Меню Рубрики

Состав вмс франции на год. Французский флот: между молотом и наковальней

В настоящее время ВМС Франции насчитывают приблизительно 38 000 человек регулярного состава и около 10 000 резервистов. В состав ВМС входят: 98 боевых кораблей и вспомогательных судов, примерно 80 малых вспомогательных плавсредств, 181 самолет и вертолет. ВМС состоят из: надводного флота — сил морских операций (Force D’Action Navale), подводных сил (Forces Sous-marines), морской авиации (Aeronavale) и морской пехоты (Fusiliers Marins), включающей также спецназ ВМС (Commandos de Marine). В оперативном отношении ВМС подчиняется морская жандармерия (Gendarmerie maritime) — составная часть национальной жандармерии, выполняющая функции береговой охраны. Главные военно-морские базы: Брест, Иль-Лонг и Шербур на Атлантическом побережье, Тулон — на Средиземноморском. Девиз ВМС — «Honneur, patrie, valeur, discipline» («Честь, родина, отвага, дисциплина»).

ПОДВОДНЫЕ СИЛЫ

Подводные силы включают в себя четыре атомные подлодки типа «Триумфан» и шесть многоцелевых атомных субмарин типа «Рюби». ПЛАРБ типа Триумфан вступили в строй в период с 1997 по 2010 год. Каждая из них несет баллистических ракет M4S с дальностью стрельбы 6000 км. В ближайшей перспективе их заменят ракетами М51 с дальностью стрельбы более 10 000 км. АПЛ типа «Рюби» — одна из самых маленьких субмарин в своем классе в мире. Первая субмарина этого типа вступила в строй в 1983 году, а последняя — в 1993-м.

По состоянию на середину 2013 ВМС Франции насчитывали:

  • 4 ПЛАРБ,
  • 6 ПЛА,
  • 1 атомный авианосец,
  • 11 фрегатов,
  • 11 легких фрегатов,
  • 9 корветов,
  • 18 тральщиков,
  • 3 универсальных десантных корабля,
  • 1 десантный корабль-док,
  • 2 танкодесантных корабля,
  • 14 патрульных кораблей,
  • 4 универсальных транспорта снабжения,
  • 5 судов спецназначения,
  • 5 гидрографических судов,
  • 11 буксиров,
  • 12 учебных судов.

АВИАНОСЕЦ И КРУПНЫЕ НАДВОДНЫЕ КОРАБЛИ

В настоящее время Франция — вторая страна в мире, после США, обладающая технологией строительства атомных авианосцев. Единственный французский корабль этого класса — Шарль де Голль — вошел в боевой состав в 2001 году. От постройки второго авианосца по финансовым соображениям пришлось отказаться.

Недавно французский флот пополнился тремя современными универсальными десантными кораблями: «Мистраль», «Тоннер» (оба вступили в строй в 2006-м) и «Диксмюд» (2012). Помимо переброски войск и грузов они могут выполнять функции кораблей управления, вертолетоносцев и другие задачи. Десантный транспорт-док «Сирокко» в ближайшее время будет выведен из состава флота и продан за границу. В состав ВМС входят и два небольших танкодесантных корабля типа «Батрал».

ФРЕГАТЫ

Основу эскортных сил ВМС составляют 11 фрегатов (близких по размеру и задачам к эсминцам) и 11 легких фрегатов. Наиболее многочисленная группа фрегатов состоит из шести противолодочных кораблей постройки 1980-х годов типа «Жорж Леги». Их дополняют два корабля типа «Кассар» — модифицированные «Жорж Леги» с зональным ракетным комплексом ПВО «Тартар».

В 2008-2009 годах ВМС пополнились двумя крупными фрегатами типа «Горизонт»: «Форбэн» и «Шевалье Поль», оборудованными современным ЗРК PAAMS с ракетами «Астер». Для замены кораблей типов «Жорж Леги» и «Кассар» по совместному франко-итальянскому проекту осуществляется строительство многоцелевых фрегатов типа FREMM (фр. Fregate multi-mission) и «Горизонт». Головной фрегат типа FREMM — «Аквитания» — вошел в строй 8 ноябре 2012 года. ВМС Франции получат восемь таких фрегатов (шесть — противолодочных и два — ПВО).

