Меню Рубрики

Резьба по кости – искусство, стили и их особенности, выбор материала для работы начинающим мастерам. Виды и техники резьбы по кости: мастер-класс для начинающих Холмогорская резьба

Резьба по кости. Народы Севера

Виды и особенности резьбы по кости

Резьба по кости - это тот вид художественного искусства, который создаёт поистине удивительные вещи, буквально завораживающих своим внешним обликом. Они будто притягивают к себе ваше внимание, заставляя снова и снова вглядываться в изящество линий, рассматривать орнамент, находя всё более интересные штрихи.

Рельефная резьба

Резьба по кости является очень древним искусством. Она прошла длинный путь развития: от простейших украшений и предметов обихода до неповторимых по красоте и ажурности изделий, украшающих интерьер. Талант и труд одних поколений множился трудом и талантом других, достижения безымянных творцов находили достойных приемников в лице мастеров, чьи имена оставались в истории. Технические приёмы обработки кости, сложившиеся очень давно, не меняются и в настоящее время.

Видов резьбы по кости несколько:

  • гладкая
  • рельефная
  • сквозная

Гладкая резьба более проста в исполнении, применяется для изготовления различных амулетов, небольших фигурок животных, людей. Мастером по заранее нанесённому рисунку формируются углубления, которые потом подсвечиваются краской для большей выразительности. Объёмная резьба предполагает создание изделий более сложных, трёхмерных, составляющих целые скульптурные группы. И наконец, для изготовления самых неповторимых по красоте и сложных в работе ажурных шкатулок, ларцов применяется техника сквозной или, так называемой, резьбы по кости в проём.

Резьба по кости народов Севера

Резьба по кости народов Севера относится к одному из древних народных промыслов. Жители Чукотки использовали для своих работ наиболее доступный для них материал - моржовые клыки. Изделия чукотских мастеров отличает простота и лаконичность, минимум деталей. В большинстве своём это многочисленные амулеты и изделия, используемые в быту: различные наконечники, ножи, гарпуны. Так же вызывает интерес их искусство гравировки - на клыках создаются целые рассказы в картинках.

Якутские резчики создают свои работы с помощью ажурной резьбы, используя орнаменты геометрической формы. Сильно развито скульптурное направление, отличающееся тщательной проработкой деталей и построением по типу макета.

Тобольские мастера создают из клыков моржей и зубов кашалота миниатюры, повествующие о жизни и быте народов Севера. Среди их изделий можно встретить и женские украшения, ножи для резки бумаги, различные брелки.

Гладкая резьба

Хотьковская резьба

Лучшие традиции русских мастеров продолжает и хотьковская резьба по кости. Город Хотьков, расположенный в Московской области, дал название целому направлению искусства резьбы. В отличие от холмогорского, стиль хотьковских резчиков более лаконичен, основан на конкретных формах живой природы. Основные изделия - шкатулки и женские украшения. Характерно сочетание в изделиях различных материалов - кость, перламутр, рог, твёрдые породы дерева.


Холмогорская резьба по кости

Холмогорская резьба по кости - это один из первых русских художественных промыслов. Архангельский край со своей суровой и красивой природой вдохновлял своих талантливых жителей. Изделия этих мастеров очень узнаваемы своей неповторимой ажурностью, витиеватостью многочисленных орнаментов. Ларцы и ларчики с традиционной четырёхскатной крышкой, женские украшения, кубки и даже иконы - всё украшено растительными орнаментами и пышными завитками, напоминающими морозные узоры.


Сквозная резьба

Особенности материала для резьбы по кости

Вид готовых изделий во многом зависит от материала, который был применён для их создания. Кости всех видов животных проходят предварительную подготовку, обезжириваются, отбеливаются, разрезаются на части необходимого размера. Знание особенностей их строения позволяет мастеру с наибольшей выгодой использовать их в своем изделии.

Резьба по кости мамонта позволяет получить неограниченное количество вариантов изделий. Кость мамонта мягче моржовой, легче обрабатывается, даёт возможность для применения различных техник, в том числе и сквозную резьбу. Из его бивня можно получить скульптуру довольно больших размеров. К тому же, в следствии залегания в вечной мерзлоте, кости мамонта могут быть окрашены в различные тёмные цвета, что с успехом используется мастерами в декоративных целях.

