Меню Рубрики

Нужны ли положения об отделах. Пишем положение о подразделении и должностную инструкцию

Каждый отдел решает свои задачи. Чтобы все подразделения компании работали слаженно, утвердите положение об отделе - удобный регламент, закрепляющий функции структурной единицы и порядок взаимодействия с другими службами.

Из статьи вы узнаете:

Положение об отделе - локальный организационно-распорядительный документ, нередко применяемый в крупных компаниях с самостоятельными структурными подразделениями. Разработка нормативного положения для каждого отдела позволяет регламентировать его повседневную деятельность, определить основные задачи, очертить внутреннюю структуру и распределить зоны ответственности. Такой документ можно составить для каждой службы или лаборатории, для отдельных цехов, участков и бюро.

В то же время предприятия малого бизнеса с простой организационной структурой и ограниченным количеством сотрудников обычно не нуждаются в нормативных актах такого рода. Если нет деления на самостоятельные структурные единицы (отделы, службы), то и положения, регламентирующие их правовой статус и устанавливающие порядок взаимодействия с другими подразделениями, не нужны. Подробнее о нормах трудового законодательства, разработанных специально для небольших организаций, читайте в статьях « . Какие правила для микропредприятий пригодятся остальным компаниям» и «Проверки: могут ли по жалобе сотрудника?».

Скачайте документы по теме

Положение об отделе: структура и содержание

Чтобы грамотно составить в 2018 году положение об отделе кадров, бухгалтерии или любом другом структурном подразделении предприятия, рекомендуем воспользоваться удобным шаблоном.

Типовое положение об отделе содержит следующие разделы:

  1. общие положения;
  2. структура;
  3. основные задачи (миссии);
  4. функции;
  5. права и обязанности;
  6. ответственность;
  7. взаимоотношения с другими подразделениями.

В разделе «Общие положения» указывается полное наименование отдела и реквизиты документа, на основании которого он создан, а также прописывается порядок подчинения. Рядовые сотрудники подчиняются начальнику отдела, а тот, в свою очередь, подотчетен директору предприятия. Более подробно структура подразделения «раскладывается по полочкам» во втором разделе документа: выделяются категории персонала, определяется его численность.

Очень важен раздел «Задачи», задающий вектор деятельности отдела. Работодатель сам решает, насколько подробными должны быть формулировки. Обычно речь идет лишь о ключевых направлениях деятельности. Например, если рассматривать образец положения об отделе кадров (кадровой службе), в перечень задач стоит включить подбор и воспитание кадров, обеспечение работникам прав и гарантий в соответствии с актуальным трудовым законодательством и локальными нормами, ведение кадрового учета и т.д.

Приказ об утверждении положения об отделе

Последний этап - утверждение «Положения» руководителем организации (разумеется, при отсутствии возражений по предложенному проекту). Если содержание или оформление документа не устраивает руководство компании, он отправляется на доработку.

Утвердить локальный нормативный акт можно двумя способами: издать отдельный приказ или проставить гриф «Утверждаю» на самом документе. Работодатель, выбравший первый способ, составляет приказ об утверждении положения об отделе в свободной форме. В качестве шаблона можно использовать образец приказа об утверждении правил внутреннего трудового распорядка или любого другого нормативного акта:


Скачать в.doc


Скачать в.doc

Изменения и поправки в локальные нормативные акты вносятся по мере необходимости. Если в дальнейшем возникнет потребность в пересмотре положения, воспользуйтесь рекомендациями экспертов (см. статьи «Как разработать и утвердить в организации», «За сколько времени нужно уведомить о и другие кадровые вопросы»).

Наиболее разнообразную и наименее регламентированную группу организационно-правовых документов представляют собой положения, инструкции, регламенты, правила. Эти документы могут разрабатываться по любому направлению деятельности организации (правила внутреннего распорядка, положение об оплате труда, положение о защите персональных данных работников, инструкция по делопроизводству).

Положение - это:

1) правовой акт, устанавливающий основные правила деятельности организаций, их структурных подразделений, а также нижестоящих (подведомственных) учреждений, организаций и предприятий;

2) свод правил, регулирующих определенное направление деятельности (культурное, политическое, хозяйственное и др.).

В отдельную группу следует выделить положения, регулирующие совокупность организационных, трудовых и других отношений по конкретному вопросу, например: «Типовое положение о ведении делопроизводства по предложениям, заявлениям и жалобам граждан в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях»; «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»; «Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете»; а также положения о проведении конкурсов, смотров, фестивалей и других мероприятий.

Положения бывают типовые и индивидуальные. Типовые положения разрабатываются вышестоящей организацией для однотипных подведомственных структур, а индивидуальные - для конкретной организации, органа, структурного подразделения и пр.

Положение о структурном подразделении - нормативный акт, основной целью которого являются регламентация направлений деятельности данного подразделения.

Документ оформляется на общем бланке организации и включает в себя реквизиты:

· наименование организации,

· наименование вида документа,

· регистрационный номер документа,

· место составления,

· заголовок к тексту,

· подпись,

· гриф утверждения,

Положение о структурном подразделении, как правило, состоит из следующих разделов:

1) «Общие положения» - приводятся полное и сокращенное (если оно имеется) наименования структурного подразделения, характеризуется его место (статус) в организационной структуре организации, определяется степень его хозяйственной и экономической самостоятельности. Здесь же приводится информация о подчиненности данного подразделения руководству предприятия, конкретно указывается должность лица, непосредственно руководящего подразделением, порядок назначения и освобождения его от занимаемой должности.

Отдельным пунктом приводится перечень основных нормативных, правовых, директивных и инструктивных документов, которыми подразделение руководствуется в своей работе. В случае если подразделение содержит какие-либо внутренние деления (например, отдел подразделяется на несколько секторов), в раздел включается пункт «Внутренняя структура». В нем содержится перечень внутренних подразделений, даются их полное и сокращенное наименования, наименование должности руководителя каждого внутреннего деления с указанием, кому непосредственно они подчиняются.

В заключительном пункте раздела «Общие положения» содержится информация о наличии в подразделении печати, ее описание, назначение и условия хранения.

2) «Цели и задачи подразделения» - формулируются основные цели и задачи подразделения, его основное назначение, оправдывающее существование подразделения в структуре предприятия. Цели должны быть долгосрочными, реальными и тесно увязанными как между собой, так и с целями предприятия (организации) в целом.

3) «Функции» - содержится полный перечень функций подразделения с указанием, какие из них выполняются подразделением целиком, а какие - совместно с другими подразделениями. В этом случае уточняется форма участия.

При наличии в подразделении отделов в текст раздела вводятся соответствующие их названиям подразделы, в которых аналогичным образом дается описание функций для каждого деления.

4) «Права и обязанности» - содержится перечень полномочий, которые реализуются данным подразделением; дается характеристика специфических прав, которыми обычно не обладают аналогичные структуры. Под правом подразделения в отношении других структурных подразделений понимается узаконенная возможность требовать (предлагать, использовать, запрещать) выполнения каких-либо действий или предоставления какой-либо информации. Права подразделения обычно устанавливаются в объеме, необходимом для эффективной реализации его функций.

