Меню Рубрики

Методы исследования потребительских предпочтений. Смотреть страницы где упоминается термин мониторинг потребителей Система мониторинга предпочтений потребителей

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Технология проведения замеров и мониторинга удовлетворенности потребителей качеством товара. Обзор существующих исследований и методов оценок. Исследование удовлетворенности потребителей на примере ЗАО "Синемаменеджмент", затраты на их проведение.

    курсовая работа , добавлен 25.02.2011

    Сущность удовлетворенности потребителей, сохраняющих приверженность фирме. Основы управления удовлетворенностью потребителей на примере ведущих компаний мира. Сбор первичной информации. Оценка удовлетворенности клиента и качества работы предприятия.

    дипломная работа , добавлен 01.11.2011

    Удовлетворенность потребителей в системе управления качеством: теоретические аспекты. Роль и задачи оценки удовлетворенности потребителей качеством услуг, источники информации. Анализ удовлетворенности потребителей качеством услуг ООО "Прогресс-РМ".

    дипломная работа , добавлен 15.12.2011

    Специфика оказания услуг в жилищно-коммунальной сфере, соответствующих ожиданиям потребителей, их сущность и значение. Анализ степени удовлетворенности потребителей - физических и юридических лиц ОАО ТАТэнерго "НЧТК" услугами в сфере коммунальных услуг.

    дипломная работа , добавлен 26.05.2014

    Понятие, характеристика, виды и свойства потребностей. Формирование и развитие общественных потребностей. Анализ удовлетворенности потребителей ОАО "ТАТэнерго "НЧТК". Совершенствование способов удовлетворения потребностей потребителей коммунальных услуг.

    курсовая работа , добавлен 26.05.2015

    Особенности процесса организации сервисного обслуживания потребителей товаров на предприятии. Влияние факторов внешней и внутренней среды на сервисное обслуживание потребителей. Внедрение CARRY CRM системы управления взаимоотношениями с клиентами.

    дипломная работа , добавлен 29.06.2012

    Программа разработки и внедрения системы управления качеством специализированных жиров, масел и маргаринов в ООО "ЭФКО Пищевые ингредиенты". Проведение мониторинга удовлетворенности потребителей продукцией и процессами на основе маркетинговой информации.

    курсовая работа , добавлен 04.01.2016

    Сертификация систем менеджмента качества на предприятиях. Этапы создания менеджмента качества. Критерии выбора органов по сертификации. Показатели работы организации по повышению удовлетворенности потребителей. Международная организация по стандартизации.

    курсовая работа , добавлен 18.04.2010

Мануильская Ксения

Менеджер проектов

ПОЧЕМУ ТРЦ?

Начиная с 90-х годов в Москве, а потом и в других городах России стали один за одним появляться крупные торговые центры - сначала Рамстрор, IKEA затем Седьмой Континент, Патерсон, Ашан - перечислять можно еще долго. Первоначально это были только торговые центры, потом в них стали появляться развлекательные элементы: кинотеатры, рестораны, бары, кафе.

Волна строительства ТРЦ не утихает, а все возрастает. Основной особенностью этих центров является - ориентация на огромный (до нескольких тысяч) ежедневный приток посетителей.

Здесь мы подошли к самому главному вопросу, который волнует как инвестора, так и потенциального владельца и исследователя:

    чем привлечь?

    как привлечь?

    как удержать этот самый приток посетителей?

Все поставленные вопросы являются маркетинговыми. Решение каждого из них требует особых маркетинговых ходов.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА

Чтобы ответить на поставленные вопросы, можно положиться на практику других уже открывшихся центров, посмотреть как же у них и сделать также. Или лучше по-своему? Конечно, по-своему! - скажите Вы, и будите правы. Всегда хочется добиться уникальности, особенности, отличия от других. Как же этого достигнуть? Можно пригласить супер модных дизайнеров, проектировщиков и добиться абсолютной оригинальности. Но понравится ли посетителям этот полет фантазии? Вероятно да, а может быть и нет. Как же это узнать заранее?

Практика показывает, что наиболее целесообразным и эффективным является обращение к самому потенциальному посетителю. Однако не стоит пренебрегать и опытом предшественников.