Резьба по слоновой кости мало чем уступает обработке костей мамонта. Создавая изделия из слоновой кости, так же можно применять ажурные орнаменты, рельефную резьбу, хотя её белизна требует чёткой проработки рельефных линий, с тем, чтобы получить наилучший контраст света и тени. Не ограничивает слоновая кость и форму изделий, позволяя получить изящные статуэтки приличных размеров.












Современные мастера резьбы по кости создают свои изделия в лучших традициях этого искусства. Статуэтки и ларцы, изготовленные в наши дни, всё так же поражают воображение своей красотой и выразительностью, обладают высокой художественной и материальной ценностью.

http://reznoe7.ru/rez-ba-po-kosti.

Здравствуйте уважаемые.
Продолжаем нашу с Вами серию о русских народных промыслах. Ну и коль мы вспоминали в прошлый раз с Вами тобольскую резную кость: , то обязан сегодня хоть немного поговорить о другом центре резьбы по кости - Холмогорах.

Первое письменное упоминание о холмогорских резчиках относится к XVII в., когда местный «гребенный мастер» Евдоким Шешенин и его брат Семён были вызваны в Москву для работы в Оружейной палате. Хотя справедливости ради, надо отметить, что мастера работали в этом регионе издревле. Но братья Шешенины - это настоящие "звезды". И вообще они стали лучшими косторезами Оружейной палаты того времени. XVIII в. - период расцвета холмогорского промысла. Уже к началу XVIII в. холмогорские мастера не знали себе равных. Искусно выполненные предметы из моржовой, слоновой и мамонтовой кости - браслеты, декоративные кубки, шкатулки, табакерки и коробочки, гребни, миниатюрные секретеры, пластины с портретами пользовались большим спросом, были широко распространены по всему Северу и дальше - по всей России.

Русские цари почитали это старинное искусство. Согласно протоколам Верховного Тайного Совета императрица Екатерина I хранила свои личные вещи в двух холмогорских ларцах. Достоверно известно, что у холмогорского резчика Осипа Дудина неоднократно покупались шахматы для наследника царского престола великого князя Павла Петровича. В 1798 г. царствующая чета Павел I и Мария Фёдоровна приняли от резчика Н.С. Верещагина, который подолгу проживал и в Архангельске, и в Санкт-Петербурге, парные вазы конусообразной формы, хранящиеся сегодня в Государственном Эрмитаже.

Пышная красочность, как одна из черт оформления резной кости XVIII в., постепенно сменяется холодной и строгой красотой искусства следующего столетия. Завитки в виде раковины, типичные для стиля рококо, уступают место строгому по рисунку орнаменту, а сложные формы изделий холмогорских резчиков прошлого столетия сменяются более простыми. Складывается определённый рисунок узора, характерный для северной резной кости первой половины XIX в. На мелкой ромбовидной сетке размещаются цветочные гирлянды.

Если в косторезном искусстве 1820-х гг. отчётливо видны изысканное мастерство и логическая стройность рисунка, которые соединяются с простой конструктивной формой предмета, то в 1830-х гг. возникает интерес к изящным резным изделиям, подчас лишённым практического смысла. Это миниатюрные предметы мебели, швейные шкатулки, в виде паровоза с колесами, плакетки, коробочки и т.п., декорированные плоской прорезью тонкого ветвистого растительного узора типа морских водорослей или трав.

Со второй половины XIX в. происходит резкий спад косторезного дела, не выдержавшего конкуренции с быстро растущим фабричным производством, выбросившим на рынок массу красивых и значительно более дешёвых, чем из кости, изделий. Пытаясь возродить угасающий промысел, местные власти в 1885 г. открывают класс резьбы по кости при Ломоносовском сельском училище. Этот класс просуществовал 15 лет, не дав значительных результатов, и был закрыт в 1900 г. из-за отсутствия учеников.

