Меню Рубрики

Таможенная процедура отказ в пользу государства понятие. Таможенная процедура отказ в пользу государства

Отказ в пользу государства – это таможенная процедура, при которой иностранные товары безвозмездно передаются в собственность государства-члена ТС без уплаты таможенных платежей и без применения мер нетарифного регулирования (ст. 310 ТК ТС).

Под таможенную процедуру отказа в пользу государства могут помещаться иностранные товары , за исключением товаров, запрещенных к ввозу на таможенную территорию ТС, а также запрещенных к обороту на территориях государств-членов ТС (ст. 311 ТК ТС).

Решением КТС от 20 сентября 2010 года № 375 утвержден Перечень товаров, не подлежащих помещению под таможенную процедуру отказа в пользу государства. Это: товары, в отношении которых применение данной процедуры может повлечь для госорганов расходы, которые не могут быть возмещены за счет средств от реализации таких товаров, в том числе товары с просроченным сроком годности, а также товары, не соответствующие государственным стандартам (техническим регламентам) государств-членов ТС (на основании ст. 311 ТК ТС).

2.13. Таможенная процедура свободного склада – таможенная процедура, при которой товары размещаются и используются на свободном складе без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров таможенного союза.

2.13. Свободная таможенная зона – таможенная процедура, при которой товары размещаются и используются в пределах территории СЭЗ или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров таможенного союза.

В международной практике данная таможенная процедура применяется достаточно широко, поскольку, по своей сути, представляет собой особую модель взаимовыгодного сотрудничества государства и участников внешнеэкономической деятельности. Содержание указанной модели заключается в предоставлении участнику внешнеэкономической деятельности таможенных льгот и льгот по внутреннему налогообложению, возможности осуществлять свою производственную и иную деятельность на территории свободной зоны, а также продавать свою продукцию на национальном или внешнем рынке . Государство, в свою очередь, получает прямую и косвенную прибыль от привлечения инвестиций как национальных, так и иностранных для развития производства и отдельных видов коммерческой деятельности. Создание свободных зон также способствует развитию торговли, созданию дополнительных рабочих мест, что благоприятно отражается на экономической и социальной сфере. Источником международно-правового регулирования функционирования свободных зон является международная конвенция «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур» (Киотская конвенция 1979 года).

2.15. Специальная таможенная процедура – таможенная процедура, при которой товары полностью освобождаются от уплаты таможенных пошлин, налогов и от применения к ним запретов и ограничений, установленных в соответствии с национальным законодательством по основаниям экономического характера. Под эту процедуру помещаются товары для личного пользования!


См.: «Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и Положения о применении ограничений» (утв. Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 19, Решением КТС от 27.11.2009 N 132) (ред. от 09.12.2011, с изм. и доп., вступающими в силу с 12.01.2012).

Это пошлина, которая применяется при введении антидемпинговой меры и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины (Федеральный закон от 08.12.2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», п. 2 ст. 2). Антидемпинговая мера - мера по противодействию демпинговому импорту , т.е. импорту товара на таможенную территорию ТС по цене ниже нормальной стоимости такого товара.

См.: Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 г. «О вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран» (ратифицировано Федеральным законом от 22.12.2008 г. № 254-ФЗ).

ОСОБЕННО статья 3: «Если товар, произведенный на территории государства одной Стороны, применяющего в отношении этого товара вывозные таможенные пошлины, поставляется в третью страну с территории государства другой Стороны, не применяющего в отношении этого товара вывозные таможенные пошлины либо применяющего меньшие ставки вывозных таможенных пошлин, эта другая Сторона обязана обеспечить взыскание вывозных таможенных пошлин по ставкам, действующим в государстве Стороны, на территории которого произведен товар, и указанным в сводном перечне товаров ».

Перечень товаров, не подлежащих помещению под таможенную процедуру таможенного склада, утвержден Решением КТС от 20 сентября 2010 года № 375. Примеры: взрывчатые вещества и боеприпасы, вооружение и военная техника, рога сайгаков и т.д.

На основании ст. 248 Закона о таможенном регулировании. Приказом ФТС России от 14.03.2011 № 532 утвержден Порядок осуществления таможенными органами действий, связанных с выдачей разрешения на переработку товаров на таможенной территории , а также порядок отзыва и порядок аннулирования разрешения на переработку товаров на таможенной территории.