У нас уже накоплен довольно большой опыт изучения потребительских предпочтений. Например, продвижение и открытие крупного торгового центра, торгово-развлекательного комплекса, посетителей кофеен, салонов красоты. При реализации большого проекта, как создание нового крупного центра, рекомендуется использовать целый комплекс исследований.

В настоящем кейсе хотелось бы подробнее рассказать об опыте изучения потребительских предпочтений посетителей торгово-развлекательного центра.

Некоторое время назад перед нами была поставлена очень интересная задача: в одном из районов Москвы было запланировано открытие крупного ТРЦ. Это должен был быть центр уникальный в своем роде - сочетающий полный спектр развлечений.

Казалось бы, в чем сложность? Есть выделенная площадь, средства инвестора. Однако, оставалось неясным:

    какой же ожидается ежедневный приток посетителей,

    какие виды отдыха и развлечений будут пользоваться наибольшим спросом,

    стоит ли совмещать развлекательную и торговые зоны, нужна ли вообще последняя,

    что может являться уникальным достоинством строящегося центра, способного привлечь не только жителей своего района, но и всего города и его гостей.

Используемые методы

    Фокус-групповые дискуссии

    Личный опрос потенциальных посетителей

    Мониторинг торговых и развлекательных центров

1. Фокус-группа

Фокус-группа - это метод качественного исследования, проводится обычно с целью изучения глубинных мотиваций потенциальных потребителей/ посетителей. Проводимые дискуссии ставили перед собой задачу выявления потребительских предпочтений по наполнению центра. Нашим агентством была проведена серия фокус-групп, участники которых отражали характеристики целевых сегментов, как то: молодежь и студенты, молодые семьи с детьми, люди среднего возраста, а также группа, имеющая смешанный состав.

Каждая из фокус-групп позволила выявить основные предпочтения исследуемых сегментов.

Почему сначала фокус-группа?

В том случае, когда проводится масштабное маркетинговое исследование, включающее в себя целый ряд исследовательских мероприятий, фокус-групповые дискуссии целесообразно проводить на начальном этапе.

    Во-первых,

    Фокус-группа - это дискуссия на заданную тему с довольно небольшим количеством приглашенных респондентов (не более 10-12 человек). Разговор ведется в непринужденной обстановке за чашкой чая. Люди свободно высказывают свои мнения, приятная атмосфера способствует рождению и генерации креативных идей. Кстати в ходе наших фокус-групп была предложена масса идей по дизайну и стилистическому оформлению проектируемого центра.

    Во-вторых,

    Мы разговаривали с непосредственным потенциальным посетителем, что помогает ознакомиться с его "словарем". Это является существенным подспорьем в составлении анкеты для количественного исследования: на фокус-группе мы можем "приноровится" к стилю каждого участника, поговорить с ним лично, уточнить его позиции, а в массовом исследовании нам необходимо, что бы нас понял каждый опрашиваемый, причем разговор ведется опосредованно, через методический инструмент - анкету. Беседа на фокус-группе может оказать существенную помощь, как в формулировке вопросов анкеты, так и ее содержательно наполнении.

    В-четвертых,

    Фокус-группы позволили ознакомиться в запросам и ожиданиями посетителей относительно проектируемого РЦ. Вопросы о существующих развлекательных центрах, их достоинствах и недостатках позволили выявить картину восприятия индустрии отдыха и развлечений в городе. Безусловно, собранная информация поможет избежать ошибок предшественников при строительстве нового центра.

Результат

Фокус-группы помогли создать довольно целостную картину об изучаемом предмете, конкретизировать цели и задачи исследования и перейти к следующему этапу…

2. Опрос

Опрос является наиболее эффективным и традиционным методом изучения потребительских предпочтений. При подготовке такого крупного проекта, как открытие нового крупного развлекательного центра, этот этап просто необходим.

Чем полезен опрос?

    Во-первых,

    Опрос позволят выяснить мнения и предпочтения довольно большого количества потенциальных посетителей (выборочной совокупности) развлекательного центра. Полученные данные позволяют с большой долей вероятности делать выводы и прогнозы относительно всех потенциальных посетителей (генеральной совокупности).

    Во-вторых,

    Полученные данные удобны в обработке, легко структурируются и обобщаются: все опрошенным задаются одни и те же вопросы с одними и теми же вариантами ответов.

