Меню Рубрики

Презентация на тему адаптивная физкультура для инвалидов. Презентация компоненты адаптивной физической культуры

Функции
адаптивной физической культуры

По определению Л.П. Матвеева (1984), «функции
физической культуры это объективно присущие
ей свойства воздействовать на человека и
человеческие
отношения,
удовлетворять
и
развивать определенные потребности личности и
общества».
Реализуются функции в процессе физкультурной
деятельности, в них раскрывается истинное
содержание
физической
культуры.
Являясь
отражением ее сущности, функции раскрывают не
только двигательную сферу человека, но и все уровни
его
организации
анатомо-физиологический,
психологический, социальный, мировоззренческий,
личностный.

Исходя из философской категории взаимосвязи
структуры и функции, каждому структурному
элементу присуща конкретная функция:
адаптивному физическому воспитанию -
преимущественно
образовательная,
адаптивной
двигательной
рекреации
оздоровительно-поддерживающая,
адаптивному спорту - совершенствования,
физической
реабилитации
-
лечебновосстановительная,
креативным
телесноориентированным
практикам
-
творческая,
экстремальным
видам
двигательной активности - престижная.
При этом, являясь частью общечеловеческой
культуры, АФК выполняет, в первую очередь,
культурную
функцию,
включающую
освоение
широкого
спектра
ценностей,
связанных с удовлетворением многообразных

Все функции АФК реализуются через
деятельность: движение => двигательные
действия (физические упражнения) =>
двигательная активность => двигательная
(физкультурная) деятельность, в основе
которой
лежат
деятельностные
способности занимающихся, полученные
ими
от
природы,
но
ограниченные
влиянием той или иной патологии.
В
АФК
выделены
группы
функций:
педагогические, свойственные только ей
и реализуемые в процессе занятий
физическими
упражнениями,
и
социальные как результат совместной
деятельности с другими социальными
институтами.

Педагогические функции
Коррекционно-компенсаторная функция
Многообразие коррекционных задач позволило выделить следующие
основные направления:
1) коррекция, профилактика и развитие сенсорных функций (зрительной,
слуховой, кинестетической, тактильной, вестибулярной и др.);
2) коррекция психических нарушений: внимания, памяти, речи,
представлений, восприятия, эмоционально-волевой сферы, поведения,
мотивации, личностных установок.
3) коррекция соматических нарушений: осанки, плоскостопия и других
деформаций телосложения, дыхания, сердечно-сосудистой системы и тд;
4) коррекция координационных способностей: согласованности движений
отдельных звеньев тела, точности тонкой моторики рук, ориентировки в
пространстве, равновесия, расслабления и др.;
5) коррекция нарушений физической подготовленности - целенаправленное
«подтягивание»
отстающих
в
развитии
физических
качеств,
ограничивающих двигательную активность;
6) коррекция техники основных движений (пространственных, временных,
динамических, ритмических характеристик в ходьбе, беге, прыжках и тд).

Педагогические функции
Профилактическая функция.
Общегосударственная задача предупреждения заболеваний, требующая
координации информационной, просветительской работы среди
населения,
создания
технологий
широкомасштабных
мер
оздоровления, диагностики и контроля за состоянием здоровья и т. п.
Заключается в очевидной целесообразности всех доступных видов
двигательной активности, а также гигиенических и природных
факторов закаливания организма и внедрения их в повседневную
жизнь. Разъяснительная работа касается соблюдения двигательного
режима, отдыха и рационального питания, сохранения и
формирования осанки, ликвидации вредных привычек и др.
В условиях стационара профилактическая функция ЛФК направлена на
предупреждение осложнений, обусловленных малоподвижным или
ограниченным двигательным режимом, а также на сдерживание
возможных вторичных отклонений в системах организма.
Перспективным, но малоизученным средством профилактики
состояний фрустрации, депрессии являются экстремальные виды
двигательной активности.

Педагогические функции
Образовательная функция.
В широком смысле - удовлетворение потребности в
специфических знаниях, умениях, навыках и качествах в
области физической культуры. Это непрерывный процесс
физического образования личности в течение всей жизни. В
узком смысле - формирование знаний и двигательных умений
на оптимальном для жизнедеятельности каждого человека
уровне. Эта функция пронизывает все виды АФК, но особенно
ярко она выражена в адаптивном физическом воспитании и
адаптивном спорте.
Для детей с сенсорными, физическими и интеллектуальными
нарушениями - это обучение основным видам физических
упражнений, освоение «школы движений» и, в первую очередь,
обучение естественным локомоциям: ходьбе и бегу, так как они
служат основным способом перемещения и составной частью
многих физических упражнений.

Педагогические функции
Образовательная функция.
Трудности решения образовательных задач обусловлены характером
основного дефекта. Важной стороной учебно-познавательной деятельности
детей является интеллектуализация этого процесса. В качестве наиболее
существенных выступают следующие теоретические сведения: знания об
элементарных движениях, частях тела, суставах, с которыми они связаны
(названия, понятия, роль в движении), о целостных движениях (бег, метания,
прыжки и др.), их технике и влиянии на организм, знания о телосложении,
требованиях к осанке, дыханию, питанию, режиму дня, гигиене тела и
одежды, закаливанию, значению движения в жизни человека и
самостоятельных занятиях физическими упражнениями на улице и дома для
сохранения и улучшения здоровья, развлечения и спортивной подготовки.
В адаптивном спорте подготовка требует от спортсмена не только
напряженной физической деятельности, но и огромного объема знаний о
рациональном построении индивидуальной спортивной техники и
тренировочного процесса в целом, планировании нагрузки, тактике и этике
спортивной борьбы, правилах соревнований, динамике функционального
состояния, врачебно-педагогическом контроле и т. п.

Педагогические функции
Развивающая функция.
Физическое развитие человека как естественный процесс изменения
морфофункциональных свойств организма происходит независимо от воли
человека и осуществляется по эволюционным законам возрастного
развития. Закономерность развития моторики проявляется в ее неуклонном
и положительном изменении в детские и юношеские годы и таком же
неуклонном угасании в зрелом и пожилом возрасте (В.К. Бальсевич, 1988).
Период жизни до 20 лет является самым активным этапом формирования
жизненно важных двигательных функций.
У детей с нарушениями развития несформированность и отставание
двигательной сферы, несовершенство управления движениями находятся в
тесной зависимости от тяжести основного дефекта, нарушающего
структуру и функции всех систем и органов. Развивающая функция АФК
заключается в целенаправленном воздействии на развитие мышечной силы,
быстроты, ловкости, гибкости, выносливости, координационных
способностей. Развивающая функция реализуется во всех видах АФК.
Адаптивное физическое воспитание создает начальную базу для
разностороннего развития физических способностей и двигательных
навыков, формирует предпосылки для их дальнейшего развития.
Адаптивный спорт дает возможность полнее раскрыть эти способности.

Педагогические функции
Воспитательная функция.
Цель воспитания - всестороннее гармоническое развитие личности, раскрытие
ее потенциальных возможностей при суженных сенсорных, моторных,
интеллектуальных функциях, дисгармоническом развитии и дезадаптации.
Исходная позиция воспитания по отношению к данной категории людей воспринимать их личностями, обладающими возможностями формировать
себя, осознавать свое поведение, усваивать знания и строить жизнь в
человеческом обществе. Специалист АФК определяет педагогические
задачи:
- воспитание осознанного и активного отношения к телесному здоровью,
систематическим занятиям физическими упражнениями;
- формирование положительной мотивации, устойчивого интереса и
потребности к физкультурной деятельности;
- воспитание гуманного отношения к себе и окружающим, формирование
коммуникативных отношений;
- воспитание ответственности, инициативы, целеустремленности, творчества,
настойчивости в преодолении трудностей;
- воспитание дисциплины, умения управлять своими эмоциями, подчиняться
общим правилам и нормам социального поведения;
- формирование навыков самовоспитания: самоорганизации, самодисциплины,
самонаблюдения,
самооценки,
самоконтроля,
самоограничения,
самовнушения, самопобуждения, саморегуляции, самореабилитации и др.
Самовоспитание личности в последующие годы является предпосылкой

Педагогические функции

Ценности АФК связаны с освоением, совершенствованием,
поддержанием,
восстановлением,
самореализацией
физических и духовных сил человека. Именно в этом единстве
деятельности реализуется культурно-духовные потребности,
формируются
умения
и
навыки,
способности,
самовоспитание,
коммуникативные
отношения,
самоопределение в обществе. Но для каждого отдельно
взятого человека имеют значение ценности индивидуального
существования, которые включают познание самого себя,
отношение к физкультурной деятельности и реальное
поведение. Отношение к физкультурной деятельности
отражает
уровень
потребностей,
мотивации,
заинтересованности в ней. Оно может быть позитивным и
негативным.