См. ст. 247 Закона о таможенном регулировании.

См. ст. 241 ТК ТС.

См. ст. 242 ТК ТС.

См. ст. 243 ТК ТС.

Разрешение на переработку товаров на таможенной территории может получить любое российское лицо, в том числе не осуществляющее непосредственно операций по переработке товаров, которое на основании статьи 186 ТК ТС может быть декларантом в отношении товаров, указанных в разрешении на переработку товаров на таможенной территории . Для получения разрешения на переработку заинтересованное лицо обращается с письменным заявлением в таможенный орган, в регионе деятельности которого он зарегистрирован как налогоплательщик.

См. ст. 265 ТК ТС.

См. ст. 267 ТК ТС.

См. Письмо ФТС России от 04.08.2011 № 01-11/37246 «О передаче декларантом временно ввезенных товаров иному лицу».

См.: Решение КТС от 20 сентября 2010 года № 375. Например, в отношении запчастей для ремонта самолетов гражданской авиации установлен предельный срок временного ввоза 8 лет.

Порядок функционирования магазинов беспошлинной торговли, требования к их расположению, обустройству, оборудованию и правила реализации товаров в указанных магазинах определяются ст. 293 Закона о таможенном регулировании.

Кроме того, на основании ст. 303 ТК ТС Решением КТС от 20 сентября 2010 года № 375 утвержден Перечень товаров, не подлежащих помещению под таможенную процедуру беспошлинной торговли. Среди них: спирт этиловый неденатурированный, тяжеловесные товары (весом более 20 кг), продукция военного назначения.

См.: Приказ Минприроды РФ от 09.09.2011 № 732 «Об утверждении порядка выдачи и формы заключения о возможности уничтожения, способе и месте уничтожения товаров для помещения таких товаров под таможенную процедуру уничтожения».

Ст. 8 Соглашения между Правительством РФ, Правительством РБ, Правительством РК от 18.06.2010 «О свободных складах и таможенной процедуре свободного склада»

Ст. 10 Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «По вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны».

URL: http://www.issa.ru/legislation/custmod/custmod_18.html.

Соглашение между Правительством РФ, Правительством РБ и Правительством РК от 18.06.2010 (ред. от 19.10.2011) «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском»; Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 05.07.2010 № 51 «О Договоре о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу таможенного союза».

в пользу государства

1.1 Понятие и условия помещения товаров под таможенный

режим отказ в пользу государства.

1.2 Принципы таможенного режима отказ в пользу

государства и его правовое регулирование

IIСовершение отдельных таможенных операций при помещении

товаров под режим отказа в пользу государства

2.1 Таможенное оформление товаров, помещенных под режим

отказа в пользу государства

2.2 Таможенный контроль товаров, помещенных под режим

отказа в пользу государства

Заключение

Список использованных источников


ВВЕДЕНИЕ

Таможенный режим – это процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин и налогов, запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории России либо за ее пределами.

С помощью таможенного режима определяется сам порядок перемещения товаров через таможенную границу в зависимости от их назначения и целей такого перемещения, условия нахождения товаров на либо вне таможенной территории России, права и обязанности бенефициара (заявителя) таможенного режима, дополнительных требований, предъявляемые в отдельных случаях к статусу товаров либо лицу, их перемещающему.

Таможенным кодексом РФ предусмотрен 21 вид таможенных режимов, поделенных на 4 группы: основные таможенные режимы, экономические таможенные режимы, завершающие таможенные режимы и специальные таможенные режимы.

В данной курсовой работе мною был подробно рассмотрен таможенный режим отказ в пользу государства, который является завершающим таможенным режимом.

Главной целью является раскрытие основных особенностей таможенного режима отказ в пользу государства.

К задачам данной курсовой работы можно отнести:

1. изучение нормативно – правовой базы режима отказ в пользу государства;

2. подробное изучение принципов и условий помещения товаров и транспортных средств под режим отказа;

3. изучение особенностей таможенного оформления и таможенного контроля товаров, помещенных под таможенный режим отказ в пользу государства;

4. понимание сущности таможенного режима отказа и необходимости его применения на практике.