5) «Ответственность» - устанавливаются виды дисциплинарной, административной (в необходимых случаях – уголовной) ответственности, которую может нести руководитель подразделения в случае невыполнения подразделением своих обязанностей. В разделе точно формулируется экономическая ответственность подразделения в рамках внутреннего хозяйственного расчета.

6) «Взаимоотношения с другими структурными подразделениями» - содержится характеристика различного рода взаимосвязей с другими структурными подразделениями внутри предприятия (организации) и вне ее. Здесь же регламентируются документационные потоки подразделения, указывается перечень основных документов, создаваемых им, и документов, разрабатываемых совместно с другими подразделениями, а также периодичность и сроки представления документов.

Положение о структурном подразделении подписывается его руководителем и утверждается, как правило, первым лицом предприятия (организации).

Положение о коллегиальных и совещательных органах - организационно-правовой документ, имеющий нормативный характер и определяющий состав, порядок формирования, компетенцию, порядок работы, права и ответственность коллегиальных и совещательных органов. Коллегиальные (совещательные) органы могут быть как руководящие (совет директоров, правление), так и специализированные (ученый совет, педсовет, научно-технический совет и др.) (8).

Положение о коллегиальном или совещательном органе определяет:

· статус коллегиального или совещательного органа;

· порядок планирования работы;

· порядок подготовки материалов для рассмотрения на заседании;

· внесение материалов на рассмотрение;

· порядок рассмотрения материалов и принятия решений на заседании;

· ведение протокола заседания;

· оформление решений;

· порядок доведения решений до исполнителей;

· материально-техническое обеспечение заседаний.

В ряде коммерческих организаций разрабатывается Положение о персонале. Это документ, в котором:

· отражаются вопросы профессионального и социального развития трудового коллектива;

· устанавливаются основные принципы трудовых взаимоотношений между администрацией и персоналом;

· определяются способы организации труда;

· раскрывается кадровая концепция предприятия - системы и принципы найма, кадрового планирования, стимулирования труда, социальная политика предприятия;

· формулируется взаимная ответственность администрации и персонала.

Положение о персонале - документ, заимствованный из зарубежной практики делопроизводства, - стало активно использоваться для регулирования социально-трудовых отношений в период формирования в современной России института частной собственности и появления первых коммерческих организаций.

В разработке положения о персонале должны принять участие различные профильные специалисты - отдела организации и оплаты труда, отдела кадров, юридического отдела и иных подразделений организации. Возглавляет группу, как правило, директор по развитию или заместитель руководителя организации по управлению персоналом.

В Трудовом кодексе РФ не содержится указание по данному документу. Поэтому положение о персонале НЕ распространяется на лиц, выполняющих работу (оказывающих услуги) на основе гражданско-правовых отношений.

В положении о персонале определяются принципы взаимоотношений персонала и администрации, основными из которых являются:

· соблюдение ном законодательства;

· полномочность представителей сторон;

· равноправие сторон;

· добровольность принятия обязательств;

· недопущение принудительного или обязательного труда и дискриминации в сфере труда;

· реальность обеспечения принимаемых обязательств.

При разработке положения о персонале необходимо учитывать эти, а также другие принципы взаимоотношений персонала и администрации, за несоблюдение которых возможна социальная, но только не юридическая ответственность.

Очень часто собственники компаний требуют включить в положение обязательство персонала не критиковать политику компании при общении с клиентами и конкурентами, а также запрет на сообщение о временных трудностях компании кому-либо вне компании, на совершение действий, подрывающих репутацию компании.

Единых форм и макетов положения о персонале нет. В каждой организации они разрабатываются самостоятельно.

Один из возможных макетов структуры текста следующий:

1. Общие положения.

2. Основные принципы организации труда в компании и взаимоотношений руководства компании и персонала.

3. Порядок оформления трудовых отношений.

4. Основные права и обязанности персонала.

5. Основные права и обязанности руководства компании.

6. Рабочее время и время отдыха.

7. Оплата труда.

8. Социальный пакет.

9. Повышение квалификации персонала.

10. Гарантии занятости персонала.

11. Меры дисциплинарного воздействия (поощрения и взыскания).

12. Заключительные положения.

Оформляется Положение о персонале на общем бланке организации с указанием вида документа, подписываетсяруководителем службы управления персоналом, согласовываетсяна общем собрании персонала. Утверждаетсядокумент на Совете директоров.

Если в организации есть положение о персонале, то принимаемых работников знакомят с ним под расписку ещё ДО подписания трудового договора.

Положения о временных органах (совещаниях, комиссиях, советах) создаются на период действия такого органа. Структура текста нормативно не закреплена. Утверждается органом, в компетенцию которого входит создание временного органа.

Положение о материальном и моральном поощрении - локальный документ, поэтому органы пенсионного и социального страхования при возникновении споров в отношениях тех или иных выплат зачастую не принимают во внимание данный документ как аналог положения о премировании.

Цель положения о материальном и моральном поощрении - заинтересовать работников в большей производительности труда, в повышении качества выполнения задач, возложенных на них, своевременном и добросовестном исполнении трудовых обязанностей, повышении уровня ответственности за порученный участок работы.

В положении о материальном и моральном поощрении должны быть определены:

1. Принципы поощрения.

2. Основные показатели применения мер поощрения.

3. Формы и меры (виды) поощрения.

4. Порядок представления работников к поощрению.

5. Компетенция руководства организации по применению той или иной меры поощрения.

6. Основания к применению мер поощрения (приказ руководителя организации, распоряжение иного должностного лица и др.).

7. Порядок проведения мероприятий по поощрению (торжественная обстановка, собрание трудового коллектива и пр.).

8. Другие сведения.

Как правило, разрабатывает положение о материальном и моральном поощрении отдел организации и оплаты труда совместно с юридическим отделом и отделом кадров. Составление может быть поручено и отдельным специалистам - инженеру по организации труда, инженеру по кадрам, юрисконсульту, экономисту по труду и др.

Подписывает положение заместитель руководителя организации по управлению персоналом, визирует начальник юридического отдела или иное должностное лицо, ответственное за правовую работу.

Может быть предусмотрено и визирование главным бухгалтером организации (особенно если в положении предусматривается значительное количество форм материального поощрения). Утверждает положение руководитель организации.

Положение об аттестации - документ, в котором регламентируется аттестация работников предприятия: ее цели, принципы и методы, организация работы аттестационных комиссий, содержатся формы характеристик (отзывов), аттестационных карт, аттестационных листов.

РД 107.12.009-89

Группа Т55

ОТРАСЛЕВОЙ РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ

ПОЛОЖЕНИЯ О СТРУКТУРНЫХ ЕДИНИЦАХ И СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ОБЪЕДИНЕНИЯ, ПРЕДПРИЯТИЯ

Дата введения 1990-06-01

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. УТВЕРЖДЕН ГНТУ МРП

2. ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ директивным письмом ГНТУ от 02.11.89 N 017-107/К/2539.

3. ИСПОЛНИТЕЛИ: В.Н.БАРАНОВ (руководитель разработки )

Т.А.СУВОРОВА

4. ЗАРЕГИСТРИРОВАН ГОСМ за N ОР 3062 от 27.11.89.

5. Срок первой проверки - 1993 г.

Периодичность проверки - 5 лет.

6. Введен взамен ОСТ 4Г 0.091.044, ред.2-80.