Педагогические функции
Ценностно-ориентационная функция.
Сдерживающими факторами являются: общая ослабленность
организма, неуверенность в своих силах, физическая
неполноценность
и
психологический
дискомфорт,
депрессивные состояния, боль, отсутствие знаний и привычки
заниматься физическими упражнениями, предпочтение
другим видам деятельности (ремеслу, чтению, музыке).
Позитивными факторами является внутренняя установка
человека не на уход в болезнь и инвалидность, а наоборот - на
выздоровление, активную полноценную жизнь. Ценностные
ориентации как отражение внутренних установок и желаний
людей еще не гарантируют успеха, хотя и выступают как
специфический объект освоения. Физкультурная деятельность
в сфере адаптивного физического воспитания, адаптивного
спорта, адаптивной двигательной рекреации и физической
реабилитации направлена на реализацию этих потребностей и
ценностных ориентаций.

Педагогические функции
Лечебно-восстановительная функция.
Эта функция является главной в физической реабилитации. Лечебное
применение
физических
упражнений
основывается
на
педагогических,-психологических
и
физиологических
закономерностях формирования движений и управления ими. Конечная
цель - восстановление человека как личности, ускорение
восстановительных процессов после травм, заболеваний и др.,
предотвращение или уменьшение инвалидизации. Ее достижение
обеспечивается реализацией следующих положений:
-применением обоснованных методов патогенетического лечения;
-дифференциацией задач и направлений воздействий физическими
упражнениями;
-ранним активным использованием восстановительного лечения;
-активным участием больного в этом процессе.
В
адаптивном
спорте
лечебно-восстановительные
процедуры
(физиотерапия, ЛФК, массаж и др.) проводятся в случае микротравм во
время или после тренировочных и соревновательных нагрузок высокой
интенсивности и продолжительности преимущественно для инвалидов
с поражениями опорно-двигательного аппарата (легкая атлетика,
баскетбол в колясках, волейбол сидя и др.)

Педагогические функции
Профессионально-подготовительная функция.
Актуальность этой функции обусловлена тем, что по окончании
учебного заведения (школы, ПТУ, техникума, вуза) перед
инвалидами
встает
проблема
занятости,
конкурентоспособности на рынке труда, удовлетворения
потребности в деятельности, экономической независимости.
При участии большого количества специалистов в
профессиональной подготовке инвалидов часть ее является
самостоятельным разделом адаптивного физического
воспитания. За счет целенаправленной активности
максимально улучшить общее физическое состояние, помочь
овладеть необходимыми формами движений, подготовить
сенсорные и вегетативные системы к новым условиям труда,
развить физические и психические качества, необходимые в
конкретной профессиональной деятельности. В условиях
стационара эти задачи решаются средствами лечебной
физической культуры и трудотерапии.

Педагогические функции
Творческая функция
Заключается в раскрытии многогранных способностей людей с
ограниченными возможностями в разных видах физкультурной
деятельности. Так, физическая рекреация - наиболее массовая и
демократичная форма активного отдыха инвалидов - часто
строится на принципах самоорганизации. Эта деятельность требует
специальных знаний, выдумки, инициативы, творчества в
организации
и
использовании
физических
упражнений,
модернизации оборудования, мест занятий, освоении территорий,
удовлетворяющих двигательные и эмоционально-эстетические
потребности разных возрастных и нозологических групп
инвалидов. В адаптивном спорте творчество проявляется особенно
ярко в освоении индивидуальной спортивной техники и тактики,
приспособленных к дефекту, в подготовке технических средств,
поиске оптимальных величин допустимой нагрузки, эффективных
способов лечебно-восстановительной и профилактической работы и
др. Однако наибольшее развитие творческая функция получает в
креативных
(художественно-музыкальных)
телесно-

Педагогические функции
Рекреативно-оздоровительная
функция
реализуется
как
удовлетворение потребности в активном отдыхе, содержательном
развлечении, как средство переключения на другой вид деятельности,
восстановления физических и духовных сил. Наиболее типичными
формами физической рекреации являются занятия в условиях быта и
семьи, учебной и трудовой деятельности, а также в сфере досуга и
отдыха. Двигательная рекреация утоляет двигательный и
эмоциональный «голод» и больше всего соответствует интересам и
потребностям данной категории людей, так как является
добровольной, доступной и естественной формой реализации своих
физических возможностей, где главное не результат, а сам процесс. В
адаптивном спорте рекреативные занятия проводятся с целью
восстановления сил, разгрузки и переключения спортсмена на другие
виды деятельности, интересный досуг и общение. Общение имеет
особое значение для инвалидов. Занятия часто объединяют детей и
взрослых, здоровых и людей с различными патологическими
нарушениями, что создает благоприятный психологический климат и
условия равной личности, при этом удовлетворяется потребность в

Педагогические функции
Гедонистическая функция проявляется в тех видах
двигательной деятельности, которые доставляют радость,
восторг, ощущение счастья. Люди с различными
нарушениями и ограничениями в движении острее
переживают даже малейшие успехи в своих двигательных
способностях. Они искренне выражают свои чувства,
радуются возможности ходить, играть, соревноваться,
общаться, побеждать. Задача специалиста АФК состоит в
том, чтобы создать атмосферу психологического
комфорта, доверия, доброжелательности, свободы,
раскованности, дать возможность радоваться, получать
удовольствие от физических упражнений.

Педагогические функции
Спортивная и соревновательная функция.
Адаптивный спорт, активно развивающийся в настоящее время во всем
мире, включает
в
себя три основные разновидности:
паралимпийское, специальное олимпийское и сурдлимпийское
движения.
Для данного контингента тренировочный процесс и
участие в соревнованиях является действенными способами
физической, психической, социальной адаптации. Учебнотренировочный
процесс
рассматривается
как
врачебнопедагогическая дисциплина, где в оптимальном соотношении
функционируют
лечебные
и
педагогические
факторы,
обеспечивающие реализацию физического, интеллектуального,
эмоционально-психического
потенциала
спортсмена-инвалида,
удовлетворяющие
эстетические
и
этические
потребности,
стремление к физическому совершенству.
В спорте инвалидов выделились два направления: спорт высших
достижений и рекреативно-оздоровительный спорт. В первом
направлении технология тренировочного процесса
строится на основе закономерностей срочной и долговременной
адаптации организма к физической нагрузке, принципов и

Педагогические функции
Спортивная и соревновательная функция
В рамках второго направления адаптивный спорт выполняет
оздоровительно-рекреативную функцию, выступая как средство и метод
эффективного здорового отдыха - восстановления и поддержания
оперативной работоспособности, развития физических качеств и
способностей в избранном виде спорта, организации интересного
эмоционально го досуга. Типичными чертами оздоровительнорекреативного спорта является систематическая тренировка (2-3 раза в
неделю), специализация, как правило, в одном виде спорта, участие в
соревнованиях и др. В зависимости от того, в какой социальной сфере
культивируется оздоровительно-рекреативный спорт, специфика занятий
модифицируется соответственно условиям, составу групп (однородные
по нозологии или интегрированные), по возрасту, интересам
занимающихся (школьный, студенческий, спорт инвалидов зрелого
возраста). Главные стратегические принципы в оздоровительнорекреативном спорте следующие: адекватность содержания физической
подготовки и ее условий индивидуальному состоянию человека,
гармонизация и оптимизация нагрузки, свобода выбора вида спорта в
соответствии с личными склонностями и способностями.

Социальные функции
Гуманистическая функция.
Идея гуманизма состоит в признании человека высшей ценностью во всей
его телесной и духовной неповторимости. Гуманизация физкультурного
образования выражается в его цели: формирование физической культуры
личности как системы ценностей, реализуемых в здоровом образе жизни.
Гуманистическая функция в сфере АФК предполагает ориентацию на
личностное развитие:
- формирование осознанного отношения и потребности к любым формам
двигательной активности как необходимому условию жизне обеспечения;
- формирование знаний, двигательных умений, физических качеств и
способностей для создания предпосылок к полноценной самостоятельной
жизни, учебной, профессиональной и другим видам деятельности;
- освоение интеллектуальных, валеологических, нравственных, этических,
эстетических ценностей физической культуры, способствующих созданию
условий равной личности, свободы самопроявления, самореализации и
самоактуализации.
Истинный гуманизм в адресной полезной деятельности и таких
нравственных категориях людей, как человеколюбие, сострадание,
милосердие, благородство, терпение, самоотверженность.