Легкие фрегаты представлены пятью многоцелевыми эскортными кораблями типа «Лафайет» (постройки 1996-2011 годов) и шестью кораблями типа «Флореаль» (построены в начале 1990-х годов по стандартам гражданского судостроения и с сокращенным составом вооружения). Их главная задача — патрулирование акваторий, прилегающих к заморским департаментам Франции.

Морская авиация ВМС Франции насчитывает около 6800 человек личного состава. В нее входят четыре флотилии палубной авиации (три флотилии истребителей-бомбардировщиков «Рафаль» и «Супер Этандар» и одна — самолетов ДРЛО «Хокай»), пять флотилий патрульных самолетов («Атлантики 2, «Фалкон» 50/200 и «Ксингу»), шесть флотилий палубных вертолетов («Линкс», NH90, ЕС225, «Дофин» и «Пантер»), а также четыре эскадрильи вспомогательной авиации. Основные базы: Ландивизьо, Ланн-Бигуэ, Ланвеок, Иер.

ПАТРУЛЬНЫЕ И МИННО-ТРАЛЬНЫЕ СИЛЫ

ВМС располагают девятью корветами (по французской классификации — авизо) типа «Д’Эстьен д’Орв», которые постепенно выводят из боевого состава, и 14 патрульными кораблями различных типов. Среди тральщиков наиболее многочисленны искатели мин типа «Эриданя (11 единиц).

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Одной из главных программ обновления корабельного состава ВМС Франции обозначена постройка новых многоцелевых атомных ПЛ типа «Барракуда», которые заменят АПЛ типа «Рюби». Головная лодка «Сюффрен» заложена в 2007 году.

В 2009 и 2011 годах началось строительство еще двух субмарин. Всего в серии их должно быть шесть. Ввод в строй с 2017 года — по одной подлодке каждые 2 года. Продолжается строительство фрегатов типа FREMM. Помимо головной «Аквитании» уже строятся «Нормандия», «Прованс», «Лангедок» и «Овернь».

ФРАНЦУЗСКИЙ ФЛОТ В 1939 ГОДУ

Когда в сентябре 1939 г. началась война, в состав французского флота входили семь линейных кораблей, в том числе два старых линкора "Париж" и "Курбэ", три старых, но модернизированных в 1935-36 гг. линкора - "Бретань", "Прованс" и "Лоррэн", два новых линкора "Страсбур" и "Дюнкерк".

Имелось два авианесущих корабля: авианосец "Беарн" и авиатранспорт "Коммандан Тест".

Крейсеров насчитывалось 19, из них 7 крейсеров 1 класса - "Дюкен", "Турвилль", "Сюффрен", "Кольбер", "Фош", "Дюплекс" и "Альжери"; 12 крейсеров 2 класса - "Дюге-Труэн", "Ла Moтт-Пике", "Примоге", "Ла Тур д"Овернь" (бывш. "Плуто"), "Жанна д"Арк", "Эмиль Бертэн", "Ла Галиссоньер", "Жан де Вьен", "Глуар", "Марсейез", "Монкальм", "Жорж Лейг".

Внушительны были и торпедные флотилии. Они насчитывали: 32 лидера - по шесть кораблей типов "Жагуар", "Гепар", "Эгль", "Вокелен", "Фантаск" и два типа "Могадор"; 26 эскадренных миноносцев - 12 типа "Бурраск" и 14 типа "Адруа", 12 миноносцев типа "Мельпомен".

В число 77 подводных лодок входили крейсерская лодка "Сюркуф", 38 подводных лодок 1 класса, 32 лодки 2 класса и 6 подводных минных заградителей.

Суммарное водоизмещение 175 вышеперечисленных кораблей составляло 554.422 тонн. Кроме пяти старых линкоров все остальные корабли вступили в строй после 1925 г., т. е. флот был относительно молодым.

В постройке находились четыре линкора: "Ришелье", "Жан Бар", "Клемансо" и "Гасконь". Первые два должны были вступить в строй в 1940 г. Строились также два авианосца - "Жоффр" и "Пэнлеве" - но они достроены не были.

В постройке находились 3 крейсера 2 класса ("Де Грасс", "Шато-рено", "Гишен"), 4 лидера типа "Могадор", 12 эсминцев типа "Арди", 14 миноносцев типа "Фьер", 5 подводных лодок 1 класса, 16 подводных лодок 2 класса, а также 4 подводных минных заградителя. Всего в разных стадиях постройки было 64 корабля суммарным водоизмещением 271.495 тонн.

