Меню Рубрики

Универсальные десантные корабли типа «Мистраль. Как строят удк "владивосток" типа "мистраль" Десантный корабль мистраль

В июне 2011 года, во время Петербургского экономического форума, в ряду других интересных событий произошло что-то вовсе уникальное. Впервые после Второй мировой войны представители России подписали с иностранной фирмой масштабный договор на поставку военной техники. Стало известно, что для нужд военно-морского флота закупаются огромные корабли, вертолетоносцы «Мистраль». Это событие стало настоящей сенсацией, до сих пор отечественные судостроительные предприятия как-то управлялись с заказами сами, без иностранной помощи, и научились делать такое, от чего время от времени у наших западных «друзей» начинали шевелиться волосы на голове, например подводные ракетоносцы. Откуда же возникло желание получить корабли именно такого типа?

Для чего создавался «Мистраль»

Мистраль - это средиземноморский ветер, довольно холодный, время от времени обдувающий избалованное и изнеженное мягким климатом южное побережье Франции. Его нельзя сравнить с пронзительными влажными морозными потоками арктического воздуха, к которым давно привыкли и Мурманска, но деликатным галльским носам он кажется верхом дискомфорта. Так же сильно, как и климат, различаются Франции и Российской федерации. Вертолетоносец типа «Мистраль» по своей сути является большим кораблем, практически лишенным самостоятельной системы противолодочной, противокорабельной и противовоздушной защиты, то есть способный действовать лишь в составе эскадры, окруженный эскортом.

С другой стороны, он отражает модную в последние десятилетия судостроительную концепцию, согласно которой, десанты высаживаются на чужие берега как бы «дистанционно». Происходит это следующим образом: большое судно подходит к враждебному государству на относительно безопасное расстояние в пятнадцать-двадцать миль, затем начинает грузить технику на специальные баржи-катера, а тем временем ударные и транспортные вертолеты со специально подготовленными солдатами вылетают вперед, захватывают плацдарм и обеспечивают отсутствие сопротивления во время всего процесса. Десантного судна с берега даже не видно, а небольшие транспорты приходят неожиданно, если, конечно, у стороны, подвергающейся вторжению, нет средств для загоризонтного обнаружения. Вот примерно тот сценарий, для которого предназначен тип «Мистраль». У этого корабля слишком большая осадка, близко он к берегу подойти не может. Поддержку наступающим войскам он тоже оказать не в состоянии, для этого у него нет достаточного количества пушек или ракет.

Характеристики корабля

Большая полетная палуба сразу бросается в глаза тому, кто взглянет на «Мистраль». Характеристики этого большого корабля впечатляют. Он имеет длину в 200 метров, водоизмещение в 22 тыс. т., правда, способен перемещаться по морю со скоростью лишь 18 узлов. Экипаж, включая пилотов, составляет примерно 170 членов команды. Помимо всего, чем отличается авианесущее судно, то есть палубы и подпалубных ангаров, у него имеются и другие особенности. Например, отсек для перевозки сорока современных танков. «Мистраль» - авианосец, но в первую очередь это десантный корабль.

Но танки мало привезти к побережью неприятельской страны, их нужно еще доставить на сушу и выгрузить на берег. Для этого предусмотрена целая технология. Это наши просто упираются носовой частью в пляж, открывают аппарели, и «вперед за родину!». Армии стран НАТО действуют иначе, намного хитроумнее. Но об этом чуть позже.

Авиакрыло комплектуется в зависимости от задач, которые предстоит решать в боевом походе. Вертолетов на палубе и в ангарах может разместиться от 16 до 32, в зависимости от соотношения противолодочных, ударных и транспортных летательных аппаратов разных геометрических размеров.

Важно и количество живой силы, которую судно берет на борт, - 450 морских пехотинцев. Это батальон.

Возможно и срочное переоборудование судна в плавучий госпиталь. Это может стать необходимым при решении гуманитарных задач или оказании медицинской помощи раненым бойцам в результате боевых действий.

И еще «Мистраль» - это корабль, предназначенный для дальних походов. Его автономный радиус действия - 20 тысяч километров. Это половина экватора. Если нужно наводить порядок в мятежных колониях, то он - то, что надо. А вот над вопросом о том, зачем России «Мистрали», надо еще голову поломать. Заморских территорий у нашей страны нет. Высаживать десанты где-нибудь в Австралии или Аргентине вроде бы никто не планирует, а если бы и возникло такое желание, то кораблей нужно было бы покупать не два, и даже не четыре… К тому же сам процесс высадки очень своеобразен.

Как происходит десантирование по-французски

Французский «Мистраль» стоит себе в сторонке, как уже говорилось, за двадцать от горячего берега, где непонятно что может происходить, и выпускает из своего чрева специальные баржи, на которых и стоит бронетехника. Для этой процедуры у него есть определенный док, в который поочередно заводят упомянутые транспортные средства, грузят на них танки и бронемашины, затем затопляют до уровня окружающего мирового океана, и только после этого они покидают родную плавучую базу. Процесс десантирования проходит степенно и долго, много часов. По нашему штатному расписанию четыре - это усиленный танковый батальон, состоящий из трех рот и командирской единицы, то есть совсем немного. Можно сказать уверенно, что если бы кто-то враждебный нам так попытался высадиться где-нибудь под Анапой, то комплекс береговой защиты «Бастион» пресек бы это быстро…

Вертолеты

У французов свои винтокрылые машины. Они по назначению делятся на классы, два из которых используются в качестве палубных. Многоцелевые NH-90 и ударные «Тигры» составляют примерно равные доли авиакрыла, под их размеры и рассчитаны подъемные устройства, обеспечивавшие перемещение техники на полетную палубу и обратно в трюм, где они укрываются от штормов, брызг морской воды и проходят профилактическое обслуживание. Всего лифтов два с грузоподъемностью в 13 тонн, один на корме, другой рядом с рубкой.

Основными палубными вертолетами у нас служат противолодочные Ка-27М и Ка-226, но для осуществления ударов по наземным или морским целям необходим и «Аллигатор» Ка-52. Размеры этих машин отличаются от французских аналогов, притом в большую сторону. «Мистрали» для ВМФ России строились с учетом необходимых корректировок.

