Меню Рубрики

Анатолий гин - триз-педагогика. Анатолий гин - теория решения изобретательских задач Гин триз педагогика

Анатолий Гин

Первая «минута славы» Анатолия, а точнее маленького и в то время белокурого мальчика Толи пришла, когда ему было 4 года. Тогда в поселковой газете появилась статья «Маленький Толя Гин знает всё на свете». Статья появилась в результате общения 4-летнего «знатока» с корреспондентом местной газеты на общей кухне длинной казармы, где жили офицеры. Происходило это на Крайнем Севере, бухта Тикси, где служил отец Толи.

Сам мальчик это событие никак не оценил, но мама сохранила газетку в семейном архиве.

Впрочем, в скором времени малец огорошил родителей по-настоящему, он напрочь отказался принимать мясную пищу, на основании того, что «для этого кого-то убивают». В условиях Крайнего Севера, в начале 60-х годов прошлого века это превратилось для родителей в серьёзную проблему. Ждали, пока «блажь» сама пройдёт, потом пытались уговаривать, потом отец не выдержал и пытался заставить силой. Ничего не вышло, усилия взрослых «обломались», а Анатолий на всю жизнь остался вегетарианцем.

Толя переходил в 7-й класс, когда отец вышел на пенсию и семья переехала в Гомель. Каждый день, выходя в школу, парень запихивал в карманы что-нибудь, чтобы угостить всех бездомных собак по пути. Надо честно сказать, что в школе учился «так себе», выезжая за счёт сообразительности на четвёрки. Иногда. Зато много читал, с фонариком под одеялом в том числе, занимался под руководством отца радиолюбительством…

Во многом судьбу определил новый учитель физики Леонид Илларионович Покаташкин. Талантливый человек, он заразил Анатолия красотой физики. Закономерным стало поступление на физический факультет Гомельского университета, который и окончил с красным дипломом. Учился на вечернем отделении, а работать пошёл на завод, рабочим для начала. Но на третьем курсе ушёл в школу. Ушёл с головой, уже через год начал преподавать в классе с углублённым изучением физики. Работать с одарёнными детьми казалось верхом блаженства.

6-дневной рабочей недели казалось мало, поэтому по воскресеньям вёл с подростками познавательный клуб, далеко выходящий за пределы физики. На том и погорел. Однажды Анатолий рассказал своим ученикам-физикам про древнекитайский знак «Ин-Янь». Формула «Во всём хорошем есть что-то плохое, а во всём плохом есть что-то хорошее» заворожила юных мыслителей, начались вопросы… Типа: «А что, и в социализме есть что-то плохое?»

Советская власть не была терпеливой к лишним вопросам, источник смуты был быстро обнаружен и меры приняты… Так Анатолий остался без работы…

Но ведь мы уже знаем, что «во всяком плохом есть хорошее»! Несколько месяцев нищеты и безработица привели к знакомству с молодыми парнями, которые называли себя странным словом «тризовцы». А через них - и с самой теорией. «Так вот ОНО, то, что я так искал для развития одарённых детей» - понял Анатолий.

Провел более 200 семинаров для студентов, учителей, психологов, преподавателей вузов, инженеров и предпринимателей в странах СНГ, Латвии, Польше, Франции, Китае, Южной Корее, Малайзии. Автор 15 книг, не считая сборников статей и учебника для начальной школы, редактор более двадцати книг. Книги Анатолия изданы в США, Германии, Франции, Чехии, Польше, Китае, Южной Корее, Малайзии и в других странах.

Директор проекта «Creatime».

Анатолий верит, что будущее в наших человеческих руках, и что хорошее образование гораздо более качественный ресурс, чем полезные ископаемые. И поэтому по-прежнему большое внимание уделяет образованию, особенно образованию детей и родителей.

Борис Злотин

За более чем 40 лет работы в ТРИЗ под руководством и при непосредственном участии Мастера ТРИЗ Бориса Злотина выполнено более 1000 разных проектов, решено порядка 20 000 задач, обучено около 6000 людей. Он автор (соавтор) порядка 300 статей на русском и английском, 4 книг на английском языке, 12 книг и брошюр на русском языке, из которых 4 — в соавторстве с Г.С. Альтшуллером .

Изобретательность и продуктивность ума Бориса Злотина поражают. Наибольшее количество авторских учебных кейсов и огромная доля теоретических и методических статей в проекте Creatime написана Борисом. Он щедро делится с нами своим огромным и уникальным опытом.

В 6 лет Борис Злотин начал осваивать роскошную игрушку — механический завод, где отец был директором. Борис днями «пропадал» на заводе, а смотрел за ним один из старых рабочих супер-профессионалов, слесарь-инструментальщик. С его помощью Борис начал осваивать разные инструменты, от простого к сложному. На токарном станке впервые работал в 6 лет, первый сварной шов попытался сделать в 8-летнем возрасте, а потом даже научился водить старый газик.

