Меню Рубрики

Кто такой макеев. Почетные граждане миасса

, Московская губерния
(ныне город Коломна , Московская область)

С 1939 года работал на авиационном заводе в Москве , с 1941 года - в эвакуации в Казани - чертёжником, конструктором. Проявил способности умело решать конструкторские задачи в условиях напряжённого серийного производства самолётов «Пе-2 ». Учился на вечернем отделении (), затем был переведён на дневное отделение (1944). В 1950 окончил Высшие инженерные курсы при МВТУ им. Н. Э. Баумана. С 1947 года параллельно с учёбой работал в ОКБ-1 НИИ-88 ведущим конструктором (до 1955 года). Участник создания (ведущий конструктор) оперативно-тактической ракеты Р-11 и первой морской баллистической ракеты Р-11ФМ . В 1950-1952 годах работал инструктором ЦК ВЛКСМ .

Результат деятельности Виктора Макеева, руководимого им КБ и обширной кооперации предприятий - три поколения морских стратегических ракетных комплексов, принятых на вооружение ВМФ страны. В их числе комплексы с ракетами Р-21 - первой ракетой с подводным стартом (1963); Р-27 - первой ракетой с заводской заправкой топливом (1968), ставшей наиболее массовой отечественной БРПЛ ; Р-29 - первой морской межконтинентальной ракетой (1974); Р-29Р - первой морской межконтинентальной ракетой с разделяющейся головной частью (1977); Р-39 - первой отечественной твердотопливной БРПЛ межконтинентальной дальности стрельбы с разделяющейся головной частью (1983); Р-29РМ - БРПЛ наивысшего в мировом ракетостроении энерго-массового совершенства, в дальнейшем получившая развитие в модификациях «Синева» и «Лайнер». В 1962 году в КБМ был разработан и сдан на вооружение сухопутный оперативно-тактический комплекс с ракетой Р-17 , стартующей с самоходного стартового агрегата, известной под кодовым наименованием НАТО - Scud .

Отечественная школа морского ракетостроения, создателем и руководителем которой был В. П. Макеев, достигла мирового приоритета в ряде тактико-технических характеристик и конструктивно-компоновочных решений по ракетам, системам управления, стартовым системам. Основные приоритетные решения: размещение ракетных двигателей внутри баков горючего или окислителя, практически полное исключение объёмов ракеты, не используемых под топливо, применение астрорадиокоррекции на боевых ракетах, использование поясной амортизации из эластомерных материалов, заводская заправка ракеты топливом с ампулизацией баков. Под его руководством создана уникальная лабораторно-экспериментальная база, обеспечивающая комплексную наземную отработку ракет.

В. П. Макеев вёл большую преподавательскую работу, руководил аспирантурой. С 1960 по 1981 год - профессор, зав. кафедрой ЛА в ЧПИ , к 1981- - зав. кафедрой проблем энергомашиностроения . Инициатор сотрудничества Академии Наук СССР и высшей школы с отраслями промышленности в области механики конструкций из композиционных материалов . Возглавляемый им Научный совет Академии Наук СССР по названной проблеме играл важную роль в координации научных, исследований и проведения расчётно-экспериментальных работ. Выполненные под руководством и при участии В. П. Макеева исследования и разработки по тонкостенным оболочкам из композиционных материалов признаны Президиумом Академии Наук СССР одним из важнейших достижений в области механики за 1981-1985 гг.

Под руководством и при непосредственном участии В. П. Макеева велось строительство миасского Машгородка с торговым центром, гостиницей, дворцами культуры и спорта. При содействии В. П. Макеева решались вопросы строительства и целевого финансирования важных городских объектов: ТЭЦ , ЛЭП , водохранилища и троллейбусного сообщения, телевизионной вышки, строительство нового железнодорожного вокзала и других объектов.

Виктор Петрович Макеев скончался 25 октября 1985 года, в день своего 61-летия. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище .

Награды и звания

Память

  • В 1991 году Конструкторское бюро машиностроения получило новое название и статус «Государственный ракетный центр имени академика В. П. Макеева» .
  • Именем академика В. П. Макеева названы проспект в Миассе , улицы в Коломне и Челябинске , гидрографическое исследовательское судно ВМФ России.
  • Установлены бюсты в Миассе, Коломне, Челябинске и на северном морском полигоне ВМФ, установлена памятная доска на стене Московского авиационного института.
  • В городе Северодвинске на доме № 57 по улице Первомайской , где Макеев жил с 1972 по 1984 год, установлена мемориальная доска .
  • Учреждены стипендии его имени в

Макеев Виктор Петрович (25.10.1924, пос. им. Кирова, ныне адм. терр. г. Коломны Московской обл.— 25.10.1985, Москва), конструктор баллистич. ракет, создатель отеч. школы мор. ракетостроения, доктор технических наук (1965), академик АН СССР (1976; член-корреспондент с 1968), дважды Герой Социалистического Труда (1961, 1974), лауреат Ленинской премии (1959), 3-х Гос. пр. СССР (1968, 1978, 1983), почётный гражданин г. Миасса (1997, посмертно). Трудовую деятельность начал в 1939 учеником чертежника; затем чертежник на авиац. з-де в Москве (в 1941 предпр. эвакуировано в Казань). За проявл. умение решать конструкторские задачи в условиях напряж. серийного пр-ва самолетов Пе-2 был награжден мед. «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». Совмещая работу с учебой, окончил ср. школу; с 1942 учился на вечернем отделении Казанского авиац. ин-та. В 1944 переведен на дневное отделение Моск. авиац. ин-та; в 1948 окончил ин-т, в 1950 — Высшие инж. курсы при МВТУ. В период обучения с 1947 работал в Особом КБ С. П. Королёва (ОКБ-1) НИИ-88 (Калининград Моск. обл.): техник, инженер, ведущий конструктор. Участник создания оперативно-тактич. ракеты Р-11 и первой мор. баллистич. ракеты Р-11ФМ. В 1950—52 инструктор отдела рабочей молодежи ЦК ВЛКСМ. В июне 1955 по рекомендации Королева назначен гл. конструктором СКБ-385 (Златоуст. Миасс), в к-рое были переданы работы по ракетам Р-11, Р-11М, Р-11ФМ. Позднее СКБ-385 переим. в КБ машиностроения (ныне гос. ракетный центр «КБ им. академика В. П. Макеева»). Деят-сть М. была направлена на создание и становление нового направления отеч. ракетостроения — разработку баллистич. ракет подводных лодок (БРПЛ). С 1963 нач. предпр. и главный конструктор (с 1977 ген. конструктор). Под его рук-вом КБ стало ведущей науч.-конструкторской орг-цией страны; была сформирована разветвл. кооперация НИИ, заводов- изготовителей, испытат. полигонов, решавшая (и решающая ныне) задачи разработки, изготовления и испытания ракетных комплексов для ВМФ. Результатом деят-сти М., возглавляемого им КБ и обширной кооперации предпр. стало создание 3 поколений мор. ракетных комплексов, принятых на вооружение, в т. ч. комплексы с ракетами: Р-21 — первой ракетой с подводным стартом (1963), Р-27 — первой ракетой с заводской заправкой топливом, ставшей наиб. массовой отеч. БРПЛ (1968), Р-29 — первой мор. межконтинент. ракетой (1974), Р-29Р — первой мор. межконтинент. ракетой с разделяющейся головной частью (1977), Р-39 — первой отеч. твердотопливной БРПЛ межконтинент. дальности стрельбы с разделяющейся головной частью (1983), Р-29РМ — БРПЛ наивысшего в мире энергомассового совершенства (1986). В 1962 КБ был сдан на вооружение сухопутный оперативно-тактич. комплекс с ракетой Р-17, стартующей с самоходного стартового агрегата (кодовое наим. НАТО — «Sc u d-В»). Под рук-вом М. работал совет гл. конструкторов (существует и поныне) — коллективный