Меню Рубрики

Методологические подходы к исследованию систем управления. Основные подходы к исследованию систем управления Качественный подход к исследованию проблем управления

Эффективность и качество управленческого труда определяются, прежде всего, обоснованностью методологии решения проблем, т.е. подходов, принципов, методов. Без хорошей теории практика слепа. Однако к применяют только некоторые подходы и принципы, хотя в настоящее время известны более 14-ти научных подходов:

  • Комплексный
  • Интеграционный
  • Маркетинговый
  • Функциональный
  • Динамический
  • Воспроизводственный
  • Процессный
  • Нормативный
  • Количественный
  • Административный
  • Поведенческий
  • Ситуационный
  • Программно-целевой подход

Комплексный подход

Комплексный подход при принятии управленческих решений учитывает важнейшие взаимосвязанные и взаимозависимые факторы внешней и внутренней среды организации — технологические, экономические, экологические, организационные, демографические, социальные, психологические, политические и др.

В рамках комплексного подхода выделяют два специфических подхода:

  • поисковый — ориентированный на будущее и определяющий состояния объекта управления в дальнейшем при условии сохранения сегодняшних тенденций его развития;
  • целевой — планирующий целенаправленное изменение объекта управления в будущем с учетом возможных путей и сроков перехода управляемой подсистемы из сегодняшнего состояния в желаемое.

Интеграционный подход

Интеграционный подход к менеджменту нацелен на исследование и усиление взаимосвязей между:

  • отдельными подсистемами и элементами системы менеджмента;
  • стадиями жизненного цикла объекта управления;
  • уровнями управления по вертикали;
  • уровнями управления по горизонтали.

Интеграция — это углубление сотрудничества субъектов, управление взаимодействием и взаимосвязями между компонентами системы управления.

Маркетинговый подход

Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы при решении любых задач на потребителя:

  • повышение качеств объекта в соответствии с нуждами потребителя;
  • экономия ресурсов у потребителя за счет повышения качества;
  • экономия ресурсов в производстве за счет факторов масштаба производства, научно-технического прогресса (НТП);
  • применение системы менеджмента.

Функциональный подход

Сущность функционального подхода к менеджменту заключается в том, что потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнить для ее удовлетворения. После установления функций создаются несколько альтернативных объектов для выполнения этих функций, и выбирается тот из них, который требует минимум совокупных затрат за жизненный цикл объекта на единицу полезного эффекта.

Динамический подход

При динамическом подходе объект управления рассматривается в динамическом развитии, причинно следственных связях и соподчиненности, производится ретроспективный анализ за пять и более лет и перспективный анализ (прогноз).

Воспроизводственный подход

Это подход ориентирован на постоянное возобновление производства товара/услуги для удовлетворения потребностей рынка с меньшими, по сравнению с лучшим технологичным объектом на данном рынке, совокупными затратами на единицу полезного эффекта.

Процессный (процессуальный) подход (1960-е гг.)

Согласно процессному подходу, управление — это серия взаимосвязанных и универсальных управленческих процессов (планирование, организация, мотивация, контроль и связующие процессы — процесс коммуникации и процесс принятия решения). Эти процессы менеджмент называет управленческими функциями, а процесс управления — это сумма перечисленных управленческих функций (рис. 1.

«Отец» процессного подхода — Анри Файоль — утверждал, что «управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать».

Рис. 1. Взаимодействие функций менеджмента

Нормативный подход

Сущность нормативного подхода заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам менеджмента. Нормативы должны устанавливаться по важнейшим элементам:

  • целевой подсистеме;
  • функциональной подсистеме;
  • обеспечивающей подсистемы.

Количественный подход

Сущность количественного подхода заключается в переходе от качественных оценок к количественным при помощи математических статистических методов, инженерных расчетов, экспертных оценок, системы баллов и других. Управлять можно цифрами, а не только словами.

Административный подход

Сущность административного подхода заключается в регламентациях функций прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности элементов систем менеджмента в нормативных актах.

Поведенческий подход

Целью поведенческого подхода являются оказание помощи работнику в осознании собственных возможностей. Основной целью этого подхода является повышение эффективности фирмы за счет повышения роли человеческих ресурсов. Наука о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности как отдельного работника, так и фирмы в целом.

Ситуационный подход (последняя четверть XX в.)

Ситуационный подход гласит, что различные методы управления должны применяться в зависимости от конкретной ситуации, так как организация — это открытая система, постоянно взаимодействующая с окружающим миром (внешней средой), поэтому главные причины того, что происходит внутри организации (во внутренней среде), следует искать в ситуации, в которой эта организация вынуждена действовать.

Центральный момент подхода - ситуация - конкретный набор обстоятельств, которые оказывают влияние на деятельность организации в текущий момент времени. Ситуационный подход связан с системным подходом и пытается увязать конкретные управленческие приемы и концепции с конкретными ситуациями.

Этот подход нацелен на непосредственное применение новых научных методов в конкретных ситуациях и условиях.

Здесь важно «ситуационное мышление» — понимание того, какие приемы будут более эффективными для достижения целей в данной ситуации. Главная сложность в том, что ситуационные процессы многочисленны и взаимосвязаны и их нельзя рассматривать независимо друг от друга, поэтому руководителю бывает довольно сложно определить заведомо верный метод.