В 1963 был изгнан из школы за выдающиеся успехи и (бес)примерное поведение, пошел в «ремеслуху» (официально называлось ТУ, потом ПТУ, но кроме названия отличий не было). Одновременно закончил вечернюю школу - 10-летку, опередив соучеников, которые мучились аж 11 классов, сразу поступил на вечерний в Ленинградский политех на мехмаш - и все это чтобы откосить от армии.

В 1965 пришёл на «Электросилу» слесарем-инструментальщиком и подал первые рационализаторские предложения. Через 2 года получил предложение работать инженером-конструктором Бюро Инструмента и Приспособлений - начальник БиП нашел способ остановить поток « рацух» инициативного балбеса, из-за которых приходилось все время переделывать чертежи. В начале 1968 перешел на дневной на электромех. После политеха окончил аспирантуру (к защите не допустили за глупость — публично высказал, что думал о КПСС), учился 3 года в ИПК при ЛГУ математике и окончил ВГКПИ (Высшие государственные курсы патентной информации).

С 1971 года - инженер-испытатель в отделе исследования электроэнергетических машин «Электросилы». Тестировал гидрогенераторы и турбогенераторы на станциях и на стендах, занимался математическим моделированием, участвовал в разработке и испытаниях первого сверхпроводящего генератора, писал отзывы и рефераты по секретным отчетам иностранных фирм, скраденным КГБ.

С 1981 - начал активное сотрудничество с Г.С. Альтшуллером - совместное проведение семинаров, участие в разработках, написание книг в соавторстве.

1982 - переехал в Кишинев, работал руководителем группы ФСА, совместно с Аллой Зусман основал Кишиневскую школу ТРИЗ. Также совместно с Аллой Зусман и своими учениками - коллегами начал работы по применению ТРИЗ к решению научных задач и обучение детей ТРИЗ при Научном Обществе Учащихся.

1985 - в месте с А. Зусман разработал на базе ТРИЗ и диверсионного подхода Методику Решения Исследовательских Задач и начали работу по созданию Общей Теории Эволюции, которая продолжается и сегодня.

1986 - вместе с В. Просяником, А. Зусман и группой учеников создали МНТЦ «Прогресс» - первую в СССР частную инженерную фирму и первую в мире компанию, основанную на использовании ТРИЗ (консультации, решение задач, семинары, издание материалов)

1991 - разработал вместе с А. Зусман основанный на ТРИЗ софт «Инструментарий Менеджера». МНТЦ «Прогресс» начала работу по применению ТРИЗ в бизнесе, консультируя Московскую Товарную Биржу.

1992 - на базе МНТЦ «Прогресс» вместе с коллегами и американскими инвесторами создали компанию Ideation International Inc. и софт «Инструментарий Изобретателя» (на английском - «Innovation WorkBench»)

1993 - переехал в США, начал в рамках Ideation International Inc. бизнес по решению изобретательских задач, обучению ТРИЗ и разработке и продаже программных продуктов на базе ТРИЗ, включая софты для решения изобретательских задач в технике, менеджменте и бизнесе, для решения исследовательских задач (в том числе выявления причин вредных или нежелательных эффектов), прогнозирования, управления развитием, улучшения патентов и/или (по желанию заказчиков) их обхода.

2013 - вместе с В. Просяником и Д. Песчанским (бывшим учеником в ТРИЗ) создал компанию «Progress Inc.» для развития и реализации уникального изобретения Д. Песчанского - быстро обучающейся нейронной сети.

2015 - по настоящее время - научный руководитель компании Ideation International Inc.

Более чем за 40 лет работы в ТРИЗ под руководством и при непосредственном участии Мастера ТРИЗ Бориса Злотина выполнено более 1000 разных проектов, решено приблизительно 20 000 задач, обучено около 6000 людей. Он автор (соавтор) 4 книг на английском языке, порядка 300 статей на русском и английском, создатель 12 книг и брошюр на русском языке, из которых 4 - в соавторстве с Г.С. Альтшуллером .

Евгения Гин

Специалист второго уровня по системе аттестации и сертификации Международной Ассоциации ТРИЗ. ТРИЗ-педагог. Автор и ведущая семинаров по развитию креативности в семье. Основатель онлайн-проекта поддержки для творческих родителей www.creatimefamily.ru

Евгения принимает участие в самых разных задачах Проекта Creatime, в том числе является ментором на статусе "Лётчик".

В Google говорят: «Если раньше людей нанимали работать, то теперь людей нанимают думать».

Почему я занимаюсь ТРИЗ-педагогикой? Я верю, что мышление ---- это важно и интересно, что этому можно и нужно учиться, что это качественно повышает уровень жизни, что это абсолютно необходимо тем, кто не хочет вылететь на обочину века искусственного интеллекта. И еще я искренне верю, что обучение должно быть интересным и захватывающим. И умею так делать.