Социальные функции
Социализирующая функция.
Под социализацией понимается процесс включения человека в жизнь
общества, усвоение опыта социальной жизни, образцов поведения,
социальных норм, ролей и функций, вхождение в социальную среду и
социальные группы. АФК для данной категории людей выступает как
фундаментальная основа подготовки к самостоятельной жизни и
необходимое условие жизнеобеспечения, духовного и физического
развития. Процесс социализации продолжается всю жизнь, в ходе
которой человек учится быть членом семьи, группы, класса,
производственного коллектива, команды, общества. Активные занятия
АФК решают сложнейшие задачи социальной адаптации личности,
приобщения человека к ценностно-нормативной системе общества,
воспитания психических и нравственных качеств, рациональной
организации досуга, активного отдыха, общения и т. п. Отмечается
особая роль игры в социализации личности. Игра как средство АФК
синтезирует в себе функции, которые сопутствуют социализации
ребенка-инвалида. Особенно ярко социализация проявляется в
адаптивном спорте, где на предельном уровне физических сил
проявляются биологические, адаптационные, духовные возможности

Социальные функции
Интегративная функция.
Интегративная функция означает включение различных категорий инвалидов
в социальные системы, структуры, социумы, предназначенные для
здоровых людей, активное участие в основных направлениях жизни и
деятельности, самореализацию и раскрытие личностных способностей.
Но человек социализированный, т. е. подготовленный к жизни в обществе,
может оказаться не интегрированным, не востребованным обществом.
Социализация и интеграция находятся в тесной взаимосвязи. Конечной
целью реабилитации инвалидов является их социальная интеграция.
Интеграция в общество детей с ограниченными возможностями здоровья
включает:
- воздействие общества и социальной среды на личность ребенка с
отклонениями в развитии;
- активное участие в данном процессе самого ребенка (субъектив нообъективная роль);
- совершенствование самого общества, системы социальных отношений,
которая в силу жесткости требований к своим потенциальным субъектам
оказывается недоступной для детей с ограничениями жизнедеятельности.

Социальные функции
Интегративная функция.
Л.С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы
обучения, в которой удалось бы органически увязать специальное
обучение с обучением детей нормального развития. Выделяет два
типа интеграции: интернальную и экстернальную. Адаптивная
физическая культура и адаптивный спорт, в частности,
представляют собой уникальные формы интеграции, которых не
существует ни в одном виде деятельности инвалидов. Эталоном,
ставшим всеобщей ценностью для спортсменов разных стран,
являются идеи олимпизма, проповедующие стремление к
истинному совершенству, взаимопониманию и миру на земле.
Столь высокие цели и жизненные идеалы, возможности общения,
самопроявления и признания дают полное основание считать
спорт высших достижений инвалидов наиболее мощным
средством социализации и интеграции личности в общество.

Социальные функции
Коммуникативная функция.
Общение как социальный процесс имеет особое значение для инвалидов,
поскольку входит в содержание человеческого взаимопонимания. В
общении отражается потребность человека в эмоциональном контакте, в
проявлении своих чувств и ответном понимании, получении информации,
ощущении включенности в какую-либо деятельность.
Дети-инвалиды из-за меньшей мобильности имеют ограниченные
возможности общения, т.к. многие из них имеют отклонения в развитии
речи. Наиболее часто встречаются алалия, афазия, ринолалия, дизартрия,
заикание, при которых в качестве вторичных нарушений выступают
ограниченность мышления, затруднения в чтении и письме, речевой
функции, отклонения в эмоционально-волевой сфере. Коррекции
дефектов произношения, речи, письма придается большое значение,
осуществляют ее логопеды, врачи, психологи. Л.С. Выготский считал, что
центральной областью коррекции и компенсации дефекта является речь
как средство общения. Средствами коммуникативного общения являются
речь, жесты, позы, звуки, мимика, пантомимика. В процессе занятий
физическими упражнениями используются вербальные и невербальные
способы общения.

Социальные функции
Зрелищная и эстетическая функции.
Зрелище рассматривается как особый вид реализации потребности в
специфической
деятельности,
связанной
с
эстетическим,
эмоциональным удовольствием, сопереживанием. Для детей с
нарушением в развитии, ограниченных в общении, движении, игре,
зрелищная функция имеет особое значение. С раннего возраста
ребенок должен видеть, понимать, чувствовать красоту, стремиться к
ней. В АФК эта потребность реализуется в процессе занятий
физическими упражнениями. Все дети хотят иметь красивую фигуру,
уверенную осанку, сильное тело, для многих это является основным
мотивом занятий. Спортивные и физкультурно-оздоровительные
мероприятия сопровождаются показательными выступлениями, шоуконцертами, конкурсами моды, выставками-ярмарками творчества
детей. Трибуны стадионов, где проводятся соревнования инвалидов,
всегда переполнены. Эстетические и эмоциональные переживания
зрителей находятся на другом уровне восприятия. Своим упорством,
настойчивостью, желанием испытать радость борьбы и победы, силой
воли и духа спортсмены-инвалиды вызывают потрясение, удивление в
сознании людей.

В заключении...
Таким образом,
АФК, являясь частью физической и общечеловеческой
культуры,
выполняет
важные
социальные
и
педагогические функции духовного и физического
развития инвалидов и лиц с ограниченными
функциональными возможностями. Все педагогические
функции имеют предметное выражение в деятельности,
сущность которой заключается в многообразном
использовании
физического
упражнения
универсального
средства
и
метода
инициации
двигательной активности инвалидов. Социальные
функции органично вплетаются в процесс АФК, развивая
духовную сферу, интеллектуальные, психические
способности, формируя активное отношение к ценностям
физической культуры, здоровому стилю жизни.
























1 из 23

Презентация на тему: Адаптивная физическая культура

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Коррекционные цели и задачи адаптивной физической культуры Цель: направлена на восстановление, замещение и компенсацию нарушенных функций, совершенствование мышечно-суставного чувства, развитие самостоятельного и качественного выполнения двигательных действий, максимальное возможное уменьшение степени ограничений жизнедеятельности, подготовка к социальной интеграции. Задачи:1). Достижение соответствующего возрасту уровня физической подготовленности, развития физических качеств, ориентировки в пространстве и координации движений и др.; 2). Применение специальных средств и методов, способствующих повышению функциональных возможностей, развивающих зрение и зрительно-двигательную ориентировку; 3). Преодоление недостатков, возникающих на фоне зрительной патологии при овладении движениями;4). Активизация и упражнение зрительных функций в тесной взаимосвязи с лечебно-восстановительной работой.

№ слайда 3

Описание слайда:

Особенности физического развития детей, имеющих зрительную патологиюОтклонения выражаются в отставании в росте и массе тела, жизненной емкости легких, объеме грудной клетки, в значительном ослаблении мышц, в нарушении осанки, позы, искривлении позвоночника, плоскостопии.Снижается двигательная активность, что отрицательно сказывается на формировании двигательного анализатора. Типичные нарушения движений тесно связаны с особенностями их психического и интеллектуального развития. Такие недостатки ярче всего проявляются в тех двигательных действиях, которые требуют значительного нервного напряжения и умственной работы. Нарушения развития моторики обнаруживаются, прежде всего, при выполнении дифференцированных и точных движений. Зрительные нарушения отрицательно сказываются на развитии быстроты движения. Выраженное отставание отмечается в беге, прыжках с места, координации точности движений, причем на всех этапах развития, что связано с пространственно-ориентировочной недостаточностью.Движения у детей с нарушением зрения замедлены, угловаты, неловки и неритмичны. Мимика и жестикуляция отличаются бедностью, однообразием и невыразительностью.

№ слайда 4

Описание слайда:

Педагогические особенности физического воспитания детей с нарушением зрения. Физическое воспитание детей с нарушением зрения так же направлено на улучшение деятельности всех органов и систем, укрепление здоровья и формирование двигательных качеств. Достигается это путем организации коррекционно-направленных занятий, предусматривающих развитие пространственно-ориентировочной деятельности, двигательной сферы, способности ощущать и оценивать быстроту движений, их амплитуду, степень напряженности и расслабления мышц, что является основной частью адаптивной физической культуры.