7. Ключевые слова: положения, структура, структурная единица, структурное подразделение, самостоятельность, задачи, функции, права, ответственность.

8. Аннотация.

Отраслевой руководящий документ РД 107.12.009-89 разработан в целях обеспечения единого подхода на предприятиях отрасли к разработке положений о структурных единицах объединений, филиалах промышленных предприятий, филиалах НИИ (КБ), подразделениях промышленных предприятий и НИИ (КБ). Приведены примеры оформления различного рода положений.

В РД приведены основные требования, регламентирующие содержание, порядок разработки и введения в действие положений.


Настоящий руководящий документ (РД) распространяется на производственные и научно-производственные объединения (далее - объединения), промышленные предприятия (заводы), научно-исследовательские институты (НИИ), конструкторские и конструкторско-технологические бюро (далее - КБ), филиалы заводов, филиалы НИИ и КБ (далее - филиалы).

Настоящий РД устанавливает требования к построению, оформлению, содержанию, порядку разработки, согласования, утверждения и введения в действие положений о структурных единицах объединений, положений о филиалах, положений о структурных подразделениях предприятий.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Структурные единицы объединений, филиалы, структурные подразделения предприятий действуют на основании положений.

1.2. Положения представляют собой нормативные документы, определяющие юридический статус структурных единиц, филиалов, структурных подразделений, их место в системе объединения, предприятия, внутреннюю организацию, закрепление за ними функций объединения, предприятия.

1.3. Положения разрабатывают о:

структурных единицах объединений;

филиалах;

структурных подразделениях самостоятельных заводов, самостоятельных НИИ, КБ;

структурных подразделениях структурных единиц объединений;

структурных подразделениях филиалов.

К числу структурных подразделений, для которых разрабатывают положения, относятся:

производства (в том числе опытные), функционирующие в качестве структурных подразделений;

цехи основного и вспомогательного производства;

самостоятельные участки;

отделения в НИИ, КБ, являющиеся, единой планируемой и отчетной единицей;

отделы (в том числе тематические в НИИ, КБ);

отделы и лаборатории в составе отделений;

самостоятельные лаборатории;

самостоятельные бюро;

бюро в составе производств и цехов.

1.4. Положения не разрабатывают о:

заводах, НИИ, КБ, имеющих права юридического лица;

секторах;

несамостоятельных лабораториях;

несамостоятельных бюро;

несамостоятельных участках.

Примечания:

1. Заводы, НИИ, КБ, имеющие права юридического лица, действуют на основании "Закона о государственном предприятии (объединении)" и Устава.

2. Секторы, несамостоятельные лаборатории, бюро и участки действуют на основании положений о структурных подразделениях, в состав которых они входят.

1.5. Положения также не разрабатывают об отделениях, в которых планируемой и отчетной единицей является не само отделение в целом, а входящие в его состав отделы и лаборатории.

В таких отделениях начальник выступает в роли руководителя научного направления, а работы по этому направлению выполняют отделы (лаборатории) со своим планированием и отчетностью.

В этом случае разрабатывают должностное положение о начальнике отделения, как руководителе тематического направления, а также положения об отделах (лабораториях), входящих в отделение.

1.6. Положения следует разрабатывать в соответствии с:

настоящим РД;

действующим законодательством;

действующими организационно-распорядительными, нормативными и методическими документами по направлениям деятельности структурной единицы объединения (филиала, структурного подразделения).

При изменении этих документов необходимо вносить соответствующие корректировки или полностью перерабатывать положения.

Примечание. Организационно-распорядительные, нормативные и методические документы, относящиеся к деятельности структурной единицы, филиала, структурного подразделения, выпущенные после утверждения положения об этой структурной единице (филиале, структурном подразделении), действуют наряду с этим положением.

1.7. Содержание положения, количество и наименование разделов зависит от характера объекта (структурная единица, филиал, структурное подразделение), для которого разрабатывают положение, а также от условий, в которых функционирует структурная единица, филиал, структурное подразделение.

В настоящем РД изложение содержания положений производится по следующим группам:

положения о структурных единицах объединений и филиалах;

положение об отделении в НИИ, КБ;

положения о производствах (в том числе опытных), о цехах основного и вспомогательного производства, о самостоятельных участках;

положения об отделах (в том числе тематических в НИИ, КБ), об отделах и лабораториях в составе отделений; о самостоятельных лабораториях и самостоятельных бюро; о бюро в составе производств и цехов.

Общим для положений каждой группы является количество и наименования разделов в них.

1.8. К каждому положению прилагают "Схему подчиненности структурных звеньев" структурной единицы, филиала, структурного подразделения.

Примечание. Структурные звенья - это самостоятельные и несамостоятельные подразделения, должностные лица и исполнители (отдельные работники) предприятия, структурное звено низшего уровня управления - исполнитель (работник).

2.1. Положения о структурных единицах объединений и филиалах

2.1.1. Положения о структурных единицах объединений и филиалах должны включать в себя следующие разделы:

1) общие положения;

2) основные задачи;

3) имущество и средства;

4) производственно-хозяйственная деятельность (для заводов - структурных единиц объединений и для филиалов заводов);

научная, научно-техническая и хозяйственная деятельность (для НИИ и КБ - структурных единиц объединений и филиалов НИИ и КБ);

5) управление;

6) права;

7) ответственность;

8) ревизия деятельности, реорганизация и ликвидация.

Примечание. Организационную структуру структурной единицы (филиала) разрабатывают и утверждают отдельно.

2.1.2. Раздел "Общие положения" содержит:

полное наименование и административную непосредственную подчиненность структурной единицы (филиала);

уровень хозяйственной самостоятельности структурной единицы (филиала);

правовые, организационно-распорядительные и нормативно-технические документы (НТД), которыми руководствуются в своей работе структурная единица (филиал);

должность руководителя, возглавляющего структурную единицу (филиал);

порядок назначения, утверждения на должность и освобождения от должности руководителя структурной единицы (филиала);

порядок разработки, согласования и утверждения положения о структурной единице (филиале), ее организационной структуры и штатного расписания.



деятельность структурной единицы (филиала) строится на основе плана экономического и социального развития объединения (предприятия);

объединение (предприятие) обеспечивает соблюдение прав структурной единицы (филиала) и осуществляет контроль за выполнением структурной единицей (филиалом) своих обязательств;

структурная единица (филиал) имеет печати с указанием своего наименования и ведет переписку через закрепленное за ним почтовое отделение.

Допускается введение и других необходимых пунктов, конкретизирующих и уточняющих статус структурной единицы (филиала), если эти пункты по своему содержанию не могут быть внесены в другие разделы положения.

2.1.3. В разделе "Основные задачи" приводят перечень основных задач, характеризующих целевое назначение и основные направления деятельности структурной единицы (филиала).

Раздел следует строить таким образом, чтобы каждой основной задаче соответствовала определенная группа функций из раздела "Производственно-хозяйственная деятельность" ("Научная, научно-техническая и хозяйственная деятельность").

Формулировка основных задач должна раскрывать то, ради чего создана и осуществляет свою деятельность структурная единица (филиал).

2.1.4. В разделе "Имущества и средства" следует указать, какие основные фонды и оборотные средства, а также другие материальные ценности и финансовые ресурсы закреплены за структурной единицей (филиалом).