Мои родители ТРИЗ-педагоги с 30-летним стажем, поэтому задачный подход, которому я учу, я впитала как мировоззрение еще в детстве. А потом к этому добавилось и серьезное обучение у Мастеров ТРИЗ (А. Гин, А. Кудрявцев, С. Фаер) и авторов педагогических школ (А. Гин и С. Гин, А. Сторожев, А. Лобок, Д. Зицер и др.). На сегодняшний день я являюсь сертифицированным специалистом по ТРИЗ второго уровня (по системе аттестации и сертификации Международной Ассоциации ТРИЗ), ведущим научным сотрудником международной ассоциации «Образование для Новой Эры».

По базовому образованию (и «строению мозга») я математик-программист (ф-т Кибернетики МИФИ). Эта особенность обеспечивает четкий структурный подход ко всему, будь то разработка методических материалов или проведение семинаров.

В моей работе можно выделить четыре основных направления:

Разработка методических материалов.
. Преподавание: семинары для родителей и учителей (более 20 проведенных семинаров в странах СНГ и Европы), занятия со школьниками разных возрастов.
. Кураторство над ТРИЗ-педагогами и волонтерами.
. Руководство ИТ-проектами.

1 апреля 2018 года я открыла новый проект - «Creatime Family». Это онлайн-группа для тех родителей, которые хотят развивать мышление своих детей. Развивать весело, на понятных примерах, в череде прочих бытовых дел. В «Creatime Family» родители ежедневно получают конкретные игры, приёмы, задачи, которые используют в общении с детьми. И, что не менее важно, делятся друг с другом опытом и вдохновением. В основе всех материалов лежит ТРИЗ-педагогика. Узнать о проекте больше и присоединиться можно на www.creatimefamily.ru .

А еще я готова помочь Вам с более глубоким освоением курсов на Creatime - выбирайте статус "Лётчик".

Если вы хотите познакомиться со мной ближе, то приглашаю Вас прочитать мои статьи и отчеты о мероприятиях на сайте Ассоциации "Образование для Новой Эры" www.trizway.com .

Алиса Фаер

Алису угораздило родиться в семье человека, получающего огромное удовольствие от решения нерешаемых задач - Мастера ТРИЗ Сергея Фаера . Вот так вот, волей-неволей, а приходилось учиться думать с первых шагов по жизни.

Сейчас Алиса растит в себе детского писателя.

Родилась в Санкт-Петербурге весной 1991 года. Школу закончила с медалью, бакалавриат и магистратуру СПБГУ с отличием. Для полного комплекта навыков уважающей себя девицы не хватало только умения играть на фортепиано, вышивать крестиком и говорить по-французски. Место фортепиано было занято русскими народными инструментами, а именно домрой, а французский оказался не столь мил сердцу, как родные славянские, что и послужило поводом пойти на славянскую кафедру. Долгие годы обучения чешскому языку вкупе с английским и литературой вылились в научные изыскания на пословично-фэнтезийном фронте. Творчество Толкина послужило отличным материалом для исследования, будучи насыщенным одновременно и пословицами, и прекрасными эльфами. Как ни странно, результат подобных изысканий оказался интересен не только автору, вследствие чего диссертация была адаптирована, разбита на части и опубликована серией статей в журнале «Палантир ».

Но это, конечно, только верхушка айсберга, среди прочих увлечений Алисы были замечены психология, спорт, туризм, написание сценариев и сказок, ТРИЗ, и кто знает, что ещё. Только вот на первом месте всегда оставалась тяга к развитию себя в целом и творческого мышления в частности, воспитанная отцом, а по совместительству мастером ТРИЗ - Сергеем Фаером .

Участвовала в работах по обновлению сайта ассоциации «Education for a New Era» .

P.S. В проекте выполняет роль редактора, а также помощника по разным поручениям. Надеется, что участие в работе над проектом Creatime заполнит пустующее место в душе, предназначенное когда-то для вышивания крестиком.

Ирина Андржеевская

Ирина о себе:

Мне интересны в жизни этой
Стихи, закаты и рассветы,
Моя любовь, моя семья,
Моё с огромной буквы Я,
Другие - с признаком харизмы,
Их мысли, чувства, афоризмы, -
Всё, что поможет путь пройти,
Собой оставшись по пути.

В 1986 году окончила биологический факультет Гомельского университета.

Прошла обучение ТРИЗ на авторских семинарах А. Гина, С. Гин, Ю. Мурашковского, А. Подкатилина, Т. Сидорчук. Сертифицированный специалист третьего уровня по системе квалификации Международной Ассоциации ТРИЗ . Автор/соавтор девяти книг (не считая учебников "Окружающий мир" и сопутствующих им изданий), в том числе сборника стихов.

Биолог по базовому образованию, поэтесса, мать пятерых детей.

Обладает острым критическим умом. В проекте «Creatime» выполняет роль «адвоката дьявола», критикует материалы, готовящиеся к публикации.