В курсовой работе я попыталась осветить каждый из перечисленных положений, более подробно рассмотрев содержание и особенности таможенного режима отказ в пользу государства, опираясь на Таможенный Кодекс РФ, а также учебную литературу и Приказ ГТК России от 27 ноября 2003г. № 1342 «Об утверждении инструкции о совершении отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима отказа в пользу государства» (в ред. Приказа ФТС России от 08.09.2006 № 865).


1.1 Понятие и условия помещения товаров под таможенный режим отказ в пользу государства

Отказ в пользу государства – таможенный режим, при котором товары безвозмездно передаются в федеральную собственность без уплаты таможенных пошлин, а так же без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Данный таможенный режим может заявить лицо, перемещающее товары или таможенный брокер.

Положения ТК РФ о данном режиме в целом соответствует международно-правовым стандартам по данному вопросу. В главе З Протокола изменений к Международной конвенции об упрощении гармонизаций таможенных процедур (Брюссель, 26 июля 1999 года.) содержится правило 3.44, которое гласит: «В случаях, когда товары не выпущены для свободного обращения или когда они не помещены под другую таможенную процедуру и при условии, что не выявлено никаких правонарушений, соответствующему лицу не предъявляется требование уплаты таможенных пошлин и налогов или уплаченные им таможенные пошлины и налоги подлежат возврату в следующих случаях:

Если по просьбе заинтересованного лица такие товары под таможенным контролем и с разрешения таможенной службы передаются государству или уничтожаются либо доводятся до состояния утраты коммерческой ценности, причем все связанные с этим затраты относятся за счет заинтересованного лица...»

Использование режима отказа от товара в пользу государства напрямую связано с невозможностью или неэффективностью реализации иностранного товара на российском рынке. Внешнеторговая практика чаще всего сталкивается со случаями отказа от товара в пользу государства в связи со значительным повышением ставок таможенных платежей. Резкое увеличение размера таможенных платежей может сделать иностранный товар неконкурентоспособным по сравнению с аналогичной продукцией отечественного производства. К такому же результату могут привести и непредвиденные длительные транспортные простои при морских и железнодорожных перевозках. Штрафы, уплачиваемые железной дороге, портовой администрации, ведут к значительному удорожанию товара. Определив рентабельность внешнеторговой сделки в изменившихся условиях (с учетом новых таможенных тарифов, штрафов транспортным организациям и т.д.), импортер может посчитать нецелесообразной реализацию товара на российском рынке.

Если вывоз такого товара с таможенной территории РФ также оказывается невыгодным, участник внешнеторговой деятельности, смирившись с потерей товара, стремится свести материальные убытки к минимуму и освободиться от таможенных платежей. Для этого он может выбрать таможенный режим отказа от товара в пользу государства.

Безвозмездная передача товара в собственность государства может положительно сказаться и на деловой репутации импортера.

Правительством РФ может устанавливаться перечень товаров, помещение которых под режим отказа в пользу государства не допускается.

Условиями помещения товаров под режим отказа в пользу государства не допускается:

1.отказ от товаров в пользу государства не должен повлечь для государственных органов Российской Федерации какие-либо расходы, которые не могут быть возмещены за счет средств, вырученных от реализации товаров;

2.под таможенный режим отказа в пользу государства не могут помещаться товары, оборот которых запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3.проведение таможенного досмотра товаров, помещаемых под этот таможенный режим является необходимой формой таможенного контроля.

4.товары не входят в перечень товаров, которые не могут помещаться под таможенный режим отказа в пользу государства, устанавливаемый Правительством Российской Федерации. В настоящее время такой перечень не установлен.

Важнейшим условием помещения товаров под таможенный режим отказа в пользу государства является соблюдение принципа материальной выгоды для государства от использования режима отказа в пользу государства, который не предусматривает каких – либо денежных выплат за помещение товаров под таможенный режим отказ в пользу государства.

1.2 Принципы таможенного режима отказ в пользу государства и его правовое регулирование

Таможенное законодательство выделяет несколько принципов таможенного режима отказа в пользу государства:

1. Принцип материальной выгоды означает, что таможенный орган отказывает в предоставлении режима отказа в пользу государства, если:

1)выручка от продажи товаров не сможет покрыть расходов таможенного органа, связанных с их реализацией;

2)возможность реализации товаров таможенными органами невозможна либо ограничена (оборудование узкоспециализированного назначения; товары, сроки реализации которых менее 6 месяцев, и т.п.).