Ситуационный подход призван связать конкретные приемы и концепции управления с определенными конкретными ситуациями, изучить ситуационные различия между организациями и внутри самих организаций.

Теория ситуационного подхода опирается на четыре основных положения:

  • руководитель должен быть знаком с эффективными средствами профессионального управления. Для этого нужно понимать процесс управления, особенности индивидуального и группового поведения, владеть навыками системного анализа, знать методы планирования и контроля, количественные методы принятия решений;
  • руководитель должен предвидеть вероятные последствия от применения в данной ситуации каждого из управленческих методов, которые всегда имеют как сильные, так и слабые стороны, а также определенные сравнительные характеристики. Например, можно увеличить заработную плату всем работникам за дополнительную работу, что, несомненно, на какое-то время повысит их мотивацию, но надо сравнить рост затрат с полученными выгодами; возможно, такая мера окажется разорительной для организации;
  • руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию, выявлять факторы, наиболее важные в сложившейся ситуации, определять возможный эффект от изменения тех или иных переменных показателей ситуации;
  • руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые дали минимальный негативный эффект, с конкретными ситуациями для обеспечения наибольшей эффективности в достижении целей организации.

Метод ситуаций положен в основу методологии обучения в самой престижной в США школе бизнеса — Гарвардской.

Системный подход

При системном подходе любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая выход (цель), вход, связь с внешней средой, обратную связь. В системе «вход» перерабатывается в «выход». Важнейшие принципы:

  • процесс принятия решения должен начинаться с выявления и четкого формулирования конкретных целей;
  • необходимы выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения цели;
  • цели отдельных подсистем не должны вступать в конфликт с целями всей системы;
  • восхождение от абстрактного к конкретному;
  • единство анализа и синтеза логического и исторического;
  • проявление в объекте разнокачественных связей и взаимодействий.

Программно-целевой подход

Программно-целевой подход основывается на четком определении целей организации и разработке программ по оптимальному достижению этих целей с учетом ресурсов, необходимых для реализации программ.

Еще на стадии формулирования желаемых целей возникает обобщенная модель организации. Затем рассматриваются альтернативные варианты управленческих решений, выбирается одно из них, и начинается разработка программ. На каждом этапе программы стратегическая цель организации подразделяется на подцели, выделяются основные задачи и приоритеты их решения, которые увязываются с материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами. Оценка итогов реализации этапа проводится по следующим показателям: основной результат, объем и срок.

Для удобства увязки всех этапов реализации программы целесообразно составить дерево целей, где корень дерева — главная цель программы (А ), первый уровень вершин — подцели первого уровня (В и С ), затем идут вершины второго уровня (D и Е ) и т.д.; нижние уровни дерева целей — средства и способы достижения целей более высокого уровня (рис. 2). После построения дерева целей программу оформляют в виде директивы — документа руководителя, обязательно для всех исполнителей.

Рис. 2. Дерево целей

Ход реализации принятой к исполнению программы постоянно контролируется, так как на каждом этапе могут возникать новые, прежде не учтенные факторы.

В России накоплен значительный опыт программно-целевого управления, но далеко не все программы осуществились в полном объеме и в заданные сроки вследствие недостаточного контроля, низкого уровня ответственности, отсутствия должной мотивации участников реализации этих программ.

1

Объективность получаемого научного знания о педагогических процессах определяется выбором методологического подхода к их исследованию. Методологический подход отождествляется с определенной мировоззренческой позицией исследователя, задает модель авторского видения, понимания и интерпретации педагогических явлений. В статье представлен научный обзор современных методологических подходов к исследованию педагогических процессов (системного, синергетического, антропологического, культурологического, аксиологического, деятельностного, компетентностного, личностного, средового, ситуационного). Сделан вывод, что на сегодняшний день при исследовании педагогических процессов учеными используются методологические подходы разных уровней (общенаучного, конкретно-научного и технологического), что обеспечивает целостность, объективность и продуктивность их научного познания. Выбор подходов обусловливается решаемыми исследователем задачами. Методологические подходы организуют мышление исследователей и определяют набор исследовательских методов. Сложившиеся методологические подходы позволяют вкупе с фактологическим раскрывать и субъектный план получаемого педагогического знания.

методологический подход

педагогический процесс

1. Алексеев Н.А. Педагогические основы проектирования личностно ориентированного обучения: дис. … д-ра пед. наук. – Тюмень, 1997. – 310 с.

3. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: кн. для учителя. – М: Просвещение. 1991. – 176 с.

4. Бим-Бад Б.Д. Антропологическое основание теории и практики современного образования: Очерк проблем и методов их решения: моногр. – М.: Изд-во Российского открытого университета, 1994. – 575 с.

5. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. – 2003. – № 10. – С. 8–14.

6. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учеб. пособие. – М.: Ростов н/Д: Академия, 1999. – 560 с.

7. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения [Текст]: моногр. – М.: ИЦ ПКПС, 2004. – 84 с.

8. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – С. 34–42.

9. Коджаспирова Г.М. Педагогическая антропология: учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2005. – 287 с.

10. Корнетов Г.Б. Педагогические парадигмы базовых моделей образования: учеб. пособие. – М.: Изд-во Университета Российской академии образования, 2001. – 124 с.

11. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя: психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. – Л.: ЛГУ, 1967. – 81 с.

12. Лопанова Е.В. Профессионально-педагогическая компетентность преподавателя вуза: структура, содержание, оценка сформированности // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. – С. 862.

13. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании: дис. ... д-ра пед. наук. – М., 1997. – 193 c.

14. Менчинская Н.А. Проблемы воспитания, обучения и психического развития ребенка: моногр. – М.: МПСИ, Воронеж: Модэк, 2004. – 512 с.

15. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование: поиск новой парадигмы: моногр. – Волгоград: ВГПУ, 1998. – 182 с.

16. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. – М.: Педагогика, 1985. – 95 с.

17. Сластенин В., Исаев И., Мищенко А., Шиянов Е. Педагогика учеб. пособие. – 4-е изд. – М.: Школьная Пресса, 2002. – 512 с.

18. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний (психологические основы). – М.: Издательство Московского университета, 1984. – 345 с.

19. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. – М.: Педагогика, 1983. – 352 с.

20. Хакен Г. Синергетика: моногр. – М.: Мир, 1980. – 406 с.

21. Ходякова Н.В. Ситуационно-средовой подход к проектированию личностно развивающих образовательных систем: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. – Волгоград, 2013. – 42 с.

22. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе: моногр. – М.: Педагогический поиск, 2001. – 384 с.

23. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе: моногр. – М.: Сентябрь, 2000. – 176 с.

24. Якунин В.А. Педагогическая психология: учеб. пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. – 349 с.

25. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. – 365 с.

Согласно научным представлениям, педагогический процесс - это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников по поводу содержания образования с использованием педагогических средств с целью решения задач, направленных на удовлетворение потребностей, как общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии . Современные педагогические процессы отличаются сложностью и динамичностью ввиду неповторимого сочетания влияющих на них факторов и условий реализации. Поэтому объективность получаемого научного знания о педагогических процессах определяется выбором методологии их исследования. В теории научного познания понятие «методологический подход» отождествляется с определенной мировоззренческой позицией исследователя. В педагогике методологический подход задает модель авторского видения, понимания и интерпретации педагогических явлений. В настоящее время авторами педагогических исследований используются различные методологические подходы. Поэтому целью исследования был выбран теоретический анализ современных методологических подходов к исследованию педагогических процессов.

Полученные результаты свидетельствует, что общенаучный уровень методологии исследования педагогических процессов составляют системный и синергетический подходы, которые в той или иной мере использует каждая наука и каждая научная теория.

Системный подход ориентируют на раскрытие целостности объекта исследования, выявление в нем многообразных типов связей и сведение их в общую теоретическую картину. Поэтому педагогический процесс рассматривается современной педагогической наукой как целостное явление. Большой вклад в развитие представлений о целостности педагогического процесса внесли Ю.К. Бабанский , М.Н. Скаткин , усилия которых были направлены на углубленное изучение обучения и воспитания как относительно самостоятельных педагогических процессов. Идея целостности выступает инструментом исследований воспитывающего и развивающего характера обучения в работах Н.А. Менчинской , В.А. Якунина . Н.В. Кузьмина выделяет пять основных функциональных компонентов педагогической системы: цели образования, содержание образования, субъекты образования, средства педагогической коммуникации (организационные формы, методы, средства обучения).

С точки зрения В.А. Сластенина , целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие. В содержательном плане целостность педагогического процесса обеспечивается отражением в цели и содержании образования опыта, накопленного человечеством. В организационном плане педагогический процесс приобретает свойство целостности, если обеспечивается единство лишь относительно самостоятельных процессов-компонентов: конструирования содержания образования и материальной базы; делового взаимодействия педагогов и воспитанников по поводу содержания образования; неформального взаимодействия педагогов и воспитанников на уровне личных отношений; освоения воспитанниками содержания образования без непосредственного участия педагога. Операционально-технологический аспект целостности педагогического процесса предполагает обращение к учебно-воспитательному процессу с позиций субъект-субъектных отношений.

Предметом исследования педагогических процессов с позиции синергетического подхода являются механизмы самоорганизации. Как указывает Г. Хакен , самоорганизация происходит в открытых неравновесных системах, за счет перестройки существующих и образования новых связей между элементами систем. Отличительной особенностью процессов самоорганизации является их целенаправленный, но вместе с тем естественный, спонтанный характер: они происходят в результате взаимодействия случайности и необходимости и всегда связаны с переходом от неустойчивости к устойчивости.

Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко рассматривают специфику синергетического подхода к педагогическим системам. Во-первых, с позиции синергетики человек рассматривается как открытое и динамическое явление, не находящееся в равновесии и обладающее большими собственными возможностями для саморазвития посредством открытого взаимодействия с окружающей действительностью. Во-вторых, в рамках синергетического подхода самоуправляемое развитие педагогической системы предстает в виде системы изменений, которые организованы ею относительно становления нового качества и ведут к росту динамичности, активности системы в целом и ее отдельных компонентах. Исследователи подчеркивают, что педагогической системе нельзя навязывать то, что вступает в противоречие с ее внутренним содержанием и логикой развертывания ее внутренних процессов. Эффективное управление педагогической системой возможно лишь при осознании тенденций ее развития и осуществлении на систему и ее компоненты резонансного воздействия, при котором внешнее влияние согласуется с внутренними свойствами системы.

Конкретно-научной уровень методологии исследования педагогических процессов выступают антропологический, культурологический, аксиологический, деятельностный, компетентностный, личностный, средовой подходы, которые используются в системе педагогического знания.