Ирина Безменова

Имеет кандидатскую степень по психологии и степень Master of Business Administration (МГИ(У)МО). Специализируется на комплексных программах и отдельных мероприятиях, связанных с развитием взрослых. В рамках проекта Creatime является помощником директора по организационным вопросам и развитию.

Изначально ничто не связывало Ирину с технологией решения открытых задач. Закончив факультет психологии МГУ, она долгое время сочетала профессиональное развитие в двух сферах: академическая наука и преподавание в высшей школе - с одной стороны, и развивающие программы по развитию управленческих компетенций - с другой.

Несколько лет назад Ирина поняла, что накопила целый ряд профессиональных вопросов, для которых никак не удавалось найти эффективное решение. Во-первых, после того, как Ирина стала руководителем кафедры, ей со всей очевидностью открылись сложности системы образования, которые уже не получалось компенсировать просто «хорошей работой преподавательского состава». Во-вторых, всё чаще и чаще от бизнес-клиентов стали поступать запросы на развитие мышления управленцев, для ответа на которые никак не находились адекватные инструменты. В-третьих, воспитание собственных детей ставило вопросы о целях их развития и навыках, которые будут востребованы в стремительно развивающемся мире, и решение этого вопроса тоже было неочевидно.

Ответ пришёл комплексный и закрывающий сразу весь перечень проблем. Ирина познакомилась с командой «Образование для новой эры» , и поняла, что ТРИЗ в разных версиях её применения - это ответ на многие волнующие вопросы. Жизнь поделилась на «до» и «после».

Сейчас Ирина развивает программы обучения ТРИЗ для совершенствования бизнес-компетенций, проводит мастер-классы для педагогов и родителей, учится решать задачи методами ТРИЗ.

В рамках проекта Creatime отвечает за организацию мероприятий, а также развивает подход к изучению искусства как открытой системы.

Максим Седов

Инженер по образованию, более 20 лет занимается построением бизнеса в разных областях, последние 3 года очень интересуется ТРИЗ. Предпочитает в бизнесе задачи, которые кажутся невыполнимыми.
В проекте Creatime выполняет роль человека, немного понимающего в бизнесе.

В старших классах средней школы Максиму повезло с учителем физики. Очень недолго (менее года) ему задавали задачки не из учебника, а задачки, в которых надо было объяснить суть физических явлений. И вечера с друзьями происходили в спорах и обсуждениях физики и политики (это была эпоха «Перестройки»).В 2015 году Елена столкнулась с ТРИЗ и ТРИЗ-педагогикой, и увлеклась. Стала сотрудничать с CREATIME и совсем пропала:). В проекте CREATIME выполняет роль редактора, а также временами организатора и «министра по общим вопросам». Очень довольна этим:)

Елена сбежала с третьего курса университета на заочное образование, так как хотела заниматься чем-то более продуктивным, чем отсиживать лекции. Устроившись на работу, наконец выучила английский до уровня переводчика на переговорах. Являясь дочерью Анатолия Гина, почти не соприкасалась с ТРИЗ - так как уезжала все дальше и дальше - от Калининграда до Китая. Но в 2015 году переехала в Москву, и начала изучать ТРИЗ и ТРИЗ-педагогику - хотелось дать разминку мозгам. Увлеклась. Стала сотрудничать с CREATIME и совсем пропала:). Никакая другая работа не могла конкурировать по интересности. Уволилась, и с тех пор занимается развитием своих мозгов и помощью проекту для развития других людей. В проекте CREATIME выполняет роль редактора, а также временами организатора и «министра по общим вопросам». Очень довольна этим:)

Считает миссию проекта «Creatime» гуманистической и рад принять в нем участие.

По базовому образованию инженер. По призванию - исследователь и педагог.

Техникой и радиотехникой занимался с детских лет.

В 2000 году стал призером всероссийского конкурса журнала «Радио»: разработал образовательный электронный конструктор.

Несколько лет писал для журнала «Ремонт и Сервис».

ТРИЗом увлекся еще с детства, не зная, «как это называется», но взахлеб прочитав книги Г.С. Альтшуллера (псевдоним Альтов) «И тут появился изобретатель» иБ.Л. Злотина, А.В. Зусман «Месяц под звездами фантазии». Несколько лет назад в процессе работы над одним из проектов наткнулся на информацию о ТРИЗ, понял: это то самое, о чем узнал еще в детстве. После этого не начать заниматься ТРИЗ было, конечно, просто невозможно.

Сейчас сертифицированный специалист 2-го уровня по ТРИЗ (по международной классификации МА ТРИЗ) и ученик мастеров ТРИЗ В.Г. Сибирякова, А.В. Кудрявцева, С.А. Логвинова.

В педагогику пришел еще в конце 90-х, работал в школе учителем физики.