К этому списку следует добавить авизо, канонерки, тральщики, морские охотники, торпедные катера, суда снабжения. Последние призывались (реквизировались) при мобилизации .

Морская авиация слишком слабая, но растущая, состояла из 45 штурмовиков, 32 бомбардировщиков, 27 истребителей, 39 разведчиков, 46 торпедоносцев, 164 корректировщиков и др. Всего же было 159 летательных аппаратов корабельного базирования и 194 - берегового .

Ветераны французского флота вспоминают, что его личный состав был сплочен, дисциплинирован, обладал высокими моральными качествами и полностью предан нации.

Главнокомандующим ВМФ являлся адмирал Дарлан. С 1939 г. он был начальником Главного морского штаба . До него этот пост семь лет занимал адмирал Дюран-Вьель. Оба они были высококвалифицированными специалистами и стремились к обновлению флота после 1919 г. Дарлан имел ранг полного адмирала (пять звездочек на рукаве) - наивысший во французском флоте. Это был очень опытный, деятельный и решительный человек. Однако он не слишком вдавался в вопросы стратегии, плохо знал американский флот и недооценивал русский. Но он изменил свои взгляды в апреле 1940 г., и мы далее увидим как. На флоте он пользовался очень высоким авторитетом.

В сентябре 1939 г. структура флота выглядела следующим образом. Главнокомандующему адмиралу Дарлану подчинялись командующие военно-морскими силами на театрах военных действий, командующие силами открытого моря и префекты морских районов. Этих районов насчитывалось пять: Шербур, Брест, Лорьян, Тулон, Бизерта. Вице-адмирал Мишелье, начальник управления портов, заслужил свой авторитет, руководя интендантством, санитарной службой, кораблестроением и морской артиллерией.

Государственным министром флота являлся г-н Кампенши. Оперативными вопросами он не занимался, но участвовал в руководстве боевыми действиями в качестве члена "военного кабинета", куда входили: президент Республики , премьер-министр, министр национальной обороны (Даладье), министры флота, авиации (Ла Шамбр), колоний (Мандель), маршал Петэн, начальник национального штаба обороны (генерал Гамелен), три главкома - сухопутных сил (ген. Жорж), ВВС (ген. Вюйемен) и ВМФ (Дарлан), начальник штаба колониальных владений (ген. Бюрер). Начальником аппарата морского министра был вице-адмирал Гутон.

В аппарате Дарлана состояли контр-адмирал Ле Люк, капитан 1 ранга Офан и капитан 1 ранга Негадель. Военная миссия в Лондоне возглавлялась вице-адмиралом Одендалем; военно-морским атташе был капитан 1 ранга Ривуар.

В XVII веке испытывал постепенный упадок, и уступал британскому флоту, хотя продолжал борьбу за господство на море . Все больше прибегал к набеговой тактике и приватирству . Тогда наряду с адмиралами выдвинулись такие корсары , как Дюге-Труэн .

Ядерные силы

Командная структура

Главное командование ВМС Франции , Париж

  • Командование Атлантической зоны , Брест

  • Командование зоны Ла-Манш и Северного моря , Шербур

  • Командование Тихоокеанской зоны



  • Командование зоны Индийского океана

Организация

  • Надводные силы
  • Подводные силы
  • Силы морских фузилеров и морских диверсантов-десантников