Антропологический подход предполагает соотнесение знания об педагогических явлениях со знаниями о природе человека. В основе применения антропологического подхода к анализу педагогических процессов, по мнению Г.Б. Корнетова , лежит требование представить динамику человека в образовании как телесного, душевного и духовного существа в различных исторических обстоятельствах.

Целью педагогической антропологии, считает Г.М. Коджаспирова , выступает гуманизация педагогического сознания. Идеи антропологии, указывает Б.М. Бим-Бад , «очеловечивают» деятельность субъекта педагогического процесса, позволяя воспринимать личность включенного в педагогическую систему человека в целостности и индивидуальности. Индивидуальность при этом понимается как своеобразие психики и личности индивида, его неповторимость, уникальность, а целостность человека - как единство тела, души и духа. Б.М. Бим-Бад подчеркивает, что педагогическое влияние должно быть направлено на развитие этого единства .

Культурологический подход к анализу педагогических процессов обусловлен объективной связью человека с культурой. Образование, по В.А. Сластенину , выступает средством трансляции культуры, овладевая которой человек не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и становится способным к неадаптивной активности, позволяющей выходить за пределы заданного, развивать собственную субъектность и приумножать потенциал мировой цивилизации.

Человек не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей, по мнению Е.В. Бондаревской, С.В. Кульневич , представляет собой, во-первых, развитие самого человека и, во-вторых, становление его как творческой личности. Культурологический подход, считает Г.М. Коджаспирова , исходит из представлений о педагогическом процессе как о расширенном воспроизводстве социокультурного опыта, а потому ориентирует педагогов на отбор предметного и непредметного содержания образования с позиции целостной культуры личности (анализ общечеловеческих ценностей с учетом исторического развития).

Аксиологический подход свойственен гуманистической педагогике, так как человек рассматривается в ней как высшая ценность общества и цель общественного развития. Важным выводом, вытекающим из осмысления В.А. Сластениным с соавторами гуманистических функций образования, является выделение его общей направленности на гармоничное развитие личности, которое есть назначение, призвание и задача каждого человека. При этом каждый компонент педагогической системы вносит свой вклад в решение гуманистической цели образования.

Одним из значимых является положение, отраженное в работах В.В. Краевского, И.Я. Лернера и других ученых, о необходимости включения в содержание образования не только системы знаний и умений, способов деятельности, опыта творческой деятельности, но и опыта ценностного отношения к миру, определяющего поведение личности в многообразных жизненных ситуациях.

Деятельностный подход утверждает представление о деятельности как об основном средстве и главном условии развития личности. Деятельностный подход лежит в основе анализа педагогических процессов, ориентированных на управляемую педагогом познавательную деятельность обучающихся. Это означает, согласно представлениям Н.Ф. Талызиной , переориентацию процесса обучения на постановку и решение обучающимися конкретных учебных задач. В соответствии с деятельностным подходом, процесс обучения есть всегда обучение деятельности (предметно-практическим и умственным действиям).

И.А. Зимней разработаны представления о построении педагогических процессов на основе компетентностного подхода, который усиливает практическую ориентированность образования, делает акцент на операциональную, навыковую сторону образовательного результата.

Смысл компетентностно ориентированного профессионального образования заключается в развитии у обучающихся способности к самостоятельному принятию решений на основе полученного жизненного и профессионального опыта . Следует отметить позицию В.А. Болотова, В.В. Серикова , которые рассматривают компетентностный подход как условие формирования способности выпускника вуза действовать эффективно за пределами изученных под руководством преподавателей учебных ситуаций.

К настоящему времени в педагогике разработаны представления о построении педагогических процессов на основе личностного подхода. В рамках личностного подхода к образованию, представленного работами Н.А. Алексеева , Е.В. Бондаревской, С.В. Кульневич и др., основной ценностью образования объявляется личность с ее уникальным внутренним миром, а важнейшим результатом образования, помимо определенной суммы знаний, умений, навыков, признается некая «система координат», определяющая существование человека в мире. В соответствии с этим основной вектор построения педагогических процессов на основе личностного подхода представляет определение педагогических влияний, способствующих самореализации и саморазвитию обучающегося.

Признавая обучающегося главной действующей фигурой педагогического процесса, И.С. Якиманская считает, что личностно ориентированное обучение - это такое обучение, где субъектный опыт каждого обучающегося сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.

В личностно развивающем образовании, указывает В.В. Сериков , проектируется не только учебный материал и способ его подачи, а целостная ситуация, в которой изучаемый материал выступает и как своеобразный повод для ценностно-смысловых исканий личности.

Средовой подход к педагогическим системам, представленный в концепциях Ю.С. Мануйлова , В.А. Ясвина , рассматривает в качестве объекта анализа образовательную и воспитательную среду. Средовой подход позволяет разобраться в составляющих среды образовательного учреждения, оценить их возможности, смоделировать влияние на обучающегося.

Преимуществом средового подхода, по мнению Н.В. Ходяковой , является гарантированное право обучающегося на участие в проектировании образовательной среды путем избирательного восприятия средовых компонентов и взаимодействия с ними, на проявление субъектной активности.