2. Принцип иммунитета нового собственника - государства от возможных претензий к нему со стороны третьих лиц.

Этот принцип означает, что:

Во-первых, всю ответственность за правомерность распоряжения товарами путем их помещения под таможенный режим отказа в пользу государства несет только декларант;

Во-вторых, таможенные органы не возмещают каких-либо имущественных претензий лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, от которых декларант отказался в пользу государства.

Так, любые претензии собственников товаров, перевозчиков, владельцев складов, на которых товар хранился, и т.п. могут быть предъявлены только декларанту.

3. К специальным принципам режима отказа в пользу государства относят:

а) запрет изменения режима отказа в пользу государства на любой другой таможенный режим;

б) принцип материальной выгоды для государства от использования режима отказа;

в) освобождение таможенных органов от удовлетворения каких-либо имущественных требований третьих лиц в отношении товаров и транспортных средств, от которых декларант отказался в пользу государства.

Также, среди общих принципов отказа, можно выделить следующие:

Во-первых, использование этого режима не должно повлечь для государства каких-либо расходов (ст.106 ТК).

Во-вторых, декларирование режима отказ в пользу государства допускается только с разрешения таможни (ст.105 ТК).

В-третьих, всю ответственность за правомерность заявления режима отказ пользу государства несет декларант.

Следует отметить и нечеткое правовое урегулирование вопроса о возможности помещения товара под режим отказа в пользу государства с указанием на конкретный орган или цель, ради которой происходит фактическая уступка товара. Необходимость устранения пробелов законодательства по этому вопросу объясняется тем, что сейчас наряду с таможенными аукционами могут использоваться и другие способы реализации товаров, в отношении которых состоялся отказ в пользу государства.

Безвозмездно передаются в собственность государства - члена таможенного союза без уплаты таможенных платежей и без применения мер нетарифного регулирования..."

Источник:

"Таможенный кодекс Таможенного союза" (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (ред. от 16.04.2010)


Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

Смотреть что такое "Отказ в пользу государства (таможенная процедура)" в других словарях:

    Таможенная процедура - Таможенная процедура совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории таможенного союза или за её пределами (пп.26 п.1 ст.4 ТК ТС). Согласно ст. 202 … Википедия

    1. В целях таможенного регулирования в отношении товаров устанавливаются следующие виды таможенных процедур: 1) выпуск для внутреннего потребления; 2) экспорт; 3) таможенный транзит; 4) таможенный склад; 5) переработка на таможенной территории;… … Официальная терминология

    Таможенный режим - Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. Таможенный режим таможенная процедура, определяющая порядок … Википедия

    Пошлина - (Duty) Содержание Содержание 1. Понятие и значение государственной Антидемпинговая пошлина как мера государственного регулирования внешнеторговой деятельности 2. Виды государственной пошлины 3. Место государственной пошлины в 4. Плательщики,… … Энциклопедия инвестора

    Конвенция - (Convention) Содержание Содержание Определение Всемирная об авторском праве Содержание Бернская конвенция 1886 года Основные принципы Права, устанавливаемые конвенцией Гаагская вексельная конвенция Европейская конвенция о защите и основных свобод … Энциклопедия инвестора

    Государственный орган - (State authority) Государственный орган это подразделение аппарата государственной власти, предназначенное для управлениями делами в стране Признаки государственных органов, виды государственных органов, органы государственной власти России,… … Энциклопедия инвестора

    ВТО - это международная финансовая организация ВТО: вступление в ВТО, Россия в ВТО, состав ВТО Содержание >>>>>>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

    Албания - Республика Албания, Шкиперия, гос во на Ю. Европы. Название гос ва Албания, принятое в России и в др. странах, образовано от названия небольшого племени албаны, жившего в древности на территории страны. Но в самой стране гос во называют Шкиперия… … Географическая энциклопедия

    Международная торговля - (World trade) Определение международная торговля, развитие международной торговли, формы международной торговли Современные теории международной торговли, роль международной торговли, международная торговля России, показатели международной… … Энциклопедия инвестора