орган, решавший весь комплекс техн. и организационных проблем, особенно находившихся на стыке сфер деят-сти различных орг-ций и предпр. Отеч. школа мор. ракетостроения, создателем и рук. к-рой стал М., достигла мир. приоритета в ряде тактико- техн. характеристик и конструктивно-компоновочных решений по ракетам, системам управления, стартовым системам. Среди осн. решений — размещение двигателей внутри баков горючего и окислителя; практически полн. исключение объ емов ракеты, не используемых под топливо; применение астрокоррекции на боевых ракетах; использование поясной амортизации из эластомерных мат-лов, в т. ч. размещ. на ракете; заводская заправка ракеты топливом с ампулизацией баков (заваркой заправочно-дренажных клапанов); транспортировка ракет с заводов-изготовителей в заправл. состоянии. Под рук-вом М. создана уник. лабораторно-эксперимент. база, обеспечивающая комплексную наземную отработку ракет и решающая задачи отраслевого уровня. Ученый внес весомый вклад в дело подготовки инж. и науч. кадров для ракетостроения. В 1960—81 профессор, зав. кафедрой летат. аппаратов в ЧПИ, в 1981—85 зав. кафедрой проблем энергомашиностроения МФТИ. Инициатор сотрудничества АН СССР, предпр. отраслей пром-сти и учреждений высшей школы в области механики конструкций из композиционных мат-лов. Возглавляемый им науч. совет АН СССР по этой проблеме играл важную роль в координации науч. исслед. и проведении расчетно- эксперимент. работ. Выполн. под рук-вом и при участии М. исслед. и разработки по тонкостенным оболочкам из композиционных мат-лов были признаны президиумом АН СССР одним из важных достижений в области механики за 1981—85. М. один из организаторов стр-ва Машгородка (Миасс). При его участии решались вопросы возведения и финансирования важных объ ектов города: ТЭЦ, ЛЭП, Иремельского водохранилища и пром. водоводов, троллейбусного сообщения «Вокзал — Машгородок», телевизионной вышки и ее оснащения аппаратурой цветного телевещания, здания йового вокзала и др. М. авт. монографий, многочисл. науч. трудов, 32 внедр. изобретений в области ракетной техники. В 1991 КБ машиностроения присвоено его имя. Именем М. названы также проспект в Миассе, улицы в Коломне и Чел., корабль Сев. флота (см. «Академик Макеев»), уч. центр ракетно-космич. техники ЮУрГУ. В честь ученого установлены: 2 бюста в Миассе (копии скульптуры Л. Н. Головницкого) авт. проектов В. Н. Суслин, Ю. А. Федоров) на территории КБ машиностроения (открыт 25 окт. 1986; мат-л — тонир. алюм. сплав, кр. гранит) и перед Дворцом культуры и техники «Прометей» (открыт 25 окт. 1999; мат-л — тонир. алюм. сплав, серый гранит), бюсты в пос. Пенокса Архангельской обл., в Коломне и Чел. (ЮУрГУ); мемориальные доски на доме, где жил М. в Миассе (открыта 25 окт. 1994; представляет собой стилизов. волну и бюст в 1/3 натуры; мат-л — тонир. алюм. сплав; авт. проекта Федоров, скульптор В. Н. Ефимов), на зданиях, где он работал в Миассе и Златоусте. Стипендии его имени учреждены в ЮУрГУ, Моск. авиац. ин-те и МФТИ, Воен.-мор. академии им. Н. Г. Кузнецова. Ежегодно проводятся науч. конф. памяти М.— Макеевские чтения. Учреждены медаль им. академика В. П. Макеева Федерации космонавтики России (1991), премия им. В. П. Макеева (1988). М. награжден 5 орд. Ленина (1956, 1961, 1963, 1974, 1984), орд. Октябрьской Революции (1971), медалями СССР, золотой мед. им. С. П. Королева АН СССР (1974). Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Макеев Виктор Петрович

Дата и место рождения:
25.10.1924 , пос. им. Кирова Коломенского района Московской обл.