Технологический уровень методологии исследования педагогических процессов образует ситуационный подход. Под ситуацией понимается такое событие, которое ведет к смене одного состояния системы на другое. Ситуация в педагогическом процессе - это объективно-субъективный феномен, характеризующий личностную активность педагога и обучающегося. Как подчеркивает Н.В. Ходякова , ситуация создает «образовательную напряженность», разрешаемую через продуктивную и рефлексивную деятельность ее участников, в которой заданный педагогом учебный материал играет роль среды, а не получаемого обучающимся результата. В личностно развивающей ситуации, указывает В.В. Сериков, внешние и внутренние факторы взаимодействуют, создавая своеобразное пространство личностного развития. Выбор линии поведения субъективен, но объективные условия «поставляют» личности то, из чего выбирать .

Заключение

Проведенный теоретический анализ научной литературы показывает, что в настоящее время при исследовании педагогических процессов ученые используют методологические подходы разных уровней, обеспечивающие целостность, объективность и продуктивность их научного познания.

Системный подход позволяет выделить компоненты педагогического процесса, к числу которых относятся: цели образования, педагоги и воспитанники, содержание образования, педагогические средства обучения и воспитания. Требует рассмотрения педагогического процесса как целостности и элемента более сложной системы.

Синергетический подход предполагает естественную самоорганизацию педагогического процесса, эффективное использование внутренних ресурсов его развития. Признает необходимость осознания тенденций развития педагогического процесса и осуществления резонансного воздействия на него.

Антропологический подход «очеловечивает» педагогический процесс, позволяя воспринимать личность включенного в него человека в целостности и индивидуальности. Обязывает представить динамику человека в педагогическом процессе как телесного, душевного и духовного существа.

Культурологический подход состоит в ориентации на раскрытие и взращивание в педагогическом процессе «человека культурного». Ориентирует на отбор предметного и надпредметного содержания образования.

Аксиологический подход обеспечивает признание и реализацию в педагогическом процессе ценностей человеческой жизни. Ставит задачу включения в содержание образования опыта ценностного отношения к миру.

Деятельностный подход предполагает ориентацию процесса обучения на решение обучающимися учебных задач. Диктует необходимость определения педагогом номенклатуры задач, их иерархии, формы предъявления, ориентировочной основы выполнения.

Компетентностный подход определяет практикоориентированность педагогического процесса. Усиливает акцент на операциональную, навыковую сторону образовательного результата.

Личностный подход означает помощь обучающемуся в самореализации и развитии личности. Требует создания условий для полноценного развития личностных функций обучающегося.

Средовой подход гарантирует право обучающегося на участие в проектировании образовательной среды. Предполагает создание в педагогическом процессе системы ситуаций, учитывающих совокупность внешних и внутренних факторов и их последовательную смену.

Ситуационный подход утверждает, что ситуация в педагогическом процессе создает «образовательную напряженность», разрешаемую через продуктивную и рефлексивную деятельность ее участников. Основной педагогической задачей признается создание ситуаций развития личности обучающегося как совокупности условий становления его личностной сферы.

Выбор подходов обусловливается решаемыми исследователем задачами. Методологические подходы организуют мышление исследователей и определяют набор исследовательских методов. Сложившиеся методологические подходы позволяют вкупе с фактологическим раскрывать и субъектный план получаемого педагогического знания.

Библиографическая ссылка

Осадчук О.Л., Галянская Е.Г. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 3-3. – С. 463-467;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=8756 (дата обращения: 03.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Введение. 2

Глава 1. Методологические подходы к исследованию систем управления: Диалектический, процессный, ситуационный. 5

1.1. Диалектический подход к исследованию, основные положения. 5

1.2. Процессный подход к исследованию, сущность и технология. 7

1.3. Ситуационный подход к исследованию, сущность и случаи использования 9

Глава 2. Функциональный, рефлексивный и системный подход к исследованию система управления. 13

2.1. Функциональный подход к исследованию, сущность и использование. 13

2.2. Рефлексивный подход к исследованию.. 14

2.3. Системный подход к исследованию, его сущность. 21

2.4. Интегративно-конвергенциальный характер системного подхода. 27

Заключение. 30

Спиралеобразное движение обеспечивает постоянное накопление знаний и достижение с течением времени новых уровней развития. Помимо закона единства и борьбы противоположностей диалектики в ходе познания следует руководствоваться такими законами, как переход количества в качество, отрицание отрицания, реализуя при исследовании принципы восхождения от абстрактного к конкретному, единства анализа и синтеза, логического и исторического, выявления в объекте разнокачественных связей и их взаимодействия.

Рассматриваемый подход предопределяет необходимость использования соответствующих принципов:

Непрерывного движения и развития всех явлений;

Научности, требующий использования всего нового и прогрессивного и обеспечивающий предвидение явлений, возможность использования результатов исследований;

Взаимодействия, предполагающего использование разнообразных связей, многовариантности, и целостности отображения и исследования явлений;

Объективности и достоверности;

Противоречивости;

Преемственности;

Относительности;

Исторической определенности.

Диалектический подход к исследованию определяет практика, которая является:

1) основным методологическим инструментом исследования;

2) движущей силой исследования, так как определяет то, что может быть для нее актуальным;

3) важнейшим потребителем результатов исследования;

4) основным критерием истинности результатов исследования. Существенную значимость при использовании диалектического подхода приобретают исторический и логический методы познания истины.