Детали договора

Французы торговались отчаянно. Российская сторона настаивала на строительстве трех из четырех запланированных вертолетоносцев на собственных верфях с использованием импортной технической документации. Сошлись на половине. Кроме того, кормовая часть изготовлялась на Балтийском заводе судостроения, что тоже удешевило проект. Следует особо отметить высокое качество работы отечественных корабелов и полную стыковку всех узлов при окончательной сборке в Сен-Назере.

Сразу было оговорено условие о том, что французская сторона установит на «Мистрали» для России часть высокотехнологичного навигационного оборудования, а под вооружения подготовит лишь установочные площадки и проложит кабельные коммуникации. Все ракетные и артиллерийские системы россияне поставят сами и свои.

Немаловажным фактором при подписании контракта могла стать возможность овладения новейшими технологиями кораблестроения, если, конечно, у французов есть чему поучиться. В основном они касаются методов сборки крупнотоннажных корпусов, хотя Балтзавод и Объединенная судостроительная корпорация тут же получили заказ на атомные ледоколы, не менее сложные, чем «Мистраль». Стоимость двух военных судов составила 1,2-1,5 миллиарда евро плюс 2,5 миллиарда рублей за работы, которые предстояло выполнить российским корабелам.

Системы вооружения и оповещения

Главный радиолокатор, устанавливаемый на «Мистрали» для России, которому предстоит быть их «глазами», - это французский «Талес». Особенности конструкции корпуса затрудняли установку отечественных аналогов.

Изначальная скудность оборонительных систем вызвала дополнительные требования военно-морского командования по дооснащению кораблей пятью ЗРК «Гибка», рассчитанных на использование «Игл» и пары шестиствольных скорострельных установок артиллерийского огня АК-630 калибра 30 мм для поражения низколетящих скоростных целей. Противокорабельная защита осуществляется комплексами сверхзвуковых крылатых ракет, способных «работать» и по береговым целям. Противолодочная оборона включает в себя все возможные аппаратные средства гидроакустического направления.

Детали дооснащения широко не разглашаются, но известно, что каждый российский «Мистраль» - корабль управления, а не только вертолетоносец и десантный транспорт, поэтому насыщенность информационной техникой бортового вычислительного комплекса также весьма серьезная.

Балансировка

Вертолетоносец типа «Мистраль» - корабль большой, крупнотоннажный и нуждается в балансировке, обеспечивающей его устойчивость в условиях сильных штормов. Три судна, состоящие на вооружении оборудованы автоматической системой норвежского производства «L3Marin», которая отвечает за равновесие. Намерение заменить ее на строящихся для России судах французским балансером, опробованным на куда более легких корветах и фрегатах, вызвало возражения у заказчика. К тому же у «Рособоронэкспорта» есть прямой интерес к этой системе, коль скоро контракт столь дорог. Навигационная безопасность российских вертолетоносцев слишком важна, чтобы на ней экономить.

Проблемы и решения

Возникли проблемы и с комплектованием корабля челночными транспортными средствами. Французские двухкорпусные катера-катамараны с самого начала были отвергнуты, а отечественные скоростные транспорты на воздушной подушке в грузовой отсек не помещались. Сошлись на том, что оптимальным решением станет все же приобретение отечественных танко-десантных катеров «Дюгонь» и «Серна», имеющих длину 45 и 26 метров соответственно.

Повышен и ледовый класс корпуса, так как подрядчик получил заказ исходя из возможных районов базирования новых кораблей. В отличие от их французских собратьев, их зона ответственности не исчерпывается тропическими водами, а в порту, к примеру, Петропавловска-Камчатского бывает очень морозно. Впрочем, и российское флотское командование в момент подписания договора не было уверено в том, где предстоит базироваться вертолетоносцам. Это решили позже.

Опыт эксплуатации вертолетоносцев

ВМФ СССР уже имел на вооружении крупные авианесущие противолодочные крейсера - «Ленинград» и «Москву». Вертолетное крыло этих боевых кораблей предназначалось для обнаружения субмарин вероятного противника. После морального устаревания и технического износа они были выведены из состава ВМФ, замена им не планировалась, так как в общем и целом они оказались не намного эффективнее, чем БПК меньшего водоизмещения и, соответственно, намного более дешевые как в производстве, так и в эксплуатации. Способствовал устареванию и низкий модификационный потенциал, что выражалось в невозможности переоборудования ангаров под современные вертолеты. Вообще, мировой опыт показывает, что на авианосцах экономить не стоит, их следует строить с запасом, с учетом возможности их дооснастки в процессе совершенствования систем управления, вооружения, связи, навигации и обнаружения. В этом случае дорогостоящие корабли могут служить десятилетиями. Насколько вертолетоносец типа «Мистраль» соответствует этому критерию, большой вопрос.

«Адмирал Кузнецов» по своей конструкции не является аналогом «Мистраля». Этот корабль выполняет совсем другие функции, сил для десантирования не несет и имеет совсем другие ходовые характеристики.

Международная реакция

Корабли еще не были достроены, а уже было объявлено о том, что главная дальневосточная военная гавань станет местом базирования новейшего российского вертолетоносца «Владивосток», построенного по проекту «Мистраль». Это известие вызвало дежурную озабоченность правительства Японии, углядевшего в усилении состава Тихоокеанского флота РФ некие агрессивные намерения. Разумеется, дипломатические маневры нашего восточного соседа имеют исключительно политическую мотивацию и вписываются в общий формат претензий на «северные территории», вопрос о которых поднимается периодически, в преддверии очередных выборов. Предполагать, что российская морская пехота станет несколько часов высаживать танковый батальон где-нибудь на острове Хоккайдо, не могут даже самые смелые патриотически настроенные японские фантасты. На фото «Мистраль» выглядит внушительно, но даже после оснащения этого корабля крылатыми ракетами в ракетный крейсер он не превратится, очень уж тихоходен, и вообще, не для того он строился и покупался. А для чего?