Дата смерти:
25.10.1985

Год присвоения звания:
1996 . Постановление Главы администрации от 23.10.96 г. № 689-1


Конструктор баллистических ракет, создатель отечественной школы морского ракетостроения, доктор технических наук (1965), член-корреспондент АН СССР (1968), академик АН СССР (1976), дважды Герой Социалистического Труда (1961, 1974), лауреат Ленинской (1959) и Государственных премий (1968, 1978, 1983), почетный гражданин города Миасса (1997, посмертно).

Свою трудовую деятельность Виктор Петрович начал по окончании 7 класса в 1939 году учеником чертежника на авиационном заводе в Москве. С 1941 года он работал в Казани, куда завод эвакуировали после начала войны. Проявил способности умело решать конструкторские задачи в условиях напряженного серийного производства самолетов Пе-2. Совмещая работу с учебой, окончил школу. С 1942 года учился на вечернем отделении Казанского авиационного института. В 1944 г. был переведен на дневное отделение Московского авиационного института, который окончил в 1948 году. В 1950 г. окончил Высшие инженерные курсы при МВТУ им. Баумана. С 1947 г. параллельно с учебой в МАИ, В. Макеев работал в Особом конструкторском бюро С.П. Королева техником, инженером, ведущим конструктором (до 1955 г.). Он был участником создания оперативно-тактической ракеты Р-11 и первой баллистической ракеты Р-11 ФМ. В 1950-1952 годы работал инструктором отдела рабочей молодежи ЦК ВЛКСМ.

В июне 1955 года 30-летнего Виктора Макеева, по предложению С.П.Королева, направляют на Урал главным конструктором незадолго до этого созданного Специального конструкторского бюро № 385 (СКБ-385) - КБМ. Именно здесь все последующие годы он руководил коллективом, отдавая свой талант конструктора, ученого, организатора.

За это время КБ машиностроения становится ведущей научно-конструкторской организацией страны. Под руководством Виктора Петровича сформировалась разветвленная кооперация научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро, заводов-изготовителей, испытательных полигонов, решающая задачи разработки, изготовления, испытания и эксплуатации баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) в интересах Военно-Морского флота.

Итогом деятельности Макеева явилось создание отечественной школы морского ракетостроения. Три поколения морских ракетных комплексов, оперативно-тактическая сухопутная ракета, известная в мире под именем "Скид", все современные БРПЛ - результат творчества В.П.Макеева, плоды труда руководимого им конструкторского бюро. Он также руководил работой Научного совета АН СССР по механике конструкций из композиционных материалов, объединившего усилия крупнейших ученых страны и ведущих конструкторских и технологических организаций в деле создания новых материалов и эффективных конструкций.

Под руководством и участии В. Макеева велось строительство машгородка с торговым центром, гостиницей, дворцами культуры и спорта.

Значителен его вклад в развитие города. При его содействии решались вопросы строительства и финансировании важных городских объектов: ТЭЦ, ЛЭП, Иремельского водохранилища промышленных водоводов, проектирование и строительство троллейбусного сообщения "Вокзал-машгородок", телевизионной вышки, ее оснащения аппаратурой цветного телевидения, строительство нового железнодорожного вокзала и других объектов.

Награжден орденами: Ленина (1956, 1961, 1963, 1974, 1984), Октябрьской Революции (1971), медалями.

Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

В 1991 году КБ машиностроения присвоено имя В.П. Макеева - ныне Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственный ракетный центр "КБ им. Академика В.П. Макеева". Его именем названы проспект в Миассе, улица в Коломне, судно Северного флота ВМФ РФ. Установлены бюсты в Миассе, Коломне, пос. Ненокса Архангельской области, в ЮУрГУ. Установлены мемориальные доски на доме, где жил Макеев в Миассе, на зданиях, где работал в Златоусте и в Миассе. Учреждены стипендии его имени в ЮУрГУ, Московском авиационном институте, Московском физико-техническом институте, Военно-морской академии им. Кузнецова.