Особенности случая

Первая сложность, с которой мы встретились, это была проблема места проведения опроса. С одной стороны, нам было известно, место, район, в котором планируется к открытию центр, и казалось логичным, что основными посетителями будут именно жители этого района. С другой стороны, масштаб замыслов свидетельствовал о том, что в комплекс будут съезжаться жители и других частей города. Как же добиться равномерно распределения по всем районам столицы?

Нами было принято решение проводить опрос в непосредственной близости от ныне существующих Развлекательных и Торгово-развлекательных комплексов, которые были выбраны таким образом, что они равномерно покрывали всю территорию города.

Вторая сложность, это время проведения опроса. Как показали результаты фокус-групп, потенциальным посетителем РЦ может стать любой житель города, как работающий, так и неработающий, учащийся. Поэтому время опроса варьировалось от 14.00 дня до 21.00 вечера. Таким образом, в выборку могли попасть с равной вероятностью все жители города.

И третья сложность - это как отбирать участников для опроса. Было сделано предположение, что даже те, кто не посещает регулярно существующих центров, вероятно, заинтересуются новым. Однако в анкете был введен вопрос-фильтр, направленный на то, чтобы узнать посещает ли респондент развлекательные центры: доля тех, кто не посещает, не должна была превышать 20% опрошенных. Сам же отбор осуществлялся методом случайного отбора, т.е. каждый житель имел равный шанс попасть в выборку.

Параллельно с опросом проводилась третья часть нашего исследования - мониторинг существующих развлекательных и торгово-развлекательных центров города.

Мониторинг

На первый взгляд может показаться, что мониторинг не имеет никакого отношения к изучению потребительских предпочтений. Однако, это не так.

В качестве мест проведения опроса были выбраны 20 крупных и наиболее известных развлекательных и торгово-развлекательных центров. Одновременно с опросом проводился их мониторинг, а также учет посетителей, то есть рассчитывалась проходимость каждого центра.

Преимущества

Подобный системный подход к изучению существующих центров позволяет решить сразу комплекс задач:

    выявить наиболее популярные и посещаемые центры;

    провести конкурентную оценку их преимуществ;

    отметить наиболее успешные ходы: маркетинговые, стилистические и пр.

Зачем это нужно?

Сведения о притоке посетителей в совокупности со знаниями о площади, перечне предлагаемых развлечений, часах работы и пр. могут стать существенным подспорьем, как в проектировании нового центра, так и впоследствии в составлении его бизнес-плана.

Успехи

Мы смогли:

  1. разработать и предложить стратегию продвижения и конкурентной борьбы нового центра;

    сформулировать его уникальное достоинство, выгодно отличающее его от конкурентов;

    построить прогноз посещаемости центра;

    выделить основные сегменты посетителей и определить их потребности, готовность к тратам и пр.

    выявить неудовлетворенные потребности каждого сегмента.

Неудачи и трудности

Существует несколько типичных проблем при проведении такого рода масштабных исследований.

На стадии организации проекта Вы можно столкнуться.

Без потребителей невозможно существование ни одного бизнеса. Понимание того, что нужно твоему клиенту, что он ждет от тебя, каковы его ценности и цели — путь к процветанию любой компании.

Изучение потребителей проводится различными методами — от контент-анализа записей в сети Интернет до опросов и глубинных интервью.

Штат наших интервьюеров, психологов, социологов, аналитиков готов рассказать Вам все о Ваших клиентах.

Перейдем от теории к практике. Рассмотрим анализ потребителей на примере конкретного коммерческого предложения.

Исследуемый рынок : рынок товаров для дома, в частности, товарная категория «Х»

Цель исследования : необходима информация о потребительском поведении для оптимизации товарного портфеля компании

Задачи исследования:

  • выявление основных категорий потребителей
  • определение предпочтений покупателей,
  • изучение факторов определяющих решение покупателя о совершении покупки
  • определение платежеспособного спроса на товар
  • выявление потребности потребителей в дополнительных преимуществах

Период исследования : 3 недели

Описание предлагаемого исследования:

  • Исследование должно проводиться в сетевых DIY-маркетах. Согласно последним исследованиям, крупнейшими сетями являются «///», «///», «///», «///». Данный набор точек исследования позволит получить информацию по поведению потребителей в магазинах различной ценовой категории и позиционирования. Для получения максимального эффекта все исследования необходимо проводить в трех магазинах каждой сети в каждом городе. Это позволит получить репрезентативную выборку, в том числе с учетом географических факторов
  • Исследование будет состоять из:
    • Включенное наблюдение в местах продаж. Специалист наблюдает за поведением потребителя. Кто покупает товар данной категории, что еще покупается с этим товаром. Что покупают и как себя ведут представители целевой аудитории описанной вами. Кто основные конкуренты. Необходимо проводить во всех 3-х магазинах каждой сети по одному человеко-дню на магазин. Итого X человеко-дней.
    • Опрос – общение профессиональных интервьюеров с покупателями в торговых точках. Для опроса заранее будет составлена и согласована с вами анкета. Цель опроса – получить большой объем информации по причине совершения покупок, удовлетворенности потребителя, его ценностях. Опрос будет проводиться среди тех, кто купил занавески для душа и тех, кто попадает под описание искомой целевой аудитории в соотношении 50/50. Для получения качественного результата будет опрошено по X человек (A+B) в каждом из Х магазинов итого X человек
    • Глубинное интервью – личное общение профессиональных исследователей с выбранными потребителями. Позволяет распознать более глубинные мотивы совершения покупки. Будет проведено по одному интервью в каждом магазине. Итого, Х интервью
  • Все виды исследования происходят последовательно. От наблюдения к опросу, от опроса к интервью.
  • На каждом этапе исследования все шаги будут согласовываться с вами:
    • Конкретные адреса магазинов
    • Описание клиентов для наблюдения
    • Анкета для опроса
    • Вопросы для интервью
  • В итоге будет собран большой объем информации, состоящий из
    • Описания поведения потребителей в торговой точке
    • Ответов на вопросы анкеты
    • Мыслей респондентов, высказанных в ходе глубинных интервью
  • Наши специалисты в области маркетинга, брендинга и социологии проведут обработку этого массива данных для того, чтобы предоставить четкие маркетинговые выводы

Результат исследования : Вы получаете отчет, который будет состоять из 2-х частей:

  • Маркетинговое описание текущей ситуации
  • Маркетинговые рекомендации по итогам проведенного исследования

Отчет будет содержать:

  • описание основных категорий потребителей
  • анализ предпочтений покупателей, как в области основного продукта, так и сопутствующих продуктов и продуктов заменителей
  • список факторов, влияющих на принятие потребителем решения о совершении покупки с разбором каждого фактора
  • размер спроса на исследуемый товар
  • выявленные потребности потребителей в дополнительных преимуществах товара
  • описание наиболее предпочтительных инструментов коммуникации с потребителем

Отчет будет содержать данные как по городам исследования, так и по конкретным торговым сетям.

Стоимость исследования :

Согласовывается дополнительно

Данное коммерческое предложение – лишь пример мониторинга потребителей. Свяжитесь с нами, чтобы мы разработали подробное предложение для Вас!

УДК 338.46

потребительские предпочтения в мониторинге системы дополнительного профессионального образования

Вапнярская О.И.,

ФГОУВПО «Российский государственный университет сервиса», г. Москва

The curriculum development requires attention to the individual, social and national needs. Lifelong education has become the subject of ongoing systematic research. The author examines the main elements in the monitoring of the complementary vocational training system. Specifically, the article shows the basic concepts of monitoring in this area, the role of participants, and their interests. The author explains how different monitoring techniques reveal typical consumer preferences.

Растущая роль образования требует формирования программ и процессов обучения с учетом потребностей личности, общества и государства. Непрерывное образование за рубежом давно стало предметом постоянных систематических исследований. В статье рассматриваются основные элементы мониторинга системы дополнительного профессионального образования. Раскрываются основные концепции мониторинга в данной сфере, роли участников, их интересы. Автором показано, как в зависимости от выбранной технологии мониторинга отражаются интересы потребителей, их предпочтения.

Ключевые слова: мониторинг, дополнительное профессиональное образование, исследование.

Формирование и систематизация процессов мониторинга системы российского образования, в т.ч. дополнительного профессионального образования (ДПО), обусловили целесообразность изучения передового зарубежного опыта по организации и проведению подобных исследований в целях обеспечения подготовки специалистов с учетом потребностей личности, общества и государства.

