Меню Рубрики

Личные качества работника перечень. Какие личные качества указать в резюме: примеры и рекомендации

Дисциплинированность, аккуратность, выполнение в срок заданий;

Готовность к дополнительной работе;

Умение преодолевать трудности;

Инициативность;

Способность принимать решения;

Рационально использовать свое время;

Отношение к обучению и самообучению;

Общительность, коммуникабельность;

Потенциал профессионального и служебного роста;

Организаторские способности.

;3 Профессионализм (способность и склонность человека к эффективному выполнению определенной деятельности):

Уровень интеллектуального развития;

Способность к анализу и обобщениям;

Логика, четкость мышления;

Стремление к поиску;

Обладание теоретическими и специальными знаниями, навыками, умениями.

4 Моральные качества:

Трудолюбие;

Принципиальность;

Честность;

Ответственность, добросовестность;

Обязательность;

Самокритичность;

Мотивы побуждения к труду.

5 Потенциал( характеризует возможности осуществления тех или иных видов деятельности), способности и личностные качества, необходимые для выполнения служебных обязанностей:

Самостоятельность, решительность;

Самоконтроль, самообладание;

Быстрота реакции;

Эмоциональная и нервно-психическая устойчивость.

У руководителей факторами оценки дополнительно являются способности:

Планировать деятельность;

Организовывать работу подчиненных;

Управлять в критических ситуациях;

Работать с документами (разрабатывать, согласовывать проекты решений, контролировать их выполнение);

Делегировать полномочия (обеспечивать подчиненных четкими указаниями, рационально распределять обязанности, определять и контролировать сроки исполнения, оказывать необходимую помощь);

Развивать подчиненных (помогать в адаптации, освоении новой работы, организовывать обучение и повышение квалификации);

Взаимодействовать с другими подразделениями (координировать деятельность, вести переговоры, налаживать хорошие отношения);

Поддерживать моральные устои;

Осуществлять инновации (искать новые подходы к решению проблем, проявлять творческое отношение к работе, преодолевать сопротивление).

Аттестационная оценка персонала – мероприятия, в рамках которых оценивается сам работник, его труд и результат деятельности. Аттестационная оценка персонала является основой множества управленческих действий: внутренних перемещений, увольнений, зачисления в резерв на более высокую должность, материального и морального поощрения, переподготовки и повышения квалификации, совершенствования организации, приемов и методов управленческого труда. Подготовка к проведению аттестации включает следующие мероприятия:

Составление необходимых документов на аттестуемых;

Разработка графиков проведения аттестации;

Определение состава аттестационных комиссий;

Организация разъяснительной работы о целях и порядке проведения аттестации.

Конкретные сроки, а также график проведения аттестации и состав аттестационных комиссий утверждаются руководителем организации и доводятся до сведения аттестуемых работников. В очередную аттестацию не включаются лица, проработавшие в организации менее года, молодые специалисты, беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до

Вопросы для обсуждения

1 Дайте характеристику методов оценки персонала.

2 По каким критериям оценивается труд претендента?

3 Охарактеризуйте личные средства оценки персонала.

4 В чем суть экспертной оценки персонала?

5 Какие основные задачи решаются при проведении оценки эффективности трудовой деятельности?

6 Какие показатели характеризуют деятельность работников в отношении повышения квалификации?

7 Как оценка персонала может повлиять на эффективность производства?

8 Какова значимость оценки различных категорий работников?

      Развитие персонала

Научно-технический прогресс, охвативший все сферы общественного производства, постоянно требует повышения профессионализма и систематического изменения содержания и технологии труда. Смена целей общественного развития и способов их достижения, функционирование в рыночных условиях диктуют необходимость переобучения кадров в плане освоения рыночных механизмов, адаптации к новым социальным условиям, переквалификации в связи со структурными изменениями развития производства и внедрением современных технологий и приемов труда. От кадров потребовались высокий профессионализм и одновременно способность к быстрой адаптации к постоянным изменениям и колебаниям во внутренней структуре организации и во внешней среде. Однако подготовка новых кадров не осуществляется в короткий период, а одномоментное освобождение от работников, имеющих большой трудовой стаж, может перерасти в крупную социальную проблему. Поэтому перед каждой организацией стоит задача обучения своего персонала наряду с подбором новых сотрудников и их профессиональной адаптацией. Послевузовское профессиональное образование осуществляется через аспирантуру, докторантуру, организуемые при учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях, получивших на это права. Постоянное повышение образовательного стандарта, сложность и ответственность работы персонала, изменение условий и технологий труда требуют непрерывного дополнительного образования. Оно осуществляется на основании лицензии на дополнительные образовательные программы учреждениями повышения квалификации, курсами, центрами профессиональной ориентации.

Развитие персонала представляет собой совокупность организационно-экономических мероприятий в области обучения, повышения квалификации и профессионального мастерства персонала, стимулирования творчества. Возможность развития должна представляться всем, ибо в результате не только совершенствуется сам человек, но и повышается конкурентоспособность организации, где он трудится.

Потребность в профессиональном развитии обусловлена необходимостью приспособиться к изменениям внешней среды, новым образцам техники и технологии, стратегии и структуре организации.

Обучение – метод подготовки персонала, направленный на повышение эффективности работы организации. Оно позволяет:

Повысить эффективность и качество работы;

Сократить потребность в контроле;

Быстрее решить проблему дефицита кадров;

Сократить текучесть и затраты, вызванные ею.