Один из основателей и генеральный директор инновационного «Кулибин-центра», где занимаются развитием креативного мышления у детей.

Педагог, руководитель направлений «ТРИЗ», «программирование», «бизнес для детей», «тайм-менеджмент для детей и взрослых» в «Кулибин-центре».

Маркетолог, консультант по маркетингу с 10-летним стажем. Разработчик курса по тайм-менеджменту. Увлекается физиологией и психологией болезни и здоровья. Считает миссию проекта «Creatime» гуманистической и рад принять в нем участие.

Илья Фарбер

Наш арт-директор — тот самый Илья Фарбер, превративший своё незаконное тюремное заключение в открытую задачу и решивший её вместе со старшим сыном. Художник, поэт, архитектор, дизайнер, скульптор, каскадёр. Н еисправимый романтик.

Один из главных секретов его детства предписывал болеть, если хочешь делать то, что нравится, и он много болел. Хотелось рисовать, гулять, играть в машинки и солдатиков, мастерить, читать книжки, слушать пластинки и смотреть диафильмы. Помнит, как в медицинской карте врач написала с переносом "Вирус. ан-гина" и большие буквы "ОРЗ" - но не было понятно, что значат эти шифрованные сообщения из будущего.

В музыкальной школе учился играть на скрипке и фортепиано, в художественной - лепить и рисовать. Прогуливая школу занимался авиамоделированием, биатлоном, фехтованием и верховой ездой. В 14 лет увлёкся ушу. В летние каникулы, начиная с младших классов, работал каменщиком у отца на стройке - учился владеть лопатой, расшивкой и кельмой.

Во время учёбы на музыкальном факультете Российской Театральной Академии (ГИТИС) подрабатывал каскадёром на киностудии Мосфильм, архитектором и дизайнером. Зная технологию каменной кладки и понимая строительные чертежи, изготавливал ночами проекты частных домов, совершенствуя с каждым заказом способность увязывать самые противоречивые требования заказчиков. Преподавал в школе музыку, литературу, русский язык, рисование и ушу, вырабатывая собственные приёмы. В работе над виртуальной образовательной платформой не смог избежать знакомства с Анатолием Гином и его методикой Решения Открытых Задач, чему рад и этого не скрывает.

ТРИЗ-педагогика годится как дополнение, а не как замена всей системы образования

Если Ваш ребёнок в возрасте 14-15 лет разгадывает половину фокусов Ури Геллера – то он зануда и в 2 раза глупее Ури Геллера Смайлик «smile» Ну, а если серьёзно? ТРИЗ-педагогика попадает в mainstream очередного варианта ФГОС с планами ввести проектный и исследовательский методы обучения с 1-го класса. Для ТРИЗ-педагогики это означает зелёный свет. А вот каков будет образовательный результат, учитывая, что у нас любой новый проект в образовании – это сочетание оплошностей с глупостью? Сама книга ТРИЗ-педагогика интересна своей практической частью. Только вот полностью заменить существующую систему образования ТРИЗ-педагогика не может. Она может её только дополнить. И понятно почему. Не стоит забывать, что кроме ТРИЗ развитием креативности и мышления занимаются очень многие направления в современном образовании. Так что сравнение нынешней системы образования с дохлой лошадью – это излишняя, наболевшая горячность автора. Он же и сам вышел из этой системы. И успешен, несмотря на дохлую лошадь Смайлик «smile» Есть много моментов, с которыми можно поспорить! Например, что узкая специализация – удел насекомых, а не человека. Это сказано в укор насекомым, хотя, если применить принцип полимодельности ТРИЗ, по многим параметрам, в том числе по разнообразию, насекомые – самый успешный вид живых существ на нашей планете. Смайлик «smile» Как-то упущен момент – зачем нужно всем становиться креативными? И возможно ли это? И нужно ли это? Если на планете все люди – Наполеоны, Рафаэли, Рихтеры? Это разве нормально? Есть поговорка: «От осины не родятся апельсины». Или в рамках ТРИЗ-педагогики она не верна? Об отборе способных в книге ни слова…Предполагается, что все 100% населения желают быть креативными… Есть и другая поговорка: «На ошибках учатся». А как с теорией ошибок в ТРИЗ-педагогике? Право на ошибку даётся. Но как её разпознать в ворохе идей и противоречий без компетенций? Образование, как дохлую лошадь, мы убрали. Где возьмём компетенции? Иначе такое обучение будет напоминать «Письмо учёному соседу» Смайлик «smile» Где граница между серьёзным научным проектом и учебным спектаклем, имитирующим научный проект? Где критерии? Но для общего развития, для разнообразия и повышения мотивации учащихся действительно было бы крайне полезно включать байки с открытыми задачами в темы уроков. Если не забыли, до настоящего времени гимнастикой для ума считалась математика. Но она оперирует абстрактными объектами, открытые задачи тоже имеются. И всегда ясно – решена задача или нет. В ТРИЗ-педагогике такой ясности нет. ТРИЗ-педагогика оперирует с физическими, химическими, электрическими, акустическими, гибравлическими, оптическими и другими науками и реальными объектами. А далеко не все ученики разбираются в деталях данных наук. Возможно даже неплохое дополнение, если накоплена солидная база ТРИЗ-задач. Но, конечно, не замена целиком стандартного образования ТРИЗ-педагогикой!