Кроме того, в разделе необходимо указать, какие фонды (материального поощрения, социального развития и др.) формирует структурная единица (филиал).

2.1.5. В разделе "Производственно-хозяйственная деятельность" ("Научная, научно-техническая и хозяйственная деятельность") отражается содержание деятельности структурной единицы (филиала) в обеспечение возложенных на структурную единицу (филиал) основных задач.

Содержание деятельности структурной единицы (филиала) следует излагать в виде функций и подфункций по направлениям.

Например, в области:

производственной деятельности;

планирования;

научно-технического прогресса;

материально-технического снабжения и сбыта;

труда и заработной платы;

кадров и социального развития коллектива;

финансов, учета и отчетности и т.д.


2.1.6. В разделе "Управление" приводят характеристику системы управления структурной единицей (филиалом), где следует указать:

принципы, на основе которых построено управление структурной единицей (филиалом);



Например, "директор устанавливает компетенцию своих заместителей...", "подразделения предприятия действуют на основе положений об этих подразделениях..." и т.д.;

основы организации работы общественных организаций и их взаимоотношения с администрацией;

методы руководства структурной единицей (филиалом) со стороны вышестоящих руководителей (порядок планирования, отчетности, оценки деятельности и т.д.);

организационно-распорядительные документы объединения (завода, НИИ, КБ), которые распространяются на данную структурную единицу (филиал).

Например, "Коллективный договор", "Правила внутреннего трудового распорядка" и т.д.

В разделе необходимо также указать, что квалификационные требования к руководителю (директору, начальнику) структурной единицы (филиала) устанавливаются такие же, как и к руководителю юридически самостоятельного предприятия.

Допускается, при необходимости, введение других пунктов, конкретизирующих и уточняющих систему управления структурной единицей (филиалом).

2.1.7. В разделе "Права" необходимо указать, что права структурной единицы (филиала) осуществляются его руководителем и по установленному должностными положениями (должностными инструкциями) распределению обязанностей другими работниками структурной единицы (филиала).



связанные с представительством, в других объединениях, предприятиях, организациях;



по отношению к другим структурным единицам объединения (другим филиалам завода, НИИ, КБ);

по отношению к подразделениям или отдельным работникам структурной единицы (филиала);





Объем прав должен обеспечивать выполнение возложенных на структурную единицу (филиал) задач и функций, а также обязанностей, возложенных на руководителя структурной единицы (филиала).

2.1.8. В разделе "Ответственность" следует указать, что руководитель структурной единицы (филиала) несет ответственность за всю деятельность структурной единицы (филиала) в целом. При этом необходимо конкретизировать и уточнить наиболее существенные виды ответственности руководителя.

Например, ответственность за невыполнение задач и функций, возложенных на структурную единицу (филиал), и своих обязанностей; ответственность за неправильность и неполноту использования предоставленных руководителю прав и т.д.

Примечание. Для структурной единицы (филиала), перешедшей на хозяйственный расчет, необходимо указать, что уплата штрафов, неустоек и иных санкций, установленных законодательством и руководством объединения (завода, НИИ, КБ), производится за счет хозрасчетного дохода (прибыли) коллектива структурной единицы (филиала).


Завершающим пунктом раздела должен быть пункт, устанавливающий, что ответственность других работников структурной единицы (филиала) устанавливается их должностными положениями (инструкциями).

2.1.9. В разделе "Ревизия деятельности, реорганизация и ликвидация" следует указать:

кем производится ревизия деятельности структурной единицы (филиала), как часто;

по решению какого органа производится реорганизация или ликвидация структурной единицы (филиала);

порядок и сроки ликвидации.

2.2. Положение об отделении

2.2.1. Положение об отделении должно включать следующие разделы:

1) общие положения;

2) основные задачи;

3) организационная структура;

4) имущество и средства;

5) научная, научно-техническая и хозяйственная деятельность;

6) управление;

7) начальник отделения;

8) права;

9) ответственность.

Примечание. Раздел "Имущество и средства" вводится тогда, когда отделение в качестве единой планируемой единицы находится на хозрасчете.

2.2.2. В разделе "Общие положения" приводят:

полное наименование и непосредственную административную подчиненность отделения;

уровень хозяйственной самостоятельности отделения.

Например: "Отделение действует на принципах внутриинститутского хозяйственного расчета и самофинансирования";

правовые, организационно-распорядительные документы и НТД, которыми руководствуется в своей работе отделение;

должность руководителя, возглавляющего отделение, порядок его назначения, утверждения на должность и освобождения от должности;

порядок разработки, согласования и утверждения положения и штатного расписания отделения;

виды оборудования или конкретное оборудование, находящееся в ведении отделения.

Примечание. Если в положении об отделении есть раздел "Имущество и средства", то пункт, касающийся наличия оборудования, в разделе "Общие положения" не приводят.


В разделе необходимо указать, что:

деятельность отделения строится на основе плана экономического и социального развития НИИ (КБ);

НИИ (КБ) обеспечивает соблюдение прав отделения и осуществляет контроль за выполнением отделением своих обязательств.

Допускается введение пунктов, конкретизирующих и уточняющих статус отделения, если эти пункты по своему содержанию не могут быть внесены в другие разделы положения.

2.2.3. В разделе "Основные задачи" приводят перечень основных задач, характеризующих целевое назначение и основные направления деятельности отделения.

Раздел следует строить таким образом, чтобы каждой основной задаче соответствовала определенная группа функций из раздела "Научная, научно-техническая и хозяйственная деятельность".

Формулировка основных задач должна раскрывать то, ради чего создано и осуществляет свою деятельность отделение.

2.2.4. В разделе "Организационная структура" приводят перечень подразделений, входящих в состав отделения и непосредственно подчиненных руководителю отделения и его заместителям.

В разделе также перечисляются отдельные работники, непосредственно подчиненные руководителю отделения или его заместителям.

Если организационная структура отделения сложна, то допускается ее оформлять в виде приложения к положению об отделении. В этом случае в разделе указывают, что организационная структура отделения приведена в приложении к положению.

2.2.5. В разделе "Имущество и средства" следует указать, какие основные фонды и оборотные средства, а также другие материальные ценности и финансовые ресурсы закреплены за отделением.

Кроме того, в разделе необходимо указать, какие фонды (материального поощрения, социального развития и др.) формирует отделение.

2.2.6. В разделе "Научная, научно-техническая и хозяйственная деятельность" должно быть отражено содержание деятельности отделения как единого целого в обеспечении возложенных на отделение основных задач.

Содержание деятельности отделения следует излагать в виде функций и подфункций по направлениям:

Например:

в области научной и научно-технической деятельности;

в области планирования;

в области материально-технического снабжения;

в области труда и заработной платы;

в области кадров и социального развития коллектива;

в области финансов, учета и отчетности и т.д.

При изложении функций и подфункций следует придерживаться формулировок, приведенных в общесоюзных и отраслевых документах и НТД.

В завершающем пункте раздела должно быть указано, что функции отделения осуществляют подразделения и работники, входящие в его состав, в соответствии с положениями (должностными инструкциями) об этих подразделениях (работниках), разработанными и утвержденными в установленном порядке.