Военспец Сердюков

Правильнее будет спросить о том, не для чего, а зачем и почему. Бывший министр обороны А.Э. Сердюков в стратегических вопросах, очевидно, понимал немного. Куда богаче он был одарен природным артистизмом (безусловно, у него есть задатки неплохого кинорежиссера). Возможно, ему сразу привиделось, как будут смотреться на океанских просторах грозные и огромные транспортно-десантные суда под А помимо художественных достоинств, г-н Сердюков, по-видимому, обладает и определенной коммерческой хваткой. Но это лишь предположения.

Признать ошибочность затеи с «Мистралями» российскому правительству, вполне возможно, просто по-человечески неудобно. Два корабля («Севастополь» и «Владивосток») уже, можно считать, приняты командованием ВМФ, а в пользу их ненужности говорит тот факт, что от постройки еще пары российская сторона практически отказалась, хотя прямо об этом заявлено пока не было. Просто решили повременить.

Страшного, собственно, ничего не случилось. Десантные вертолетонесущие корабли докового типа не совсем согласуются с российской военной доктриной, но время от времени возникают международные осложнения, которые вынуждают менять ранее выработанные подходы. Про такие суда можно сказать, что они «на всякий пожарный случай».

На военные корабли потрачены деньги, это сделано не лучшим образом, но использовать вертолетоносцы можно в миротворческих операциях, которые, как показали события последних месяцев, вполне вероятны.

Универсальные десантные корабли типа «Мистраль» — это тип УДК-вертолетоносцев, которыми вооружены Военно-Морские Силы Французской республики.

Корабли такого типа могут выполнять одновременно четыре задачи: являться плавучим госпиталем, центром командования, заниматься принятием и обслуживанием боевых вертолетов и выполнять десантирование на сушу моторизованных воинских частей. Также в одно и то же время на них могут находиться: 4 десантных баржи; 16 ударных вертолетов Eurocopter Tiger или многоцелевых вертолетов NHI NH90; танковый батальон из 40 танков Leclerc или 13 основных танков AMX-56 Leclerc и 450 солдат (их число может дойти до 900, если они будут находиться на борту небольшое время). Для размещения вертолетов имеется ангар площадью 1800 кв. м.

Тремя из представителей этого типа, Mistral L9013, Dixmude L9015 и Tonnere L9014 распоряжаются ВМС Франции.

Два таких корабля Франция строит для РФ (причем кормовые части строит Балтийский завод, находящийся в Санкт-Петербурге), также были планы построить еще два судна на этом заводе полностью.

1. Фотографии

2. Видео

3. Тактико-технические характеристики

3.1 Основные характеристики:

  • Водоизмещение: 21300 т (полное), 32300 т (предельное).
  • Длина: 199 м (наибольшая).
  • Высота: 64,3 м.
  • Ширина: 32 м (по ватерлинии).
  • Осадка: 6,3 м (с ГАС).
  • Бронирование: нет.
  • Двигатели: 3 дизель-генератора «Вяртсиля» 16 V32 (6,2 MВт), 1 дизель-генератор «Вяртсиля» 18V200 (3,3 MВт), 2 винторулевые колонки Alstom Mermaid (7 MВт).
  • Мощность: 20400 л. с. (15 MВт).
  • Движитель: два пятилопастных гребных винта.
  • Скорость хода: 19 узлов (максимальная), 18 узлов (крейсерская).
  • Дальность плавания: 5800 миль (10800 км) на 18 узлах (33 км/ч), 10700 миль (19800 км) на 15 узлах (28 км/ч).
  • Автономность плавания: 30 суток.
  • Экипаж: 160 человек (20 офицеров) + 450 морских пехотинцев (900 морских пехотинцев на небольшую дальность).

3.2 Вооружение

  • Штатные десантно-высадочные средства: 2 десантных катера-катамарана типа EDAR либо 4 десантных катера типа CTM, с длиной в 23 м и шириной в 6,3 м.
  • Радиолокационное вооружение: 2 навигационные РЛС DRBN-38A Decca Bridgemaster E250, РЛС обнаружения целей MRR3D-NG.
  • Тактическое ударное вооружение: нет.
  • Артиллерия: АК-630.
  • Зенитная артиллерия: 4 × 12,7-мм пулемёта «Браунинг»; «3М47» Гибка, 2 × 30-мм артустановки Breda-Mauser.
  • Ракетное вооружение: 2 × 2 - ПУ ЗРК Simbad.
  • Авиационная группа: 32 легких вертолёта либо 16 тяжёлых вертолётов; численность авиационных групп на российских ДВКД 30 вертолётов Ка-27М либо Ка-52К и Ка-29.

3.3 Особенности кораблей для РФ

В СМИ временами можно прочесть сообщения о тактико-технических характеристиках, имеющих отличия по сравнению с французским вариантом. Вот некоторые из них:

  • Экипаж: 177 человек.
  • Число пассажиров: 481 человек.
  • Высота борта на уровне полётной палубы: 27 м.
  • Максимальная скорость: 18,5 узлов (при осадке 6,42 м и 100 % (2×3,5 МВт) мощности на винторулевых колонках).
  • Осадка: 6,42 м (при водоизмещении 22600 т).

4. Заказ ВМФ России

В декабре 2010 года Французская Республика и Российская Федерация объявили о подписании соглашения о строительстве двух вертолетоносцев «Мистраль» для вооружения Военно-Морского Флота РФ, на верфи, расположенной во Франции. Плюс к этому еще два судна типа «Мистраль» планируется изготовить в РФ, на условиях лицензии. В тендере на строительство победили совместно Объединенная судостроительная корпорация и французская компания DCNS.

Первый из кораблей будет строиться 3 года с момента прохождения первого аванса. Следующий – 2 года. РФ на верфях во французском порту Сен-Назере во время строительства первого судна выполнит 20% работ. Во время подписания контракта произошла передача от французской стороны к российской всех технологий, представляющих для РФ интерес. Сюда относится система SENIT-9 и еще две.