Пункты базирования

ВМБ на острове Реюньон

Боевой состав

Бортовой номер

Наименование

В составе флота

Состояние

Примечания

Авианосцы

Флагман флота

Фрегаты

Противолодочный фрегат типа F67

La Motte-Picquet

Latouche-Tréville

Корвет типа A69

Lieutenant de vaisseau Le Hénaff

Корвет типа A69

Lieutenant de vaisseau Lavallée

Корвет типа A69

Commandant l’Herminier

Корвет типа A69

Premier maître l’Her

Корвет типа A69

Commandant Blaison

Корвет типа A69

Enseigne de vaisseau Jacoubet

Корвет типа A69

Commandant Ducuing

Корвет типа A69

Commandant Birot

Корвет типа A69

Commandant Bouan

Сторожевые корабли

Сторожевые корабли типа Albatros

Сторожевые корабли типа Lapérouse

Сторожевые корабли типа OPV 54

Сторожевые корабли типа OPV 54

Разоружен

Сторожевые корабли типа L’Audacieuse

Сторожевые корабли типа L’Audacieuse

Сторожевые корабли типа L’Audacieuse

Сторожевые корабли типа L’Audacieuse

Сторожевые корабли типа L’Audacieuse

Сторожевые корабли типа L’Audacieuse

Сторожевые корабли типа L’Audacieuse

Сторожевые корабли типа L’Audacieuse

Сторожевые корабли типа Espadon 50

Сторожевые корабли типа Athos

Сторожевые корабли типа Athos

Десантные корабли

Десантные корабли типа Foudre

Десантные корабли типа Foudre

Подводные лодки

В 1980 году французское правительство приняло решение о строительстве двух новых атомных авианосцев, но построен был только « Шарль де Голль». Он имеет оригинальный силуэт а его «остров» создан по технологии «стэлс». Постройка этого боевого корабля, по различным источникам, обошлась от 3 до 10 миллиардов долларов, что, естественно и приостановило дальнейшие планы на строительство еще одного. Поэтому это пока единственный атомный авианосец и полное его название CVN « Charles de Gaulle», который находится на вооружении ВМС Франции. Он был построен на военно-морской верфи «Brest» в городе Brittany, а первое его название было «Ришелье», но с изменением руководства страны, название флагмана тоже поменялось.

Боевой корабль вступил в строй в сентябре 2000 года. После спуска на воду новый корабльсразу претерпел изменения: полетная палуба была увеличена на четыре метра для обеспечения более безопасных полетов.

В 2001 году самый большой авианосец ВМС Франции принимал активное участие в учениях в Средиземном море с другими боевыми кораблями французского флота.

После их окончания в декабре 2001 года он отправился в район Персидского залива, где участвовал в операции «

Несокрушимая свобода». Только в июле 2002 года боевой корабль вернулся в порт приписки Тулон.

В сентябре 2007 года атомный авианосец « Charles de Gaulle» снова стал на ремонт, который включал в себя обслуживание энергетической установки и установку новейшей системы управления на основе спутниковой связи.

На авианосцемогут одновременно находиться до 40 самолетов типа «Rafale M», дальность полета которых до 3940 километров или « Super Etendard» - с дальностью полета до 1682 километра, а также трех самолетов дальней разведки типа «Hawkege».

В ангаре надводного корабляесть место для 23 самолетов и двух вертолетов, остальные можно разместить на палубе.

самолет типа «Rafale M»


самолет дальней разведки «Hawkege»


вертолет «Panther»


вертолет «Dauphin»


Взлетно-посадочная полоса расположена под углом 8,5 градусов относительно судна - это позволяет создать необходимую подъемную силу при взлете.

Самолет взлетает за счет двух паровых катапульт типа «С-13» с интервалом запуска один самолет в минуту. При посадке летчику помогает корректировочная лазерная система типа « Dallas». На атомном авианосце установлено две системы стабилизации, контролируемые компьютером. Маятник на рельсовом ходу весом 22000 тонн и по два на борт плавниковых стабилизатора. Эти устройства позволяют снизить влияние неблагоприятных погодных условий, а также совершить успешную посадку самолетов с волнением моря до 6 баллов.

К артиллерийскому вооружению на боевом корабле относится восемь установок типа « Nexter» с калибром 20 мм, дальностью до 8 километров и скорострельностью 720 выстрелов в минуту. Противовоздушную оборону авианосцуобеспечивают зенитно-ракетный комплекс « Eurosam» с ракетами типа «Aster» и дальностью действия до 30 километров. Таких пусковых установок на борту восемь по две на каждой стороне морского судна.

Для отслеживания местоположение всех воздушных суден в радиусе до 70 километров, на авианосце имеется новейшая система радиолокации, отображающая цели на дисплей в трехмерном изображении. К радиоэлектронной защите боевого корабляотносятся десять пушек предназначенные для запуска так называемых ракет-ловушек, излучающие различного рода помехи и способные отвлечь ракеты противника уже на расстоянии до 3 километров. Кроме этого корпорация « Euroslat» разработала для авианосца новейшую противоторпедную систему, монтаж которой планируется в 2009 году. На борту действует единая для всех судов и кораблей Франции система распознавания, разработанная фирмой « Sytex», которая обеспечивает обмен необходимыми данными о судах в море.