2.2.7. В разделе "Управление" необходимо дать характеристику системы управления отделением, где указать:

принципы, на основе которых построено управление отделением;

основания для функционирования должностных лиц и подразделений.

Например. "Начальник отделения устанавливает компетенцию своих заместителей...", "отделы, входящие в состав отделения, действуют на основе положений об этих отделах..." и т.д.;

основы организации работы общественных организаций и их взаимоотношений с администрацией отделения;

методы руководства отделением в целом и его подразделениями (порядок планирования, отчетности, оценки деятельности и т.д.);

организационно-методические документы НИИ (КБ), которые распространяются на отделение.



Допускается введение и других необходимых пунктов, конкретизирующих и уточняющих систему управления отделением.

2.2.8. В разделе "Начальник отделения" необходимо указать:

должностные обязанности начальника отделения в обеспечение выполненных задач и функций, возложенных на отделение;

что должен знать начальник отделения.

Раздел следует разрабатывать в соответствии с квалификационной характеристикой начальника отделения, с учетом условий работы отделения.

В случае, когда начальник отделения является заместителем директора или главного инженера и в его компетенцию входят не только вопросы отделения, раздел "Начальник отделения" состоит только из одного пункта: "Отделение возглавляет заместитель директора (главного инженера) - начальник отделения, действующий на основании своего должностного положения, разработанного и утвержденного в установленном порядке".

2.2.9. В разделе "Права" необходимо указать, что права отделения осуществляются его начальником и по установленному должностными инструкциями распределению обязанностей другими работниками отделения.

Права необходимо излагать в следующем порядке:

связанные с представительством в других объединениях, предприятиях и организациях;

по отношению к вышестоящим руководителям;



по отношению к подразделениям и отдельным работникам отделения;

по утверждению, согласованию (визированию) или подписи документов.

Если права осуществляются совместно или по согласованию с профсоюзным органом или трудовым коллективом, то на это следует указать в разделе.

Объем прав должен обеспечивать выполнение возложенных на отделение задач и функций, а также обязанностей, возложенных на начальника отделения.

В разделе "Ответственность" следует указать, что начальник отделения несет ответственность за всю деятельность отделения в целом. При этом необходимо конкретизировать и уточнить наиболее существенные виды ответственности начальника.

Например, ответственность за невыполнение задач и функций, возложенных на отделение, и своих обязанностей; ответственность за неправильность и неполноту использования предоставленных начальнику прав и т.д.

Примечание. Для отделения, перешедшего на хозяйственный расчет, необходимо указать, что уплата штрафов, неустоек и иных санкций, установленных положением о хозрасчете отделения, производится за счет хозрасчетного дохода (прибыли) коллектива отделения.


Завершающим пунктом раздела должен быть пункт, устанавливающий, что ответственность других работников отделения устанавливается их должностными инструкциями.

2.3. Положения о производствах, цехах основного и вспомогательного производства, самостоятельных участках

2.3.1. Положения о производствах (в том числе опытных), функционирующих в качестве структурных подразделений, о цехах основного и вспомогательного производства, о самостоятельных участках должны включать в себя следующие разделы:

1) общие положения;

2) основные задачи;

3) организационная структура;

4) имущества и средства;

5) производственно-хозяйственная деятельность;

6) управление;

7) начальник производства (цеха, участка);

8) права;

9) ответственность.

Примечание. Если структура производства (цеха) достаточно сложна, то раздел "Организационная структура" не вводится, а в разделе "Общие положения" следует указать, что организационная структура производства (цеха) дается в виде приложения к настоящему положению.

2.3.2. В разделе "Общие положения" приводят:

полное наименование и административную непосредственную подчиненность производства (цеха, участка);

уровень хозяйственной самостоятельности производства (цеха, участка).

Например: "Производство действует на принципах внутризаводского хозяйственного расчета и самофинансирования";

правовые, организационно-распорядительные документы и НТД, которыми руководствуется в своей работе производство (цех, участок);

должность руководителя, возглавляющего производство (цех, участок), порядок его назначения, утверждения на должность и освобождения от должности;

порядок разработки, согласования и утверждения положения о производстве (цехе, участке) и его штатного расписания.

В разделе необходимо также указать, что:

деятельность производства (цеха, участка) строится на основе плана экономического и социального развития предприятия;

предприятие обеспечивает соблюдение прав производства (цеха, участка) и осуществляет контроль за выполнением производством (цехом, участком) своих обязательств.

Допускается введение и других необходимых пунктов, конкретизирующих и уточняющих статус производства (цеха, участка), если эти пункты по своему содержанию не могут быть внесены в другие разделы положения.

2.3.3. В разделе "Основные задачи" приводится перечень основных задач, характеризующих целевое назначение и основные направления деятельности производства (цеха, участка).

Раздел следует строить таким образом, чтобы каждой основной задаче соответствовала определенная группа функций из раздела "Производственно-хозяйственная деятельность".

Формулировка основных задач должна раскрывать то, ради чего создано и осуществляет свою деятельность производство (цех, участок).

2.3.4. В разделе "Организационная структура" приводят перечень подразделений, входящих в состав производства (цеха, участка) и непосредственно подчиненных руководителю производства (цеха, участка) и его заместителям.

В разделе также перечисляются отдельные работники, непосредственно подчиненные руководителю производства (цеха, участка) или его заместителям.

Если организационная структура производства (цеха) сложна, то допускается ее оформлять в виде приложения к положению о производстве (цехе, участке). В этом случае в разделе указывают, что организационная структура производства (цеха) приведена в приложении к положению.

2.3.5. В разделе "Имущества и средства" следует указать, какие основные фонды и оборотные средства, а также другие материальные ценности и финансовые ресурсы закреплены за производством (цехом, участком).

Кроме того, в разделе необходимо указать, какие фонды (материального поощрения, социального развития и др.) формирует производство (цех, участок).

2.3.6. В разделе "Производственно-хозяйственная деятельность" должно быть отражено содержание деятельности производства (цеха, участка) как единого целого в обеспечение возложенных на производство (цех, участок) основных задач.

Содержание деятельности производства (цеха, участка) следует излагать в виде функций и подфункций по направлениям.

Например, в области производства, планирования, материально-технического снабжения, труда и заработной платы, кадров и социального развития коллектива, финансов, учета и отчетности и т.д.

При изложении функций и подфункций следует придерживаться формулировок, приведенных в общесоюзных и отраслевых организационно-распорядительных документах и НТД.

Задачи и функции подразделений, входящих в производство (цех), а также обязанности работников, непосредственно подчиненных начальнику производства (цеха) или его заместителям, приводят в положениях об этих подразделениях (должностных инструкциях работников).

2.3.7. В разделе "Управление" необходимо дать характеристику системы управления производством (цехом, участком), где следует указать:

принципы, на основе которых построено управление производством (цехом, участком);

основания для функционирования должностных лиц и подразделений.

Например: "Начальник производства устанавливает компетенцию своих заместителей...", "Цехи, входящие в состав производства, действуют на основе положений об этих цехах..." и т.д.;

основы организации работы общественных организаций и их взаимоотношений с администрацией производства (цеха, участка);

методы руководства производством (цехом, участком) в целом и его подразделениями (порядок планирования, отчетности, оценки деятельности и т.д.);

НТД и организационно-распорядительные документы предприятия, которые распространяются на производство (цех, участок).