Высота ангара в «Мистралях» дает возможность для размещения вертолетов Ка-29, Ка-27 и Ка-52К на ангарной палубе. Также ожидается эксплуатировать корабли в Заполярье и в льдинах. С этой целью нужно выполнить усиление борта. Но эта мера не даст значительного изменения в техоснащении и конструкции УДК. Наше государство приобретает корабль, полностью оснащенный технологическим и навигационным оборудованием, но вертолеты и вооружение на борту будут производства РФ. Договор был подписан в январе 2011 года, протокол о намерениях и окончательный контракт – в июне того же года.

Те корабли, которые построят во Франции, будут переданы в состав Тихоокеанского флота. Причем большие денежные средства будут выделены на модернизацию инфраструктуры гарнизонов и военных городков ВВО. Самое большое внимание будет уделено соединениям, расположенным на Курильских островах.

В июне 2011 года, было объявлено о планах разместить на «Мистралях», которые будут принадлежать РФ многоцелевых боевых вертолетов Ка-52 «Аллигатор». Также на них будут находиться 8 Ка-29 (транспортные вертолеты) и Ка-52К (боевые). Их соотношение может меняться в соответствии с конкретными задачами.

Кораблям, строящимся во Франции, в феврале 2012 года были присвоены названия «Севастополь» и «Владивосток» в соответствии с переклассифицированными в ракетные крейсера больших противолодочных кораблей Военно-Морского Флота СССР проекта 1134. Те корабли, которые полностью построятся в РФ, получат наименования по городам «Петропавловск» «Кронштадт», «Азов» и одноименным большим противолодочным кораблям 1134-А и 1134-Б.

Тогда же было объявлено, что «Мистрали», строящиеся для РФ будут оснащены основным оружием, изготовленным в РФ. Сюда относятся, например, ракетные комплексы, которые призваны обеспечить самооборону.

Все устройства и системы пройдут русификацию. Будет установлено оборудование связи и управления производства Франции и России. DCNS обеспечит совместимость всех систем. Частично оборудование будет установлено во Франции, частично в РФ. В Сен-Назере корабли также оснастятся российскими системами управления огнем. DCNS произведет подготовку мест для установки вооружения, а сами боевые системы оборудуют на территории РФ.

Обзорной РЛС будет служить радар Thales MRR-3D-NG, обладающий G-диапазоном волн. Такие же радары стоят на тех «Мистралях», которые находятся в составе Военно-Морских Сил Франции.

Осенью 2012 года DCNS заключила субконтракт с компанией Sagem. Она послужит изготовителем оптронных поисково-прицельных систем Vampir NG. Поставка первой из них произойдет в 2013 году, а второй – через полгода после первой.

Инфракрасная поисково-следящая система Vampir NG сверхдальнего действия позволяет осуществлять надводным боевым кораблям автоматическое обнаружение, сопровождение и информирование об опасностях разнообразного типа, в диапазоне от противокорабельных ракет с настильной траекторией полёта над водой до атакующих быстроходных кораблей, а также пассивное круговое панорамное наблюдение за надводной обстановкой.

Vampir NG может работать в таких режимах, как «прибрежный», предназначенный для прибрежных акваторий, и «океанский», предусмотренный для дальнего наблюдения в открытом море.

В марте 2014 года началось прохождение ходовых испытаний первого корабля, «Владивостока».

Россия потребовала внести в БДК некоторое количество изменений, которые должны отличать их от французского проекта.

  • Сплавы стали для корпусов были измены до ледового класса, чтобы корабли можно было эксплуатировать в Заполярье и в льдинах.
  • Также корабли стали более высокими из-за переоборудования внутренних доков УДК, чтобы в них могли швартоваться вертолеты типа Ка-52К и Ка-28.
  • Предусмотрены места, предназначенные для дополнительного вооружения. Сюда относятся, к примеру, крупнокалиберные автоматические установки для отражения атак с моря, скорострельное артвооружение и средства противовоздушной обороны. Усиление вооружения даст возможность использовать корабли в открытом море с уменьшенным количеством надводных кораблей охранения. Но по состоянию на май 2014 года еще не было принято решение об усилении ударного и защитного вооружения.
  • Небольшим изменениям подверглись жилищные условия.

Устаревшую систему спутниковой связи Siracuse на «Владивостоке» заменит система «Центавр» производства России. В составе ее находится изделие Р-794-1, которое дополнит передатчики и приемники УКВ и КВ-связи. Корабельная система «Центавр» надежно передает данные между судами, а также на береговую станцию со скоростью 512 кбит/c.

Также для «Владивостока» к октябрю 2014 года будут построены 4 катера CTM NG. Они обладают длиной 27 м и шириной 7 м, а также имеют кормовую и носовую рампы для высадки десанта, что увеличивает их возможности по маневрированию. У них расширен спектр возможных действий при условиях сильной качки, а скорость увеличена до 20 узлов.

В 2013 году Дмитрий Рогозин заявил о том, что, так как в РФ не производится топливо для двигателей, которыми оборудованы «Мистрали», то отечественным химикам нужно будет найти выход из этой ситуации.

В феврале 2014 года французские специалисты начали обучать в Санкт-Петербурге экипаж первого вертолетоносца. Продолжение обучения в Сен-Назере ожидалось начать с июня. Предварительно, в мае в порт прибыл ряд офицеров РФ. Наши моряки проведут в Сен-Назере лето, после чего на «Владивостоке» отправятся в Кронштадт. В сентябре состоялись ходовые испытания.

Осенью 2014 года на «Владивостоке», находящемся в Сен-Назере произошла кража высокотехнологичного оборудования.

5. Представители

  • «Mistral»; Верфь — DCNS/Alstom; Заложен — 10 июля 2003 года; Спуск на воду – 6 октября 2004 года; Дата подписания — Февраль 2006 года; Флот — ВМС Франции
  • «Tonnere»; Верфь — DCNS/Alstom; Заложен — 26 августа 2004 года; Спуск на воду — 26 июля 2005 года; Дата подписания — Декабрь 2006 года; Флот — ВМС Франции
  • «Dixmude»; Верфь — DCNS/STX Europe; Заложен — 18 апреля 2009 года; Спуск на воду — 18 декабря 2010 года; Дата подписания — Январь 2012 года; Флот — ВМС Франции
  • «Владивосток»; Верфь — DCNS, STX Europe/Балтийский завод; Заложен — 1 февраля 2012 года (строительство секций), 01.02.2013 (официальная закладка, сборка); Спуск на воду — 15.10.2013; Дата подписания — Ноябрь 2014 года (план); Флот — Тихоокеанский флот ВМФ России
  • «Севастополь»; Верфь — DCNS, STX Europe/Балтийский завод; Заложен — 18 июня 2013 года; Спуск на воду — 20.11.2014; Дата подписания — 2015 год.