Федерация космонавтики страны учредила медаль "Имени академика В.П. Макеева". Совместным решением администрации, партийного и профсоюзного комитетов и комитета ВЛКСМ КБ машиностроения в мае 1988 г. учреждена премия им. В.П. Макеева.

Многогранность таланта, неиссякаемое трудолюбие, умение видеть перспективу, простота, общительность, любовь к спорту и бережное отношение к прекрасной уральской природе - таким запомнился Генеральный конструктор Виктор Петрович Макеев.

    В городе - осень, ах в городе - осень,
    Над Лепешковою вновь то ли дождь, то ли снег.
    И снова глядят побелевшие сосны,
    Как Млечным Путем застывает проспект.
    Снова октябрь над Миасской долиною вьется,
    Снежною стаей кружит над Лысой горой,
    Белыми-белыми-белыми крыльями бьется,
    Будто зовет за собою в полет неземной.



    Песню о крыльях, о крыльях опять запоют.
    Ну что ж тут поделать - полет этот был неизбежен,
    Встречи-разлуки судьбою нам всем суждены.
    Но на земле остаются Любовь и Надежда,
    Работа и Память, и Песни, что создали мы.
    Пусть в чертежах и стендах музейных
    Замерли... замерли старты звездных ракет,
    В разлуку не веря, подросшие ели
    Вышли, встречая тебя, на проспект,
    А где-то, а где-то холодные белые волны,
    Как пальцы по струнам походной гитары, бегут.
    А где-то, а где-то ребята в усталых подлодках
    О главном конструкторе песню тихонько поют.
    О. Антонова