авианосец ВМС Франции «Charles de Gaulle» с фрегатом «La Fayett



морские маневры французских и американских кораблей


авианосцы «Enterprise» и « Charles de Gaulle»


авианосец «Charles de Gaulle» впорту



Руководство ВМС Франции планирует к 2015 году спустить на воду еще один авианосец, но этот класс кораблей будет в корне отличаться от его предшественника, который на то время будет поставлен на обслуживание.


Технические характеристики авианосца CVN «Charles de Gaulle»:
Длина - 261,5 м;
Ширина - 64 м;
Осадка - 8,5 м;
Водоизмещение - 40600 тонн;
Энергетическая установка- два ядерных реактора с турбинами типа «Rolls Royce »;
Мощность - 76160 л. с.;
Скорость - 27 узлов;
Экипаж - 1150 человек;
Авиация:
Самолетов типа «Rafale M» или «Super Etendard» - до 40;
Вертолетов типа «Panther» и «Dauphin» - по 2;
Летный и технический состав - 550 человек;


французский фрегат «Courbet»

Искусство быть незаметным во все времена было важнейшим условием успешных боевых действий. Самые эффективные удары всегда наносились внезапно. Когда появился радар, возникла необходимость сделать невидимой для него военную технику. Наиболее передовой в этой области считается технология «стелс»(англ. «stealthy» - незаметный, тайный»).

Технология малой заметностивовсе не изобретение двадцать первого века. Она была известна давно и применялась в военном деле в разные истории эпохи. В конце XIX века в армии начали вводить защитную форму цвета хаки.

Сама технология «стелс»на свет появилась незаметно, как и положено настоящей технологии невидимости. Если технике придать определенную форму, то она станет невидимой для радаров. Это открыло новое направление в гонке вооружений и военных технологий. Технология «стелс»имеет различные направления. Все зависит от того, какой путь выбрать. Незаметность обеспечивается применением определенных материалов, покрытий, которыми можно напылять корпус какой-либо техники. А также за счет новых физических принципов - генератора, который создает вокруг себя облако плазмы и делает практически «невидимым» объект в который помещен. Радиолокационную заметность удалось снизить в 100 раз. А пока технология «стелс»стремительно распространяется на все виды военной техники.

корабль выполненный по технологии «стелс»


В последние годы проектирование боевых кораблей ведущих стран ведется только с использованием технологии «стелс». При их постройке применяют многослойный пластик, углеродистые волокна, другие композиты, способные не только поглощать излучения радиолокаторов, но и делать морское судно малозаметным для магнитного инфракрасного обнаружения. Интересно, что первыми строить корабли-невидимки начали не в США, а во Франции.

Новейшие боевые фрегаты типа «La Fayette» будто сошли со страниц фантастической книги. Уже пять единиц боевых кораблей с пониженной радиолокационной заметностью состоят на вооружении ВМС Франции. Первый корабль в серии был спущен на воду в 1988 году «La Fayette» (F710), затем последовали фрегаты «Surcoef» (F711), «Courbet» (F712), «Aconit» (F713), и завершил серию в 2002 году фрегат «Guepratte» (F714).

новейшие боевые фрегаты класса «La Fayette»

фрегат «La Fayette»

фрегат «Courbet»

борт фрегата «Aconit»


вертолет на борту фрегата

под палубой боевого корабля

пуск ракеты

фрегат «La Fayette» и а вианосец «Independance»

фрегат «Surcouf»

Обозначение проекта

«Рюби»

Rubis class

Скорость (надводная)

15 узлов

Скорость (подводная)

25 узлов

Рабочая глубина погружения

45 суток, возможно увеличение до 60 суток

Экипаж

57 человек, в том числе 9 офицеров. 2 смены.

Ширина корпуса наиб.

Средняя осадка (по КВЛ)

Силовая установка

Входит в

Участие в

Морские коммандос являются силами специальных операций ВМС Франции. В составе подразделения около 500 бойцов, большая часть которых расквартирована на северо-западе Франции (Бретань). Учебные центры коммандос расположены по всей стране. Известны под прозвищем Verts («зеленые береты»). Их тренировки являются одними из самых жестких в мире. Они работают под руководством специального морского командования и COS.