тип Mistral

Постройка и служба

Общие данные

Бронирование

Вооружение

Зенитно-ракетный комплекс

  • 2 × ПУ ЗРК Simbad класса земля-воздух.

Пушки

  • 2 х 30мм спаренных автоматических Breda-Mauser .

Пулеметы

  • 4 х 12,7 мм M2-HB Browning .

Авиагруппа

  • 16 тяжелых или 35 легких вертолётов.

Средства доставки

  • 4 катера CTM (chaland de transport de matériel) или, 2 судна на воздушной подушке LCAC .

Десант

  • 450 (долговременно) 900 (кратковременно).

Наземный транспорт на борту

  • до 70 единиц (включая 13 танков AMX-56 Leclerc ).

Построенные корабли

Mistral,Tonnerre, Dixmude, Владивосток, Севастополь

История создания

Предшественники

Сравнение типов кораблей Mistral и Foudre

Предпосылки появления

Перед DCNS стояла задача увеличить количество перевозимой живой силы и наземной техники одновременно с приоритетом господства в воздухе. Для проектирования были выбраны следующие ориентиры - 1400 морских пехотинцев, 280 единиц наземной техники и 30 вертолётов должны вести боевые действия в течение десяти дней с глубиной фронта в 100 км. Эта сила должна иметь возможность вмешаться в любом месте в 5000 километров от французской метрополии.

Развитие концепции

Французские кораблестроители всегда славились тем что, не пытались бездумно скопировать зарубежные проекты кораблей, и нетривиально подходили к решению задач которые перед ними ставили военные. Работы над многоцелевым кораблём вмешательства (BIP ) начались в то время, когда военно-промышленный комплекс готовился к реструктуризации и интеграции. BIP должен был стать модульным масштабируемым кораблем, который мог строиться в кооперации с различными странами Евросоюза. Однако различные политические события, в частности связанные с рынком труда в ЕС вернули проект в сугубо французское производство.

В 1997 году появилась серия проектов кораблей под общим названием nouveau transport de chalands de débarquement (NTCD) , созданных по мотивам неудавшегося ядерного вертолётоносца PH 75 .Крупнейшим из них был BIP-19 , который позже стал основой кораблей типа Mistral . Размеры BIP-19 190 метров в длину, 26,5-метров в ширину, осадка 6,5 метров, и водоизмещение 19 000 тонн, что превышало по всем показателям требования концепции NTCD . Было спроектировано еще три меньших корабля, на основе версии BIP-19 с общей шириной 23 метров: BIP-13 (13000 тонн, 151 метров), BIP- 10 (10000 тонн, 125 метров), и BIP-8 (8000 тонн, 102 метров). BIP-8 напоминал итальянский десантный транспорт типа San Giorgio , но включал ангар для вертолётов.

На стадии проектирования, концепция NTCD предусматривала 4 подъемника для вертолётов по левому и правому борту, один в центре, и один перед надстройкой. Позже количество подъемников уменьшилось до двух, а расположение изменилось. Концептуальные рисунки и описания сделанные Direction des Constructions Navales (DCN) , одним из вовлеченных в проектирование кораблестроителей, демонстрировали различное оборудование используемое на авианосцах, включая рампу-трамплин для STOBAR (Sort Takeoff But Arrested Recovery) («короткий взлет» с трамплина и посадка, с помощью аэрофинишера (системы тросов натянутых поперек угловой палубы авианосца)), позволяющий использовать самолёты AV-8B Harrier II и F-35 Lightning II-B , 4 или 5 площадок для взлёта/посадки вертолётов, включая одну усиленную, способную принимать вертолёты типов V-22 Osprey или CH-53E Super Stallion , а также мокрый док для судов на воздушной подушке или десантных катеров типа Sabre .

После рассмотрения сенатом Франции концептуальных проектов сенаторы сочли самолёты STOBAR излишним и было принято решение изменить конструкцию.

Строительство

Сборка кормовой части Mistral в Бресте в сентябре 2003

На выставке Euronaval 1998 французы подтвердили, что они планируют построить серию судов, основанных на концепции BIP-19 . Тем не менее, разрешение на строительство двух кораблей, Mistral и Tonnerre , не было получен до 8 декабря 2000 года. Контракт на постройку судов был опубликован 22 декабря 2000 года и и, после получения одобрения от комиссии по государственным закупкам (Union des groupements d"achats publics, UGAP ) 13 июля 2001 года, был отдан Direction des Constructions Navales (DCNS) и Chantiers de l"Atlantique в конце июля.

Сборка носовой и кормовой части Mistral

Сборка Mistral в Бресте

Mistral схема

Команда дизайнеров и инженеров собралась в Сен-Назере (Saint-Nazaire ) в сентябре 2001, и приступила к изучению и адаптации концепции BIP-19 . В процессе проектирования, была изготовлена и испытана в аэродинамической трубе модель в масштабе 1:120. Испытания показали, что при сильных встречных ветрах, из-за высоты корабля и удлиненной надстройки создается турбулентность вдоль взлетной палубы. Дизайн был изменен, чтобы минимизировать эти эффекты и обеспечить лучшие условия для эксплуатации вертолётов.