ТРИЗ-педагогика Анатолий Гин

(Пока оценок нет)

Название: ТРИЗ-педагогика

О книге «ТРИЗ-педагогика» Анатолий Гин

«…Представьте себе, что ваш ребёнок в возрасте 14–15 лет разгадывает половину фокусов Ури Геллера с первого просмотра; воспринимает физику, химию, биологию не как «нагрузку», а как увлекательные приключения мысли, позволяющие лучше понимать мир; одинаково уважительно относится к гуманитарному и техническому творчеству; настроен на творческую жизнь…

И не только ваш ребёнок, но и его друзья. В идеале – новое поколение.

Вам нравится такая перспектива?

Есть хорошая новость – она достижима…»

На нашем сайте о книгах сайт вы можете скачать бесплатно без регистрации или читать онлайн книгу «ТРИЗ-педагогика» Анатолий Гин в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения. Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов. Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.

Цитаты из книги «ТРИЗ-педагогика» Анатолий Гин

Когда мы учим вне деятельности, без интереса и эмоций, нам приходится буквально вбивать знания в голову, через сопротивление ученика. Отсюда низкий КПД образования. Отсюда необходимость многократно делать однотипные упражнения. Отсюда кажущаяся, искусственно вызванная «тупость» многих учеников.

Принцип 5. Правильная социализация – такой же важный результат образования, как креативность
Комментарий
В настоящее время подавляющее большинство крупных проектов, бизнес-проектов или научных – неважно, делаются коллективами. Умения выстроить отношения, быть полезным самому и не затирать других, брать в свои руки или уступать лидерство.

Узкая специализация – удел насекомых. Если внимательно посмотреть на эволюцию, то станет понятно: чем более развито животное, тем менее оно специализировано, тем больше доля обучения и приспособления под изменяющиеся условия. Наименее специализирован человек. Каждый человек, кроме профессиональной деятельности, является гражданином, соседом, родственником, покупателем… – у него огромное количество разных видов деятельности. И чтобы быть успешным в диапазоне деятельностей, нужно быть широко образованным.

Вовсе не обязательно. Вежливый человек может слушать просто потому, что не хочет обидеть говорящего. Подчинённый может слушать начальника по любому поводу, потому что уклонение от этой «почётной обязанности» чревато…
Слушать-то будет, но напрягаться, чтобы понять, запомнить, живо включаться в разговор – нет. Примерно то же самое происходит с детьми на уроках, когда нет интереса.

Живая работа ума – вот что является содержанием настоящего образования. В творческой работе ума, в рассуждениях о неизвестном ошибка – такая же движущая сила познания, как и твёрдо установленный факт или эксперимент. Все великие умы человечества совершали ошибки, выдвигали ложные гипотезы. И они не боялись этого делать – потому и стали великими.

Обучение – это, прежде всего, управление мотивацией. Есть примеры, когда страстно желающий учиться человек преодолевает любые преграды и добивается успеха. И есть примеры, когда имеющий любые возможности и высокий личностный потенциал человек при отсутствии интереса остаётся никем.

Правило 1: удивление предшествует познанию
Что делает взрослый человек, когда ему дают ответы на незаданные им вопросы, рассказывают о том, что его не интересует? Закрывает уши?

Одна из составляющих креативности – уверенность в своих силах. Она добывается, тренируется, закрепляется в реальной деятельности, в победах. Вот почему важны победы в олимпиадах и конкурсах, самостоятельно сделанные, доведённые до конца проекты самого разного содержания. Самостоятельно сочинённый рассказ или придуманная загадка, самостоятельно изготовленный прибор, самостоятельно заработанные деньги, самостоятельно решённая трудная (обязательно – трудная!) задача – всё это ценнейший опыт, который переплавляется в характер и стиль мышления.

Леонардо да Винчи писал, правда, о художниках, но это в равной мере относится и к науке. У Леонардо было двадцать учеников, и ему предстояло определить, кто из них станет хорошим художником, кто талантлив, на кого стоит тратить время… Леонардо говорил так: «Начинаешь их учить и видишь, что одному удаётся натюрморт, другому пейзаж, третьему – перспектива и так далее. А вот шестой уступает в натюрморте первому, в пейзажах второму, в перспективе третьему… У него нет склонности к специализации, но зато он всем интересуется. Вот он-то и будет настоящим художником», – заключает Леонардо да Винчи.

Формирование культуры изменения культуры = новая функция образования.