История
Морские коммандос были сформированы во время Второй мировой войны в Великобритании по образцу британских коммандос. Принимали участие в высадке в Нормандии.
Франция имеет большие традиции пловцов-коммандос. Жак-Ив Кусто был морским офицером во время Второй мировой войны и приложил значительные усилия для создания подразделений аквалангистов Франции. Дальнейшее развитие боевые пловцы получили в годы Вьетнамской войны.
С 1950 г. коммандос ВМФ Франции базировались на корабле «Ле Малин» и были особо элитным подразделением.
Французские подразделения разведки вместе с боевыми пловцами собрались в центре парашютных операций.
Военно-морские коммандос по традиции носят зеленый берет со значком слева. Они продолжают соблюдать принцип исключительного обучения без компромиссов, работая на тренировках с полной отдачей.

Организация
Коммандос сведены в 6 подразделений, каждое из которых носит имя офицера, командовавшего им в свое время или погибшего в бою:
- Хуберт (борьба с водолазами противника, контртерроризм);
- Жауберт (нападение на море, вытеснение, ближний бой в море);
- Трепель (нападение на море, вытеснение);
- Пенфеньо (разведка, разведывательные операции);
- де Монфор (глубинная разведка и огневая поддержка);
- Кифье (кинологическое подразделение).
Отдельное подразделение специализируется на морской борьбе с терроризмом. Состоит из 30 человек, разделенных на две группы по 15 человек. Это подразделение было основано в 1994 г. Именно его бойцам приписывают арест Момчило Краишника в апреле 2000 года. В составе отрядов аквалангистов и других французских подразделений боевых пловцов есть два типа аквалангистов:
СВС — «специалисты по освобождению» — пловцы, обученные разрушению сооружений и мостов, обеспечению и поддержке действий других подразделений;
NIO — «Пловцы для наступательных действий» — подготовлены для действий в реках и устьях рек, обучены подрыву сооружений и мостов в глубине вражеской территории.


Известные операции

1982—1984 года — Ливан.

10 июля 1985 года— потопление судна Rainbow Warrior в Окленде, Новая Зеландия, с применением магнитных мин.
1987 год— действия в зоне Персидского залива. 5 мая 1988 г. — освобождение заложников в Новой Каледонии.

1991 год— обеспечение эмбарго в Персидском заливе.

Декабрь 1992—1993 г. — Сомали, операция «Возрождение надежды».

1994 год — Руанда, эвакуация иностранных граждан, оказавшихся в зоне гражданской войны.

Март 1997—2000 г. — миссия «Альба» в Албании.

1999 год— операция «Союзная сила» в Югославии.

Июль 2001 г. — обеспечение безопасности на встрече «большой восьмерки» в Генуе, Италия.

Октябрь 2008 г. — Афганистан, операция «Несокрушимая свобода».

Сентябрь 2008 г. — французские морские коммандос освободили двух заложников сомалийских пиратов у берегов Сомали. Погиб один боевик, захватили шестерых.


Отбор и подготовка
Все новобранцы должны быть военнослужащими морской пехоты, прослужившими не менее 9 месяцев. Они должны пройти специальный курс базовой подготовки, считающийся одним из самых сложных в войсках НАТО.
Диверсионная подготовка для морского спецназа проходит в школе «Фюзийер Марин» в Лорьяне. После прохождения курса и успешной сдачи экзаменов новобранцы получают право носить зеленый берет и знак коммандос.
Продолжительность курса 20 недель. Он включает в себя неделю тестирования, 6 недель подготовительного обучения, 4 недели оценки. Фактическая подготовка коммандос длится 7 недель, и 2 недели занимает десантная подготовка. В течение этого периода любая ошибка может мгновенно дисквалифицировать кандидата.
Конечной целью этой подготовки является выявление лиц с достаточным физическим, интеллектуальным и психологическим потенциалом, необходимым для работы в морских коммандос.
Коммандос в подготовке находятся постоянно под напряжением и давлением со стороны инструкторов, не оставляющим времени на передышку. Курсанты постоянно совершают марш-броски на несколько десятков километров с оружием и снаряжением. Марш-броски и преодоление штурмовой полосы сопровождаются стрельбами и обучением специальным дисциплинам, таким как спуск по веревкам и скалолазание, перемещение на лодках, использование взрывчатых веществ и приемов рукопашного боя. Инструктора, как правило, бывшие коммандос. На сон отводится два часа в сутки, подъем проводится взрывом гранаты.


Спецподразделения Франции:
Командование специальных операций COS
Бригада армейского спецназа
I-й парашютно-десантный полк морской пехоты
11-я парашютная бригада специального назначения
Спецназ жандармерии
Группа вмешательства GIGN

Знаки различия ВМС

Адмиралы и офицеры

Сержанты и матросы


Французский флот Второй мировой войны

Уроки Первой мировой, к которой Франция подошла с несба­лансированным и устаревшим флотом, в целом, пошли впрок.