№ слайда 5

Описание слайда:

Общие реабилитационно-педагогические методы (Беккер К.Л., 1975) Стимуляция – метод систематического применения отличных от нормы форм деятельности для всестороннего развития личности;компенсация – метод формирования заменителей;коррекция – метод устранения нарушений;активизация – метод устранения задержек и приближения отклонений к норме;подкрепление – метод сохранения достигнутого уровня. Методы, применяемые в ДОУ IV вида: подачу материала малыми порциями;максимальную расчлененность и развернутость сложных понятий и действий;постоянную опору на чувственный опыт;руководство действиями учащихся до совместного выполнения их педагогом и воспитанником. В процессе АФК необходим индивидуальный и дифференцированный подход к детям, учитывающий клинические формы и характер нарушений зрения, аномалии развития, тяжесть зрительной патологии, а также систематический контроль за динамикой физического развития и двигательных способностей воспитанников, степенью исправления двигательных нарушений.

№ слайда 6

Описание слайда:

Обучение и воспитание двигательных качеств базируется на системе методических принципов.Принцип доступности требует соблюдения следующих правил:а) знать возрастные особенности занимающихся детей; б) изучать и учитывать индивидуальные особенности занимающихся детей;в)соблюдать правило: «от простого к сложному, от известного кнеизвестному». Принцип наглядности обеспечивается демонстрацией отдельных упражнений при технике отдельных элементов в возможно более совершенном исполнении. Правила:а) определить, какая педагогическая задача должна быть решена средствами наглядности;б) организовать восприятие движений с помощью разных органов чувств;в) применяя средства наглядности, учитывать зрительные возможности детей, их предыдущий двигательный опыт и знание занимающихся физическими упражнениями;г) использовать непосредственную и опосредованную демонстрацию как средство исправления двигательных ошибок у детей. Принцип систематичности. При систематических занятиях дети с нарушением зрения достаточно эффективно осваивают навыки, а также получают оптимальную, функциональную подготовку.

№ слайда 7

Описание слайда:

Принцип прочности. Правила:а) не переходить к изучению нового упражнения, пока не будут основательно освоено старое;б) включать в занятие ранее изученные упражнения в новых сочетаниях и вариантах;в) повышать интенсивность и длительность выполнения освоенных упражнений;г) систематически вести учет физической подготовленности и оценивать достижения детей, проводить контрольные занятия, соревнования и выступления. Принцип дифференциально-интегральных оптимумов. Применение физических нагрузок различного содержания в профилактических и коррекционных целях должно строиться на основе глубокого знания специалистом функционального состояния зрительного аппарата, нервно-мышечной системы, учитывать клинические формы и характер нарушений зрения, аномалий развития, тяжесть зрительной патологии, а также динамику физического развития и двигательных способностей детей. Знание закономерностей функционирования и развития в условиях двигательной деятельности обеспечит применение оптимальных, локальных и интегральных физических нагрузок.

№ слайда 8

Описание слайда:

«Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия» (ВОЗ). Для того чтобы снизить заболеваемость в дошкольных учреждениях и сохранить здоровье детей, в качестве первоочередных мер, необходимо: Повысить квалификацию педагогов в вопросах культуры здоровья. Нормализовать учебную нагрузку с учетом физиологических требований СанПина. Активнее вовлекать родителей и общественность в дело повышения здоровья воспитанников. Повысить двигательную активность детей на занятиях по физическому воспитанию и в самостоятельной деятельности. На всех занятиях проводить физкультминутки, в которые вводить элементы лечебной физкультуры.Необходимо вести систематическую работу по профилактике близорукости. Обучать детей, педагогов, родителей здоровому образу жизни. Активизировать работу психолога детского сада. Задача специалистов ДОУ - сформировать культуру здорового образа жизни и гармонично развитого человека у детей.

№ слайда 9

Описание слайда:

При офтальмологическом обследовании воспитанников с целью определения группы физической подготовки:Остроту зрения монокулярно и бинокулярно без коррекции и с оптимальной коррекцией.Рефракцию (в пограничных случаях в условиях атропиновой циклоплегии). Состояние бинокулярного зрения с помощью цвето-теста.Состояние защитного аппарата, сред и глазного дна. При показаниях проводят дополнительные исследования: поле зрения, биомикроскопию, ультразвуковую биометрию, КЧСМ, тонометрию.

№ слайда 10

Описание слайда:

Использование оптической коррекциина занятиях АФКПри оценке пригодности ребенка к занятиям физической культурой ключевым вопросом является возможность пользования оптической коррекцией. В большинстве случаев АФК могут допускаться очки (желательно с пластмассовыми линзами, гибкими проволочными заушниками и резинкой, охватывающей затылок) или контактные линзы. Чаще всего дети с близорукостью выключаются из общей физической подготовки, что недопустимо, так как именно АФК является одним из мощных факторов профилактики близорукости, ее прогрессирования и осложнений. При близорукости основным фактором, определяющим решением не допуска к занятиям является наличие осложнений: кровоизлияний в глазу, центральной или периферической витреохориоретинальной дистрофии, отслойки сетчатки и др. При обострениях воспалительных заболеваний, прогрессирующем снижении зрительных функций необходимо постараться выяснить, связано ли ухудшение с занятиями физической культурой и при наличии малейшего подозрения на такое влияние, занятия следует отменить.

№ слайда 11

Описание слайда:

Тест по ЗДПО с «гусеницей-пирамидкой».Дополнительно в ДОУ IV вида тифлопедагогами проводится тест по ЗДПО два раза в год (сентябрь, май), позволяющий объединить большое количество оценочных методик по развитию зрительно-двигательных функций и ориентировке в пространстве. ЗДПО – это такая ориентировка, в которой функции зрения играют существенную роль в координированном движении, а значит, при ее проведении можно ясно увидеть и достоверно констатировать трудности действий ребенка в трехмерном пространстве. Это возможно, если соединить воедино движение в пространстве и развитие зрительного анализатора.

№ слайда 12

Описание слайда:

№ слайда 13

Описание слайда:

Адаптивная физическая культура как средство реабилитации детей с нарушением зрения.«... зрячий избалован зрением в деле познания формы, величины, положения и передвижения окружающих его предметов, поэтому он не развивает драгоценной способности руки давать ему те же самые показания, а слепой к этому вынужден», - писал великий физиолог И.М. Сеченов.

№ слайда 14

Описание слайда:

Организационно-методические рекомендации обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения Занятия АФК являются необходимой составной частью превентивных, реабилитационных и лечебных мероприятий для детей с поражением зрения. Представляется очевидным, что значение физкультурных занятий для детей с нарушением зрения даже более важно и необходимо, чем для лиц с нормальным зрением. Офтальмологические рекомендации для детей, имеющих зрительную патологию, должны ориентировать педагогов на допустимость определенных видов нагрузки, а не на какой-либо конкретный вид двигательной деятельности с учетом направленности коррекционно-образовательного процесса. Непременное условие для занятий физической культурой детей с нарушением зрения - это четкое определение противопоказаний, систематический врачебный контроль за состоянием органа зрения.

№ слайда 15

Описание слайда:

1. Любая деятельность, а особенно физическая, может осуществляться лишь под непосредственным контролем и наблюдением со стороны взрослого.2. В спортивном зале и на спортивной площадке должны быть созданы условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей:а) все оборудование: гимнастическая стенка, комплексы, лесенки должны быть надежно закреплены; всевозможное оборудование, пособия, предметы убранства должны устанавливаться и размещаться с учетом их полной безопасности и устойчивости, исключающей возможность падения;б) инвентарь, используемый детьми, необходимо располагать на высоте, не превышающей уровня их груди.3. Помещение, в котором организуется физкультурная деятельность, должно быть чистым, светлым, хорошо проветриваемым. Освещенность должна соответствовать установленным санитарно-гигиеническим нормам.4. Запрещается перенос детьми тяжестей весом более 2-2,5кг. (для ребенка старшего дошкольного возраста).

№ слайда 16

Описание слайда:

1. Оборудование, которым пользуются дети, должно по своим размерам соответствовать их возрастным показателям.2. В пользование детям даются только исправные и безопасные предметы.3. Запрещается использование в работе оборудования и инвентаря, предназначенных для взрослых; нецелесообразно, педагогически неоправданно и опасно применение предметов, выпускаемых промышленностью для игровой деятельности детей.4. Все оборудование и инструменты должны быть аккуратно, удобно и рационально размещены, содержаться в чистом, исправном состоянии. Все колющие, режущие предметы должны храниться в недоступном для детей месте.