Скачать бесплатно книгу «ТРИЗ-педагогика» Анатолий Гин

(Фрагмент)

В формате fb2 : Скачать
В формате rtf :

Гин Анатолий Александрович Консультант-эксперт по ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), руководитель международной Лаборатории образовательных технологий «Универсальный решатель», генеральный директор автономной некоммерческой организации содействия инновациям «ТРИЗ-профи», вице-президент Международной ассоциации ТРИЗ по вопросам образования. Провел около 100 семинаров для студентов, учителей, психологов, преподавателей вузов, инженеров и предпринимателей в странах СНГ, Латвии, Польше, Франции, Китае, Южной Корее. Работы переведены на многие языки (белорусский, украинский, чешский, польский, французский, испанский, английский, китайский, корейский...). Автор четырех и редактор более двадцати книг.

E-mail: [email protected]

Задачи автора

Бельки - это не только ценный мех

"Карау-у-ул!" - кричат активисты движения "Зеленый мир". Среди бела дня браконьеры уничтожают детенышей нерп - бельков, позарившись на их ценный белоснежный мех. Ежегодно поголовье бельков катастрофически уменьшается (а вот браконьеров - наоборот, увеличивается). Впереди новый охотничий сезон: через месяц возобновится жуткая бойня только-только подросшего молодняка. Как спасти бельков от варваров?

И в древнем Риме воровали…

Когда вечером после застолья все расходились по своим комнатам, хозяин дома гасил светильники в общей зале, чтобы масло зря не расходовалось. Но рабы воровали остатки масла! Поди, запомни, сколько в каждой лампе осталось масла... И сливать масло нельзя - в приличном доме светильники всегда должны быть в состоянии готовности. Как быть хозяину дома?

Холодный огурец

Температура растущего огурца обычно на 1-2 градуса ниже температуры окружающей среды. Как огурцу "удается" поддерживать такую температуру?

Публикации автора

Задачки-сказки от кота Потряскина

Подборка сказочных задач из новой книги Анатолия Гина, которая готовится к изданию. Эта книга — сборник изобретательских задач для маленьких детей (возраст начальной школы).

Задачки развивают свойства сильного мышления: внимание, умение видеть скрытую информацию, умение выделить главное, раскрепощенность воображения.

Синтез физических задач

Это методика обучения решению задач «расчетного» типа через сочинение, конструирование, синтез подобных задач. По шагам, от простого к сложному, ученики под руководством учителя конструируют свои физические задачи вместо того, чтобы решать кем-то много лет назад для них приготовленные. Методика посильна не только лучшим, а практически всем способным осваивать школьную программу ученикам... Для лучших же она дает возможность неограниченного развития своих творческих и решательных способностей. По опыту автора, некоторые ученики выходят на уровень написания собственных сборников оригинальных задач.
Требования к условию открытой учебной задачи

Помните известную детскую задачу-загадку: висит на стене, зеленое и пищит — что это такое? Ответ — селедка! Почему на стене? А моя селедка — куда хочу, туда и вешаю. Почему зелёная? Моя селедка — как хочу, так и крашу. Почему пищит? А я туда пищалку положил...

ТРИЗ для маленькой планеты Земля

Краткая ознакомительная статья о Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Авторы - Анатолий Гин и Сергей Фаер.

Школа против Образования

Почему традиционная школа устроена именно так, а не иначе? Почему именно эта педагогическая система оказалась востребована и живуча? Почему же массовая школа во всем цивилизованном мире устроена единообразно? Редкие «авторские» исключения только подтверждают это единообразие. Об истории и закономерностях развития Школы читайте в статье Анатолия Гина.

Школа-фабрика умрет. Что дальше?

Кому из нас нравится (или нравилось) ходить в школу? Почему при всей своей любознательности мы так не любим посещать это «святилище знаний»? Почему отличники слышат насмешки от своих сверстников, а бывшие двоечники часто добиваются успеха в жизни? Почему «престиж» образования всё больше падает в глазах молодёжи? Почему и как школа дошла до такой жизни? Можно ли изменить эту ситуацию?

Ответы на эти и другие вопросы, а также история и прогноз развития школы в статье Анатолия Гина «Школа-фабрика умрет. Что дальше?».

Анатолий Гин

ТРИЗ-педагогика

Если ты замечаешь, что скачешь на дохлой лошади, – слезь с неё.

Индейская пословица

Но прежде чем отказаться от дохлой лошади, мы попробуем её хорошенько отстегать – а вдруг поскачет? Потом проведём пару десятков конференций, выделим гранты по тематике чудесного оживления дохлых лошадей. Командировки в дальнее зарубежье по обмену опытом в скачках на дохлых лошадях тоже приветствуются. Ну, и в конце концов, экспертное сообщество предложит турбореактивный двигатель, который решит все проблемы, как только получится внедрить его в дохлую лошадь…

Примерно так всё и происходит с традиционной системой образования. Её будут стегать (новые квалификационные стандарты для педагогов и пр.), привязывать к ней турбореактивный двигатель (цифровые технологии) и так далее, и тому подобное…

Но объективная потребность в новом берёт своё. И те люди, сообщества и страны, которые понимают это и раньше других поменяют содержание и технологию образования, получат неоспоримое преимущество.