Диалектический подход к исследованию в связи с его положениями о постоянстве происходящих изменений, необходимости замены всего устаревающего новым является наиболее прогрессивным и используется в подавляющей части всех проводимых исследований. По существу, выбор и использование принципов и методов диалектического подхода к исследованию в сочетании с методологическим инструментарием других подходов является в современный период его практической формулой.

Диалектический подход во многом определил развитие целого спектра других подходов, и в первую очередь системного.

1.2. Процессный подход к исследованию, сущность и технология

Процессный подход (процесс - последовательная смена состояний в развитии чего-нибудь; развитие какого-либо явления) известен применительно к управлению в целом. Он рассматривает управленческую деятельность как непрерывное выполнение комплекса определенных взаимосвязанных между собой видов деятельности и общих функций управления (прогнозирование и планирование, организация и т.д.). Причем выполнение каждой работы и общих функций управления здесь также рассматриваются в виде процесса, т.е. как совокупность взаимосвязанных непрерывно выполняемых действий, преобразующих некоторые входы ресурсов, информации и т.п. в соответствующие выходы, результаты (рис.1).

Часто выход одного процесса является входом для другого, а сам процесс управления определяется суммой всех связанно выполняемых функций. В рамках такого подхода изучение СУ следует рассматривать как выполнение исследовательских работ и общих управленческих функций по их реализации (исследовательского управленческого цикла) в виде процесса - непрерывной серии взаимосвязанных действий, т.е. как работу по достижению целей исследования. При процессном подходе характерна ориентация на совокупность непрерывно осуществляемых действий по всем исследовательским работам с их идентификацией и взаимосвязанным общим управленческим функциям (прогнозированию, планированию, организации работ, координации, выполнению работ, регулированию, активизации и стимулированию, учету, контролю и анализу), преобразующих входы в


выходы и представляет собой процессный подход к исследованию СУ.

Рис.1. Основные составляющие процесса исследования

Технологически процессный подход к исследованию осуществляется последовательно, параллельно и последовательно-параллельно (рис.2), однако наиболее жизнеспособным из названных подходов является последовательно-параллельный.



Рис.2. Виды процессного подхода к исследованию: А - последовательный; Б - параллельный; В - последовательно-параллельный

Преимущество процессного подхода состоит в следующем:

Непрерывности взаимосвязанного проведения исследовательских работ;

РАЗДЕЛ 1. Базы данных. Теория экономических информационных систем.

Системы, их свойства и классификация. Подходы к исследованию

систем. Модель системы. Моделирование.

Системы, их свойства и классификация.

Состоянием системы называется совокупность существенных свойств, которыми система обладает в каждый момент времени.

Под свойством понимают сторону объекта, обуславливающую его отличие от других объектов или сходство с ними и проявляющуюся при взаимодействии с другими объектами.

Характеристика - то, что отражает некоторое свойство системы.

Какие свойства систем известны.

Из определения «системы» следует, что главным свойством системы является целостность, единство, достигаемое посредством определенных взаимосвязей и взаимодействий элементов системы и проявляющиеся в возникновении новых свойств, которыми элементы системы не обладают. Это свойство эмерджентности (от анг. emerge - возникать, появляться).

  1. Эмерджентность - степень несводимости свойств системы к свойствам элементов, из которых она состоит.
  2. Эмерджентность - свойство систем, обусловливающее появление новых свойств и качеств, не присущих элементам, входящих в состав системы.

Эмерджентность - принцип противоположный редукционизму, который утверждает, что целое можно изучать, расчленив его на части и затем, определяя их свойства, определить свойства целого.

Свойству эмерджентности близко свойство целостности системы. Однако их нельзя отождествлять.

Целостность системы означает, что каждый элемент системы вносит вклад в реализацию целевой функции системы.

Целостность и эмерджентность - интегративные свойства системы.

Наличие интегративных свойств является одной из важнейших черт системы. Целостность проявляется в том, что система обладает собственной закономерностью функциональности, собственной целью.

Организованность - сложное свойство систем, заключающиеся в наличие структуры и функционирования (поведения). Непременной принадлежностью систем является их компоненты, именно те структурные образования, из которых состоит целое и без чего оно не возможно.

Функциональность - это проявление определенных свойств (функций) при взаимодействии с внешней средой. Здесь же определяется цель (назначение системы) как желаемый конечный результат.

Структурность - это упорядоченность системы, определенный набор и расположение элементов со связями между ними. Между функцией и структурой системы существует взаимосвязь, как между философскими категориями содержанием и формой. Изменение содержания (функций) влечет за собой изменение формы (структуры), но и наоборот.

Важным свойством системы является наличие поведения - действия, изменений, функционирования и т.д.

Системы можно классифицировать по назначению.

Среди технических и организационных систем выделяют:

производящие,

управляющие,

обслуживающие.

В производящих системах реализуются процессы получения некоторых продуктов или услуг. Они в свою очередь делятся на вещественно-энергетические, в которых осуществляется преобразование природной среды или сырья в конечный продукт вещественной или энергетической природы, либо транспортирование такого рода продуктов; и информационные - для сбора, передачи и преобразования информации и предоставление информационных услуг.

Назначение управляющих систем - организация и управление вещественно-энергетическими и информационными процессами.

Обслуживающие системы занимаются поддержкой заданных пределов работоспособности производящих и управляющих систем.