    Украинский кризис: хроника противостояния в августе 2014 г - Массовые антиправительственные акции начались в юго восточных областях Украины в конце февраля 2014 года. Они явились ответом местных жителей на насильственную смену власти в стране и последовавшую за этим попытку отмены Верховной радой закона,… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Как правило, рассматриваемая таможенная процедура избирается в тех случаях, когда реализация товаров на внутреннем рынке государств – членов Таможенного союза оказывается невозможной либо малоэффективной. Так, в результате длительных транспортных простоев, уплаты штрафов при международных авиа-, автомобильных, морских и железнодорожных перевозках импортируемые товары могут существенно подорожать. С другой ситуацией чаще всего сталкиваются участники ВЭД. Это изменение ставок таможенных пошлин в сторону их увеличения, которое влечет удорожание иностранного товара, что в свою очередь делает его неконкурентоспособным с аналогичной продукцией, имеющей обращение на внутреннем рынке государств – членов Таможенного союза. Кроме того, на практике нередко возникают ситуации, когда вывозить иностранные товары за пределы таможенной территории Таможенного союза также оказывается экономически невыгодно, и, чтобы избежать уплаты таможенных платежей, владелец таких товаров обычно принимает решение отказаться от них в пользу государства.

При сравнении таможенных процедур уничтожения товаров и отказа в пользу государства с позиции хозяйственной целесообразности, в большинстве случаев, предпочтительнее оказывается остановить свой выбор на таможенной процедуре отказа в пользу государства, поскольку, напомним, таможенная процедура уничтожения производится за счет средств заинтересованного лица и приводит при прочих равных условиях к дополнительным издержкам. Кроме того, отказ в пользу государства может повлиять на формирование положительного имиджа участника ВЭД.

В соответствии с п. 1 ст. 310 ТК ТС под таможенной процедурой отказа в пользу государства понимается таможенная процедура, при которой иностранные товары безвозмездно передаются в собственность государства – члена Таможенного союза без уплаты таможенных платежей и без применения мер нетарифного регулирования.

Правовое регулирование процедуры отказа в пользу государства осуществляется:

  • ст. 310-311 ТК ТС;
  • ст. 299–302 Закона о таможенном регулировании ;
  • решением КТС от 20.09.2010 № 375.

Под таможенную процедуру отказа в пользу государства не могут подпадать товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза, а также запрещенные к обороту на территориях государств – членов Таможенного союза.

Решением КТС от 20.09.2010 № 375 был утвержден "Перечень товаров, не подлежащих помещению под таможенную процедуру отказа в пользу государства". В него были включены следующие товары:

  • 1) в отношении которых применение таможенной процедуры отказа в пользу государства может повлечь для государственных органов государств – членов Таможенного союза расходы, которые не могут быть возмещены за счет средств от реализации таких товаров;
  • 2) с просроченным сроком годности (потребления, реализации);
  • 3) не соответствующие государственным стандартам (техническим регламентам) государств – членов Таможенного союза.

Порядок отказа от товаров в пользу государства определяется законодательством государств – членов Таможенного союза.

Товары, помещенные под таможенную процедуру отказа в пользу государства, передаются в Российской Федерации Росимуществу – федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному Правительством РФ на организацию реализации, уничтожения или переработки (утилизации) имущества, обращенного в собственность государства.

Под таможенную процедуру отказа в пользу государства помещаются исключительно иностранные товары, которые, будучи помещенными под рассматриваемую таможенную процедуру, приобретают статус товаров Таможенного союза.

В соответствии с положениями ст. 300 Закона о таможенном регулировании помещение товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства допускается с разрешения таможенного органа. Для получения такого разрешения декларант товаров подает письменное заявление, в котором указывает наименование и код товаров по ТН ВЭД, их количество, стоимость, место нахождения, а также краткое изложение причин, по которым декларант отказывается от товаров в пользу государства.

Таможенный орган рассматривает заявление на помещение товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства и приложенные к нему документы и в течение 10 дней со дня принятия заявления принимает решение о выдаче разрешения или об отказе в ней.

Помещение иностранных товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства осуществляется без уплаты таможенных платежей и без применения мер нетарифного регулирования.

Ответственность за правомерность распоряжения товарами путем их помещения под таможенную процедуру отказа в пользу государства несет декларант. Таможенные органы не возмещают каких-либо имущественных претензий лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, от которых декларант отказался в пользу государства.