№ слайда 17

Описание слайда:

1. Врачебный контроль осуществляется медицинским персоналом детского сада. Основная задача врачебного контроля заключается в содействии укреплению здоровья детей, совершенствованию физического и нервно-психического развития.2. Медицинский контроль включает:а) врачебные обследования, оценку состояния здоровья, физического развития детей в процессе занятий;б) медико-педагогические наблюдения за проведением различных форм физического воспитания, контроль за содержанием, методикой проведения физкультурного занятия, соответствия возрастным возможностям детей;в) санитарный надзор за местами проведения занятий, закаливающих мероприятий, за гигиеническим состоянием оборудования, инвентаря, а также костюма и обуви занимающихся;г) санитарно-просветительную работу среди персонала и родителей дошкольного учреждения.Организация медицинского контроля предусматривает совместную работу медицинской сестры, заведующего, старшего воспитателя.3. Врачебное обследование и оценка состояния здоровья детей осуществляются врачом при ежегодных углубленных медицинских осмотрах. Для более точной оценки необходимо иметь характеристику развития движений каждого ребенка. Оценка состояния здоровья дается на момент обследования.

№ слайда 18

Описание слайда:

ПЕРВАЯ ГРУППА - объединяет здоровых детей, не имеющих отклонений в развитии по всем выбранным для оценки признакам здоровья, не болевших или редко болевших в период наблюдения.ВТОРАЯ ГРУППА - здоровые дети, имеющие биологический или социальный анализ, некоторые функциональные изменения.ТРЕТЬЯ ГРУППА - объединяет больных детей с наличием хронических заболеваний.ЧЕТВЕРТАЯ ГРУППА - дети с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации.ПЯТАЯ ГРУППА - дети, больные тяжелыми хроническими заболеваниями, с тяжелыми врожденными пороками развития.

№ слайда 19

Описание слайда:

Медико-педагогические наблюдения включают оценку соответствия содержания и методики проведения различных форм физического воспитания возрастным и функциональным возможностям детей. Врач, медицинская сестра, заведующий, старший воспитатель осуществляя медико-педагогический контроль, должны предварительно познакомиться с конспектом, составленным воспитателем. Для оценки правильности построения физкультурного занятия следует пользоваться методом индивидуального хронометража. При проведении хронометража определяется также двигательная активность детей, общая и моторная плотность занятия. При определении общей плотности занятия учитывается время, затрачиваемое на выполнение движений, показ и объяснения воспитателя, перестроения, расстановку, уборку спортивного инвентаря, за вычетом времени, затраченного на простои детей, неоправданные ожидания, восстановление нарушенной дисциплины. Общая плотность представляет собой отношение полезного времени к общей продолжительности всего занятия, выраженное в процентах. Общая плотность должна составлять не менее 80-90%. Моторная плотность характеризуется отношением времени, непосредственно затраченного ребенком на выполнение движений, ко времени всего занятия, выраженным в процентах. При достаточной двигательной активности она должна составлять не менее 70-85%. При медико-педагогическом контроле важное место должно быть уделено наблюдениям за осуществлением общего двигательного режима в детском учреждении. Двигательный режим включает всю динамическую деятельность детей, как организованные формы работы, так и самостоятельную двигательную деятельность. Общий двигательный режим должен являться средством укрепления здоровья детей.

№ слайда 20

Описание слайда:

№ слайда 21

Описание слайда:

Организация физического воспитания детей в семье и ДОУ Чрезвычайно важна в воспитании детей роль здорового образа жизни семьи. Элементарные знания о слагаемых здорового образа жизни (рациональное питание, соблюдение режима труда и отдыха, достаточная двигательная активность, использование закаливающих средств, умение правильно, без нервного напряжения организовать своё поведение) доступны уже самым маленьким детям. На конкретных примерах надо убеждать родителей, что любой ребёнок, даже родившийся ослабленным, может и должен стать физически крепким, гармонически развитым, если приложить к этому усилия. Такое построение работы требует от педагогов постоянного самообразования и самосовершенствования.

№ слайда 22

Описание слайда:

Классификация упражнений и игр для коррекции нарушений зрительной функции у детей с косоглазием и амблиопиейЦель: непрерывное слежение глазами за движениями предметов.Забрасывание мяча в кольцо.Метание в цель.«Следи за маятником».«Подбрось кольцо и поймай».Слежение за мигающими лампочками на световом линейном табло (справа – налево; слева – направо; снизу – вверх; сверху – вниз).«Настольный баскетбол».«Настольный теннис».Прокатывание мяча в ограниченном пространстве.Кольцеброс. Цель: расслабить конвергенцию, развивать направление взора ребенка вдаль и вверх (сходящиеся косоглазие).Зажги фонарик.Подбрось вверх воздушный шар.Найди шар (большой, маленький).Подбрось мяч и поймай.Кто дальше бросит предмет.Достань предмет.Чей мяч?

№ слайда 23

Описание слайда:

Цель: усилить аккомодацию, развивать направление взора вблизь и вниз (расходящиеся косоглазие).Построй пирамидку.Мяч об пол.Составь рисунок на полу.Игры «Ближе – дальше».Прокатывание мяча друг другу.Перенеси предмет.Кто больше соберетЦель: закрепить бинокулярное зрение, выработать стереоскопическое видение.Попади в ворота.Сбей кеглю.Набрось кольцо.Надень шарики на стержень.Городки.Игра «Кольцеброс» (напольный, настольный).

Cлайд 1

Cлайд 2

Коррекционные цели и задачи адаптивной физической культуры Цель: направлена на восстановление, замещение и компенсацию нарушенных функций, совершенствование мышечно-суставного чувства, развитие самостоятельного и качественного выполнения двигательных действий, максимальное возможное уменьшение степени ограничений жизнедеятельности, подготовка к социальной интеграции. Задачи: 1). Достижение соответствующего возрасту уровня физической подготовленности, развития физических качеств, ориентировки в пространстве и координации движений и др.; 2). Применение специальных средств и методов, способствующих повышению функциональных возможностей, развивающих зрение и зрительно-двигательную ориентировку; 3). Преодоление недостатков, возникающих на фоне зрительной патологии при овладении движениями; 4). Активизация и упражнение зрительных функций в тесной взаимосвязи с лечебно-восстановительной работой.

Cлайд 3

Особенности физического развития детей, имеющих зрительную патологию Отклонения выражаются в отставании в росте и массе тела, жизненной емкости легких, объеме грудной клетки, в значительном ослаблении мышц, в нарушении осанки, позы, искривлении позвоночника, плоскостопии. Снижается двигательная активность, что отрицательно сказывается на формировании двигательного анализатора. Типичные нарушения движений тесно связаны с особенностями их психического и интеллектуального развития. Такие недостатки ярче всего проявляются в тех двигательных действиях, которые требуют значительного нервного напряжения и умственной работы. Нарушения развития моторики обнаруживаются, прежде всего, при выполнении дифференцированных и точных движений. Зрительные нарушения отрицательно сказываются на развитии быстроты движения. Выраженное отставание отмечается в беге, прыжках с места, координации точности движений, причем на всех этапах развития, что связано с пространственно-ориентировочной недостаточностью. Движения у детей с нарушением зрения замедлены, угловаты, неловки и неритмичны. Мимика и жестикуляция отличаются бедностью, однообразием и невыразительностью. Таблица 3

Cлайд 4

Педагогические особенности физического воспитания детей с нарушением зрения. Физическое воспитание детей с нарушением зрения так же направлено на улучшение деятельности всех органов и систем, укрепление здоровья и формирование двигательных качеств. Достигается это путем организации коррекционно-направленных занятий, предусматривающих развитие пространственно-ориентировочной деятельности, двигательной сферы, способности ощущать и оценивать быстроту движений, их амплитуду, степень напряженности и расслабления мышц, что является основной частью адаптивной физической культуры.

Cлайд 5

Общие реабилитационно-педагогические методы (Беккер К.Л., 1975) Стимуляция – метод систематического применения отличных от нормы форм деятельности для всестороннего развития личности; компенсация – метод формирования заменителей; коррекция – метод устранения нарушений; активизация – метод устранения задержек и приближения отклонений к норме; подкрепление – метод сохранения достигнутого уровня. Методы, применяемые в ДОУ IV вида: подачу материала малыми порциями; максимальную расчлененность и развернутость сложных понятий и действий; постоянную опору на чувственный опыт; руководство действиями учащихся до совместного выполнения их педагогом и воспитанником. В процессе АФК необходим индивидуальный и дифференцированный подход к детям, учитывающий клинические формы и характер нарушений зрения, аномалии развития, тяжесть зрительной патологии, а также систематический контроль за динамикой физического развития и двигательных способностей воспитанников, степенью исправления двигательных нарушений.