Макеев Виктор Петрович родился в г. Коломне Московской обл. Окончил МАИ им. С. Орджоникидзе (1948), Высшие инженерные курсы при МВТУ им. Н.Э. Баумана (1950), дтн (1965), член-корреспондент (1968), академик АН СССР (1976). Работал в 0КБ-1 НИИ-88 МОП, г. Калининград Московской обл. (1947-1950; 1952-1955): инженер, ведущий конструктор ракеты Р-11. С 1955 по 1985 г. работал в СКБ № 385 (КБ машиностроения), г. Златоуст, г. Миасс Челябинской обл.: главный конструктор, с 1963 г. - главный конструктор и начальник, с 1977 г. - генеральный конструктор и начальник КБ машиностроения. Участник создания оперативно-тактической ракеты Р-11, первой морской баллистической ракеты Р-11ФМ. По рекомендации С.П. Королева назначен главным конструктором КБ, в которое передали работы над ракетами Р-11, Р-11М, Р-11ФМ. Руководитель разработки баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ), принятых на вооружение в СССР, в том числе БРПЛ Р-21 - первой ракеты с подводным стартом (1963), БРПЛ Р-27 - первой ракеты с заводской заправкой топливом, ставшей наиболее массовой морской ракетой (1968), БРПЛ Р-29 - первой морской межконтинентальной ракеты (1974), БРПЛ Р-29Р - первой морской межконтинентальной ракеты с разделяющейся головной частью (1977), ракеты Р-39 - первой отечественной твердотопливной БРПЛ межконтинентальной дальности стрельбы с разделяющейся головной частью (1983), ракеты Р-29РМ - БРПЛ наивысшего в мире энергомассового совершенства (1986). Главный конструктор оперативно-тактической ракеты Р-17 или SCUD-B (1962); единственной в мире противокорабельной баллистической ракеты Р-27К, эксплуатировавшейся на одной подводной лодке (1975). Создатель и руководитель отечественной школы морского ракетостроения, достигшей мирового приоритета в ряде тактико-технических характеристик и конструктивно-компоновочных решений по ракетам, системам управления, стартовым системам, обеспечившей организацию и сопровождение серийного производства и эксплуатации стратегических морских ракетных комплексов на флотах. К основным приоритетным решениям относятся: размещение двигателей внутри баков горючего или окислителя; исключение объемов по длине ракеты, не используемых под топливо; применение астрокоррекции на боевых ракетах; создание трехступенчатой боевой ракеты; использование детонирующих удлиненных зарядов для разрушения и отделения элементов ракеты в полете; использование поясной амортизации из эластомерных материалов, в том числе размещенной на ракете; заводская заправка ракеты топливом с ампулизацией баков заваркой заправочно-дренажных клапанов; транспортировка собранных ракет в заправленном состоянии с заводов-изготовителей. Председатель Научного совета АН СССР по механике конструкций из композиционных материалов (1977-1985). Доцент, заведующий кафедрой, профессор Челябинского политехнического института (1960-1962), заведующий кафедрой МФТИ (1981-1985). Депутат Верховного Совета СССР (1966-1985). Кандидат в члены, член ЦК КПСС (1971-1985). Автор 32 изобретений, более 200 печатных работ, в том числе монографии. Лауреат Ленинской (1959), Государственных (1968,1978,1983) премий СССР. Дважды Герой Социалистического Труда (1961,1974). Награжден орденами Ленина (1956,1961,1963. 1974,1984), Октябрьской Революции (1971), медалями СССР, золотой медалью им. С.П. Королева АН СССР (1974). Почетный гражданин города Миасса Челябинской обл. (1997, посмертно). Его имя носит Акционерное Общество "Государственный ракетный центр имени академика В.П. Макеева". Его именем названы проспект в г. Миассе, улицы в г. Коломне и г. Челябинске, судно Северного флота ВМФ РФ. Установлены памятники в г. Миассе, г. Коломне, пос. Ненокса Архангельской обл.; мемориальные доски в г. Москве на здании Московского авиационного института имени С. Орджоникидзе, где он учился; в г. Миассе и г. Северодвинске на домах, где он жил; в г. Златоусте и в г. Миассе на зданиях, где он работал. Учреждены стипендии его имени в МАИ, МФТИ, Военно-морской академии им. Н.Г. Кузнецова. Федерация космонавтики учредила медаль им. академика В.П. Макеева (1991) и медаль имени академика В.П. Макеева УрО РАН (2015). Учреждена премия им. В.П. Макеева (1988).

Любовь Ловчикова раскладывает на столе, как пасьянс, многочисленные ответы из разных структур ОАО «РЖД» о судьбе двухкомнатной квартиры, в которой проживает на условиях коммерческого найма вот уже 7 лет. Все официальные инстанции говорят одно и то же: она может выкупить эту квартиру, как ей и обещали при заселении. Но Ловчикова считает, что имеет право получить её в собственность бесплатно.

Она уже 10 лет на пенсии, а до этого работала начальником станции Кенай. В 1971 году 19-летней девчонкой по зову сердца приехала сюда с Украины. «Нас было человек 30 молодых специалистов, – вспоминает моя собеседница. – Мы не имели ни малейшего представления о здешней жизни и взяли с собой прорезиненные валенки. Жили в бараках, свет в 12 часов ночи выключался, отопление печное. Приходилось колоть дрова в любую погоду.

А я топор в руках никогда не держала. Почти все, кто приехал со мной, вернулись обратно, не выдержав трудностей. А я полюбила Дальний Восток. У меня 30 лет стажа и всего одна запись в трудовой книжке – «Комсомольское отделение ДВЖД». Сначала работала стрелочницей на станции Аксака. Потом перевели на строящуюся станцию Кенай. К тому времени у меня появилась семья, дочь. Муж тоже железнодорожник, кочегар. Поменяли только барак, делили квартиру площадью 36 квадратных метров с другой семьёй из четырёх человек».