Подходы к исследованию систем

Диалектический подход к исследованию. Базовым законом этого учения выступает закон единства и борьбы противоположностей, а основополагающим принципом - принцип всеобщих связей явлений. Это значит, что для изучения какого-либо предмета необходимо рассмотреть все его стороны и связи. При этом развитие, как общий процесс, проходит периодически повторяющиеся ступени, но каждый раз на более высоком уровне и все это осуществляется по спирали. Спиралеобразное движение обеспечивает постоянное накопление знаний и достижение с течением времени новых уровней развития. Помимо закона единства и борьбы противоположностей диалектики в ходе познания следует руководствоваться такими законами, как переход количества в качество, отрицание отрицания, реализуя при исследовании принципы восхождения от абстрактного к конкретному, единства анализа и синтеза, логического и исторического, выявления в объекте разнокачественных связей и их взаимодействия.

Процессный подход к исследованию. Он рассматривает управление как непрерывное выполнение комплекса определенных взаимосвязанных между собой видов деятельности и общих функций управления. Причем выполнение каждой работы и общих функций управления здесь также рассматриваются в виде процесса, т.е. как совокупность взаимосвязанных непрерывно выполняемых действий, преобразующих некоторые входы ресурсов, информации и т.п. в соответствующие выходы, результаты.

Ситуационный подход к исследованию. Основная принципиальная особенность рассматриваемого подхода - ситуация, т.е. конкретные обстоятельства, которые оказывают влияние на СУ в рассматриваемый момент времени. Изучая сложившуюся ситуацию можно лучше понять как обусловившие ее причины, так и воздействия, которые будут в большей степени способствовать достижению целей исследования СУ в конкретных условиях и обстоятельствах.

Функциональный подход к исследованию. Тесно взаимосвязанным с диалектическим подходом является функциональный подход. Его сущность состоит в рассмотрении исследуемой СУ или ее составляющих элементов только с позиций внешней среды. При этом исследуемая СУ представляется в виде "черного ящика". Это позволяет рассматривать отношения системы с другими системами и внешней средой абстрактно, не вникая в процессы, происходящие непосредственно в исследуемой системе.

Рефлексивный подход к исследованию. От слова рефлексия (обратная связь или же самопознание, осмысление своих действий и поступков). Больше ничего не понятно и слишком сложно и много. Но в двух словах, у нас есть функция поведения внешней среды и функция поведения объекта. Объект взаимодействует со средой, а затем по своей функции поведения как то изменяется или что то делает, параллельно в среде тоже согласно ее функции поведения происходят какие то изменения. Как то так..

Системный подход к исследованию. Системный подход, будучи неразрывно связанным с фундаментальными идеями диалектики и диалектического подхода, вместе с тем имеет свою сущность и выступает как отдельный методологический подход. Он предполагает, что объект исследуется как целостная совокупность составляющих его подсистем, элементов и во всем многообразии выявленных свойств и связей внутри объекта, а также между объектом и внешней средой.

Модель системы

Модель - это упрощенное подобие объекта, которое воспроизводит интересующие нас свойства и характеристики объекта-оригинала.

Пример: Модель «черного ящика» - модель системы, представляющая собой структуру с известными выходными и входными параметрами и неизвестным внутренним устройством.

Статические модели инвариантны относительно времени. Они служат для описания процессов и явлений, независящих от времени.

Пример: Глобус.

Динамические модели служат для описания изменения процессов и объектов во времени.

Пример: Звёздное небо в Планетарии.

Концептуальная модель - абстрактная модель, определяющая структуру моделируемой системы, свойства её элементов и причинно-следственные связи, присущие системе и существенные для достижения цели моделирования.

Пример: Архитектура информационной системы предприятия.

Топологические модели позволяют представлять систему в виде графов.

Пример: Диаграмма связей (структура системы), диаграмма состояний (взаимосвязи различных состояний системы с вероятностями их возникновения) и т.п.

Формализация - отображение системы с помощью символов какого-либо формального языка.

Процедура формализации включает:
1) введение терминов исходных понятий, а также терминов основных отношений между этими понятиями,
2) введение переменных и правил построения на их основе соответствующих формул,
3) введение исходных доказуемых формул (аксиом),
4) введение правил логического вывода, позволяющих из аксиом получать производные от них доказуемые формулы (теоремы).

Пример: Дифференциальные уравнения, блок-схемы, передаточные функции, графы и др.

Информационная модель - совокупность информации, характеризующей существенные свойства и состояния системы, а также связь с внешним миром, позволяет путём подачи на модель информации об изменениях входных величин моделировать возможные состояния системы.

Информационные модели делятся на описательные (созданные на естественном языке) и формальные (созданные на формальном языке: формулы, таблицы, графы, карты, схемы и т.д.).

Пример: Информационная модель предприятия, модель базы данных

Логико-лингвистическая модель - модель, в которой представление знаний основано на учете объектов предметной области, отношений между ними и использовании лингвистических средств.

Пример: семантические сети и сети фреймов.

Семантическая модель - представление понятий в виде графа, в вершинах которого расположены понятия, в терминальных вершинах - элементарные понятия, а дуги представляют отношения между понятиями.

Пример: семантическая сеть (способ представления знаний в виде ориентированного графа, в котором вершины соответствуют семантическим единицам языка или речи, а дуги - свойствам или отношениям между ними).

Моделирование

1) Искусство построения истинных или ложных (по соответствию физической природе) моделей систем.

2) Совокупность действий по созданию модели реальной системы, последующая цель которых – изучение природы системы, возможностей ее структурного развития или прогнозирование поведения.