Несмотря на межвоенные экономические потрясения и охватив­ший страну пацифизм, предпринимались энергичные меры для создания мощного современного флота.

Естественно, современного - в том смысле, как это понимали в 1930-е годы. Во Франции (как и в остальных странах) недооце­нивали угрозу со стороны авиации и подводных лодок, хотя в раз­работке радиолокационной техники французы долгое время ли­дировали. Их корабли отличались рядом оригинальных техничес­ких решений и имели ярко выраженный "национальный колорит". Огромное влияние на развитие французского флота оказали ус­ловия Вашингтонского соглашения 1922 года. Установив паритет французского и итальянского флотов, политики предопределили превращение Италии в основного соперника, а Средиземное море - в основной театр будущей войны. Для этих вод отходила на вто­рой план дальность плавания и (в определенной мере) мореход­ность. В сложившемся к концу 1930-х годов стратегическом "раз­делении ролей" в англо-французском тандеме французский флот "отвечал" за Средиземное море.

Но не игнорировалась и "германская угроза". Линкоры типа "Dunkerque " специально проектировались в качестве противове­са германским дизельным "карманным линкорам".

В сентябре 1939 г. дислокация главных сил французского фло­та выглядела так:

в Бресте находились самые боеспособные корабли, составляв­шие "Force de Raide " - 2 ЛК типа "Dunkerque ", 3 легких крейсера типа "La Galissonniere " и 8 лидеров (2 типа "Mogador " и 6 типа "Le Fantasque "); это соединение предназначалось для борьбы с над­водными рейдерами и блокадопрорывателями в Атлантике;

в Средиземном море - ЛК "Bretagne ", "Provence " и "Lorraine ", 6 тяжелых и 3 легких крейсера, 18 лидеров и 6 эсминцев;

на Дальнем Востоке - 1 тяжелый и 1 легкий крейсера;

При враждебной Германии и нейтральной Италии французский флот должен был контролировать Ла-Манш, Бискайский залив и западную часть Средиземного моря.

Быстрый разгром сухопутных вооруженных сил в мае - июне 1940 г. поставил флот в исключительно сложное положение. Од­нако французам удалось увести от врага практически все свои корабли. За ними вскоре развернули настоящую охоту и бывшие союзники, и бывшие противники. В ходе операции "Catapult " анг­личане взяли под контроль французские корабли в своих портах и попытались нейтрализовать остальные. В их руки попали 2 ЛК, 2 лидера, 8 миноносцев, 6 ПЛ, 13 авизо, 1 минзаг, 16 охотников за ПЛ, 7 ТКА и около трехсот вспомогательных и торговых судов.

Из флотов стран-участниц Второй мировой ВМС Франции вы­пала, пожалуй, самая причудливая судьба. А трагичностью она уступает лишь судьбе уничтоженного флота Японии. Французам пришлось воевать буквально со всеми: немцами, итальянцами, англичанами, американцами, тайцами, японцами...

Французский флот пережил и июньское перемирие 1940 г., и раскол на "голлистов" и "вишистов", и необходимость сражаться "не против тех, с кем следует", и захват кораблей в Бизерте, и Тулон, и беспомощность перед японцами в Индокитае.

Впрочем, история французского флота во Второй мировой вой­не слишком сложна и запутанна для краткого изложения, при том, что "биографии" кораблей небогаты внешними событиями и бое­выми успехами. Карьера большинства единиц основных классов завершилась 27 ноября 1942 г. - одной из самых больших траге­дий Второй мировой - самозатоплением флота в Тулоне. После этой даты началась новая страница в истории когда-то четверто­го по значимости флота в мире.

Стоит вспомнить, что основная часть кораблей, затопленных 27 ноября, была поднята итальянцами и немцами. Но в строй они фактически так и не были введены (хотя и включены в состав италь­янского флота) и почти все нашли конец под бомбами союзников.

Корабельный состав ВМС Франции в 1939 - 1945 гг.