Cлайд 6

Обучение и воспитание двигательных качеств базируется на системе методических принципов. Принцип доступности требует соблюдения следующих правил: а) знать возрастные особенности занимающихся детей; б) изучать и учитывать индивидуальные особенности занимающихся детей; в)соблюдать правило: «от простого к сложному, от известного к неизвестному». Принцип наглядности обеспечивается демонстрацией отдельных упражнений при технике отдельных элементов в возможно более совершенном исполнении. Правила: а) определить, какая педагогическая задача должна быть решена средствами наглядности; б) организовать восприятие движений с помощью разных органов чувств; в) применяя средства наглядности, учитывать зрительные возможности детей, их предыдущий двигательный опыт и знание занимающихся физическими упражнениями; г) использовать непосредственную и опосредованную демонстрацию как средство исправления двигательных ошибок у детей. Принцип систематичности. При систематических занятиях дети с нарушением зрения достаточно эффективно осваивают навыки, а также получают оптимальную, функциональную подготовку.

Cлайд 7

Принцип прочности. Правила: а) не переходить к изучению нового упражнения, пока не будут основательно освоено старое; б) включать в занятие ранее изученные упражнения в новых сочетаниях и вариантах; в) повышать интенсивность и длительность выполнения освоенных упражнений; г) систематически вести учет физической подготовленности и оценивать достижения детей, проводить контрольные занятия, соревнования и выступления. Принцип дифференциально-интегральных оптимумов. Применение физических нагрузок различного содержания в профилактических и коррекционных целях должно строиться на основе глубокого знания специалистом функционального состояния зрительного аппарата, нервно-мышечной системы, учитывать клинические формы и характер нарушений зрения, аномалий развития, тяжесть зрительной патологии, а также динамику физического развития и двигательных способностей детей. Знание закономерностей функционирования и развития в условиях двигательной деятельности обеспечит применение оптимальных, локальных и интегральных физических нагрузок.

Cлайд 8

«Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия» (ВОЗ). Для того чтобы снизить заболеваемость в дошкольных учреждениях и сохранить здоровье детей, в качестве первоочередных мер, необходимо: Повысить квалификацию педагогов в вопросах культуры здоровья. Нормализовать учебную нагрузку с учетом физиологических требований СанПина. Активнее вовлекать родителей и общественность в дело повышения здоровья воспитанников. Повысить двигательную активность детей на занятиях по физическому воспитанию и в самостоятельной деятельности. На всех занятиях проводить физкультминутки, в которые вводить элементы лечебной физкультуры. Необходимо вести систематическую работу по профилактике близорукости. Обучать детей, педагогов, родителей здоровому образу жизни. Активизировать работу психолога детского сада. Задача специалистов ДОУ - сформировать культуру здорового образа жизни и гармонично развитого человека у детей.

Cлайд 9

При офтальмологическом обследовании воспитанников с целью определения группы физической подготовки: Остроту зрения монокулярно и бинокулярно без коррекции и с оптимальной коррекцией. Рефракцию (в пограничных случаях в условиях атропиновой циклоплегии). Состояние бинокулярного зрения с помощью цвето-теста. Состояние защитного аппарата, сред и глазного дна. При показаниях проводят дополнительные исследования: поле зрения, биомикроскопию, ультразвуковую биометрию, КЧСМ, тонометрию.

Cлайд 10

Использование оптической коррекции на занятиях АФК При оценке пригодности ребенка к занятиям физической культурой ключевым вопросом является возможность пользования оптической коррекцией. В большинстве случаев АФК могут допускаться очки (желательно с пластмассовыми линзами, гибкими проволочными заушниками и резинкой, охватывающей затылок) или контактные линзы. Чаще всего дети с близорукостью выключаются из общей физической подготовки, что недопустимо, так как именно АФК является одним из мощных факторов профилактики близорукости, ее прогрессирования и осложнений. При близорукости основным фактором, определяющим решением не допуска к занятиям является наличие осложнений: кровоизлияний в глазу, центральной или периферической витреохориоретинальной дистрофии, отслойки сетчатки и др. При обострениях воспалительных заболеваний, прогрессирующем снижении зрительных функций необходимо постараться выяснить, связано ли ухудшение с занятиями физической культурой и при наличии малейшего подозрения на такое влияние, занятия следует отменить.

Cлайд 11

Тест по ЗДПО с «гусеницей-пирамидкой». Дополнительно в ДОУ IV вида тифлопедагогами проводится тест по ЗДПО два раза в год (сентябрь, май), позволяющий объединить большое количество оценочных методик по развитию зрительно-двигательных функций и ориентировке в пространстве. ЗДПО – это такая ориентировка, в которой функции зрения играют существенную роль в координированном движении, а значит, при ее проведении можно ясно увидеть и достоверно констатировать трудности действий ребенка в трехмерном пространстве. Это возможно, если соединить воедино движение в пространстве и развитие зрительного анализатора. по ЗДПО с «гусеницей-пирамидкой».

Cлайд 12

Протокол результатов по ЗДПО с «гусеницей-пирамидкой». ГОУ № 724 Группа № 4 (младшая) Возраст детей 3 – 4 года Дата проведения ___________г.

Cлайд 13

Адаптивная физическая культура как средство реабилитации детей с нарушением зрения. «... зрячий избалован зрением в деле познания формы, величины, положения и передвижения окружающих его предметов, поэтому он не развивает дра гоценной способности руки давать ему те же самые показания, а слепой к этому вынужден», - писал великий физиолог И.М. Сеченов.

Cлайд 14

Организационно-методические рекомендации обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения Занятия АФК являются необходимой составной частью превентивных, реабилитационных и лечебных мероприятий для детей с поражением зрения. Представляется очевидным, что значение физкультурных занятий для детей с нарушением зрения даже более важно и необходимо, чем для лиц с нормальным зрением. Офтальмологические рекомендации для детей, имеющих зрительную патологию, должны ориентировать педагогов на допустимость определенных видов нагрузки, а не на какой-либо конкретный вид двигательной деятельности с учетом направленности коррекционно-образовательного процесса. Непременное условие для занятий физической культурой детей с нарушением зрения - это четкое определение противопоказаний, систематический врачебный контроль за состоянием органа зрения.

Cлайд 15

Техника безопасности на занятиях физической культурой в ДОУ и организации медицинского контроля 1. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ 1. Любая деятельность, а особенно физическая, может осуществляться лишь под непосредственным контролем и наблюдением со стороны взрослого. 2. В спортивном зале и на спортивной площадке должны быть созданы условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей: а) все оборудование: гимнастическая стенка, комплексы, лесенки должны быть надежно закреплены; всевозможное оборудование, пособия, предметы убранства должны устанавливаться и размещаться с учетом их полной безопасности и устойчивости, исключающей возможность падения; б) инвентарь, используемый детьми, необходимо располагать на высоте, не превышающей уровня их груди. 3. Помещение, в котором организуется физкультурная деятельность, должно быть чистым, светлым, хорошо проветриваемым. Освещенность должна соответствовать установленным санитарно-гигиеническим нормам. 4. Запрещается перенос детьми тяжестей весом более 2-2,5кг. (для ребенка старшего дошкольного возраста). .

Cлайд 16

2. ТРЕБОВАНИЯ К ОБОРУДОВАНИЮ И МАТЕРИАЛАМ 1. Оборудование, которым пользуются дети, должно по своим размерам соответствовать их возрастным показателям. 2. В пользование детям даются только исправные и безопасные предметы. 3. Запрещается использование в работе оборудования и инвентаря, предназначенных для взрослых; нецелесообразно, педагогически неоправданно и опасно применение предметов, выпускаемых промышленностью для игровой деятельности детей. 4. Все оборудование и инструменты должны быть аккуратно, удобно и рационально размещены, содержаться в чистом, исправном состоянии. Все колющие, режущие предметы должны храниться в недоступном для детей месте.

Cлайд 17

3. ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ФИЗИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ В ДЕТСКОМ САДУ 1. Врачебный контроль осуществляется медицинским персоналом детского сада. Основная задача врачебного контроля заключается в содействии укреплению здоровья детей, совершенствованию физического и нервно-психического развития. 2. Медицинский контроль включает: а) врачебные обследования, оценку состояния здоровья, физического развития детей в процессе занятий; б) медико-педагогические наблюдения за проведением различных форм физического воспитания, контроль за содержанием, методикой проведения физкультурного занятия, соответствия возрастным возможностям детей; в) санитарный надзор за местами проведения занятий, закаливающих мероприятий, за гигиеническим состоянием оборудования, инвентаря, а также костюма и обуви занимающихся; г) санитарно-просветительную работу среди персонала и родителей дошкольного учреждения. Организация медицинского контроля предусматривает совместную работу медицинской сестры, заведующего, старшего воспитателя. 3. Врачебное обследование и оценка состояния здоровья детей осуществляются врачом при ежегодных углубленных медицинских осмотрах. Для более точной оценки необходимо иметь характеристику развития движений каждого ребенка. Оценка состояния здоровья дается на момент обследования.