  • См.: порядок отказа от товаров в пользу государства определяется: в Республике Беларусь ст. 218–220 ТК РБ; законодательством государств – членов Таможенного союза; в Республике Казахстан ст. Кодекса "О таможенном деле в Республике Казахстан".

– таможенный режим, при котором товары безвозмездно передаются в федеральную собственность без уплаты таможенных пошлин, а так же без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Применение режима отказа в пользу государства регулируется параграфом 4 главы 20 Таможенного Кодекса РФ (далее ТК РФ), а так же приказом Государственного Таможенного Комитета России (далее ГТК) от 27 ноября 2003 г. № 1342 «Об утверждении Инструкции о совершении отдельных таможенных операций при использовании режима отказа в пользу государства».

Данный таможенный режим может заявить лицо перемещающее товары или таможенный брокер.

Положения ТК РФ о данном режиме в целом соответствует международно-правовым стандартам по данному вопросу. В главе З Протокола изменений к Международной конвенции об упрощении гармонизаций таможенных процедур (Брюссель, 26 июля 1999 года.) содержится правило 3.44, которое гласит: «В случаях, когда товары не выпущены для свободного обращения или когда они не помещены под другую таможенную процедуру и при условии, что не выявлено никаких правонарушений, соответствующему лицу не предъявляется требование уплаты таможенных пошлин и налогов или уплаченные им таможенные пошлины и налоги подлежат возврату в следующих случаях:

Если по просьбе заинтересованного лица такие товары под таможенным контролем и с разрешения таможенной службы передаются государству или уничтожаются либо доводятся до состояния утраты коммерческой ценности, причем все связанные с этим затраты относятся за счет заинтересованного лица...»

Использование режима отказа от товара в пользу государства, напрямую связано с невозможностью или неэффективностью реализации иностранного товара на российском рынке. Внешнеторговая практика чаще всего сталкивается со случаями отказа от товара в пользу государства в связи со значительным повышением ставок таможенных платежей. Резкое увеличение размера таможенных платежей может сделать иностранный товар неконкурентоспособным по сравнению с аналогичной продукцией отечественного производства. К такому же результату могут привести и непредвиденные длительные транспортные простои при морских и железнодорожных перевозках. Штрафы, уплачиваемые железной дороге, портовой администрации, ведут к значительному удорожанию товара. Определив рентабельность внешнеторговой сделки в изменившихся условиях (с учетом новых таможенных тарифов, штрафов транспортным организациям и т.д.), импортер может посчитать нецелесообразной реализацию товара на российском рынке.

Если вывоз такого товара с таможенной территории РФ также оказывается невыгодным, участник внешнеторговой деятельности, смирившись с потерей товара, стремится свести материальные убытки к минимуму и освободиться от таможенных платежей. Для этого он может выбрать таможенные режимы отказа от товара в пользу государства.

Безвозмездная передача товара в собственность государства может положительно сказаться на деловой репутации импортера.

Правительством РФ может устанавливаться перечень товаров, помещение которых под режим отказа в пользу государства не допускается.

Условия и особенности помещения товаров под режим отказа в пользу государства не допускается:

1.Отказ от товаров в пользу государства не должен повлечь для государственных органов Российской Федерации какие-либо расходы, которые не могут быть возмещены за счет средств, вырученных от реализации товаров.

2.Под таможенный режим отказа в пользу государства не могут помещаться товары, оборот которых запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.Проведение таможенного досмотра товаров, помещаемых под этот таможенный режим является необходимой формой таможенного контроля.

4.Решение о разрешении помещения товаров под режим отказа в пользу государства принимает начальник таможни или лицо, его замещающее. Разрешение оформляется путём наложения резолюции на заявлении «Отказ в пользу государства разрешается» с указанием места определенного для размещения товаров, от которых лицо отказывается в пользу государства. Резолюция заверяется подписью начальника таможни или лица, его замещающего, и оттиском печати таможни. Таможенное оформление товаров производится в таможенном органе, в регионе деятельности которого они находятся. Таможенные органы представляют разрешение при условии наличия сертификата или прохождения ветеринарного, фитосанитарного, экологического и других видов государственного контроля в отношении товаров подлежащих сертификации или контролю других государственных органов.

Важнейшим условием помещения товаров под таможенный режим отказа в пользу государства является соблюдение принципа материальной выгоды для государства от использования режима отказа.