Например: "Коллективный договор", "Правила внутреннего трудового распорядка" и т.д.

Допускается введение и других необходимых пунктов, конкретизирующих и уточняющих систему управления производством (цехом, участком).

2.3.8. В разделе "Начальник производства (цеха, участка)" необходимо указать:

должностные обязанности начальника производства (цеха, участка) в обеспечение выполнения задач и функций, возложенных на производство (цех, участок);

что должен знать начальник производства (цеха, участка).

Раздел следует разрабатывать в соответствии с квалификационной характеристикой начальника, с учетом условий работы производства (цеха, участка).

В случае, когда на предприятии действует единая "Общая должностная инструкция начальнику самостоятельного структурного подразделения в части административного руководства подразделением", в разделе положений о цехе и участке приводят только те пункты, которые необходимы, но которых нет в "Общей должностной инструкции".

2.3.9. В разделе "Права" необходимо указать, что нрава производства (цеха, участка) осуществляются его начальником и по установленному должностными инструкциями распределению обязанностей другими работниками производства (цеха, участка).

Права необходимо излагать в следующем порядке:

по отношению к вышестоящим руководителям;

по отношению к подразделениям и отдельным работникам производства (цеха, участка);

по утверждению, согласованию (визированию) или подписи документов.

Если права осуществляются совместно или по согласованию с профсоюзным органом или трудовым коллективом, то на это следует указать.

В случае действия на предприятии "Общей должностной инструкции начальнику структурного подразделения в части административного руководства подразделением", в разделе положений о цехе, участке пишутся только те пункты, которые необходимы, но которых нет в "Общей должностной инструкции".

Объем прав должен обеспечивать выполнение возложенных на производство (цех, участок) задач и функций, а также обязанностей, возложенных на начальника производства (цеха, участка).

2.3.10. В разделе "Ответственность" следует указать, что начальник производства (цеха, участка) несет ответственность за всю деятельность производства (цеха, участка) в целом. При этом необходимо конкретизировать и уточнить наиболее существенные виды ответственности начальника.

Например, ответственность за невыполнение задач и функций, возложенных на производство (цех, участок), и своих обязанностей; ответственность за неправильность и неполноту использования предоставленных начальнику прав и т.д.

Примечание. Для производства (цеха, участка), перешедшего на хозяйственный расчет, необходимо указать, что уплата штрафов, неустоек и иных санкций, установленных положением о хозрасчете производства (цеха; участка), производятся за счет хозрасчетного дохода (прибыли) коллектива производства (цеха, участка).


В случае действия на предприятии "Общей должностной инструкции начальнику самостоятельного структурного подразделения в части административного руководства подразделением", в разделе положений о цехе и участке пишутся только те пункты, которые необходимы, но которых нет в "Общей должностной инструкции".

Завершающим пунктом раздела должен быть пункт, устанавливающий, что ответственность других работников производства (цеха, участка) определяется их должностными инструкциями.

2.4. Положения об отделах, лабораториях, бюро

2.4.1. Положения об отделах (в том числе тематических в НИИ, КБ), об отделах и лабораториях в составе отделений, о самостоятельных лабораториях, самостоятельных бюро, о бюро в составе производств и цехов должны включать в себя следующие разделы:

1) общие положения;

2) основные задачи;

3) организационная структура;

4) функции;

5) начальник отдела (лаборатории, бюро);

6) права;

7) ответственность.

Примечание. В необходимых случаях, например, когда подразделение переведено на хозяйственный расчет, дополнительно после раздела "Организационная структура" вводится раздел "Имущество и средства", который излагают в соответствии с п.2.4.8.

2.4.2. В разделе "Общие положения" приводят:

полное наименование и административную непосредственную подчиненность отдела (лаборатории, бюро);

уровень хозяйственной самостоятельности отдела (лаборатории, бюро);

правовые, организационно-распорядительные и нормативно-технические документы, которыми руководствуется в своей работе отдел (лаборатория, бюро);

должность руководителя, возглавляющего отдел (лабораторию, бюро), порядок его назначения, утверждения на должность и освобождения от должности;

порядок разработки, согласования и утверждения положения об отделе (лаборатории, бюро) и его штатного расписания;

порядок планирования, отчетности и оценки деятельности отдела (лаборатории, бюро);

виды оборудования или конкретное оборудование, находящееся в ведении отдела (лаборатории, бюро).

Примечание. Если в положении об отделе (лаборатории, бюро) есть раздел "Имущество и средства", то пункт, касающийся наличия оборудования, в разделе "Общие положения" не приводят.


В положениях о подразделениях управления предприятием в разделе "Общие положения" допускается введение пунктов, определяющих:

уровень централизации по функциям или подфункциям управления, реализуемых подразделением;

объект управления структурным подразделением и область административного или функционального управления этим объектом.

В раздел допускается введение и других необходимых пунктов, конкретизирующих и уточняющих статус отдела (лаборатории, бюро), если эти пункты по своему содержанию не могут быть внесены в другие разделы положения.

2.4.3. В разделе "Основные задачи" приводят перечень основных задач, характеризующих целевое назначение и основные направления деятельности отдела (лаборатории, бюро).

Раздел следует строить таким образом, чтобы каждой основной задаче соответствовала определенная группа функций из раздела "Функции".

Формулировка основных задач должна раскрывать то, ради чего создан и осуществляет свою деятельность отдел (лаборатория, бюро).

2.4.4. В разделе "Организационная структура" перечисляют секторы и бюро, входящие в состав отдела (лаборатории).

В положениях о самостоятельных бюро, а также, при необходимости, в положениях об отделах (лабораториях) допускается перечисление обособленных групп работников, осуществляющих определенные функции.

В разделе также перечисляются отдельные работники, непосредственно подчиненные начальнику отдела (лаборатории) или его заместителям.

Если в составе самостоятельного бюро нет обособленных групп работников, раздел "Организационная структура" в положение о бюро не включается.

2.4.5. В разделе "Функции" должно быть отражено содержание деятельности отдела (лаборатории, бюро) в обеспечение возложенных на отдел (лабораторию, бюро) основных задач.

Содержание деятельности подразделения следует излагать одним из следующих способов (по выбору разработчика):

по структурным звеньям (секторам, бюро, группам) подразделения, излагая функции сначала одного структурного звена, затем другого и т.д. Сквозные для всех структурных звеньев работы излагаются под заголовком "Общие функции";

в соответствии с технологической последовательностью выполняемых работ.

Например, сначала описываются функции по сбору, обработке и анализу материалов, затем - по планированию работ, по их проведению, по контролю за их ходом и т.д.;

по объектам деятельности подразделения.

Например, по видам обрабатываемых изделий, материалов; в области нормирования труда рабочих; в области организации заработной платы и т.д.

При изложении функций и подфункций следует придерживаться формулировок, приведенных в общесоюзных и отраслевых организационно-распорядительных документах.

Обязанности работников, непосредственно подчиненных начальнику отдела (лаборатории) или его заместителям, приводить не следует, так как эти обязанности излагают в должностных инструкциях работников.