Так жили многие работники магистрали. Станцию Кенай сдали в эксплуатацию, а дома для железнодорожников так и не построили. Позже соседи переехали в другой барак, а у Ловчиковых родилась вторая дочь. Когда дети вылетели из гнезда, с ними стал жить брат мужа, незрячий инвалид. К тому времени барак был изрядно изношен. И в 2002 году Любовь Владимировну включили в очередь на получение жилья на Комсомольском отделении дороги. А тут началось и строительство дома на проспекте Первостроителей. В нём 16-й и 17-й подъезды предназначались очередникам. Но одни получили квартиры с правом выкупа, а другие, в основном многодетные и пенсионеры, – без. Ловчиковой, хотя она была уже пенсионеркой, выкуп разрешили. Тогда это её устраивало, поскольку открывало возможность получить право собственности на жильё.

В марте 2005 года они отпраздновали новоселье. А в мае была принята Концепция жилищной политики ОАО «РЖД», которая многое изменила.
«В ней не предусматривалось ни выделение бесплатного жилья, ни его выкуп. У компании имеется только специализированный жилой фонд, в который и были включены эти квартиры», – объясняет заместитель начальника Дальневосточной железной дороги по кадрам и социальным вопросам Михаил Федорец.

Поясним, квартиры из этого фонда выделяются работникам РЖД по определённым критериям только на время их работы в компании. «За наём они платят весьма скромную сумму, в среднем около 200 руб. Основное бремя расходов компания берёт на себя, – говорит заместитель начальника службы гражданских сооружений ДВЖД Виктор Макеев. – А для тех, кто не соответствует критериям, вступает в силу положение, предусматривающее начисление платы за наём, полностью покрывающей расходы ОАО «РЖД» на содержание жилого помещения, включая амортизационные и налоговые выплаты».

В итоге Ловчиковой (и другим жильцам) пришёл счёт за коммерческий наём на 5593 руб. за месяц. А у неё пенсия – 11 тыс., у мужа – 10 тыс. руб. и у его брата-инвалида – 9 тыс. руб. Многие отказались вносить плату, увеличившуюся почти в 30 раз. Ведь когда они заселялись, речь шла о совсем иных условиях проживания. К тому же по Гражданскому и Жилищному кодексам условия договора не могут быть изменены в одностороннем порядке. Посыпались письма в ОАО «РЖД», прокуратуру, правительство Хабаровского края, писали даже Президенту РФ с просьбой разобраться в сложившейся ситуации.

К чести Дальневосточной железной дороги, она признала ошибочность включения в специализированный жилой фонд 54 квартир. ОАО «РЖД» приняло во внимание и факт, что людям было обещано право на выкуп жилья, и решило реализовать его в отношении 47 квартир. Причём на льготных условиях (под 2% годовых) с рассрочкой платежа на 15 лет и внесением первоначального взноса в размере не менее 15% стоимости жилья. Остальные семь квартир были переданы в муниципальную собственность. «Жильцы не могли их выкупить, – говорит Михаил Федорец. – Это решение было принято профсоюзом и руководством Комсомольского отделения, они и отбирали людей».

Однако всеобщего ликования по поводу такого, казалось бы, взвешенного разрешения жилищного вопроса не было.
«Стоимость квартир, по которой нам предложено их выкупать, выше рыночной в Комсомольске-на-Амуре», – возмущается электромеханик Павел Ежиков.

«Моя семья уже не имеет возможности выкупить жильё, – говорит Любовь Ловчикова. – Первоначальный взнос составляет примерно 250 тыс. руб., а потом в течение 15 лет я должна ежемесячно выплачивать по 8 тыс. руб. Но наш совокупный доход – немногим больше 30 тыс. руб. Поэтому нашу квартиру необходимо передать в муниципальную собственность. Все мы – свекровь, я с мужем, две дочери – связаны с железной дорогой. Наш общий трудовой стаж – примерно 100 лет».