Принцип материальной выгоды означает, что таможенный орган отказывает в предоставлении режима отказа в пользу государства, если:

1)выручка от продажи товаров не сможет покрыть расходов таможенного органа, связанных с их реализацией;

2)возможность реализации товаров таможенными органами невозможна либо ограничена (оборудование узкоспециализированного назначения; товары, сроки реализации которых менее 6 месяцев, и т.п.).

Законодатель освобождает государство от возможных расходов на этапе до обращения товаров в федеральную собственность. Так, таможенные органы не возмещают перевозчику, владельцу склада временного хранения (таможенного склада) или иным лицам каких-либо расходов, связанных с транспортировкой, хранением товаров, проведением грузовых и иных операций с ними в процессе таможенного оформления и таможенного контроля за этими товарами в таможенном режиме отказа от товара в пользу государства. Декларант, избравший таможенный режим отказа от товара в пользу государства, обеспечивает доставку товаров в место, определенное таможенным органом, до начала таможенного оформления товаров в соответствии с режимом отказа от товара в пользу государства и оплачивает все расходы, связанные с транспортировкой, хранением, проведением грузовых и иных операций с товарами, помещаемыми под таможенный режим отказа от товара в пользу государства, до дня составления инвентаризационной описи.

Иными словами, применение данного таможенного режима не должно повлечь для государственных органов каких-либо расходов, которые не смогут быть покрыты за счет средств, вырученных от реализации товаров.

Под таможенный режим отказа в пользу государства могут быть помещены товары, оборот которых не запрещен в соответствии с законодательством РФ. Соответственно не могут быть помещены под рассматриваемый режим наркотические средства, оружие и некоторые другие товары.

Перечень конкретных товаров, которые не могут быть помещены под таможенный режим отказа в пользу государства, устанавливается Правительством РФ.

Товары, помещенные под таможенный режим отказа в пользу государства, обращаются в федеральную собственность в соответствии с Таможенным Кодексом.

С момента передачи товаров, от которых лицо отказалось в пользу государства, таможенным органам указанные товары имеют для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации.

При помещении товаров под таможенный режим отказа в пользу государства товары подлежат декларированию путем представления в таможенный орган грузовой таможенной декларации, заполненной в соответствии с правилами ее заполнения при декларировании товаров, помещаемых под данный режим. Порядок заполнения грузовой таможенной декларации определён приказом ГТК РФ от 21 августа 2003 года № 915 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации». Одновременно с грузовой таможенной декларацией представляются и другие документы, например:

Грузовые и товаросопроводительные документы на товары (соглашения, в соответствии с которыми товары перемещаются через таможенную границу РФ, накладные, коносаменты, спецификации, счета-фактуры и т.д.);

Разрешения других федеральных органов исполнительной власти, если товары, ввезенные на таможенную территорию РФ, подлежат контролю со стороны этих органов;

Разрешение Минфина России, если товары были ввезены на таможенную территорию РФ в счет иностранных кредитов, привлеченных под гарантии Правительства РФ;

Другие документы, необходимые для таможенного оформления и таможенного контроля, предусмотренные актами законодательства РФ и нормативными актами ГТК России.

Товары при завершении таможенного оформления в соответствии с таможенным режимом отказа в пользу государства при условии выполнения всех требований, установленных в отношении таких товаров, обращаются в федеральную собственность.

При таможенном оформлении товаров в соответствии с таможенным режимом отказа в пользу государства проводится инвентаризация товаров, заявленных под данный режим.

Товары, помещаемые под таможенный режим отказа в пользу государства, передаются таможенному органу на основании акта приема-передачи товаров, заявленных под таможенный режим отказа в пользу государства.

В соответствии со ст. 428 ТК РФ товары, от которых отказываются в пользу государства, обращаются в федеральную собственность со дня передачи таможенным органам товаров по акту приема-передачи.

С момента передачи таможенным органам товаров, от которых лицо отказалось в пользу государства, такие товары приобретают статус товаров, находящихся в свободном обращении на таможенной территории РФ. Иными словами, с указанного момента товары, в отношении которых состоялся отказ в пользу государства, считаются свободными от любых запретов и ограничений на пользование и распоряжение товарами, установленных ТК РФ.