Конкретные цели обучения персонала:

Повышение общего уровня квалификации;

Получение новых знаний и навыков, если меняется или усложняется характер работ, открываются новые направления деятельности;

Подготовка к занятию новой должности;

Ускорение процесса адаптации;

Улучшение морально-психологического климата.

Первым шагом в организации обучения является анализ работы (перечень специальных знаний и умений, требуемых для ее выполнения).

Второй шаг. Сравнение должностной спецификации с уровнем подготовки работника, что позволяет выявить имеющиеся у него проблемы

(отсутствие навыков, опыта, незнание методов и проч.) и сформулировать цели обучения.

Третий шаг – определение того, насколько процесс обучения может решить эти проблемы, где и в какой форме оно должно осуществляться – на рабочем месте без отрыва от производства, в организации; с отрывом от производства (разного рода центры, школы, другие организации).

Действующее трудовое законодательство предполагает следующие формы обучения работников предприятий: профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации, обучение вторым профессиям.

Подготовка новых работников первоначальное профессиональное и экономическое обучение лиц, принятых на предприятие и ранее не имевших профессии, приобретение ими знаний, умений и навыков, необходимых для занятия должности.

Переподготовка (переобучение) организуется для освоения новых профессий высвобождаемыми работниками, которые не могут быть использованы по имеющимся у них специальностям, а также лицами, выражающими желание сменить профессию с учетом потребности производства.

Повышение квалификации – обучение после получения основного образования, направленное на последовательное поддержание и совершенствование профессиональных и экономических знаний, навыков, рост мастерства по имеющейся профессии.

Инструктаж представляет собой разъяснение и демонстрацию приемов работы непосредственно на рабочем месте и может проводиться как сотрудником, давно выполняющим данные функции, так и специально подготовленным инструктором.

Труд – это использование умственных и физических способностей людей, их навыка и опыта в форме товара и услуг, необходимых для производства экономических и социальных благ. Стимулирование труда является центральным звеном системы управления. Одним из важнейших его направлений остается регулирование заработной платы. Заработная плата – это плата за труд, или цена труда. Она должна отражать его объем, качество, физические и морально-психологические, интеллектуальные затраты, сложность процесса, степень риска и т.п. Заработная плата в любой общественно-политической и социально-экономической системе регулируется государством. Формы оплаты труда - сдельная и повременная. Для оптимизации управления персоналом, если позволяют условия, выбираются поощрительные виды оплаты труда. Материальное стимулирование персонала должно отвечать определенным требованиям. К ним относятся:

Простота и понятность системы стимулирования для каждого сотрудника;

Оперативность поощрения положительных результатов;

Формирование у сотрудников ощущения справедливой системы стимулирования;

Повышение интереса к общим результатам деятельности подразделения, организации;

Стремление улучшить индивидуальные результаты деятельности.

Вопросы для обсуждения

1 Аттестация персонала.

2 Этапы процесса аттестации.

3 Объясните, что понимается под развитием кадров.

4Перечислите основные направления профессионального обучения и повышения квалификации кадров.

    Руководитель в системе управления персоналом

Стиль управления общественным производством - совокупность методов и приемов, позволяющих оказывать целенаправленное воздействие на трудовую деятельность людей.

Для определения стиля обычно используются следующие параметры взаимодействия руководителя с подчиненными: приемы принятия решений, способ доведения решений до исполнителей, распределение ответственности, отношение к инициативе, подбору кадров, собственным знаниям, стиль общения, характер отношений с подчиненными, отношение к дисциплине, моральному воздействию на подчиненных.

Стиль, который использует руководитель, определяется двумя факторами: приемами , которыми он побуждает сотрудников к выполнению возложенных на них обязанностей, иметодами , которыми контролирует результаты деятельности своих подчиненных.

Авторитарный стиль руководства основывается на абсолютной воле руководителя в пределах учреждения, представлении о его непогрешимости и рассмотрении коллектива как исполнителя приказов. Руководитель, придерживающийся авторитарного стиля, единолично принимает решения, распоряжается, приказывает их выполнять, принимает на себя основную ответственность, подавляет инициативу, подбирает работников, которые не могут стать его соперниками, держит дистанцию с подчиненными, прибегает к наказаниям как мощному методу стимулирования труда.

Демократический стиль (от греч.demos– народ иkratos- власть) основан на активном участии всего коллектива в решении управленческих проблем, соблюдении прав и свобод участников трудового процесса, развитии их творческого потенциала и инициативы при ведущей роли руководителя в принятии решений и обеспечении их выполнения. Руководитель демократического стиля в своей деятельности всегда опирается на общественные организации и руководителей среднего звена, поощряет инициативу снизу, подчеркивает свое уважение к подчиненным и дает указания не в форме предписаний, а в виде предложений, советов или даже просьб. Прислушивается к мнению подчиненных и учитывает его. Контроль за деятельностью своих сотрудников осуществляется им не единолично, а с привлечением других членов коллектива. Руководитель демократического стиля управляет людьми без грубого нажима, поощряет творческую активность подчиненных, способствует созданию в коллективе атмосферы взаимного уважения и сотрудничества.

Либеральный стиль (от лат.Liberalis- свободный) основан на предоставлении коллективу максимальной свободы деятельности, регламентируемой только конечной целью, без активного вмешательства в методы ее достижения. Руководитель, придерживающийся этого стиля, принимает решения по указанию вышестоящих работников или на основании решения коллектива. Он снимает с себя ответственность за ход работ и передает инициативу в руки подчиненных. Во взаимоотношениях с подчиненными руководитель-либерал вежлив и доброжелателен, относится к ним уважительно, старается помочь в разрешении их просьб. Но неспособность такого руководителя направлять действия сотрудников может привести к тому, что свобода будет принята ими за вседозволенность.

