что в Казахстане всё хорошо и люди живут с уверенностью в своём будущем. С другой - мне обидно, что у нас в России обстановка слегка плачевнее . Наверное, не стоит даже объяснять, в чём заключается эта плачевность.

Но вернёмся к угольному разрезу и БелАЗам, которые по нему ездят. Разрез «Молодёжный» - крупнейшее угледобывающее предприятие Карагандинского района.

Когда-то здесь была степь и ничто не предвещало беды:



Теперь здесь огромный карьер, где уже 30 лет добывают уголь круглые сутки... Говорят, что угля хватит еще лет на 50.

Месторождение включает три пласта угля суммарной мощностью 44,5 метров. Основная часть продукции поставляется на энергетические станции, входящие в состав группы Казахмыс.

Проектная мощность разреза - 10 000 000 тонн в год.

Для перевозки угля используются БелАЗы грузоподъемностью до 130 тонн:

Экскаваторы используются тоже немаленькие. Например, этот ковшом может загрести до 12 тонн породы зараз:

Человек на фоне выглядит крошечным:

В кабине:

Погрузка:

Максимальная глубина залегания пластов составляет 225 м.

Сегодня коллектив разреза «Молодежный» состоит из 1150 человек, включая работников социальной сферы. Работают вахтовым способом через 5 дней. Рабочая смена - 11 часов. Около 70 процентов работников - местные, из поселка «Молодежный» и окрестных сел, а 30 процентов приезжают из Караганды и других отдаленных мест. Средняя заработная плата - около 44 тысяч тенге, а машинисты экскаваторов, водители автосамосвалов получают 90 - 100 тысяч тенге (19-21 тысячу рублей по курсу). Рассматривается вопрос об увеличении средней зарплаты до 50 тысяч тенге.

Экскаватор питается от 6 кВ кабеля:

По технологическим дорогам в разрезе постоянно курсируют поливалки, но в жару поливалки не справляются и все равно стоит пыль:

Отправляемся на разгрузку:

В день БелАЗисты делают примерно по 35 рейсов.

Уголь был первым из используемых человеком видов ископаемого топлива. Он позволил совершить промышленную революцию. Для образования угля необходимо обильное накопление растительной массы. В древних торфяных болотах, начиная с девонского периода (примерно 400 млн лет назад), накапливалось органическое вещество, из которого без доступа кислорода формировались ископаемые угли. Большинство промышленных месторождений ископаемого угля относится к этому периоду, хотя существуют и более молодые месторождения. Возраст самых древних углей оценивается примерно в 300-400 миллионов лет.