К началу XX в. искусство резьбы по кости практически прекращает существовать, творчеством продолжают заниматься лишь несколько мастеров: семьи Угольниковых, Калашниковых, Шубиных.
Новый импульс дала уже советская власть.

В 1920-х годах появляется целая плеяда интересных мастеров. Достаточно вспомнить такие имена как А.Е. Штанг, П.П. Черникович, Н.Д. Буторин, М.Д. Раков, С.П. Евангулов, В.П. и А.С. Гурьевы. С 1929 г. существует косторезная школа в Холмогорах.
В 1932 г. была образована Холмогорская косторезная артель имени М.В. Ломоносова. Возродились навыки ажурной и рельефной резьбы (коробочки, ножи, пудреницы, кулоны из бивней мамонта, зуба кашалота, моржовых клыков и обычной кости).
1 октября 1934 г. Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного комитета принял специальное постановление о мероприятиях и путях развития холмогорской резьбы. Целый комплекс мер позволил восстановить былую славу этого искусства.


«Диплом золотой медали» всемирной выставки в Париже 1937 г. привлёк к холмогорскому промыслу дополнительное внимание, а постоянный госзаказ сделал холмогорскую резьбу одной из визитных карточек Советской России.
Что касается стилевого развития, то период с 1930-х по начало 1950-х гг. прошёл под знаменем помпезности сталинского ампира, основанного на классике рубежа XVIII - XIX вв.
Подлинного расцвета искусство достигает в нач. 1960-х гг., когда в творчество вливается молодое поколение мастеров резьбы. Завоеванием этого времени можно считать природное начало в творчестве, когда стали использоваться менее сложные технически, но гораздо более выразительные мотивы холмогорской резьбы.

Семидесятые годы стали временем нового обращения к историческому наследию, когда вновь вернулись к использованию многих традиционных приёмов и элементов в применении к современной советской тематике и стилистике.
Характерной чертой 1990-х гг. является рост индивидуального начала в творчестве мастеров. Несмотря на экономические трудности, складываются благоприятные условия для развития творческой мысли и индивидуальности мастеров-художников при сохранении духа и образа традиционной холмогорской резьбы по кости. К счастью, искусство не забыто и сейчас, хотя это крайне сложное мастерство.

Холмогорская резная кость - это ажурная витиеватая резьба, растительные орнаменты, завитки, напоминающие морозные узоры на окнах. Влияние Москвы и Санкт-Петербурга сказалось на развитии стиля холмогорской резьбы XVII - XIX вв. Тогда холмогорские резчики работали в Оружейной палате и выполняли сложнейшие заказы. В конце XVII - нач. XVIII вв. на изделиях косторезов мы видим «травный» орнамент: пышный, крупномасштабный рисунок, состоящий из изображений птиц, трав, цветов, архитектурных мотивов, фантастических животных. Этот вид декора типичный для всего русского искусства. Пластины кости украшались гравированным, так называемым глазковым орнаментом, распространенным у народов севера с глубокой древности. Орнамент состоял из кружка с точкой в центре. В изделиях XVIII в. наблюдаются и асимметричные композиции, вычурность, характерные для барокко, и пасторальные сцены, рокайльные орнаменты (влияние рококо).


Другой характерный прием холмогорцев - сплошная ажурная резьба, при которой поделка становится похожей на нитяное кружево, а самой ей придается форма сапожка, туфельки, сердечка, репки. Причем техника порой достигает такой, виртуозности, что предмет даже утрачивает свою весомость.
Вся система приёмов и техник, которую мы называем холмогорской резьбой, окончательно складывается к XVIII в.
С тех пор идет только совершенствование искуства и мастерства.
Вот такие вот дела.
Приятного времени суток

Мастера при помощи миниатюрных инструментов, штихелей различной формы, создают великолепные «кружева из кости» и фактурные поверхности. Штихель - режущий инструмент, стальной резец, при помощи которого резчики создают выразительные фигурки животных, людей, скульптурные группы, гравированные и рельефные изображения на различных видах кости.