В реальной жизни ни один стиль руководства не встречается в чистом виде. В поведении почти каждого руководителя наблюдаются черты, присущие различным стилям при доминирующей роли какого-либо одного из них. Успешность выбора стиля управления в решающей мере определяется тем, в какой степени руководитель учитывает при этом способности подчиненных и их готовность к исполнению его решений, традиции коллектива, а также свои собственные возможности, обусловленные уровнем образования, стажем работы и психологическими качествами. Стиль работы, выбираемый руководителем, зависит не только от него самого, но и в немалой степени от подготовки и поведения подчиненных.

В коллективе, управляемом в демократическом стиле, организация и показатели деятельности стабильны вне зависимости от того, на посту руководитель или в командировке, отпуске и т. п. Приавторитарном же стиле работы отсутствие руководителя приводит к существенному ухудшению деятельности, которая вновь активизируется с его возвращением. В присутствии руководителя-либерала работники обычно склонны проявлять меньшую активность, нежели когда он находится вне коллектива. Необходимо также отметить, что стиль руководства не является раз и навсегда заданным, он может и должен меняться в зависимости от условий. Нужно учитывать состав коллектива, уровень знаний и навыков его членов, временные рамки работы, насущность задач, степень своей ответственности в зависимости от потребностей, которые диктуются сложившимися условиями. Важным условием, определяющим эффективность управления, являетсяавторитет самой личности руководителя . Если он высок, то допустимы как демократические, так и авторитарные методы управления. Но большой авторитет может принести не только пользу, но и вред. С одной стороны, руководитель позволяет легко добиваться исполнения своих указаний и подчинять себе людей, а с другой - способствует подавлению самостоятельности и инициативы, творческого мышления подчиненных. Современному руководителю необходимо осознавать требования времени и проявлять гибкость, а в случае изменения внешних условий и появления новых потребностей – изменять устаревшие стили и методы руководства.

Особый такт приходится проявлять при необходимости показать недостатки работы людей, старших по возрасту, занимающих в свое время посты и имеющих высокий статус.

Любой руководитель имеет часы приема сотрудников по личным вопросам, в решении которых принимает активное участие. Сотрудник должен быть уверен, что организация поддержит его в трудной ситуации, и это не будет сделано в форме подачки, а как признание заслуг и уважение к его личности.

Вопросы для обсуждения

1 Характер и содержание управленческого труда.

2 Психологические проблемы руководства.

3 Ограничения, препятствующие эффективной работе коллектива.

4 Биографические характеристики руководителя.

5 Способности.

6 Черты личности.

7 Факторы успешной деятельности руководителя.

8 Охарактеризуйте стили руководства.

    Мотивация трудовой деятельности

Отношение к труду – степень использования возможностей человека, то, как человек использует свои возможности для высокоэффективной деятельности.

Таким образом, мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности.

Потребность – первоисточник – нужда в том, что необходимо для нормального существования: еда, жилье, продолжение рода.

Потребности: духовные, интеллектуальные, культурные и социальные.

Интерес – осознанная потребность к благам, объектам, видам деятельности. Именно интерес побуждает человека к определенным социальным действиям.

Мотив – осознанное отношение к своей деятельности.

Ценностные ориентации – это более строгое понятие, характеризующее устойчивое отношение к идеалам (высшей цели).

Стимулы – оказание внешнего воздействия на человека с целью побудить его к определенным трудовым действиям (определенному трудовому поведению).

На стимулы влияет большая группа объективных и субъективных факторов, формирующих отношение человека к труду.

Объективные факторы – социально-политическая обстановка, экономическое соответствие регионов, условий труда на предприятии, уровень организации и культуры на предприятии, демографическая структура коллектива, морально-психологический климат.

В настоящее время оценкой персонала занимается либо кадровое агентство, или служба управления персоналом. Причем для каждой из них мотивационные критерии различны.

Субъективные факторы – личностные характеристики самого работника (пол, возраст, образование, воспитание, профессия, стаж, личный опыт, профессиональная культура, должностные ориентации).

Через объективные факторы определяются уровень управления заданиями по должностям, дисциплина трудовой деятельности, степень инициативности, творческого поиска, путей улучшения деятельности.

Через субъективные факторы определяются степень удовлетворенности трудом работником, индивидуальная трудоспособность, настроение работника.

В коллективе всегда есть различные социальные группы.

Социальная группа – работники обладающие общими, объединяющими их признаками (профессия, уровень образования, стаж работы). Социальные группы образуют социальную структуру коллектива, что является важнейшим компонентом, влияющим на эффективную работу отдела (организации).

Управление персоналом должно воздействовать на мотивацию людей так, чтобы у работника появилось желание к работе, желание проявить себя с лучшей стороны. Крайне важны модели работников. В своей работе менеджер должен создать целостность, он должен сознавать, какой результат работы будет конечным. При этом его подчиненные должны видеть важность работы (иметь материальные стимулы), иметь возможность участвовать в принятии решений и, конечно, должна быть связь между менеджером и работником. Оценка эффективности труда работника зависит только от менеджера. Следовательно, он должен быть объективен и справедлив. Спроектированная на основе этих принципов работа обеспечивает внутреннее удовлетворение каждого участника. Именно на основе этих данных была разработана модель характеристик работы с точки зрения мотивации.