2.4.6. В разделе "Начальник отдела (лаборатории, бюро)" необходимо указать:

должностные обязанности начальника отдела (лаборатории, бюро) в обеспечение выполнения задач и функций, возложенных на отдел (лабораторию, бюро);

что должен знать начальник отдела (лаборатории, бюро).

Раздел следует разрабатывать в соответствии с квалификационной характеристикой начальника, с учетом условий работы отдела (лаборатории, бюро).



В случае, когда начальник отдела является заместителем директора или главного инженера и в его компетенцию входят не только вопросы отдела, раздел "Начальник отдела" состоит только из одного пункта:

"Отдел возглавляет заместитель директора (главного инженера) - начальник отдела, действующий на основании своего должностного положения, разработанного и утвержденного в установленном порядке".

2.4.7. В содержании раздела "Права" необходимо указать, что права отдела (лаборатории, бюро) осуществляются его начальником и по установленному должностными инструкциями распределению обязанностей другими работниками отдела (лаборатории, бюро).

Права необходимо излагать в следующем порядке:

связанные с представительством в других объединениях, предприятиях, организациях;

по отношению к вышестоящим руководителям;

по отношению к другим структурным подразделениям предприятия;

по отношению к структурным звеньям (секторам, бюро, группам) и отдельным работникам отдела (лаборатории, бюро);

по утверждению, согласованию (визированию) или подписи документов.

Если права осуществляются совместно или по согласованию с профсоюзным органом или трудовым коллективом, то на это следует указать.

В случае, когда на предприятии действует единая "Общая должностная инструкция начальнику самостоятельного структурного подразделения в части административного руководства подразделением", в разделе приводят только те пункты, которые необходимы, но которых нет в "Общей должностной инструкции".

Объем прав должен обеспечивать выполнение возложенных на отдел (лабораторию, бюро) задач и функций, а также обязанностей, возложенных на начальника отдела (лаборатории, бюро).

2.4.8. В разделе "Ответственность" следует указать, что начальник отдела (лаборатории, бюро) несет ответственность за всю деятельность отдела (лаборатории, бюро) в целом. При этом необходимо конкретизировать и уточнить наиболее существенные виды ответственности начальника.

Например, ответственность за невыполнение задач и функций, возложенных на отдел (лабораторию, бюро), и своих обязанностей; ответственность за неправильность и неполноту использования предоставленных начальнику прав и т.д.

Примечание. Для отдела (лаборатории, бюро), перешедшего на хозяйственный расчет, необходимо указать, что уплата штрафов, неустоек и иных санкций, установленных положением о хозрасчете отдела (лаборатории, бюро), производится за счет хозрасчетного дохода (прибыли) коллектива отдела (лаборатории, бюро).


В случае, когда на предприятии действует единая "Общая должностная инструкция начальнику самостоятельного структурного подразделения в части административного руководства подразделением", в разделе приводят только те пункты, которые необходимы, но которых нет в "Общей должностной инструкции".

Завершающим пунктом раздела должен быть пункт, устанавливающий, что ответственность других работников отдела (лаборатории, бюро) определяется их должностными инструкциями.

3. ПРИЛОЖЕНИЯ К ПОЛОЖЕНИЯМ

3.1. Каждое положение о структурной единице (о филиале, о структурном подразделении) в качестве обязательного приложения должно иметь "Схему подчиненности структурных звеньев". При этом должно приводиться полное наименование структурной единицы (филиала, структурного подразделения).

Например: "Схема подчиненности структурных звеньев Приборостроительного завода производственного объединения "Волга", "Схема подчиненности структурных звеньев отдела главного технолога" и т.д.

3.2. Положения о структурных единицах (филиалах), а также положения об отделениях, производствах и цехах, состоящих из значительного количества структурных звеньев, имеют в качестве приложения "Организационную структуру структурной единицы" (филиала, отделения, производства, цеха). Организационная структура составляется в виде таблиц и утверждается одновременно с положением о структурной единице (филиале, отделении, производстве, цехе).

3.3. В необходимых случаях к положению о структурном подразделении может прилагаться документ, регламентирующий основные взаимосвязи между данным структурным подразделением и другими подразделениями или должностными лицами объединения (предприятия).

3.4. На "Схеме подчиненности структурных звеньев" следует отразить в графической форме:

подразделения, входящие в состав структурной единицы (филиала, структурного подразделения);

связи административного подчинения этих подразделений.

3.4.1. На "Схеме подчиненности структурных звеньев" допускается при необходимости изображать секторы и несамостоятельные бюро в составе подразделений, а также показывать должности, непосредственно подчиненные руководителю.

3.4.2. Допускается при необходимости изображать связи функционального подчинения структурных звеньев.

3.4.3. "Схему подчиненности структурных звеньев" оформляют на листе произвольного формата.

Структурные звенья рекомендуется изображать в виде прямоугольников, расположенных в иерархическом порядке, со следующими соотношениями между сторонами, приведенными в табл.1.

Таблица 1

Соотношение сторон прямоугольника

Схема подчиненности структурных звеньев структурной единицы, филиала

Схема подчиненности структурных звеньев отделения, производства

Схема подчиненности структурных звеньев структурного подразделения

Горизонтальная сторона

Вертикальная сторона

Директор, начальник

Начальник отделения, начальник производства

Главный инженер

Заместитель директора,
начальник отделения,
начальник производства

Заместитель начальника отделения,
заместитель начальника производства

Начальник отдела, цеха, самостоятельной лаборатории, бюро, участка

Заместитель главного инженера

Отдел, цех, самостоятельные лаборатории, бюро, участок

Заместитель начальника

Отдел, цех, самостоятельные: лаборатория, бюро, участок; работник, непосредственно подчиненный директору (начальнику) или главному инженеру

Сектор, лаборатория, бюро, участок; работник, непосредственно подчиненный начальнику отделения (производства)

Сектор, лаборатория, бюро, участок; работник, непосредственно подчиненный начальнику

Сектор, лаборатория, бюро, участок

3.4.4. Наименования структурных звеньев должны точно соответствовать наименованиям, установленным действующими отраслевыми организационно-распорядительными документами и НТД, а также соответствовать наименованиям в утвержденной организационной структуре предприятия, объединения.
средства с вашего счета списаны НЕ будут и подтверждения оплаты мы не получим.
В этом случае вы можете повторить покупку документа с помощью кнопки справа.

Произошла ошибка

Платеж не был завершен из-за технической ошибки, денежные средства с вашего счета
списаны не были. Попробуйте подождать несколько минут и повторить платеж еще раз.

Административно-организационные документы предназначены для обеспечения решения широкого круга задач управления людьми и экономическими объектами как глобального (межгосударственного и государственного) уровня, так и локального - предприятиями, организациями, производственными коллективами и т. п.

К административно-организационным документам относятся: положения, планы, уставы, правила, отчеты, контракты, договоры, инструкции и пр.

ПОЛОЖЕНИЕ, ПРАВИЛО, ИНСТРУКЦИЯ

Положение - нормативный акт, имеющий сводный характер и определяющий структуру, функции, компетенцию органа или системы органов (Положение об отделе главного конструктора, Положение о гимназии ), либо порядок их действий в определённых случаях (Положение о порядке созыва и проведения общего собрания акционеров закрытого акционерного общества ), либо регулирующий совокупность организационных, имущественных, трудовых отношений по конкретному вопросу (Положение о порядке заключения и исполнения договоров, Положение о порядке аккредитации журналистов).