В скобках указано количество кораблей, находившихся в постройке

Построены

Получены от других стран

Устаревшие линейные корабли

Новые линейные корабли

Авианосцы

Гидроавианосцы

Крейсера 1-го класса

Крейсера 2-го класса

Контрминоносцы

Эскадренные миноносцы

Миноносцы

Подводные лодки

Национальные военно-морские силы Франции являются важной частью французской армии. Если обратиться в историю, долгие годы главным соперником страны выступала Великобритания. В связи с тем, что Англия долгое время являлась неоспоримым лидером в производстве кораблей, французы были вынуждены не отставать и также развивать свой флот. Однако во время II мировой войны Германия захватила Францию и собиралась использовать ее флот. В связи с этим в 1942 году команды самостоятельно затопили 77 боевых кораблей, чтобы их не захватили фашисты.

Современный флот выполняет оборонительные функции со стороны возможных противников и защищает политические и военные интересы своей страны по всему миру.

Структура и дислокация Национальных ВМС Франции

Центральное командование ВМС расположено в Париже, у него в подчинении находятся все военно-морские зоны, находящиеся как на территории Франции, так и за ее пределами:

  1. Атлантический океан (CECLANT) – главный штаб Брест;
  2. Средиземное море (CECMED) – главный штаб Тулон;
  3. Северное море и пролив Ла-Манш (COMAR MANCHE) – главный штаб Шербур;
  4. Антильские острова (COMAR Fort de France) – Северо-восток Южной Америки;
  5. Индийский океан (ALINDIEN) – французский остров Реюньон вблизи Мадагаскара;
  6. Тихий океан (ALPACI) – острова Новая Каледония и Французская Полинезия, принадлежат Франции;
  7. ОАЭ – согласовано базирование французского флота.

Авианосцы

Атомный ударный авианесущий корабль «Шарль де Голль» – флагман французского флота. Он является вторым по размеру авианосцем после российского «Адмирала Кузнецова» (не считая безусловного лидера – США). Вмещает в себя до 40 единиц авиации, среди которых штурмовик Super Etendard, истребители Rafale M и вертолеты SA-365.

Вертолетоносцы класса «Мистраль» представлены 3 кораблями, которые могут вмещать 16 тяжелых вертолетов или 35 легких. Также на борту находятся самонаводящиеся ракеты Simbad, пушку Narwhal и прочее.

Подлодки

Французские подводные лодки представлены 10 кораблями следующих типов:

  • 4 стратегические атомные субмарины «Триумфан», несущие в себе баллистические ракеты M45 (M51.1), крылатые ракеты Exocet SM39, торпеды ECAN L5 Mod.3;
  • 6 многоцелевых субмарин «Рюби», самые маленькие атомные подлодки в мире. Вооружение включает противокорабельные крылатые ракеты Exocet, торпедные аппараты калибром 550 мм и типа L5/F17.

Эсминцы

Эскадренные миноносцы типа «Жорж Леги» F70 – из построенных 7 кораблей на данный момент осталось 4. На борту находится 2 вертолета Westland Lynx, крылатые противокорабельные ракеты «Экзосет» и торпедные аппараты 550-мм.

Линкоры

После окончания Второй мировой войны не было произведено ни одного нового линкора. Это связано с тем, что его производство слишком дорого обходится. В то же время, развитие ракетного вооружения и реактивных самолетов делают его слишком уязвимым.

Фрегаты

Фрегаты занимают самую большую долю среди всего военно-морского флота. Среди них выделяют следующие типы:

  • Противовоздушный F70 AA – 2 корабля, вооружение включает 1 вертолет Westland Lynx или AS565, торпеды KD 59E и L5 mod 4. Списание судов планируется в 2018 году.
  • Противовоздушный «Горизонт» – 2 корабля, вооружение включает 1 вертолет Merlin EH101 HAS, ПКР ММ40 Exocet, ПКР Teseo Mk 3 и другие орудия. Ввиду их размеров эти корабли также часто относят к эсминцам.
  • FREMM – 3 из запланированных 8 фрегатов уже находятся в строю вооружение включает ракеты Exocet, Silver A43 (A70), торпеды MU90 и один вертолет NH90.
  • Легкие фрегаты типа «Лафайет» (5 кораблей) с управляемым ракетным вооружением Exocet и вертолетом NH90 или Panther.

Катера

Патрульные и десантные катера ведут свою службу вдоль всего побережья Франции – со стороны Атлантического океана, Средиземного и Северного морей. Общее количество кораблей составляет более 20 единиц. Основная часть из них имеет на борту ракеты Exocet, а также торпеды типа L3 или L5/