Вопросы для обсуждения

1 Что такое мотивация?

2 Что входит в структуру мотива?

3 Расскажите о механизме трудовой мотивации.

4 В какие группы можно объединить потребности согласно теории А.Маслоу?

5Какие основные функции выполняет стимулирование персонала?

6 Каким образом соотносятся теории А.Маслоу и Ф. Герцберга?

7 Что является самым важным моментом теории В.Врума?

Понятие деловые качества знакомо каждому, поэтому все хорошо понимают, что их наличие помогает не только устроиться на хорошую работу, но и продвигаться вверх по карьерной лестнице.

Если рассматривать более подробно, то деловые качества человека – это способность работника выполнять определённые задачи, которые перед ним ставит специфика его специальности.

Какие бывают деловые качества сотрудника:

  • профессиональные - приобретёнными;
  • личностные – врождённые.

В зарубежных компаниях уже давно практикуется проведение психологических тестов при приеме на работу. Это необходимо для того, чтобы при выборе из нескольких подходящих по деловым качествам кандидатов принять на работу того, который имеет наибольшую психологическую совместимость со своим будущим коллективом.

Оценка деловых качеств

Определить, подходит ли человек для успешной деятельности в определённой трудовой сфере, можно проанализировав его профессионально – квалификационные качества, к которым относиться:

  • наличие предыдущего опыта успешной профессиональной деятельности в этой сфере;
  • квалификация;
  • некоторые личностные качества – состояние здоровья, коммуникабельность и т.д.

Работодатель может выдвигать ещё и дополнительные требования, которые будут обязательными при вашем устройстве на новое рабочее место. Это может быть обязательное владение каким-либо иностранным языком или же наличие у вас водительских прав. Все крупные компании на данный момент имеют в своём распоряжении массу методов проверки деловых качеств кандидатов на определённую должность. Оценка деловых качеств работника перед принятием его на работу так же важна, как и оценка его трудоспособности уже в процессе его профессиональной деятельности на новом рабочем месте.

Деловые и профессиональные качества руководителя

Профессия менеджера подразумевает наличие нескольких подчинённых, а значит, менеджер в полной мере может считаться руководителем. Деловые качества менеджера – это в первую очередь его навыки и способности находить наиболее оптимальный выход из сложившейся ситуации, умение находить самый простой и короткий путь к достижению желаемой цели. Деловые качества руководителя – менеджера представляют собой совмещение деловых и личных качеств.

Лучшие деловые качества руководителя

Эти понятия относятся и к деловым качествам, как мужчин, так и женщин.

Отрицательные деловые качества

Все деловые качества изначально являются положительными при приёме кандидатов на работу, всё зависит от того, каким образом человек их будет использовать. К примеру, предприимчивость сотрудника может послужить неким его прикрытием во время некачественного исполнения своих должностных обязанностей и скрывать в себе такое личностное качество, как недобросовестность.

Конечно, это общий макет написания характеристики на сотрудника с места работы и никто не мешает вносить коррективы или добавлять от себя информацию, к примеру о дополнительных навыках или знаниях (не связанных с профессиональной деятельность но используемых на рабочем месте)

Ведение бизнеса это процесс по ходу, которого предприниматель сталкивается с миллионом разнообразных нюансов и вопросов прямо не связанных с его основной деятельностью. Особенно если речь идет о малом бизнесе, где все приходится делать самому. Примеров такого совместительства много, одним из них является составление характеристики на сотрудника.

Профессиональные качества для резюме: примеры и пояснения

Необходимо помнить, что, перечисляя какие-либо из профессиональных качеств, нужно согласовывать этот список с теми требованиями, которые предъявляются к должности. Например, аккуратность вряд ли можно отнести к профессиональным качествам и определяющим критериям для кандидата, претендующего на вакансию топ-менеджера. Зато она может оказаться весьма ощутимым плюсом для должности секретаря. Поэтому, выбирая профессиональные качества для резюме, учитывайте, насколько то или иное из них будет уместным для вас на будущей должности.

Профессиональные качества – так можно охарактеризовать совокупность личностных качеств, а также всех навыков, которые человек успел приобрести на протяжении своей профессиональной деятельности. Они могут помочь в будущем совершенствоваться и приносить своей компании ощутимую пользу.

Составляем резюме: какие качества работника заинтересуют нанимателя

Именно на эти личностные качества в резюме обращают внимание кадровики. Для опытного нанимателя юноша, недавно окончивший колледж, может показаться более интересной кандидатурой, нежели специалист с опытом в N лет, не менявший места работы все эти годы (и, возможно, в силу этого некомпетентный в некоторых новых областях).

Сотни соискателей, претендующих на одну вакантную позицию в компании, предлагают кадровикам оценить их кандидатуру. Следовательно, нужно выделиться на фоне прочих соискателей, указав не только на релевантность опыта, полученного на предыдущей работе, но и на присущие только данному кандидату личностные характеристики.