Cлайд 18

Группы здоровья ПЕРВАЯ ГРУППА - объединяет здоровых детей, не имеющих отклонений в развитии по всем выбранным для оценки признакам здоровья, не болевших или редко болевших в период наблюдения. ВТОРАЯ ГРУППА - здоровые дети, имеющие биологический или социальный анализ, некоторые функциональные изменения. ТРЕТЬЯ ГРУППА - объединяет больных детей с наличием хронических заболеваний. ЧЕТВЕРТАЯ ГРУППА - дети с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации. ПЯТАЯ ГРУППА - дети, больные тяжелыми хроническими заболеваниями, с тяжелыми врожденными пороками развития.

Cлайд 19

Медико-педагогические наблюдения включают оценку соответствия содержания и методики проведения различных форм физического воспитания возрастным и функциональным возможностям детей. Врач, медицинская сестра, заведующий, старший воспитатель осуществляя медико-педагогический контроль, должны предварительно познакомиться с конспектом, составленным воспитателем. Для оценки правильности построения физкультурного занятия следует пользоваться методом индивидуального хронометража. При проведении хронометража определяется также двигательная активность детей, общая и моторная плотность занятия. При определении общей плотности занятия учитывается время, затрачиваемое на выполнение движений, показ и объяснения воспитателя, перестроения, расстановку, уборку спортивного инвентаря, за вычетом времени, затраченного на простои детей, неоправданные ожидания, восстановление нарушенной дисциплины. Общая плотность представляет собой отношение полезного времени к общей продолжительности всего занятия, выраженное в процентах. Общая плотность должна составлять не менее 80-90%. Моторная плотность характеризуется отношением времени, непосредственно затраченного ребенком на выполнение движений, ко времени всего занятия, выраженным в процентах. При достаточной двигательной активности она должна составлять не менее 70-85%. При медико-педагогическом контроле важное место должно быть уделено наблюдениям за осуществлением общего двигательного режима в детском учреждении. Двигательный режим включает всю динамическую деятельность детей, как организованные формы работы, так и самостоятельную двигательную деятельность. Общий двигательный режим должен являться средством укрепления здоровья детей.

Cлайд 20

Двигательный режим ГОУ д/с № 724 компенсирующего вида для всех возрастных групп № Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня II-я младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа 1 Самостоятельная двигательная деятельность в помещении д/с и на прогулке (утро/вечер). Ежедневно Характер и продолжительность зависят от индивидуальных данных и потребностей детей. 2 Утренняя гимнастика. 6 мин. 8 мин. 10 мин. 12 мин. 3 Коррекционная глазная гимнастика (2 раза в день). 1 мин. 1,5 мин. 3 мин. 3 мин. 4 Физкультурные занятия (3 раза в неделю: 2 занятия в физкультурном зале и 1 занятие на улице). 15 мин. 20 мин. 25 мин. 30 мин. 5 Музыкальные занятия (2 занятия в неделю в музы-кальном зале). 15 мин. 20 мин. 25 мин. 30 мин. 6 Двигательная разминка (до 10 мин.). Физкультминутка. 1 мин. 2 мин. 3 мин. 3 мин. 7 Упражнения для глаз на снятие зрительного утомления. 1 мин. 2 мин. 3 мин. 3 мин. 8 Подвижные игры и физические упражнения на прогулке. Игры и упражнения на развитие ЗДПО. 6мин. 8 мин. 10 мин. 12 мин. 9 Физические упражнения после дневного сна. 6 мин. 8 мин. 10 мин. 12 мин. 10 Корригирующая гимнастика на развитие м/м рук и проф.плоскостопия (2 р/день). 1,5 мин. 3 мин. 5 мин. 7 мин. Двигательная активность детей за неделю в организационных формах деятельности: 4ч. 6ч. 25 мин. 8ч. 10 мин. 9ч. 50 мин.

Cлайд 21

Организация физического воспитания детей в семье и ДОУ Чрезвычайно важна в воспитании детей роль здорового образа жизни семьи. Элементарные знания о слагаемых здорового образа жизни (рациональное питание, соблюдение режима труда и отдыха, достаточная двигательная активность, использование закаливающих средств, умение правильно, без нервного напряжения организовать своё поведение) доступны уже самым маленьким детям. На конкретных примерах надо убеждать родителей, что любой ребёнок, даже родившийся ослабленным, может и должен стать физически крепким, гармонически развитым, если приложить к этому усилия. Такое построение работы требует от педагогов постоянного самообразования и самосовершенствования.

Cлайд 22

Классификация упражнений и игр для коррекции нарушений зрительной функции у детей с косоглазием и амблиопией Цель: непрерывное слежение глазами за движениями предметов. Забрасывание мяча в кольцо. Метание в цель. «Следи за маятником». «Подбрось кольцо и поймай». Слежение за мигающими лампочками на световом линейном табло (справа – налево; слева – направо; снизу – вверх; сверху – вниз). «Настольный баскетбол». «Настольный теннис». Прокатывание мяча в ограниченном пространстве. Кольцеброс. Цель: расслабить конвергенцию, развивать направление взора ребенка вдаль и вверх (сходящиеся косоглазие). Зажги фонарик. Подбрось вверх воздушный шар. Найди шар (большой, маленький). Подбрось мяч и поймай. Кто дальше бросит предмет. Достань предмет. Чей мяч?

Cлайд 23

Цель: усилить аккомодацию, развивать направление взора вблизь и вниз (расходящиеся косоглазие). Построй пирамидку. Мяч об пол. Составь рисунок на полу. Игры «Ближе – дальше». Прокатывание мяча друг другу. Перенеси предмет. Кто больше соберет Цель: закрепить бинокулярное зрение, выработать стереоскопическое видение. Попади в ворота. Сбей кеглю. Набрось кольцо. Надень шарики на стержень. Городки. Игра «Кольцеброс» (напольный, настольный).

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Адаптивная физическая культура – новое направление в системе реабилитации лиц, имеющих ОВЗ Работу выполнил учитель физической культуры МАОУ СОШ № 27 г. Балаково Саратовской области Мясников Андрей Юрьевич 2016 г.

Понятие «ОВЗ» ОВЗ – ограниченные возможности здоровья. Лица с ОВЗ – это люди, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, то есть глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие.

Адаптивная физическая культура - это часть общей культуры, подсистема физической культуры, одна из сфер социальной деятельности, направленная на удовлетворение потребности лиц с ограниченными возможностями в двигательной активности, восстановлении, укреплении и поддержании здоровья, личностного развития, самореализации физических и духовных сил в целях улучшения качества жизни, социализации интеграции в обществе.

АФК как средство комплексной реабилитации Адаптивная физическая культура (АФК) – это вид физической культуры человека с отклонениями в состоянии здоровья (инвалида) и общества. Это деятельность и результаты по созданию готовности человека к жизни; оптимизации его состояния и развития; процесс и результат человеческой деятельности

Адаптивная - это название подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные функциональные сдвиги в организме, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма. Основным направлением адаптивной физической культуры является формирование двигательной активности. Впервые в Санкт-Петербургской Академии физической культуры им. П. Ф. Лесгафта открылся факультет адаптивной физической культуры, задачей которого является подготовка высококвалифицированных специалистом для работы в сфере физической культуры

Актуальность работы Д ля детей-инвалидов с умственной отсталостью из-за необратимого поражения ЦНС физическое и психическое развитие протекает на дефектной основе, при этом недоразвитыми оказываются костная, мышечная, эндокринная, сенсорные системы, высшие психические функции: речь, мышление, внимание, память, эмоции и личность в целом.

Цель: рассмотреть адаптивную физическую культуру как новое направление в системе реабилитации лиц, имеющих ОВЗ.