Процесс развития непрерывного образования прошёл ряд этапов, каждый из которых отличается своей спецификой: I этап становления (конец 50-х-начало 70-х гг.), характерной чертой его стало осознание необходимости концепции непрерывного образования и понимание того, что непрерывное образование - качественно иное явление, чем реформирование образования взрослых; II этап - этап эволюции (начало 70-х - вторая половина 80-х гг.) характеризуется интенсивной разработкой методологических и концептуальных основ непрерывного образования; III этап - этап диа-

лектики взаимосвязи концепции с практикой, делится на два периода. Спецификой первого периода (вторая половина 80-х - начало 90-х гг.) является интерпретация непрерывного образования, ориентированная на развитие личности, что ознаменовало смену парадигм образования - знаниевой на личностно-компетентностную парадигму; второй период (начало 90-х - настоящее время) характеризуется рассмотрением проблем непрерывного образования с точки зрения политико-правого обеспечения и на уровне образовательного сообщества . По мнению экспертов, современный этап развития непрерывного образования характеризуется такими тенденциями, как секторное деление непрерывного образования на формальное, неформальное и информальное и, как результат, перенос акцента с непрерывного образования на непрерывное учение; выявление частной стратегии непрерывного образования в виде рекуррентного образования; кумулятивный характер первоначального об-

разования; повышение роли международных организаций и крупных финансовых учредителей; развитие новых форм международного сотрудничества. Ряд ведущих стран сформулировали стратегии развития непрерывного образования, используют его как инструмент социально-экономического развития на различных уровнях. В связи с этим повышается значимость организации и проведения регулярных исследований в этой области, обеспечивающего заинтересованных лиц информационной базой для обоснования управленческих решений.

Наиболее общей представляется трактовка мониторинга как особого вида деятельности по получению информации о каком-либо процессе и (или объекте). Современные подходы к мониторингу расширяют его функции, дополняя наблюдение за состоянием объекта и/ или процесса, такими задачами, как анализ, оценку текущего состояния и происходящих изменений, а также прогнозирование этого состояния. Соответственно, в настоящее время мониторингом ДПО считается деятельность по наблюдению за состоянием и его отображению ДПО как системы и происходящих в ней процессов, анализу и оценке состояния и происходящих изменений в системе, ее подсистемах объектах и процессах, а также прогнозированию их состояния. В зависимости от поставленных целей исследования, спектр задач мониторинга в сфере непрерывного образования может быть ограничен или расширен (рис. 1).

Осуществление подобного рода мониторинговых исследований осуществляется на различных уровнях:

Международный уровень, например, ЮНЕСКО организовала Группу по Всемирному докладу по мониторингу ОДВ, которая подготовила обзор под общим лозунгом «Следуем ли мы намеченному курсу?» в 2002 г. ;

Национальный уровень охватывает мониторинги в пределах одной страны;

Региональный уровень означает проведение мониторинга на территории региона или муниципального образования;

Уровень образовательного учреждения - мониторинг описывает организацию услуг непрерывного образования той или иной организации.

В результате обобщения основных характеристик указанных базовых концепций, становится возможным заключить, что мониторинг системы ДПО выполняет следующие функции:

Функция интеграции отражает концепцию мониторинга темы дополнительного профессионального образования как системообразующего фактора, обеспечивающего комплексную характеристику процессов, происходящих в этой системе;

Функция диагностики представляет мониторинг как процесс сканирования состояния системы дополнительного профессионального образования и происходящих изменений, в целях их оценки;

Выполняет роль инструмента контролирования состояния объекта исследования. Выполняется исключительно как процедура сбора информации с целью ее дальнейшего использования в анализе, прогнозировании и пр. работах.

Мониторинг как аналитический и прогностический инструмент

Мониторинг как инструмент разработки коррекционных мероприятий

Рис. 1. Базовые концепции мониторинга системы непрерывного образования

Выполняет роль специализированного исследования состояния и прогнозирования развития объекта. Выделяется два блока работ - сбор информации и ее обработка. Основная цель - определение оценок состояния объекта и разработка прогноза его состояния.

Выполняет роль инструмента разработки и обоснования управленческих решений. Выделяется три блока работ- сбор информации, ее обработка, разработка коррекционных мероприятий. Основная цель - планирование и обеспечение развития объекта в соответствии с заданными целями.