Как правильно написать характеристику на работника

  1. Наименование документа. В данном случае — «характеристика».
  2. Фамилию, имя и отчество работника, написанные полностью.
  3. Занимаемую работником должность. Использовать сокращения запрещено.
  4. Возраст. Можно не указывать.
  5. Время начала и окончания работы в занимаемой должности.
  6. Награды, заслуги перед коллективом и предприятием, личные и профессиональные достижения.
  7. Информацию о пройденных стажировках, повышении квалификации, либо получении дополнительного профессионального образования.
  8. Оценка служебных особенностей работника, его умений ладить с коллегами и руководством в процессе работы, владеть юридической стороной вопроса.
  9. Оценка личных качеств, таких как мобильность, быстрая социальная адаптация, уровень стрессоустойчивости и культуры.
  10. Информацию о взысканиях, выговорах. Обычно такая информация включается в характеристики, несущие отрицательный подтекст.

Итак, характеристика на работника составляется в виде повествовательного рассказа с использованием третьего лица и постановкой предложений в настоящем, либо в прошедшем времени, что зависит от нынешнего положения сотрудника в организации, от имени которой дается документ.

Характеристика профессиональных и личностных качеств менеджера

Наиболее важным качеством менеджера является устойчивость к стрессу. Стрессоустойчивость — это способность противостоять сильным отрицательным эмоциональным воздействиям, вызывающим высокую психическую напряженность, поскольку деятельность менеджера протекает в условиях значительных психологических нагрузок.

Отношения с местным населением. Организации должны прилагать целенаправленные усилия для поддержания хороших отношений с местным сообществом. Эти усилия могут выражаться в форме финансирования школ и общественных организаций, благотворительной деятельности, в поддержке молодых дарований и т.п.

Личные и деловые качества работника

Если в резюме вписано больше 5 характеристик, это сигнал о том, что претендент не способен сделать грамотный выбор. Причем стандартные «ответственность» и «пунктуальность» стали банальными, поэтому при возможности расспросите, что означают эти общие понятия. Яркий пример: фраза «высокая работоспособность» может означать «способность работать с большим количеством информации», в то время как вы рассчитывали на «готовность к сверхурочной работе».

Чтобы не тратить время и деньги на испытание новых сотрудников, иногда компании оценивают их перед приемом на работу. Для этого созданы даже специальные центры оценки персонала. Список способов оценивания для тех, кто предпочитает делать это самостоятельно:

Оценка профессиональных и деловых качеств сотрудника в характеристике

Как известно, работодатель при высказывании своего мнения о сотруднике действует в рамках определенного пространства суждений, которого он должен надлежащим образом придерживаться в рамках своей должностной обязанности. Это, к примеру, означает, что он при составлении характеристики не может внезапно оценить результаты работы сотрудника как неудовлетворительные. Ведь работодатель в период существования трудовых отношений никогда не выражал недовольство его работой. Но и наемный работник не может потребовать от работодателя, чтобы тот оценил его работу на отлично только потому, что работодатель никогда не находил существенных недостатков в работе этого сотрудника.

Попытки работодателей вставить в характеристику высказывания с достоверной оценкой работы сотрудника, которые отражают фактическое положение дел, кажется легким делом только на первый взгляд. Ведь работодатель, с одной стороны, доложен объективно оценить работу сотрудника и указать на все положительные и отрицательные его качества, проявляющиеся в работе, а, с другой стороны, не ставить ему барьер для успешного трудоустройства в будущем. В то же время суд по трудовым спорам считает недопустимым кодирование мнения о работе наемного работника. В § 109 Absatz 2 der Gewerbeordnung (GewO) категорически разъясняется: «Характеристика должна быть составлена ясно и понятно. Она не может содержать признаки и формулировки, которые преследуют какую-то иную цель, чем ту, которая вытекает из внешней формы или дословного текста очевидных высказываний о наемном работнике». Ведь если по-другому обстоит дело, то становится невозможным объективно интерпретировать содержание характеристики. Однако фактически в большинстве случаев именно так и происходит в жизни.

Деловые качества работников: какой их перечень

Личностные качества работников можно разделить на 2 большие категории: личностные, которые изначально являются врожденными и развиваются на этапах становления самого человека, и профессиональные, которые приобретаются в процессе работы и приходят с опытом. Умелое сочетание тех и других, и постоянная работа над собоюй дают уникальную возможность карьерного роста и хорошего расположения руководства. Рассмотрим эти категории более подробно.

С одной стороны, такой процесс помогает активно собирать все необходимые сведения для изучение уровня профессионализма сотрудника и возможной организации его обучения, а с другой — повышает его мотивацию и вырабатывает основу для будущих материальных поощрений.

Примеры заполнения характеристики на сотрудника с места работы в различных случаях

При написании характеристики в полицию главное внимание уделяется личным свойствам характера человека . Ее составляют на фирменном бланке предприятия, где указаны реквизиты организации, юридический адрес и ее контактные телефоны. Посередине листа пишется слово «Характеристика», с новой строки указываются личные данные сотрудника, включая занимаемую должность.

Такой документ может потребоваться для предоставления в полицию (для возврата водительских прав, к примеру) или другие органы — в суд, в банк для получения кредита. В таких случаях характеристика должна содержать оценку только личностных качеств сотрудника. Как правило, в таком документе указываются качества, подтверждающие исключительность конкретного случая в жизнедеятельности работника.

Личные качества для резюме

К руководителям предъявляют более жесткие требования. Проверять их могут тщательнее, чем рядовых сотрудников. Поэтому подбирая пример личных качеств в резюме руководителя, надо ориентироваться лишь на свои способности. Написав, что вы: энергичны, харизматичны, целеустремленны, стрессоустойчивы и порядочны будьте готовы подтвердить это на первом же собеседовании.