Корабли должны были строиться по частям на разных верфях и предприятиях. Распределённое строительство подразумевало создание двух основных модулей и нескольких второстепенных, которые впоследствии должны были быть собраны воедино в завершении строительства. DCNS назначенная главой строительства и отвечающая за 60% бюджета и 55% рабочего времени собирала двигатели в Лорьяне (Lorient ), боевые системы в Тулоне (Toulon ), а корму судна, в том числе надстройку в Бресте (Brest ). STX Europe , дочерняя компания STX Shipbuilding Южной Кореи, отвечала за постройку носовых частей каждого корабля в Сен-Назер (Saint-Nazaire ), и за их транспортировки на завод DCNS в Бресте для окончательной сборки. Еще несколько компаний принимали участие в постройке двух первых судов серии: Некоторые сборочные работы осуществлялись польской компанией Stocznia Remontowa в Гданьске (Gdańsk ), А компания Thales собирала радары и системы связи. Предполагалось что строительство каждого корабля займет 34 месяца и обойдется в 685 миллионов евро за оба судна, приблизительно как стоимость постройки одного корабля типа HMS Ocean или USS San Antonio , и приблизительно та же стоимость как и у предшествующих кораблей типа Foudre , которые были в состоянии перевозить вдвое меньший груз и постройка которых занимала 46,5 месяцев.

Начиная с Dixmude , остальные французские Мистрали и первые два российских Мистраля, все построены или будут строиться в Сен-Назер (Saint-Nazaire ) на верфях компании STX France , которая находится в совместной собственности STX Europe , Alstom и французского правительства, с контрольным пакетом акций у STX Europe . DCNS будет обеспечивать лишь боевые системы кораблей.

Любой вертолёт стоящий на вооружении французской армии в состоянии использовать корабль типа Mistral в качестве носителя. В базовом составе ударной вертолётной группы 8 десантных вертолётов NH90 и 8 штурмовых вертолётов Tigre .

28 сентября 2012 года стало известно, что французская компания Sagem получила субконтракт от кораблестроительной корпорации DCNS . Согласно условиям контракта, Sagem произведёт для российских универсальных десантных кораблей типа «Мистраль» оптронные поисково-прицельные системы Vampir NG .

Читая статьи о Государственном оборонном заказе, всякий раз убеждаюсь, что российские СМИ работают в жанре «новостей в будущем времени», рассказывая о событиях и планах, которым скорее всего никогда не суждено сбыться, но уже сегодня они стали новостями и навязаны обществу в качестве предмета для обсуждения. И вот, среди этих информационных фантомов, 1 февраля прошла информация о реальном событии - закладке во Франции универсального десантного корабля-вертолетоносца «Владивосток». В этот день на верфи в Сен-Назере началась нарезка металла для первого российского УДК типа «Мистраль».

"Мистраль" лишь внешне похож на традиционные корабли-доки, вертолетоносцы или универсальные десантные корабли. На самом деле в них заложен гораздо больший потенциал. Не случайно французы выделили их в отдельный класс - "force projection and command vessel" (ударно-штабной корабль или, дословно, "корабль проецирования силы и управления"). Отличительными чертами таких конструкций являются расположенная по всей длине корпуса полетная палуба и кормовая док-камера. Также на «Мистрале» размещены командный центр на 150 операторов и, оснащенный самым современным оборудованием, госпиталь на 70 мест. Концепция таких кораблей не нова – еще во времена вьетнамской войны ВМС США столкнулись с проблемой управления разнородными корабельными десантными группами, задействованными в высадке десанта. Тогда и родилась идея объединить их в одном универсальном корпусе.

По сравнению со своим современниками – американскими LPD типа “San Antonio” - «Мистраль» выглядит более привлекательно: французский корабль управляется командой всего из 160 человек, тогда как американским десантным кораблям-докам требуется 350 человек экипажа. Будущий российский корабль имеет преимущество и по составу авиагруппы: 16 вертолетов против 4 вертолетов и 2 конвертопланов «американцев». Резюмируя все вышесказанное, можно дать однозначный ответ: УДК типа "Мистраль" является современным, имеющим высокий боевой потенциал десантным кораблем, одним из лучших представителей своего класса в мире.

Подводные камни

Про то, что «Мистраль» не вписывается в концепцию боевого применения российского ВМФ, про его несоответствие условиям, в которых действует отечественный ВМФ, его уязвимость и трудности с обслуживанием уже было написано множество статей, публикаций и научных работ. Действительно, нужен ли ВМФ России подобный корабль? Например, широко известно утверждение, что эта, похожая на паром, конструкция создавалась по стандартам гражданского судостроения и не способна выдержать гидродинамический удар при близком подводном взрыве. Насколько мне известно, такой расчет обязателен при проектировании кораблей для российского ВМФ. Трудно сказать, насколько соответствует реальности этот миф, но он оставляет после себя неприятный осадок.

Не стану более утомлять читателя перечислением непроверенных (или, наоборот, чересчур известных) цифр, фактов и слухов. Меня, как дилетанта, интересуют более очевидные моменты:

Визит «Мистраля» в ноябре 2009 в Санкт-Петербург не обошелся без конфуза. Отечественные винтокрылые машины Ка-52 и Ка-27 без проблем сели на его палубу (еще бы! длина полетной палубы «Мистраля» - 199 метров, ширина -32 метра), но, как выяснилось позже, русские вертолеты по габаритам не вписались в проем элеватора, поэтому их не смогли опустить в ангар. Скандальная не получила широкой огласки, но от внимания общества не ускользнула.

Дальше – еще веселее. В связи с базированием на «Мистрале» российских вертолетов с соосной схемой винтов, придется увеличить высоту подпалубного ангара как минимум на метр по сравнению с оригинальным проектом, что, естественно, повлечет за собой рост «борта» корабля. Чрезмерная парусность всегда была одним из недостатков «Мистралей», а у «русской серии» она ещё больше увеличится. Также это неизбежно повлечет за собой уменьшение метацентрической высоты. Чем это грозит при полной загрузке и в штормовых условиях? Правильно, опрокидыванием.

Как уже отмечалось, вертолетные подъемники, которые поднимают технику из ангара на полётную палубу, непригодны для транспортировки Ка-29 с подвешенным вооружением. Придется либо закупать у Франции вертолеты Eurocopter, либо кардинально перестраивать подъемные механизмы.

На этом проблемы с авиатехникой не заканчиваются. Топливо для заправки вертолётов подается из двух цистерн, которые расположены ниже ватерлинии в корме корабля - топливные магистрали тянутся издалека сквозь 3 палубы, заполненные людьми, боеприпасами и техникой. Очень сомнительное решение французов, влияющее на живучесть УДК самым негативным образом. Возможно придется изменить всю систему заправки и хранения топлива согласно отечественным требования.