«Когда мы въезжали сюда, у нас с мужем было двое детей и стабильное финансовое положение. Мы могли начать выкуп квартиры, – доказывает свою правду и Марина Пельменева. – Но в конце 2011 года я родила третьего ребёнка. Доход наш, естественно, упал и складывается сейчас из пособия по уходу за ребёнком и заработной платы мужа, которая составляет примерно 39 тыс. руб. Мы стали многодетными и малоимущими».

Однако доводы Ловчиковой и Пельменевой в ОАО «РЖД» не сочли основанием для передачи их квартир в муниципальную собственность. По закону жанра журналисту следовало бы разразиться гневным пассажем: мол, компания игнорирует социальное положение трудящихся. Но не стоит забывать, что мы живём в рыночной действительности, а у неё свои законы. И многие из жильцов их вполне одобряют, когда они не затрагивают их интересы. Следовало бы помнить и о том, что частный собственник обязан осуществлять лишь предусмотренные законом меры социальной защиты, а также те, которые оговорены его внутренними документами, то есть Концепцией жилищной политики.

А в ней нет ни слова о трудовых династиях. Хотя, может, стоило бы и вписать? В конечном итоге преданность железной дороге её работников – это капитал, который не подвержен инфляции.

Безусловно, компания вправе устанавливать цены за коммерческий наём жилья независимо от того, устраивают они кого-то или нет. В то же время было бы логично, если бы они росли не столь сумасшедшими темпами, опустошая тощие кошельки жильцов. Да, компания не обязана объяснять, на каком основании решила передать в муниципальную собственность пресловутые семь квартир. Она вправе распоряжаться ими по своему усмотрению. Да и делала она это, напомню, совместно с профсоюзами. В муниципальную собственность передали квартиры, жильцы которых ещё в 2002 году были признаны малоимущими. Но сейчас справедливость этого решения уже не столь очевидна. За это время у той же Пельменевой и других людей изменились жизненные обстоятельства, ухудшилось материальное положение. Теперь они вряд ли смогут выкупить свои квартиры.

«РЖД не благотворительная организация, – прямо говорит начальник отдела корпоративной жилищной политики службы управления персоналом ДВЖД Юлия Гашилова. – Но многие люди никак не могут осознать, что компания уже давно не предоставляет жильё бесплатно. Теперь его можно только покупать через программы. Сейчас у нас их две, и обе ипотечные: для молодых семей с кредитной ставкой 1,5% и со ставкой 4,5% для сотрудников, которые признаны нуждающимися в жилье и трудятся по профессии, которая входит в специальный перечень».

Но Ловчикова и Пельменева этими программами воспользоваться не могут. Как же быть? «Если они откажутся выкупать квартиры, выселять их компания не будет», – говорит Михаил Федорец. Хотя, добавлю, и гарантировать никто не может, что это решение со временем не изменится. Куда им тогда идти – на улицу?

Сейчас плата за наём жильцам этих подъездов начисляется по муниципальным расценкам. Это около 200 руб. Однако те, кто в течение года бойкотировал оплату, выросшую почти в 30 раз, продолжают считаться должниками. Служба гражданских сооружений поставила их об этом в известность. У кого должок набежал на 40 тыс. руб., а у кого и больше. Над должниками висит угроза выселения.

И это несмотря на то, что дорога признала ошибочность включения этих квартир в специализированный жилищный фонд.

Из этого вроде бы вытекает, что никаких долгов быть не должно, но они есть!

И это не единственная проблема. Все семь лет люди не имеют постоянной регистрации в доме. В результате они лишены льгот, например, на медицинское обслуживание, оплату коммунальных услуг, что важно для ветеранов и пенсионеров.
«Это дом-парадокс, – говорит Юлия Гашилова. – Строительство его началось во времена МПС, а заселили его, когда было создано ОАО «РЖД».

За это время изменились экономические, социальные условия, жилищная политика компании. Вот почему так непросто распутать весь клубок существующих проблем».

Но, возможно, сделать это было бы проще, если бы за каждым решением видели живых людей? Не чужих, а своих. Ведь и Концепция жилищной политики разрабатывалась ради них.