Мониторинг как наблюдение

Рис. 2. Основные элементы мониторинга дополнительного профессионального образования

Компаративистская функция создает условия для сравнительно-сопоставительного анализа оценок и измерения состояния системы целом или ее элементов во времени и в пространстве;

Экспертная функция осуществляет экспертизу форм, методов состояния и развития системы дополнительного профессионального образования, ее компонентов и подсистем;

Функция информации выражает мониторинг как способ регулярного получения сопоставимой информации о состоянии и развитии системы дополнительного профессионального образования, которая необходима для анализа и прогноза;

Прагматическая функция позволяет использовать мониторинговую информацию при принятии обоснованных управленческих решений .

Объектом мониторинга системы дополнительного профессионального образования выбирается элемент или процесс, на который направлены мониторинговые процедуры. Объектами мониторинговой оценки могут быть явления (воспитанность, образованность, ма-

стерство и др.); процессы (педагогический процесс в целом, процесс трудового воспитания и т.д.); деятельность (трудовая, учебная и др.).

В системе непрерывного образования, как правило, выделяют следующие объекты мониторинга:

Подтверждение возможности получения услуг дополнительного профессионального образования определенного уровня гражданами с различным первоначальным образованием;

Выбор специальности (направления) дополнительного профессионального образования;

Обучение, включая состояние образовательных организаций с точки зрения осуществления ими образовательной деятельности;

Выбор траектории деятельности по завершении обучения (работа по найму, дальнейшая учеба, самозанятость и т.д.);

Вариант дальнейшего обучения, если слушатель выбирает продолжение учебы. Основные элементы мониторинга дополнительного профессионального образования (ДПО) представлены на рис. 2.

Предметом мониторинга системы ДПО выступают состояния данной системы в определенные периоды времени и изменения в этой системе с целью выявления и анализа динамики развития объекта. Субъектами мониторинга системы ДПО выступают носители мониторинговых функций - субъекты, предоставляющие информацию; субъекты, собирающие и обрабатывающие информацию, а также субъекты, потребляющие (использующие) информацию. Главная цель мониторинга, соответственно, заключается в обеспечении принятия обоснованных управленческих решений по изменению состояния системы ДПО в целом или ее отдельных подсистем, объектов, процессов. Таким образом, мониторинг отражает динамику развития объекта с позиций интересов потребителей, существующих или потенциальных.

К основным задачам мониторинга системы дополнительного профессионального образования принято относить:

Аккумулирование и систематизацию качественной информации о системе ДПО, ее отдельных подсистемах, объектах и процессах;

Формирование соответствующих баз данных и иных массивов информации;

Системный анализ и оценку накопленной информации;

Предоставление заинтересованным юридическим и физическим лицам, в т.ч. субъектам государственного управления и местного самоуправления;

Прогнозирование развития системы ДПО, ее отдельных подсистем, объектов и процессов;

Как видим, цели и задачи мониторинга системы ДПО разнообразны. Анализ показывает, что на практике используется практически вся совокупность концепций мониторинга в непрерывном образовании. С точки зрения информационного обеспечения управленческих процессов в сфере ДПО выделяют информационный, базовый, проблемный и управленческий мониторинг .

Информационный мониторинг заключается в сборе, аккумулировании, систематизации и распространении информации. Данный вид не всегда предусматривает проведения специаль-

но организованного обследования при сборе информации. Как правило, информационный мониторинг охватывает анализ известных статистических данных и дает предварительные или предельные результаты для определения последующих мониторинговых исследований.

Базовый мониторинг позволяет выявлять проблемы, идентифицировать возможные угрозы до того, как они начнут оказывать реальное влияние. Данный вид мониторинга предназначен для определения нежелательных отклонений в развитии системы и ее элементов от заданных стратегий и планов развития.

Проблемный мониторинг используется для того, чтобы выявить, охарактеризовать и проанализировать существующие проблемы. Как правило, проблемный мониторинг осуществляется по заказу органов управления и предполагает точную формулировку задания. Поэтому тематика такого мониторинга достаточно динамична. Наряду с проблемами, носящими постоянный характер и связанными с функционированием системы непрерывного образования, существует ряд тем, решаемых в т.ч. посредством мониторинга. После отработки соответствующих нормативных процедур мониторинги по этим темам прекращаются или проводятся значительно реже.