Один из наиболее почитаемых материалов среди резчиков - это бивень мамонта. Мамонты вымерли около 10 тысяч лет назад, и осознание того, что мы можем в наше время прикоснуться к тысячелетней истории, временам, когда по земле ходили эти величественные животные, вызывает восхищение.

Считается, что на территории российского Севера до сих пор находится более 500 тысяч тонн бивней. Но целые, хорошо сохранившиеся бивни – большая редкость, ведь часто они расслаиваются на части, как сырая древесина.

Останки мамонтов в большей степени встречаются в безлюдных местах: на островах, куда можно добраться только на вертолете, в тундре, где на много километров вокруг простирается безлюдная местность. Размер бивня мамонта может достигать в диаметре до 2 метров, а его вес - 120 кг! По сути, бивни мамонта – это уникальный ископаемый материал, не имеющий аналогов, он прочнее слоновой кости, а главное отличие – кость бивня мамонта имеет разнообразную цветовую гамму. Дело в том, что за тысячи лет, проведенные под землей, бивни подвергались минерализации и приобрели со временем самые разнообразные оттенки – от бурого и оранжевого до розового и фиолетового. Благодаря своему неповторимому спектру цвета кость бивня мамонта с давних времен использовалась для создания дорогостоящих шкатулок, статуэток, гребней, браслетов и других украшений, ею также украшали дорогое оружие.

Клык моржа - очень красивый материал, который имеет неоднородную структуру. Клык нередко имеет скрытые трещины, которые появляются еще при жизни моржа. Цвет поверхности либо чисто белый, либо слегка желтоватый. Иногда встречаются мореные клыки, пролежавшие несколько десятков или сотен лет в почве, такие экземпляры часть имеют коричнево-зеленоватые оттенки.

Скелетная кость кита - необычный материал, который отличается своими большими размерами (к примеру, ребра достигают 2 метров) и пористой структурой (особенно позвонки). В год на Чукотке разрешено добывать только одного кита, поэтому чтобы использовать его кости, необходимо ждать не один год, ведь еще нужно дать возможность скелету полностью высохнуть, избавиться от лишней влаги.

В России этот вид искусства распространен, в основном, в Северных регионах: Архангельская область (холмогорская резная кость), Ямало-Ненецкий автономный округ (ямальская резная кость), город Тобольск (тобольская резная кость), Якутия и Чукотка (чукотская резная кость).

Еще в доисторические времена людям приходилось работать руками, создавая различные орудия труда. Наряду с камнем и деревом древний человек обратил внимание на кости животных как подходящий материал для изготовления инструментов. Они прочны, легки и долговечны. Таким образом появилось искусство вырезания из костей животных. Позже кроме практической функции кость стала выполнять также и декоративную: появились мастера, способные изготавливать изделия из кости мамонта, моржа и прочих. В разных странах и регионах назначение и внешний вид и способ резьбы по кости сильно отличался, шел различными путями.

Как развивалось мастерство резьбы по кости в Китае?

В Китае этот искусство зародился до нашей эры. На раскопках были обнаружены кинжалы и статуэтки, датирующиеся 3700 годом до н.э. Уникальным явлением являются древние шарики-головоломки, которые вложены друг в друга. Так как кость – цельный материал, то очевидно, что умельцы вырезали эти шары один внутри другого. В настоящее время мастерство изготовления шаров дошло до того, что побит следующий рекорд: подобная китайская “матрешка” состоит из 42 шариков, вложенных друг в друга.

Есть мнение, что эти головоломки имели сакральный смысл: каждый шар представлял собой различные оболочки Земли. Сейчас мистическое значение утеряно, однако секрет их вырезания раскрыт: в цельном шаре из кости вырезаются конусообразные отверстия, сходящиеся в центре, а далее вырезаются шары, начиная от внутренних, специальным инструментом.

Изучаем промысел резьбы по кости в разных регионах России

Холмогорская резьба по кости: особенности и отличия

Родина Ломоносова – Холмогоры, что в Архангельской области, славится промыслом художественной резьбы по кости. Отличает эту резьбу обилие ажурных орнаментов, растительных узоров и волнистых линий. В качестве материала северяне используют наиболее доступную кость крупного рогатого скота – цевку, также популярна резьба по кости морского зверя моржа. Не только в России, но и за рубежом известны холмогорские шкатулки, украшения для женщин, кубки и иконы. Под сквозные отверстия в изделиях подкладывается цветная фольга или ценные породы дерева.