Но не стоит перечислять весь этот список, выберете из них 5 наиболее подходящих для вас. Такая характеристика способна будет показать вас с лучшей стороны. Но учтите, если у вас проблемы с построением предложений или вы начинаете заикаться, когда нервничаете, то указанный пункт «ораторское мастерство» будет выглядеть, как обыкновенная ложь.

30 Июл 2018 1742

Один из самых важных пунктов в резюме - профессиональные качества. Еще они называются деловыми. Они указывают на способность человека исполнять трудовые обязанности. От профессиональных качеств зависит, какой будет успешность и продуктивность потенциального работника.

Профессиональное и персональное: отличие

Часто соискатели путают профессиональные навыки и персональные качества. Между двумя понятиями очень тонкая грань. Деловые качества характеризуют человека как рабочую силу. Самые важные - уровень образованности и наличие опыта работы. Оба фактора помогут работодателю оценить возможную продуктивность труда, компетентность, профессиональные навыки.

При рассмотрении деловых качеств для рекрутера важно понять, подойдет ли соискатель на вакантную должность. Он анализирует, поможет ли кандидат достичь нужных целей, какую ценность несет для компании и какой может быть оплата его труда.

Особенности личных качеств, указанных в резюме:

  • характеризуют человека как личность;
  • берутся во внимание, когда у нескольких кандидатов деловые навыки находятся на одном уровне;
  • помогают в формировании мнения об отношении кандидата к работе, коллегам, начальству и т.д.

Персональные характеристики являются второстепенными и берутся во внимание не всегда, но о них все равно нужно писать обдуманно.

Выбор характеристик

HR-специалисты советуют писать не более 5-7 личных и профессиональных качеств. Этого количества достаточно, чтобы дать оценку соискателю.

Если качеств будет 5, это продемонстрирует, что кандидат умеет расставлять приоритеты, выбирать главное и способен сделать грамотный выбор.

Обязательно выбираются качества, которые характеризуют сильные и слабые стороны человека.

Оценивать себя нужно адекватно, без влияния заниженной или завышенной самооценки. Можно выписать все свои сильные и слабые стороны на лист и выбрать те, которые не только удачно характеризуют человека, но и непосредственно относятся к вакансии.

Лучше не использовать стандартных описаний. Банальные характеристики, которые прописаны в каждом резюме, не привлекут работодателя. Отличное решение - описать качества несколькими словами.

На собеседовании могут попросить навести примеры, которые подтверждают наличие указанных личных и профессиональных способностей.

Оценка негативных качеств

Существует несколько способов преподнести свои негативные стороны. Можно рассказать о слабой стороне, которую удалось исправить. Это продемонстрирует соискателя как целеустремленного человека с силой воли. Это покажет, что человек готов развиваться и меняться при необходимости. В таком контексте можно написать о следующих навыках:

  • непунктуальный, но после соответствующих курсов получил навыки тайм-менеджмента;
  • имеющий страх при выступах перед публикой, но сейчас изучает основы ораторского искусства;
  • медленный, но делает работу качественно и строго в срок;
  • плохо разбирается в технических новинках, но при необходимости мониторит соответствующие ресурсы с актуальной информацией и т.д.

Можно написать о личных или профессиональных качествах, которые не касаются выбранного рода деятельности. Они никак не отразятся на качестве работы или продуктивности потенциального сотрудника.

Третий популярный вариант - представить свои навыки и качества в выгодном ракурсе. С их помощью нужно убедить работодателя, что соискатель является идеальным кандидатом на вакантное место. Показать, что они не помешают работе. У того, кто претендует на руководящую должность, это может быть желание контролировать все процессы в компании.

Перечень других негативных качеств, о которых можно писать:

  • гиперактивность;
  • излишняя эмоциональность;
  • неумение врать;
  • здоровый эгоизм;
  • самоуверенность;
  • прямолинейность;
  • скромность;
  • слабая коммуникабельность;
  • обидчивость;
  • жадность и т.д.

Новичкам нужно сразу предупреждать работодателя об отсутствии опыта. Это и будет их ключевой отрицательной деловой характеристикой. Им можно указать в негативных качествах трудолюбие, прямолинейность, неусидчивость, чрезмерная активность и т.д.

Оценка позитивных качеств

Положительные профессиональные качества для резюме также являются важным критериев при подборе сотрудников. Есть такие навыки и черты, которые подойдут для любой вакансии. Их примеры:

  • честность;
  • простота и легкость в обучение;
  • умение концентрироваться на важном;
  • стрессоустойчивость;
  • отсутствие вредных привычек;
  • инициативность и т.д.

Такие качества ценятся в сотруднике на любой должности, т.к. характеризуют его с лучшей стороны. Если соискатель подает резюме на руководящую должность, то лучше указать другие характеристики личностного характера.

HR-менеджеры и эксперты выделяют 3 категории сильных сторон:

  1. Мобильные навыки. Способности, присущие смежным профессиям или те, которые использовались кандидатом на прежнем месте работы и будут актуальными для вакантного. Это могут быть навыки налаживать контакт с разными по типу темперамента людьми, работать с основными офисными программами, быстро решать срочные вопросы или оставаться спокойным в стрессовых ситуациях.
  2. Навыки, которые базируются на знаниях. Такие способности человек получил благодаря дополнительному обучению или в процессе трудовой деятельности на прежнем месте работы. Это умение пользоваться компьютером, вести отчетность, вести деловые переписки с иностранными партнерами, свободно общаться на иностранном языке и т.д.
  3. Личные качества. Уникальные свойства человека. Позволяют понять, каким является потенциальный сотрудник в обычной жизни.