Правила - нормативный акт, которым регулируется организация и порядок деятельности в какой-либо определённой сфере отношений. В частности, правилами устанавливается организация и порядок деятельности государственного или иного органа, предприятия, учреждения (например, Правила внутреннего трудового распорядка предприятия ). В правилах устанавливаются нормы и требования, обязательные для выполнения.

Инструкция (от лат. instructio - устройство, наставление):

1. Акт управления, содержащий нормы и правила, регулирующие порядок и условия осуществления какой-либо деятельности, а также нормы, определяющие порядок и условия реализации нормативных актов, изданных данным или вышестоящим органом (например, Инструкция о порядке санаторно-курортного обеспечения в федеральных органах правительственной связи и информации ).

2. Нормативный акт, определяющий порядок и способы осуществления какой-либо деятельности (например, Должностная инструкция заведующего складом ).

Правила оформления

Текст проекта положения (правил, инструкции) печатается на общем бланке.
Общая структура документа
:

1. Наименование органа, организации, учреждения, выпустившего данный документ.
2. Гриф утверждения.
3. Заголовок.
4. Констатирующая часть.
5. Основной текст.
6. Подпись лица, подготовившего проект документа, дата.

Обязательными являются пункты 2 - 5. В ряде документов наименование организации включается в пункт 2 и не дублируется в пункте 1.
Пункт 6 обычно используется, если документ готовится и подписывается руководителем подразделения, а утверждается вышестоящей организацией.

Основные правила оформления грифа утверждения, заголовка и подписи рассмотрены в разделе "Требования к оформлению реквизитов документа" . Здесь мы остановимся только на особенностях оформления, присущих рассматриваемым документам.

Заголовок к тексту положения (правил, инструкции) отвечает на вопрос "о чем?", например: Положение о порядке заключения и исполнения договоров; Положение о персонале; Инструкция о порядке подготовки проектов приказа .

Заголовок к инструкции , содержащей должностные требования и порядок проведения работ (должностная инструкция), отвечает на вопрос "кого?, чья?", например: Должностная инструкция главного специалиста; Должностная инструкция заведующего складом .

В констатирующей части положения (правил, инструкции) указываются основания разработки, основное назначение нормативного акта и сфера его распространения, ответственность за нарушение установленных правил и технологий и т. п.

Констатирующая часть оформляется либо в виде отдельного абзаца перед основным текстом документа, либо как раздел "Общие положения" документа (см. примеры).

Основной текст положения (правил, инструкции) имеет следующие языковые особенности:

  • употребление специальных терминов, отыменных предлогов, слов, принадлежащих канцелярской речи;
  • преимущественное использование страдательных конструкций;
  • трафаретность в изложении текста;
  • применение рубрицирования, необходимого при перечислении положений устава, пунктов плана и отчета, обязательств и прав договора и контракта. Текст документа может делиться на главы, пункты и подпункты. Главы должны иметь названия. Главы нумеруются римскими цифрами. Нумерация пунктов и подпунктов производится арабскими цифрами;
  • изложение в сжатой форме от третьего лица единственного или множественного числа. Типовые глаголы, используемые в тексте: "должен", "следует", "необходимо", "запрещается", "не допускается", "устанавливает", "разработано", "признается", "возлагается" и т. п.

Любая организация в своей работе опирается не только на законодательные, правовые и нормативно-методические документы общегосударственного значения, но и на организационно-правовые документы, разрабатываемые самой организацией . К таким документам относятся: устав, положение, регламент, штатное расписание, инструкции, должностные инструкции.

Рассмотрим понятие, назначение, структуру и особенности устава, положения и регламента предприятия, учреждения, организации.

Устав предприятия, учреждения, организации

В соответствии со ст. 52 ГК РФ «юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида».

Во многих случаях, устав является основным учредительным документом юридического лица.

Под уставом, как организационным документом , понимается свод правил, регулирующих деятельность организаций, учреждений, обществ и граждан, их взаимоотношения с другими организациями и гражданами, права и обязанности в определенной сфере государственного управления, хозяйственной или иной деятельности.

Устав юридического лица утверждается его учредителями (участниками) и подлежит государственной регистрации в установленном порядке. Устав относится к обязательным учредительным документам при создании негосударственных коммерческих организаций.

В уставе должны определяться : наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.

Общие требования к порядку составления, оформления и содержания устава юридического лица даны в части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и других законодательных актах. Назовем некоторые из них:

  • устав общества с ограниченной ответственностью (ООО) – ст. 89 ГК РФ и ст. 11, 12 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ;
  • устав общества с дополнительной ответственностью (ОДО) – ст. 95 ГК РФ;
  • устав акционерного общества (АО) – ст. 98 ГК РФ и ст. 11-14 Федерального закона «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ;
  • устав учреждения – ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ.

Положение об организации, структурном подразделении, коллегиальном (или совещательном) органе

Положение – это правовой акт, определяющий порядок образования, правовое положение, задачи и функции, права и обязанности, организацию работы учреждений, структурных подразделений, служб.

Положение об организации относится к учредительным документам. Оно определяет статус организации, порядок ее создания, место в системе управления, внутреннюю структуру, функции, компетенцию, обязанности, порядок реорганизации и ликвидации.

Обязательными реквизитами положения об организации являются: наименование вышестоящего органа, наименование организации, наименование вида документа, дата, номер документа, место составления, заголовок к тексту, подпись, гриф утверждения, оттиск печати.

Положение о структурном подразделении – это правовой акт, определяющий статус, функции, права, обязанности и ответственность структурных подразделений.

Положения о подразделениях могут быть типовыми и индивидуальными. Типовые положения разрабатываются для однотипных организаций и структурных подразделений. Индивидуальные положения разрабатываются на основе типовых.

Нормативно установленных требований к содержанию положения о подразделении не существует. Текст положения о подразделении может включать следующие разделы :

Обязательные реквизиты положения о структурном подразделении : наименование организации, наименование вида документа, дата и номер документа (при непосредственном утверждении руководителем), место составления, заголовок к тексту, подпись, визы согласования документа, гриф утверждения.

Понятие, разделы текста, реквизиты положения о коллегиальном (или совещательном) органе аналогичны понятию и разделам текста и реквизитам положения о структурном подразделении.

Регламент как правовой акт

Регламент - правовой акт, устанавливающий порядок деятельности руководства организации, коллегиального или совещательного органа.

Текст регламента состоит из разделов, имеющих самостоятельные заголовки и разбитых на пункты и подпункты, нумеруемые арабскими цифрами. Регламент коллегиального или совещательного органа определяет :

В процессе подготовки регламенты проходят стадию обсуждения на заседании членами коллегиального или совещательного органа, стадию согласования с заинтересованными подразделениями и юридической службой, стадию утверждения руководителем организации или руководителем коллегиального органа.

Обязательные реквизиты регламента : наименование организации (наименование коллегиального или совещательного органа, если регламент посвящен данному органу), вид документа, дата, номер документа (при непосредственном утверждении руководителем), место составления, заголовок к тексту, визы согласования документа, подпись, гриф утверждения.