Варнавинская резная кость – отличительные черты и история возникновения

Резьба по кости в рабочем поселке Варнавино появилось как ответвление от холмогорской резьбы. Этот довольно новый вид резьбы схож с холмогорской, но в нем присутствуют народные мотивы из хохломской и городецкой росписи, а также нижегородской вышивки. Используются здесь приемы объемной резьбы. Основной материал – также цевка, но режут также по рогу, по слоновой и мамонтовой кости. История варнавинской резьбы недолгая: ее начало уходит к 1970 году, однако в этом поселке до сих пор существует фабрика, название которой ООО “Варко”. В ней работают заслуженные мастера, многие из которых приставлены к наградам и являются лауреатами многочисленных конкурсов и выставок как в России, так и за рубежом. Изображения их работ используются для иллюстраций в книгах, а также выставлены в музеях народного промысла. Изготавливают варнавинские мастера женские украшения, гребни, шпильки, а также шахматы, карандашницы и множество другой сувенирной продукции.

Тобольское мастерство вырезания из кости

В XVIII В Сибири находилось большое количество ценной мамонтовой кости, и это способствовало появлению резчиков по кости в этом регионе. Тобольская резная кость отличается округлостью форм, для нее характерна объемная резьба. Тобольские скульптуры чаще всего представляют собой сценки из жизни народов севера. Также можно встретить такие изделия, как подсвечники, портсигары, брелоки и женские украшения.

Материалы и инструменты для резки по кости для начинающих резчиков:
  • Самым благородным материалом для резьбы по кости является кость мамонта. Однако ее очень сложно достать, ведь она является невосполнимым ископаемым. Ее преимущества в том, что от долгого хранения под землей она тонируется, приобретая кремовые нежные оттенки. С таким материалом работать приятно, но сложно, так как на плечах мастера лежит огромная ответственность: испорченный кусок уже не вернуть, а запасов на Земле с каждым днем все меньше.
  • Не хуже в процессе резки себя проявляет слоновая кость, которая, к тому же, не настолько редка. Однако в России достать ее тоже непросто, а стоит она довольно дорого.
  • Для начинающих мастеров лучше всего подходит цевка – кость крупного рогатого скота, которая не является столь редким или дорогим материалом. Здесь существуют свои тонкости. Чтобы подготовить кость к резке, ее нужно кипятить с содой несколько часов, затем вымачивать в растворе перекиси водорода для отбеливания. Она внутри пустая, и из нее мастера изготавливают фигурки животных, а иногда даже сценки из народных сказок.
  • Инструментами для резки служат различные штихели, а также напильники и надфили. На фото представлены некоторые инструменты, необходимые для этого мастерства.

Желающие обучиться этому искусству могут посмотреть подборку видео о резьбе по кости животных.

Видео-подборка по теме статьи

Минуло то время, когда мы украшали свой интерьер штампованными безликими изделиями. Сегодня всем хочется иметь хоть одну, но уникальную вещь, придающую неповторимость и изысканность. Резьба по кости – это тот вид художественного искусства, который создаёт поистине удивительные вещи, буквально завораживающих своим внешним обликом. Они будто притягивают к себе ваше внимание, заставляя снова и снова вглядываться в изящество линий, рассматривать орнамент, находя всё более интересные штрихи.

Резьбой по кости занимаются очень талантливые, высоко духовные люди, способные оживить этот с виду неказистый, хоть и очень дорогой материал. Умелые руки мастера превращают кость в тончайшее кружево, в неповторимый орнамент, где один элемент дополняет другой, где конец одной линии является продолжением другой, и в конечном итоге всё изделие являет собой фундаментальную завершённость.