Транспортная палуба для бронетехники не соответствует российским требованиям. Она рассчитана на массу, не превышающую 32 тонн для каждой боевой единицы. В свою очередь, это означает, что на транспортной палубе «Мистраля» не будет никаких российских основных боевых танков. Всего на корабле поместится не более пяти ОБТ: три на площадке перед доковой камерой и два на десантных катерах пр. 11770 «Серна».

Далее, российские моряки не смогут эффективно использовать пространство док-камеры. «Мистраль» - французский корабль и его доковая камера проектировалась в соответствии с параметрами десантных средств НАТО. Поэтому, несмотря на солидные размеры док-камеры (57,5м х 15,4м х 8,2м, площадь 885м.кв.), в нее помещаются только 2 десантных катера пр. 11770. А десантные катера на воздушной подушке пр. 1206 «Кальмар» и пр. 12061 «Мурена» вообще не смогут базироваться на «Мистрале» - ДКВП не проходят в ворота доковой камеры по высоте! Выходит, придётся создавать под «Мистраль» новые десантно-высадочные средства.

Французские инженеры приготовили отличный сюрприз для российских моряков. Особенно "обрадуются" североморцы, а также все те, кто попытается эксплуатировать «Мистраль» в северной акватории Тихого океана. Дело в том, что борта французского УДК имеют широкие проёмы, которые обеспечивают естественную вентиляцию на вертолётной и транспортной палубах. Отличная идея для тропиков превращается в кошмар для северных широт – обледенение всей технике гарантировано. Так просто замуровать эти проемы нельзя, сначала необходимо спроектировать разветвлённую систему принудительной вентиляции.

Продолжая «ледовую тему», скажу, что корпус «Мистраля» не имеет ледового подкрепления, а это, учитывая условия, в которых действует российский ВМФ, практически исключает базирование французских кораблей на Балтике, Тихом океане и тем более на Севере. Особенно много проблем с носовым бульбом, который предназначен для улучшения ходовых качеств. Т.е. простым утолщением борта отделаться не удастся. По мнению экспертов, это означает разработку корабля нового проекта.

Отдельного разговора стоит двигательно-движительная установка «Мистраля» с использованием погруженных главных электродвигателей. Винто-рулевые колонки типа «Азипод» обеспечивают лёгкость маневрирования, но у этой системы есть и серьёзные недостатки:
– прежде всего, это малая скорость хода (18 узлов по сравнению с 22–24 узлами у УДК типа «San Antonio» ВМС США);
– эксплуатация кораблей с «Азиподами» требует регулярных докований для осмотра винторулевых колонок. И есть мнение, доков для таких крупных кораблей в России, особенно на Тихом океане на сегодняшний день нет. Могу предположить, что «русские Мистрали» получат традиционные движители и рули.

Не вооружен и не опасен

Да, на «Мистрале» практически полностью отсутствует оборонительное вооружение. Пулеметы и два сдвоенных ПЗРК «Мистраль» (это не опечатка, очевидно французам очень нравится такое название), являющиеся аналогами российской «Иглы» или американского «Стингера» вряд ли можно воспринимать всерьез.

С одной стороны, это не может радовать меня, как адепта палубной авиации. Покупка УДК типа «Мистраль» означает смену судостроительной парадигмы ВМФ России. Проще говоря, ВМФ принимает концепцию авианосного флота западного образца. Использовать «Мистрали» в десантных операциях возможно только при наличии мощного авиационного прикрытия, иначе вся высадка превратится в кровавую кашу. Морской вариант ударного вертолета Ка-52 эффективен только против наземных сил. Ни по радиусу действия, ни по боевым возможностям, он не сможет заменить палубные истребители-бомбардировщики. Соответственно, для всей этой ударной группировки необходимы корабли охранения и снабжения. Выходит, Россия планирует создать мощный и сбалансированный океанский флот.

Если это не так, то покупка «Мистраля» похожа на авантюру. Либо командование ВМФ не предполагает использовать французские корабли в десантных операциях, т.е. по их прямому назначению.

Деньги на ветер?

Мистраль – французское название холодного ветра, дующего в долине Роны. Не станет ли УДК с таким названием выбросом денег «на ветер» в прямом и переносном смысле? По мнению одного радикально настроенного пользователя интернета, российские адмиралы купили себе две иномарки, стоимостью 2 миллиарда долларов каждая.

Представляется странным: для российского флота приобретены в общем-то бесполезные корабли, которым не находится места в современной концепции применения российского ВМФ, без кораблей охранения и, самое важное, без наличия многочисленной морской пехоты и средств ее десантирования.

Может быть, я зря сгущаю краски. С покупкой «Мистраля» отечественная кораблестроительная отрасль получит доступ к новейшим мировым технологиям. Возможно это действительно так, но тогда непонятно, зачем понадобилось аж 4 корабля этого типа.

В принципе, разговор не о том, что плохо приобретать заграничную военную технику. Это как раз таки неплохо, что мы пытаемся заимствовать лучшие решения и конструкции. Речь идет о том, что эти миллиарды можно было потратить с большей эффективностью, закупив вместо УДК другие образцы европейских кораблей, действительно необходимые флоту. Как вариант – испанские фрегаты типа «Альваро де Базан». Даже без системы «Иджис» (о продаже которой не может быть и речи), они являют собой мощный и современный комплекс морского

24 декабря 2010 года Россия и Франция объявили о заключении соглашения о строительстве двух вертолетоносцев типа «Мистраль» на французской верфи STX Europe, находящейся в Сен-Назер. Также 24 декабря 2010 года было объявлено, что по итогам тендера на поставку вертолетоносцев власти РФ выбрали предложение консорциума, состоящего из французской компании DCNS и российской Объединённая судостроительная корпорация.

Договор на постройку серии из двух ДВКД типа «Мистраль» был подписан 25 января 2011 года в Сен-Назере. Протокол о намерениях был подписан 10 июня 2011 года в Париже, подписание окончательного контракта состоялось 17 июня 2011 года в рамках Петербургского международного экономического форума.