Управленческий мониторинг нацелен на отслеживание и оценку эффективности, последствий и вторичных эффектов управленческих решений.

По используемым для проведения мониторинга средствам выделяют:

Педагогический мониторинг;

Социологический мониторинг;

Психологический мониторинг;

Медицинский мониторинг;

Экономический мониторинг;

Демографический мониторинг.

По иерархии систем управления выделяют:

Мониторинг на уровне образовательного учреждения;

Муниципальный мониторинг;

Региональный мониторинг;

Национальный (федеральный) мониторинг.

По основаниям экспертизы выделяют динамический, сравнительный, комплексный и безосновной мониторинг.

Динамический мониторинг подразумевает, что основанием для экспертизы служат данные о динамике развития того или иного объекта, явления или показателя.

Сравнительный мониторинг в качестве основания для экспертизы использует результаты идентичного обследования других образовательных систем.

Комплексный мониторинг проводится с использованием нескольких оснований для экспертизы.

Безосновной мониторинг предполагает, что для анализа привлекаются результаты, полученные в одном исследовании. Подчеркнем, что опыта использования безосновного мониторинга в качестве единственного или основного инструмента практически не существует.

По обследованию основных элементов системы ДПО выделяют мониторинг социальной сферы; мониторинг учебной сферы; мониторинг воспитательной сферы.

По организации наиболее часто используются систематический, нестатический мониторинг.

Систематический мониторинг основан на данных статистической отчетности, прежде всего на жестко закрепленных данных государственной статистической отчетности и четко отлаженной и регламентированной системе сбора информации.

Нестатический мониторинг базируется на самостоятельно разрабатываемых исследователями показателях и соответственно частных (уникальных) шкалах измерения данных показателях, с самостоятельно заданными периодами измерения и т.п.

По способам сбора информации выделяют мониторинги следующих типов:

Описание объектов мониторинга без каких-либо измерений;

Мониторинги с непосредственным физическим измерением параметров объекта;

Мониторинг с использованием системы хорошо разработанных и общепринятых критериев или индикаторов;

Мониторинг с опосредованными измерениями, с привлечением технологий научного исследования, использованием особо оговоренных систем критериев и показателей.

Данные виды мониторинговых исследований образуют так называемые системы мониторингов.

Система мониторингов, непосредственно связанных с накоплением и структуризацией информации, как правило, касается законодательной базы управления образованием, публикаций об образовании и т.д.

Система мониторингов развития знаний учащихся разработана СИТО - голландским Национальным институтом по оценке достижений в области образования, базируется на модели «цель-результат» и учитывает характеристики процесса обучения. Основаниями для сопоставительного анализа выступают динамические и сравнительные характеристики относительно группы или возраста. В качестве объекта выступают знания отдельного слушателя, по которым допускаются выводы о ситуации в учебной группе. Результаты мониторинга предназначены для принятия стратегических и тактических управленческих решений по коррекции процесса образования педагогами и администраторами.

Системы мониторинга, построенные с использованием модели «вход-выход» рассматривают в качестве «входных» данных характеристики ученика, а для получения интегрального результата используется «эффект влияния», имея в виду различия между средним уровнем деятельности образовательного учреждения и определенным стандартом с учетом статистической корректировки в отношении количества и состава учащихся в данном учебном заведении.

Системы мониторинга на уровне образовательного учреждения служат целям определения эффективности той или иной технологии, программы обучения, выделения факторов, влияющие на качество обучения, найти примеры связи квалификации педагога и результатов преподавания и т.д.

Результатом мониторинга ДПО становится оценка степени соответствия существующей системы и/или ее элементов требованиям участников системы. В качестве участников системы ДПО за рубежом могут выступать:

Органы государственного управления и органы местного самоуправления в сфере непрерывного образования;

Учебные заведения в сфере непрерывного образования;

Предприятия и организации, выступающие в роли работодателей;

Объединения предприятий, образовательных учреждений, специалистов;

Потребители услуг непрерывного образования;

Широкая общественность.

Цели и интересы субъектов мониторинговых исследований системы ДПО за рубежом представлены в табл.