Наверное, столь высокое эмоциональное воздействие можно объяснить тем, что резьба по кости является очень древним искусством. Она прошла длинный путь развития: от простейших украшений и предметов обихода до неповторимых по красоте и ажурности изделий, украшающих интерьер. Талант и труд одних поколений множился трудом и талантом других, достижения безымянных творцов находили достойных приемников в лице мастеров, чьи имена оставались в истории. Технические приёмы обработки кости, сложившиеся очень давно, не меняются и в настоящее время.

Видов резьбы по кости несколько:

  • гладкая
  • рельефная
  • сквозная

Гладкая резьба более проста в исполнении, применяется для изготовления различных амулетов, небольших фигурок животных, людей. Мастером по заранее нанесённому рисунку формируются углубления, которые потом подсвечиваются краской для большей выразительности. Объёмная резьба предполагает создание изделий более сложных, трёхмерных, составляющих целые скульптурные группы. И наконец, для изготовления самых неповторимых по красоте и сложных в работе ажурных шкатулок, ларцов применяется техника сквозной или, так называемой, резьбы по кости в проём.

Резьба по кости народов Севера

Резьба по кости народов Севера относится к одному из древних народных промыслов. Жители Чукотки использовали для своих работ наиболее доступный для них материал – моржовые клыки. Изделия чукотских мастеров отличает простота и лаконичность, минимум деталей. В большинстве своём это многочисленные амулеты и изделия, используемые в быту: различные наконечники, ножи, гарпуны. Так же вызывает интерес их искусство гравировки – на клыках создаются целые рассказы в картинках.

Якутские резчики создают свои работы с помощью ажурной резьбы, используя орнаменты геометрической формы. Сильно развито скульптурное направление, отличающееся тщательной проработкой деталей и построением по типу макета.

Тобольские мастера создают из клыков моржей и зубов кашалота миниатюры, повествующие о жизни и быте народов Севера. Среди их изделий можно встретить и женские украшения, ножи для резки бумаги, различные брелки.

Холмогорская резьба по кости – это один из первых русских художественных промыслов. Архангельский край со своей суровой и красивой природой вдохновлял своих талантливых жителей. Изделия этих мастеров очень узнаваемы своей неповторимой ажурностью, витиеватостью многочисленных орнаментов. Ларцы и ларчики с традиционной четырёхскатной крышкой, женские украшения, кубки и даже иконы – всё украшено растительными орнаментами и пышными завитками, напоминающими морозные узоры.

Хотьковская резьба

Лучшие традиции русских мастеров продолжает и хотьковская резьба по кости. Город Хотьков, расположенный в Московской области, дал название целому направлению искусства резьбы. В отличие от холмогорского, стиль хотьковских резчиков более лаконичен, основан на конкретных формах живой природы. Основные изделия – шкатулки и женские украшения. Характерно сочетание в изделиях различных материалов – кость, перламутр, рог, твёрдые породы дерева.

Особенности материала для резьбы по кости

Вид готовых изделий во многом зависит от материала, который был применён для их создания. Кости всех видов животных проходят предварительную подготовку, обезжириваются, отбеливаются, разрезаются на части необходимого размера. Знание особенностей их строения позволяет мастеру с наибольшей выгодой использовать их в своем изделии.

позволяет получить неограниченное количество вариантов изделий. Кость мамонта мягче моржовой, легче обрабатывается, даёт возможность для применения различных техник, в том числе и сквозную резьбу. Из его бивня можно получить скульптуру довольно больших размеров. К тому же, в следствии залегания в вечной мерзлоте, кости мамонта могут быть окрашены в различные тёмные цвета, что с успехом используется мастерами в декоративных целях.

мало чем уступает обработке костей мамонта. Создавая изделия из слоновой кости, так же можно применять ажурные орнаменты, рельефную резьбу, хотя её белизна требует чёткой проработки рельефных линий, с тем, чтобы получить наилучший контраст света и тени. Не ограничивает слоновая кость и форму изделий, позволяя получить изящные статуэтки приличных размеров.

Современные мастера резьбы по кости создают свои изделия в лучших традициях этого искусства. Статуэтки и ларцы, изготовленные в наши дни, всё так же поражают воображение своей красотой и выразительностью, обладают высокой художественной и материальной ценностью.