Часто соискатели сначала пишут положительные качества, которые непосредственно связаны с рабочей деятельностью. Но слишком хвалить себя не нужно. Немного самокритики не помешает.

Подтвердить наличие перечисленных характеристик потенциальный работник может с помощью аргументов. Можно привести примеры проявления таких способностей в мотивационном листе в виде структурированного и логического текста.

При составлении списка с деловыми качествами подумайте, какими чертами характера или профессиональными навыками должен обладать идеальный кандидат.

Важные характеристики для разных типов профессий

Профессионально составленное резюме заметно сразу. В нем описаны только те качества, которые касаются вакантной должности. Соответствие ожиданиям и потребностям рекрутера повышает шанс того, что кандидатуру человека рассмотрят.

Сопоставление деловых качеств, черт личностного характера и профессий:

  1. Руководящие должности. В таких сотрудниках ценится умение работать в команде, правильно распределять обязанности, быстро адаптироваться к новым условиям, нести ответственность за работу подчиненных. Немаловажными являются толерантность, лояльность, логическое мышление, способности к планированию и аналитике, этичность, честность.
  2. Технические специалисты, юристы, экономисты. Они должны уметь работать с документацией, замечать детали, собирать и анализировать данные. Они должны быть педантичными, внимательными, усидчивыми, дальновидными, аккуратными.
  3. Профессии, подразумевающая общение с людьми. Главное - коммуникабельность и умение находить подход к разным категориям людей. Другие профессионально значимые характеристики: вежливость, этичность, коллективизм, оперативность, общительность, легкая адаптация, порядочность.

Оцениваются профессиональные способности кандидата несколькими способами. Это рекомендательные письма, тестирование, экзамен на знание специфики выбранного рода деятельности, ролевые игры, кейсы. Но первым этапом проходит собеседование, на котором могут спросить:

  • какие ваши сильные стороны;
  • как вы можете охарактеризовать свои слабые стороны;
  • почему мы должны рассматривать вашу кандидатуру;
  • чего вы хотите добиться в нашей компании и т.д.

Во время собеседования работодатель хочет проверить соискателя на честность и сопоставить описанные качества с реальными. Ролевые игры помогут показать, как реагирует человек на стрессовые ситуации.

Для успешного осуществления деятельности на руководящей должности человеку необходимо обладать целым перечнем качеств – уверенностью, ответственностью, настойчивостью, умением делать оперативный выбор, просчитывать выгодный исход для компании, умело обращаться с деловой документацией, разумно делегировать обязанности. Все эти личные качества руководителю могут быть даны от природы. При желании, сильные стороны характера могут быть самостоятельно воспитаны им в себе, отточены и усовершенствованы собственными целенаправленными действиями. Каков же набор этих качеств? Это и не только рассмотрено далее.

Формирование набора качеств руководителя для обеспечения эффективной деятельности подчиненных

Хотя совокупность личных качеств руководителя находится в прямой зависимости от характеристики управленческой деятельности, психологи и теоретики в сфере управления выделяют наборы качеств, которые должны быть присущи человеку на любой руководящей должности.

Так, результаты психологических тестов свидетельствуют, что сочетание в одном лице официального начальника и неофициального лидера повышает эффективность работы сотрудников на 20-30%. Сущность явления заключается в удвоении силы влияния лидера на группу, использовании для внушения сотрудникам не только власти, предоставленной официально, но и личных качеств руководителя, возможностей убеждения и внушения. Те же психологические тесты подтвердили, что официальный авторитет руководителя обосновывает лишь 60% возможностей рабочей группы, тогда как психологический или неофициальный авторитет позволяет добиться 85-90% отдачи сотрудников.

Для построения эффективной системы управления деятельностью сотрудников руководителю следует знать личностную направленность. Направленность руководителя основывается на установках, которые в процессе личного общения получают наибольшее преимущество. Это равноправие, потенциал и творчество. Преобладание в процессе коммуникации одной или двух из вышеперечисленных установок может стать основанием для эффективного управления группой и позволит поддерживать сплоченность в коллективе.

Пренебрежение к каждой из трех установок является индикатором неэффективного стиля управления.

Требования, предъявляемые к руководителям

Попыткам определения совершенного набора личных качеств руководителя посвящено множество исследования последнего десятилетия. Они включали конструкт идеальной личности руководителя, формирование лидерских и субъективных качеств, перечень необходимых навыков и прочее. Многие исследование действительно подтверждали, что эффективная работа компании зависела от интеллекта руководителя, его надежности, ответственности, активности, социальной позиции и иного. Впрочем, эти качества не исключали проявления негативных черт, особенно в стрессовых ситуациях. Кроме того, существуют свидетельства, что руководители, обладающие вышеуказанным перечнем положительных характеристик, не добивались успеха. Играет роль и фактор количественного распределения усилий на каждую личностную характеристику, а также на глубину их проявления в коммуникации с подчиненными.

Человек не способен стать хорошим руководителем только при наличии определенных черт характера. Существенное значение имеет стиль управленческой деятельности человека, его поведение с сотрудниками.