Симуляция движения

Процесс движения координат модели направленный на получение адекватных результатов.

Модели систем могут иметь разную физическую природу. Компьютеры и соответствующее ПО являются наиболее адаптивными физическими объектами, из тех, которые могут быть основой для построения моделей.

Информация и ее свойства. Классификация и кодирование информации. Свойства единиц информации. Понятие о предметной области. Информационные системы. Знаковые системы. Классификация пользователей информационных систем. Экономические показатели.

Информация и ее свойства.

Информация - это осознанные сведения об окружающем мире, которые являются объектом хранения, преобразования, передачи и использования.

Свойства информации

1. Объективность информации . Объективный - существующий вне и независимо от человеческого сознания. Информация - это отражение внешнего объективного мира. Информация объективна, если она не зависит от методов ее фиксации, чьего-либо мнения, суждения.
Пример. Сообщение «На улице тепло» несет субъективную информацию, а сообщение «На улице 22°С» - объективную, но с точностью, зависящей от погрешности средства измерения.
Объективную информацию можно получить с помощью исправных датчиков, измерительных приборов. Отражаясь в сознании человека, информация может искажаться (в большей или меньшей степени) в зависимости от мнения, суждения, опыта, знаний конкретного субъекта, и, таким образом, перестать быть объективной.

2. Достоверность информации . Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной. Достоверная информация помогает принять нам правильное решение. Недостоверной информация может быть по следующим причинам:

· преднамеренное искажение (дезинформация) или непреднамеренное искажение субъективного свойства;

· искажение в результате воздействия помех («испорченный телефон») и недостаточно точных средств ее фиксации.

3. Полнота информации . Информацию можно назвать полной, если ее достаточно для понимания и принятия решений. Неполная информация может привести к ошибочному выводу или решению.

4. Точность информации определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т. п.

5. Актуальность информации - важность для настоящего времени, злободневность, насущность. Только вовремя полученная информация может быть полезна.

6. Полезность (ценность) информации . Полезность может быть оценена применительно к нуждам конкретных ее потребителей и оценивается по тем задачам, которые можно решить с ее помощью.


Похожая информация.


Системный подход – методологический подход, изучающий объект как единое целое. Объект исследования представляется как совокупность подсистем, элементов с внутренними и внешними связями. Используется для комплексного исследования принимаемых решений, анализа возможных вариантов их реализации, координации усилий по претворению их в жизнь.

Эмпирический подход – подход, при котором объект исследуется на основе уже имеющегося опыта. При данном подходе изучаются предшествующие аналогичные случаи и вырабатываются общие правила поведения в сходных ситуациях. Используются методы аналогий, которые заключаются в анализе уже имеющегося опыта и оценивании возможности его использования в конкретных случаях, методы сравнений и т. д.

Анализ межличностных отношений и группового поведения – подход, основой которого является изучение внутренних связей в организации, т. е. изучение формальных и неформальных групп в организации, формальных и неформальных лидеров, горизонтальных и вертикальных связей, систем мотивации и стимулирования, видов власти, которые существуют в изучаемой организации.

Формирование корпоративной культуры – традиции, ценности, символы, убеждения, формальные и неформальные правила поведения членов организации.

Социотехнические системы – подход, который создает условия для приспособления человека к технике с целью увеличения эффективности производства и сокращения времени, затрачиваемого на производство.

Теория принятия решений и эффективные коммуникации – подход соответствия информационной и организационной структур.

При данном подходе лица, которые принимают решения, должны обладать всей необходимой информацией. Для эффективности принятия решений информаиия должна обладать свойствами:

Достоверности;

Ясности;

Своевременности;

Полноты;

Оперативности;

Надежности.

В организационных структурах должны быть эффективные коммуникации для уведомления нижестоящих уровней иерархии о принятых решениях наверху.

Моделирование – подход построения модели организации, в которой отражаются все подсистемы, элементы, взаимосвязи и закономерности функционирования организации.

Операциональный подход – подход, в котором выделяются функции и работы для анализа процесса управления, оценка трудозатрат и затрат ресурсов.

Ситуационный подход – подход принятия решений при быстротечном изменении окружающей среды: изменения на рынках, появление новых конкурентов и т. д. При этом подходе изучается сложившаяся ситуация, выявляются ее причины и воздействия, которые могут быть использованы для достижения целей исследования в конкретных случаях. Указанный подход обычно используется.

Когда одни и те же ситуации часто повторяются, для разрешения которых вырабатываются стандартные решения на основе анализа предыдущих однотипных ситуаций. Это позволяет экономить материальные и трудовые ресурсы, время;

При возникновении новых ситуаций, которые отличаются от стандартных и не имеют готовых решений.

Процессный подход – подход к исследованию систем управления как к непрерывному выполнению совокупности взаимосвязанных между собой работ и общих функций управления. Процесс исследования – совокупность функций и действий исследователя, направленных на изучение объекта исследования, которые превращают входы (исследуемый объект) в выходы (результат исследования). Процесс исследования регулируется рычагами и ресурсами. Рычаги осуществляют свое влияние на процесс управления посредством методов и методик, требований заказчиков и потребителей, конкурентов, законодательств и т. д. Ресурсы обеспечивают всеми необходимыми средствами (материальными, техническими, транспортными и т. д.) для осуществления процесса исследования.