цели и интересы субъектов мониторинговых исследований системы дПо

Субъект мониторинга Интересующие результаты (информация) Цели использования результатов мониторинга ДПО

Органы государственного управления и органы местного самоуправления в сфере ДПО Соответствие ДПО социальноэкономическому развитию региона Принятие управленческих решений относительно регулирования системы ДПО в регионе

Учебные заведения в сфере ДПО Соответствие системы ДПО потребностям региона, рынка труда и потребителей, оценки спроса. Принятие управленческих решений относительно развития ДПО в учебном заведении

Предприятия и организации, выступающие в роли работодателей Существующие компетентностью подходы в ДПО, развитие компетенций Идентификация важнейших компетенций в подготовке

Объединения предприятий, образовательных учреждений, специалистов Оптимальные формы и методы непрерывного образования, качество подготовки, осваиваемые компетенции Идентификация требований к подготовке определенных категорий специалистов

Потребители услуг ДПО Структура ДПО, доступность услуг, результативность обучения и перспективы деятельности Потребительский выбор в сфере ДПО

Широкая общественность Обеспеченность населения услугами ДПО Использование ДПО в качестве инструмента социальной политики и экономического развития

Каждый из данных участников в итогах мониторинга получает интересующую информацию. В силу очевидных различий в целях и интересах мониторинг становится широкомасштабным исследованием системы непрерывного образования. Поэтому начальная информация для проведения мониторинга системы ДПО охватывает не только оценки состояния этого объекта, но и оценки экономики страны/ региона, рынка труда и пр. Масштабность такой задачи, как правило, обусловливает выбор приоритетных целей проведения мониторинга. Достаточно часто мониторинг проводится в интересах региональных (местных) органов управления (как системой образования, так и другими объектами) с целью определения соответствия развития дополнительного профессионального образования целям и задачам социально-экономического развития региона. Мониторинг системы ДПО с целью оценки ее соответствия целям государства/региона обеспечивает возможность определения следующих аспектов:

Способности системы ДПО обучать в соответствии с потребностями региона в образованных гражданах и квалифицированных специалистах, а также в развитии рынка труда, самозанятости населения;

Соответствие качества обучения требованиям органов управления региона, экономики региона, граждан, профессиональных сообществ, работодателей;

Эффективность использования региональных материальных и финансовых ресурсов;

Доступность ДПО для потребителей .

В организации мониторинга системы ДПО за рубежом, как показал анализ, существуют различные подходы. Прежде всего, это касается организации, выполняющей мониторинг. Так, мониторинговые исследования в указанной области осуществляются различными компетентными лицами: органами управления образованием, объединениями компаний-работодателей в определенной сфере, специализированными службами/организациями, учебными заведениями и пр. Соответственно, в каждом случае цели мониторинга формулируются в интересах реализующей его организации, а результат мониторинга представляет определенную часть информационного поля. В результате подавляющее число мониторинговых исследований в системе ДПО являются выборочными, специализированными. За исключением ряда случаев, большая часть полученной информации (результаты) представляется обществу, т.е. является открытой. Реже

часть результатов мониторинга представляют собой закрытую информацию, это касается, прежде всего, прогнозов, изучения конкурентных преимуществ, предложений по развитию.

Мониторинг ДПО используется различными субъектами, с различными целями и на различных уровнях. В целом, какой-либо единой системы мониторингов на международном уровне или на национальном уровне не сложилось. Сложность, многоплановость и

масштабность мониторинговых исследований не позволяют проводить систематические исследования в интересах всех участников системы непрерывного образования. Вместе с тем, наработаны определенные типовые процедуры и технологии локальных систематических мониторингов. Практика свидетельствует, что подобные исследования служат основой для принятия управленческих решений практически для всех участников системы.

Литература

1. Боровкова Т.И., Морев И.А. Мониторинг развития системы образования. Часть 1. Теоретические аспекты: Учебное пособие. Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004.

2. Всемирный доклад по мониторингу ОДВ. Юнеско, 2002.

3. Мониторинг непрерывного образования: инструмент управления и социологические аспекты. Науч. рук. А.Е. Карпухина. М: МАКС Пресс, 2006.

4. Мокшеев В.А. Современные подходы к организации системы мониторинга в образовании // Педдиагности-ка. 2005, № 5.

5. Марданшина Р.М. Модели непрерывного образования в едином образовательном пространстве на рубеже ХХ-ХХ1 веков // Автореферат дисс. ... канд. пед. наук. г. Йошкар-Ола, ГОУВПО «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет», 2007.