Исследователи схожи во мнении, что руководитель не может обойтись без следующих качеств:

  • Энтузиазм, энергичность, разумная склонность к риску и борьбе, сильная мотивация к победе;
  • Постоянство;
  • Способность к правильной организации коллектива, личный подход к подчиненным, рациональное делегирование обязанностей, координация действий;
  • Высокий интеллект, компетентность, способность правильно оценивать собственные возможности, развитое воображение, интуиция, прозорливость;
  • Способности к коммуникации, длительному общению;

Определение первостепенных личных качеств руководителя и их развитие

Опрос генеральных директоров ведущих компаний России показал, какими чертами характера, с их точки зрения, обязаны обладать люди, желающие стать руководителями:

Опрошенные сотрудники же определили другие черты, которыми должен обладать их руководитель:

  • Наличие стратегического мышления.
  • Уверенность в себе.
  • Способность сплотить группу.
  • Умение расставлять приоритеты.
  • Коммуникабельность.

Очевидно совпадение по трем пунктам из пяти. Однако, коммуникабельность опустилась с первого на пятое место, а уверенность в себе – с четвертой позиции на вторую. Лидирующее место сотрудники отводят стратегическому мышлению – таланту решать задачи и добиваться целей с наименьшими затратами ресурсов. Именно такое личное качество руководителя, по мнению подчиненных, способно привести предприятие к процветанию.

Навыки, которыми обладает профессиональный руководитель

Подытоживая вышенаписанное, можно выделить такие навыки, присущие грамотному управленцу:

  • Психологическая уравновешенность. Умение не терять самообладания в сложных ситуациях, требующих жестких и быстрых реакций. Подчиненные должны видеть, что руководитель, вне зависимости от возникшей ситуации, не потерял хладнокровия.
  • Стремление к победе. Опытный руководитель должен мотивировать сотрудников, демонстрировать неисчерпаемый энтузиазм. Продвижение по карьерной лестнице невозможно без стремления подниматься вверх и занимать новые высокие должности.
  • Практический интеллект – талант мыслить логически, просчитывать свои шаги в перспективе, видеть последствия своих действий.
  • Социальный интеллект. Имеет много общего с эмпатией – способностью поставить себя на место другого и полностью разделить его чувства. Разумный руководитель использует этот инструмент наиболее эффективно во время распределения обязанностей – он знает, какую конкретно работу следует дать тому или иному человеку, и будет уверен, что ее хорошо выполнят.
  • Адекватная самооценка руководителя заключается в способности проанализировать весь объем информации о самом себе, воспринять его критично и правильно, а затем – откорректировать свое поведение. Также адекватная самооценка позволяет правильно оценивать свои возможности и не брать на себя непосильную работу.

Усовершенствование сильных сторон характера

Самое эффективное оттачивание лидерских навыков – это постоянная практика, с преодолением трудностей, взлетами и падениями. Только так можно усовершенствовать свои сильные стороны, взрастить личность, уверенную в себе и в своих действиях.

Также можно проделывать следующие упражнения для развития лидерских качеств и навыков:

  • Ставить себе амбициозные задачи. Для развития лидерских навыков полезнее выполнить на 80% максимально сложную задачу, чем справиться на 150% с простым заданием, не сулящим никаких перспектив.
  • Находить общий язык с коллективом. После беседы с подчиненными, донесения до них цели компании и роли рабочей группы в ее достижении финансовый результат деятельности хозсубъекта, зачастую, возрастает.
  • Совместное повышение квалификации – это пойдет на пользу и руководителю, и его подчиненным.
  • Хорошим упражнением для развития лидерских качеств может стать и простая беседа с клиентом. Спросив у обычного человека о его целях в жизни, можно получить идеи для развития собственного бизнеса.

Личные качества руководителя для характеристики

Характеристика на руководителя – это документ, содержащий список положительных личных качеств человека, а также перечень его профессиональных заслуг.

Характеристика может понадобиться органам государственной власти, а также сторонним организациям при решении вопросов о переводе в иные филиалы и на более высокие должности.

Документ составляется в свободной форме. Характеристика включает в себя персональные данные руководителя, специфику его трудовой деятельности и список профессиональных успехов. Также в документе кратко описываются черты характера и манера поведения руководителя.

Примеры личных качеств руководителя для характеристики:

Личные качества руководителя в резюме

Для человека, желающего устроиться на работу в роли руководителя, создание грамотного, адекватного, лаконичного, но максимально информативного резюме должно стать первостепенной задачей.

Необходимо, при этом, не преувеличивать своих умений, но и не скромничать, впечатлить работодателя и, затем, проявить себя с хорошей стороны в управленческой деятельности.

Резюме должно подвергаться регулярной корректировке по мере повышения квалификации. Пренебрегать обновлением информации не стоит.

В резюме детально и информативно должны быть прописаны пункты, касающиеся профессиональных знаний и навыков, сильных сторон, умений и положительных качеств.

Личные качества, которые должны присутствовать в резюме руководителя, следующие:

  • Профессиональные умения. Следует перечислить все, что имеет значение для занимаемой должности. В начале списка должны находиться навыки, имеющие непосредственное значение для успешного трудоустройства. Иным положительным, но не первостепенным для работы чертам характера место в конце списка.
  • Умение справляться с негативными эмоциями и стрессовыми ситуациями.
  • Усидчивость и трудолюбие – они помогают качественно справляться с поставленными задачами, создают репутацию педантичного и щепетильного руководителя.
  • Способность находить общий язык с подчиненными.
  • Стремление к усовершенствованию собственных профессиональных навыков.
  • Талант к руководству.

Таким образом, руководитель должен обладать достаточно внушительным перечнем личных качеств, позволяющим ему эффективно управлять подчиненными и справляться с иными поставленными перед ним профессиональными задачами.