У человека с отклонениями в физическом или психическом здоровье адаптивная физкультура формирует: осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами среднестатистического здорового человека; способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни; способность к преодолению необходимых для полноценного функционирования в обществе физических нагрузок; потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни; осознание необходимости своего личного вклада в жизнь общества; желание улучшать свои личностные качества; стремление к повышению умственной и физической работоспособности. Задачи АФК:

заключается в содействии формированию у учащихся знаний, умений и навыков по адаптивной физической культуре. Так, в процессе занятий необходимо информировать занимающихся о том, какое значение имеет систематическое выполнение физических упражнений в жизни человека (оздоровительное и прикладное), какие бывают виды упражнений, о технике их выполнения, о нормативах, о гигиенических особенностях выполнения некоторых из них и многое другое. Основные функции учителя адаптивной физической культуры заключается в том, что наряду с познавательными способностями у занимающихся тем или иным видом, необходимо развивать интеллектуальные способности, способствующие быстроте и точности ориентации в получаемой информации связана с организацией: уроков АФК; физкультминуток (физкультпауз) и семинаров по их проведению с учителями начальной школы и учителями-предметниками; подвижных игр на динамических переменах; спортивных часов в группах продленного дня; спортивно-физкультурных праздников школы; прогулок и туристских походов направлена на воспитание личностных качеств учащихся Это чувства коллективизма, трудолюбия, смелости, целеустремленности, ответственности, дисциплинированности и др. Воспитанию их способствует само содержание занятий по АФК и педагогическое мастерство учителя АФК: владение методами убеждения, умения использовать воспитательную силу личного примера, а также использовать метод практического приучения, который обеспечивает выработку конкретных навыков поведения, положительных привычек в общении с окружающими Образовательная Развивающая Организаторская Воспитательная

Основные педагогические принципы работы с детьми, имеющими нарушения в раз витии Единство диагностики и коррекции. Принцип дифференциации (объединение детей в относительно однородные группы) и индивидуализации (учет особенностей, присущих одному человек) Принцип учета возрастных особенностей Принцип адекватности педагогических воздействий (решение коррекционно-развивающих, лечебно-восстановительных задач, подбор средств, методов, методических приемов) Принцип оптимальности педагогических воздействий (разумно сбалансированная величина психофизической нагрузки) Принцип вариативности (бесконечное многообразие не только физических упражнений, но и условий их выполнения, способов регулирования эмоционального состояния) Принцип приоритетной роли микросоциума состоит в единстве коррекционной работы с ребенком и его окружением, прежде всего с родителями

МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОРГАНИЗАЦИЕЙ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ Методические рекомендации Методические рекомендации рекомендованы экспертным советом Министерства образования и науки Российской Федерации по совершенствованию системы физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации для использования в образовательном процессе общеобразовательных учреждений (2012 г) Для занятий физической культурой обучающиеся распределяются на 4 медицинские группы К основной медицинской группе для занятий физической культурой относят обучающихся без отклонений или с незначительными отклонениями в состоянии здоровья К подготовительной медицинской группе для занятий физической культурой относят обучающихся: с незначительными отклонениями в состоянии здоровья, часто болеющих, после перенесенных заболеваний и травм К специальной медицинской группе «А» (оздоровительной) и группе «Б» (реабилитационной) для занятий физической культурой относят обучающихся с выраженными отклонениями в состоянии здоровья.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОРГАНИЗАЦИЕЙ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ Занятия физической культурой обучающихся основной медицинской группы проводятся в соответствии с учебными программами физического воспитания в полном объеме; разрешено посещение спортивных секций, кружков, участие в соревнованиях, подготовка и сдача нормативов ФП соответственно возрасту, сдача практической части экзамена по предмету «Физическая культура». Занятия физической культурой обучающихся подготовительной медицинской группы проводятся в соответствии с учебными программами физического воспитания при условии более постепенного освоения комплекса двигательных умений и навыков, особенно связанных с предъявлением к организму повышенных требований. При отсутствии противопоказаний с разрешения врача может проводится подготовка и сдача нормативов ФП соответственно возрасту, посещение спортивных секций со значительным снижением интенсивности и объема физических нагрузок. Занятия физической культурой обучающихся специальной медицинской группы «А» проводятся в соответствии с программами физического воспитания обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья. Занятия физической культурой обучающихся специальной медицинской группы «Б» проводятся в медицинском учреждении (детская поликлиника, врачебно-физкультурный диспансер и др.).

Особенности психофизического развития детей с ОВЗ В основе оценки физического развития лежат: параметры роста, массы тела, пропорции развития отдельных частей тела, а также степень развития функциональных способностей его организма (жизненная емкость легких, мышечная сила кистей рук; развитие мускулатуры и мышечный тонус, состояние осанки, опорно-двигательного аппарата, развитие подкожного жирового слоя), которые зависят от дифференцировки и зрелости клеточных элементов органов и тканей, функциональных способностей нервной системы и эндокринного аппарата.

Общие принципы и правила коррекционной работы: Индивидуальный подход к каждому ученику. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

Коррекционно-развивающая направленность в АФК коррекция основных движений в ходьбе, беге, плавании, метании, прыжках, передвижении на лыжах, упражнениях с предметами и др.; коррекция и развитие физической подготовленности; коррекция и развитие координационных способностей; коррекция и профилактика соматических нарушений; профилактика, коррекция и развитие психических и сенсорно-перцептивных способностей; развитие познавательной деятельности; формирование личности ребенка.

Методы и формы проведения АФК метод формирования занятий; метод обучения двигательной деятельности; метод развития физических способностей; метод воспитания личности; метод организации взаимодействия педагога и занимающегося; метод регулирования психического состояния детей.

К реабилитационно-педагогическим относятся: компенсация - метод формирования заменителей, коррекция - метод устранения нарушений, подкрепление - метод сохранения достигнутого уровня.

Основные функции учителя адаптивной физической культуры: необходимо развивать интеллектуальные способности, способствующие быстроте и точности ориентации в получаемой информации; связана с организацией уроков АФК; направлена на воспитание личностных качеств учащихся.

Вывод Наряду со специальными упражнениями необходим общий двигательный режим. На всех занятиях у детей развивается ощущение позы и направления движения, положения частей тела. При занятиях нужно хорошо использовать звуковые и речевые сопровождения. Важное значение имеют слова, фразы, которые нормализуют психологическую деятельность ребенка, улучшают понимание речи, обогащают его словарь. Важно помнить, что ребенок с умственной отсталостью обычно слабо представляет схему своего тела и схему целостного движения, поэтому нужно фиксировать его внимание на той части тела, которая в данный момент в работе, в движении.

Библиотека международной спортивной информации

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Бегидова Т.П. Основы адаптационной физической культуры: Учебное пособие. - М.: Физическая культура и спорт,2007. 2. Медико-социальные основы независимой жизни инвалидов: Учебное пособие / В.С. Ткаченко. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2010. 3. Основы адаптивной физической культуры: Учебн. Пособие. - М.: Физкультура и спорт, 2007. 4. Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник. В 2 т. Т.1. Введение в специальность. История и общая характеристика адаптивной физической культуры / Под общей ред. проф. С.П. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2003. 5. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. В 2т. Т.2: Содержание и методики адаптивной физической культуры и характеристика её основных видов / Под общей ред. проф. С.П. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2005.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

Подобные документы

    Адаптивная физическая культура как интегративная наука. Основные опорные концепции теории адаптивной физической культуры, ее цели и основные компоненты. Внедрение аксиологической личностно-ориентированной концепции отношения общества к инвалидам.

    контрольная работа , добавлен 16.06.2011

    Исследование отношения инвалидов к физической культуре. Анализ опыта работы Общественной организации Всероссийского общества инвалидов Еврейской Автономной Области г. Биробиджана по реабилитации инвалидов средствами адаптивной физической культуры.

    дипломная работа , добавлен 18.01.2011

    Сущность и содержание адаптивного физического воспитания. Принципы совершенствования и развития адаптивной физической культуры и спорта среди лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Современные проблемы и перспективы ее развития.

    реферат , добавлен 22.09.2015

    Адаптивная физическая культура для инвалидов как один из видов социальной реабилитации. Физическая активность среди инвалидов: теория, реальность и перспективы. Становление, развитие и проблемы паралимпийского спорта в России-Паралимпийское движение.

    реферат , добавлен 27.10.2007

    Влияние двигательной активности на здоровье и физическое развитие детей. Характеристика двигательной активности детей старшего дошкольного возраста. Роль физкультурного уголка в повышении двигательной активности детей. Требования к физкультурному уголку.

    реферат , добавлен 08.05.2009

    Основное направление интеграции научных знаний в сфере спорта и физической культуры. Процесс обучения двигательным действиям и развития физических качеств. Оценка оздоровительного эффекта двигательной активности человека. Значение авторских программ.

    реферат , добавлен 14.05.2014

    Предрасположенность к разным видам двигательной активности в связи с особенностями телосложения и типами темперамента. Виды утомления, его проявление при двигательной активности. Методика дозирования физических упражнений и развития силовых возможностей.