О чём эта книга?

Представьте себе, что ваш ребёнок в возрасте 14–15 лет разгадывает половину фокусов Ури Геллера с первого просмотра; воспринимает физику, химию, биологию не как «нагрузку», а как увлекательные приключения мысли, позволяющие лучше понимать мир; одинаково уважительно относится к гуманитарному и техническому творчеству; настроен на творческую жизнь…

И не только ваш ребёнок, но и его друзья. В идеале – новое поколение.

Вам нравится такая перспектива?

Есть хорошая новость – она достижима.

И есть проблема: чтобы её достигнуть, нужно в корне, решительно менять систему образования.

Почему? Я мог бы привести десятки аргументов, но не буду. Не буду, потому что их и так уже более чем достаточно высказано разными умными людьми. Скажу только один, главный аргумент: традиционная система обучения детей убивает внутреннюю мотивацию, естественную любознательность. Познавательный инстинкт, присущий уже высшим млекопитающим и получивший особое развитие в человеке, заменяется внешней оценкой.

Давайте сойдёмся вот на чём: управление развитием человека – это прежде всего управление его мотивацией.

Можно силой заставить человека развиваться? Можно – как можно заставить раба работать под страхом плётки. Вот только эффективность такого развития будет крайне низкой. За примерами далеко ходить не надо – вы их найдёте в современной массовой школе. Есть важная для понимания мотивации особенность: – чем сложнее труд, тем менее эффективны внешние стимулы. А сильные стимулы (физическое воздействие, например), вообще не работают на результат.

Кстати, это хорошо знают дрессировщики. Если нужно быстро научить простейшему навыку – можно использовать плётку. Если нужно научить животное сложному навыку – приходится обходиться без плёток и даже без сильных поощрений.

Мир становится всё сложнее. Требуемые для успешной жизни человека навыки тоже становятся всё сложнее. И внешние стимулы действуют всё хуже. Исследователи с удивлением обнаружили, что последние годы в благополучных и наиболее развитых странах зарплата становится всё менее значима для молодёжи.

Учёба – настоящая учёба, а не «протирание штанов» за партой – весьма сложная деятельность. Надеюсь, вы понимаете, что отметка «за ответ» – не более действенный стимул, чем зарплата.

Великий мудрец, писатель Лев Толстой в своей школе для крестьянских детей не смог заинтересовать их изучением грамматики. Не нашёл способа пробудить внутренний интерес. И тогда он отказался от преподавания этого предмета.

Просто не спеша подумайте о том, почему этот умнейший человек, тонкий психолог, поступил именно так…

Как зажечь внутренний огонь интереса?

Чему и как нужно учить детей в современном мире?

Почему ТРИЗ – теория решения изобретательских задач – может стать основанием новой педагогики?

Как обучать ребёнка, чтобы он был успешен, востребован?

На эти и другие вопросы ответит эта книга.

Глава 1. Чему и как учить?

Чему учить?

Родители научат ребёнка умываться, чистить зубы, здороваться… Учителя – писать сочинения, делать геометрические построения, программировать…

От века основной функцией педагогики было: воспроизводство культуры общества, передача культуры следующему поколению. Культура – это совокупность поведенческих стереотипов, принятых данным обществом; основных научных и бытовых понятий и парадигм, устоявшихся технологий и способов решения задач. Привычка умываться по утрам, уголовный кодекс, технология производства сыра, теорема Виета о корнях квадратного уравнения – всё это элементы культуры.

Известный физик Лео Силард предложил простой образ: изобразим всё знание человечества как шар. Тогда пространство вне шара – область неизвестного. Поверхность шара символизирует границу с неизвестным. Но чем больше объём знаний, тем больше площадь соприкосновения с неизвестным. И каждая точка этой площади – новая задача.

Количество новых задач, с которыми приходится сталкиваться человечеству, резко возросло.

И ответственность за решение новых задач также возросла. Хорошее решение задачи – новые возможности. Плохое – новые неприятности, вплоть до экологических катастроф. Впервые в истории человечества появилась потребность в целенаправленной и массовой (!) подготовке Решателей.

Скажем так: необходима профессия Решателя. Не просто химика или биолога, физика или техника, психолога или социолога, а именно Решателя. Потому что современность всё чаще сталкивает нас со сложными многофакторными задачами, которые значительно шире любой конкретной специальности. Кто-то должен вязать концы в единый узел, кто-то должен понимать язык и интересы представителей разных специальностей. И если творчество вообще подлежит изучению и имеет свои закономерности – кто-то должен уметь ими пользоваться…