Десантный вертолетоносный корабль-док (ДВКД) типа «Мистраль» способен выполнять сразу четыре разных задачи: десантировать на сушу воинские части, принимать вертолеты, быть центром командования и плавучим госпиталем. На корабле могут одновременно располагаться десант численностью 450 человек (кратковременно до 900 человек) и до 16 вертолетов массой 12 тонн каждый. Для них предусмотрен ангар площадью 1800 кв. метров.

На российских кораблях типа «Мистраль» будут размещаться 16 вертолетов в комбинации 8 Ка-52К + 8 Ка-29, то есть восемь боевых и восемь транспортных. Данная комбинация может быть изменена в зависимости от поставленной задачи. Также они будут оснащены самыми современными отечественными системами вооружения, в том числе пусковыми установками сверхзвуковых крылатых ракет, новейшими системами и комплексами противоракетной, противовоздушной и противолодочной обороны.

Основные характеристики корабля типа «Мистраль»: Водоизмещение 22600 тонн. Общая длина корпуса 199 метров, ширина 32 метра, высота борта на уровне полетной палубы 27 метров, осадка 6,42 метра. Максимальная скорость при осадке 6,42 метра равна 18,5 узлам при 100% мощности двигателей-азиподов (3,5 мегаватт). Экипаж составляет 177 человек, число пассажиров 481 человек.

Головной корабль серии ДВКД «Владивосток»: закладка носовой части состоялась 1 февраля 2012 года на верфи Alstom, Сен-Назер, Франция. Кормовая часть была заложена 1 октября 2012 года на Балтийском заводе, Санкт-Петербург. Резка металла для ее строительства была начата 1 августа.

26 июня 2013 года, точно в предусмотренный контрактом срок, на Балтийском заводе в присутствии руководителей ОАО «ОСК», STX-France, DCNS и ФГУП «Рособоронэкспорт» был произведен спуск на воду кормовой части ДВКД.

Часть корпуса, построенная на Балтийском заводе, в длину достигает 94 метров, спусковая масса 6400 тонн. Помимо корпусных покрасочных работ на заводе произведено частичное насыщение корпуса трубопроводами и оборудованием.

В рамках работ по насыщению корпуса первого ДВКД Балтийским заводом были установлены фундаменты под винто-рулевые колонки, кормовая и бортовая аппарели, подъемные платформы для вертолетов, подъемник боезапаса, клинкетные ворота ангара. Оборудовано помещение балластных насосов, смонтировано буксирно-швартовое оснащение для транспортировки корпуса в Сен-Назер. Смонтированы все предусмотренные проектом люки и двери, установлено электрослесарное оборудование (кабельные лотки и фундаменты под электроприборы). Также произведено насыщение корпуса трубами балластной, сточной и пожарной систем. Общая длина труб составляет около 5000 метров.

04 июля 2013 года в рамках Международного военно-морского салона (МВМС-2013), в строгом соответствии с намеченными сроками, представители Объединенной судостроительной корпорации и французской верфи STX-France подписали акт приема-передачи построенной на Балтийском заводе кормовой части первого российского вертолетоносца типа «Мистраль». Со стороны ОСК акт подписал президент корпорации Владимир Шмаков, со стороны STX-France – генеральный директор компании Лорен Кастэн.

06 июля 2013 года в 18:00 часов океанский буксир «En Avant 20» в сопровождении двух портовых буксиров петербургского морского порта взял подготовленную к дальнему плаванию корму первого российского «Мистраля» и потянул ее по направлению к судопропускному сооружению №1 петербургской дамбы. Там портовые буксиры отцепились, и их океанский коллега повел построенную на Балтийском заводе часть корпуса вертолетоносца в открытые воды Балтики.

На STX-France была произведена стыковка кормовой и носовой частей корабля и ДВКД «Владивосток» 15 октября 2013 года был спущен на воду. После этого он будет доставлен в Россию и после дооборудования в соответствии с требованиями ВМФ России – будет передан флоту осенью 2014 года.

05 марта 2014 года вышел в море на заводские ходовые испытания. 14 ноября 2014 года - компании «Рособоронэкспорт», но церемония была отменена по инициативе Парижа. Ранее президент Олланд неоднократно заявлял, что ключевым условием поставки корабля России станет «полное соблюдение» режима прекращения огня на Востоке Украины. По сообщению от 18 ноября российским морякам , находящегося во французском порту Сен-Назер. Запрет введен с 17 ноября. По сообщению от 18 декабря российский учебный корабль «Смольный» с 400 моряками, обучавшимися управлению вертолетоносцами.

Второй корабль серии ДВКД «Севастополь»: закладка носовой части состоялась 18 июня 2013 года на верфи Alstom, Сен-Назер, Франция. 20 декабря 2013 года был установлен последний 440 тонный блок носовой части корпуса. Кормовая часть была заложена 04 июля 2013 года на Балтийском заводе, Санкт-Петербург. Резка метала для ее строительства была начата в мае месяце 2013 года. 30 апреля 2014 года состоялся спуск на воду кормовой части. Корпус кормовой части 26 июня 2014 года отправлен в Сен-Назер для стыковки с «французской» половиной. 20 ноября 2014 года был . В марте 2015 года вышел в море для проведения первого этапа ходовых испытаний, который продлился одну неделю. 14 апреля для проведения второго этапа ходовых испытаний. 15 апреля после успешного завершения второго этопа морских испытаний.

По сообщению от 26 мая 2015 года ранее во Франции вертолетоносцев. Сейчас стороны обсуждают только размер компенсации.

По сообщению от 05 августа 2015 года Президент Российской Федерации и Президент Французской Республики приняли совместное решение на строительство и поставку двух десантно-вертолётных кораблей-доков типа «Мистраль», подписанного в июне 2011 года.

По сообщению от 31 августа 2015 года Франция выплаченные Россией суммы по проекту «Мистраль», а также ее затраты на обучение экипажей. По сообщению от 23 сентября власти Франции вертолетоносцы Египту. 10 октября 2015 года Египет и Франция подписали контракт на приобретение Каиром вертолетоносцев типа , построенных для России.